Можно евреям пить вино
Содержание статьи
Отношение иудаизма к употреблению алкоголя
Отношение иудаизма к употреблению алкоголя
Евреи, как нация, были сформированы по религиозному принципу, и вся история быта евреев, воспитания детей в еврейских семьях, образа жизни и традиций напрямую связана с моментом дарования Торы на горе Синай. В Торе Всевышний через Моисея передал евреям десять Заповедей, которые стали основой современной мировой морали. В этой же книге Творец через Моисея дает необходимые комментарии и законы, напрямую связанные с реальной жизнью и бытом.
Многим известна история трех сыновей Ноаха (Ноя), описанная в Торе. Я не буду ее пересказывать, но сделаю лишь акцент на том, что Ноах, сделав вино, решил попробовать, хорошо ли оно, но не рассчитал своих возможностей в весьма преклонном возрасте и уснул. Двое сыновей –Хам и Иофет – посмеялись над спящим отцом, а Шем (Сим) наоборот позаботился о нем, укрыл его и оказал ему уважение. Как оценить поступки сыновей? Ведь первые двое повели себя совершенно естественно. Думаю, что многие относятся к пьяным людям отрицательно. Либо с презрением, либо со страхом, либо с насмешкой. И очень редко — с сочувствием или уважением, даже если это наши родители. Пример поведения Шема здесь рассматривается как образец отношения к родителям, в каком бы состоянии они ни были, а также и того, как нужно строить линию своего поведения по отношению к пьяному человеку. А вот поступок самого Ноаха отнюдь не вызывает симпатии. Есть, например, притча из Талмуда по этому поводу.
«Посадил Ноах первую виноградную лозу. А Сатана пришел и спрашивает:
— Что будет из этой посадки?
— Виноградник, — ответил Ноах.
— Не желаешь ли взять меня в компаньоны?
Ноах согласился. Что же сделал Сатана? Привел к винограднику овцу, льва, обезьяну и свинью и, заколов их, полил виноградник их кровью.
Человек, пьющий вино, обнаруживает поочередно природные свойства всех названных тварей. Вначале он кроток, как овечка, потом становится отважным, как лев. По мере опьянения кривляется, как обезьяна, и, наконец, валяется в грязи, подобно свинье».
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что не правильно резко осуждать людей, оказавшихся во власти вина, но нужно быть очень требовательным к себе, чтобы не уподобляться животным.
Евреям не запрещено пить алкогольные напитки. На самом деле, они употребляют вино в ряде религиозных церемоний. Однако иудаизм строго осуждает употребление алкоголя в больших количествах. “Не уподобляйтесь пьяницам или обжорам, набивающим животы мясом” (Притчи 23:20). Мидраш предостерегает: «Входит вино – уходит рассудок; входит вино – выходит секрет».
По еврейскому закону, для человека, занятого ответственным делом, недопустимо употребление даже небольшого количества алкоголя. Священник в Храме (р.2) или судья, выпившие даже один стакан вина, считались непригодными для священнослужения или вынесения судебных решений, пока не пройдет установленный промежуток времени.
Употребление вина и спиртных напитков в иудаизме строго регламентируется. Не в миллиграммах, разумеется, а в том, как мы себя ведем в том или ином случае по отношению к окружающим. Например, можно использовать в пищу спиртное в следующих случаях.
— при освящении Субботы и праздников;
— Можно немного спиртного выпить в Субботу, чтобы получить удовольствие, но не надо забывать о том, что окружающие тоже должны получить удовольствие от Субботы;
— в Песах (еврейская Пасха) предписывается выпить четыре бокала кошерного виноградного вина или сока. Употребление же водки и пива в этот праздник запрещено;
— в Рош-а-Шана (Новый год по еврейскому календарю) рекомендуется пить только сладкие напитки (совершенно не обязательно алкогольные), чтобы год был сладким.
И есть только два(!) праздника в году, когда можно выпить немного больше нормы. Это Пурим – праздник, на котором предписано пировать в честь избавления еврейского народа от полного физического уничтожения, и Симхат Тора (Радость дарования Торы). В Симхат Тора евреи должны радоваться, петь песни и танцевать со свитком Торы. Поэтому позволяется немного расслабиться.
