Когда можно пить вино православным

Пить или не пить? / Православие.Ru

Когда можно пить вино православным

    

Современные православные христиане знают, что Церковь не
возражает против умеренного потребления вина. Есть масса
высказываний святых отцов Церкви Христовой о том что
виновато не вино, а неумеренное потребление оного.

Например: «Не вино худо, но неумеренность порочна;
вино есть дар Божий, а неумеренность — изобретение
диавола». (Святитель Иоанн Златоуст).

Но гораздо меньше замечают другие высказывания святых
отцов, когда они пишут, что лучше не пить, чем пить, пусть
даже и умеренно.

Пьёт человек или не пьёт, не это главное. У всех разное
отношение к потреблению спиртного:

— Пил, пью, и буду пить. Пусть хоть весь свет провалится,
лишь бы мне водки попить.
— Да ведь разрешается вино в Церкви! Пойду-ка, хряпну
водочки.
— Да я же бокал вина и всё. А остальные, кто не умеет,
пусть не пьют. Я тут не причём, «сижу, никого не
трогаю, примус починяю». (с) Спасибо тебе, Господи,
что я не такой, как этот пьяница. И вообще, Господи, разве
я сторож брату моему?
— Господи, помилуй! Немощный я, не могу без выпивки.

Кто придёт более оправданным?

Идёт в храме служба, подходит ко мне мужик, пьянющий, еле
на ногах стоит. Спрашивает, где Николай Угодник. Я
показал. Мужик подошёл к иконе, и встал. Такое ощущение,
что он даже икону не видит. Постоял, тяжело вздохнул, и
покачиваясь вышел из храма.

Думается мне, что больший грех не в том, что человек пьёт,
а в том, что считает себя правым. И аргументы в пользу
своей правоты находятся. Например, только ленивый не
вспомнит про брак в Кане Галилейской, где Господь
превратил воду в вино. Иисус Христос уступил просьбе
Матери и выручил хозяина дома, у которого недоставало
вина. Дабы не омрачился день веселия. Ничего не говорится
в Евангелии о том, что за столом были пьяные. Евреи
отличались умеренностью в питии. Это говорит и о качестве
вина и о людях, которые не привыкли напиваться до
положения риз.

Ещё можно сказать о чуде в Кане, как символе. В Ветхом
Завете вино было символом земной радости, — «вино
веселит сердце человека».(Пс. 103, 15). В Новом
Завете вино становится символом духовной радости. Иисус
Христос претворил вино в Свою Кровь. В таинстве венчания в
церкви молодожёны выпивают немного вина. Благословляется
единство мужа и жены. Во всём есть смысл.

Можно представить, что будет, если в наше время на свадьбе
не хватило бы вина. Получится примерно так, как в фильме
«Осенний марафон»: «Вчера, после грибов
пообедали — не хватило! В гастроном — не хватило! Опять
поехали — а там эти… дружинники».

Давайте скажем честно, хочется выпить — да пожалуйста,
никто ведь не запрещает. Так в чём дело? Но обставляется
это своё хотение так, как будто сам Христос повелел
выпить. В Писании и у святых отцов говорится только о
вине. Действительно, вино — дар Божий. А как быть с другим
алкоголем, например, водкой, самогонкой, или алкогольным
коктейлем Ягуар? Это тоже всё дар Божий? Говорим, что вино
и Иисус Христос пил, а подразумеваем, что умеренно пьющие
люди могут тоже потреблять алкоголь, не афишируя его
название. Лукавство, да и только.

Апостол Павел писал Тимофею: «Впредь пей не одну
воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и
частых твоих недугов».(1 Тим.5,23). А раз апостол
сказал, выполнять надо, сегодня мы все Тимофеи. И
выполняем. Правда, пьём не вино, а всё подряд, не немного,
а сколько захочется, а про желудок и не вспоминаем. Но
апостол Павел ещё много чего писал. О подвижничестве, об
ответственности: «Лучше не есть мяса, не пить вина и
не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или
соблазняется, или изнемогает».(Рим.14,21). Но
выбираем мы то, что нам нравится. Сильным в вере апостол
предлагает не есть мяса, и не пить вина. Дабы не
соблазнить своего немощного брата.

