Что можно пить священникам

Храм пророка Божия Илии

Странный вопрос скажете вы. Человек вправе сам решать: пить или не пить.

Однако если посетить свадьбу или день рождения, корпоративную вечеринку или праздничный банкет, то легко можно убедиться в том, что свободы в данном вопросе просто не существует. Оказывается, что пусть не всегда, пусть не по всякому поводу, но пьют спиртное практически все. Пусть помаленьку, но пьют. Пьют мужчины и женщины, бизнесмены и безработные, интеллигенты и «работяги». Пьют РУССКИЕ.

Про наш регион — Горный Алтай говорят, что это место, где встречаются три религии, три культуры. И действительно у нас проживают русские (православные), алтайцы (большинство — православные, но есть среди них буддисты и язычники) и казахи (мусульмане). В 2006 году праздновалось 250-летие вхождения Горного Алтая в состав России, так вот одно из праздничных мероприятий начиналось тем, что гостей встречали и угощали девушки в национальных костюмах. Девушка в алтайской одежде с милой улыбкой предлагала молоко, одетая по-казахски — кумыс. Румяная русская красавица в сарафане и кокошнике, с косой до пояса потчевала водкой. А мне стало до боли обидно! Ну почему!? Почему так живуч этот миф, что на Руси всегда пили!? И почему так упорно утверждается, что народ, построивший величайшее государство, создавший богатейшую культуру, победивший сильнейших и свирепейших врагов — это ПЬЯНЫЙ народ?!

Когда я стал задавать этот вопрос разным людям, то многие из них просто искренне недоумевали: Как так, — говорили — ведь еще князь Владимир, выбирая веру, сказал, что «веселие Руси есть питие», и именно то, что Церковь не запрещает вино, и сыграло значительную роль в том, что мы теперь православные…

Действительно, Церковь вино не запрещает. И сегодня не редкость, когда русские девушки выходят замуж за мусульман, только потому, что в Коране есть запрет на спиртное…

Но ведь Церковь не поощряет пьянство. Более того: «пьяницы… Царства Божия не наследуют.» (1 Кор.6; 10). Так пить или не пить православным?!

Сторонники «пития» обычно свою концепцию, как щитом, закрывают 51 Правилом от Святых Апостолов: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяс и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что вся добра зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом хуля клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен из священного чина, и отвержен от церкви. Такожде и мирянин».

При этом получается какое-то однобокое прочтение. Делается вывод, что епископ, или пресвитер, или диакон, также и мирянин не пьют вино — то подлежат анафеме. Простите, а как же епископы, которые не употребляют мяса и тем более удалились от брака??? Ведь у нас весь епископат — монашествующие. Давайте будем последовательны: если ради подвига воздержания можно не есть мяса и не создавать семью, то и воздержание от алкогольных напитков давайте не будем огульно называть гнушением. Замечательный пример дает нам Апостол Павел: «Пища не приближает нас к Богу: ибо едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. Берегитесь, однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных» (1 Кор. 8; 8 — 9). В наше время пищей мало кто соблазняется, а вот питием…

И еще. Брак был благословлен Богом в раю, до грехопадения. Мясная пища благословляется после Великого Потопа… А вот вина, согласно Библии, Господь не создавал. Он подарил человеку виноградную лозу. А первый опыт общения с вином принес горе человеку — вспомните опьяневшего Ноя в шатре и последовавшее за этим разделение в семье (Быт. 9).

И вообще — позвольте разгневаться!!! До каких пор мы будем считать все спиртные «напитки» (прости меня Господи, да и напитки ли они!) тем вином, о котором говорится в Священном Писании и Правилах Апостольских?! На языке Библии вино — не водка и не коньяк. В античном мире, как известно, водки вообще не было, а про неразбавленное вино достаточно красноречиво говорит одна из эпитафий: «Он жил как раб — пил неразбавленное вино». В вине ценился вкус, букет, цвет, сладость, терпкость, но не крепость. Если где в Священном Писании и говорится об опьяняющих свойствах вина, то всегда в негативном смысле. Крепость и в Библейской и в античной традиции рассматривалась скорее, как помеха. Крепким считалось вино, имеющее не более 10% алкоголя. И пили его, добавляя в него до 2/3 теплую воду. Т.е. в напитке оставалось не более 3 — 4% спирта. Сегодня — крепость главная ценность спиртных «напитков». Пиво пьют литрами, «вино» — бокалами, водку — стопками. Если задаться вопросом — почему-то ответ найти не трудно. В литре слабого пива, в стакане креплёного вина этилового спирта содержится примерно столько же, как в рюмке водки! Человек пьет спиртное ради спирта, но не ради «букета» или пивных дрожжей. А этиловый спирт, — «наркотик, подрывающий здоровье населения», это выписка из решения Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) 1975 г. Так неужели 51 Апостольское правило обязывает христиан пить отраву? Наверное, нет. Наверное, то вино, что делает виноградарь, и то пойло что заполняют прилавки магазинов — разные вещи. Почти диаметрально противоположные. Как, например, православный священник и буддийский лама или шаман — для безбожников там и там служитель культа, так и человеку алкоголизированному и водка — «вино», и медицинский спирт — «вино», и смесь воды, спирта, красителя и ароматизатора — «вино», и «Антилед» — «вино»! И все ему 51 правило не только разрешает, но и даже предписывает пить!..

