Что можно пить в шабат

Это интересно! Еврейские традиции шаббата и питание по правилам кашрута

Если вам посчастливилось приехать в Израиль и, в частности, в Иерусалим (где традиции чтут, и религия сильна) в пятницу вечером, то вы наверняка удивитесь, куда же подевалось все местное население и почему магазины закрыты?!

Да это просто шаббат какой-то!

Шаббат – седьмой день недели у евреев — наступает с заходом солнца в пятницу и продолжается до захода солнца в субботу. В этот день для верующих людей, согласно Торе, запрещен любой труд, связанный с творчеством и укрощением природы и мира человеком. Этот день принадлежит Творцу, и только он может совершать благие дела в шаббат. Именно поэтому автомобили стоят на парковках, магазины закрыты, а телефоны молчат – запрещено. Мы приехали в Иерусалим в пятницу в обед и к вечеру стали свидетелями интересных событий: стойка ресепшен в отеле пустовала, и приезжающим туристам необходимо было, в целях уважения традиций, пройти в скрытую от посторонних глаз комнату, где, можно сказать, тайно проходила процедура чек-ина. В нашем отеле было 2 типа лифтов – обычный, который привозил вас сразу на нужный этаж, и «шаббатный» – он останавливался на каждом этаже (на кнопки во время шаббата нажимать также запрещено, поэтому верующие просто дожидаются своего этажа, стоя в кабине лифта).

В ресторанах Израиля в субботу работа кипит

На ужин вечером пятницы за столом собирается вся семья, а т.к. детей у каждой пары часто не менее четырех, то можете себе представить, как много человек присутствует на пятничном ужине. Повсюду царит атмосфера праздника: и молодые, и пожилые поют песни, слышен звонкий смех, мужчины обязательно в кипе, а женщины нарядно одеты и также с покрытой головой (к слову, о покрытии головы. Верующим женщинам запрещено выходить из дома без головного убора, и именно поэтому многие бреют голову и носят парики). Глава семьи, держа в руках бокал вина, благословляет трапезу, и после этого начинается ужин. Обязательные атрибуты шаббатного ужина – скатерть, две зажженные свечи, вино, а также хала – традиционный хлеб.

Суббота проходит в том же праздничном режиме. А т.к. делать ничего нельзя, то часто даже на улицах в этот день можно увидеть, к примеру, переполненные мусорные баки – дворники тоже отдыхают. Рестораны востребованы как никогда – готовить дома нельзя, поэтому семьи либо запасаются пищей с пятницы, либо посещают кафе и рестораны. Конечно, банки и магазины закрыты в эти дни, поэтому будьте готовы к тому, что, в частности, в Иерусалиме сутки с пятницы на субботу пройдут для вас в совершенно другом формате. В воскресенье начинается рабочая неделя, и все возвращается в привычное русло.

Знаменитое дерево, заточенное в камень и парящее над землей — символ еврейского народа, долгое время лишенного своей Родины. Находится в Яффо

Едим по правилам кашрута

Многим из нас знакомо понятие кошерной еды, но далеко не все знают, чем она отличается от обычной. Кашрут – набор правил, описанных в Торе, согласно которым какая-то еда считается кошерной, а какая-то – нет. Другими словами, кошерная пища – это та пища, которую разрешает принимать Бог. Различия начинаются с того, что нельзя одновременно принимать мясные и молочные блюда, и между, допустим, съеденными куриными котлетами и творогом должно пройти не менее 1,5 часов. Однако рыбные и молочные блюда можно совмещать друг с другом и овощами.

Выпить свежевыжатый гранатовый сок — счастье!

Если говорить о морепродуктах, то разрешено принимать в пищу только ту рыбу, которая имеет чешую, жабры и плавники. Никаких осьминогов, устриц, креветок, угря или осетра (и осетровой икры, в частности). Из мяса можно есть только домашнюю птицу, домашних животных: говядина, баранина, оленина. Мясо должно быть подготовлено специалистом, который обязательно проводит специальную процедуру удаления крови.