Как видите, в иудаизме нет запрета на употребление алкоголя. Однако, процент людей, больных алкоголизмом среди евреев очень не велик. Это, скорее всего, объясняется тем, что евреи очень много внимания уделяют воспитанию детей. Учат их соблюдению законов, развивают в них человеческие качества. Особенно ценится в человеке скромность, уважительное отношение к окружающим, стремление делать добрые дела, изучать Тору, умеренность в своих желаниях. Читая высказывания мудрецов, мы нередко в одном и том же предложении прослеживаем диаметрально противоположные мысли. Это говорит о том, что никакая крайность не приведет ни к чему хорошему. Вот пример из книги Шулхан арух, стр. 79, гл. 29, п. 7, глава о том, какие качества следует в себе развивать:
«Может человек подумать: поскольку зависть, жадность, стремление к почету и подобные душевные качества дурны, поскольку выбрасывают человека из мира, я отдалюсь от них полностью… Настолько, что он не будет теперь есть мяса и пить вина, не женится и не станет жить в красивом доме и носить красивую одежду, а будет одеваться в мешковину и т. д. – также и это дурной путь и идти по нему запрещено. Идущий по этому пути называется грешником…. И про все это и подобное ему сказал царь Шломо (Соломон): «Не будь очень праведным и слишком мудрым: зачем тебе разрушаться». И еще сказал он: «Проложи путь ног твоих посередине, и все дороги твои пусть будут исправлены».
Председатель Региональной
еврейской национально-культурной
автономии Костромской области
Источник
Вино и иудаизм. Как еврейская религия относится к вину?
В иудаизме вино является важным напитком, с которым связан ряд заповедей и запретов. Важность вина также проявляется и в особом благословении, которое наши мудрецы постановили на него говорить. По отношению к различным заповедям или запретам виноградный сок иногда приравнивается к вину.
Относительно питья вина наши мудрецы сказали, что оно может привести человека как к духовному подъему, так и к падению.
Подробней об этом см. ниже.
Кидуш и авдала
Сказано в Торе (Шмот, 20:8): «Помни день субботний, чтобы освятить его». Этими словами Тора обязывает отделить субботу от будних дней. Мы обязаны отделить субботу от будних дней – как при ее наступлении, так и при ее выходе. При наступлении субботы мы это делаем посредством кидуша, а при выходе – посредством авдалы. Наши мудрецы постановили делать эти две заповеди на бокал вина.
Четыре бокала вина в Песах
В пасхальную ночь, по постановлению мудрецов, каждый еврей должен в пасхальную ночь выпить четыре бокала вина, символизирующие выход на свободу. Эта заповедь называется «арба косот» (четыре бокала). Подробней об этой заповеди читайте тут.
Обязанность напиться в Пурим
В Талмуде (Мегила, 7б) сказано, что в Пурим необходимо напиться до такого состояния, чтобы человек не мог различить между Барух Мордехай (Благословен Мордехай) и Арур Аман (Проклят Аман). Есть поским (см., к примеру, Рамбам, Законы Мегилы, 2:15), которые считают, что эту заповедь необходимо выполнить именно посредством вина. Подробнее об этой заповеди читайте тут.
Радость в праздник
Человек обязан радоваться в йом тов. Поэтому следует каждый день праздника (и холь а-моеда) выпивать немного вина. Однако тот, кому это тяжело, может выпить виноградный сок вместо вина.
Возлияние вина на жертвенник
Заповедь Торы, чтобы различные жертвоприношения сопровождало возлияние вина на жертвенник. Для выполнения этой заповеди вино лили в специальное отверстие, проделанное над основанием жертвенника. Подробнее об этой заповеди читайте тут.
Нееврейское вино
Стараясь избежать ассимиляции, мудрецы ввели запрет на употребление нееврейского вина, до которого дотронулся нееврей.
Месяц ав
С первого ава по десятое ава запрещено также пить вино по причине траура о Храме. Подробнее об этом запрете читайте тут.
Назир (назорей)
На протяжении всего периода назорейства, назиру запрещено пить вино.
Запрет входить на территорию Храма и служить
Если коэн выпил четверть лога вина, ему запрещено производить храмовую службу, а также входить на территорию храмового двора к западу от жертвенника.
