Когда можно пить вино по уставу
Содержание статьи
Когда можно пить вино в Великий пост?
Большинство православных верующих старается соблюдать установленные церковным уставом посты. Их четыре: Великий пост, Петров пост, Успенский и Рождественский посты. В эти дни люди отказываются от продуктов животного происхождения – мяса, яиц, молочных продуктов, в том числе сливок, сливочного масла и сыра.
Особенно строгим считается Великий пост, который в 2021-ом продлится с 15 марта по 1 мая и является самым длинным в году. Некоторые, люди, решившие поститься, задаются вопросами, можно ли употреблять в этот период некоторые напитки, в частности, можно ли пить вино в Великий пост, а если это разрешено, то в какие дни Великого поста это разрешено. Мы ответим на эти и другие вопросы.
Разрешено ли пить вино во время Великого поста?
Прежде всего следует сказать, что служители церкви придерживаются на этот счет разного мнения. Одни считают, что в дни поста лучше полностью воздержаться от употребления спиртного, другие полагают, что его пить можно.
Первые напоминают, что оно не относится к числу необходимых напитков, и отказаться от вина истинно верующим людям не составит труда. Вино было принято пить в средневековые времена, когда качество воды было плохим.
Этот напиток в те дни, когда можно было пить вино в Великий пост, добавляли в сырую воду, разбавляя в пропорции 1 к 3, и только после этого употребляли. Сейчас же такой надобности нет. К тому же верующие не всегда разбавляют вино и пьют его в чистом виде, так что священники склонны не рекомендовать употреблять его во время Великого поста.
Также духовные отцы напоминают, что пост – это не просто ограничение в пище, его смысл гораздо глубже. Верующий человек должен развиваться духовно, стараться очиститься, искореняя в себе лицемерие, тщеславие, гордость, зависть, гнев и другие пороки. Даже небольшое количество вина этому не способствует.
Другие священники на вопрос, разрешается ли пить вино в Великий пост, отвечают утвердительно. Ведь чистое виноградное вино, которое считается символом крови Христа, часто используется в различных церковных обрядах.
Слияние воды и вина означает слияние божественного и человеческого: вино, соответственно, олицетворяет дух божественный, а вода – дух человеческий. Одно из чудес Иисуса, где он превращает воду в вино, можно трактовать так, что человек, соприкасаясь с духом божества, духовно перерождается сам.
Существует положение Евхаристии (Причащения) об обязательном употреблении освященного красного вина и хлеба во время поста. По словам теолога Фомы Аквинского, «таинство Евхаристии может исполняться вином, ибо такова воля Иисуса Христа.
Он выбрал вино, когда утверждал Таинство…а также потому, что вино из винограда есть в известном роде образ воздействия Таинства. И здесь я понимаю духовную радость, ибо вино способно веселить сердце человека».
Напомним также, что именно вином в монастырях лечили всевозможные недуги, и оно входило в состав многих лекарственных препаратов. Заболевшим монахам разрешали употребление этого напитка для поддержания сил, ведь в прежние времена многих лекарств просто не существовало, поэтому иногда вино использовали как укрепляющее средство.
И поныне в православии, согласно утвержденным еще в старину правилам, в дни поста разрешается употребление слабоалкогольных спиртных напитков (вина). Некоторые верующие интересуются, в какие дни Великого поста допускается употребление вина.
По каким дням в Великий пост разрешается пить вино?
Итак, когда в Великий пост можно пить вино? Священники считают, что каждый человек, в зависимости от условий своего труда, состояния здоровья и других обстоятельств должен сам определить себе меру воздержания, желательно – посоветовавшись со своим духовником, и в результате сделать выводы, можно ли ему пить вино в течение Великого поста.
Напомним слова, сказанные Апостолом Павлом: «Все нам позволительно, но не все полезно». Учитывайте, что церковь разрешает употреблять только красные виноградные вина (желательно кагор), причем в небольших количествах. Точной меры нет, но священники рекомендуют ограничиться одним бокалом. Допустимое количество – не более двух красовуль, небольших церковных чаш объемом 125 граммов.
