Когда можно пить алкоголь по православному
Содержание статьи
Христианство и алкоголь
Что христианское учение говорит об алкоголе? Лучше пить «в меру» или воздерживаться от спиртного? Что значит пить «в меру»? Кому и какие алкогольные напитки допускается употреблять? Как алкоголь влияет на душу? Об этом и о многом другом пишет Александр Савельев.
Нередко приходится слышать, что пить надо культурно, «в меру». Однако мало кто задумывается о том, какова христианская культура употребления алкоголя. Современные «умеренно» (а с точки зрения христианства — неумеренно) пьющие, на основании вырванных из контекста цитат, а часто и придуманных ими самими словах, составляют собственное «вероучение», оправдывающее употребление неразбавленного вина не только взрослыми мужчинами, но даже женщинами и молодежью.
Многие приводят выражение, будто бы из Библии: «Пейте, но не упивайтесь». Однако в Писании сказано: «Не упивайтесь», и вовсе нет призыва: «Пейте».
Также в Новом Завете написано:
«Лучше… не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется…» (Рим. 14:21)
Для того, чтобы лучше разобраться в этом вопросе, посмотрим, что говорит об алкоголе Церковное предание.
Не позволительно пить спиртное женщинам
«А у жены решительно никогда никоим образом хмельного питья бы не было: ни вина, ни меда, ни пива, ни угощений. А пила бы жена бесхмельную брагу и квас — и дома, и на людях». (Домострой)
Также святыми отцами не разрешается употребление спиртных напитков молодежью
Преподобный Марк Подвижник: «Юность да не обоняет даже запаха вина».
«Во всякое время бойся вина, юный; потому что вино никогда не щадит тела, возжигает в нем огонь худого пожелания». (Преподобный Ефрем Сирин)
Священнослужителям следует воздерживаться от алкоголя и подавать другим пример трезвости.
Святитель Иоанн Златоуст: «Если входившие в святилище вовсе не прикасались к вину, то тем более им (дьяконам) не следовало этого делать».
Блаженный Иероним Стридонский: «Винопитие среди священников и апостол порицает, и древний Закон запрещает. Служащие алтарю вина и сикеры да не пьют».
Святитель Амвросий Медиоланский: «Мы видим, что требуется от нас: чтобы служитель Господень воздерживался от вина и имел доброе свидетельство не только со стороны верных, но и от внешних».
Собор РПСЦ 2009г.: «Священники, в силу своей священной обязанности — быть образцом к доброй жизни, должны воздерживаться от употребления спиртных напитков… Уставщики и певцы, почтенные стоянием в церкви впереди народа, также должны идти впереди по пути ведения трезвой жизни»
Недопустимо пить вино на поминках
«Аще твориши винопитием память умершему и сотворяеши званныя упиватися, не избавление от муки душе умершего ходатайствуеши, но приложение огня геенского содеваеши ему». (Святитель Иоанн Златоуст)
Взрослым мужчинам допускается иногда употреблять немного вина, разбавленного большим количеством воды, но лучше вообще не пить его.
Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Не вино худо, но неумеренность порочна». Что же во времена Златоуста считалось неумеренностью?
Вот что пишет В.В. Похлебкин в книге «История водки»: «Древние греки и римляне разбавляли вино следующим образом: на три части воды брали одну часть вина или на пять частей воды — две части вина. Смесь, состоящая из виноградного вина пополам с водой (т.е. из равного объёма воды и вина), считалась слишком крепкой и употреблялась лишь опустившимися людьми, считавшимися завзятыми пьяницами».
Таким образом, Иоанн Златоуст не запрещает пить натуральное вино, разбавленное водой в пропорции 1:3, но в очень небольшом количестве, чтобы оно не ослабляло силы души.
О какой же умеренности можно говорить, когда мы, вместо того, чтобы употреблять натуральное вино, разбавленное большим количеством воды, пьем купленную в магазине отраву — так называемое «вино», в которое производители специально добавляют этиловый спирт (такие вина называются креплеными), чтобы смесь была покрепче, и пьем это зелье неразбавленным? Про водку, коньяк и прочие крепкие напитки и говорить не нужно — всем понятно, что христианину недопустимо отравляться этими наркотиками.
Евфимий Зигабен в толковании на 103 псалом приводит слова святителя Кирилла Александрийского, рекомендующего «смешивать вино с большим количеством воды. Ибо, будучи горячительно и заключая в себе приятные соки, когда растворяется в надлежащем количестве, своею теплотою разводит гнусные излишества, острые и худые соки растворяет своими благовонными».
Из этих слов можно сделать вывод, что в те времена в вине ценились не этанол и его опьяняющие свойства, а свойства виноградного сока, а этиловый спирт, названный св. Кириллом острыми и худыми соками, был консервантом, количество которого значительно сокращалось при разбавлении вина большим количеством воды.
