Когда можно пить вино православным
Пить или не пить? / Православие.Ru
Современные православные христиане знают, что Церковь не
возражает против умеренного потребления вина. Есть масса
высказываний святых отцов Церкви Христовой о том что
виновато не вино, а неумеренное потребление оного.
Например: «Не вино худо, но неумеренность порочна;
вино есть дар Божий, а неумеренность — изобретение
диавола». (Святитель Иоанн Златоуст).
Но гораздо меньше замечают другие высказывания святых
отцов, когда они пишут, что лучше не пить, чем пить, пусть
даже и умеренно.
Пьёт человек или не пьёт, не это главное. У всех разное
отношение к потреблению спиртного:
— Пил, пью, и буду пить. Пусть хоть весь свет провалится,
лишь бы мне водки попить.
— Да ведь разрешается вино в Церкви! Пойду-ка, хряпну
водочки.
— Да я же бокал вина и всё. А остальные, кто не умеет,
пусть не пьют. Я тут не причём, «сижу, никого не
трогаю, примус починяю». (с) Спасибо тебе, Господи,
что я не такой, как этот пьяница. И вообще, Господи, разве
я сторож брату моему?
— Господи, помилуй! Немощный я, не могу без выпивки.
Кто придёт более оправданным?
Идёт в храме служба, подходит ко мне мужик, пьянющий, еле
на ногах стоит. Спрашивает, где Николай Угодник. Я
показал. Мужик подошёл к иконе, и встал. Такое ощущение,
что он даже икону не видит. Постоял, тяжело вздохнул, и
покачиваясь вышел из храма.
Думается мне, что больший грех не в том, что человек пьёт,
а в том, что считает себя правым. И аргументы в пользу
своей правоты находятся. Например, только ленивый не
вспомнит про брак в Кане Галилейской, где Господь
превратил воду в вино. Иисус Христос уступил просьбе
Матери и выручил хозяина дома, у которого недоставало
вина. Дабы не омрачился день веселия. Ничего не говорится
в Евангелии о том, что за столом были пьяные. Евреи
отличались умеренностью в питии. Это говорит и о качестве
вина и о людях, которые не привыкли напиваться до
положения риз.
Ещё можно сказать о чуде в Кане, как символе. В Ветхом
Завете вино было символом земной радости, — «вино
веселит сердце человека».(Пс. 103, 15). В Новом
Завете вино становится символом духовной радости. Иисус
Христос претворил вино в Свою Кровь. В таинстве венчания в
церкви молодожёны выпивают немного вина. Благословляется
единство мужа и жены. Во всём есть смысл.
Можно представить, что будет, если в наше время на свадьбе
не хватило бы вина. Получится примерно так, как в фильме
«Осенний марафон»: «Вчера, после грибов
пообедали — не хватило! В гастроном — не хватило! Опять
поехали — а там эти… дружинники».
Давайте скажем честно, хочется выпить — да пожалуйста,
никто ведь не запрещает. Так в чём дело? Но обставляется
это своё хотение так, как будто сам Христос повелел
выпить. В Писании и у святых отцов говорится только о
вине. Действительно, вино — дар Божий. А как быть с другим
алкоголем, например, водкой, самогонкой, или алкогольным
коктейлем Ягуар? Это тоже всё дар Божий? Говорим, что вино
и Иисус Христос пил, а подразумеваем, что умеренно пьющие
люди могут тоже потреблять алкоголь, не афишируя его
название. Лукавство, да и только.
Апостол Павел писал Тимофею: «Впредь пей не одну
воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и
частых твоих недугов».(1 Тим.5,23). А раз апостол
сказал, выполнять надо, сегодня мы все Тимофеи. И
выполняем. Правда, пьём не вино, а всё подряд, не немного,
а сколько захочется, а про желудок и не вспоминаем. Но
апостол Павел ещё много чего писал. О подвижничестве, об
ответственности: «Лучше не есть мяса, не пить вина и
не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или
соблазняется, или изнемогает».(Рим.14,21). Но
выбираем мы то, что нам нравится. Сильным в вере апостол
предлагает не есть мяса, и не пить вина. Дабы не
соблазнить своего немощного брата.
Блаженый Феофилакт Болгарский так толкует это место:
«Ты, говорит, принуждаешь брата есть то, чего он не
осмеливается есть, а я говорю, что ты должен
воздерживаться от всего, что соблазняет брата, не потому,
что это зло (ибо все чисто), но потому, что это
соблазняет. Словом претыкается показал, что он ослеплен;
ибо претыкаются слепые. А соблазняется он как
легкомысленный, изнемогает же как маловерный. Всем этим
привлекает сильнейшего к помощи брату, как совершенно
немощному».