Читайте также:  Можно пить активированный уголь при токсикозе беременных

А вот православный христианин вполне даже имеет право гнушаться таким вином. Во-первых, потому что ни водки, ни пива, ни коньяка, ни «трояра», ни «Антиледа» Творец Вселенной не создавал, и если в природе существуют спирты, то явно не в пищу и питие. А во-вторых, давно пора признать, что все мы — русские люди сегодня смертельно больны алкоголизмом. Если я, например, могу пить или не пить совершенно одинаково, то для четверых из пяти моих соседей одна-единственная рюмка является тем омутом, попав в который им не выбраться. И сегодня мы все вместе просто обязаны совершать подвиг воздержания, к чему, кстати, и призывает 51 Апостольское Правило.

А что касается знаменитого афоризма св. кн. Владимира, — то ведь это он говорил еще будучи не христианином. Он еще искал веру и рассуждал, как язычник, который не знает иных радостей, кроме земных сладостей… А вот когда он, прозревши духовно и телесно, вышел из Св. Купели, то и радость ТРЕЗВЕНИЯ открылась ему. Потому и на пирах Св. Князь угощал не столько питием опьяняющим, сколько питием отрезвляющим — чтением Священного Писания и душеспасительной литературы…

…Когда в церковной среде поднимается вопрос о трезвости, то сторонники культурного пития обычно отбиваются таким аргументом, мол Сам Господь Иисус Христос первое чудо совершил на браке в Кане Галилейской, претворив воду в вино, и устанавливая Таинство Евхаристии опять-таки вместе с хлебом избрал вино…

Что касается Первого чуда — то здесь мне возразить особо нечего, кроме того, что как-то встретилось такое утверждение, что «доброе вино» на языке Библии это свежий виноградный сок… Я принимаю это утверждение на веру, и ничего доказывать или опровергать не стану. Просто как-то трудно поверить в то, чтобы Христос, пришедший восстановить в человеке Образ Божий начал Свое служение с того, что содействовал бы окончательной потере образа человеческого в пирующих…

А вот что касается Евхаристии. Здесь просто необходимо проговорить два момента.

Первое. Довольно часто можно слышать, что в Церкви причащают вином. Более грязную хулу трудно придумать… Вином «причащают» в кабаке, а в Церкви мы Причащаемся Плоти и Крови Христовых…

Второе. Как известно, у нас в Сибири виноделие не практикуется. Брагу — варят, самогон — гонят, к сожалению! А вино, настоящее, красное, виноградное — никто не делает. В 2000 году я пробовал получить вино из купленного винограда, но служить на нем не дерзнул. А то, что у нас продается под названием «Кагор» — в 98% случаев подделка. Синтетический компот на техническом спирте. И некоторые батюшки, за неимением лучшего вынуждены брать это на проскомидию. Я знаю, что Поместный Собор 1917-18 годов рассматривал возможность служения по необходимости на заменителях, в частности на вишневой настойке, знаю, что многие подвижники в сталинских лагерях литургисали на клюквенном соке. А как быть нам, деревенским священникам, если марочный кагор не по карману, а то, что доступно — и рядом с виноградом не стояло? Не является ли кощунством принесение в Алтарь «вина» только по надписи на этикетке?