Кроме того, вино обязательно разбавляют водой, чтобы оно не было крепким. Ведь даже такие напитки, как чай и кофе постящиеся стараются употреблять в пост как можно реже или отказываются от них полностью, а вместо них пьют фруктовые или травяные чаи.
В какие именно дни в Великий пост можно пить вино? Напомним, что он длится сорок дней плюс одна неделя, которая называется Страстной. Устав, утвержденный церковнослужителями еще в давние времена, разрешает употребление вина в период Великого поста по выходным дням – субботам и воскресеньям.
Однако в первую и последнюю неделю поста, когда рацион отличается от других седмиц большей строгостью, алкогольные напитки не употребляют.
Расскажем обо всем подробнее. В первый день поста желательно вообще воздержаться от употребления пищи и напитков (о возможности соблюдать строгий пост следует поговорить с вашим духовником).
На второй и третий день рекомендуется пить только воду. В некоторых монастырях монахи первый день обходятся без воды и пищи, затем четыре дня воздерживаются т еды и пьют только воду, но миряне обычно придерживаются менее строгих правил.
Затем предписывается следущее:
- по понедельникам, средам и пятницам верующие употребляют холодную пищу без масла один раз в день (вечером);
- по вторникам и четвергам едят горячую пищу без масла один раз в день (вечером);
- по субботам и воскресеньям можно добавлять в пищу растительное масло и пить виноградное вино два раза в день (днем и вечером).
На последней неделе поста, в Великий четверг, также можно выпить немного вина – в память о последней трапезе Иисуса Христа с его учениками, когда он предсказал предательство одного из них.
В Страстную пятницу нельзя принимать пищу до выноса плащаницы в храме. Суббота до появления первой звезды также считается временем строгого поста, затем рекомендовано сухоядение.
В результате, на протяжении Великого поста, дней, когда разрешается употреблять вино, насчитывается не так много.
Наш ответ на вопрос, о разрешении на вино в Великий пост, будет неполным, если не напомнить, что некоторым людям можно не соблюдать все предусмотренные церковным уставом правила.
Так, беременным женщинам, детям, больным и пожилым людям в некоторых случаях разрешается употреблять во время поста молочные продукты и мясо. А вот от вина этим верующим, наоборот, лучше отказаться, чтобы не нанести вред своему здоровью. Также от употребления спиртного рекомендуется воздержаться людям, склонным к алкоголизму.
В какие еще, кроме уже упомянутых дней Великого поста, можно пить вино? В ограниченных количествах этот напиток допустим и в дни совершения памяти наиболее почитаемых святых, если они выпадают на этот период.
Чтобы избежать ошибок в толковании, посетите храм и задайте священнослужителям все интересующие вас вопросы. Священники и другие служители церкви посоветуют, как лучше поступить, и расскажут, что делать можно, а что категорически запрещено.
Надеемся, что в этой статье вы найдете ответ на вопрос, как и когда допускается пить вино в Великий пост, и будете соблюдать его, следуя установленным церковным уставом правилам.
Источник
Пить или не пить?
Современные православные христиане знают, что Церковь не
возражает против умеренного потребления вина. Есть масса
высказываний святых отцов Церкви Христовой о том что
виновато не вино, а неумеренное потребление оного.
Например: «Не вино худо, но неумеренность порочна;
вино есть дар Божий, а неумеренность — изобретение
диавола». (Святитель Иоанн Златоуст).
Но гораздо меньше замечают другие высказывания святых
отцов, когда они пишут, что лучше не пить, чем пить, пусть
даже и умеренно.
Пьёт человек или не пьёт, не это главное. У всех разное
отношение к потреблению спиртного:
— Пил, пью, и буду пить. Пусть хоть весь свет провалится,
лишь бы мне водки попить.
— Да ведь разрешается вино в Церкви! Пойду-ка, хряпну
водочки.
— Да я же бокал вина и всё. А остальные, кто не умеет,
пусть не пьют. Я тут не причём, «сижу, никого не
трогаю, примус починяю». (с) Спасибо тебе, Господи,
что я не такой, как этот пьяница. И вообще, Господи, разве
я сторож брату моему?