Святитель Тихон Задонский пишет: «Пьяный человек
способен на всякое зло, идет на всякие соблазны. Тот же,
кто так его угостил, становится участником и всех его
беззаконий, поскольку трезвый таких соблазнов не принял
бы».
Многие из нас могут вспомнить в своей жизни случаи, когда
мы, выпивая спиртное, соблазнили другого человека. Утром
на работу не пришёл наш коллега, оттого, что после
вчерашнего совместного вечера не смог остановиться. Кто из
нас сможет честно сказать, что он ни при чём? Грех не в
том, что мы выпили вина, а в том, что мы соблазнили брата.
Сделав вред другому, мы автоматически сделали вред
себе.
Где находится та грань, которую мы перейдя, соблазнили
другого?
Апостол Павел говорил, что Церковь есть Тело Христово.
Хотим мы или не хотим, но мы распространяем на других
самого себя как в хорошем, так и в плохом смысле.
Конечно, можно соблазнить своего немощного брата не только
вином. Под эти слова «и не делать ничего
такого» можно подвести почти всё, из чего состоит
наша жизнь. Но есть две большие разницы, как говорят в
Одессе.
Выпив вина, человек находится в изменённом состоянии, в
котором ему легче соблазниться. Как пишет святитель
Василий Великий: «Вино само себя ведет к большему,
оно не удовлетворяет потребности, но делает неизбежною
потребность другого питья, воспламеняя упившихся и
непрестанно возбуждая к большей жажде. Но когда думают,
что у них желание пить неутолимо, тогда испытывают
противное тому, чего желали».
Никто из святых отцов не запрещает пить вино, но все
рекомендуют, что лучше не пить, чем пить. Но есть даже
прямой запрет, в конкретной ситуации конкретным людям.
Например: «Вина горячительного и прочего хмельного
питья, от которого пьянственная бывает страсть, запретить
пить. А если кто будет пить, хотя и пьян не будет, но
замечен будет, что пил, штрафовать». (Святитель
Тихон Задонский). Этот запрет не всем, а семинаристам, но
всё же запрет. Святитель Тихон ответственно подходил к
воспитанию семинаристов.
Было время, когда мы встречались отпраздновать чей-нибудь
день Ангела. На столе алкогольных напитков вообще не было,
потому, что один из нас злоупотреблял спиртным. 20 человек
отказывались на время от алкоголя ради одного своего
товарища. Так нам сказал наш духовник. Здесь всё понятно.
Но часто бывают ситуации, когда мы не знаем об алкогольной
зависимости окружающих нас людей. Как поступать
православному человеку, а в особенности воцерковлённому, в
таких случаях? Каждый решает сам, в меру своего разумения,
в меру своего понимания ответственности перед другими. Мы
не виноваты, что выпили вина, но не виноваты ли мы, когда
наш личный пример потребления спиртного соблазнил другого?
Ещё об ответственности за тех, кого можно соблазнить или
уже кого соблазнили: «Видел я одного человека,
которому передал другому свою греховную привычку; потом
уже пришедши в чувство, начал каяться, и отстал от греха;
но так как наученный им не переставал грешить, то покаяние
его действительно не было». (Святитель Иоанн
Лествичник).
«Не упивайтеся. Но как положить меру, с которой
начинается упивание? Христианам скорее идет — совсем не
пейте, — разве только в крайностях, — в видах врачевания.
Конечно, не вино укоризненно, а пьянство; но огонь в кровь
влагается и малым количеством вина, и прибывшее от того
развеселение плотское развевает мысли и расшатывает
нравственную крепость. Какая же нужда ввергать себя в
такое опасное положение? Особенно когда сознается, что
всякую минуту времени надобно искупать, а этим поступком
не минуты, а дни отдаются даром врагам, и добро бы даром,
а то еще с приплатою? — Так, строго судя, винопитие совсем
должно быть изгнано из употребления из среды
христиан». (Феофан Затворник. Толкование на посл.
Ефесянам, 5,18).
Если строго судя, то винопитие должно быть изгнано. А если
не строго, то можно и разрешить выпить, учитывая слабость
человеческую? Но тогда придётся признать свою немощь,
нежелание или неспособность хоть к какому-то ограничению.
