Можно или нет пить православному

Пить или не пить? / Православие.Ru

Можно или нет пить православному

    

Современные православные христиане знают, что Церковь не
возражает против умеренного потребления вина. Есть масса
высказываний святых отцов Церкви Христовой о том что
виновато не вино, а неумеренное потребление оного.

Например: «Не вино худо, но неумеренность порочна;
вино есть дар Божий, а неумеренность — изобретение
диавола». (Святитель Иоанн Златоуст).

Но гораздо меньше замечают другие высказывания святых
отцов, когда они пишут, что лучше не пить, чем пить, пусть
даже и умеренно.

Пьёт человек или не пьёт, не это главное. У всех разное
отношение к потреблению спиртного:

— Пил, пью, и буду пить. Пусть хоть весь свет провалится,
лишь бы мне водки попить.
— Да ведь разрешается вино в Церкви! Пойду-ка, хряпну
водочки.
— Да я же бокал вина и всё. А остальные, кто не умеет,
пусть не пьют. Я тут не причём, «сижу, никого не
трогаю, примус починяю». (с) Спасибо тебе, Господи,
что я не такой, как этот пьяница. И вообще, Господи, разве
я сторож брату моему?
— Господи, помилуй! Немощный я, не могу без выпивки.

Кто придёт более оправданным?

Идёт в храме служба, подходит ко мне мужик, пьянющий, еле
на ногах стоит. Спрашивает, где Николай Угодник. Я
показал. Мужик подошёл к иконе, и встал. Такое ощущение,
что он даже икону не видит. Постоял, тяжело вздохнул, и
покачиваясь вышел из храма.

Думается мне, что больший грех не в том, что человек пьёт,
а в том, что считает себя правым. И аргументы в пользу
своей правоты находятся. Например, только ленивый не
вспомнит про брак в Кане Галилейской, где Господь
превратил воду в вино. Иисус Христос уступил просьбе
Матери и выручил хозяина дома, у которого недоставало
вина. Дабы не омрачился день веселия. Ничего не говорится
в Евангелии о том, что за столом были пьяные. Евреи
отличались умеренностью в питии. Это говорит и о качестве
вина и о людях, которые не привыкли напиваться до
положения риз.

Ещё можно сказать о чуде в Кане, как символе. В Ветхом
Завете вино было символом земной радости, — «вино
веселит сердце человека».(Пс. 103, 15). В Новом
Завете вино становится символом духовной радости. Иисус
Христос претворил вино в Свою Кровь. В таинстве венчания в
церкви молодожёны выпивают немного вина. Благословляется
единство мужа и жены. Во всём есть смысл.

Можно представить, что будет, если в наше время на свадьбе
не хватило бы вина. Получится примерно так, как в фильме
«Осенний марафон»: «Вчера, после грибов
пообедали — не хватило! В гастроном — не хватило! Опять
поехали — а там эти… дружинники».

Давайте скажем честно, хочется выпить — да пожалуйста,
никто ведь не запрещает. Так в чём дело? Но обставляется
это своё хотение так, как будто сам Христос повелел
выпить. В Писании и у святых отцов говорится только о
вине. Действительно, вино — дар Божий. А как быть с другим
алкоголем, например, водкой, самогонкой, или алкогольным
коктейлем Ягуар? Это тоже всё дар Божий? Говорим, что вино
и Иисус Христос пил, а подразумеваем, что умеренно пьющие
люди могут тоже потреблять алкоголь, не афишируя его
название. Лукавство, да и только.

Апостол Павел писал Тимофею: «Впредь пей не одну
воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и
частых твоих недугов».(1 Тим.5,23). А раз апостол
сказал, выполнять надо, сегодня мы все Тимофеи. И
выполняем. Правда, пьём не вино, а всё подряд, не немного,
а сколько захочется, а про желудок и не вспоминаем. Но
апостол Павел ещё много чего писал. О подвижничестве, об
ответственности: «Лучше не есть мяса, не пить вина и
не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или
соблазняется, или изнемогает».(Рим.14,21). Но
выбираем мы то, что нам нравится. Сильным в вере апостол
предлагает не есть мяса, и не пить вина. Дабы не
соблазнить своего немощного брата.

Блаженый Феофилакт Болгарский так толкует это место:
«Ты, говорит, принуждаешь брата есть то, чего он не
осмеливается есть, а я говорю, что ты должен
воздерживаться от всего, что соблазняет брата, не потому,
что это зло (ибо все чисто), но потому, что это
соблазняет. Словом претыкается показал, что он ослеплен;
ибо претыкаются слепые. А соблазняется он как
легкомысленный, изнемогает же как маловерный. Всем этим
привлекает сильнейшего к помощи брату, как совершенно
немощному».

