Когда можно пить вино православие
Содержание статьи
Пить или не пить? / Православие.Ru
Современные православные христиане знают, что Церковь не
возражает против умеренного потребления вина. Есть масса
высказываний святых отцов Церкви Христовой о том что
виновато не вино, а неумеренное потребление оного.
Например: «Не вино худо, но неумеренность порочна;
вино есть дар Божий, а неумеренность — изобретение
диавола». (Святитель Иоанн Златоуст).
Но гораздо меньше замечают другие высказывания святых
отцов, когда они пишут, что лучше не пить, чем пить, пусть
даже и умеренно.
Пьёт человек или не пьёт, не это главное. У всех разное
отношение к потреблению спиртного:
— Пил, пью, и буду пить. Пусть хоть весь свет провалится,
лишь бы мне водки попить.
— Да ведь разрешается вино в Церкви! Пойду-ка, хряпну
водочки.
— Да я же бокал вина и всё. А остальные, кто не умеет,
пусть не пьют. Я тут не причём, «сижу, никого не
трогаю, примус починяю». (с) Спасибо тебе, Господи,
что я не такой, как этот пьяница. И вообще, Господи, разве
я сторож брату моему?
— Господи, помилуй! Немощный я, не могу без выпивки.
Кто придёт более оправданным?
Идёт в храме служба, подходит ко мне мужик, пьянющий, еле
на ногах стоит. Спрашивает, где Николай Угодник. Я
показал. Мужик подошёл к иконе, и встал. Такое ощущение,
что он даже икону не видит. Постоял, тяжело вздохнул, и
покачиваясь вышел из храма.
Думается мне, что больший грех не в том, что человек пьёт,
а в том, что считает себя правым. И аргументы в пользу
своей правоты находятся. Например, только ленивый не
вспомнит про брак в Кане Галилейской, где Господь
превратил воду в вино. Иисус Христос уступил просьбе
Матери и выручил хозяина дома, у которого недоставало
вина. Дабы не омрачился день веселия. Ничего не говорится
в Евангелии о том, что за столом были пьяные. Евреи
отличались умеренностью в питии. Это говорит и о качестве
вина и о людях, которые не привыкли напиваться до
положения риз.
Ещё можно сказать о чуде в Кане, как символе. В Ветхом
Завете вино было символом земной радости, — «вино
веселит сердце человека».(Пс. 103, 15). В Новом
Завете вино становится символом духовной радости. Иисус
Христос претворил вино в Свою Кровь. В таинстве венчания в
церкви молодожёны выпивают немного вина. Благословляется
единство мужа и жены. Во всём есть смысл.
Можно представить, что будет, если в наше время на свадьбе
не хватило бы вина. Получится примерно так, как в фильме
«Осенний марафон»: «Вчера, после грибов
пообедали — не хватило! В гастроном — не хватило! Опять
поехали — а там эти… дружинники».
Давайте скажем честно, хочется выпить — да пожалуйста,
никто ведь не запрещает. Так в чём дело? Но обставляется
это своё хотение так, как будто сам Христос повелел
выпить. В Писании и у святых отцов говорится только о
вине. Действительно, вино — дар Божий. А как быть с другим
алкоголем, например, водкой, самогонкой, или алкогольным
коктейлем Ягуар? Это тоже всё дар Божий? Говорим, что вино
и Иисус Христос пил, а подразумеваем, что умеренно пьющие
люди могут тоже потреблять алкоголь, не афишируя его
название. Лукавство, да и только.
Апостол Павел писал Тимофею: «Впредь пей не одну
воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и
частых твоих недугов».(1 Тим.5,23). А раз апостол
сказал, выполнять надо, сегодня мы все Тимофеи. И
выполняем. Правда, пьём не вино, а всё подряд, не немного,
а сколько захочется, а про желудок и не вспоминаем. Но
апостол Павел ещё много чего писал. О подвижничестве, об
ответственности: «Лучше не есть мяса, не пить вина и
не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или
соблазняется, или изнемогает».(Рим.14,21). Но
выбираем мы то, что нам нравится. Сильным в вере апостол
предлагает не есть мяса, и не пить вина. Дабы не
соблазнить своего немощного брата.