Если этого не можем, то достаточно не раздражаться
проявлением трезвости у окружающих, не показывать по
возможности своё винопитие другим. Одно это уже будет
подвигом. Если и этого не можем, то хотя бы вслух не
показывать своего раздражения, не называть трезво живущих
людей трезвоголиками и бывшими алкашами. Ведь, если
культурно пьющего раздражает даже упоминание о трезвом
образе жизни, то это значит, что он сам уже зависим или от
вина, или от мнения выпивающих людей. Если и этого не
можем, то хотя бы потом, наедине с собой, задуматься о
словах Феофана Затворника.
«Подкрепляйте себе наперед душевными питаниями,
совершая трезвенно и бодренно уставные службы и священные
молитвы, а потом, по причине трудности работ, и телесными,
— хлебом, вареными овощами и вином в мере положенной. Это
для не крепко здоровых. У кого же есть желание
воздерживаться, — благодарение Господу! — пусть
воздерживается. Но ни пиющий да не смущается, будто
падающий; ни не пиющий да не надмевается, будто великое
что делающий: ибо брашно нас не поставит пред Богом
(1Кор8,8), особенно если при этом тщеславимся. Что юным
пригодно не винопитие. Кто станет противоречить? Но и для
всех полезно не пить вина, особенно для крепких телом. Я
впрочем намеренно некиим попускаю пить вино, по уставу,
для смирения помысла их, — не на всегда, а на
время». (Преподобный Феодор Студит).
Мне было 16 лет, когда мой дальний родственник, сильно
пьющий, вдруг бросил пить совсем. И он с таким презрением
и осуждением говорил о напившихся, которых мы тогда
увидели, что я это очень запомнил. Позже он всё-таки
сорвался, так и спился совсем и умер.
Человеку, ведущему трезвый образ жизни, но далёкому от
Церкви, очень тяжело удержаться от осуждения пьющих людей.
«Кто судит и осуждает, тот то же самое после
натворит». (Преподобный Амвросий Оптинский).
Преподобный Феодор Студит в 91-ом слове пишет даже такое:
«Воздерживающийся от вина Духа Святого носит в себе.
Пиющий воду облекается в одежду умиления».
Совсем не значит, что православные христиане, не пьющие
вина, носят в себе Святого Духа. Но при прочих равных
условиях у них всё же больше шансов добиться такого
устроения, что Дух Святый будет с ними. Ибо невозможно
«одновременно и наполняться духом и вином».
Святитель Игнатий Брянчанинов приводит слова преподобного
Исаии, египетского отшельника, что «любящие вино
никогда не сподобятся духовных дарований: эти дарования,
чтоб пребыть в человеке, требуют постоянной чистоты,
возможной только при постоянной трезвенности».
Эта статья обращена к тем, кто хочет быть честным перед
самим собой. А кому, как не православному христианину
стремиться к этому? Если он честен перед самим собой, то и
перед Богом не будет лукавить.
Источник
О пьянстве и трезвении — прот. Евгений Пейков
прот. Евгений Пейков
Не является ли полный отказ от спиртного чем-то противоречащим православному вероучению и традициям? Апостольские правила утверждают, что гнушаться вином тяжкий грех.
Действительно в церковных канонах есть правила, осуждающие гнушающихся вином. 51 апостольское правило гласит – «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что все добро зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом, хуля, клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен из священного чина, и отвержен от Церкве. Такожде и мирянин»[1]. О том же говорится в 53 апостольском правиле. Отметим, что эти правила были названы соборами «апостольскими», (упоминание о них есть в постановлениях 1 и 3 вселенских соборов) вследствие их важности, древности и единомыслия с новозаветными посланиями апостолов.
По мнению православных исследователей[2] их происхождение относится ко времени расцвета ереси гностиков во втором-третьем веках и были составлены с целью оградить Церковь от лжеучений. (Гностики, от греч. «знание» считали себя хранителями древних тайных знаний, закрытых для профанов). Гностические секты того времени были весьма разнообразны и воевали между собой не менее ожесточенно чем с православным христианством. В условиях этого постоянного противоборства для оправдания своих доктрин гностики не гнушались самыми грязными методами, подделывая тексты и выдавая свои сочинения за труды древних, авторитетных авторов. Так появились апокрифы, в т.ч нашумевшее в недавнее время «Евангелие от Иуды» и многие другие.