Святитель Тихон Задонский пишет: «Пьяный человек
способен на всякое зло, идет на всякие соблазны. Тот же,
кто так его угостил, становится участником и всех его
беззаконий, поскольку трезвый таких соблазнов не принял
бы».

Многие из нас могут вспомнить в своей жизни случаи, когда
мы, выпивая спиртное, соблазнили другого человека. Утром
на работу не пришёл наш коллега, оттого, что после
вчерашнего совместного вечера не смог остановиться. Кто из
нас сможет честно сказать, что он ни при чём? Грех не в
том, что мы выпили вина, а в том, что мы соблазнили брата.
Сделав вред другому, мы автоматически сделали вред
себе.
Где находится та грань, которую мы перейдя, соблазнили
другого?

Апостол Павел говорил, что Церковь есть Тело Христово.
Хотим мы или не хотим, но мы распространяем на других
самого себя как в хорошем, так и в плохом смысле.

Конечно, можно соблазнить своего немощного брата не только
вином. Под эти слова «и не делать ничего
такого» можно подвести почти всё, из чего состоит
наша жизнь. Но есть две большие разницы, как говорят в
Одессе.

Выпив вина, человек находится в изменённом состоянии, в
котором ему легче соблазниться. Как пишет святитель
Василий Великий: «Вино само себя ведет к большему,
оно не удовлетворяет потребности, но делает неизбежною
потребность другого питья, воспламеняя упившихся и
непрестанно возбуждая к большей жажде. Но когда думают,
что у них желание пить неутолимо, тогда испытывают
противное тому, чего желали».

Никто из святых отцов не запрещает пить вино, но все
рекомендуют, что лучше не пить, чем пить. Но есть даже
прямой запрет, в конкретной ситуации конкретным людям.
Например: «Вина горячительного и прочего хмельного
питья, от которого пьянственная бывает страсть, запретить
пить. А если кто будет пить, хотя и пьян не будет, но
замечен будет, что пил, штрафовать». (Святитель
Тихон Задонский). Этот запрет не всем, а семинаристам, но
всё же запрет. Святитель Тихон ответственно подходил к
воспитанию семинаристов.

Читайте также:  Можно ли пить снотворное

Было время, когда мы встречались отпраздновать чей-нибудь
день Ангела. На столе алкогольных напитков вообще не было,
потому, что один из нас злоупотреблял спиртным. 20 человек
отказывались на время от алкоголя ради одного своего
товарища. Так нам сказал наш духовник. Здесь всё понятно.
Но часто бывают ситуации, когда мы не знаем об алкогольной
зависимости окружающих нас людей. Как поступать
православному человеку, а в особенности воцерковлённому, в
таких случаях? Каждый решает сам, в меру своего разумения,
в меру своего понимания ответственности перед другими. Мы
не виноваты, что выпили вина, но не виноваты ли мы, когда
наш личный пример потребления спиртного соблазнил другого?

Ещё об ответственности за тех, кого можно соблазнить или
уже кого соблазнили: «Видел я одного человека,
которому передал другому свою греховную привычку; потом
уже пришедши в чувство, начал каяться, и отстал от греха;
но так как наученный им не переставал грешить, то покаяние
его действительно не было». (Святитель Иоанн
Лествичник).

«Не упивайтеся. Но как положить меру, с которой
начинается упивание? Христианам скорее идет — совсем не
пейте, — разве только в крайностях, — в видах врачевания.
Конечно, не вино укоризненно, а пьянство; но огонь в кровь
влагается и малым количеством вина, и прибывшее от того
развеселение плотское развевает мысли и расшатывает
нравственную крепость. Какая же нужда ввергать себя в
такое опасное положение? Особенно когда сознается, что
всякую минуту времени надобно искупать, а этим поступком
не минуты, а дни отдаются даром врагам, и добро бы даром,
а то еще с приплатою? — Так, строго судя, винопитие совсем
должно быть изгнано из употребления из среды
христиан». (Феофан Затворник. Толкование на посл.
Ефесянам, 5,18).

