Буддизм можно ли пить алкоголь
Содержание статьи
Отношение к алкоголю в религиях мира
Алкоголь – одно из ключевых открытий человечества: состояние измененного сознания, достигаемое с помощью алкогольного опьянения, в разных народах в свое время воспринималось как акт божественного откровения, способ общения с «тонким» миром, путь познания скрытого. Именно под воздействием спиртного нередко создаются произведения искусства, решаются научные парадоксы и находятся ответы на вопросы, казавшиеся неразрешимыми.
Религиозные доктрины мира не могли не включить в свою концепцию такой значимый фактор человеческого психоэмоционального состояния, тем более что даже сегодня, в век научного знания и материализма, нет единого мнения, что же именно собой представляет состояние измененного сознания, и нет ли в нем сакральной (священной) подоплеки.
Алкоголь в христианстве
Эта религия относится к алкоголю положительно и даже с некоторым уважением: красное вино, в частности, считается Кровью Христовой и входит в таинство Причастия. Немало упоминаний перебродившего виноградного сока встречается и в Новом Завете: достаточно вспомнить известный сюжет о превращении воды в вино на свадьбе. В Ветхом Завете, в Песни Песней, влюбленный юноша (сам царь Соломон) сравнивается с виноградарем, и его возлюбленная Суламифь – сестра владельцев виноградника.
Вино – кровь Христова, хлеб – его плоть
Не попадают под запрет и другие напитки. Например, жена известного немецкого богослова, реформатора и переводчика Библии Мартина Лютера была пивоваром, а семейство Гиннес создало свой знаменитый сорт пива в честь поклонения Иисусу Христу.
С другой стороны, в христианстве порицается чрезмерное опьянение, когда человек не может контролировать себя и теряет достойный облик (сюжет о дочерях Лота, сюжет о сыновьях Ноя – Хаме, Симе и Иафете). Не находят сочувствия и запойные пьяницы, так как Священное Писание учит своих последователей всегда быть хозяевами своего тела, чтобы не совершить случайно предосудительный поступок и не нанести вред другим людям.
При желании в Библии можно найти цитаты как за, так и против алкоголя, одно можно сказать совершенно точно: спиртные напитки в христианстве не запрещены, а в определенных ритуальных ситуациях даже прямо показаны к употреблению.
Алкоголь в исламе
В этой религии алкоголь полностью запрещен – по легенде именно табу на спиртное в свое время стало причиной, почему князь Владимир решил крестить Русь, а не обратить ее в мусульманство. Коран считает: что запрещено в большом количестве, не разрешено и в малом, поэтому христианский подход, прославляющий умеренность, здесь неприменим: спиртное считается корнем зла и греха, нечистым и скверным порождением Иблиса – джинна, сбивающего верующих с истинного пути.
По одной из версий из-за запрета алкоголя в исламе князь Владимир принял христианство
Разумеется, этот запрет распространяется и на другие дурманящие вещества, однако доподлинно известно, что некоторые мусульмане все-таки не отказывают себе в простых радостях: например, большим любителем вина был великий иранский поэт и ученый Омар Хайям, многие современным исламские исследователи также находят в Коране подтверждения тому, что алкоголь не так страшен, как принято считать. Например, Аллах сказал, что «первая капля вина губит человека» – получается, если ее стряхнуть, то оставшийся в стакане напиток совершенно безвреден! Достаточно лояльное отношение к алкоголю в демократичной и светской Турции, в то время как в ОАЭ или Саудовской Аравии за появление на улице в нетрезвом виде можно угодить в тюрьму.
Официальная позиция ислама остается такой же, как и тысячу лет назад: алкоголь строжайше запрещен.
Буддизм и алкоголь
Концепция жесткого запрета чего-либо плохо соотносится с самой философской и гуманной из всех мировых религий, однако в буддизме отношение к алкоголю скорее негативное, чем позитивное. Например, «Восьмеричный путь» включает в себя следование канонам правильного поведения, которое подразумевает отказ от пьянства. Значит ли это, что буддисту нельзя даже пригубить полбокальчика легкого вина? Нет, только если монаху – ведь замутненное сознание отдаляется от просветления.
К мирянам же в буддизме требования минимальны, и бытовые «прегрешения» им прощаются. Состояние постоянной осознанности – обязанность того, кто идет по пути духовного совершенствования, а алкоголь, равно как и наркотики, затуманивает разум.
Буддизм неоднороден: в нем есть и Махаяна, и Хинаяна, и Тантризм, и Дзен, и другие направления, каждое из которых по-своему относится к алкоголю. В сухом остатке можно сказать следующее: буддизм не считает вино скверной и богомерзким напитком, но и не поощряет его употребление, особенно сверх меры.
