Какие успокаивающие можно пить за рулем
Содержание статьи
Из-за этих лекарств у вас могут отобрать водительские права. Список
Состав большинства таблеток, сиропов и капель неизвестен обывателю, хотя весомую часть этих медикаментов мы потребляем ежедневно. Некоторые таблетки заметно влияют на ощущения, и автомобилисты не рискуют пить их за рулем, но есть лекарства, действие которых никак не сказывается на состоянии, кроме купирования проблемы. При хорошем самочувствии водители могут не заметить влияния на себя вредных веществ или небольших доз этилового спирта, а вот анализ крови водителя сразу же покажет присутствие запрещенных элементов.
В преддверии долгих праздничных каникул мы решили напомнить автомобилистам о лекарственных препаратах, из-за которых они могут лишиться прав.
Что пишут в инструкции
В инструкции по применению большинства медицинских лекарств указывается их состав и рекомендации по приему, однако человек без медицинского образования вряд ли поймет, какое из сложных химических соединений может оказаться опасным.
Во многих инструкциях есть отдельный пункт-рекомендация по управлению транспортными средствами. Если в инструкции указано, что садиться за руль после приема того или иного препарата не рекомендуется, стоит последовать этому совету. Потому что, возможно, в препарате есть микродозы запрещенных веществ, которые станут причиной лишения прав.
По словам руководителя отдела клинической наркологии центра психиатрии и наркологии им. Сербского, доктора медицинских наук, профессора Сергея Игумнова, пренебрегать инструкцией не стоит, особенно если врач выписал прием нового лекарства, а его воздействие не себе водитель пока не знает. В особенности это касается медикаментов от депрессии и других ментальных расстройств.
Фото: Global Look Press
Врач-невролог, заведующий вторым консультативным отделением «Медси» на Солянке, Изета Елоева подтвердила, что некоторые группы препаратов не рекомендованы при вождении — это седативные лекарства, нейролептики, антидепрессанты, антигистаминные препараты и многие обезболивающие. Все они могут оказывать побочные эффекты в виде потери концентрации.
Алкоголь и наркотики
Опасными с точки зрения вождения могут быть не только успокоительные и седативные препараты. Неприятные последствия могут быть после приема таблеток от аллергии, порошков от температуры, противовирусных, сиропов от кашля и даже капель в нос — во многих медицинских препаратах в маленьких дозах содержатся алкоголь и наркотические вещества. Препараты, содержащие кодеин, а это большинство сиропов от кашля, показывают положительный тест на морфины.
Какие лекарства могут стать причиной лишения прав:
- «Терпинкод», «Тедеин», «Колдрекс найт» (лекарства от кашля и простуды, содержащие кодеин и фенилэфрин);
- «Терафлю», «Фервекс», «Форейн» (жаропонижающие при простуде, в состав которых входят фенилэфрин, хлорфенамин, фенирамин);
- «Солпадеин», «Нурофен плюс», «Кетанов», «Спазмалгин» (обезболивающие, в которых есть опасные для анализа на опьянение кодеина фосфат, кофеин, фенобарбитал и кеторолака трометамин);
- «Тетралгин», «Андипал» (спазмальгетики с фенобарбиталом и кодеином);
- «Тавегил», «Супрастин», «Кларитин», «Телфаст» (лекарства от аллергии, вызывающие сонливость и потерю внимания);
- «Валидол», «Корвалол», «Валосердин» (седативные препараты, назначаемые при тахикардии, с фенобарбиталом в составе).
Профессор Игумнов, а разговоре с корреспондентом Autonews.ru объяснил, что фенобарбитал — одно из самых опасных веществ.
«Данное психотропное используется в каплях «Корвалола» и «Валокордина». Чувствительное медицинское оборудование позволяет обнаружить вещество в крови человека в течение двух недель после однократного приема. А вот большинство антидепрессантов после адаптации организма существенного влияния на вождение не оказывают. Но в первое время приема рекомендовал бы с большой осторожностью наблюдать за собой», — уточнил профессор.
Фото: Shutterstock
Для российских водителей, конечно, всегда есть шанс доказать свою невиновность дополнительной проверкой или подтвердить нужность и дозировки того или иного лекарств рекомендациями врачей. В этом уверена невролог Изета Елоева.