Блаженый Феофилакт Болгарский так толкует это место:
«Ты, говорит, принуждаешь брата есть то, чего он не
осмеливается есть, а я говорю, что ты должен
воздерживаться от всего, что соблазняет брата, не потому,
что это зло (ибо все чисто), но потому, что это
соблазняет. Словом претыкается показал, что он ослеплен;
ибо претыкаются слепые. А соблазняется он как
легкомысленный, изнемогает же как маловерный. Всем этим
привлекает сильнейшего к помощи брату, как совершенно
немощному».
Святитель Тихон Задонский пишет: «Пьяный человек
способен на всякое зло, идет на всякие соблазны. Тот же,
кто так его угостил, становится участником и всех его
беззаконий, поскольку трезвый таких соблазнов не принял
бы».
Многие из нас могут вспомнить в своей жизни случаи, когда
мы, выпивая спиртное, соблазнили другого человека. Утром
на работу не пришёл наш коллега, оттого, что после
вчерашнего совместного вечера не смог остановиться. Кто из
нас сможет честно сказать, что он ни при чём? Грех не в
том, что мы выпили вина, а в том, что мы соблазнили брата.
Сделав вред другому, мы автоматически сделали вред
себе.
Где находится та грань, которую мы перейдя, соблазнили
другого?
Апостол Павел говорил, что Церковь есть Тело Христово.
Хотим мы или не хотим, но мы распространяем на других
самого себя как в хорошем, так и в плохом смысле.
Конечно, можно соблазнить своего немощного брата не только
вином. Под эти слова «и не делать ничего
такого» можно подвести почти всё, из чего состоит
наша жизнь. Но есть две большие разницы, как говорят в
Одессе.
Выпив вина, человек находится в изменённом состоянии, в
котором ему легче соблазниться. Как пишет святитель
Василий Великий: «Вино само себя ведет к большему,
оно не удовлетворяет потребности, но делает неизбежною
потребность другого питья, воспламеняя упившихся и
непрестанно возбуждая к большей жажде. Но когда думают,
что у них желание пить неутолимо, тогда испытывают
противное тому, чего желали».
Никто из святых отцов не запрещает пить вино, но все
рекомендуют, что лучше не пить, чем пить. Но есть даже
прямой запрет, в конкретной ситуации конкретным людям.
Например: «Вина горячительного и прочего хмельного
питья, от которого пьянственная бывает страсть, запретить
пить. А если кто будет пить, хотя и пьян не будет, но
замечен будет, что пил, штрафовать». (Святитель
Тихон Задонский). Этот запрет не всем, а семинаристам, но
всё же запрет. Святитель Тихон ответственно подходил к
воспитанию семинаристов.
Было время, когда мы встречались отпраздновать чей-нибудь
день Ангела. На столе алкогольных напитков вообще не было,
потому, что один из нас злоупотреблял спиртным. 20 человек
отказывались на время от алкоголя ради одного своего
товарища. Так нам сказал наш духовник. Здесь всё понятно.
Но часто бывают ситуации, когда мы не знаем об алкогольной
зависимости окружающих нас людей. Как поступать
православному человеку, а в особенности воцерковлённому, в
таких случаях? Каждый решает сам, в меру своего разумения,
в меру своего понимания ответственности перед другими. Мы
не виноваты, что выпили вина, но не виноваты ли мы, когда
наш личный пример потребления спиртного соблазнил другого?
Ещё об ответственности за тех, кого можно соблазнить или
уже кого соблазнили: «Видел я одного человека,
которому передал другому свою греховную привычку; потом
уже пришедши в чувство, начал каяться, и отстал от греха;
но так как наученный им не переставал грешить, то покаяние
его действительно не было». (Святитель Иоанн
Лествичник).
«Не упивайтеся. Но как положить меру, с которой
начинается упивание? Христианам скорее идет — совсем не
пейте, — разве только в крайностях, — в видах врачевания.