О том, что вино должно разбавляться водой, свидетельствует также блаженный Феодорит Кирский. В толковании на книгу Бытия он пишет: «Ной был первым из людей, взявшим сок от плода виноградной лозы, и не знал не только приемлемого количества напитка, но и того, что надлежит сначала разбавлять его водой и лишь потом пить; потому и впал он в глубокий сон.»
Святитель Григорий Богослов свидетельствует о том, что в Кане Галилейской вино употребляли разбавленным: «Был брак и виночерпцы РАСТВОРЯЛИ вино из воды».
Все святые отцы единогласны в том, что даже вино, разбавленное большим количеством воды, лучше не употреблять, а некоторые решительно призывают к отказу от алкоголя.
Святитель Григорий Богослов: «Вода — прекрасный напиток; она не нарушает ясности мыслей; а выпитая чаша вина мутит ум».
«Увеселяясь вином, будешь проводить жизнь в сожительстве со срамными помыслами, и много переиспытаешь печалей». (свт. Феодор Эдесский.)
«Для всех полезно не пить вина, особенно для крепких телом». (прп. Феодор Студит)
Свт. Григорий Богослов: «Вино — это поджога остывшей страсти; а всякое подложенное в огонь вещество усиливает пламень». «Вино, по природе своей, не знакомо с целомудрием; тем и производит оно удовольствие, что раздражает».
«Кто с мудрою умеренностью воздерживался от вина, того преимущественно ожидают к себе райские виноградники, и каждая лоза простирает к нему свои грозди». (преподобный Ефрем Сирин)
Святитель Иоанн Златоуст очень точно отмечает: «Вино производит помешательство и, если даже не причиняет опьянения, ослабляет крепость сил души и приводит ее к рассеянности». Современная наука подтверждает мнение Златоуста. В.М. Бехтерев писал: «Доказано, что даже малые дозы алкоголя ослабляют умственные способности».
«Огонь, заключенный в вине, перейдя в тело, делается воспаляющим веществом для разжженных стрел врага; потому что вино потопляет собою и рассудок и ум, а похоти и сластолюбие воспламеняет, как масло — огонь». (свт. Василий Великий)
«Воздерживающийся от вина увидит себя не носимым помыслом, не возгораемым душевно, но всегда трезвенствующим в любви к Богу и ревностным ко всему лучшему и содействующему спасению.
Воздерживающийся от вина Духа Святого носит в себе. Пиющий воду облекается в одежду умиления…» (Преподобный Феодор Студит)
«Такоже святому великому Василию кесарийскому явися пречистая Богородица во сне, глаголя: «Аще хочеши друг мой быти и во всем помощницу мя имети, то отрцыся вина и пьянственнаго пития». Он же возбнув дивися заповеди пречистыя Богородицы и до кончины живота своего заповедь пречистыя Богородицы соблюде не пияше вина». (Стоглав, 52 глава)
Мифы об алкоголе
Миф первый. Совет апостола Павла
Многие говорят: «Апостол Павел советовал Тимофею: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» — пойду и я выпью немного вина».
Во-первых, апостол Павел советовал Тимофею пить вино в качестве лекарства от какой-то болезни желудка и ради частых недугов, а не для увеселения.
Во-вторых, целебные свойства вина заключаются вовсе не в свойствах этанола, действующего на желудок разрушительно, а в свойствах винограда. Смешиваясь с желудочным соком, виноградные кислоты улучшают пищеварение и аппетит. Также виноградный сок богат содержанием дубильных веществ, препятствующих появлению воспалительных процессов в желудочно-кишечном тракте. Мы находим подтверждение этому в исторических свидетельствах, говорящих об употреблении в древнем мире неперебродившего безалкогольного вина для медицинских целей. Древний ученый Афанасий (Атеней) в трактате «Званный обед» пишет: «Пусть он пьет сладкое вино, разбавленное водой, или подогретое, ибо это хорошо для желудка, так как сладкое вино не опьяняет». Здесь мы видим совет, который подобен совету апостола Павла.
Вот что отвечает Номоканон людям, которые, ссылаясь на слова апостола Павла, говорят, что полезно пить вино в меру: «Постися прежде крепце и воду пий леты многими и прочая труды Тимофеевы покажи. Умертви си тело и тогда пий вино в меру»
Святитель Иоанн Златоуст говорит об апостоле Тимофее: «этот святой, даже одержимый болезнью и частыми недугами, не употреблял вина, доколе не повелел ему учитель»
Блаженный Феофилакт Болгарский отмечает: «Видишь ли, что, имея сколько недугов, Тимофей еще истощал себя употреблением воды?… Но кажется, Тимофей от природы был болезненный человек, подвергался недугам не желудка только, но и других частей, поэтому апостол и прибавил: и частых твоих недугов».
