Когда можно пить после поста
Содержание статьи
Питание после Поста (после Пасхи). Что есть и чего не следует есть после Поста. Алкоголь после Поста
Когда заканчивается Великий пост и наступает Пасха, за которой идёт Светлая седмица, большинству людей кажется, что теперь-то можно есть всё подряд – всё разрешено и дозволено, потому что так делали и наши предки.
Во-первых, предки наши – если, конечно, они с уважением относились к Светлой Пасхе и учению Христа, не вели себя подобным образом, стремясь наесться скоромных блюд и наконец-то отвести душу.
Во-вторых, сам смысл Пасхи – величайшего христианского праздника, теряется и извращается, если превращать его в обильное застолье, и посвящать эти дни обжорству и пьянству – а так, к сожалению, случается нередко.
Между тем, чревоугодие входит в число смертных грехов – этого никто не отменял, и не зря, так как именно этот порок способен превратить человека в низменное существо, лишённое всяких духовных ценностей – ведь даже животные съедают столько пищи, сколько им необходимо – и не более того.
Пост сегодня многими людьми воспринимается как разгрузочная диета – это в корне неправильный подход. Мы постимся не для того, чтобы похудеть, а для того, чтобы помочь душе очиститься от всего негативного и тёмного, и почувствовать радость и счастье.
Другое дело, что при правильном подходе к посту радуется не только душа, но и тело: ведь наша пищеварительная система находится в спокойном состоянии целых 7 недель, не перегружается животными белками и жирами, лишними углеводами, и привыкает работать без перегрузок. В результате человек улучшается во всех отношениях: становится спокойным, доброжелательным и радостным, выглядит моложе и чувствует себя прекрасно.
Питание после Поста
Самое непонятное – это то, что многие россияне сегодня и поста толком не соблюдают – просто делают вид, но уж в Пасху не пропускают возможности полакомиться жирными блюдами, сладостями, и выпить как можно больше спиртного, что вообще неприемлемо в христианстве. Доходит даже до того, что люди специально запасаются пищеварительными ферментами, типа мезима или энзистала, чтобы за столом съесть как можно больше блюд, и не отстать от соседа – вдруг ему больше достанется? О христианском благочестии в это время они вряд ли помнят…
В любом случае, весь наш организм в таких случаях получает сильнейший стресс, который можно сравнить с ударом огромной кувалды: страдает всё – желудок, кишечник, желчный пузырь, поджелудочная железа, почки, печень, а потом сердце, голова и нервная система. «Живого места» после подобных излишеств в организме точно не остаётся.
М. В. Ломоносов ещё в XVIII веке отмечал в беседе с императрицей, что больше всего народу на Руси «дохнет» (слово неприличное, но тогда это звучало нормально, да и великий учёный был резок в выражениях) именно после Великого поста и Пасхи: люди буквально набрасывались на еду и спиртное, превращая Светлый праздник в непотребный разгул, и всё это заканчивалось весьма печально.
Если задуматься о том, что означает слово «разговляться», и попытаться узнать его подлинный смысл, то станет понятно, что речь идёт о небольшом количестве скоромной еды, которую «отведывают», а не набивают себе желудок. Перемешивать еду тем более нельзя – следует соблюдать законы совместимости одних продуктов с другими. Кстати, если изучить рецепты православной кухни, то будет видно – они почти всегда соответствуют принципам раздельного питания, или нарушают их не слишком.
Чтобы не принести себе вреда, надо вспомнить, что впереди вся пасхальная неделя, и все желанные кушанья вы успеете приготовить и попробовать. Выходить из поста лучше всего с кисломолочными продуктами: можно начать с кефира, ряженки, йогурта, даже съесть небольшой кусочек творожной пасхи – и всё.
Часто встречаются рекомендации начинать выход из поста с яйца, однако яйца – пища плотная и тяжёлая. Если уж хотите начать с яйца, съешьте не более одного, и только белок. Если есть яйца весь день (а многие так и делают, потому что красят их к празднику в больших количествах), то можно вызвать несварение, запор, обострение хронических заболеваний – в общем, самочувствие будет не лучшим.
Что кушать после Поста: здоровое питание после Поста
В первые дни после поста надо питаться по-особому: есть понемногу, но через каждые 2-3 часа. Мясо в эти дни есть вообще не надо; если есть желание, можно приготовить курицу – запечь без кожицы в духовке, или мясо индейки, но лучше рыбу – нежирную, речную. Можно приготовить нежирный куриный или рыбный холодец – это украсит праздничный стол.