Конечно, не вино укоризненно, а пьянство; но огонь в кровь
влагается и малым количеством вина, и прибывшее от того
развеселение плотское развевает мысли и расшатывает
нравственную крепость. Какая же нужда ввергать себя в
такое опасное положение? Особенно когда сознается, что
всякую минуту времени надобно искупать, а этим поступком
не минуты, а дни отдаются даром врагам, и добро бы даром,
а то еще с приплатою? — Так, строго судя, винопитие совсем
должно быть изгнано из употребления из среды
христиан». (Феофан Затворник. Толкование на посл.
Ефесянам, 5,18).
Если строго судя, то винопитие должно быть изгнано. А если
не строго, то можно и разрешить выпить, учитывая слабость
человеческую? Но тогда придётся признать свою немощь,
нежелание или неспособность хоть к какому-то ограничению.
Если этого не можем, то достаточно не раздражаться
проявлением трезвости у окружающих, не показывать по
возможности своё винопитие другим. Одно это уже будет
подвигом. Если и этого не можем, то хотя бы вслух не
показывать своего раздражения, не называть трезво живущих
людей трезвоголиками и бывшими алкашами. Ведь, если
культурно пьющего раздражает даже упоминание о трезвом
образе жизни, то это значит, что он сам уже зависим или от
вина, или от мнения выпивающих людей. Если и этого не
можем, то хотя бы потом, наедине с собой, задуматься о
словах Феофана Затворника.
«Подкрепляйте себе наперед душевными питаниями,
совершая трезвенно и бодренно уставные службы и священные
молитвы, а потом, по причине трудности работ, и телесными,
— хлебом, вареными овощами и вином в мере положенной. Это
для не крепко здоровых. У кого же есть желание
воздерживаться, — благодарение Господу! — пусть
воздерживается. Но ни пиющий да не смущается, будто
падающий; ни не пиющий да не надмевается, будто великое
что делающий: ибо брашно нас не поставит пред Богом
(1Кор8,8), особенно если при этом тщеславимся. Что юным
пригодно не винопитие. Кто станет противоречить? Но и для
всех полезно не пить вина, особенно для крепких телом. Я
впрочем намеренно некиим попускаю пить вино, по уставу,
для смирения помысла их, — не на всегда, а на
время». (Преподобный Феодор Студит).
Мне было 16 лет, когда мой дальний родственник, сильно
пьющий, вдруг бросил пить совсем. И он с таким презрением
и осуждением говорил о напившихся, которых мы тогда
увидели, что я это очень запомнил. Позже он всё-таки
сорвался, так и спился совсем и умер.
Человеку, ведущему трезвый образ жизни, но далёкому от
Церкви, очень тяжело удержаться от осуждения пьющих людей.
«Кто судит и осуждает, тот то же самое после
натворит». (Преподобный Амвросий Оптинский).
Преподобный Феодор Студит в 91-ом слове пишет даже такое:
«Воздерживающийся от вина Духа Святого носит в себе.
Пиющий воду облекается в одежду умиления».
Совсем не значит, что православные христиане, не пьющие
вина, носят в себе Святого Духа. Но при прочих равных
условиях у них всё же больше шансов добиться такого
устроения, что Дух Святый будет с ними. Ибо невозможно
«одновременно и наполняться духом и вином».
Святитель Игнатий Брянчанинов приводит слова преподобного
Исаии, египетского отшельника, что «любящие вино
никогда не сподобятся духовных дарований: эти дарования,
чтоб пребыть в человеке, требуют постоянной чистоты,
возможной только при постоянной трезвенности».
Эта статья обращена к тем, кто хочет быть честным перед
самим собой. А кому, как не православному христианину
стремиться к этому? Если он честен перед самим собой, то и
перед Богом не будет лукавить.
Источник
Употребление спиртного во время православных постов
Материал содержит информацию о товарах, употребление которых может навредить вашему здоровью.