«Любые обвинения в употреблении наркотических веществ из-за приема лекарств можно опровергнуть. Лабораторные анализы ГИБДД на улице не всегда могут точно определить микродозы лекарств. Помочь в таких ситуациях также могут рецепты и консультации врача», — объяснила Елоева.
Эфирные масла и змеиный яд
Фенобарбитал, равно как и кодеин, а также многие другие вещества внесен в Перечень наркотических средств психотропных веществ и их прекурсоров, утвержденный Постановлением правительства. При обнаружении запрещенных веществ в материалах водителя инспектор ГИБДД привлекает его статье 12.8 КоАП «Управление автомобилем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения».
Если действия водителя не содержат уголовно наказуемого деяния, то наличие наркотиков и алкоголя в крови карается наложением административного штрафа в размере 30 тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
Многие водители, чтобы избежать ложного анализа, стараются не употреблять лекарств, а с болями и другими недугами справляются народными средствами или препаратами с натуральным составом. По словам невролога Елоевой, заменить обезболивающие препараты на такие средства можно, например, при мигрени и любой другой головной боли.
«Можно использовать эфирные масла, мази, которые есть в свободной продаже. Неплохой эффект оказывают «экзотические» средства от различных видов боли. Например, содержащие змеиный яд. В данном случае человек рискует получить только аллергическую реакцию, но это всегда непредсказуемо при применении новых препаратов», — резюмировала врач Изета Елоева.
Источник
Лекарства за рулем: какие можно, а какие нет. Ответы эксперта ЗР
Вопрос, пить или не пить, когда речь идет о вождении автомобиля, просто не стоит. Конечно, не пить — если речь об алкоголе. А лекарства? Многие из них также весьма опасны, о чем многие либо не подозревают, либо беспечно забывают.
На вопросы читателей отвечает Илья Пименов, эксперт журнала «За рулем».
На вопросы читателей отвечает Илья Пименов, эксперт журнала «За рулем».
Материалы по теме Вопрос: Моя подруга — аллергик и часто принимает димедрол, в том числе за рулем автомобиля. Однажды, заметив ее заторможенную реакцию, я «отстранил» ее от управления машиной. Скажите, пожалуйста, насколько опасен или безопасен для водителей этот лекарственный препарат. (Константин) Ответ: Димедрол — сильнодействующий антигистаминный препарат, его прием может вызывать сонливость, нарушение координации движения, повышенную нервозность. Понятно, что все это вождению отнюдь не способствует. Кстати, пункт 2.7 ПДД прямо запрещает управлять автомобилем не только в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, но и под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном и утомленном состоянии. Так что «отстранение» от управления было оправдано не только с моральной, но и с правовой точки зрения. К сильнодействующим лекарствам, вызывающим сонливость, могут быть отнесены и прочие антигистаминные (противоаллергические) препараты. |
Материалы по теме Вопрос: С утра поехал к стоматологу, который удалил мне зуб, сделав местное обезболивание ультракаином. Выйдя от врача, я сел за руль, но почувствовал тошноту и головокружение и вынужден был оставить машину до вечера. За несколько дней до похода к стоматологу я начал принимать афобазол, чтобы снять тревожность (боюсь зубных врачей с детства). Может ли реакция моего организма быть ответом на совместный прием этих препаратов? И как можно без боязни сесть за руль после похода к стоматологу? (Семен) Ответ: Применение любого анестетика может вызвать реакцию, подобную описанной вами — тем более в сочетании с другими лекарственными средствами. Так что после применения анестезии за руль лучше все-таки не садиться хотя бы пару часов. Сам по себе афобазол, обладая успокаивающим действием, сонливости и тошноты не вызывает и вождению не вредит, в отличие от корвалола, валокордина, настоек пустырника, валерианы, которые многие применяют с той же — успокаивающей — целью. При этом тест на наркотические вещества покажет наличие в организме барбитуратов — психотропных средств. После приема перечисленных лекарств садиться за руль можно только на третьи сутки! В следующий раз, отправляясь лечить зубы, постарайтесь (при возможности) не ехать на своей машине, воспользуйтесь такси или общественным транспортом. |