Блаженый Феофилакт Болгарский так толкует это место:
«Ты, говорит, принуждаешь брата есть то, чего он не
осмеливается есть, а я говорю, что ты должен
воздерживаться от всего, что соблазняет брата, не потому,
что это зло (ибо все чисто), но потому, что это
соблазняет. Словом претыкается показал, что он ослеплен;
ибо претыкаются слепые. А соблазняется он как
легкомысленный, изнемогает же как маловерный. Всем этим
привлекает сильнейшего к помощи брату, как совершенно
немощному».

Святитель Тихон Задонский пишет: «Пьяный человек
способен на всякое зло, идет на всякие соблазны. Тот же,
кто так его угостил, становится участником и всех его
беззаконий, поскольку трезвый таких соблазнов не принял
бы».

Многие из нас могут вспомнить в своей жизни случаи, когда
мы, выпивая спиртное, соблазнили другого человека. Утром
на работу не пришёл наш коллега, оттого, что после
вчерашнего совместного вечера не смог остановиться. Кто из
нас сможет честно сказать, что он ни при чём? Грех не в
том, что мы выпили вина, а в том, что мы соблазнили брата.
Сделав вред другому, мы автоматически сделали вред
себе.
Где находится та грань, которую мы перейдя, соблазнили
другого?

Апостол Павел говорил, что Церковь есть Тело Христово.
Хотим мы или не хотим, но мы распространяем на других
самого себя как в хорошем, так и в плохом смысле.

Конечно, можно соблазнить своего немощного брата не только
вином. Под эти слова «и не делать ничего
такого» можно подвести почти всё, из чего состоит
наша жизнь. Но есть две большие разницы, как говорят в
Одессе.

Выпив вина, человек находится в изменённом состоянии, в
котором ему легче соблазниться. Как пишет святитель
Василий Великий: «Вино само себя ведет к большему,
оно не удовлетворяет потребности, но делает неизбежною
потребность другого питья, воспламеняя упившихся и
непрестанно возбуждая к большей жажде. Но когда думают,
что у них желание пить неутолимо, тогда испытывают
противное тому, чего желали».

Никто из святых отцов не запрещает пить вино, но все
рекомендуют, что лучше не пить, чем пить. Но есть даже
прямой запрет, в конкретной ситуации конкретным людям.
Например: «Вина горячительного и прочего хмельного
питья, от которого пьянственная бывает страсть, запретить
пить. А если кто будет пить, хотя и пьян не будет, но
замечен будет, что пил, штрафовать». (Святитель
Тихон Задонский). Этот запрет не всем, а семинаристам, но
всё же запрет. Святитель Тихон ответственно подходил к
воспитанию семинаристов.

Было время, когда мы встречались отпраздновать чей-нибудь
день Ангела. На столе алкогольных напитков вообще не было,
потому, что один из нас злоупотреблял спиртным. 20 человек
отказывались на время от алкоголя ради одного своего
товарища. Так нам сказал наш духовник. Здесь всё понятно.
Но часто бывают ситуации, когда мы не знаем об алкогольной
зависимости окружающих нас людей. Как поступать
православному человеку, а в особенности воцерковлённому, в
таких случаях? Каждый решает сам, в меру своего разумения,
в меру своего понимания ответственности перед другими. Мы
не виноваты, что выпили вина, но не виноваты ли мы, когда
наш личный пример потребления спиртного соблазнил другого?

Читайте также:  Можно пить но шпу при головной боли

Ещё об ответственности за тех, кого можно соблазнить или
уже кого соблазнили: «Видел я одного человека,
которому передал другому свою греховную привычку; потом
уже пришедши в чувство, начал каяться, и отстал от греха;
но так как наученный им не переставал грешить, то покаяние
его действительно не было». (Святитель Иоанн
Лествичник).

«Не упивайтеся. Но как положить меру, с которой
начинается упивание? Христианам скорее идет — совсем не
пейте, — разве только в крайностях, — в видах врачевания.
Конечно, не вино укоризненно, а пьянство; но огонь в кровь
влагается и малым количеством вина, и прибывшее от того
развеселение плотское развевает мысли и расшатывает
нравственную крепость. Какая же нужда ввергать себя в
такое опасное положение? Особенно когда сознается, что
всякую минуту времени надобно искупать, а этим поступком
не минуты, а дни отдаются даром врагам, и добро бы даром,
а то еще с приплатою? — Так, строго судя, винопитие совсем
должно быть изгнано из употребления из среды
христиан». (Феофан Затворник. Толкование на посл.
Ефесянам, 5,18).