Вкусная ароматная израильская клубника

Нельзя смешивать посуду для приготовления мясной и молочной пищи – для каждого вида блюд у хозяйки должна быть своя кастрюля и сковорода. За всеми этими правилами тщательно следит раввин.

А как же кошерное вино? Тут все проще: в производстве такого вина должен быть задействован только еврей, и, к тому же, он должен соблюдать шаббат.

NB.: в посте описаны мои личные наблюдения и зарисовки из разговоров с гидами и местными жителями во время поездки по Израилю. Допускаю, что где-то возможны неточности. Если вы изучили данную тему более глубоко, буду рада комментариям, конструктивной критике и замечаниям.

Мой инстаграм @annamidday , сайт о путешествиях и стиле Anna Midday

Источник

Краткие законы соблюдения субботы 3. Законы кидуша

Количество вина, необходимое для произнесения кидуша, можно ли пить перед перед кидушем и другие практические аспекты.

Кидуш

Из сказанного в Торе: «Помни день шабата, чтобы освятить его» учили наши мудрецы, что в шабат необходимо упомянуть о святости шабата (сделать кидуш). Они обязали сделать это уже в самом его началенад бокалом винаи запретили даже пробовать какую-либо еду до кидуша. И хотя кидуш можно делать не только на вино, но и на хлеб, все же изначально следует освящать шабат на вино, кроме тех случаев, когда вино трудно достать или человеку тяжело по какой-либо причине его пить. При произнесении кидуша на вино халы прикрывают (если едят после кидуша другие мучные изделия, то следует прикрыть и их).

Читайте также:  Заболеваю что можно пить беременным при

Женщины также обязаны выполнять заповедь кидуша. Несмотря на то что кидуш — предписывающая заповедь, которая зависит от времени, женщины обязаны выполнять все заповеди шабата, так как мы учим, что тот, кто обязан соблюдать все запреты шабата, обязан соблюдать и все предписания шабата.

Как в прочих заповедях, выполняемых произнесением слов, достаточно услышать необходимую фразу от другого человека, так и кидуш можно услышать из чужих уст, но при условии, что и произносящий, и слушающий кидуш подразумевают, что слушающий выполняет заповедь посредством этого кидуша.

(Так как вечерний кидуш заповедан Торой, необходимо удостовериться, что его произносит взрослый человек. То есть даже если мальчик достиг тринадцати лет, но есть сомнения в том, что он уже возмужал, необходимо спросить раввина.)

Женщине, которая слушает кидуш из уст мужчины, желательно помолиться маарив заранее. Необходимо внимательно слушать каждое слово, поэтому во время кидуша все должны сидеть на своих местах (или стоять, если таков обычай).

Тот, кто не сделал кидуш вечером, должен сделать его утром (опуская вайехулу).

2. На что делают кидуш

Лучше всего делать кидуш на старое вино(на иврите словом яин, вино, называют исключительно виноградное вино). Но можно его сделать и на виноградный сок. Вино из изюма считается вином во всех отношениях. Как было сказано выше, тому, у кого нет вина (или кому тяжело пить вино), разрешается сделать кидуш на хлеб. В таком случае он должен сначала сделать омовение рук, а затем произнести кидуш, сказав вместо благословения на вино благословение на хлеб.

3. Сколько необходимо выпить

Необходимо выпить из кидушного бокала количество вина в размере мло лугмав(объем жидкости, которая помещается за одну щеку) , то есть большую часть ревиита; причем следует выпить его почти в один глоток, то есть быстро. Нельзя растягивать выпивание кидушного вина надолго, так как, если пить его медленно мелкими глотками, выпитое вино не составит вместе мло лугмав. Если делающему кидуш тяжело выпить необходимое количество, это может сделать любой из присутствующих.

Если же никто не может выпить столько вина, следует сказать кидуш на хлеб, поскольку кидуш не засчитывается без того, чтобы после его произнесения выпили необходимое количество (мло лугмав) вина. Хотя и не обязательно, чтобы все присутствующие пили вино, которое находилось в кидушном бокале, это делает заповедь кидуша исполненной наилучшим образом.