Материалы по теме Вопрос: Болею ОРВИ, которые переходят в бактериальные инфекции. Приходится принимать антибиотики (кларитромицин, амоксиклав и т.п.). Побочных действий, влияющих на внимание и реакцию, от них не замечал. Вопросы: 1. В инструкции нет прямых указаний на влияние на управление транспортными средствами и механизмами. Как эти препараты влияют на это и можно их применять при вождении? 2. Содержат ли антибиотики запрещенные вещества? 3. Через какое время после окончания курса лечения можно управлять автомобилем? C уважением, Петр Ответ: Производители кларитромицина указывают, что препарат может вызывать нарушение сна, головокружение, шум в ушах, даже галлюцинации. Амоксиклав в ряде случаев вызывает тошноту, беспричинную тревогу, сильную головную боль, неадекватность поведения, приступы агрессии, туманность сознания, замедленную реакцию. Все это также явно не способствует нормальному вождению и ведет к нарушению того же пункта 2.7 ПДД. Впрочем, при правильном подборе дозировки такой реакции организма может и не быть. Прямого запрета на употребление указанных препаратов водителями нет. А абсолютно здоровых людей, как известно, не бывает. Полностью указанные препараты выводятся из организма в течение суток. Но это лишь ориентировочная информация. Точную способен дать ваш лечащий врач. Обязательно проконсультируйтесь с ним на тему вождения автомобиля. |
Материалы по теме Вопрос: Принимаю лекарства от астмы — аэрозоли бекламетазон, беродуал. Схема лечения — 4 раза в сутки. В основе аэрозоли — этиловый спирт, который оседает в ротовой полости, поступает в ЖКТ. Насколько устойчивы пары этанола в легких, в ротовой полости? Какой период необходимо выдержать после ингаляции, чтобы алкотестер не реагировал? Отражается ли на наличии этанола в крови такой прием лекарств? С уважением, Дмитрий Ответ: И вам мы настоятельно рекомендуем проконсультироваться с лечащим врачом по поводу применения перечисленных препаратов при вождении. Однако понятно, что лекарства на спиртовой основе более опасны для водителей из-за возможного алкогольного фона. Запах от водителя в сочетании с возбужденностью или заторможенностью спровоцирует инспектора ДПС отправить вас на проверку к наркологу. Впрочем, даже при регулярном приеме указанных препаратов вы вряд ли дотянете до 0,35 промилле в крови. И на всякий случай рекомендуем вам запастись справкой, что вы принимаете лекарства от астмы. |
Материалы по теме Вопрос: Добрый день. Не единожды слышал, что за кондитерский мак в булочке, если сдавать анализы при медосвидетельствовании, могут вас признать наркоманом, употребляющим опий, с соответствующими последствиями, да еще и поставят в на учет в наркодиспансер. Так ли это? Каков срок выведения кондитерского мака из организма? Спрашиваю, так как люблю различную магазинную выпечку, и порой, читая состав, вижу, что «возможно наличие кондитерского мака» в булочке, в которой его вроде и нет, и быть-то не должно. (Алексей) Ответ: Действительно, тесты на наркотики весьма чувствительны и могут обнаружить употребление героина через 4 дня, каннабиоидов — через 5 дней. А при систематическом приеме — и через несколько недель после прекращения употребления (если такое встречается). Кондитерский мак может оставить в организме следы морфина, которые сохраняются до 8-12 часов после употребления. И этого будет достаточно, чтобы зафиксировать наркотическое опьянение у водителя! Так что булочки с маком лучше не употреблять ни в день поездки за рулем, ни накануне. А если вы ездите на машине ежедневно — отказаться от подобной выпечки во избежание неприятностей. |
Рекомендации ЗР
Всем водителям рекомендуем держать под рукой список препаратов, которые чаще всего обнаруживают в крови водителей при исследовании в токсикологических лабораториях. И при приеме лекарств не только внимательно читать инструкцию, особенно про побочные действия, но и сверять состав препарата с нашим списком. При совпадении придется выбирать либо руль, либо лекарство.
Лекарства, которые нельзя употреблять перед тем, как сесть за руль:
- Фенобарбитал (входит примерно в 200 наименований лекарств)
- Феназепам
- Доксиламин (донормил)
- Прегабалин (лирика)
- Трамадол (трамал, залдиар)
- Карбамазепин (финлепсин)
- Кодеинсодержащие препараты (примерно 50 наименований, содержащих кодеин).