Говядину, свинину и другое тяжёлое мясо можно понемногу есть через 5-6 дней после Пасхи, утку и гуся – через 7-10 дней, а вот от магазинных колбасных изделий и прочих копчёностей лучше вообще отказаться: ведь вы отлично без них обходились в пост? По крайней мере, их употребление стоит резко ограничить – это принесёт пользу не только здоровью, но и кошельку.
Мясо же лучше есть не в жареном виде, а готовить паровые котлеты, тефтели, мясные запеканки с овощами, и суфле – всё понемногу и постепенно. На гарнир печёная морковь, свекла, тушёная капуста, запечённый картофель или рассыпчатый отварной рис.
Чего не следует есть сразу после Поста
Нельзя есть грибы после поста – это тяжёлая пища, тем более грибы маринованные. Приготовьте овощные, фруктовые, крупяные блюда, и добавьте к ним больше зелени – лука, петрушки, укропа. Такое меню полезно, и к тому же эта пища легко усваивается.
Разумеется, речь не идёт о салатах с майонезом – заправляйте их растительным маслом, желательно оливковым. Можно добавить в салат маслины.
Свежей выпечкой увлекаться не стоит – особенно при проблемах с пищеварением, и об этом наши прабабушки тоже знали: куличи они выпекали заранее — в четверг, а не в субботу, чтобы они успели немного «подсохнуть», и не причиняли вреда желудку. Можно съесть небольшой кусочек освящённого кулича – не более половины ладони, и столько же пасхи из творога.
Супы в первую неделю после Пасхи надо готовить лёгкие: овощные, крупяные, фруктовые, и отказаться от крепких бульонов, мясных и рыбных.
Не стоит также «отводить душу», поедая калорийные сладости – торты и пирожные с масляным или сливочным кремом. Готовьте фруктовые салаты, запечённые фрукты, компоты из сухофруктов, морсы и свежевыжатые соки. Если уж очень хотите торт, съешьте кусочек творожного, фруктового или с взбитыми белками.
Спиртное (алкоголь) после Поста
Отдельная тема – спиртное. Наш народ, к сожалению, под спиртными напитками чаще всего понимает водку. Но стоит всё же помнить, что православная церковь никогда не поощряла её употребление, и оправдать его вообще-то нечем.
Так что хотя бы тем, кто считает себя верующими, следует ограничиться в праздничный день красным вином, желательно кагором или каберне, и не больше одного стакана. В последующие дни это количество можно увеличить – при желании, или выбрать лёгкое натуральное пиво – в небольших количествах оно даже может способствовать пищеварению.
Не стоит сразу начинать пить кофе, а тем более газированные напитки: пейте свежезаваренный чай, минеральную воду, квас – уж он-то на Руси всегда был популярен. Можно приготовить отличный квас в домашних условиях – это несложно, и вы будете точно знать, что ваши домашние пьют полезный и чистый напиток.
Наши предки, когда разговлялись после поста, ели совсем не ту еду, что мы с вами сегодня. Каким бы ни был стол – богатым, обильным, или более скромным, блюда к нему были приготовлены из экологически чистых продуктов – но сегодня их почти нет. Вместо этого мы имеем консерванты, ароматизаторы, пеногасители, красители, усилители вкуса и ещё множество всяких достижений современной пищевой промышленности, так давайте хотя бы не будем перегружать наш терпеливый и многострадальный организм лишними порциями еды и алкоголя – как в праздник Пасхи, так и в другие дни.
В пасхальную неделю хватит времени, чтобы попробовать много вкусных лакомств, приготовить любимые блюда, порадовать себя, своих домашних и гостей, и при этом не принести вреда здоровью, не омрачить праздничное настроение.
И давайте будем помнить, что Пасха Христова – это не только наслаждение вкусной праздничной едой, но и великая радость Его Воскресения, которую мы можем испытывать сами и передавать другим.
Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский сайт inmoment.ru обязательна!
Информация в данной статье носит ознакомительный, а не рекомендательный характер. Пожалуйста, не занимайтесь самолечением, обязательно консультируйтесь со специалистом.
Уважаемые читатели, пожалуйста, не забывайте подписываться на наш канал в Яндекс.Дзене и ставить «Понравилось»!