Наверное, настало время обсудить и решить этот вопрос самым серьезнейшим образом. Тем более, что за полтора десятка лет служения священником мне встретилось немало собратий по службе, имеющих алкогольную зависимость. А традиция «запивать» после потребления Даров, увы, не поспособствовала освобождению от оной. А вот если бы вино, приносимое в Алтарь, имело не более 7-9% спирта, или вообще его не имело, то эта проблема растаяла бы как дым…

И последнее. Сколько я себя помню — особо положительного отношения к спиртному у меня никогда не было. Однако были в моей жизни и периоды сознательной трезвости, но чаще я, как и многие, не выдерживал давления порочной традиции. Слава Богу, алкоголиком, в физиологическом значении данного слова я не стал, но вот как праздновать без вина, как принимать гостей, как, в конце концов, просто расслабляться — вот тут я стоял на твердых позициях культуропитейства. Пока мне не попалась книга выдающегося борца за трезвость, талантливейшего врача, замечательнейшего человека Ф.Г.Углова «Самоубийцы». Вот выписка из этой книги:

«Нет такого заболевания, течение, которого не ухудшилось бы от употребления алкоголя. Нет такого органа у человека, который бы не страдал от приёма спиртных напитков. Однако больше всех и тяжелее всех страдает мозг.

Если концентрацию алкоголя в крови принять за единицу, то в печени она будет 1,45, в спинно-мозговой жидкости — 1,50, и в головном мозге — 1,75.

При вскрытии наибольшие изменения имеют место в мозгу. Твердая мозговая оболочка напряжена, мягкие оболочки отёчны, полнокровны. Головной мозг резко отёчен, сосуды расширены, множество мелких кист диаметром 1-2 мм. Эти мелкие кисты образовались в местах кровоизлияний и некроза (омертвления) участков вещества мозга.

Но не в этом самое большое зло алкоголя. У лиц, употребляющих спиртные напитки, выявляется раннее склеивание эритроцитов, красных кровяных шариков. Чем выше концентрация спирта, тем более выражен процесс склеивания. В мозгу, где склеивание сильнее, так как концентрация спирта выше, оно приводит к тяжёлым последствиям: в мельчайших капиллярах, которые проводят кровь к отдельным мозговым клеткам, диаметр их приближается к диаметру эритроцита. И если произойдёт их склеивание, они закроют просвет капилляра. Снабжение мозговой клетки кислородом прекратится. Такое кислородное голодание, если оно продолжается 5-10 минут, приводит к омертвлению, то есть к необратимой утрате мозговой клетки. И чем выше концентрация спирта в крови, тем сильнее процесс склеивания и тем больше мозговых клеток гибнет.

Читайте также:  Можно пить водителю в заведенной машине

Вскрытия «умеренно» пьющих показали, что в их мозгу обнаруживаются целые «кладбища» из погибших корковых клеток.

Изменения структуры головного мозга возникают уже после нескольких лет употребления спиртного. У всех обследуемых установлено уменьшение объема мозга, или, как говорят, «сморщенный мозг». Причём, изменения выражены больше всего в тех отделах коры головного мозга, где происходит мыслительная деятельность, осуществляется функция памяти и т.п.»

Вот это меня поразило больше всего. Я не позволял себе напиваться. Никогда не «опохмелялся», но даже самое скромное «возлияние» довольно ощутимо стало отражаться на способностях памяти. Комментарии, как говорится, стали излишними…

Хорошо, — сказал я себе. Я пить не буду и это мне нетрудно. На приходе также не сложно провозгласить «сухой закон». А не потеряем ли мы чего-то?

Между тем приближался Престольный праздник 2006 года.

Наш Престольный всегда в понедельник — День Святаго Духа. И всегда это был рабочий день. А в 2006 году наш Праздник совпал с Днем Независимости России, и мы ждали небывалое стечение народа. После Литургии и Крестного хода всем, прямо в церковной ограде было предложено небольшое угощение для подкрепления телесных сил богомольцев, затем состоялся концерт Воскресной школы, различных творческих коллективов и личностей. А затем священники, участвовавшие в службе, пошли в гости к настоятелю. И вот здесь мы провели эксперимент. Спиртного покупать не стали, а на стол поставили виноградный сок, разлитый в фужеры. Когда все помолились и расселись за столом — я сказал тост. Поздравил всех с праздником, поблагодарил за предпринятый труд, и предложил выпить того вина, что в древности ценилось гораздо выше, чем вина в современном понимании. Некоторые батюшки не сразу поняли, о чем идет речь, но в итоге — никто не обиделся. За столом мы посидели нисколько не только не хуже, чем со спиртным, а много лучше. Не было чувств тяжести в желудке, тупости в голове, а ощущение праздника осталось до позднего вечера.