Источник
Русское Дзендо
Постоянное Озарение
Вопрос:
Как относиться к алкоголю и его употреблению? Я сам около года не пью вообще, но порой посещают мысли о бокале вина или кружке пива в хорошей компании. Как относится к этому буддизм?
Ответ:
С точки зрения энергий тела, алкоголь нагружает печень и снижает чуткость сердца.
Поскольку напряжения сердца ощущаются меньше, в малых дозах это может ощущаться как эйфория.
Но при увеличении дозы нарастает отравление. Сознание сужается, осознанность и самоконтроль слабеют.
Поэтому при небольших дозах (примерно до 200 г натурального вина на 100 кг веса тела) алкоголь может помочь раскрепоститься, сбросить эмоциональное напряжение (так сказать, накопившуюся на сердце тяжесть).
Иногда это можно считать полезным действием.
Однако в этом нет необходимости для человека, тело которого чутко и гибко, физически и энергетически. (Например, благодаря занятиям йогой или цигуном). У такого человека на сердце уже нет напряжения. Будет ощущаться только тяжесть на печени, и поэтому даже малые дозы алкоголя будут неприятны.
Итого: для человека с запущенным состоянием тела и ума, немного алкоголя может помочь расслабиться, раскрепоститься, отпустить внутреннее напряжение самоконтроля и почувствовать эмоциональное облегчение.
Но при этом телу наносится и вред. Понемногу разрушается печень, нервные клетки и пр. Рефлекторные цепочки меняются: обычное чувство жажды смешивается с желанием алкоголя. Поэтому снова и снова хочется выпить спиртного, и дозы растут. Если человек пьёт алкоголь в больших дозах, то состояние отравления ассоциируется с эйфорией и кажется нормальным, или даже приятным. Всё больше человек опускается во свинское состояние, личность деградирует, мозг разрушается.
Итого: регулярное потребление алкоголя наносит вред телу и создаёт психологическую зависимость. Желание выпить становится ежедневным.
Вывод: лично я не считаю употребление бокала натурального вина или кружки пива чем-то страшным. В каких-то случаях — однократно или изредка — это можно оправдать. Но ввести это в обычай, выпивать регулярно — значит пользоваться неверным ответом на проблему. (Эмоционального напряжения, тяжести на сердце). Лучший ответ — заниматься телесной практикой. Это полезно для тела, и напряжения не будут накапливаться.
Если привычка выпивать уже возникла, её можно ослабить,
1. употребляя чай взамен. Постепенно жажда алкоголя поблекнет, восстановится обычная рефлекторная цепочка. Желание попить будет удовлетворяться обычной водой.
2. Занимайтесь телесными практиками, развивающими расслабленность и чуткость тела-ума. Это даст энергетическую гибкость, возникающие напряжения будут быстро растворяться.
3. Отказаться от алкоголя помогает решимость. Нежелание зависимости. Твёрдо решите отказаться от любого вида алкогольных напитков — и расслабьтесь. Больше вам не нужно будет беспокоиться об этой проблеме, спрашивать себя: «Выпить или не выпить?» Решение принято, вопрос закрыт. Всё уже в порядке.
Пообщаться с друзьями можно за чаем. Можно вместе заниматься какой-то расслабляющей и приятной деятельностью. Например, попеть мантры или песни. Поиграть на барабанчиках и других инструментах. Посещать концерты и выставки. Танцевать. Гулять в разных красивых местах — например, на природе. Вместе рисовать. Играть в интересные игры. Вместе посмотреть хороший фильм (но не просто тупо убивать время перед телевизором). Вместе заниматься спортом или телесными практиками (йогой, цигуном). Медитациями. Разговаривать о том, что интересного происходит в жизни. Что вы узнали. Как справляться с какими-то трудностями. И так далее (добавляйте в комментариях, что ещё)… Вместе делать какое-то дело, особенно, полезное для других. Мастерить. Изучать что-то — например, иностранный язык. Изучать Дхарму. Вместе читать сутры и притчи, обсуждать их. Вместе сочинять — например, стихи. Вместе приготовить еду, а потом вместе осознанно поесть, ощущая благодарность ко всем тем существам, благодаря которым эта пища на вашем столе. Вместе убирать и украшать помещение — или, например, буддийский алтарь. И так далее, и так далее…
Творческое проживание жизни интереснее и полезнее, чем принятие химических лекарств (таких как алкоголь). Их лучше считать «аварийным» средством. А на самом деле, в употреблении алкоголя нет необходимости. Расслабление, отпускание напряжений и хорошее самочувствие могут достигаться более безвредными способами. Для общения с друзьями есть другие «форматы».