Источник
Правильное питание после Великого Поста
19 апреля православные христиане отметили Воскресение Христово. Когда заканчивается Великий Пост и наступает Пасха, за которой идёт Светлая седмица, большинству людей кажется, что теперь-то можно есть всё подряд – всё разрешено и дозволено. Такой подход крайне ошибочен.
Пост сегодня многими людьми воспринимается как разгрузочная диета. Однако при правильном подходе к посту радуется не только душа, но и тело: ведь наша пищеварительная система находится в спокойном состоянии целых 7 недель, не перегружается животными белками и жирами, лишними углеводами, и привыкает работать без перегрузок. В результате человек улучшается во всех отношениях: становится спокойным, доброжелательным и радостным, выглядит моложе и чувствует себя прекрасно.
Смысл Пасхи – величайшего христианского праздника, теряется и извращается, если превращать его в обильное застолье, и посвящать эти дни обжорству и пьянству. А так, к сожалению, случается нередко. Доходит даже до того, что люди специально запасаются пищеварительными ферментами типа мезима или энзистала, чтобы за столом съесть как можно больше блюд и не отстать от соседа – вдруг ему больше достанется? О христианском благочестии в это время они вряд ли помнят.
Весь наш организм в таких случаях получает сильнейший стресс, который можно сравнить с ударом огромной кувалды: страдает всё – желудок, кишечник, желчный пузырь, поджелудочная железа, почки, печень, а потом сердце, голова и нервная система. «Живого места» после подобных излишеств в организме точно не остаётся.
Как питаться в эти дни, чтобы не навредить своему здоровью?
Самое главное, надо помнить, что впереди вся пасхальная неделя, и все желанные кушанья вы успеете приготовить и попробовать.
Если задуматься о том, что означает слово «разговляться», и попытаться узнать его подлинный смысл, то станет понятно, что речь идёт о небольшом количестве скоромной еды, которую «отведывают», а не набивают себе желудок. Перемешивать еду тем более нельзя – следует соблюдать законы совместимости продуктов.
В первые дни после поста надо питаться по-особому: есть понемногу, но через каждые 2-3 часа. Допустимый объем пищи для каждого человека индивидуален, но не должен быть более 300-400 грамм.
Выходить из поста лучше всего с кисломолочными продуктами. Можно начать с кефира, ряженки, йогурта, даже съесть небольшой кусочек творожной пасхи – и всё. Затем постепенно можно переходить на цельное молоко, творог, сливки, масло, сыр. Людям со слабой пищеварительной системой с такой пищей придется еще пару дней подождать.
Особенно не стоит налегать на жирное, жареное, маринады, соленья. Больше других они вредны тем, у кого есть камни в желчном пузыре. Важно, чтобы приём пищи сопровождался достаточным приёмом жидкости, ведь процесс переваривания происходит в жидкой среде. Питаться в таком стиле лучше в течение 3-4 дней после поста.
Очень полезно в эти дни есть овощи и фрукты, а также принимать пробиотики — любые кисломолочные продукты. Можно даже использовать препараты с бифидо- и лактобактериями. Старайтесь, чтобы вес после выхода из поста не увеличивался.
Переход к полноценному «допостному» питанию должен происходить не меньше, чем за неделю. Для тех, у кого язва желудка или 12-перстной кишки, холецистит или панкреатит, этот срок нужно увеличить до 2 недель.
В первую неделю после поста откажитесь от тяжелой пищи (пельмени, чебуреки, манты, расстегаи, мясные пироги и иные сочетания мяса с тестом). Повремените также с шашлыками, салом, жирной свининой, блинами. Ими можно только закончить адаптационный период.
Первое, что пробуют после поста, — кулич, яйца и пасха. Все эти продукты достаточно калорийные и жирные, поэтому лучше не съедать больше одного яйца, одного куска кулича и 60-80 граммов пасхи. Лучше всего запивать пасхальную еду тёплым чаем. Холодные напитки не подойдут. Следующая трапеза желательна не ранее чем через 3-4 часа.
Покупая кулич, всегда смотрите, из чего он сделан. В хорошем должны быть только натуральные компоненты и сливочное масло. Гораздо лучше сделать кулич дома, но не из готовой смеси, потому что такие смеси часто имеют тот же состав, что и у готовых куличей, продающихся в магазинах. В них могут быть так называемые «улучшители хлеба» и прочие добавки с индексом Е, в том числе синтетического происхождения.