Если строго судя, то винопитие должно быть изгнано. А если
не строго, то можно и разрешить выпить, учитывая слабость
человеческую? Но тогда придётся признать свою немощь,
нежелание или неспособность хоть к какому-то ограничению.
Если этого не можем, то достаточно не раздражаться
проявлением трезвости у окружающих, не показывать по
возможности своё винопитие другим. Одно это уже будет
подвигом. Если и этого не можем, то хотя бы вслух не
показывать своего раздражения, не называть трезво живущих
людей трезвоголиками и бывшими алкашами. Ведь, если
культурно пьющего раздражает даже упоминание о трезвом
образе жизни, то это значит, что он сам уже зависим или от
вина, или от мнения выпивающих людей. Если и этого не
можем, то хотя бы потом, наедине с собой, задуматься о
словах Феофана Затворника.

«Подкрепляйте себе наперед душевными питаниями,
совершая трезвенно и бодренно уставные службы и священные
молитвы, а потом, по причине трудности работ, и телесными,
— хлебом, вареными овощами и вином в мере положенной. Это
для не крепко здоровых. У кого же есть желание
воздерживаться, — благодарение Господу! — пусть
воздерживается. Но ни пиющий да не смущается, будто
падающий; ни не пиющий да не надмевается, будто великое
что делающий: ибо брашно нас не поставит пред Богом
(1Кор8,8), особенно если при этом тщеславимся. Что юным
пригодно не винопитие. Кто станет противоречить? Но и для
всех полезно не пить вина, особенно для крепких телом. Я
впрочем намеренно некиим попускаю пить вино, по уставу,
для смирения помысла их, — не на всегда, а на
время». (Преподобный Феодор Студит).

Мне было 16 лет, когда мой дальний родственник, сильно
пьющий, вдруг бросил пить совсем. И он с таким презрением
и осуждением говорил о напившихся, которых мы тогда
увидели, что я это очень запомнил. Позже он всё-таки
сорвался, так и спился совсем и умер.
Человеку, ведущему трезвый образ жизни, но далёкому от
Церкви, очень тяжело удержаться от осуждения пьющих людей.
«Кто судит и осуждает, тот то же самое после
натворит». (Преподобный Амвросий Оптинский).

Преподобный Феодор Студит в 91-ом слове пишет даже такое:
«Воздерживающийся от вина Духа Святого носит в себе.
Пиющий воду облекается в одежду умиления».

Совсем не значит, что православные христиане, не пьющие
вина, носят в себе Святого Духа. Но при прочих равных
условиях у них всё же больше шансов добиться такого
устроения, что Дух Святый будет с ними. Ибо невозможно
«одновременно и наполняться духом и вином».
Святитель Игнатий Брянчанинов приводит слова преподобного
Исаии, египетского отшельника, что «любящие вино
никогда не сподобятся духовных дарований: эти дарования,
чтоб пребыть в человеке, требуют постоянной чистоты,
возможной только при постоянной трезвенности».

Эта статья обращена к тем, кто хочет быть честным перед
самим собой. А кому, как не православному христианину
стремиться к этому? Если он честен перед самим собой, то и
перед Богом не будет лукавить.

Источник

О пьянстве и трезвении — прот. Евгений Пейков

прот. Евге­ний Пейков

Не явля­ется ли полный отказ от спирт­ного чем-то про­ти­во­ре­ча­щим пра­во­слав­ному веро­уче­нию и тра­ди­циям? Апо­столь­ские пра­вила утвер­ждают, что гну­шаться вином тяжкий грех.

Дей­стви­тельно в цер­ков­ных кано­нах есть пра­вила, осуж­да­ю­щие гну­ша­ю­щихся вином. 51 апо­столь­ское пра­вило гласит – «Аще кто, епи­скоп, или пре­сви­тер, или диакон, или вообще из свя­щен­ного чина, уда­ля­ется от брака и мяса и вина, не ради подвига воз­дер­жа­ния, но по при­чине гну­ше­ния, забыв, что все добро зело, и что Бог, сози­дая чело­века, мужа и жену сотво­рил их, и таким обра­зом, хуля, кле­ве­щет на созда­ние: или да испра­вится, или да будет извер­жен из свя­щен­ного чина, и отвер­жен от Церкве. Такожде и миря­нин»[1]. О том же гово­рится в 53 апо­столь­ском пра­виле. Отме­тим, что эти пра­вила были названы собо­рами «апо­столь­скими», (упо­ми­на­ние о них есть в поста­нов­ле­ниях 1 и 3 все­лен­ских собо­ров) вслед­ствие их важ­но­сти, древ­но­сти и еди­но­мыс­лия с ново­за­вет­ными посла­ни­ями апо­сто­лов.