— Господи, помилуй! Немощный я, не могу без выпивки.
Кто придёт более оправданным?
Идёт в храме служба, подходит ко мне мужик, пьянющий, еле
на ногах стоит. Спрашивает, где Николай Угодник. Я
показал. Мужик подошёл к иконе, и встал. Такое ощущение,
что он даже икону не видит. Постоял, тяжело вздохнул, и
покачиваясь вышел из храма.
Думается мне, что больший грех не в том, что человек пьёт,
а в том, что считает себя правым. И аргументы в пользу
своей правоты находятся. Например, только ленивый не
вспомнит про брак в Кане Галилейской, где Господь
превратил воду в вино. Иисус Христос уступил просьбе
Матери и выручил хозяина дома, у которого недоставало
вина. Дабы не омрачился день веселия. Ничего не говорится
в Евангелии о том, что за столом были пьяные. Евреи
отличались умеренностью в питии. Это говорит и о качестве
вина и о людях, которые не привыкли напиваться до
положения риз.
Ещё можно сказать о чуде в Кане, как символе. В Ветхом
Завете вино было символом земной радости, — «вино
веселит сердце человека».(Пс. 103, 15). В Новом
Завете вино становится символом духовной радости. Иисус
Христос претворил вино в Свою Кровь. В таинстве венчания в
церкви молодожёны выпивают немного вина. Благословляется
единство мужа и жены. Во всём есть смысл.
Можно представить, что будет, если в наше время на свадьбе
не хватило бы вина. Получится примерно так, как в фильме
«Осенний марафон»: «Вчера, после грибов
пообедали — не хватило! В гастроном — не хватило! Опять
поехали — а там эти… дружинники».
Давайте скажем честно, хочется выпить — да пожалуйста,
никто ведь не запрещает. Так в чём дело? Но обставляется
это своё хотение так, как будто сам Христос повелел
выпить. В Писании и у святых отцов говорится только о
вине. Действительно, вино — дар Божий. А как быть с другим
алкоголем, например, водкой, самогонкой, или алкогольным
коктейлем Ягуар? Это тоже всё дар Божий? Говорим, что вино
и Иисус Христос пил, а подразумеваем, что умеренно пьющие
люди могут тоже потреблять алкоголь, не афишируя его
название. Лукавство, да и только.
Апостол Павел писал Тимофею: «Впредь пей не одну
воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и
частых твоих недугов».(1 Тим.5,23). А раз апостол
сказал, выполнять надо, сегодня мы все Тимофеи. И
выполняем. Правда, пьём не вино, а всё подряд, не немного,
а сколько захочется, а про желудок и не вспоминаем. Но
апостол Павел ещё много чего писал. О подвижничестве, об
ответственности: «Лучше не есть мяса, не пить вина и
не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или
соблазняется, или изнемогает».(Рим.14,21). Но
выбираем мы то, что нам нравится. Сильным в вере апостол
предлагает не есть мяса, и не пить вина. Дабы не
соблазнить своего немощного брата.
Блаженый Феофилакт Болгарский так толкует это место:
«Ты, говорит, принуждаешь брата есть то, чего он не
осмеливается есть, а я говорю, что ты должен
воздерживаться от всего, что соблазняет брата, не потому,
что это зло (ибо все чисто), но потому, что это
соблазняет. Словом претыкается показал, что он ослеплен;
ибо претыкаются слепые. А соблазняется он как
легкомысленный, изнемогает же как маловерный. Всем этим
привлекает сильнейшего к помощи брату, как совершенно
немощному».
Святитель Тихон Задонский пишет: «Пьяный человек
способен на всякое зло, идет на всякие соблазны. Тот же,
кто так его угостил, становится участником и всех его
беззаконий, поскольку трезвый таких соблазнов не принял
бы».
Многие из нас могут вспомнить в своей жизни случаи, когда
мы, выпивая спиртное, соблазнили другого человека. Утром
на работу не пришёл наш коллега, оттого, что после
вчерашнего совместного вечера не смог остановиться. Кто из
нас сможет честно сказать, что он ни при чём? Грех не в
том, что мы выпили вина, а в том, что мы соблазнили брата.