- Димедрол
- Дицикловерин (Триган-Д)
- Декстрометорфан
- Амитриптилин
- Налбуфин
- Буторфанол (Стадол)
- Тианептин (Коаксил)
- Баклофен
- Амантадин
- Хлорпротиксен
- Габапентин
- Галоперидол
- Мексидол
- Миртазапин
- Флупиртин (катадолон)
- Аминазин
- Тиоридазин
- Клопиксол
- Селегилин
- Ламотриджин
- Мапротилин
- Кветиапин (сероквель)
- Циталопрам
- Циклодол
- Фенибут
- Карфедон (фенотропил, метаболит — фенибут)
P.S. Редакция «За рулем» благодарит вас за проявленный интерес. Диалог с нашими экспертами будет продолжен.
Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!
За рулем на Яндекс.Дзен
Источник
Какое успокоительное выбрать, чтобы не заснуть за рулем?
Вождение автомобиля − занятие не для слабонервных. А потому многих водителей интересует вопрос, какое успокоительное выбрать, чтобы не стать сонной бомбой на колесах. Ассортимент подобных средств чрезвычайно широк. Однако почти все лекарства, которые якобы не вызывают сонливости, на деле оказывают прямо противоположный эффект. Впрочем, есть и действительно безопасные препараты, которые помогут избежать казусов за рулем и сохранить права.
Успокоительные, с которыми вам не по пути
Выбрать по-настоящему безопасное успокоительное для водителей − задача не из легких. С одной стороны, есть четкое разделение на запрещенные и разрешенные за рулем средства. В черном списке исключительно синтетические препараты, способные за считанные минуты вогнать в ступор. К таковым, в частности относятся, феназепам, валиум, реланиум и многие другие. И даже хорошо знакомое многим обезболивающее пенталгин может оказать водителю медвежью услугу.
В условно белом списке сплошь представлены препараты на растительной основе. По запросу: «Какое успокоительное выбрать, чтобы можно было сесть за руль?» − нам услужливо предлагают «Ново-Пассит», «Персен» и другие популярные фитосредства. В составе ничего подозрительного: валериана, мелисса, хмель и т.п. Но не спешите с выводами и дочитайте инструкцию до конца.
В разделе «особые указания» у обоих средств, как под копирку, прописана очень интересная фраза: «Соблюдать осторожность при выполнении потенциально опасных видов деятельности, требующих повышенной концентрации внимания и быстроты психомоторных реакций (управление транспортными средствами…)». То есть принимать эти препараты за рулем, вроде как, можно, но не рекомендуется. Попробуем разгадать этот хитроумный ребус производителей.
В любом успокоительном на природной основе, как правило, содержится компонент с транквилизирующим действием. Обычно это мелисса или пустырник (возможно в комплексе). Если принимать их в натуральном виде, то риск потерять бдительность за рулем не так велик. Но и успокоительный эффект не настолько отчетливый. Поэтому обычно применяют экстракты этих растений, которые работают в разы сильней.
Валериана в тандеме с ними работает как подушка безопасности − седативный эффект есть, но концентрацию он не снижает. Вот только в подобных средствах использован экстракт этого растения, который сгладить действие транквилизаторов не способен. Вот и получается, что теоретически такие препараты пить за рулем можно, но лучше не испытывать судьбу.
Рецепт лучшего успокоительного для водителей
Если сомневаетесь, какое успокоительное выбрать для безопасного вождения, внимательно прочтите состав. Однозначно доверия заслуживают те, где использован цельный корень валерианы, а не экстракт. Последних в аптеках, увы, подавляющее большинство. Даже сушка при температуре 60°С уничтожает до 30 % полезных свойств этого растения. А при экстрагировании, в лучшем случае, остается только легкий седативный эффект. Поэтому в любых успокоительных (даже комбинированных) такая псевдовалериана бесполезна.
Единственный способ сохранить все природное богатство лекарственных растений в неизменном виде − технология криообработки. При такой методике все ценные вещества замораживаются, чтобы раскрыться в полную силу уже при попадании в организм.
Прекрасным дополнением и естественным усилителем валерианы является синюха голубая. По своим седативным свойствам она превосходит близкую родственницу в 8 раз! Причем наиболее эффективно работает именно с ней в тандеме. Список средств с таким нестандартным составом невелик.
А чтобы сократить его еще больше и получить лучшее успокоительное для водителей, ищите в инструкции пустырник и мелиссу. При внушительной поддержке валерианы и синюхи эти природные транквилизаторы помогут победить волнение даже начинающим водителям, при этом сохранив ясность мышления и максимальную собранность за рулем.