Если строго судя, то винопитие должно быть изгнано. А если
не строго, то можно и разрешить выпить, учитывая слабость
человеческую? Но тогда придётся признать свою немощь,
нежелание или неспособность хоть к какому-то ограничению.
Если этого не можем, то достаточно не раздражаться
проявлением трезвости у окружающих, не показывать по
возможности своё винопитие другим. Одно это уже будет
подвигом. Если и этого не можем, то хотя бы вслух не
показывать своего раздражения, не называть трезво живущих
людей трезвоголиками и бывшими алкашами. Ведь, если
культурно пьющего раздражает даже упоминание о трезвом
образе жизни, то это значит, что он сам уже зависим или от
вина, или от мнения выпивающих людей. Если и этого не
можем, то хотя бы потом, наедине с собой, задуматься о
словах Феофана Затворника.

«Подкрепляйте себе наперед душевными питаниями,
совершая трезвенно и бодренно уставные службы и священные
молитвы, а потом, по причине трудности работ, и телесными,
— хлебом, вареными овощами и вином в мере положенной. Это
для не крепко здоровых. У кого же есть желание
воздерживаться, — благодарение Господу! — пусть
воздерживается. Но ни пиющий да не смущается, будто
падающий; ни не пиющий да не надмевается, будто великое
что делающий: ибо брашно нас не поставит пред Богом
(1Кор8,8), особенно если при этом тщеславимся. Что юным
пригодно не винопитие. Кто станет противоречить? Но и для
всех полезно не пить вина, особенно для крепких телом. Я
впрочем намеренно некиим попускаю пить вино, по уставу,
для смирения помысла их, — не на всегда, а на
время». (Преподобный Феодор Студит).

Мне было 16 лет, когда мой дальний родственник, сильно
пьющий, вдруг бросил пить совсем. И он с таким презрением
и осуждением говорил о напившихся, которых мы тогда
увидели, что я это очень запомнил. Позже он всё-таки
сорвался, так и спился совсем и умер.
Человеку, ведущему трезвый образ жизни, но далёкому от
Церкви, очень тяжело удержаться от осуждения пьющих людей.
«Кто судит и осуждает, тот то же самое после
натворит». (Преподобный Амвросий Оптинский).

Преподобный Феодор Студит в 91-ом слове пишет даже такое:
«Воздерживающийся от вина Духа Святого носит в себе.
Пиющий воду облекается в одежду умиления».

Совсем не значит, что православные христиане, не пьющие
вина, носят в себе Святого Духа. Но при прочих равных
условиях у них всё же больше шансов добиться такого
устроения, что Дух Святый будет с ними. Ибо невозможно
«одновременно и наполняться духом и вином».
Святитель Игнатий Брянчанинов приводит слова преподобного
Исаии, египетского отшельника, что «любящие вино
никогда не сподобятся духовных дарований: эти дарования,
чтоб пребыть в человеке, требуют постоянной чистоты,
возможной только при постоянной трезвенности».

Эта статья обращена к тем, кто хочет быть честным перед
самим собой. А кому, как не православному христианину
стремиться к этому? Если он честен перед самим собой, то и
перед Богом не будет лукавить.

Источник

Протоиерей Георгий Балакин. Обязательно ли православному выпивать?

Странный вопрос скажете вы. Человек вправе сам решать: пить или не пить.

Однако если посетить свадьбу или день рождения, корпоративную вечеринку или праздничный банкет, то легко можно убедиться в том, что свободы в данном вопросе просто не существует. Оказывается, что пусть не всегда, пусть не по всякому поводу, но пьют спиртное практически все. Пусть помаленьку, но пьют. Пьют мужчины и женщины, бизнесмены и безработные, интеллигенты и «работяги». Пьют РУССКИЕ.

Про наш регион — Горный Алтай говорят, что это место, где встречаются три религии, три культуры. И действительно у нас проживают русские (православные), алтайцы (большинство — православные, но есть среди них буддисты и язычники) и казахи (мусульмане). В 2006 году праздновалось 250-летие вхождения Горного Алтая в состав России, так вот одно из праздничных мероприятий начиналось тем, что гостей встречали и угощали девушки в национальных костюмах. Девушка в алтайской одежде с милой улыбкой предлагала молоко, одетая по-казахски — кумыс. Румяная русская красавица в сарафане и кокошнике, с косой до пояса потчевала водкой. А мне стало до боли обидно! Ну почему!? Почему так живуч этот миф, что на Руси всегда пили!? И почему так упорно утверждается, что народ, построивший величайшее государство, создавший богатейшую культуру, победивший сильнейших и свирепейших врагов — это ПЬЯНЫЙ народ?!

