Люди находятся в спасательном плоту можно ли пить морскую воду
Содержание статьи
Водообеспечение для потерпевших бедствие на море, можно ли пить соленую морскую воду, сколько времени человек может обходиться без пресной воды.
Организм человека почти на 70 % состоит из жидких сред. Большая их часть (до 50 %) находится внутри клеток, а остальная – приходится на долю внеклеточной жидкости. Больше всего жидкости содержится в клетках серого вещества мозга, почек, сердечной мышцы. Поэтому водообеспечение для потерпевших бедствие на море находится на первом месте. Ведь пить соленую морскую воду нельзя.
Водообеспечение для потерпевших бедствие на море, можно ли пить соленую морскую воду, сколько времени человек может обходиться без пресной воды.
Вода участвует в многообразных и непрерывных процессах обмена веществ. Потеря воды организмом всего на несколько процентов приводит красстройству его жизнедеятельности, а обеднение более чем на 10 % вызывает серьезные расстройства в функциональной деятельности органов и систем, являясь причиной смерти человека.
средствах было и остается отсутствие пресной воды. Действительно, с голодом человек еще как-то может бороться. Даже без специальных снастей всегда есть надежда поймать несколько рыбешек или найти плавающиеводоросли. Однако пища только усиливает жажду.
Возможно ли водообеспечение за счет употребления потерпевшими соленой морской воды?
С незапамятных времен среди мореходов бытует мнение, что соленая вода вызывает помешательство и ускоряет гибель. Оно настолько прочно вошло в сознание людей, что многие из них умирали в безбрежных водных просторах, даже не пытаясь утолить жажду океанской влагой.
Один из первых, кто опроверг укоренившийся постулат о том, что питье морской воды – верный путь к самоубийству, был советский военно-морской врач П. Ересько. Он утверждал, что морская вода вполне пригодна для питья. Врач исходил из того, что в сутки человек потребляет 8–10 г соли. Поэтому, если терпящий бедствие на море будет выпивать около 1 литра соленой воды в день, он имеет шансы остаться в живых.
В пользу питья морской воды свидетельствует и случай, происшедший с лейтенантом ВВС США Д. Смитом. В июле 1943 года он был сбит японцами над Тихим океаном и оказался на одноместном резиновом плоту в районе Гуадалканала. Моряк продержался без пресной воды 20 дней и был подобран американским военным транспортом в удовлетворительном состоянии. В течение 5 дней он ежедневно выпивал по одной пинте (0,473 литра) морской воды. Для того чтобы не чувствовать ее неприятного вкуса, Смит смазывал слизистую рта жиром убитой им птицы.
Добровольный эксперимент, проведенный французским врачом А. Бомбаром на самом себе, тоже свидетельствует в пользу питья морской воды. В своей книге «Naufrage volontaire» («Добровольное кораблекрушение»), изданной в 1953 году в Париже, он утверждает, что питье соленой воды в малых количествах (500–600 мл за 10 приемов) в течение 5–6 дней может быть полезным для потерпевшего кораблекрушение.
Наконец, один из последних экспериментов по голоданию и питью морской воды в натурных условиях провел в 1982 году преподаватель кафедры физвоспитания Ленинградского Высшего инженерного училища им. Адмирала Макарова В. Сидоренко. Во время соревнований крейсерских яхт на кубок Балтийского моря он проголодал 21 день, потребляя до полулитра морской воды в день.
Несомненно, моральный фактор – могущественная сила, но существуют еще и объективные законы физиологии. Медицинский исследовательский совет Великобритании изучил результаты 448 кораблекрушений в Британском флоте за период с 1940–по 1944 годы и установил: питье морской воды во многих случаях явилось причиной смерти. Из 143 моряков, оставшихся без пресной воды, умерло 57 человек, то есть примерно 33 %. Из 684 человек с суточным рационом пресной воды 120 г умерло 165, то есть 24 %. Из 1314 моряков с суточным рационом до 2230 г погибло 96 человек – 7 %. Увеличение суточной нормы до 340 г снизило смертность до 1 %.