Употребление спиртного в пост – тема, на которую сломано немало копий. С одной стороны, пост – время, когда нужно отказаться от многих удовольствий, с другой – как же это порой сложно! Сумятицу в умы вносят и многочисленные цитаты из Писания, содержащие похвалу вину. Но сперва выясним, о каком именно вине пишут Отцы Церкви и как они советуют его употреблять.
Ещё в глубокой древности люди подметили, что от сырой воды можно заболеть. Но в старину кипяток был не так уж доступен: слишком дорого растапливать дровяную печь, чтобы приготовить чашку травяного отвара. В южных странах, где из-за жары проблема стояла особенно остро, люди приспособились обеззараживать воду вином.
Сухое вино – напиток крепостью 9–16 градусов. Тех, кто пил неразбавленное вино, считали горькими пьяницами, даже на разводивших напиток в пропорции 1:1 в обществе смотрели косо. Нормальным считалось соотношение количества вина к количеству воды 1:2, а то и 1:4. Получалось питьё крепостью 2–4 градуса. Бедняки вместо вина добавляли в воду фруктовый уксус. Отсутствие у человека средств на покупку вина или уксуса расценивалось как признак крайней нищеты.
Христианство зародилось на Ближнем Востоке, и в Церковном Уставе отражены местные реалии. Типикон, книга, регламентирующая порядок питания во время постов, написан на основе уставов палестинских монастырей (преимущественно обители Саввы Освященного близ Иерусалима), с учётом традиции Св. Горы Афон.
Апостолы и теологи относились к вину как к продукту, поддерживающему силы и укрепляющему здоровье. Апостол Павел, обращаясь к своему ученику Тимофею, советовал ему: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов (1-е Тимофею, 5:23)».
В Типиконе вино упоминается наравне с другими продуктами и напитками, к примеру, елеем (растительным маслом), квасом или укропом (травяным отваром). Так, если Благовещение приходится на Страстную Пятницу, то блюда с растительным маслом запрещены, но запивать пищу вином разрешается. В Великую Субботу: «Даёт братии по единому укруху хлеба, в пол литры хлебы и по 6 смоквей или фиников и по единей мерней чаши вина. А идеже вина несть, испивают братия квас от мёда или от жита».
Более того, 51-е Апостольское правило гласит: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения…, или да исправится, или да будет извержен от священного чина, и отвержен от церкви. Так же и мирянин». Однако это изречение нужно воспринимать не как позволение пьянства, но как предупреждение тем, кто гнушается вином во время причастия.
Злоупотребление алкоголем в христианстве считается тяжким грехом. Тот же апостол Павел запрещал своей пастве «упиваться вином»: «Лучше не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14: 21). К умеренности призывал и Иоанн Златоуст: «Вино дано для того, чтобы быть весёлым, а не для того, чтобы быть посмешищем; дано для укрепления здоровья, а не для расстройства; для уврачевания немощей телесных, а не для ослабления духа».
Особенности употребления алкоголя на Руси
Когда христианство пришло в северные страны, оказалось, что местное население не знает вкуса вина, зато варит пиво. Иоанн Златоуст, основывавший обители в северных провинциях Римской империи, писал о необходимости внести изменения в устав в связи с более суровым климатом. Позже, в средние века, монахи Германии во время поста даже заменяли хлеб пивом.
На Руси дозволение пить алкогольные напитки во время поста восприняли слишком прямолинейно, так что церковным властям пришлось вводить дополнительные запреты. Прп. Иосиф Волоцкий, XV–XVI в.: «Подобает прежде всего заботу и попечение иметь о том, чтобы не было в обители ни в трапезах, ни в кельях пития, от которого пьянство бывает». Св. Тихон Задонский, XIX в.: «Хочешь служить Богу, то первое: брось сам пить пиво, вино и водку; ни много ни мало, а совсем брось, для того, чтобы не подавать соблазна людям». Св. Феофан Затворник, XIX в.: «Христианам скорее идет – совсем не пейте, – разве только в крайностях, – в видах врачевания… Винопитие совсем должно быть изгнано из употребления из среды христиан».