«Заметь, по каким причинам разрешается питие вина, чтобы уврачевать чрез это боль стомаха и частые недуги». (блаженный Иероним Стридонский)
Будем же и мы, подражая Тимофею, воздерживаться от вина. Если же заболит у нас желудок, можно лечиться свежим виноградным соком, имеющим полезные свойства вина, но не содержащим этанола, который вреден для желудка. Благо, в магазинах виноград продается в любое время года, да и соковыжималки можно приобрести по доступным ценам.
Сколь неразумно поступают употребляющие водку, в которой нет полезного виноградного сока, а есть только консервант — этиловый спирт, причиняющий вред и душе, и телу, и желудку! Им апостол Павел, наверно, сказал бы: «Не употребляйте водку, потому что она приносит вред желудку».
Миф второй. О том, что уставы разрешают вино «по чаше».
Многие люди, во оправдание того, что они пьют неразбавленное вино, ссылаются на заимствованные из Греции уставы, в которых допускается пить по чаше вина на человека. Они представляют, что объем этих чаш будто бы примерно равен объему чаш для евхаристии и будто бы в уставах разрешается пить неразбавленное вино.
Во-первых, вино разбавлялось большим количеством воды, это был повсеместный обычай.
Во-вторых, в тех же уставах написано, что лучше вообще не пить вина.
В-третьих, размер чаш был уж точно не такой как у сосудов для евхаристии. На литургии все причащаются из одной чаши, она общая, поэтому и большая. Всем понятно, что индивидуальные чаши намного меньше, нежели общие. Можно предположить, что индивидуальные чаши по объему были сравнимы с рюмками.
В-четвертых, в том же уставе написано, что допускается употреблять вино только в воскресенья и господские праздники, в другие же дни недопустимо.
В-пятых, во многих русских обителях было запрещено употреблять алкоголь. Например, один из основателей Соловецкого монастыря преподобный Зосима установил сухой закон в Соловецком монастыре и заповедовал его сохранять: «Заповедую ученикам моим соблюдать устав киновии; опьяняющее питие … не должны быть на этом острове…».
Также Иосиф Волоцкий был сторонником полного воздержания от спиртного: «Не подобает нам иметь в обителях пития, от которого бывает пьянство».
По какой же причине многие русские пастыри выступали за то , чтобы не обращать внимания на разрешение пить «по чаше», заимствованное из греческих уставов в древнерусские?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понимать, что существуют значительные отличия в способности представителей разных народов расщеплять попадающий в их организм алкоголь. Например, у южных народов, испокон веков употребляющих вино, эта способность выше, чем у северных народов. И организм на протяжении многих поколений научился вырабатывать особые ферменты, нейтрализующие его.
А народы России на генетическом уровне имеют очень низкую способность расщеплять попадающий в организм алкоголь. Именно поэтому употребление даже небольших доз спиртного быстро приводит к появлению алкоголизма. Святые отцы, видя, что питие вина приводит к пьянственному недугу, решили, что греческие обычаи не подходят для Руси.
Самуил Маскевич (около 1580-1632) — польский дворянин, писарь, неоднократно и подолгу бывавший в России, отмечал, что «москвитяне соблюдают великую трезвость, которой требуют строго и от вельмож и от народа. Пьянство запрещено; корчем или кабаков нет во всей России; негде купить вина, ни пива; и даже дома, исключая бояр, никто не смеет приготовить для себя хмельного».
Таким образом, наши предки жили в трезвости, а церковная и государственная политика были направлены на борьбу с винопитием.
Если среди наших близких есть люди, имеющие пристрастие к вину, мы обязаны сделать все, чтобы помочь им избавиться от этого недуга, а «главное условие успеха в борьбе с пьянством есть абсолютная решительная трезвость» (Архиепископ Мелетий Картушин).
Составил Александр Савельев
Источник
Употребление спиртного во время православных постов
Употребление спиртного в пост — тема, на которую сломано немало копий. С одной стороны, пост — время, когда нужно отказаться от многих удовольствий, с другой — как же это порой сложно! Сумятицу в умы вносят и многочисленные цитаты из Писания, содержащие похвалу вину. Но сперва выясним, о каком именно вине пишут Отцы Церкви и как они советуют его употреблять.
Ещё в глубокой древности люди подметили, что от сырой воды можно заболеть. Но в старину кипяток был не так уж доступен: слишком дорого растапливать дровяную печь, чтобы приготовить чашку травяного отвара. В южных странах, где из-за жары проблема стояла особенно остро, люди приспособились обеззараживать воду вином.