Об отношении к алкоголю в буддизме:
Начнём с того, что типичное состояние человека — носить в себе напряжения и противостояния.
Поскольку это часто ощущается как неприятное, люди пытаются справиться с неприятностью, неудовлетворённостью путём
- снижения и сужения осознанности,
- погружения во приятные занятия.
Но приятные занятия и отмахивание от неприятного — это не устранение неприятного. Это не действительное решение проблемы, поскольку неприятное остаётся. Чем упорнее мы пытаемся снизить и ограничить осознанность, тем, как правило, больше растёт проблема. Чем больше мы гоняемся за приятными ощущениями, тем больше растёт зависимость от них.
Тогда, поскольку приятные ощущения не всеохватны (а существуют наряду с неприятными), полной удовлетворённости никогда не наступает. Это всегда лишь погоня за удовлетворённостью.
Круговорот: то некоторый кайф, то неудовлетворённость от ослабления и потери этого кайфа.
Поэтому, чем больше гоняешься за приятными переживаниями, чем глубже стараешься в них погрузиться (и уйти от полной осознанности), тем больше растёт и неудовлетворённость. Например, чем больше за что-то приятное цепляешься, тем больше ранит уход этого.
Вот, этот механизм — одна из центральных тем буддийского учения. Погружение в страсти — это попытка уйти от неудовлетворённости, но на самом деле это усугубление проблемы. Как питьё морской воды, это скорее раздражает жажду, чем утоляет.
Решение проблемы — не углубляться во круговорот сансары. Раскрыть осознанность и отпустить ощущения.
Поначалу это может быть не очень приятно — открыться неудовлетворённости. Но при спокойном созерцании психологическая жажда стихает. Неприятное состояние проходит. Остаётся спокойствие. Безмятежность. Нормальное состояние, без тяги к чему-то, без ощущения недостатка.
Равновесие.
Поэтому буддизм говорит, что решение проблем неудовлетворённости (страданий) — не гоняться за жаждой, но отпустить её причины. Прекратить нагнетание внутренних напряжений. Открыть осознанность и прийти в равновесие. Когда волнения отпущены, они перестают возобновляться.
Происходит естественная регулировка. Случился всплеск — прошла волна. Но не началось усиленное болтание волн.
Конечно, в этой общей картине могут быть исключения. Чтобы осознать что-то, иногда полезно удержать переживания, сконцентрироваться на них. Прочувствовать страсть, жажду и неудовлетворённость. Но это не для того, чтобы гоняться за страстями и погружаться в них, а для того, чтобы осознать причины проблем и перестать их возобновлять.
Из этого понимания возникают буддийские обеты. Главные — Пять предписаний. Мастер Тик Нат Хан называет их «Пятью упражнениями в осознанности».
1. Воздержание от убийства (и шире — от нанесения вреда чувствующим существам).
2. Воздержание от воровства (и шире — от взятия того, что тебе не дали).
3. Воздержание от недолжного сексуального поведения.
4. Воздержание ото лжи (и шире — от неполезной речи).
5. Воздержание от употребления опьяняющих веществ.
Основной смысл этих пяти предписаний — воздерживаться от попадания в зависимость от страсти (в круговорот сансары), когда погоня за приятным создаёт причины для неприятного, и это продолжается без конца.
Например, когда мы сталкиваемся с чем-то неприятным, может захотеться убить это, уничтожить. Но тогда устранится лишь данный неприятный элемент в данной обстановке. Корни проблемы останутся. Ты снова и снова будешь сталкиваться с тем, что тебе захочется убить, уничтожить. Скорее всего, проблема будет лишь усугубляться, ты погрузишься в мир ненависти и убийств.
Настоящее решение проблемы — отпустить внутренний конфликт, который создаёт ненависть и отвращение. Например, вместо ненависти к человеку, приписывания ему ярлыка «плохого», ты начинаешь разбираться в механизме его поведения. Понимая механизм, ты получишь больше шансов его изменить. Не завися эмоционально от того, чтобы всё шло гладко, ты сможешь действовать эффективнее во трудных ситуациях.
Поэтому воздержание от убийства — это не какая-то необоснованная догма свыше; это указание правильного пути решения проблем с ненавистью и неприятными обстоятельствами.
Аналогично с другими предписаниями. Кража может дать временное утоления жажды к чему-то, но не уберёт тебя из мира жажды, а скорее погрузит только глубже.