Источник
Выбор антидепрессанта для водителей Врач психотерапевт Михаил Балкарей
- Современные алгоритмы антидепрессивной терапии предполагают длительные курсы лечения, поэтому переносимость антидепрессанта с минимизацией поведенческой токсичности необходима для обеспечения полноценного социального функционирования пациентов. В частности, антидепрессанты с выраженным седативным компонентом действия могут замедлять время реакции и ухудшать внимание, негативно влияя на способность к управлению транспортным средством. В статье приводятся современные данные о подходах к антидепрессивной терапии у водителей, в том числе о дополнительных факторах, повышающих риск аварий на фоне приема антидепрессантов. Обосновываются критерии выбора антидепрессанта для минимизации рисков, связанных с вождением.
По данным метаанализов, современные АД обнаруживают определенные различия по структуре побочных эффектов, что необходимо учитывать в индивидуальных назначениях, особенно если имеются сведения о нежелательных явлениях, развивавшихся у пациента в процессе тимоаналептической терапии ранее [1, 2]. Например, среди селективных ингибиторов обратного захвата серотонина (СИОЗС) флуоксетин считается лидером по частоте гастроинтестинальных расстройств, флувоксамин — по частоте тошноты, пароксетин — потливости и седации, сертралин — диареи. При этом частота тошноты и рвоты при приеме дулоксетина и венлафаксина (СИОЗС и норадреналина — СИОЗСН) выше, чем у препаратов группы СИОЗС. При приеме миртазапина и пароксетина отмечается значительная прибавка массы тела, а миртазапина и тразодона — выраженная седация.
Согласно рекомендациям S.Kennedy и соавт. «Canadian Network for Mood and Anxiety Treatments» [3] по фармакологическому ведению пациентов с большим депрессивным расстройством, прием АД должен длиться 6-9 мес после достижения симптоматической ремиссии, а при повышенном риске рецидива — 2 года и более. Имеются данные, подтверждающие это положение [см. 4-6]. При резком прекращении приема АД до 40% пациентов могут испытывать симптомы отмены (бессонница, тошнота, потеря равновесия, сенсорные расстройства, повышенная возбудимость и др.) [7].
Приоритетными при выборе препарата становятся минимальная выраженность поведенческой токсичности и спектр побочных действий. Особое значение в этом случае приобретают индивидуальная чувствительность и исходное отношение больного к антидепрессанту и психофармакотерапии в целом. В качестве препаратов выбора выступают АД различной структуры, сочетающие мягкий тимоаналептический эффект с хорошей переносимостью [9].
Хорошая переносимость АД терапии с минимизацией явлений поведенческой токсичности актуальна для обеспечения активного социального функционирования пациентов, что в современном обществе часто связано с необходимостью вождения автомобиля. АД с выраженным седативным компонентом действия могут замедлять время реакции и ухудшать внимание, тем самым негативно влияя на способность к управлению транспортным средством.
Метаанализ от 2017 г., включивший данные исследований 1995-2015 гг., показал 40% повышение риска аварии и более чем трехкратное повышение риска попасть в аварию со смертельным исходом у водителей, принимавших АД [11]. Доступные зарубежные обзоры выделяют и дополнительные факторы, повышающие риск аварий на фоне терапии АД.
Трициклические антидепрессанты (ТЦА), к которым относятся амитриптилин, имипрамин, а также активные метаболиты нортриптилин, дезипрамин и доксепин, повышают вероятность аварии в среднем на 41% [12]. Механизмы, определяющие этот риск, связаны не только с седацией, в разной степени характерной для всех ТЦА, но и с антихолинергическим действием, влияющим на зрение, и риском ортостатической гипотензии.
K.Iwamoto и соавт. выявили прямую корреляцию между уровнем амитриптилина в плазме и способностью совершения маневров (через 4 ч после приема 25 мг) [13].
A.Brunnauer и соавт. показали, что только 10% пациентов, получающих ТЦА, способны сдать тест на вождение (Global Driving Ability Test), в то время как среди пациентов, принимающих миртазапин, эта цифра выше, хотя и не превышает 50% [14].
В норвежском исследовании J.Bramness и соавт. сравнили 2 группы пациентов: получавших седативные (ТЦА и миртазапин) и неседативные АД. Установлено, что в 1-й группе риск ДТП был на 40% выше [15].
Пожилой возраст и использование более высоких доз значимо увеличивают риск аварии на фоне терапии амитриптилином. Применение 125 мг амитриптилина у пожилых повышает риск аварии на 220-230%[16-17].