Современные правила употребления алкоголя в пост
Отцы Церкви советуют на время поста полностью отказаться от употребления алкоголя, кроме тех случаев, когда необходим приём лекарственных препаратов на спирту или вине. Однако в Типиконе перечислены дни, когда разрешается употребление вина или пива, другие вида спиртного в пост категорически запрещены.
Мера жидкости, упоминаемая в Типиконе, – красовуля, то есть чаша объёмом 150–200 мл. Дозволяется выпить 1–2 красовули вина (пива). Учитывая, что имеется в виду только разведённое вино, 2 красовули – это даже чуть меньше одного современного бокала.
В таких дозах вино или пиво в пост разрешены по субботам и воскресеньям, а также (даты приводятся по Григорианскому календарю):
- в Великий пост – на Благовещение (7 апреля);
- в Петров пост – в Праздник Преображения (19 августа);
- в Рождественский пост – в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря), в день памяти св. Николая Чудотворца (19 декабря).
В обычное время постными днями, когда от спиртного необходимо отказаться, считаются среда и пятница (Типикон приравнивает их к Великому посту). Исключения делаются только для тех случаев, когда на эти дни выпадает церковный праздник. Если поститься по средам и пятницам каждую неделю, впоследствии легче будет привыкнуть к строгим ограничениям длительных постов.
Отцы Церкви учили, что у каждого человека – своя мера послушания. Трудно не следовать принятым в обществе традициям и совсем не пить алкоголь в пост на светских праздниках. Но человек для того и наделён разумом и волей, чтобы избегать излишеств.
Больше о спиртном во время поста на АлкоФане.
Внимание! Чрезмерное употребление алкоголя вредит здоровью.
Источник
Добрые христиане и вино
О Вине в Церкви и Священном Писании – традиции и мнения святых отцов. Сколько допустимо выпивать алкоголя православному христианину? Регламентируется ли порядок употребления вина церковным Уставом? Существует ли бес пьянства?
Рогатые попутчики
Нельзя сказать, что русский народ спивается, но немало людей отмечают праздники за рюмкой, заявляя, что выпить под Рождество, на Святках, на Крещенье — «святое дело» для добрых христиан. Однако в глубине души те же поклонники горячительных напитков понимают, что увлечение спиртным — явление нездоровое. Об этом говорят и народные преданья, одно из которых рассказала мне бабушка.
Это случилось в ночь перед Рождеством с её односельчанкой, колхозницей средних лет, женщиной жизнерадостной, не упускавшей повода крепко выпить. Времена были советские, атеистические, но православные праздники многие помнили и по-своему отмечали.
Церковь была на целый район одна, и наша героиня-колхозница, предпочла отметить Рождество не там, а с подругой из соседнего села, устроившей гулянку. Пропев под гармонь все частушки, разогревшись самогоном, колхозница отправилась в обратный путь. У неё было прекрасное настроение, а спиртное помогло забыть и про волков и про кабанов, которые могли сожрать прохожего, оставив только валенки.
Но вскоре началась позёмка, а затем и метель, поэтому, когда женщину нагнали сани, где сидели два мужика, и она услышала:
— Землячка, подвезти тебя?
Она согласилась. Сани летели по насту, мужики вели между собой разговор, впереди, на горке в сельских окнах зажглись лампы. Шло время и уж пора было бы въехать на знакомую улицу, но село, манившее огнями, нимало не приблизилось.
– Вот чудеса, как долго едем! – Удивилась колхозница. Мужики переглянулись между собой, захохотали и стали убеждать её, что всё в порядке, скоро прибудут на место.
Луна над головой поднялась выше, ветер стих, но ударил мороз и колхозница начала зябнуть.
– Когда же мы доберёмся? – Снова завела речь она.
Мужики опять переглянулись, захохотали и стали успокаивать женщину, что осталось совсем немного. Наконец несчастная совсем продрогла.
– Ей-Богу, от холода ноги отнимаются! Вот вам крест, слезу и пойду пешком. – Раздражённо сказала она. В тот же миг в лицо ударила волна дыма, исчезли мужики, лошадь и сани.