Одной из общих черт гностических учений является заимствованная из философии Платона и доведенная до крайности мысль о материи и теле человека как о безусловном зле и темнице духа. По этой причине Гностики отрицали факт Боговоплощения, Воскресения Христова и ожидаемого нами всеобщего воскресения. Материальный мир они презирали как творение злого низшего божества, «демиурга» и из этого учения делали различные нравственные выводы. Были такие, что свое презрение к плоти выражали крайней распущенностью в плотских услаждениях, но большинство придерживались строгого аскетизма, голодали, считали невозможным для себя вступление в брак, так как это, по их мнению, порождает новые тела, а значит умножается зло в мире. Такое воздержание сопровождалось лицемерной гордостью и презрением к людям, живущим в браке, питающихся мясом и употребляющим вино.
Постепенно это отношение начало проникать и в среду православных, желающих хранить девство, пост и трезвение не из христианских соображений, а из гнушения, презрения ко всему материальному. Чтобы предупредить это зло, Апостольское правило хвалит воздержание от брака и употребления мяса и вина с христианскою целью, т.е. как упражнение в добродетели, но оно резко осуждает всех, делающих это по еретическим побуждениям, и предписывает: каждому духовному лицу, придерживающемуся такого учения, указывать прежде всего на евангельское учение, если же оно не послушается и останется упорным во зле, то такового не только извергать из иерархической степени, но и вообще исключать совсем из церкви, как последователя еретического учения о воздержании. Но тем, кто по христианскому побуждению, ради упражнения в добродетели, воздерживается всегда от мяса и вина, это правило, как и 51‑е Ап. правило, предоставляет полную свободу.
О том же говориться в правилах Анкирского (314 г.) и Гангрского соборов (прим. 341 г.) Последний из которых был созван против некоего Евстафия который со своими единомышленниками, «возводя клевету на законный брак, говорили, что никому из состоящих в браке нет надежды на спасение у Бога. Поверив им, как мужья, так и жены, одни изгоняли своих жен, а другие, оставляя своих мужей, хотели жить целомудренно; потом, не вынося безбрачной жизни, впадали в прелюбодеяние. Последователи Евстафия учили и другому вопреки церковному преданию и обычаю, и присваивали себе церковные плодоприношения, и жены у них одевались в мужские одежды и стригли волосы. Они заповедовали также поститься и в воскресные дни, а посты, установленные в церкви, отвергали и ели, гнушаясь мясом, и в домах женатых людей не хотели ни молиться, ни причащаться, отвращались женатых священников и презирали, как нечистые, те места, в которых находились мученические останки, и осуждали тех, которые имели деньги и не отдавали их, как будто бы спасение было для них безнадежно, и иное многое заповедовали в учили»[3]
Рассмотренные нами правила и определения в наши дни справедливо могут быть отнесены к последователям учений Л.Н. Толстого, Порфирия Иванова и многих других т.н. «трезвенников», а не к трезвенникам православным, воздерживающимся от вина из соображений духовных, педагогических, социальных, из опасения произвести соблазн для немощных. Такое воздержание похваляет и апостол Павел «Лучше не есть мяса, не пить вина и не [делать] ничего [такого], отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает.» (Рим. 14:21)
В то же время у апостола Павла мы читаем «Впредь пей не [одну] воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1Тим. 5:23).
Много раз слышал, как этими словами священного писания оправдываются пьющие не только «немного» и не только «вина». Если посмотреть беспристрастным к вину взглядом, из этой цитаты видно, что ап. Тимофей совсем не употреблял вино, в том числе и в праздники, что не вызывало замечаний со стороны апостола Павла. Поводом к рекомендации стали болезни одолевшие подвижника, возможно вследствие чрезмерно строгих постов и подвигов. Поэтому нам, прежде чем оправдываться этими словами, следовало бы уподобиться святому Тимофею в трудах, посте и подвигах. Применение вина для лечения болезней желудка в наше время вряд ли оправдано, во-первых потому, что медицина изобрела много гораздо более полезных и менее рискованных лекарств, во-вторых, потому, что современные алкогольные изделия очень отличаются по своему химическому составу и процентному содержанию спирта от тех, что пили древние. То вино, которое советовал апостол Павел было очень близким по составу к натуральному виноградному соку и употреблялось в разбавленном водой виде. Состояние христианского общества тоже отличалось от сегодняшнего, в нем не было столько людей, испытывающих болезненную страсть к вину. Для людей, борющихся с этой страстью даже небольшое количество вина будет невыносимым мучением, которое, скорее всего приведет к новому витку алкогольной зависимости.