По мнению пра­во­слав­ных иссле­до­ва­те­лей[2] их про­ис­хож­де­ние отно­сится ко вре­мени рас­цвета ереси гно­сти­ков во втором-тре­тьем веках и были состав­лены с целью огра­дить Цер­ковь от лже­уче­ний. (Гно­стики, от греч. «знание» счи­тали себя хра­ни­те­лями древ­них тайных знаний, закры­тых для про­фа­нов). Гно­сти­че­ские секты того вре­мени были весьма раз­но­об­разны и вое­вали между собой не менее оже­сто­ченно чем с пра­во­слав­ным хри­сти­ан­ством. В усло­виях этого посто­ян­ного про­ти­во­бор­ства для оправ­да­ния своих док­трин гно­стики не гну­ша­лись самыми гряз­ными мето­дами, под­де­лы­вая тексты и выда­вая свои сочи­не­ния за труды древ­них, авто­ри­тет­ных авто­ров. Так появи­лись апо­крифы, в т.ч нашу­мев­шее в недав­нее время «Еван­ге­лие от Иуды» и многие другие.

Одной из общих черт гно­сти­че­ских учений явля­ется заим­ство­ван­ная из фило­со­фии Пла­тона и дове­ден­ная до край­но­сти мысль о мате­рии и теле чело­века как о без­услов­ном зле и тем­нице духа. По этой при­чине Гно­стики отри­цали факт Бого­во­пло­ще­ния, Вос­кре­се­ния Хри­стова и ожи­да­е­мого нами все­об­щего вос­кре­се­ния. Мате­ри­аль­ный мир они пре­зи­рали как тво­ре­ние злого низ­шего боже­ства, «деми­урга» и из этого учения делали раз­лич­ные нрав­ствен­ные выводы. Были такие, что свое пре­зре­ние к плоти выра­жали край­ней рас­пу­щен­но­стью в плот­ских услаж­де­ниях, но боль­шин­ство при­дер­жи­ва­лись стро­гого аске­тизма, голо­дали, счи­тали невоз­мож­ным для себя вступ­ле­ние в брак, так как это, по их мнению, порож­дает новые тела, а значит умно­жа­ется зло в мире. Такое воз­дер­жа­ние сопро­вож­да­лось лице­мер­ной гор­до­стью и пре­зре­нием к людям, живу­щим в браке, пита­ю­щихся мясом и упо­треб­ля­ю­щим вино.

Читайте также:  Что будет если пить 3 литра воды в день можно похудеть

Посте­пенно это отно­ше­ние начало про­ни­кать и в среду пра­во­слав­ных, жела­ю­щих хра­нить дев­ство, пост и трез­ве­ние не из хри­сти­ан­ских сооб­ра­же­ний, а из гну­ше­ния, пре­зре­ния ко всему мате­ри­аль­ному. Чтобы пре­ду­пре­дить это зло, Апо­столь­ское пра­вило хвалит воз­дер­жа­ние от брака и упо­треб­ле­ния мяса и вина с хри­сти­ан­скою целью, т.е. как упраж­не­ние в доб­ро­де­тели, но оно резко осуж­дает всех, дела­ю­щих это по ере­ти­че­ским побуж­де­ниям, и пред­пи­сы­вает: каж­дому духов­ному лицу, при­дер­жи­ва­ю­ще­муся такого учения, ука­зы­вать прежде всего на еван­гель­ское учение, если же оно не послу­ша­ется и оста­нется упор­ным во зле, то тако­вого не только извер­гать из иерар­хи­че­ской сте­пени, но и вообще исклю­чать совсем из церкви, как после­до­ва­теля ере­ти­че­ского учения о воз­дер­жа­нии. Но тем, кто по хри­сти­ан­скому побуж­де­нию, ради упраж­не­ния в доб­ро­де­тели, воз­дер­жи­ва­ется всегда от мяса и вина, это пра­вило, как и 51‑е Ап. пра­вило, предо­став­ляет полную сво­боду.

