Можно ли евреям пить в субботу
Содержание статьи
Что запрещено делать в субботу?
Достижения техники, появление новых машин и орудий, не существовавших во времена дарования Торы и составления Талмуда, никоим образом не могут отменить законов субботы
По законам Торы
Тора постоянно предостерегает нас от выполнения какой бы то ни было работы в субботу. Об этом говорят не только заповеди-запреты: «Не делай никакой работы ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя…» (Шмот, 20:10, Дварим 5:14), но и заповеди-повеления: «Шесть дней работай, а в день седьмой отдыхай…» (Шмот, 23:12).
Слово млаха, которое употребляет Тора, не вполне идентично понятию «работа». Под работой обычно подразумевается либо профессиональная деятельность по роду занятий, либо значительные физические усилия. Млаха же означает лишь те занятия, которые запрещены в субботу: Это совершенно особая категория. Если бы Тора запрещала «вообще работу», то субботний досуг выглядел бы совершенно разным для разных людей. Ведь то, что один считает работой, для другого является отдыхом; то, что одному нравится, другому неприятно; что для одного легко, для другого тяжело. Следуя такому толкованию, пришлось бы запретить раввину обучать евреев в субботу Торе, а грузчику — передвигать мебель в собственном доме. На самом деле ни то ни другое не считается млахой. И наконец, при таком толковании субботний отдых потерял бы всякое духовное значение.
В Мишне (Шабат, 7:2) перечисляется тридцать девять категорий занятий, которые считаются млахой. Все они, как и другие работы, основанные на тех же принципах или преследующие те же цели, запрещены в субботу по законам Торы. Перечислим те из них, которые наиболее актуальны в наше время:
• варка и выпечка, замешивание теста;
• молотьба, помол, просеивание;
• стирка (вручную или машиной);
• вязание, вышивание;
• шитье, склеивание;
• строительство, починка;
• рисование, черчение, писание, стирание написанного;
• стрижка, бритье, маникюр;
• зажигание и тушение огня любыми способами;
• раскрой ткани;
• ловля рыбы, установка ловушек и капканов;
• уход за садом или газоном, сбор плодов, полив растений (даже комнатных);
• перенос предметов из частных владений в общественные и наоборот.
Необходимо отметить, что достижения техники, появление новых машин и орудий, не существовавших во времена дарования Торы и составления Талмуда, никоим образом не могут отменить законов субботы, как это кажется некоторым несведущим людям. Тора дана на все времена. Еврейский Закон всегда позволял применять его в непрерывно меняющихся условиях. Новые виды деятельности и технические новшества оцениваются на основе принципов и концепций Письменного и Устного учения. Не будь этого, иудаизм давным-давно сошел бы с исторической сцены. Разумеется, вынесение галахических решений в эпоху электричества и атомной энергетики требует глубоких знаний. Авторитет раввинов в подобных вопросах базируется на сказанном в Торе: «И приди… к судье, который будет в те дни… И будешь поступать по слову его… И точно будешь исполнять все, что он скажет тебе…» (Дварим, 17:9-11).
По решению мудрецов
Нарушение субботы — тяжкий грех. «…Кто осквернит ее, тот да будет предан смерти…» — так говорит Тора (Шмот, 31:14).
Поэтому мудрецы Талмуда искали средства защиты законов Торы даже от случайного, непреднамеренного или необдуманного нарушения. Они разработали правила, называемые гзерот (или швут, когда они относятся к законам субботы) , столь же обязательные для нас, как и законы самой Торы, хотя нарушение первых рассматривается, разумеется, как менее серьезное. Гзерот запрещают такие виды деятельности, которые напоминают млаху и могут быть легко спутаны с ней, что, в конце концов, приведет к греху.
К числу наиболее распространенных занятий, запрещенных мудрецами Талмуда и более поздних времен, относятся:
• купля и продажа;
• езда на животных;
• плаванье на лодке;
• игра на музыкальных инструментах;
• включение, выключение и регулирование электроаппаратуры, радио, телефона, телевизора и пр. (некоторые считают этот вид деятельности млахой) ( Реле времени, установленные до наступления субботы, разрешается оставлять включенными для автоматического включения и выключения света.)