Об этом красноречиво говорит случай из жизни человека, обретшего в православии избавление от недуга пьянства («Исповедь русского алкоголика», опубликована в газете «Православный Санкт-Петербург» за июль 2003 г.).
«Приехав домой, в Питер, с радостной мыслью, что алкоголизм побежден и вина я не выпью больше ни грамма, я продолжил свой путь в Православие. Впереди была ясная цель познания правды Божией, но мой путь омрачило происшествие. Ко мне в гости пришли православные друзья, чтобы отметить окончание поста и светлый праздник Пасхи, начало сплошной седмицы. Пришли они с вином.
Помолились, освятили стол. На мой отказ от вина все гневно стали осуждать меня, говоря, чти зло не в вине, а в неумеренном его употреблении. Я согласился с ними и выпил. После их ухода желание выпить еще и еще меня уже не покидало, став, наконец, нестерпимым. Ни страх Божий, ни мысли о недопустимости пьянки не смогли удержать меня. И все покатилось по старому руслу. Постоянно убеждал себя, что вино благословлено Богом и зла в нем нет, а зло во мне, зло, которое я должен победить. Неумеренное желание победить себя приводило к очередным срывам, и в итоге – привело к полной потере здоровья и инвалидности.»
По милости Божией, этот человек смог вновь победить страсть и вернуться к трезвости. Но сколько людей погибает, так и не раскаявшись и не услышав евангельской вести по причине соблазна, посеянного в их немощных душах нашим «праздничным» и повседневным винопитием.
Но ведь в церковных календарях написано, что вино в праздники разрешено, и святые писали, что не вино виновно, а пьянство? (свт. Иоанн Златоуст)
Часто преступники, оправдываясь, говорят: Я не виноват, пьяный был, обвиняя не себя, а выпивку. И это не принимается, а наоборот отягчает приговор.
Действительно, гнездится грех не в веществе (каким бы оно ни было), а в сердце человека: «Ибо из сердца человека исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления: это оскверняет человека…» (Мф. 15:19,20). Так и в пьянстве виновато не вино, а сам человек, сердце которого наполнено безверием, отсутствием страха Божия, нечестием, невоздержанием, распущенностью, расслаблением душевных сил. Хотя вино и не греховно, но крайне опасно, чрез него легко можно впасть во многие грехи, особенно в распутство (Еф. 5:18). Вино действует как средство, помогающее проникнуть страстям в еще не заблудшую совсем душу. Трезвому человеку совесть препятствует в совершении распутных действий, а после вина совесть притупляется, открывая дорогу греховным похотям и желаниям. Не зря Св. Писание сравнивает его со змеем и решает проблему пьянства рекомендацией даже не смотреть на вино, а не только не пить его «Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид» (Притч. 23:32).
Но и среди святых было множество людей, не считающих зазорным изредка употребить немного вина и разрешить это ученикам?
Верно, но были и те, которые для себя и своих чад этого не допускали. В жизни и учении святых часто мы наблюдаем довольно разнообразные подходы к одним и тем же проблемам. В зависимости от обстоятельств, времени, индивидуальных качеств приходящих, на одни те же вопросы давались различные ответы. Наша задача понять, какие же из святоотеческих наставлений больше подходят к нашему времени и народу. В Вопросе винопития нашим людям лучше обратиться за наставлением и примером не к древним византийцам, перед которыми проблема массового алкоголизма и алкогольной деградации народа не стояла, а к русским святым относительно недавнего времени, которые замечали тревожные признаки в миру и монастырях и высказывали своем мнение по этому поводу. Приведем несколько цитат их творений и житий:
«…Хорошо не пить вино, особенно вам, юнейшие, потому что от него возгораются страсти. Мы и без того имеем в себе волнение свойственных естеству нашему страстей, для чего нам вводить в себя ещё и винных возбудителей? Вкусите и увидите, как благо воздержание от вина. Воздерживающийся от него увидит себя не носимым помыслом, не возгораемым душевно, но всегда трезвенствующим в любви к Богу и ревностным ко всему лучшему и содействующему спасению.
Воздерживающийся от вина Духа Святого носит в себе. Пиющий воду облекается в одежду умиления…» (Прп. Феодор Студит)[4]
«И ныне пища продолжает сильно действовать на душу, что особенно заметно при употреблении вина … По этой причине все ухмеляющие напитки, особливо хлебные, возбраняются подвижнику, как лишающие ум трезвости, и тем победы в мысленной брани.