Сухое вино — напиток крепостью 9-16 градусов. Тех, кто пил неразбавленное вино, считали горькими пьяницами, даже на разводивших напиток в пропорции 1:1 в обществе смотрели косо. Нормальным считалось соотношение количества вина к количеству воды 1:2, а то и 1:4. Получалось питьё крепостью 2-4 градуса. Бедняки вместо вина добавляли в воду фруктовый уксус. Отсутствие у человека средств на покупку вина или уксуса расценивалось как признак крайней нищеты.
Христианство зародилось на Ближнем Востоке, и в Церковном Уставе отражены местные реалии. Типикон, книга, регламентирующая порядок питания во время постов, написан на основе уставов палестинских монастырей (преимущественно обители Саввы Освященного близ Иерусалима), с учётом традиции Св. Горы Афон.
Апостолы и теологи относились к вину как к продукту, поддерживающему силы и укрепляющему здоровье. Апостол Павел, обращаясь к своему ученику Тимофею, советовал ему: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов (1-е Тимофею, 5:23)».
В Типиконе вино упоминается наравне с другими продуктами и напитками, к примеру, елеем (растительным маслом), квасом или укропом (травяным отваром). Так, если Благовещение приходится на Страстную Пятницу, то блюда с растительным маслом запрещены, но запивать пищу вином разрешается. В Великую Субботу: «Даёт братии по единому укруху хлеба, в пол литры хлебы и по 6 смоквей или фиников и по единей мерней чаши вина. А идеже вина несть, испивают братия квас от мёда или от жита».
Более того, 51-е Апостольское правило гласит: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения…, или да исправится, или да будет извержен от священного чина, и отвержен от церкви. Так же и мирянин». Однако это изречение нужно воспринимать не как позволение пьянства, но как предупреждение тем, кто гнушается вином во время причастия.
Злоупотребление алкоголем в христианстве считается тяжким грехом. Тот же апостол Павел запрещал своей пастве «упиваться вином»: «Лучше не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14: 21). К умеренности призывал и Иоанн Златоуст: «Вино дано для того, чтобы быть весёлым, а не для того, чтобы быть посмешищем; дано для укрепления здоровья, а не для расстройства; для уврачевания немощей телесных, а не для ослабления духа».
Особенности употребления алкоголя на Руси
Когда христианство пришло в северные страны, оказалось, что местное население не знает вкуса вина, зато варит пиво. Иоанн Златоуст, основывавший обители в северных провинциях Римской империи, писал о необходимости внести изменения в устав в связи с более суровым климатом. Позже, в средние века, монахи Германии во время поста даже заменяли хлеб пивом.
На Руси дозволение пить алкогольные напитки во время поста восприняли слишком прямолинейно, так что церковным властям пришлось вводить дополнительные запреты. Прп. Иосиф Волоцкий, XV-XVI в.: «Подобает прежде всего заботу и попечение иметь о том, чтобы не было в обители ни в трапезах, ни в кельях пития, от которого пьянство бывает». Св. Тихон Задонский, XIX в.: «Хочешь служить Богу, то первое: брось сам пить пиво, вино и водку; ни много ни мало, а совсем брось, для того, чтобы не подавать соблазна людям». Св. Феофан Затворник, XIX в.: «Христианам скорее идет — совсем не пейте, — разве только в крайностях, — в видах врачевания… Винопитие совсем должно быть изгнано из употребления из среды христиан».
Современные правила употребления алкоголя в пост
Отцы Церкви советуют на время поста полностью отказаться от употребления алкоголя, кроме тех случаев, когда необходим приём лекарственных препаратов на спирту или вине. Однако в Типиконе перечислены дни, когда разрешается употребление вина или пива, другие вида спиртного в пост категорически запрещены.
Мера жидкости, упоминаемая в Типиконе, — красовуля, то есть чаша объёмом 150-200 мл. Дозволяется выпить 1-2 красовули вина (пива). Учитывая, что имеется в виду только разведённое вино, 2 красовули — это даже чуть меньше одного современного бокала.
В таких дозах вино или пиво в пост разрешены по субботам и воскресеньям, а также (даты приводятся по Григорианскому календарю):
- в Великий пост — на Благовещение (7 апреля);
- в Петров пост — в Праздник Преображения (19 августа);
- в Рождественский пост — в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря), в день памяти св. Николая Чудотворца (19 декабря).
В обычное время постными днями, когда от спиртного необходимо отказаться, считаются среда и пятница (Типикон приравнивает их к Великому посту). Исключения делаются только для тех случаев, когда на эти дни выпадает церковный праздник. Если поститься по средам и пятницам каждую неделю, впоследствии легче будет привыкнуть к строгим ограничениям длительных постов.
Отцы Церкви учили, что у каждого человека — своя мера послушания. Трудно не следовать принятым в обществе традициям и совсем не пить алкоголь в пост на светских праздниках. Но человек для того и наделён разумом и волей, чтобы избегать излишеств.
Источник