• манипуляции любыми предметами, использование которых запрещено в субботу (инструментами, деньгами, карандашами, электроприборами, спичками, свечами, бумажником). Все они называются мукцэ, то есть «отделенные», «исключенные» из субботнего обращения;
• свадебные церемонии;
• прогулки, даже пешеходные, за пределы определенного расстояния (примерно чуть больше километра за черту города или от того места, где человек проводит субботу, —этот запрет призван оберегать «дух субботы», не дать нам нарушить наш субботний отдых). Следует также избегать занятий, которые хотя и не являются млахой и не напоминают ее, но, по мнению мудрецов, относятся к будничным делам и отвлекают от святости субботнего дня. Например:
• перемещение тяжестей в доме (мебели и пр.);
• приготовление к деловой неделе (чтение и разбор бумаг и т.д.).
СУББОТНЯЯ ПЛИТА
Запрет варить не означает, что в субботу нужно есть только холодное. Напротив, праздник будет омрачен отсутствием горячей пищи.
Наиболее распространенный способ сохранить еду горячей состоит в следующем. До наступления субботы лист жести или алюминия кладут на зажженные и установленные на среднюю температуру горелки. Приготовленные заранее кастрюли с субботним обедом и вскипевший чайник ставят на плиту вечером в пятницу.
ОГРАНИЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Маленьким детям не следует препятствовать в любых занятиях, но родители не должны поощрять их нарушать субботу (например, просить что-либо нарисовать, отрезать, связать и т.п.). В три-четыре года, когда ребенок уже способен кое-что понимать, его нужно удерживать от запрещенных действий. Лучшим методом обучения будет пример родителей. Спокойное напоминание (а не резкий окрик) — самое подходящее средство против забывчивости.
Если суббота будет ассоциироваться в сознании ребенка с чувством радостного возбуждения, с нарядным костюмом, посещением синагоги, со вкусными лакомствами, застольными песнями, а самое главное — особым вниманием к нему обоих родителей, то субботние запреты воспримутся не как досадные ограничения, но как естественная и неотъемлемая часть субботнего досуга.
КОГДА ОТМЕНЯЮТСЯ СУББОТНИЕ ЗАКОНЫ?
§ Если человек в опасности, не только можно, но и должно сделать все необходимое для его спасения. Все запреты отменяются в случае серьезной болезни или в любой ситуации, угрожающей здоровью и жизни человека.
§ Врач, вызванный для оказания неотложной помощи в субботу, обязан делать все, что диктует ему профессиональный долг, невзирая на субботние ограничения. Талмуд говорит: «Нарушь одну субботу, дабы он жил и смог соблюдать много суббот» (Йома, 86а).
§ Знаменитое изречение «суббота для человека, а не человек для субботы» не может, конечно, служить оправданием для тех, кто хочет удовлетворить свои суетные желания за счет отмены или обхода субботних законов.
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Источник
Что нельзя делать в субботу евреям в Шабат? Список запретов
Posted in Европа by Серджио
В этой статье мы расскажем, что нельзя делать в субботу евреям? Всем известно, что этот народ по всему миру соблюдают законы Торы. Один из этих древних постулатов – о субботнем дне, который еврейский народ называет Шабат, то есть покой. В этот день запрещены все работы, которые приносят в мир обновления. Даже те действия, которые человек не производит сам, но способствует им, также являются нарушением этого закона.
Возникновение Шабата
Так что нельзя делать в субботу – в этот день Шабат, и откуда пошла эта заповедь? Чтобы в этом разобраться, нужно углубиться страницы Ветхого Завета и понять, что же евреи празднуют каждую субботу.
Моисей получил от Всевышнего на горе Синай десять заповедей, и четвертая из них гласит о шести рабочих днях и седьмом, который отдается Богу – отдыху и молитвам. Но почему именно суббота, а не воскресенье? Ведь по христианским канонам именно это день считается выходным и не рекомендованным для серьезной работы?
Создание мира продолжалось Богом шесть дней, но по еврейским писаниям началось оно в воскресный день, а на седьмой, именно в субботу, Всевышний решил отдохнуть. Поэтому евреи взяли пример именно с него, и не позволяют себе заниматься творчеством в этот день. К понятию творчества или деятельности, приносящей изменения в этот мир, можно отнести даже самые простейшие ежедневные дела и неважно, будет ли это прогрессом или регрессом.
Что нельзя делать в субботу?