Сделав вред другому, мы автоматически сделали вред
себе.
Где находится та грань, которую мы перейдя, соблазнили
другого?
Апостол Павел говорил, что Церковь есть Тело Христово.
Хотим мы или не хотим, но мы распространяем на других
самого себя как в хорошем, так и в плохом смысле.
Конечно, можно соблазнить своего немощного брата не только
вином. Под эти слова «и не делать ничего
такого» можно подвести почти всё, из чего состоит
наша жизнь. Но есть две большие разницы, как говорят в
Одессе.
Выпив вина, человек находится в изменённом состоянии, в
котором ему легче соблазниться. Как пишет святитель
Василий Великий: «Вино само себя ведет к большему,
оно не удовлетворяет потребности, но делает неизбежною
потребность другого питья, воспламеняя упившихся и
непрестанно возбуждая к большей жажде. Но когда думают,
что у них желание пить неутолимо, тогда испытывают
противное тому, чего желали».
Никто из святых отцов не запрещает пить вино, но все
рекомендуют, что лучше не пить, чем пить. Но есть даже
прямой запрет, в конкретной ситуации конкретным людям.
Например: «Вина горячительного и прочего хмельного
питья, от которого пьянственная бывает страсть, запретить
пить. А если кто будет пить, хотя и пьян не будет, но
замечен будет, что пил, штрафовать». (Святитель
Тихон Задонский). Этот запрет не всем, а семинаристам, но
всё же запрет. Святитель Тихон ответственно подходил к
воспитанию семинаристов.
Было время, когда мы встречались отпраздновать чей-нибудь
день Ангела. На столе алкогольных напитков вообще не было,
потому, что один из нас злоупотреблял спиртным. 20 человек
отказывались на время от алкоголя ради одного своего
товарища. Так нам сказал наш духовник. Здесь всё понятно.
Но часто бывают ситуации, когда мы не знаем об алкогольной
зависимости окружающих нас людей. Как поступать
православному человеку, а в особенности воцерковлённому, в
таких случаях? Каждый решает сам, в меру своего разумения,
в меру своего понимания ответственности перед другими. Мы
не виноваты, что выпили вина, но не виноваты ли мы, когда
наш личный пример потребления спиртного соблазнил другого?
Ещё об ответственности за тех, кого можно соблазнить или
уже кого соблазнили: «Видел я одного человека,
которому передал другому свою греховную привычку; потом
уже пришедши в чувство, начал каяться, и отстал от греха;
но так как наученный им не переставал грешить, то покаяние
его действительно не было». (Святитель Иоанн
Лествичник).
«Не упивайтеся. Но как положить меру, с которой
начинается упивание? Христианам скорее идет — совсем не
пейте, — разве только в крайностях, — в видах врачевания.
Конечно, не вино укоризненно, а пьянство; но огонь в кровь
влагается и малым количеством вина, и прибывшее от того
развеселение плотское развевает мысли и расшатывает
нравственную крепость. Какая же нужда ввергать себя в
такое опасное положение? Особенно когда сознается, что
всякую минуту времени надобно искупать, а этим поступком
не минуты, а дни отдаются даром врагам, и добро бы даром,
а то еще с приплатою? — Так, строго судя, винопитие совсем
должно быть изгнано из употребления из среды
христиан». (Феофан Затворник. Толкование на посл.
Ефесянам, 5,18).
Если строго судя, то винопитие должно быть изгнано. А если
не строго, то можно и разрешить выпить, учитывая слабость
человеческую? Но тогда придётся признать свою немощь,
нежелание или неспособность хоть к какому-то ограничению.
Если этого не можем, то достаточно не раздражаться
проявлением трезвости у окружающих, не показывать по
возможности своё винопитие другим. Одно это уже будет
подвигом. Если и этого не можем, то хотя бы вслух не
показывать своего раздражения, не называть трезво живущих
людей трезвоголиками и бывшими алкашами. Ведь, если
культурно пьющего раздражает даже упоминание о трезвом
образе жизни, то это значит, что он сам уже зависим или от
вина, или от мнения выпивающих людей. Если и этого не
можем, то хотя бы потом, наедине с собой, задуматься о
словах Феофана Затворника.