О том же гово­риться в пра­ви­лах Анкир­ского (314 г.) и Ган­гр­ского собо­ров (прим. 341 г.) Послед­ний из кото­рых был созван против неко­его Евста­фия кото­рый со своими еди­но­мыш­лен­ни­ками, «воз­водя кле­вету на закон­ный брак, гово­рили, что никому из состо­я­щих в браке нет надежды на спа­се­ние у Бога. Пове­рив им, как мужья, так и жены, одни изго­няли своих жен, а другие, остав­ляя своих мужей, хотели жить цело­муд­ренно; потом, не вынося без­брач­ной жизни, впа­дали в пре­лю­бо­де­я­ние. После­до­ва­тели Евста­фия учили и дру­гому вопреки цер­ков­ному пре­да­нию и обычаю, и при­сва­и­вали себе цер­ков­ные пло­до­при­но­ше­ния, и жены у них оде­ва­лись в муж­ские одежды и стригли волосы. Они запо­ве­до­вали также поститься и в вос­крес­ные дни, а посты, уста­нов­лен­ные в церкви, отвер­гали и ели, гну­ша­ясь мясом, и в домах жена­тых людей не хотели ни молиться, ни при­ча­щаться, отвра­ща­лись жена­тых свя­щен­ни­ков и пре­зи­рали, как нечи­стые, те места, в кото­рых нахо­ди­лись муче­ни­че­ские останки, и осуж­дали тех, кото­рые имели деньги и не отда­вали их, как будто бы спа­се­ние было для них без­на­дежно, и иное многое запо­ве­до­вали в учили»[3]

Рас­смот­рен­ные нами пра­вила и опре­де­ле­ния в наши дни спра­вед­ливо могут быть отне­сены к после­до­ва­те­лям учений Л.Н. Тол­стого, Пор­фи­рия Ива­нова и многих других т.н. «трез­вен­ни­ков», а не к трез­вен­ни­кам пра­во­слав­ным, воз­дер­жи­ва­ю­щимся от вина из сооб­ра­же­ний духов­ных, педа­го­ги­че­ских, соци­аль­ных, из опа­се­ния про­из­ве­сти соблазн для немощ­ных. Такое воз­дер­жа­ние похва­ляет и апо­стол Павел «Лучше не есть мяса, не пить вина и не [делать] ничего [такого], отчего брат твой пре­ты­ка­ется, или соблаз­ня­ется, или изне­мо­гает.» (Рим. 14:21)

В то же время у апо­стола Павла мы читаем «Впредь пей не [одну] воду, но упо­треб­ляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих неду­гов» (1Тим. 5:23).

Много раз слышал, как этими сло­вами свя­щен­ного писа­ния оправ­ды­ва­ются пьющие не только «немного» и не только «вина». Если посмот­реть бес­при­страст­ным к вину взгля­дом, из этой цитаты видно, что ап. Тимо­фей совсем не упо­треб­лял вино, в том числе и в празд­ники, что не вызы­вало заме­ча­ний со сто­роны апо­стола Павла. Пово­дом к реко­мен­да­ции стали болезни одо­лев­шие подвиж­ника, воз­можно вслед­ствие чрез­мерно стро­гих постов и подви­гов. Поэтому нам, прежде чем оправ­ды­ваться этими сло­вами, сле­до­вало бы упо­до­биться свя­тому Тимо­фею в трудах, посте и подви­гах. При­ме­не­ние вина для лече­ния болез­ней желудка в наше время вряд ли оправ­дано, во-первых потому, что меди­цина изоб­рела много гораздо более полез­ных и менее рис­ко­ван­ных лекарств, во-вторых, потому, что совре­мен­ные алко­голь­ные изде­лия очень отли­ча­ются по своему хими­че­скому составу и про­цент­ному содер­жа­нию спирта от тех, что пили древ­ние. То вино, кото­рое сове­то­вал апо­стол Павел было очень близ­ким по составу к нату­раль­ному вино­град­ному соку и упо­треб­ля­лось в раз­бав­лен­ном водой виде. Состо­я­ние хри­сти­ан­ского обще­ства тоже отли­ча­лось от сего­дняш­него, в нем не было столько людей, испы­ты­ва­ю­щих болез­нен­ную страсть к вину. Для людей, борю­щихся с этой стра­стью даже неболь­шое коли­че­ство вина будет невы­но­си­мым муче­нием, кото­рое, скорее всего при­ве­дет к новому витку алко­голь­ной зави­си­мо­сти.