Следует добавить, что Престольные праздники 2007 и 2008 годов, несмотря на отсутствие спиртного, собрали еще больше народа и прошли с еще бОльшей радостью. Как и многие другие события нашей приходской жизни…

Например, в этом году после Престольного мы всем приходом, с детьми, выехали на берег реки. Сварили уху, пожарили шашлык, поиграли в футбол и волейбол, попели песни, да просто повеселились. И без капли спиртного. И даже никто не вспомнил, что чего-то не хватает, а отдохнули великолепно…

…Не вино, и не спирт виноваты в том, что наш величайший, талантливейший, трудолюбивейший и могущественнейший народ тонет в пьяном омуте, теряя, может быть и безвозвратно те дарования, которые в прошлом возвеличили его. Виноват сам народ, а это значит — я, мой брат, мой сосед, виноваты в том, что разучились без дурмана радоваться, переносить скорби и просто общаться. И сегодня спиртное нам всем смертельно противопоказано. Если мой организм еще может расщеплять Це-два-Аш-пять-О-Аш, то где гарантия, что организм моего сынишки или внука будет справляться с этой задачей?

Обидно и больно, когда люди православные, иногда — священники начинают убедительно вещать, что пить можно и нужно, только в меру, умеючи, культурно…

На самом деле культура и пьянство понятия не совместимые, и нам, людям церковным, нужно хранить трезвомыслие. И не пьянство реабилитировать, а содействовать реальному отрезвлению смертельно больного народа.

Начиная с себя.

Благочинный благочиннического округа Республика Алтай, Барнаульско-Алтайской епархии, настоятель Духосошественской церкви с. Майма священник Георгий БАЛАКИН

Источник

Что можно делать батюшкам на самом деле

Время священника принадлежит труду во славу Бога. Но помимо церковного служения у каждого представителя духовенства есть и своя, частная жизнь. И если канонические действия четко определены и расписаны, то поведение священников в миру порой вызывает споры и неоднозначную реакцию общества. Православная церковь строго регламентирует практически все аспекты жизни своих последователей. И помимо множества запретов, которые налагает на человека сан священника, русские попы обладают и некоторыми правами, недоступными для представителей других религиозных конфессий. Так что же батюшкам разрешено?

Жениться

В принципе, по большому счету, православные священники вправе делать все, что прямо не противоречит религиозным заповедям, хотя и с существенными оговорками. Например, в отличие от католических святых отцов наши батюшки могут жениться. Такое решение было принято иерархами церкви на Первом Никейском Вселенском соборе, который состоялся в 325 году.

Еще во время учебы в духовной семинарии или сразу после получения образования будущий священник женится, если он не принял решение постричься в монахи. Попадьей может стать лишь православная девушка, ранее не состоявшая в браке. Только женатый выпускник духовной семинарии принимает сан священника и получает направление в тот или иной приход.

Считается, что крепкая семья убережет батюшку от греховных помыслов. А кроме того, женатый поп лучше понимает проблемы и чаяния своих прихожан, связанные с отношениями в семье, рождением и воспитанием детей.

Кстати, разводиться или вступать в повторный брак православный священник не может, также как и пользоваться контрацептивами.

Пить водку

Если ислам, например, предполагает полный запрет употребления алкогольных напитков, то христианство смотрит на рюмку-другую вполне лояльно. Батюшке тоже не грех выпить, но в меру. Разумеется, делать это можно лишь в дозволенные дни (не во время поста).

Впрочем, мнения различных религиозных деятелей разнятся в данном вопросе. Одни считают, что священник, употребляющий вино или водку на глазах своих прихожан, подает тем самым дурной пример пастве. Некоторые епископы призывают нижестоящее духовенство вести трезвый образ жизни.

Читайте также:  Узи почек можно пить и есть

Но в православной церкви есть и сторонники умеренного потребления алкоголя, которые ссылаются на то, что сам Иисус Христос не отказывался от вина, а во время таинства Евхаристии принято пить кагор, символизирующий кровь Спасителя. Иоанн Златоуст и другие церковные мыслители не отрицали употребление алкогольных напитков, призывая священников лишь знать в этом меру.

А вот курить русским попам нельзя. Данный запрет был введен в ХХ веке, когда стало известно, что эта привычка очень вредна для здоровья. Интересно, что в Греции и на Ближнем Востоке многие православные священники курят, им можно дымить сигаретами.

Заниматься политикой

В 2011 году Архиерейский собор РПЦ разрешил священникам заниматься политической деятельностью. Правда, батюшки могут баллотироваться в органы представительной власти лишь для того чтобы противостоять партиям, продвигающим идеи, несовместимые с православием. Однако быть членами политических партий или занимать официальные должности в органах власти попам запрещено.

Купаться

Согласно церковному канону, батюшкам нельзя посещать общественные бани. Но никто не осудит священника, если он во время отпуска вместе с семьей придет на пляж, чтобы искупаться в море.

Правда, лучше если никто из паствы не увидит духовного отца полуголым. Считается, что нагота представителя церкви может смутить прихожан.