Запрет выносить постановления в нетрезвом состоянии
Когда к мудрецу Торы обращаются с вопросами, ему запрещено выносить алахические постановления в нетрезвом состоянии. При этом разрешено выносить постановления, о которых Тора говорит открытым текстом.
Вино может привести человека как к духовному подъему, так и к падению. Так, с одной стороны, в книге Теилим (104:15) сказано: «Вино веселит сердце человека», а, как известно, радость – необходимое условие для служения Всевышнему. С другой стороны, в книге Мишлей (23:31) сказано: «Не смотри на вино, хоть оно красно, хоть придает цвет свой чаше… впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как змея». А пророк Ошеа (4:11) говорит: «Блуд и вино… пленят сердце». А наши мудрецы сказали (Йома, 76 б), что вино приносит рыдание в мир, и всякий, кто неосторожный с ним, делается бедняком».
Если человек употребляет умеренное количество вина в подходящее время, то вино приносит ему пользу и поднимает его духовно, если же человек пьет его в неумеренном количестве и в неподходящее время, вино приносит ему вред и приводит его к духовному падению.
Так, наши мудрецы (Йома, там же) учат из стихов Танаха, что «тот, кто удостаивается (пить вино как положено), становится главой, а если же нет – становится бедняком». А также «тот, кто удостаивается, его вино радует, а если нет – его вино опустошает».
Поскольку вино насыщает и веселит сердца людей, мудрецы назначили особое благословение для него. До питья вина на него благословляют: «…боре при агафен», а после его питья благословляют: «аль агефен веаль при агефен».
Источник
Еврейский взгляд на вопрос употребления алкоголя
Вино и другие алкогольные напитки – весьма интересная тема, если рассмотреть ее с точки зрения Торы.1
С одной стороны, мы используем вино для Кидуша и Авдалы в Шабаты и в праздники, и, кроме того, бокалом вина сопровождаются исполнение многих заповедей. Так благословения на бокал с вином произносят под хупой (свадебным балдахином), при обрезании, совершая пидьон а-бен (выкуп первенца), и, конечно, не будем забывать о четырех бокалах вина, которые мы пьем во время Пасхального седера.
В книге Невиим приводится притча о том, как деревья решили выбрать себе царя и обратились предложением занять это почетное место к нескольким достойным сородичам. Одним из кандидатов на царский престол стала виноградная лоза, которая характеризовала свой сок как то, что «веселит Бога и людей».2
Действительно, идея о том, что вино радует человека, упоминается также в Теилим,3 а что касается радости Бога, Всевышний заповедал Моше, что ежедневные жертвоприношения в Святом Храме должны сопровождаться возлиянием на жертвенник вина.4
Поскольку вино считается «королем напитков», мудрецы ввели специальное благословение, которое следует произносить исключительно на вино — это благословение Борэ при а-гафен (Благословен… сотворивший плод виноградной лозы).
Кроме того, давайте не будем забывать почитаемой вековой еврейский обычай произносить «лехаим», желая друг другу всяческих благ.5
Но с другой стороны, мудрецы рассказывают нам о разрушительной природе вина и интоксикации. Вот лишь несколько примеров:
Согласно одному из мнений, высказанному в Талмуде, Дерево Познания на самом деле было виноградной лозой. Таким образом, то, из-за чего Адам и Хава нарушили запрет Создателя, был плод виноградной лозы, а это, как мы знаем, причинило первым людям и их потомкам неисчислимые трудности и страдания и лишило человека статуса бессмертного создания.6
Праведный Ноах, чья приверженность Всевышнему заставила Бога пощадить человечество, после окончания Потопа посадил виноградник и изготовил из его урожая вино, в результате чего был опозорен из-за его чрезмерного потребления.7
Надав и Авиу, два святых сына первосвященника Аарона, выпив вина, вошли в Скинию – и погибли от огня, сошедшего на них с Небес.8
Помимо этого Тора упоминает святость назира, который возлагает на себя обет воздерживаться от вина.9
Так что же такое вино? Священный напиток с мощной силой, предназначенный для святых и особых случаев? Или же то, что разрушает и способно уничтожить могущественных людей, — то есть вещество, которого следует избегать любой ценой?
Похоже, что и то, и другое.