Об этом крас­но­ре­чиво гово­рит случай из жизни чело­века, обрет­шего в пра­во­сла­вии избав­ле­ние от недуга пьян­ства («Испо­ведь рус­ского алко­го­лика», опуб­ли­ко­вана в газете «Пра­во­слав­ный Санкт-Петер­бург» за июль 2003 г.).

«При­е­хав домой, в Питер, с радост­ной мыслью, что алко­го­лизм побеж­ден и вина я не выпью больше ни грамма, я про­дол­жил свой путь в Пра­во­сла­вие. Впе­реди была ясная цель позна­ния правды Божией, но мой путь омра­чило про­ис­ше­ствие. Ко мне в гости пришли пра­во­слав­ные друзья, чтобы отме­тить окон­ча­ние поста и свет­лый празд­ник Пасхи, начало сплош­ной сед­мицы. Пришли они с вином.

Помо­ли­лись, освя­тили стол. На мой отказ от вина все гневно стали осуж­дать меня, говоря, чти зло не в вине, а в неуме­рен­ном его упо­треб­ле­нии. Я согла­сился с ними и выпил. После их ухода жела­ние выпить еще и еще меня уже не поки­дало, став, нако­нец, нестер­пи­мым. Ни страх Божий, ни мысли о недо­пу­сти­мо­сти пьянки не смогли удер­жать меня. И все пока­ти­лось по ста­рому руслу. Посто­янно убеж­дал себя, что вино бла­го­слов­лено Богом и зла в нем нет, а зло во мне, зло, кото­рое я должен побе­дить. Неуме­рен­ное жела­ние побе­дить себя при­во­дило к оче­ред­ным срывам, и в итоге – при­вело к полной потере здо­ро­вья и инва­лид­но­сти.»

По мило­сти Божией, этот чело­век смог вновь побе­дить страсть и вер­нуться к трез­во­сти. Но сколько людей поги­бает, так и не рас­ка­яв­шись и не услы­шав еван­гель­ской вести по при­чине соблазна, посе­ян­ного в их немощ­ных душах нашим «празд­нич­ным» и повсе­днев­ным вино­пи­тием.

Но ведь в цер­ков­ных кален­да­рях напи­сано, что вино в празд­ники раз­ре­шено, и святые писали, что не вино виновно, а пьян­ство? (свт. Иоанн Зла­то­уст)

Часто пре­ступ­ники, оправ­ды­ва­ясь, гово­рят: Я не вино­ват, пьяный был, обви­няя не себя, а выпивку. И это не при­ни­ма­ется, а наобо­рот отяг­чает при­го­вор.

Дей­стви­тельно, гнез­дится грех не в веще­стве (каким бы оно ни было), а в сердце чело­века: «Ибо из сердца чело­века исхо­дят злые помыслы, убий­ства, пре­лю­бо­де­я­ния, любо­де­я­ния, кражи, лже­сви­де­тель­ства, хуле­ния: это осквер­няет чело­века…» (Мф. 15:19,20). Так и в пьян­стве вино­вато не вино, а сам чело­век, сердце кото­рого напол­нено без­ве­рием, отсут­ствием страха Божия, нече­стием, невоз­дер­жа­нием, рас­пу­щен­но­стью, рас­слаб­ле­нием душев­ных сил. Хотя вино и не гре­ховно, но крайне опасно, чрез него легко можно впасть во многие грехи, осо­бенно в рас­пут­ство (Еф. 5:18). Вино дей­ствует как сред­ство, помо­га­ю­щее про­ник­нуть стра­стям в еще не заблуд­шую совсем душу. Трез­вому чело­веку совесть пре­пят­ствует в совер­ше­нии рас­пут­ных дей­ствий, а после вина совесть при­туп­ля­ется, откры­вая дорогу гре­хов­ным похо­тям и жела­ниям. Не зря Св. Писа­ние срав­ни­вает его со змеем и решает про­блему пьян­ства реко­мен­да­цией даже не смот­реть на вино, а не только не пить его «Не смотри на вино, как оно крас­неет, как оно искрится в чаше, как оно уха­жи­ва­ется ровно: впо­след­ствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид» (Притч. 23:32).

Читайте также:  Можно при изжоге пить водку

Но и среди святых было мно­же­ство людей, не счи­та­ю­щих зазор­ным изредка упо­тре­бить немного вина и раз­ре­шить это уче­ни­кам?