Эксперты пришли к заключению, что соленую морскую воду пить нельзя. На шлюпках, где моряки употребляли ее, смертность достигала 38,8 %, в то время как на спасательных средствах, где морской воды не пили, она составила всего 3,3 %.
Действие соленой морской воды на организм человека.
Где же истина? После появления в открытой печати рекомендаций А. Бомбара и Ж. Ори среди моряков стало распространяться убеждение, что вредность питья морской воды сильно преувеличена. В связи с этим в 1959 году Комитет ИМКО по безопасности мореплавания обратился к Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) с просьбой дать компетентное заключение по данному вопросу.
Видные специалисты по проблеме выживания в океане, приглашенные в Женеву биологи и физиологи Р. А. Макенс и Ф. Б. Баскервиль из Великобритании, швейцарец Ж. Фабр, француз Ш. Лабори и американец А. В. Вольф, наконец вынесли окончательный приговор: морская вода разрушительно действует на организм человека. Она вызывает глубокие расстройства многих органов и систем.
В самом деле, человеческий организм содержит обычно около 1 % минеральных солей. Концентрация их в теле регулируется работойпочек, а так как океанская вода имеет солей примерно 3–4 %, то вместо вымывания из организма вредных, отработанных веществ морская вода засоряет его еще и своими солями. Для того чтобы удалить последние, почки используют «водяное депо» организма, обезвоживая его.
Такой процесс очень опасен, и тяжелее всего на него реагирует головной мозг. У людей, не выдержавших жажды и начавших пить соленую морскую воду, наблюдаются расстройство психики,галлюцинации, бред. В конце концов, непосильная нагрузка на почки может полностью вывести их из строя, что приведет к смерти.
Можно или нельзя утолять жажду и пить соленую морскую воду?
Однако как же тогда объяснить случаи с П. Ересько, Д. Смитом, А. Бомбаром, и В. Сидоренко? Не опровергают ли они грозных выводов экспертов ВОЗ? Оказывается, нет! Известно, что в различных частях Мирового океана соленость воды неодинакова. В Атлантическом океане содержится приблизительно 3,5–3,58 промилле солей. В Тихом океане – несколько меньше – 3,46–3,51 промилле. Более «пресная» вода в Черном море – 0,7–0,85 промилле, а в Балтийском – всего 0,2–0,5 промилле. Отсюда даже непосвященному ясно – воду Черного и Балтийского морей можно пить (конечно, только вэкстремальных ситуациях) без особого вреда.
Кроме того, медицинские специалисты США вторично проанализировали происшествие с Д. Смитом и установили, что летчик остался жив отнюдь не благодаря морской воде. Оказалось, он перед боевым вылетом выпил много пресной воды, и содержание жидкости в организме у него было выше нормы. К тому же, на 5-й день после того, как он начал пить соленую морскую воду, над океаном прошел сильный дождь, и Д. Смит вдоволь напился пресной воды. Обследовавшие летчика врачи пришли к выводу, что если бы не выпала небесная влага, то дальнейшее употребление морской воды завершилось бы для лейтенанта трагическим исходом.
А. Бомбар, как следует из его книги «За бортом по своей воле», во время плавания также пил не только соленую морскую воду. Каждое утро он вытирал губкой поверхность своей резиновой лодки и получал таким образом пресный конденсат. Кроме него он утолял жажду кровью дельфинов, птиц и соком, выжатым из рыб. Начиная с 23-го дня путешествия, над его «Еретиком» ежедневно выпадали дожди.