Когда я стал задавать этот вопрос разным людям, то многие из них просто искренне недоумевали: Как так, — говорили — ведь еще князь Владимир, выбирая веру, сказал, что «веселие Руси есть питие», и именно то, что Церковь не запрещает вино, и сыграло значительную роль в том, что мы теперь православные…

Действительно, Церковь вино не запрещает. И сегодня не редкость, когда русские девушки выходят замуж за мусульман, только потому, что в Коране есть запрет на спиртное…

Читайте также:  Как часто можно пить аспирин

Но ведь Церковь не поощряет пьянство. Более того: «пьяницы… Царства Божия не наследуют.» (1 Кор.6; 10). Так пить или не пить православным?!

Сторонники «пития» обычно свою концепцию, как щитом, закрывают 51 Правилом от Святых Апостолов: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяс и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что вся добра зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом хуля клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен из священного чина, и отвержен от церкви. Такожде и мирянин».

При этом получается какое-то однобокое прочтение. Делается вывод, что епископ, или пресвитер, или диакон, также и мирянин не пьют вино — то подлежат анафеме. Простите, а как же епископы, которые не употребляют мяса и тем более удалились от брака??? Ведь у нас весь епископат — монашествующие. Давайте будем последовательны: если ради подвига воздержания можно не есть мяса и не создавать семью, то и воздержание от алкогольных напитков давайте не будем огульно называть гнушением. Замечательный пример дает нам Апостол Павел: «Пища не приближает нас к Богу: ибо едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. Берегитесь, однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных» (1 Кор. 8; 8 — 9). В наше время пищей мало кто соблазняется, а вот питием…

И еще. Брак был благословлен Богом в раю, до грехопадения. Мясная пища благословляется после Великого Потопа… А вот вина, согласно Библии, Господь не создавал. Он подарил человеку виноградную лозу. А первый опыт общения с вином принес горе человеку — вспомните опьяневшего Ноя в шатре и последовавшее за этим разделение в семье (Быт. 9).

И вообще — позвольте разгневаться!!! До каких пор мы будем считать все спиртные «напитки» (прости меня Господи, да и напитки ли они!) тем вином, о котором говорится в Священном Писании и Правилах Апостольских?! На языке Библии вино — не водка и не коньяк. В античном мире, как известно, водки вообще не было, а про неразбавленное вино достаточно красноречиво говорит одна из эпитафий: «Он жил как раб — пил неразбавленное вино». В вине ценился вкус, букет, цвет, сладость, терпкость, но не крепость. Если где в Священном Писании и говорится об опьяняющих свойствах вина, то всегда в негативном смысле. Крепость и в Библейской и в античной традиции рассматривалась скорее, как помеха. Крепким считалось вино, имеющее не более 10% алкоголя. И пили его, добавляя в него до 2/3 теплую воду. Т.е. в напитке оставалось не более 3 — 4% спирта. Сегодня — крепость главная ценность спиртных «напитков». Пиво пьют литрами, «вино» — бокалами, водку — стопками. Если задаться вопросом — почему-то ответ найти не трудно. В литре слабого пива, в стакане креплёного вина этилового спирта содержится примерно столько же, как в рюмке водки! Человек пьет спиртное ради спирта, но не ради «букета» или пивных дрожжей. А этиловый спирт, — «наркотик, подрывающий здоровье населения», это выписка из решения Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) 1975 г. Так неужели 51 Апостольское правило обязывает христиан пить отраву? Наверное, нет. Наверное, то вино, что делает виноградарь, и то пойло что заполняют прилавки магазинов — разные вещи. Почти диаметрально противоположные. Как, например, православный священник и буддийский лама или шаман — для безбожников там и там служитель культа, так и человеку алкоголизированному и водка — «вино», и медицинский спирт — «вино», и смесь воды, спирта, красителя и ароматизатора — «вино», и «Антилед» — «вино»! И все ему 51 правило не только разрешает, но и даже предписывает пить!..

А вот православный христианин вполне даже имеет право гнушаться таким вином. Во-первых, потому что ни водки, ни пива, ни коньяка, ни «трояра», ни «Антиледа» Творец Вселенной не создавал, и если в природе существуют спирты, то явно не в пищу и питие. А во-вторых, давно пора признать, что все мы — русские люди сегодня смертельно больны алкоголизмом. Если я, например, могу пить или не пить совершенно одинаково, то для четверых из пяти моих соседей одна-единственная рюмка является тем омутом, попав в который им не выбраться. И сегодня мы все вместе просто обязаны совершать подвиг воздержания, к чему, кстати, и призывает 51 Апостольское Правило.