Как мы уже упоминали, согласно одному мнению, Дерево Познания было виноградной лозой — и Тора конкретизирует его название, говоря, что это «Дерево познания добра и зла».10 Оно имеет огромный потенциал при правильном использовании и в той же мере представляет опасность, если его использовать неправильно и злоупотреблять им. А как мы будем им пользоваться, уже целиком и полностью зависит от нас.
Способность вина приносить радость объясняется тем, что оно ослабляет нашу сдержанность, а также зажимы организма. И это «ослабление тела» позволяет просвечивать душе. Сделав «лехаим», вы чувствуете больше вдохновения, потому что тело меньше оказывает сопротивление. Совершенно очевидно, что это применимо только тогда, когда человек пьет в умеренных количествах и в особых, святых случаях, стараясь сделать их немного более праздничными и создать вдохновляющую атмосферу.
И напротив, пьянство, влекущее за собой избегание обязанностей, которые у нас есть перед самими собой, нашими семьями и окружающими, очень разрушительно. Человек, который находится в режиме «бегства от себя», опасен, потому что очень часто он также избегает многих правил, которым следовать разумно.
Поэтому с практической стороны нам запрещено молиться в состоянии опьянения. Священникам и другим людям, пока они в состоянии опьянения, не разрешалось служить в Святом Храме.11 И даже сегодня коэны не могут благословлять общину, если выпили хотя бы один бокал вина.12
В продолжение изучения этой темы рекомендую читателю ознакомиться со статьей «Может ли вино быть святым?».
Сноски
- Так как во времена Танаха основным алкогольным напитком являлось вино, почти во всех наших источниках упоминается именно этот вид алкоголя и именно на его примере мы учим, как следует относиться к спиртному.
- Шофтим, 9:13.
- Теилим, 104:15.
- Шмот, 29:40.
- Читайте об этом обычае в статье «Когда евреи говорят “лехаим”? Что это значит?».
- Согласно этому мнению, одна из причин, почему вино так часто используется при соблюдения различных заповедей — это попытка исправить первородный грех, совершенный из-за вина.
- Берешит, 9:20-27.
- Ваикра, 10:1-2. Вывод о том, что произошедшая трагедия вызвана употреблением Надавом и Авиу вина, наши мудрецы делают на основании того, что сразу после рассказа об их смерти Всевышний строго предупреждает не пить вина перед входом в Шатер Откровения, чтобы не умереть (там же, стих 9).
- Насо, 6:1-4.
- Берешит, 2:9.
- Ваикра, 10:9. См. примечание №5.
- Больше информации о законах иудаизма, связанных с вином, вы сможете найти в статье «Вино и иудаизм. Как еврейская религия относится к вину?».
Источник
Какие спиртные напитки кошерные?
Вы затронули очень актуальную и важную тему, которая должна быть освещена максимально полно. Ваш вопрос, конечно, актуален не только для вас, но и для каждого еврея. На вечный вопрос: «Пить или не пить?» еврейский ответ, конечно, пить. Вот только что, когда и сколько?
Хотя до Пурима и Пейсаха, праздников, в которые потребляется основное количество алкоголя в еврейской общине, ещё достаточно далеко, к этим двум праздником необходимо готовиться заранее и максимально ответственно.
Прежде всего, необходимо ответить на один важный вопрос. А допустимо ли в принципе употребление продуктов, в частности, алкоголя, произведенных без контроля их кошерности? Кто может точно знать, что происходило на том или ином заводе, если никто не контролировал кошерность производства?
За пределами Израиля и вне больших еврейских общин Америки и Европы этот вопрос особенно актуален — из-за почти полного отсутствия товаров, изготовленных при наблюдении за их кошерностью.
Отвечая на этот вопрос, руководствуемся правилом «идем за большинством». Когда нам известны ингредиенты и производственная технология, мы опираемся на это правило и разрешаем употребление продуктов и без непосредственного контроля за их изготовлением. Не стоит самостоятельно применять это правило к любым продуктам, но в отношении алкоголя оно работает.
Технологии производства коньяка и виски в большой мере сходны. Это сбраживание первичного сырья, поэтапная очистка с помощью перегонки, а затем длительная выдержка.
С точки зрения кашрута, принципиально различие в первоначальном сырье.