Свежей выпечкой увлекаться не стоит, особенно при проблемах с пищеварением. Об этом хорошо знали наши прабабушки: куличи они выпекали заранее (в четверг, а не в субботу), чтобы они успели немного «подсохнуть» и не причиняли вреда желудку.
Не стоит также «отводить душу», поедая калолрийные сладости – торты и пирожные с масляным или сливочным кремом. Если уж очень хотите торт, съешьте кусочек творожного, фруктового или с взбитыми белками. Сладкая свежая сдоба способствует повышенному газообразованию, обострению энтеритов и колитов. Может также вызвать обострение панкреатита, гастрита, язвенной болезни и холецистита, повысить уровень сахара и холестерина в крови.
Альтернативой сладостям и выпечке могут быть фруктовые салаты, запечённые фрукты, компоты из сухофруктов, морсы и свежевыжатые соки.
Супы в первую неделю после Пасхи надо готовить лёгкие (овощные, крупяные, фруктовые с добавлением лука, зелени) и отказаться от крепких бульонов, мясных и рыбных. Салаты лучше заправлять растительным маслом, а не майонезом.
Нельзя есть грибы после поста – это тяжёлая пища, тем более грибы маринованные.
Мясо в эти дни есть вообще не надо. Если есть желание, можно приготовить курицу (запечь её без кожицы в духовке) или мясо индейки, но лучше нежирную рыбу. Можно приготовить нежирный куриный или рыбный холодец. Говядину, свинину и другое тяжёлое мясо можно понемногу есть через 5-6 дней после Пасхи, утку и гуся – через 7-10 дней.
Магазинные колбасные изделия и прочие копчёности лучше резко ограничить или вообще отказаться. Это принесёт пользу не только здоровью, но и кошельку.
В целом мясо лучше есть не в жареном виде, а готовить паровые котлеты, тефтели, мясные запеканки с овощами и суфле – всё понемногу и постепенно. На гарнир к нему можно подать печёную морковь, свеклу, тушёную капусту, запечённый картофель или рассыпчатый отварной рис. Мясо нежелательно сочетать с грибами и бобовыми.
Спиртное лучше не пить — это вызовет раздражение слизистой желудка. Но если в праздник Пасхи без алкоголя вы не захотите обходиться, то пусть это будет вино и не больше 200 граммов в день.
Не стоит сразу начинать пить кофе, а тем более газированные напитки. Пейте свежезаваренный чай, минеральную воду, квас.
Каким бы ни был стол у наших предков – богатым, обильным или скромным, блюда к нему были приготовлены из экологически чистых продуктов. Но сегодня вместо этого мы едим консерванты, ароматизаторы, пеногасители, красители, усилители вкуса и ещё множество всяких достижений современной пищевой промышленности.
Поэтому давайте не будем перегружать наш организм лишними порциями еды и алкоголя, не только в праздник Пасхи, но и в другие дни.
Давайте будем помнить, что Пасха Христова — это не только наслаждение вкусной праздничной едой, но и великая радость Его Воскресения, которую мы можем испытывать сами и передавать другим.
Источник
Употребление спиртного во время православных постов
Материал содержит информацию о товарах, употребление которых может навредить вашему здоровью.
Употребление спиртного в пост – тема, на которую сломано немало копий. С одной стороны, пост – время, когда нужно отказаться от многих удовольствий, с другой – как же это порой сложно! Сумятицу в умы вносят и многочисленные цитаты из Писания, содержащие похвалу вину. Но сперва выясним, о каком именно вине пишут Отцы Церкви и как они советуют его употреблять.
Ещё в глубокой древности люди подметили, что от сырой воды можно заболеть. Но в старину кипяток был не так уж доступен: слишком дорого растапливать дровяную печь, чтобы приготовить чашку травяного отвара. В южных странах, где из-за жары проблема стояла особенно остро, люди приспособились обеззараживать воду вином.
Сухое вино – напиток крепостью 9–16 градусов. Тех, кто пил неразбавленное вино, считали горькими пьяницами, даже на разводивших напиток в пропорции 1:1 в обществе смотрели косо. Нормальным считалось соотношение количества вина к количеству воды 1:2, а то и 1:4. Получалось питьё крепостью 2–4 градуса. Бедняки вместо вина добавляли в воду фруктовый уксус. Отсутствие у человека средств на покупку вина или уксуса расценивалось как признак крайней нищеты.
Христианство зародилось на Ближнем Востоке, и в Церковном Уставе отражены местные реалии. Типикон, книга, регламентирующая порядок питания во время постов, написан на основе уставов палестинских монастырей (преимущественно обители Саввы Освященного близ Иерусалима), с учётом традиции Св. Горы Афон.