А что касается знаменитого афоризма св. кн. Владимира, — то ведь это он говорил еще будучи не христианином. Он еще искал веру и рассуждал, как язычник, который не знает иных радостей, кроме земных сладостей… А вот когда он, прозревши духовно и телесно, вышел из Св. Купели, то и радость ТРЕЗВЕНИЯ открылась ему. Потому и на пирах Св. Князь угощал не столько питием опьяняющим, сколько питием отрезвляющим — чтением Священного Писания и душеспасительной литературы…

…Когда в церковной среде поднимается вопрос о трезвости, то сторонники культурного пития обычно отбиваются таким аргументом, мол Сам Господь Иисус Христос первое чудо совершил на браке в Кане Галилейской, претворив воду в вино, и устанавливая Таинство Евхаристии опять-таки вместе с хлебом избрал вино…

Что касается Первого чуда — то здесь мне возразить особо нечего, кроме того, что как-то встретилось такое утверждение, что «доброе вино» на языке Библии это свежий виноградный сок… Я принимаю это утверждение на веру, и ничего доказывать или опровергать не стану. Просто как-то трудно поверить в то, чтобы Христос, пришедший восстановить в человеке Образ Божий начал Свое служение с того, что содействовал бы окончательной потере образа человеческого в пирующих…

А вот что касается Евхаристии. Здесь просто необходимо проговорить два момента.

Первое. Довольно часто можно слышать, что в Церкви причащают вином. Более грязную хулу трудно придумать… Вином «причащают» в кабаке, а в Церкви мы Причащаемся Плоти и Крови Христовых…

Второе. Как известно, у нас в Сибири виноделие не практикуется. Брагу — варят, самогон — гонят, к сожалению! А вино, настоящее, красное, виноградное — никто не делает. В 2000 году я пробовал получить вино из купленного винограда, но служить на нем не дерзнул. А то, что у нас продается под названием «Кагор» — в 98% случаев подделка. Синтетический компот на техническом спирте. И некоторые батюшки, за неимением лучшего вынуждены брать это на проскомидию. Я знаю, что Поместный Собор 1917-18 годов рассматривал возможность служения по необходимости на заменителях, в частности на вишневой настойке, знаю, что многие подвижники в сталинских лагерях литургисали на клюквенном соке. А как быть нам, деревенским священникам, если марочный кагор не по карману, а то, что доступно — и рядом с виноградом не стояло? Не является ли кощунством принесение в Алтарь «вина» только по надписи на этикетке?

Читайте также:  Можно ли пить коровье молоко когда кормишь грудью

Наверное, настало время обсудить и решить этот вопрос самым серьезнейшим образом. Тем более, что за полтора десятка лет служения священником мне встретилось немало собратий по службе, имеющих алкогольную зависимость. А традиция «запивать» после потребления Даров, увы, не поспособствовала освобождению от оной. А вот если бы вино, приносимое в Алтарь, имело не более 7-9% спирта, или вообще его не имело, то эта проблема растаяла бы как дым…

И последнее. Сколько я себя помню — особо положительного отношения к спиртному у меня никогда не было. Однако были в моей жизни и периоды сознательной трезвости, но чаще я, как и многие, не выдерживал давления порочной традиции. Слава Богу, алкоголиком, в физиологическом значении данного слова я не стал, но вот как праздновать без вина, как принимать гостей, как, в конце концов, просто расслабляться — вот тут я стоял на твердых позициях культуропитейства. Пока мне не попалась книга выдающегося борца за трезвость, талантливейшего врача, замечательнейшего человека Ф.Г.Углова «Самоубийцы». Вот выписка из этой книги:

«Нет такого заболевания, течение, которого не ухудшилось бы от употребления алкоголя. Нет такого органа у человека, который бы не страдал от приёма спиртных напитков. Однако больше всех и тяжелее всех страдает мозг.

Если концентрацию алкоголя в крови принять за единицу, то в печени она будет 1,45, в спинно-мозговой жидкости — 1,50, и в головном мозге — 1,75.

При вскрытии наибольшие изменения имеют место в мозгу. Твердая мозговая оболочка напряжена, мягкие оболочки отёчны, полнокровны. Головной мозг резко отёчен, сосуды расширены, множество мелких кист диаметром 1-2 мм. Эти мелкие кисты образовались в местах кровоизлияний и некроза (омертвления) участков вещества мозга.