Побеждённый ум, особливо сладострастными помыслами, усладившийся ими, лишается духовной благодати; приобретённое многими и долговременными трудами теряется в несколько часов , в несколько минут.
Монах отнюдь не должен употреблять вина, – сказал преподобный Пимен Великий. Этому правилу должен последовать и всякий благочестивый христианин, желающий сохранить своё девство и целомудрие. Святые отцы следовали этому правилу, а если и употребляли вино, то весьма редко и с величайшею умеренностью… Самые ревностные подвижники благочестия для пития употребляют одну воду, избегая не только разгорячающих и ухмеляющих напитков, но и питательных, каковы все хлебные напитки». (Свт. Игнатий Брянчанинов)[5]
«Хуже ли Я тебя упоеваю из Чаши Моей, что ты пьёшь водку? – Мало разве Я веселю тебя, что ты пьёшь ещё для веселья увеселяющее питие?» – Господи! Твое веселье, от Чаши Твоей получаемое, совершенное, несравненное: оно и сердце веселит и тела не обременяет нимало; а вино веселит сердце (Пс. 103:15), но и отуманивает и одебеляет его и тяжесть производит потом в душе и теле. «Или Тайны Мои не укрепляют твоего тела? – Но ты сам испытал стократно, что они крепость, исцеление и здравие не только души, но и тела. – Итак, оставь пить водку. Не отуманивай своего сердца, не прогоняй благодать Мою от себя: она нежна, тонка, целомудренна и легко оскорбляется малейшим плотским угодьем. – Я люблю желудок постный, питающийся простым хлебом и водою»[6]
Отчего происходит жажда к вину? Оттого, что христиане не имеют в сердце спасительной Божией благодати; оттого, что не жаждут своего вечного спасения, а по обольщению врага и собственному невниманию пренебрегают им как чем-то маловажным. Жажда божественной благодати, жажда своего спасения прогнала бы всякую жажду вина и вообще чувственных удовольствий, как представление жажды вечных сладостей на небесах отнимало у святых охоту к земным сладостям. (Св. прав. Иоанн Кронштадтский)[6]
«Старец Иринарх, – говорили они, – сидит в затворе и постится, носит на себе многие и тяжелые железа, не пьет хмельного и мало ест да и братии учит делать тоже: пребывать «в трудах» и поститься, хмельного и в уста не брать, говоря, что это есть самое большое зло; следует, говорит, монахам быть, как ангелам ни о чем не скорбеть и плоти своей не щадить: «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14:22).[8]
Что винопитие прекращено, прекрасно… Это самое лучшее пособие к тому, чтобы тело было всегда бодро, трезвенно и свежо. Великое есть сие дело! (Свт. Феофан Затворник)[9]
Преподобный Серафим Саровский, по свидетельству священномученика Серафима Чичагова, «кушать не возбраняя, благословил всегда вволю, но вина – чтобы и запаха его у меня в обители не было!»[10]
Этому примеру следуют многие обители и в наше время.
Но в наше время тоже есть духовники, благословляющие своих чад выпить за праздничным столом маленькую рюмочку вина? Не противоречит ли это написанному выше?
Не противоречит. Духоносные старцы знали точно, что полезно, а что нет их духовным чадам, поэтому иногда благословляли, видя, что это не повредит. Мы же не знаем, как вино подействует на нас и на сидящих с нами за столом. Сможем ли мы смотреть в глаза человеку которому наливали вино, если мы узнаем, что он потом стал алкоголиком, его жизнь разрушилась из-за пьянства? Можем ли мы сами считать себя застрахованными от впадения в пагубное пристрастие? Каждый алкоголик вначале своего падения думал, что алкоголиком никогда не станет
Что же делать, если человек решил жить трезво, а священник благословляет выпить вина?
Преподобный Иоанн Лествичник в 14 ступени Лествицы описывает эту ситуацию, объясняя как поступать в подобных случаях.
«Видал я престарелых священников, поруганных бесами, которые юным, не находившимся под их руководством, благословением разрешали на вино и прочее на пиршествах. Если имеют доброе о Господе свидетельство, то можем с их позволения немного разрешить; если же они нерадивы, то нам не должно в этом случае обращать внимания на их благословение; а особенно когда мы еще боремся с огнем плотской похоти.»[11]
Примечания:
полностью это интервью опубликовано в журнале «Живой Родник», январь 2008 года.
Источник