4. Кидушный бокал

Несмотря на то, что нет необходимости выпить больше мло лугмав, бокал должен содержать ревиит вина. Перед кидушем принято ополоснуть бокал водой. Если из бокала уже отпили немного вина, над ним запрещается делать кидуш. Такое вино называется яин пагум (вино с изъяном). То есть если сделали кидуш над большим бокалом и отпили из него, а потом хотят еще раз сделать кидуш над оставшимся вином, нельзя перелить его в меньший бокал и сделать над ним кидуш, так как вино уже считается яин пагум (с ущербом). Как его исправить? Добавляют в бокал немного вина (или воды) и переливают все его содержимое обратно в бутылку, в которой есть еще вино. Теперь над этим вином снова можно делать кидуш. Некоторые придерживаются обычая оставлять немного вина от вечернего кидуша с тем, чтобы добавить его в бокал для авдалы.

Вино нельзя оставлять открытым продолжительное время, так как в этом случае оно приобретет статус яин мегуле (открытое вино), над которым кидуш не делают.

5. Кидуш в месте трапезы

Кидуш необходимо делать в месте, где будут есть, То есть заповедь о кидуше не выполняется, если сразу после него не едятименно там, где сделали кидуш. Нельзя заниматься ничем посторонним между кидушем и трапезой. Нельзя также делать кидуш в одном месте с намерением есть в другом месте. В случае необходимости, когда нет возможности есть в том же месте, где сделали кидуш, например, если женщина слушает кидуш в сукке, а ест дома, следует спросить раввина, как поступить.

Что и сколько необходимо съесть, чтобы выполнить обязанность совершения трапезы в месте кидуша? Либо кезайит хлеба, либо, по крайней мере, кезайит выпечных изделий из муки.

Можно обойтись даже ревиитом вина, но следует иметь в виду, что поским разошлись во мнениях, достаточно ли выпить вино из кидушного бокала или необходимо выпить ревиит, помимо него. Кроме того, есть разногласия поским, относится ли этот закон к вечернему кидушу.

Дневной кидуш

Подобно тому, как существует обязанность делать кидуш вечером, есть также обязанность освящать шабат и днем перед началом трапезы. Несмотря на то, что дневной кидуш — постановление мудрецов, он во всех отношениях равен вечернему кидушу.

То есть все законы, касающиеся бокала и вина, обязанность совершения кидуша в месте трапезы, запрет пробовать что-либо до кидуша должны соблюдаться и в дневном кидуше.

Но в одной детали есть различие: в законе о том, что делать человеку, у которого нет вина (или ему тяжело его пить). Если вечером в такой ситуации он делает кидуш на хлеб, а не на хамар медина (наиболее распространенный в данной стране напиток),

то утром, наоборот, не делают кидуш на хлеб, но именно на хамар медина, так как главное в дневном кидуше — произнесение благословения борэ при агафен или шеаколь на хамар медина. Поэтому этот кидуш на языке талмудических аллегорий называется кидуша раба — большой кидуш. (Относительно благословения амоци, которое и без того произносится за столом, неочевидно, что оно говорится в качестве кидуша).

Читайте также:  Можно пить кефир при болях желудке

Питье перед дневным кидушем

Мы уже упомянули, что вечерний и дневной кидуши равны по всем своим законам, поэтому утром также до кидуша нельзя ничего пробовать. Все же есть между ними и различие в том, что обязанность кидуша вечером наступает сразу с наступлением шабата, тогда как днем — только со времени окончания молитвы.

Почему? Мудрецы обязали делать кидуш только тогда, когда сразу после него можно есть. И так как и в будни, и в шабат нельзя есть до молитвы, не обязали мудрецы делать кидуш. Поэтому вечером в шабат, когда обязанность кидуша наступает немедленно, то и пробовать еду запрещено сразу же с принятием шабата. Днем же, вследствие того, что обязанность кидуша наступает только после молитвы шахарит, тогда же вступает в действие и запрет пробовать еду. И так как утром до молитвы нет обязанности кидуша, можно пить до окончания молитвы, но, конечно, только те напитки, которые разрешается пить в будни до молитвы(еда же в любом случае запрещена до молитвы).