Таким образом, было убедительно показано, что опыт Д. Смита, А. Бомбара, У. Уллиса и других при всех своих достоинствах не доказывает возможности длительного выживания на море за счет питья морской воды, а свидетельствует лишь о возможности собирать достаточное для питья количестводождевой воды. Соленую морскую воду с большим содержанием солей пить нельзя даже в исключительных случаях. Здесь уместно привести высказывание Х. Линдемана:
«С тех пор как существует человечество, всем известно, что пить соленую морскую воду нельзя. Но вот в Европе появилось сообщение об исследовании, утверждающем обратное, при условии, что организм еще не обезвожен. В газетном лесу оно расцвело пышным цветом и получило горячий отклик у дилетантов. Конечно, соленую морскую воду можно пить, можно и яд принимать в соответствующих дозах. Но рекомендовать пить соленую морскую воду потерпевшим кораблекрушение – по меньшей мере, преступление».
Водный рацион в условиях автономного плавания на коллективных спасательных средствах.
В условиях автономного плавания водный рацион можно считать определяющим фактором выживаемости людей, использующихколлективные спасательные средства. Самое продолжительное плавание без питьевой воды длилось 15 суток. Но это своеобразный рекорд, обычно люди погибают гораздо раньше. Поэтому для потерпевших первостепенное значение имеет рациональное нормирование водного пайка.
При разовом употреблении 1 литра воды значительная ее часть (от 16 до 58 %) выделяется через почки. Между тем, если столько же ее выпить порциями по 85 г, то суммарная потеря ее через почки составит всего от 5 до 11 %. Отсюда очевидно, что при ограниченных запасах воды необходимо суточную норму разделить на четыре–восемь порций. Пить воду в этих случаях рекомендуется небольшими глотками.
Однако как бы экономно ни расходовалась пресная вода, наступит момент, когда ее запасы иссякнут. Питье соленой морской воды на спасательных плотах и лодках, как уже отмечалось, категорически запрещено. Возникает вопрос, каким же образом утолить жажду?
Инструкции и памятки для терпящих бедствие на море, рекомендуют собирать в ночное время росу и пополнять запасы пресной воды небесной влагой, утверждая, что дожди в тропиках не редкость. Но возможно ли это осуществить практически? Обратимся к достоверным фактам, ни у кого не вызывающим сомнений.
А. Бомбар смог начать собирать дождевую воду лишь на 23-и сутки своего плавания. Американский путешественник У. Уллис только на 76-й день воспользовался небесной влагой. За 2,5 месяца пребывания французских путешественников Э. Де Бишопа и А. Брэена в Тихом океане на плоту «Таити-Нуи» не выпало ни одного приличного дождя. Эти свидетельства ясно дают понять, что дождь и роса – источники, на которые нельзя полагаться с уверенностью.
Каков же должен быть выход из положения? При плавании в низких широтах эксперты ВОЗ рекомендуют:
1. Не пить воду в первые сутки после аварии.
2. Пить в сутки не более 500 мл воды. Этого количества хватит на 5–6 дней плавания и не вызовет вредных последствий для организма.
3. Снизить ежедневную норму до 100 мл, если запасы воды подходят к концу.
4. Никогда, ни при каких обстоятельствах не пить соленую морскую воду.
В последние годы среди широких слоев населения распространилось лечение различных заболеваний мочой (уриной). Авторы метода убеждают в его абсолютной безопасности. Так ли это, покажет время. Однако считаем своим долгом предупредить: в условиях автономного плавания утолять жажду уриной – прямой путь к самоубийству! В данном случае она может быть полезной лишь при наружном применении как средство отожогов медуз и других умеренно ядовитых морских обитателей.
Для того чтобы сохранить внутренние резервы жидкости в организме, можно рекомендовать следующие мероприятия: сделать из подручного материала тканевую защиту от солнечных лучей, смачивать одежду забортной водой, по возможности свести до минимума физическую работу в жаркое время дня.