Ездить за границу

Поездки за границу во время отпуска тоже не возбраняются. Однако предпочтительнее, если путешествие совмещается с паломничеством по святым местам, посещением иностранных храмов, знакомством с культурой и традициями того или иного народа. При этом священник должен исполнять все обязанности, возложенные на него саном.

Участвовать в спортивных состязаниях

Несмотря на то, что профессиональный спорт запрещен служителям церкви, они вправе заниматься этим видом деятельности на любительском уровне. Исключение составляют боевые единоборства, поскольку такие поединки могут стать причиной травмы или даже смерти противника.

Играть в нарды, шашки или карты на деньги также предосудительно, поскольку эти занятия вызывают в людях азарт, побуждают их к греху. Все остальные виды спорта разрешены. Можно, например, погонять мяч с друзьями или организовать секцию настольного тенниса, или сходить в тренажерный зал.

Модно одеваться

Священники имеют право модно одеваться, находясь за пределами храма. В светском обществе, чтобы не привлекать к себе лишнего внимания, поп может позволить себе выглядеть соответственно. Разумеется, одежда священника должна быть приличествующей его духовному сану.

Если в дореволюционное время батюшка был обязан всегда носить рясу, не стричь волос и бороды, то сейчас вопрос своего внешнего вида в свободное время каждый служитель церкви решает для себя сам.

Быть богатым

Православная церковь не считает богатство грехом, таковым является жадность. Если священник получил, например, большое наследство, то он не должен от него отказываться. Напротив, считается благом, что у человека есть возможность благополучно жить, достойно содержать семью и помогать нуждающимся.

А вот заниматься стяжательством, стремиться к наживе батюшке запрещено. Предосудительно и демонстрировать прихожанам атрибуты обеспеченной жизни (ездить на дорогих иномарках, носить массивные ювелирные украшения и т.п.), чтобы не вводить людей в искушение.

Подрабатывать

В свободное время, если в этом есть нужда, священник вправе подрабатывать. При этом он не может:

  • занимать должности в органах власти и судебной системы;
  • служить в армии или других силовых структурах;
  • лечить людей;
  • быть сотрудником кредитной организации;
  • получать зарплату в казино, питейном заведении, ночном клубе;
  • стать егерем.

Все остальные виды деятельности, не противоречащие заповедям, разрешены.

И хотя русские попы не вправе заниматься бизнесом, направленным на получение прибыли, батюшка может, например, продавать изделия декоративно-прикладного творчества, сделанные своими руками.

Ходить в театры и рестораны

Разумеется, в дни строгого поста любые развлечения запрещены. Но в другое время священнику не возбраняется сходить в театр на приличное представление, несмотря на то, что христианство считает актерскую игру грехом, поскольку любое лицедейство — вид обмана.

При посещении ресторана в дни поста батюшка не может заказывать определенные блюда. А вот ходить в питейные заведения, бары, казино, ночные клубы священнослужителям запрещено в любое время. Танцевать на дискотеках и развлекаться на рок-концертах тоже нельзя.

Творить

Одним из путей самосовершенствования души является творчество. В свободное от церковной службы время русский поп может заниматься искусством, но только в качестве хобби. Например, никто не запретит батюшке фотографировать пейзажи или сочинять рассказы для детей.

В идеале талант служителя церкви должен быть направлен на богоугодное дело. Например, музыкант или певец может реализовать свои способности в церковном хоре, художник — писать картины на поучительные библейские сюжеты, декоратор — участвовать в реставрации храмов.

Но есть и ограничения. Священник не может заниматься сценическим искусством, эстрадным вокалом, танцевать.

Рыбачить

Поскольку апостолы Петр, Иоанн, Андрей, Фома были рыбаками, то этот вид досуга не запрещен для попов. Правда, ловить можно только на удочку. Использование браконьерских орудий ради наживы несовместимо с саном священника. Да, это и незаконно.

А вот охотиться батюшка не может, поскольку ему нельзя причинять вред тварям Божьим.

Пользоваться интернетом

К техническому прогрессу у религиозных людей настороженное отношение, поскольку не все изобретения приносят благо. Священникам можно заходить в интернет для того чтобы искать в сети религиозную литературу, посещать сайты приходов, вести миссионерскую деятельность, разъяснять молодежи духовные аспекты православия.

Аккаунты служителей церкви в социальных сетях могут быть использованы для общения с друзьями, родственниками и коллегами. А если в интернете ведется трансляция богослужения, то прихожане должны быть уведомлены об этом заранее.

Играть в компьютерные игры батюшкам запрещено, а заглядывать в интернет для развлечения считается делом предосудительным.

Источник