В связи с этим следует сказать, что закон меняется в случае, когда человек болен и т.п.: так как ему разрешается есть до молитвы, то, возможно, и обязанность кидуша тоже возникает для него до молитвы. Получается, что в данном случае закон относится к больному строже, чем к здоровому человеку, поскольку для больного обязанность кидуша возникает с самого рассвета, с этого же момента времени ему также запрещено пить. Как поступить в подобном случае, следует спросить раввина.

По той же причине закон отличает и женщин. Поскольку им также разрешается есть до молитвы, и, следовательно, для них обязанность кидуша возникает сразу же с наступлением утра, то, само собой разумеется, нам следовало бы сказать, что им запрещено и пить до молитвы. Поским уже разбирали этот вопрос и постановили, что, если женщина хочет попить перед молитвой, не делая кидуша, то изначально ей необходимо пить до того, как она произнесет какую-нибудь просьбу (бакашу) к Всевышнему (То есть так как она обычно произносит бакашу в будни, чтобы выполнить заповедь о молитве, то можно приравнять ее к молитве шахарит у мужчин, и мы можем сказать, что все время, пока женщина не произнесла бакашу, и если она не хочет еще есть, нет на ней обязанности кидуша).

Постфактум, если она уже сказала какую-либо просьбу, то в случае нужды, если она собирается еще помолиться шахарит прежде, чем услышит кидуш, ей разрешают также и пить без кидуша. Если же женщина не собирается молиться, то пить ей нельзя, пока не сделает кидуш (и тогда она обязана сразу и поесть в силу закона «кидуш в месте трапезы»).

с разрешения издательства Швут Ами

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Источник

Законы кидуша в шабат

Кидуш

Из сказанного в Торе: «Помни день шабата, чтобы освятить его». Освящение шабата начинается над первым бокалом вина. Кидуш, то есть благословление, надо делать на вино либо на другой плод виноградной лозы (чистый кошерный виноградный сок). При произнесении кидуша на вино халы прикрывают, обычно специальной нарядной салфеткой, которая используется только для этого. Мудрецы отмечают, что между наступлением шабата и кидушем нельзя ничего есть и пить.

Как в прочих заповедях, выполняемых произнесением слов, достаточно услышать необходимую фразу от другого человека, так и кидуш можно услышать из чужих уст, хотя можно (а в некоторых общинах – желательно) произнести самостоятельно. Кидуш должен произносить взрослый человек, то есть мальчик, достигший бар-мицвы, 13 лет (если в доме нет мужчины, то девочка старше 12-ти лет, бат-мицва).

Необходимо внимательно слушать каждое слово, поэтому во время кидуша все должны сидеть на своих местах (или стоять, если таков обычай).

Тот, кто не сделал кидуш вечером, должен сделать его утром (опуская вайехулу).

На что делают кидуш

Лучше всего делать кидуш на старое вино (на иврите словом яин, вино, называют исключительно виноградное вино). Но можно его сделать и на виноградный сок. Вино из изюма считается вином во всех отношениях. Тому, у кого нет вина (или кому тяжело пить вино), разрешается сделать кидуш на хлеб. В таком случае он должен сначала сделать омовение рук, а затем произнести кидуш, сказав вместо благословения на вино благословение на хлеб.

Сколько необходимо выпить

Необходимо выпить из специального кидушного бокала количество вина в размере мло лугмав (объем жидкости, которая помещается за одну щеку), причем следует выпить его почти в один глоток, то есть быстро. Если делающему кидуш тяжело выпить необходимое количество, это может сделать любой из присутствующих.