В комплект некоторых спасательных плотов входит солнечныйдистиллятор. В тропиках дневная производительность такого устройства достигает 1 литра. Согласно инструкции, с первых же часов пребывания на плоту необходимо начать использование этого прибора. Вместо питьевой воды может быть использован сок, выжатый изрыбы. Но получить его без специальных приспособлений чрезвычайно трудно. Надежнее, проще и удобнее при наличии свежей рыбы этот сок просто высосать.
При катастрофах в высоких широтах хорошим источником для получения питьевой воды может служить старый, менее соленый морской лед, который отличается от молодого соленого по цвету и консистенции. Старый лед имеет голубоватый цвет и легко раскалывается и крошится.
По материалам книги Энциклопедия выживания на море.
Потапов А.В.
Источник
Жизнеобеспечение в спасательных шлюпках и плотах после оставления судна
Каждый год в морях и океанах по разным причинам погибает 200—250 судов различных возрастов и типов. В настоящее время все члены экипажей судов проходят обучение на берегу по вопросам борьбы с пожаром, по оказанию первой медицинской помощи, по борьбе за живучесть судна, по спасательным средствам и способам личного выживания в экстремальных условиях.
Однако далеко не все относятся с должным вниманием к изучению и отработке действий по вышеперечисленным темам. В этом я убеждаюсь каждый раз, когда провожу заседание Государственной квалификационной комиссии по судомеханикам. А ведь знание своих действий в экстремальных ситуациях поможет вам сохранить свою жизнь.
Для моряка судно — это его дом в море, и свой дом надо уметь защищать от всех бед: пожара, затопления, потери остойчивости и пр. А если судно пассажирское, то экипаж отвечает и за безопасность пассажиров, которых он должен спасать в первую очередь.
К сожалению, бывают такие ситуации, когда все усилия экипажа по спасению судна положительных результатов не дают, и тогда капитан подает команду: «Экипажу оставить судно!». По этой команде экипаж должен действовать согласно судовому расписанию по тревогам, где расписаны действия каждого члена экипажа.
Высадка с судна, погрузка в спасательные средства, организация жизни на спасательных средствах имеют очень важное значение для выживания. Трудно представить более сложную и опасную для человека ситуацию, чем та, когда он оказывается вдруг в спасательном средстве во власти морской стихии.
Далеко не все люди, оказавшиеся в такой ситуации, способны к активным и целесообразным действиям. Только 12-25% сохраняют самообладание, быстро оценивают обстановку и действуют решительно и разумно. Именно на эту часть людей командиру спасательного средства необходимо возложить обязанности по оказанию помощи нуждающимся и осуществлению других необходимых действий.
Международной морской организацией разработаны рекомендации по выживанию при кораблекрушении. Ниже приведены основные из них на различных этапах оставления судна.
Высадка с судна
- Надеть побольше одежды (особенно в холодных широтах), головной убор, перчатки, поверх всего — водонепроницаемый или теплозащитный костюм.
- Правильно надеть спасательный жилет.
- Высадиться в спасательное средство по возможности сухим.
- Если будете вынуждены прыгать, то делать это желательно с высоты не более 5 метров, крепко держась за жилет.
- Попав в воду, плыть только к спасательному средству.
Если позволяют обстоятельства, надо погрузить в спасательные средства одеяла, дополнительную одежду, еду, питьевую воду, аварийное радио.
С собой можно взять документы, спички или зажигалку, личные лекарства, деньги. Все другие предметы и личные вещи брать с собой запрещено.
Первоочередные действия после посадки в спасательные средства в первые 24 часа
- Первым действием после посадки в спасательные средства, направленным на выживание спасающихся, является отход от борта судна. Оставаясь у борта судна, шлюпка может быть разбита волной о борт, камеры плавучести плота могут быть повреждены, спасательные средства могут быть втянуты в воронку, образующуюся в месте затопления судна. Рекомендуется отходить на минимально безопасное расстояние, ориентировочно равное длине корпуса судна. Когда все спасающиеся сели в спасательную шлюпку или плот, то отходят от судна на гарантированно безопасное расстояние в зависимости от ситуации и учета опасных факторов (например, взрыв топливных танков, опасного груза и т.п.).