Нарушение предписаний ведёт ко страданиям и развивает причины страдания, для тебя и других. Ведёт по неправильному пути: не к отпусканию, растворению трудностей и открытию удовлетворённости, а к усугублению проблем и накоплению тяжёлой кармы. (Карму можно понимать, в основном, как развитую поступками склонность к определённому поведению).
Пятое предписание было добавлено к четырём предыдущим после одного забавного случая. Монах, находясь в доме мирян, сильно хотел пить. Он схватил со стола кувшин и выпил. Но там было вино, а не вода. От опьянения его самоконтроль и осознанность ослабли, а страсти распустились. Он захотел закуски, убил и приготовил себе хозяйскую курицу. (В другом варианте истории, он попросил это сделать хозяйку; но и так он стал причиной убийства, то есть, фактически, убил). Он переспал с хозяйкой. И потом солгал, что не делал всего этого.
Таким образом, опьянение вызвало ослабление осознанности и распускание страстей. Случилось нарушение всех предписаний, движение по ошибочному пути.
Монах создал причины для страданий, себе и другим, углубился во круговорот неудовлетворённости.
Как ему лучше было действовать?
Отпустить внутренние напряжения. Заниматься телесными практиками для расслабления и благополучного самочувствия. Тогда, даже случайно выпив вина, он не подвергался бы сильному давлению страстей. И он не торопился бы пить, а, почувствовав вино вместо воды, остановился и пошёл искать воду.
Таким образом, соблюдение буддийских предписаний — это не бездумные правила. Это указание правильного пути от страданий к освобождению. Это поддержание осознанности, потому что памятование о предписаниях помогает осознавать, чем ты сейчас занимаешься.
Это помогает отодвинуть привычную неосознанность и быть внимательнее.
А изучение смысла предписаний помогает понять механизм сансары.
Поэтому буддийское отношение к алкоголю — воздерживаться от его употребления. Использовать более безвредные и полезные средства для расслабления, отпускания напряжений и общения с друзьями. Сохранять широкую осознанность, не сужая её, и не погружаться в зависимость от страстей.
Без власти страстей мы остаёмся в непринуждённости.
Непоколебимые, свободные, спокойные и чуткие.
Недостаточно прав для комментирования. Вы вошли на сайт?
Источник
Почему Будда наставлял учеников отказаться от алкоголя? (3 фото)
На нашем канале мы рассматриваем вопрос: «РЕЛИГИИ МИРА О ТРЕЗВОСТИ» (Рассмотрим, как относятся к пьянству и самоодурманиванию человека нижеперечисленные религии: Индуизм, Сикхизм, Буддизм, Иудаизм, Христианство, Ислам, Вера бахаи).
Сейчас наступила очередь БУДДИЗМА.
2,8 тыс. дочитываний, 44%. Пользователи, дочитавшие до конца.
Буддизм зародился в середине пятого века до новой эры в Индии. Его создателем был наследный принц одного из тогдашних королевств по имени Сиддтхартха Гаутама. В 29 лет, отказавшись от праздной жизни властителя, накануне своей коронации, он ушёл из дворца в поисках цели и смысла человеческого существования. После долгих лет странствий по земле и после глубоких размышлений, Гаутама «пришёл к просветлению», открыв для себя законы жизни человека на земле. Назвавшись Буддой («Просветлённым»), он выработал для людей ряд положений, которым нужно следовать человеку в земной жизни, среди которых важное место отведено полному отказу от алкоголя и наркотических веществ.
Ещё, будучи принцем и ведя соответствующий царственному положению образ жизни, Сиддтартха, конечно, не чурался вина, хотя и не злоупотреблял им. Прозрение пришло к нему, когда, уйдя от своей первоначальной жизни, он вступил на путь пророка новой веры. Он осознал, что алкоголь ведёт к нарушению работы человеческого мозга, что, в свою очередь, даёт сбой работе всего организма. Но, главное, спиртное приводит к моральной деградации личности и удаляет человека от познания Бога.
Будда и ученики
Став «Просветлённым», Будда Гаутама сам никогда не употреблял алкоголь, не пользовался наркотическими средствами и заповедал это воздержание всем своим последователям. Он умер в возрасте 80 лет и перед смертью наставлял своих учеников:
«Воздерживайтесь вовсе от употребления вина, ведущего к множеству пороков. Если кто-то выпьет вина, хотя бы даже с росинку, удерживающуюся на кончике травинки, то он не будет более моим учеником».