Один из самых строгих запретов для евреев — это запрет идолопоклонства. Это один из тех трёх запретов, наряду с запретом убийства и кровосмешения, о которых сказано: «Пойди на смерть, но не нарушь!». Запрещено не только само участие в практике культа, но и всё, что непосредственно с ним связано.
В древности вино было одним из необходимых элементов в обрядах идолопоклонства, поэтому запрет был распространен на все виноградные напитки, произведенные неевреями.
Запрет начинает действовать с того момента, как виноград попадает в давильню, и касается в равной степени вина, виноградного сока или любого другого напитка, в котором виноградный сок используется как один из ингредиентов.
Благословение на коньяк — Ше-а-коль («…по слову Которого существует все», а не «…Сотворивший плод виноградной лозы»), т.к. вкус коньяка не похож на вкус виноградного сока или вина. Но поскольку коньяк производится из продуктов перегонки виноградного сусла — все виды коньяка будут некошерны.
Исключением, конечно, являются те немногие виды коньяка, которые изготовлены евреями с соблюдением законов кашрута, о чем обязательно будет сообщено на этикетке.
Казалось бы, с виски проблем быть не должно. Сырьё, из которого производится виски, конечно, кошерно. Будь то ячмень, рожь или пшеница, если речь идёт о виски, или кукуруза, если речь идёт о бурбоне, в любом случае оно не вызывает вопросов. Более того, существуют строгие законы, регламентирующие запрет на добавление каких-либо красителей (кроме карамели) или пищевых добавок. Если эти законы не соблюдены, напиток не может называться виски.
Проблема возникает с многолетней выдержкой виски в дубовых бочках после перегонки. Традиционно лучшими бочками для выдержки шотландского виски считаются бочки из-под испанского вина: хереса, мадеры или портвейна. И, на первый взгляд, из-за вкуса нееврейского вина, впитавшегося в стенки винных бочек, виски должно быть нам запрещено.
Эта проблема не нова, и она разбирается в Шульхан Арухе (Своде еврейских законов). Если бочка была чистая, то вкус вина, которое впиталось в её стенки, не может сделать алкогольный напиток некошерным — т.к. винный вкус только вредит алкоголю.
При производстве виски перед началом процесса бочки тщательно моют, сушат, а иногда и обжигают изнутри. Причина, по которой виски выдерживают именно в винных бочках, не совсем ясна. Возможно вино, впитавшееся в стенки бочки, смягчает смоляной привкус дубовых бочек, или винные бочки дают возможность раскрыться вкусу самого виски. Но, несомненно, винный вкус в большинстве видов виски не ощущается.
Несмотря на всё сказанное, если мы точно знаем, что виски выдерживалось в винных бочках, оно нам запрещено. Причина запрета — опасение, что длительное хранение именно в винных бочках улучшает, так или иначе, вкус виски.
В действительности ситуация такова, что винных бочек мало, цена на них высока и производители используют лишь небольшой процент именно винных бочек для производства виски. На большинстве заводов количество винных бочек к количеству обычных — 6 к 94, и только на некоторых заводах соотношение достигает 20 к 80.
Откуда берутся «обычные» бочки? Дело в том, что для производства бурбона, виски на основе кукурузного сусла, да и любого другого виски, произведенного в США, допускается использование только новых бочек. Таким образом, существует неиссякаемый источник дешёвых качественных дубовых бочек, уже бывших в употреблении, которые необходимы для производства шотландского виски.
При производстве бурбона могла бы возникнуть проблема с добавлением вина. Это чисто американский способ ухода от налогов. На виски налог очень большой, а на вино — существенно меньше. В бурбон добавляется около одного процента «вина», и напиток облагается существенно меньшим акцизом. Но в действительности этой проблемы нет. В законе не оговорено что является вином, а что нет. Поэтому американские производители добавляют цитрусовое «вино», не портящее вкус виски. Оно изготовляется на основе апельсиновой цедры.
Итак, если на этикетке виски указано, что оно Double wood, Matured in two woods, Double maturation — т.е. для выдержки виски использовались винные и «обычные» бочки, то такое виски некошерно.