«Подкрепляйте себе наперед душевными питаниями,
совершая трезвенно и бодренно уставные службы и священные
молитвы, а потом, по причине трудности работ, и телесными,
— хлебом, вареными овощами и вином в мере положенной. Это
для не крепко здоровых. У кого же есть желание
воздерживаться, — благодарение Господу! — пусть
воздерживается. Но ни пиющий да не смущается, будто
падающий; ни не пиющий да не надмевается, будто великое
что делающий: ибо брашно нас не поставит пред Богом
(1Кор8,8), особенно если при этом тщеславимся. Что юным
пригодно не винопитие. Кто станет противоречить? Но и для
всех полезно не пить вина, особенно для крепких телом. Я
впрочем намеренно некиим попускаю пить вино, по уставу,
для смирения помысла их, — не на всегда, а на
время». (Преподобный Феодор Студит).
Мне было 16 лет, когда мой дальний родственник, сильно
пьющий, вдруг бросил пить совсем. И он с таким презрением
и осуждением говорил о напившихся, которых мы тогда
увидели, что я это очень запомнил. Позже он всё-таки
сорвался, так и спился совсем и умер.
Человеку, ведущему трезвый образ жизни, но далёкому от
Церкви, очень тяжело удержаться от осуждения пьющих людей.
«Кто судит и осуждает, тот то же самое после
натворит». (Преподобный Амвросий Оптинский).
Преподобный Феодор Студит в 91-ом слове пишет даже такое:
«Воздерживающийся от вина Духа Святого носит в себе.
Пиющий воду облекается в одежду умиления».
Совсем не значит, что православные христиане, не пьющие
вина, носят в себе Святого Духа. Но при прочих равных
условиях у них всё же больше шансов добиться такого
устроения, что Дух Святый будет с ними. Ибо невозможно
«одновременно и наполняться духом и вином».
Святитель Игнатий Брянчанинов приводит слова преподобного
Исаии, египетского отшельника, что «любящие вино
никогда не сподобятся духовных дарований: эти дарования,
чтоб пребыть в человеке, требуют постоянной чистоты,
возможной только при постоянной трезвенности».
Эта статья обращена к тем, кто хочет быть честным перед
самим собой. А кому, как не православному христианину
стремиться к этому? Если он честен перед самим собой, то и
перед Богом не будет лукавить.
Источник
Употребление спиртного во время православных постов
Употребление спиртного в пост – тема, на которую сломано немало копий. С одной стороны, пост – время, когда нужно отказаться от многих удовольствий, с другой – как же это порой сложно! Сумятицу в умы вносят и многочисленные цитаты из Писания, содержащие похвалу вину. Но сперва выясним, о каком именно вине пишут Отцы Церкви и как они советуют его употреблять.
Ещё в глубокой древности люди подметили, что от сырой воды можно заболеть. Но в старину кипяток был не так уж доступен: слишком дорого растапливать дровяную печь, чтобы приготовить чашку травяного отвара. В южных странах, где из-за жары проблема стояла особенно остро, люди приспособились обеззараживать воду вином.
Сухое вино – напиток крепостью 9–16 градусов. Тех, кто пил неразбавленное вино, считали горькими пьяницами, даже на разводивших напиток в пропорции 1:1 в обществе смотрели косо. Нормальным считалось соотношение количества вина к количеству воды 1:2, а то и 1:4. Получалось питьё крепостью 2–4 градуса. Бедняки вместо вина добавляли в воду фруктовый уксус. Отсутствие у человека средств на покупку вина или уксуса расценивалось как признак крайней нищеты.
Христианство зародилось на Ближнем Востоке, и в Церковном Уставе отражены местные реалии. Типикон, книга, регламентирующая порядок питания во время постов, написан на основе уставов палестинских монастырей (преимущественно обители Саввы Освященного близ Иерусалима), с учётом традиции Св. Горы Афон.