Женщина огляделась – она сидела посреди реки, опустив ноги в полынью. Вот куда доставили пьяненькую попутчицу бесы!
Остатки хмеля мгновенно покинули колхозницу. В страхе стала она отползать от полыньи, не чувствуя заледеневших ног. Родное село и впрямь было близко – на берегу. Кое-как добралась до крайней избы и постучала. К счастью, ноги не отморозила, но они долго болели.
«Бес пьянства» или слабость воли?
В Священном Писании нет такой сущности, как «бес пьянства», представление о котором сложилось в народном сознании. На самом деле это олицетворение болезненной «страсти», которой поддался человек. «Страсть» – чрезмерное увлечение чем-либо, вредное душе и телу. Истинно верующий должен честно брать на себя ответственность за свои поступки. Если ты считаешь, что существует «бес пьянства», кто открыл ему двери в твоё сознание? Не ты ли сам?
С точки зрения христианства, алкоголь – это напиток, который может быть орудием тёмной силы, а может и не быть. Так же, как нож может быть обычным столовым прибором, но может стать орудием убийства.
Вино в Церкви и Священном Писании
В Священном Писании вино упоминается не раз. Некоторые считают, что порой термином вино там обозначается виноградный сок, например, имеет успех исследование адвентиста С.Баккиоки. Но такие рассуждения отдают ханжеством и доходят до вывода, что в Кане Галилейской Христос превратил воду не в вино, а в сок. В таком случае и причащались бы христиане не кагором с содержанием алкоголя 6-16 градусов, а соком «Сады Придонья». Ведь каждое слово в Священном писании имеет значение. И если вино, созданное Христом, распорядитель пира назвал лучшим, то так и следует понимать, видя в этом совет покупать доброе вино, а не напитки непонятного происхождения.
В Священном Писании о вине есть отзывы как позитивные, так и негативные. Есть предупреждения и обоснования, в каких случаях полезно вино. Позор пьяного Ноя, осмеянного сыном, и падение Лота, соблазнённого собственными дочерьми, недвусмысленно показывают опасность сильного опьянения. Оба персонажа, вначале выступающие как безусловно положительные герои, попадают впросак, напившись до беспамятства.
В то же время книга Притч рекомендует употреблять вино при болезни или в беде. «Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душою». Однако там же есть совет царям и князьям, отвечающим за свой народ, вовсе не пить вина, чтобы захмелев, они не забыли законы.
Стоит отметить, что в древние времена не было таких крепких напитков, как водка, да и вино порой разбавляли водой. Например, в той же книги Притч читаю, что Премудрость «растворила вино своё», неразумен «увлекающийся» вином и сикерой и не стоит быть среди «упивающихся».
Этот дар природы важен для христианской философии.
- Новый завет сравнивают с новым вином, которое способно разорвать «ветхие мехи».
- Гнев Господень называют нерастворённым вином, которое обессиливает человека.
- Вино причастия воплощает собой кровь Христову, пролитую за нас.
- В таинстве елеосвящения используют елей, смешанный с вином, так в древности исцеляли раны.
- Во время венчания молодожёны выпивают немного вина, что символизирует их счастливое единение.
Многое говорит о сложном сакральном значении этого напитка.
Старцы и священники о вине
Мнения святых подвижников и священников о вине не всегда схожи. Никто не приветствует его чрезмерное употребление, но есть те, кто советует выпивать умеренно, и есть те, кто советует вовсе отказаться от алкоголя.
Так святитель Тихон Задонский пишет: «Юным нельзя позволять пить ничего опьяняющего, потому что юные скорее привыкают, и чему научатся в юности, к тому и всю жизнь пристрастны будут», и в этом с ним согласится современная медицина. Но сколько подростков впервые попробуют алкоголь в эти зимние праздники. В проулке возле дома я порой вижу пустые небольшие бутылки – кто ещё будет пить в темноте, стоя в зимней слякоти, как не местные старшеклассники, чтобы не попасть на глаза взрослым? И это мальчики из хороших семей.