Фактически даже использование субтерапевтических доз ТЦА, недостаточных для адекватной терапии депрессии, ухудшает психомоторные функции и визуальное восприятие, что позволяет отнести ТЦА к последней линии терапии депрессии у водителей при наличии альтернативы [14].
СИОЗС и другие современные АД продемонстрировали преимущество по сравнению с ТЦА в отношении влияния на избирательность внимания [14], и, казалось бы, проблема выбора должна быть решена. Однако в обзорах, посвященных влиянию современных АД на способность к вождению, было отмечено, что данные носят «неясный и противоречивый» характер. Возможно, это обусловлено неоднородностью группы препаратов, включенных в исследования. Так, M.Wingen и соавт. сообщили об ухудшении маневрирования транспортным средством в тесте SDLP (Standard Deviation Lateral Position) при использовании как СИОЗС, так и СИОЗСН, но не рассматривая каждый препарат в отдельности [18].
Серьезные различия имеются между плацебо-контролируемыми исследованиями, проведенными в «стерильных» условиях научного эксперимента, и наблюдательными исследованиями из реальной жизни. Например, двойное слепое плацебо-контролируемое исследование 1998 г. показало отсутствие влияния венлафаксина на тест SDLP [19], а данные натуралистических наблюдений A.LeRoy и cоавт. зафиксировали увеличение риска аварий на фоне приема венлафаксина (78%). Аналогичные данные были получены для дулоксетина (78%) и еще в большей степени — для тразодона и нефазадона (90%) [12]. Подобные риски были обнаружены и в объемном наблюдательном исследовании J.Bramness и соавт. [15].
Для понимания значимости риска аварии, связанного с АД терапией, некоторые авторы приводят эквивалентные риски, связанные с уровнем алкоголя в крови, среди них результаты 5-летнего когортного наблюдения за 409 171 взрослым жителем штата Вашингтон. Различные седативные препараты, в том числе и антидепрессант тразодон, принимали 5,8% пациентов (табл. 1) [20].
Пик риска аварий отмечен на 4-8-м месяце терапии, что вступает в противоречие с мнением о возможности полной адаптации к АД спустя 1-2 недели терапии [21] и с мнением, что риск связан исключительно с симптомами депрессии, которая сама по себе может влиять на скорость психомоторных реакций и почти удваивает вероятность ДТП [11].
В целом к факторам, доказано повышающим риск аварий у водителей, принимающих АД, относятся:
- пожилой возраст;
- 1-я неделя терапии;
- резкое повышение дозировки;
- более высокая степень тяжести депрессии;
- взаимодействие по системе цитохрома при одновременном применении других препаратов, обладающих угнетающим действием на ЦНС [22].
Подтверждение негативного влияния комбинированной терапии современными АД с другим препаратами на способность к управлению автомобилем было получено в исследовании C.Des las Cuevas и соавт. При сочетании СИОЗС или СИОЗСН и других препаратов, влияющих на ЦНС, подавляющее большинство пациентов (80%) не смогли пройти электронные тесты, необходимые для получения водительских прав в Испании [23].
Повышать риски, связанные с вождением автомобиля, могут следующие группы психотропных препаратов [21]:
- Барбитураты — повышают риски в 7,5 раза.
- Бензодиазепины (БЗД) удваивают риск аварий.
- Антипсихотики II поколения повышают риски на 120%.
- Небензодиазепиновые гипнотики: суммарно золпидем, залеплон, эсзопиклон повышали риск на 48%. Причем в группе, принимавшей золпидем, риск увеличивался более чем в два раза по сравнению с контрольной группой [20].
- Антипаркинсонические средства вызывают внезапные «сонные атаки» почти у каждого третьего пациента [23].
Риски сочетания АД и указанных групп могут заключаться не только в наложении седативных эффектов, но и в значительном повышении концентрации веществ при совпадении в пути выведения по ферменту в системе цитохрома. Многие АД из групп СИОЗС и СИОЗСН являются мощными ингибиторами системы цитохрома P450 и могут значительно повышать концентрацию препаратов из группы риска для водителей (табл. 2). Например, флуоксетин и флувоксамин замедляют выведение триазоловых БЗД (триазолам, алпрозалам, мидозалам), т.е. повышая их концентрацию и, соответственно, выраженность побочных эффектов (ухудшение внимания и реакции, седация, головокружение и др.) [11].