Сегодня на земле около 600 миллионов человек следуют буддизму, и подавляющее большинство из них отрицают спиртное.
Идея полного отказа от алкоголя и одурманивающих веществ проходит через всё учение буддизма, изложенное в писаниях, называемых «Трипитака» («Три корзины»). Здесь записаны поучения Будды, всевозможные рассказы из его жизни и притчи. Одна из составных частей «Трипитаки» называется «Сутта-Нипата» («Книга поучений»). В этот сборник высказываний Будды включены следующие мудрые мысли о вреде спиртного:
- «Всё приобретённое им, расточает человек похотливый, друг хмельных напитков, игрок в кости» (С-Н,1.6:105).
- «Кто во главе хозяйства в доме ставит женщину или мужчину, наклонных к пьянству — вот причина потери для теряющего» (С-Н, 1.6:111).
- «Пьянство, мотовство, растрата добра игрою в кости — грех» (С-Н, 3.10:659).
В буддизме имеется ещё один сборник изречений, называемый «Дхаммапада», в который также занесены мудрые мысли Учителя, говорящие о пьянстве:
«Кто в этом мире побеждает это несчастное, трудно победимое желание, у того исчезают печали, как капля с листа лотоса» (Д., 336) и «Тот, кто предался пьянству — подрывает себе корень здесь, в этом мире» (Д., 246-247).
Примечательно, что злые демоны буддийского пантеона (Ракшасы, Преты, Асуры, Мара), присутствующие в сказаниях и всячески вредящие людям, очень часто свои злые дела совершают под воздействием алкоголя и одурманивающих веществ.
Ракшасы — демоны-людоеды и злые духи в индуизме и буддизме
В буддизме существует свод нравственных норм, предназначенный не только монаху, но и мирянину. Он называется «Панча шила» («Пять заповедей»). Здесь, наряду с запретами на воровство, убийство, прелюбодеяние и ложь, имеется и строгий запрет на употребление алкоголя:
«Ты не должен пить опьяняющих напитков, ни приглашать других пить их, ни одобрять, когда другие пьют, потому что конец пьянства — безумие. Ибо в пьянстве глупые грешат и делают других людей пьяными. Нужно избегать этого греха, который вызывает безумие, увлекает к глупости и только глупому кажется хорошим».
В религиозном каноне буддизма находится также книга «Джатака», содержащая 550 историй о прежних жизнях Будды. Среди них имеется притча, рассказывающая о том, как группа его учеников, пойдя просить подаяние, неожиданно попала на пиршество к тамошнему царю. Забыв о наставлениях своего учителя, эти монахи потребили предложенное им вино. Потеряв контроль над своим поведением, одни из них пускались в пляс, другие начинали петь, третьи, наплясавшись и напевшись, пинали ногами корзины и чаши для сбора подаяний, а затем все уснули.
Проснувшись и услышав о творимых ими непотребствах, сгорая от стыда, они поспешили к наставнику, где рассказали ему о нарушении запрета о вине, о том, что за этим последовало и о своих сильных душевных переживаниях:
«Напелись, наплясались мы сполна
и улеглись, устав от кутерьмы,
одно лишь утешительно: испив вина,
мартышками не стали мы».
Будда прочитал им строгую нотацию за то, что они, несмотря на его неоднократные поучения, всё-таки попробовали спиртное. «Так всегда бывает с теми, кто нарушает запреты на употребление вина, — сказал им учитель, – смотрите же впредь никогда не делайте этого».
Глава одной из основных школ тибетского буддизма Сакья Тризин Ринпоче, будучи гостем столицы Республики Калмыкия — города Элиста, прочитал в здешней, недавно выстроенной пагоде «Семь Дней» лекцию о вреде алкоголя.
Своё выступление Сакья Тризин начал с того, что употребление спиртного, прежде всего, отрицательно влияет на состояние души пьющего, которая становится неспособной постигать высшие духовные тайны и опускается на дно земного бытия.
Наряду с этим, высокий религиозный гость сказал и о том, что пьянство несёт с собой разлад в личной жизни человека, в его семье и, как следствие, отрицательно сказывается на состоянии общества, в котором живёт этот человек.
Особо Его Святейшество выделил тот неоспоримый факт, что алкоголь наносит величайший вред здоровью тех, кто увлечён вином и его производными и намного сокращает их жизнь. В заключении Сакья Тризин подчеркнул, что употребление алкоголя и наркотических веществ категорически запрещены основателем буддизма: «Тот, кто вовлечён в этот порок, не является истинным последователем Великого Учения Будды», — сказал он».
Источник