Но не в этом самое большое зло алкоголя. У лиц, употребляющих спиртные напитки, выявляется раннее склеивание эритроцитов, красных кровяных шариков. Чем выше концентрация спирта, тем более выражен процесс склеивания. В мозгу, где склеивание сильнее, так как концентрация спирта выше, оно приводит к тяжёлым последствиям: в мельчайших капиллярах, которые проводят кровь к отдельным мозговым клеткам, диаметр их приближается к диаметру эритроцита. И если произойдёт их склеивание, они закроют просвет капилляра. Снабжение мозговой клетки кислородом прекратится. Такое кислородное голодание, если оно продолжается 5-10 минут, приводит к омертвлению, то есть к необратимой утрате мозговой клетки. И чем выше концентрация спирта в крови, тем сильнее процесс склеивания и тем больше мозговых клеток гибнет.

Вскрытия «умеренно» пьющих показали, что в их мозгу обнаруживаются целые «кладбища» из погибших корковых клеток.

Изменения структуры головного мозга возникают уже после нескольких лет употребления спиртного. У всех обследуемых установлено уменьшение объема мозга, или, как говорят, «сморщенный мозг». Причём, изменения выражены больше всего в тех отделах коры головного мозга, где происходит мыслительная деятельность, осуществляется функция памяти и т.п.»

Вот это меня поразило больше всего. Я не позволял себе напиваться. Никогда не «опохмелялся», но даже самое скромное «возлияние» довольно ощутимо стало отражаться на способностях памяти. Комментарии, как говорится, стали излишними…

Хорошо, — сказал я себе. Я пить не буду и это мне нетрудно. На приходе также не сложно провозгласить «сухой закон». А не потеряем ли мы чего-то?

Между тем приближался Престольный праздник 2006 года.

Наш Престольный всегда в понедельник — День Святаго Духа. И всегда это был рабочий день. А в 2006 году наш Праздник совпал с Днем Независимости России, и мы ждали небывалое стечение народа. После Литургии и Крестного хода всем, прямо в церковной ограде было предложено небольшое угощение для подкрепления телесных сил богомольцев, затем состоялся концерт Воскресной школы, различных творческих коллективов и личностей. А затем священники, участвовавшие в службе, пошли в гости к настоятелю. И вот здесь мы провели эксперимент. Спиртного покупать не стали, а на стол поставили виноградный сок, разлитый в фужеры. Когда все помолились и расселись за столом — я сказал тост. Поздравил всех с праздником, поблагодарил за предпринятый труд, и предложил выпить того вина, что в древности ценилось гораздо выше, чем вина в современном понимании. Некоторые батюшки не сразу поняли, о чем идет речь, но в итоге — никто не обиделся. За столом мы посидели нисколько не только не хуже, чем со спиртным, а много лучше. Не было чувств тяжести в желудке, тупости в голове, а ощущение праздника осталось до позднего вечера.

Следует добавить, что Престольные праздники 2007 и 2008 годов, несмотря на отсутствие спиртного, собрали еще больше народа и прошли с еще бОльшей радостью. Как и многие другие события нашей приходской жизни…

Например, в этом году после Престольного мы всем приходом, с детьми, выехали на берег реки. Сварили уху, пожарили шашлык, поиграли в футбол и волейбол, попели песни, да просто повеселились. И без капли спиртного. И даже никто не вспомнил, что чего-то не хватает, а отдохнули великолепно…

…Не вино, и не спирт виноваты в том, что наш величайший, талантливейший, трудолюбивейший и могущественнейший народ тонет в пьяном омуте, теряя, может быть и безвозвратно те дарования, которые в прошлом возвеличили его. Виноват сам народ, а это значит — я, мой брат, мой сосед, виноваты в том, что разучились без дурмана радоваться, переносить скорби и просто общаться. И сегодня спиртное нам всем смертельно противопоказано. Если мой организм еще может расщеплять Це-два-Аш-пять-О-Аш, то где гарантия, что организм моего сынишки или внука будет справляться с этой задачей?

Обидно и больно, когда люди православные, иногда — священники начинают убедительно вещать, что пить можно и нужно, только в меру, умеючи, культурно…

На самом деле культура и пьянство понятия не совместимые, и нам, людям церковным, нужно хранить трезвомыслие. И не пьянство реабилитировать, а содействовать реальному отрезвлению смертельно больного народа.

Начиная с себя.

Благочинный благочиннического округа Республика Алтай, Барнаульско-Алтайской епархии, настоятель Духосошественской церкви с. Майма священник Георгий БАЛАКИН

Источник