Если же никто не может выпить столько вина, следует сказать кидуш на хлеб, поскольку кидуш не засчитывается без того, чтобы после его произнесения выпили необходимое количество вина. Хотя и не обязательно, чтобы все присутствующие пили вино, которое находилось в кидушном бокале, это делает заповедь кидуша исполненной наилучшим образом. Потому обычно произносящий кидуш после своего глотка доливает немного вина (или виноградного сока) из бутылки и разливает его по бокалам собравшихся.

Кидушный бокал

Кидушный бокал должен содержать минимум 87 см³ вина (ревиит). Перед кидушем принято ополоснуть бокал водой. Если из бокала уже отпили немного вина, над ним запрещается делать кидуш. Некоторые придерживаются обычая оставлять немного вина от вечернего кидуша с тем, чтобы добавить его в бокал для авдалы.

Что можно пить в шабат

Вино нельзя оставлять открытым продолжительное время, так как в этом случае оно приобретет статус яин мегуле (открытое вино), над которым кидуш не делают.

Читайте также:  Можно ли витамины пить вместе в один прием

Кидуш в месте трапезы

Кидуш необходимо делать в месте, где будут есть. Нельзя заниматься ничем посторонним между кидушем и трапезой. Нельзя также делать кидуш в одном месте с намерением есть в другом месте. В случае необходимости, когда нет возможности есть в том же месте, где сделали кидуш, например, если женщина слушает кидуш в сукке, а ест дома, следует спросить раввина своей общины, как поступить.

Что и сколько необходимо съесть, чтобы выполнить обязанность совершения трапезы в месте кидуша? Обычно достаточно небольшого (размером с крупную маслину) кусочка халы либо любого другого мучного изделия.

Дневной кидуш

Подобно тому, как существует обязанность делать кидуш вечером, есть также обязанность освящать шабат и днем перед началом трапезы. Несмотря на то, что дневной кидуш – постановление мудрецов, он во всех отношениях равен вечернему кидушу.

Но в одной детали есть различие: в законе о том, что делать человеку, у которого нет вина (или ему тяжело его пить). Если вечером в такой ситуации он делает кидуш на хлеб, то утром, наоборот, не делают кидуш на хлеб, но именно на любой распространенный в этой стране напиток, так как главное в дневном кидуше — произнесение благословения борэ при агафен или шеаколь на хамар медина. Поэтому этот кидуш на языке талмудических аллегорий называется кидуша раба – большой кидуш.

Что же делать с запретом на еду и питье перед дневным кидушем? В этом случае мудрецы постановили, что запрет касается только времени между молитвой и кидушем.

Кидуш над бокалом вина:

Шёпотом: Вайи́ эрэ́в вайи́ бо́кэр…

Йом ашиши́, вайхулу́ ашамайи́м веаарэ́ц вехо́ль цеваа́м. Вайха́ль Элои́м байо́м ашевии́ мелахто́ ашэ́р аса́ вайишбо́т байо́м ашевии́ мико́ль мелахто́ ашэ́р аса́, вайварэ́х Элои́м эт йом ашевии́ вайкадэ́ш ото́, ки во шава́т мико́ль мелахто́ ашэ́р бара́ Элои́м лаасо́т.

И был вечер, и было утро…

День шестой. И были завершены небо, земля и всё их воинство. И закончил Б-г на седьмой день Свой труд, которым занимался, и в седьмой день отдыхал от всего Своего труда, которым занимался. И благословил Б-г седьмой день, и освятил его, ибо в этот день Он отдыхал от всего Своего труда, который был создан Б-гом для деяний.

Над бокалом вина:

Саври́, марана́н.

Бару́х Ата́ А-дона́й Элоэ́ну Мэ́лэх аола́м борэ́ пери́ агафэ́н.

Вне́млите, господа.

Благословен Ты, Г-сподь, наш Б-г, Царь вселенной, творящий плод виноградной лозы.

Над хлебом (халой):

Бару́х Ата́ А-дона́й Элоэ́ну Мэ́лэх аола́м амо́ци лэхэ́м мин аарэ́ц.

Благословен Ты, Г-сподь, наш Б-г, Царь вселенной, производящий хлеб из земли.