Апостолы и теологи относились к вину как к продукту, поддерживающему силы и укрепляющему здоровье. Апостол Павел, обращаясь к своему ученику Тимофею, советовал ему: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов (1-е Тимофею, 5:23)».
В Типиконе вино упоминается наравне с другими продуктами и напитками, к примеру, елеем (растительным маслом), квасом или укропом (травяным отваром). Так, если Благовещение приходится на Страстную Пятницу, то блюда с растительным маслом запрещены, но запивать пищу вином разрешается. В Великую Субботу: «Даёт братии по единому укруху хлеба, в пол литры хлебы и по 6 смоквей или фиников и по единей мерней чаши вина. А идеже вина несть, испивают братия квас от мёда или от жита».
Более того, 51-е Апостольское правило гласит: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения…, или да исправится, или да будет извержен от священного чина, и отвержен от церкви. Так же и мирянин». Однако это изречение нужно воспринимать не как позволение пьянства, но как предупреждение тем, кто гнушается вином во время причастия.
Злоупотребление алкоголем в христианстве считается тяжким грехом. Тот же апостол Павел запрещал своей пастве «упиваться вином»: «Лучше не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14: 21). К умеренности призывал и Иоанн Златоуст: «Вино дано для того, чтобы быть весёлым, а не для того, чтобы быть посмешищем; дано для укрепления здоровья, а не для расстройства; для уврачевания немощей телесных, а не для ослабления духа».
Особенности употребления алкоголя на Руси
Когда христианство пришло в северные страны, оказалось, что местное население не знает вкуса вина, зато варит пиво. Иоанн Златоуст, основывавший обители в северных провинциях Римской империи, писал о необходимости внести изменения в устав в связи с более суровым климатом. Позже, в средние века, монахи Германии во время поста даже заменяли хлеб пивом.
На Руси дозволение пить алкогольные напитки во время поста восприняли слишком прямолинейно, так что церковным властям пришлось вводить дополнительные запреты. Прп. Иосиф Волоцкий, XV–XVI в.: «Подобает прежде всего заботу и попечение иметь о том, чтобы не было в обители ни в трапезах, ни в кельях пития, от которого пьянство бывает». Св. Тихон Задонский, XIX в.: «Хочешь служить Богу, то первое: брось сам пить пиво, вино и водку; ни много ни мало, а совсем брось, для того, чтобы не подавать соблазна людям». Св. Феофан Затворник, XIX в.: «Христианам скорее идет – совсем не пейте, – разве только в крайностях, – в видах врачевания… Винопитие совсем должно быть изгнано из употребления из среды христиан».
Современные правила употребления алкоголя в пост
Отцы Церкви советуют на время поста полностью отказаться от употребления алкоголя, кроме тех случаев, когда необходим приём лекарственных препаратов на спирту или вине. Однако в Типиконе перечислены дни, когда разрешается употребление вина или пива, другие вида спиртного в пост категорически запрещены.
Мера жидкости, упоминаемая в Типиконе, – красовуля, то есть чаша объёмом 150–200 мл. Дозволяется выпить 1–2 красовули вина (пива). Учитывая, что имеется в виду только разведённое вино, 2 красовули – это даже чуть меньше одного современного бокала.
В таких дозах вино или пиво в пост разрешены по субботам и воскресеньям, а также (даты приводятся по Григорианскому календарю):
- в Великий пост – на Благовещение (7 апреля);
- в Петров пост – в Праздник Преображения (19 августа);
- в Рождественский пост – в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря), в день памяти св. Николая Чудотворца (19 декабря).
В обычное время постными днями, когда от спиртного необходимо отказаться, считаются среда и пятница (Типикон приравнивает их к Великому посту). Исключения делаются только для тех случаев, когда на эти дни выпадает церковный праздник. Если поститься по средам и пятницам каждую неделю, впоследствии легче будет привыкнуть к строгим ограничениям длительных постов.
Отцы Церкви учили, что у каждого человека – своя мера послушания. Трудно не следовать принятым в обществе традициям и совсем не пить алкоголь в пост на светских праздниках. Но человек для того и наделён разумом и волей, чтобы избегать излишеств.
Больше о спиртном во время поста на АлкоФане.
Внимание! Чрезмерное употребление алкоголя вредит здоровью.
Источник