Апостолы и теологи относились к вину как к продукту, поддерживающему силы и укрепляющему здоровье. Апостол Павел, обращаясь к своему ученику Тимофею, советовал ему: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов (1-е Тимофею, 5:23)».
В Типиконе вино упоминается наравне с другими продуктами и напитками, к примеру, елеем (растительным маслом), квасом или укропом (травяным отваром). Так, если Благовещение приходится на Страстную Пятницу, то блюда с растительным маслом запрещены, но запивать пищу вином разрешается. В Великую Субботу: «Даёт братии по единому укруху хлеба, в пол литры хлебы и по 6 смоквей или фиников и по единей мерней чаши вина. А идеже вина несть, испивают братия квас от мёда или от жита».
Более того, 51-е Апостольское правило гласит: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения…, или да исправится, или да будет извержен от священного чина, и отвержен от церкви. Так же и мирянин». Однако это изречение нужно воспринимать не как позволение пьянства, но как предупреждение тем, кто гнушается вином во время причастия.
Злоупотребление алкоголем в христианстве считается тяжким грехом. Тот же апостол Павел запрещал своей пастве «упиваться вином»: «Лучше не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14: 21). К умеренности призывал и Иоанн Златоуст: «Вино дано для того, чтобы быть весёлым, а не для того, чтобы быть посмешищем; дано для укрепления здоровья, а не для расстройства; для уврачевания немощей телесных, а не для ослабления духа».
Особенности употребления алкоголя на Руси
Когда христианство пришло в северные страны, оказалось, что местное население не знает вкуса вина, зато варит пиво. Иоанн Златоуст, основывавший обители в северных провинциях Римской империи, писал о необходимости внести изменения в устав в связи с более суровым климатом. Позже, в средние века, монахи Германии во время поста даже заменяли хлеб пивом.
На Руси дозволение пить алкогольные напитки во время поста восприняли слишком прямолинейно, так что церковным властям пришлось вводить дополнительные запреты. Прп. Иосиф Волоцкий, XV–XVI в.: «Подобает прежде всего заботу и попечение иметь о том, чтобы не было в обители ни в трапезах, ни в кельях пития, от которого пьянство бывает». Св. Тихон Задонский, XIX в.: «Хочешь служить Богу, то первое: брось сам пить пиво, вино и водку; ни много ни мало, а совсем брось, для того, чтобы не подавать соблазна людям». Св. Феофан Затворник, XIX в.: «Христианам скорее идет – совсем не пейте, – разве только в крайностях, – в видах врачевания… Винопитие совсем должно быть изгнано из употребления из среды христиан».
Современные правила употребления алкоголя в пост
Отцы Церкви советуют на время поста полностью отказаться от употребления алкоголя, кроме тех случаев, когда необходим приём лекарственных препаратов на спирту или вине. Однако в Типиконе перечислены дни, когда разрешается употребление вина или пива, другие вида спиртного в пост категорически запрещены.
Мера жидкости, упоминаемая в Типиконе, – красовуля, то есть чаша объёмом 150–200 мл. Дозволяется выпить 1–2 красовули вина (пива). Учитывая, что имеется в виду только разведённое вино, 2 красовули – это даже чуть меньше одного современного бокала.
В таких дозах вино или пиво в пост разрешены по субботам и воскресеньям, а также (даты приводятся по Григорианскому календарю):
- в Великий пост – на Благовещение (7 апреля);
- в Петров пост – в Праздник Преображения (19 августа);
- в Рождественский пост – в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря), в день памяти св. Николая Чудотворца (19 декабря).
В обычное время постными днями, когда от спиртного необходимо отказаться, считаются среда и пятница (Типикон приравнивает их к Великому посту). Исключения делаются только для тех случаев, когда на эти дни выпадает церковный праздник. Если поститься по средам и пятницам каждую неделю, впоследствии легче будет привыкнуть к строгим ограничениям длительных постов.
Отцы Церкви учили, что у каждого человека – своя мера послушания. Трудно не следовать принятым в обществе традициям и совсем не пить алкоголь в пост на светских праздниках. Но человек для того и наделён разумом и волей, чтобы избегать излишеств.
Источник