Верно, но были и те, кото­рые для себя и своих чад этого не допус­кали. В жизни и учении святых часто мы наблю­даем довольно раз­но­об­раз­ные под­ходы к одним и тем же про­бле­мам. В зави­си­мо­сти от обсто­я­тельств, вре­мени, инди­ви­ду­аль­ных качеств при­хо­дя­щих, на одни те же вопросы дава­лись раз­лич­ные ответы. Наша задача понять, какие же из свя­то­оте­че­ских настав­ле­ний больше под­хо­дят к нашему вре­мени и народу. В Вопросе вино­пи­тия нашим людям лучше обра­титься за настав­ле­нием и при­ме­ром не к древним визан­тий­цам, перед кото­рыми про­блема мас­со­вого алко­го­лизма и алко­голь­ной дегра­да­ции народа не стояла, а к рус­ским святым отно­си­тельно недав­него вре­мени, кото­рые заме­чали тре­вож­ные при­знаки в миру и мона­сты­рях и выска­зы­вали своем мнение по этому поводу. При­ве­дем несколько цитат их тво­ре­ний и житий:

«…Хорошо не пить вино, осо­бенно вам, юней­шие, потому что от него воз­го­ра­ются стра­сти. Мы и без того имеем в себе вол­не­ние свой­ствен­ных есте­ству нашему стра­стей, для чего нам вво­дить в себя ещё и винных воз­бу­ди­те­лей? Вку­сите и уви­дите, как благо воз­дер­жа­ние от вина. Воз­дер­жи­ва­ю­щийся от него увидит себя не носи­мым помыс­лом, не воз­го­ра­е­мым душевно, но всегда трез­вен­ству­ю­щим в любви к Богу и рев­ност­ным ко всему луч­шему и содей­ству­ю­щему спа­се­нию.

Воз­дер­жи­ва­ю­щийся от вина Духа Свя­того носит в себе. Пиющий воду обле­ка­ется в одежду уми­ле­ния…» (Прп. Феодор Студит)[4]

«И ныне пища про­дол­жает сильно дей­ство­вать на душу, что осо­бенно заметно при упо­треб­ле­нии вина … По этой при­чине все ухме­ля­ю­щие напитки, особ­ливо хлеб­ные, воз­бра­ня­ются подвиж­нику, как лиша­ю­щие ум трез­во­сти, и тем победы в мыс­лен­ной брани.

Побеж­дён­ный ум, особ­ливо сла­до­страст­ными помыс­лами, усла­див­шийся ими, лиша­ется духов­ной бла­го­дати; при­об­ре­тён­ное мно­гими и дол­го­вре­мен­ными тру­дами теря­ется в несколько часов , в несколько минут.

Монах отнюдь не должен упо­треб­лять вина, – сказал пре­по­доб­ный Пимен Вели­кий. Этому пра­вилу должен после­до­вать и всякий бла­го­че­сти­вый хри­сти­а­нин, жела­ю­щий сохра­нить своё дев­ство и цело­муд­рие. Святые отцы сле­до­вали этому пра­вилу, а если и упо­треб­ляли вино, то весьма редко и с вели­чай­шею уме­рен­но­стью… Самые рев­ност­ные подвиж­ники бла­го­че­стия для пития упо­треб­ляют одну воду, избе­гая не только раз­го­ря­ча­ю­щих и ухме­ля­ю­щих напит­ков, но и пита­тель­ных, каковы все хлеб­ные напитки». (Свт. Игна­тий Брян­ча­ни­нов)[5]

«Хуже ли Я тебя упо­е­ваю из Чаши Моей, что ты пьёшь водку? – Мало разве Я веселю тебя, что ты пьёшь ещё для весе­лья уве­се­ля­ю­щее питие?» – Гос­поди! Твое весе­лье, от Чаши Твоей полу­ча­е­мое, совер­шен­ное, несрав­нен­ное: оно и сердце весе­лит и тела не обре­ме­няет нимало; а вино весе­лит сердце (Пс. 103:15), но и оту­ма­ни­вает и оде­бе­ляет его и тяжесть про­из­во­дит потом в душе и теле. «Или Тайны Мои не укреп­ляют твоего тела? – Но ты сам испы­тал сто­кратно, что они кре­пость, исце­ле­ние и здра­вие не только души, но и тела. – Итак, оставь пить водку. Не оту­ма­ни­вай своего сердца, не про­го­няй бла­го­дать Мою от себя: она нежна, тонка, цело­муд­ренна и легко оскорб­ля­ется малей­шим плот­ским уго­дьем. – Я люблю желу­док пост­ный, пита­ю­щийся про­стым хлебом и водою»[6]