АД могут повышать концентрацию препаратов соматической терапии, увеличивающих риски для водителей: для мышечных миорелаксантов — +209%, для инсулина — в 1,8 раза, для метформина и препаратов сульфонил мочевины — в 1,5 раза (риски, связанные с развитием гипогликемических состояний). Выявлены риски у седативных антигистаминных препаратов (в том числе комплексные противопростудные средства), антиспастических, гастроинтестинальных и противорвотных средств с антихолинергическим (атропиноподобным) действием (см. табл. 2) [24].
Следует отметить, что субстраты конкурируют за выведение через фермент и возрастают уровни обоих препаратов, тогда как ингибиторы повышают концентрации других препаратов, выводящихся этим ферментом. Например, комбинация флувоксамина и агомелатина (нерекомендованная) может увеличивать концентрацию агомелатина в 12-412 раз в зависимости от врожденной активности ферментной системы CYP1A2 [25].
АД из всех групп способны потенцировать действие алкоголя, что может проявляться в передозировке, сонливости или головокружении [11].
Исходя из представленных данных хорошей альтернативой для лечения депрессии у лиц, управляющих автомобилем, может стать милнаципран (Иксел). Иксел не взаимодействует с мускариновыми, гистаминовыми и a1-адренорецепторами, селективно действуя только на серотониновые и норадреналиновые транспортеры. В своем классе (СИОЗСН) в терапевтической дозе препарат обладает наиболее норадренергическим действием. Как известно, именно дефицит норадреналина при депрессии снижает способность к концентрации внимания.
В плацебо-контролируемом исследовании было продемонстрировано, что милнаципран достоверно (p<0,05) улучшал внимание у пожилых пациентов[27]. В двойном слепом плацебо-контролируемом перекрестном исследовании, как в лабораторных тестах, так и в реальной дорожной ситуации, милнаципран (50 мг 2 раза в день) достоверно не ухудшал способности к вождению. Препарат не потенцировал, а в некоторых тестах ослаблял действие низких доз алкоголя (табл. 3) [28].
Милнаципран выделяется среди других АД отсутствием взаимодействия с системой цитохрома. Согласно инструкции «даже в концентрациях, в 25 раз превышающих среднетерапевтические, не влияет на систему микросомального окисления в гепатоцитах.., в силу чего не следует ожидать взаимодействия с индукторами и ингибиторами микросомального окисления».
К критериям выбора антидепрессанта для водителей можно отнести следующие параметры:
- АД не должен вызывать седацию или миорелаксацию, обладать холинергическим или антигистаминным действием, угнетать ЦНС (в том числе у пожилых пациентов), желательно избежать потенцирование действия алкоголя;
- АД должен иметь понятный механизм улучшения когнитивных функций, в первую очередь способности к активации психомоторных реакций и внимания, сниженных в результате депрессии;
- АД должен обладать низким потенциалом лекарственных интеракций, в идеале — характеризоваться отсутствием метаболизма в системе цитохрома, поскольку невозможно исключить необходимость комбинированной терапии в процессе длительного лечения депрессий.