Другие возможные надписи на этикетке, указывающие, что виски употреблять не стоит: Special finish, French casks, European casks, Sherry casks, Madeira casks или Port casks — использовались винные бочки из-под различных видов вина.
Для удобства привожу наиболее полный известный мне список кошерных видов шотландского виски, составленный на основе списка Бейт-дина г. Чикаго.
С уважением, Рав Моше Гринберг
The following list contains several brands of Scotch that have been researched by the Chicago Rabbinical Council and found to be acceptable. Please make sure to take note of the vintage or special variety listed as not all types under a particular label are recommended. . Only those varieties of Scotch that were found to be recommended will be posted.
- ABERFELDY (DEWAR»S) 12 YEAR OLD, 15 YEAR OLD
- ARDBEG 10 YEAR OLD, 1990 — AIRIGH NAM BEIST
- ARRAN 10 YEAR OLD NON-CHILL FILTERED, BOURBON SINGLE CASK
- AUCHENTOSHAN — BOURBON CASK 16 YEAR OLD, 21 YEAR OLD
- BALLANTINES 12 YEAR OLD — blended
- BALVENIE 15 YEAR OLD SINGLE BARREL
- BEN RIACH 12 YEAR OLD, 10 YEAR OLD
- BENROMACH TRADITIONAL, ORGANIC, 7 YEAR OLD — 1999 BLACK BOTTLE 10 YEAR OLD, 5 YEAR OLD
- BOWMORE 18 YEAR OLD, 1989 CASK STRENGTH — 16 YEAR OLD
- BUNNAHABHAIN 12 YEAR OLD, 18 YEAR OLD
- CAOL ILA 12 YEAR OLD
- CHIVAS REGAL 12 YEAR OLD, 18 YEAR OLD, ROYAL SALUTE — 21 YEAR OLD
- CLYNELISH 14 YEAR OLD
- CRAGGANMORE 10 YEAR OLD, 12 YEAR OLD
- CUTTY SARK ORIGINAL SCOTS
- DALMORE 12 YEAR OLD
- DALWHINNIE 15 YEAR OLD
- DEWARS 12 YEAR OLD, SIGNATURE, WHITE LABEL
- DIMPLE PINCH — 15 YEAR OLD
- ELLENSTOWN 10 YEAR OLD
- FAMOUS GROUSE BLENDED SCOTCH
- GLEN MORAY 12 YEAR OLD, 15 YEAR OLD
- GLENCADAM 15 YEAR OLD
- GLENDULLAN CENTENARY
- GLENFARCLAS 10 YEAR OLD
- GLENFIDDICH SPECIAL RESERVE 12 YEAR OLD, CAORAN RESERVE — 12 YEAR OLD
- GLENFIDDICH 21 YEAR OLD — RUM CASK SCOTCH
- GLENLIVET 12 YEAR OLD, 18 YEAR OLD, NADURRA
- GLENMORANGIE 10 YEAR OLD,
- ISLE OF JURA 10 YEAR OLD, 16 YEAR OLD
- J & B RARE
- JOHN BARR RED, BLACK, BLUE — BLENDED
- JOHNNIE WALKER RED LABEL, BLACK LABEL, GOLD LABEL, BLUE — KING GEORGE V, SWING, BLUE LABEL, GREEN LABEL
- KING»S CREST 25 YEAR OLD
- LAGAVULIN 16 YEAR OLD
- LAPHROAIG 10 YEAR OLD, CASK STRENGTH 10 YEAR OLD, 15 YEAR OLD
- LISMORE SINGLE MALT — NO AGE DECLARATION
- LONGROW 10 YEAR OLD
- MILFORD NEW ZEALAND — 10 YEAR OLD
- OBAN 14 YEAR OLD
- OLD FETTERCAIRN STILLMAN»S DRAM 26 YEAR OLD
- PROVENANCE 20 YEAR OLD
- SCAPA 14 YEAR OLD
- SPEYBURN 10 YEAR OLD
- SPEYSIDE 12 YEAR OLD
- STRATHISLA 12 YEAR OLD
- TALISKER 10 YEAR OLD
- TOMINTOUL PEATY TANG — SPEYSIDE GLENLIVET, 16 YEAR OLD TULLIBARDINE 1993 DISTILLATION
Читайте: Бывают ли евреи-алкоголики?
Источник