- Следующее первоочередное действие — осмотреться в шлюпке (плоту), проверить отсутствие повреждений, утечек воздуха с камер плота, устранить их, убедиться в надежном закрытии сливных отверстий в шлюпке и пр.
- Оказать первую помощь пострадавшим. В этой страшной ситуации оставления гибнущего судна уже могут быть люди нервнопотрясенные, раненые, с переломами, кровотечениями, ожогами и т.д.
- Сдать опасные предметы командиру спасательного средства, а также сдать дополнительно взятые кем-либо воду, пищу, сигареты, спички и т.п.
- Отойдя от борта судна, поставить плавучий якорь.
- Спасательные средства связать между собой фалинями длиной более 10 метров.
- По возможности более равномерно распределить людей по спасательным средствам.
- Определить очередность несения круглосуточной вахты наблюдения за поверхностью воды, горизонтом, воздушным пространством, а также очередность дежурства внутри спасательного средства и охраны запасов воды и пищи.
- Принять таблетки от морской болезни.
- Проверить, чтобы все снаряжение было надежно закреплено во избежание потери в случае опрокидывания.
- В холодном климате делать упражнения; чтобы сберечь тепло, держаться вместе.
- Всем спасательным средствам держаться вместе и находиться у места гибели судна, если нет обоснованной надежды достичь берега или выйти на судовые пути. Необходимо беречь запасы топлива для шлюпочного двигателя.
Спустя первые 24 часа
- Часто проветривать плот и шлюпку.
- В жарком климате спускать днище плота днем и надувать ночью. Днем увлажнять одежду. Смачивать водой наружную оболочку тента.
- Держать ноги по возможности сухими. Регулярно поднимать ноги и двигать ими, сняв обувь.
- Вахтенные должны защищаться от обморожения или солнечных ожогов.
- Сохранять дымовые шашки и ракеты до момента, когда появится реальная возможность, что их заметят.
- Поручить их применение одному человеку. Не применять их все вместе в надежде обнаружить себя.
- Сохранять жидкость в организме, сокращая бесполезные движения. Для сокращения потовыделения увлажнять одежду днем.
- Строго рационировать воду: 500-600 мл в день на человека, поделенные на многочисленные малые дозы с самой большой дозой вечером.
- Никогда не пить морскую воду.
- Питаться только аварийным запасом пищи. Не есть морских рыб и птиц, если нет достаточного запаса питьевой воды.
В добавление к этому надо отметить, что без питья средний взрослый человек может оставаться в живых от 3 до 10 дней. При рационе 500—600 мл воды в сутки разумно действующий взрослый человек способен продержаться даже в тропиках не меньше 10 дней без серьезных изменений в организме. Без пищи можно прожить месяц и более.
В условиях выживания жизненной установкой каждого должно быть: «Жизнь продолжается до тех пор, пока не потеряна вера в спасение. Если мне суждено погибнуть, то пусть это случится как можно позже, а за это время должна и может прийти помощь».
Французский врач Ален Бомбар, пересекший в 1952 году Атлантический океан на надувной лодке за 65 суток без запасов воды и пищи, писал: «Жертвы легендарных кораблекрушений, погибшие преждевременно, я знаю: вас убило не море, вас убил не голод, вас убила не жажда! Раскачиваясь на волнах под жалобные крики чаек, вы умерли от страха».
Коллеги-механики, мне не довелось оставлять судно и выживать в спасательном средстве. Мне хочется, чтобы и вы избежали этого, но море есть море, и все может быть. Надеюсь, что, прочтя этот раздел, вы станете более защищенными и сможете сберечь себя, выжить в сложной и опасной ситуации, потому что только береженого Бог бережет.
Источник