Отчего про­ис­хо­дит жажда к вину? Оттого, что хри­сти­ане не имеют в сердце спа­си­тель­ной Божией бла­го­дати; оттого, что не жаждут своего веч­ного спа­се­ния, а по обо­льще­нию врага и соб­ствен­ному невни­ма­нию пре­не­бре­гают им как чем-то мало­важ­ным. Жажда боже­ствен­ной бла­го­дати, жажда своего спа­се­ния про­гнала бы всякую жажду вина и вообще чув­ствен­ных удо­воль­ствий, как пред­став­ле­ние жажды вечных сла­до­стей на небе­сах отни­мало у святых охоту к земным сла­до­стям. (Св. прав. Иоанн Крон­штадт­ский)[6]

«Старец Ири­нарх, – гово­рили они, – сидит в затворе и постится, носит на себе многие и тяже­лые железа, не пьет хмель­ного и мало ест да и братии учит делать тоже: пре­бы­вать «в трудах» и поститься, хмель­ного и в уста не брать, говоря, что это есть самое боль­шое зло; сле­дует, гово­рит, мона­хам быть, как анге­лам ни о чем не скор­беть и плоти своей не щадить: «мно­гими скор­бями над­ле­жит нам войти в Цар­ствие Божие» (Деян. 14:22).[8]

Что вино­пи­тие пре­кра­щено, пре­красно… Это самое лучшее посо­бие к тому, чтобы тело было всегда бодро, трез­венно и свежо. Вели­кое есть сие дело! (Свт. Феофан Затвор­ник)[9]

Пре­по­доб­ный Сера­фим Саров­ский, по сви­де­тель­ству свя­щен­но­му­че­ника Сера­фима Чича­гова, «кушать не воз­бра­няя, бла­го­сло­вил всегда вволю, но вина – чтобы и запаха его у меня в оби­тели не было!»[10]

Этому при­меру сле­дуют многие оби­тели и в наше время.

Но в наше время тоже есть духов­ники, бла­го­слов­ля­ю­щие своих чад выпить за празд­нич­ным столом малень­кую рюмочку вина? Не про­ти­во­ре­чит ли это напи­сан­ному выше?

Не про­ти­во­ре­чит. Духо­нос­ные старцы знали точно, что полезно, а что нет их духов­ным чадам, поэтому иногда бла­го­слов­ляли, видя, что это не повре­дит. Мы же не знаем, как вино подей­ствует на нас и на сидя­щих с нами за столом. Сможем ли мы смот­реть в глаза чело­веку кото­рому нали­вали вино, если мы узнаем, что он потом стал алко­го­ли­ком, его жизнь раз­ру­ши­лась из-за пьян­ства? Можем ли мы сами счи­тать себя застра­хо­ван­ными от впа­де­ния в пагуб­ное при­стра­стие? Каждый алко­го­лик вна­чале своего паде­ния думал, что алко­го­ли­ком нико­гда не станет

Что же делать, если чело­век решил жить трезво, а свя­щен­ник бла­го­слов­ляет выпить вина?

Пре­по­доб­ный Иоанн Лествич­ник в 14 сту­пени Лествицы опи­сы­вает эту ситу­а­цию, объ­яс­няя как посту­пать в подоб­ных слу­чаях.

«Видал я пре­ста­ре­лых свя­щен­ни­ков, пору­ган­ных бесами, кото­рые юным, не нахо­див­шимся под их руко­вод­ством, бла­го­сло­ве­нием раз­ре­шали на вино и прочее на пир­ше­ствах. Если имеют доброе о Гос­поде сви­де­тель­ство, то можем с их поз­во­ле­ния немного раз­ре­шить; если же они нера­дивы, то нам не должно в этом случае обра­щать вни­ма­ния на их бла­го­сло­ве­ние; а осо­бенно когда мы еще боремся с огнем плот­ской похоти.»[11]

При­ме­ча­ния:

пол­но­стью это интер­вью опуб­ли­ко­вано в жур­нале «Живой Родник», январь 2008 года.

Источник