Буквально сегодня мне навстречу шли трое ребят лет 11-12, совещаясь, где бы купить пива…
Не забудьте ужесточить родительский надзор на время зимних каникул, когда дети теряют голову от безделья. Почему-то многим кажется, что именно их ребёнок будет вести себя безупречно, но нетрезвое окружение доводило до греха и взрослых.
Для пьяной компании характерно стремление уговорить выпить того, кто отказывается. У трезвенника, как правило, есть серьёзная причина, но друзья настаивают, и чтобы не обидеть ближних, человек опустошает рюмку. Если он склонен к хроническому алкоголизму, то срывается в запой, доходит до больницы. Зато угодил ближним.
Безусловно, каждый имеет право веселиться и праздновать, но при этом не забывать о законах Божеских и человеческих.
Наверное, такое происходило и в античные времена, поскольку апостол Тимофей советует человеку не пить, если он подаёт пример более немощному другу. «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14:21).
Монахи Афона собирают виноград
Я знала одного прекрасного человека и небездарного поэта, который успешно боролся с пристрастием к алкоголю, но однажды на литературном мероприятии, где он услышал немало комплиментов своему творчеству, поэт сорвался – он пил на фуршете и пил на обратном пути, в поезде. В купе с ним ехал друг, который усердно наполнял стаканы. С вокзала поэта привезли домой без сознания. В гробу он лежал с синим лицом.
«…Не от вина происходят гибельные пороки, но от развращенной воли, и происходящую от вина пользу уничтожает неумеренность», – писал Иоанн Златоуст.
«Не бесчести благословения плодов, не простирай до пресыщения пития, не нарушай соразмерности несоблюдением меры; пия вино, не пропивай ума, но помни, что Дух Божий соделывает начаток его Кровью Христовою, пользуйся им, как больной, который имеет нужду в его пособии, а не как неприятель, который обращает вино в оружие против всех, а паче против себя самого, падая от него в прах», – вторил Златоусту его ученик, преподобный Исидор Пелусиот.
Русские подвижники относились к вину более критически, чем святые Востока
Зная отечественный обычай «магарыча», когда за труд платят бутылкой, Иоанн Крестьянкин писал:
«Вы скажете, что сейчас все услуги покупаются за «маленькую» или за «поллитра». Но у вас, христиан, знающих, какое зло приносят в семью эти «поллитровки» и «маленькие», неужели никогда совесть не подсказывала, что мы даем вместо платы за услуги яд своему ближнему? Господи, прости нас, грешных! Мы почти поголовно виноваты в спаивании…».
Тихон Задонский приказывал штрафовать выпивающих семинаристов. Избегать хмельных напитков, особенно хлебных, советовал Игнатий Брянчанинов. Серафим Саровский желал, чтобы и запаха вина в его обители не было. Святитель Николай Японский рекомендовал заменять вино лимонадом. Большинство праведников склонялось к выводу, что если человек способен обойтись без спиртного, лучше пусть совсем не пьёт.
Но поскольку большинство россиян далеки от монашеского идеала и всё равно наполняют бокалы за праздничным столом, им может быть интересно, сколько допустимо выпить православному человеку, с точки зрения церкви. В статье священника Даниила Сысоева я нашла такое пояснение:
«Количество и порядок употребления вина регламентирует церковный Устав. В Уставе говорится, что в определенные праздники употребляется вино в размере от одной до трех красовуль. Одна красовуля — это 125 граммов вина. Но когда определялась эта мера, виноградное вино было довольно густым и обычно его пили разбавленным, поэтому с водой получалось около 375 граммов».
К человеку, который понимает, что этого достаточно, не привяжутся «рогатые попутчики» на зимней дороге. Но разве ощущение праздника нельзя создать без бутылки, если есть культурные мероприятия, выходные в семейном кругу и Церковные праздники?
Протоиерей Алексий Лисняк о злоупотреблении алкоголем – рассказ из жизни
Источник