1. Brambilla P, Cipriani A, Hotopf M, Barbui C. Side-effect profile of fluoxetine in comparison with other SSRIs, tricyclic and newer antidepressants: a -analysis of clinical trial data. Pharmacopsychiatry 2005; 38 (2): 69-77. 2. Gartlehner G, Hansen RA, Morgan LC et al. Second-generation antidepressants in the pharmacologic treatment of adult depression: an up of the 2007 comparative effectiveness review. Rockville (MD). Agency for Healthcare Re and Quality (US) 2011; 12-EHC012-EF. 3. CANMAT 2016 Clinical Guidelines for the Management of Adults with Major Depressive Disorder: Section 3. Pharmacological Treatments. Can J Psychiat 2016; 61 (9): 540-60. 4. Sim K, Lau WK, Sim J et al. Prevention of relapse and recurrence in adults with major depressive disorder: systematic review and -analyses of controlled trials. Int J Neuropsychopharmacol 2015; 19 (2): pyv076. 5. Borges S, Chen YF, Laughren TP et al. Review of maintenance trials for major depressive disorder: a 25-year perspective from the US Food and Drug Administration. J Clin Psychiatry 2014; 75: 205-14. 6. Trivedi MH, Dunner DL, Kornstein SG et al. Psycho outcomes in patients with recurrent major depressive disorder during 2 years of maintenance treatment with venlafaxine extended release. J Affect Disord 2010; 126: 420-9. 7. Fava GA, Gatti A, Belaise C et al. Withdrawal symptoms after selective serotonin reuptake inhibitor discontinuation: a systematic review. Psychother Psychosom 2015; 84: 72-81. 8. Renoir T. Selective serotonin reuptake inhibitor antidepressant treatment discontinuation syndrome: a review of the clinical evidence and the possible mechanisms involved. Front Pharmacol 2013; 4: 45. 9. Романов Д.В. Алгоритмы дифференцированной терапии депрессий с применением современных антидепрессантов. Психиатрия и психофармакотерапия. 2012; 14 (2): 56-60. 10. IMS https://www.ims-retail.ru 11. Hill LL, Lauzon VL, Winbrock EL et al. Depression, antidepressants and driving safety. Inj Epidemiol 2017; 4 (1): 10. DOI: 10.1186/s40621-017-0107-x 12. LeRoy AA, Morse ML. Department of Transportation. HS 810 858. Multiple medications and vehicle crashes: analysis of databases. 2008. 13. Iwamoto K, Takahashi M, Nakamura Y et al. The effects of acute treatment with paroxetine, amitriptyline, and placebo on driving performance and cognitive in healthy Japanese subjects: a double-blind crossover trial. Hum Psychopharmacol Clin Exp 2008; 23: 399-407. 14. Brunnauer A, Laux G, Geiger E et al. Antidepressants and driving ability: results from a clinical study. J Clin Psychiatry 2006; 67: 1776-81. [PubMed: 17196059] 15. Bramness JG, Skurtveit S, Neutel CI et al. Minor increase risk of road traffic accident after prescriptions of antidepressants: a study of population registry data in Norway. J Clin Psychiatry 2008; 69: 1099-103. 16. Ray WA, Fought RL, Decker MD. Psychoactive drugs and the risk of injurious motor vehicle crashes in elderly drivers. Am J Epidemiol 1992; 136: 873-83. [PubMed: 1442753] 17. Leveille SG, Buchner DM, Koepsell TD et al. Psychactive medications and injurious motor vehicle collisions involving older drivers. Epidemiology 1994; 5: 591-8. [PubMed: 7841240] 18. Wingen M, Ramaekers J, Schmitt J. Driving impairment in depressed patients receiving long-termantidepressant treatment. Psychopharmacology 2006; 188: 84-91. [PubMed: 16865389] 19. O’Hanlon JF, Robbe HW, Vermeeren A et al. Venlafaxine’s effects onhealthy volunteers’ driving, psychomotor, and vigilance performance during 15-day fixed and incremental dosing regimens. J Clin Psychopharmacol 1998; 18: 212-21. [PubMed: 9617980] 20. Hansen R, Boudreau D, Grossman D et al. Sedative Hypnotic Medication Use and the risk of Motor Vehicle Crash. Am J Pub Health 2015; 105 (8). 21. Hetland A, Carr D Ann Pharmacother. Medications and Impaired Driving. Rev Liter 2014; 48 (4): 494-506. 22. Sansone R, Sansone L. Driving on antidepressants: cruising for a crush? Psychiatry (Edgemont) 2009; 7 (9): 13-6. 23. Des las Cuevas C, Sanz EJ. Fitness to drive of psychiatric patients. Prim Care Companion 2008; 10: 384-90. 24. Indiana University Department of Medicine Clinical Pharmacology P450 Drug Interactions «Clinically Relevant». 25. SnPc agomelatine, EMA 2008. 26. Nutt DJ Relationship of neurotransmitter to the symptoms of major depressive disorder. J Clin Psychiatry 2008; 69 (Suppl. E1): 4-7. 27. Hindmarch I, Rigney U, Stanley N, Briley M. Pharmacodynamics of milnacipran in young and elderly volunteers. Br J Clin Pharmacol 2000; 49 (2): 118-25. 28. Richet F, Marais J, Serre C, Panconi E. Effects of milnacipran on driving vigilance Int J Psychiatry Clin Pract 2004; 8 (2): 109-15.
Источник: Петрова Н.Н., Маркин А.В. Антидепрессивная терапия и социальное функционирование: выбор антидепрессанта для водителей. Психиатрия и психофармакотерапия. 2018; 20 (1): 27-31.
Источник