Бару́х Ата́ А-дона́й Элоэ́ну Мэ́лэх аола́м ашэ́р кидеша́ну бемицвота́в вераца́ ва́ну, вешаба́т кодшо́ беаава́ уврацо́н инхилану́ зикаро́н лемаасэ́ верэши́т, техила́ лемикраэ́ кодэ́ш зэхэ́р лициа́т Мицраи́м. Вешаба́т кодше́ха беаава́ уврацо́н инхалтану́. Бару́х Ата́ А-дона́й мекадэ́ш ашаба́т.

Благословен Ты, Г-сподь, наш Б-г, Царь вселенной, Который освятил нас Своими заповедями и благоволил нам, наделив нас Своей святой субботой по любви и благосклонности — в память о сотворении мира, первый из святых праздников, напоминающий о выходе из Египта. И Своей святой субботой по любви и благосклонности наделил нас. Благословен Ты, Г-сподь, освящающий субботу.

Кидуш в субботу утром: (произносится над бокалом вина или над халой после утренней молитвы, до трапезы)

Им таши́в мишаба́т раглэ́ха асо́т хафацэ́ха бейо́м кодши́ векарата́ лашаба́т онэ́г ликдо́ш А-дона́й мехуба́д, вехибадто́ мэасо́т дерахэ́ха мимецо́ хэфце́ха ведабэ́р дава́р, аз титана́г аль А-дона́й веиркавти́ха аль бамотэ́й арэ́ц веаахалти́ха нахала́т Яако́в ави́ха ки пи А-дона́й дибэ́р.

Если в субботу удержишь свою ногу, отказавшись от своих дел в Мой святой день, и назовёшь субботу отрадой, почтя святость Г-спода, и почтишь её отказом от своих занятий, не ища себе дел и не говоря о них, то удостоишься блаженства в Г-споде. И возведу Я тебя на высоты земли, и насыщу тебя наделом Яакова, твоего праотца, потому что так изрекли уста Г-спода.

Вешаме́ру венэ́й Йисраэ́ль эт ашаба́т лаасо́т эт ашаба́т ледорота́м бери́т ола́м бэни́ увэ́н бенэ́й Йисраэ́ль от и леола́м, ки шэшэ́т ями́м аса́ А-дона́й эт ашамайи́м веэ́т аарэ́ц увайо́м ашевии́ шава́т вайинафа́ш.

И пусть соблюдают субботу сыновья Израиля, сделав субботу для всех своих поколений вечным заветом — между Мной и сыновьями Израиля, как вечный знак. Ибо шесть дней созидал Г-сподь небо и землю, а в седьмой день отдыхал и пребывал в покое.

Захо́р эт йом ашаба́т лекадешо́, шэшэ́т ями́м тааво́д веаси́та коль мелахтэ́ха вейо́м ашевии́ шаба́т лА-дона́й Элоэ́ха, ло таасэ́ холь мелаха́ ата́ увинха́ увитэ́ха авдэ́ха ваамате́ха увэмтэ́ха вегэре́ха ашэ́р бишарэ́ха, ки шэшэ́т ями́м аса́ А-дона́й эт ашамайи́м веэ́т аарэ́ц эт ая́м веэ́т коль ашэ́р бам ваяна́х байо́м ашевии́. Аль кэн бэра́х А-дона́й эт йом ашаба́т вайкадешэ́у.

Помни субботний день, чтобы освящать его. Шесть дней трудись и делай всю свою работу, но седьмой день — суббота Г-споду, твоему Б-гу: не совершай никакой работы — ни ты, ни твой сын, ни твоя дочь, ни твой раб, ни твоя рабыня, ни твой скот, ни чужеземец, который в твоих воротах. Ибо шесть дней созидал Г-сподь небо и землю, море и всё, что их наполняет, а в седьмой день пребывал в покое. Поэтому благословил Г-сподь седьмой день и освятил его.

Подпишитесь, и мы будем присылать Вам самые интересные статьи каждую неделю!

Источник