- Например, нельзя заниматься самым обыденным занятием – приготовлением пищи, поэтому в еврейских семьях готовят ее накануне до захода солнца.
- Пища не должна требовать разогрева, так как разжигать огонь тоже нельзя, даже если ваша плита обустроена электророзжигом. Выходом из этого положения является зажигание его с вечера пятницы и поддержание всю субботу, так как тушить его тоже запрещено.
- Нельзя заниматься делом, связанным с ножницами, нитками и иголкой, ну и, конечно же, со швейной машинкой: резать ткань или бумагу, заниматься вязанием, пришивать пуговицы и тем более шить вещи, обрывать нитки или распарывать готовые вещи.
- Нельзя завязывать или развязывать узлы, прясть или разделять нити и ткать.
- Категорически запрещена стрижка волос, ногтей или шерсти животных.
- К созданию нового относится и стройка, нельзя что-либо мастерить или забить хотя бы один гвоздь.
- Не допускается и письмо, так как это тоже своего рода творчество. Но стирать то, что уже написано, также запрещено.
- Нельзя заниматься работами, связанными с земледелием — копать, сажать, жать и молотить колосья и т.д.
- Этот же запрет относится к комнатным растениям или тем, что растут на газоне. Их нельзя не только пересаживать, но и поливать в субботу, даже газонную траву.
- Нельзя молоть из зерен муку или кофе.
- Запрещено заниматься охотой или разделкой животных.
- Нельзя переносить из дома в другой дом вещи.
Заключение
Что нельзя делать в субботу евреям? Существует еще много различных запретов, которые непонятны, и кажутся нелогичными для людей, исповедующих, к примеру, православие. В нем нет строгих запретов на дела, направленных на добро. По православным канонам в субботу разрешается делать любые благоприятные действия, если на нее не выпадает какой-нибудь большой праздник, о чем можно узнать по церковному календарю.
Но у каждого религиозного направления существуют свои законы и правила, которые не подлежат осуждению, если они не несут вреда окружающим. И к этим устоям необходимо проявлять уважение.
На этом у нас все. Теперь вы знаете, что нельзя делать в субботу евреям. Если вам статья понравилась, поделитесь ею со своими знакомыми в соц сетях.
[rev_slider alias=»кнопка1″][/rev_slider]
Источник
Это интересно! Еврейские традиции шаббата и питание по правилам кашрута
Если вам посчастливилось приехать в Израиль и, в частности, в Иерусалим (где традиции чтут, и религия сильна) в пятницу вечером, то вы наверняка удивитесь, куда же подевалось все местное население и почему магазины закрыты?!
Да это просто шаббат какой-то!
Шаббат – седьмой день недели у евреев — наступает с заходом солнца в пятницу и продолжается до захода солнца в субботу. В этот день для верующих людей, согласно Торе, запрещен любой труд, связанный с творчеством и укрощением природы и мира человеком. Этот день принадлежит Творцу, и только он может совершать благие дела в шаббат. Именно поэтому автомобили стоят на парковках, магазины закрыты, а телефоны молчат – запрещено. Мы приехали в Иерусалим в пятницу в обед и к вечеру стали свидетелями интересных событий: стойка ресепшен в отеле пустовала, и приезжающим туристам необходимо было, в целях уважения традиций, пройти в скрытую от посторонних глаз комнату, где, можно сказать, тайно проходила процедура чек-ина. В нашем отеле было 2 типа лифтов – обычный, который привозил вас сразу на нужный этаж, и «шаббатный» – он останавливался на каждом этаже (на кнопки во время шаббата нажимать также запрещено, поэтому верующие просто дожидаются своего этажа, стоя в кабине лифта).
В ресторанах Израиля в субботу работа кипит
На ужин вечером пятницы за столом собирается вся семья, а т.к. детей у каждой пары часто не менее четырех, то можете себе представить, как много человек присутствует на пятничном ужине. Повсюду царит атмосфера праздника: и молодые, и пожилые поют песни, слышен звонкий смех, мужчины обязательно в кипе, а женщины нарядно одеты и также с покрытой головой (к слову, о покрытии головы. Верующим женщинам запрещено выходить из дома без головного убора, и именно поэтому многие бреют голову и носят парики). Глава семьи, держа в руках бокал вина, благословляет трапезу, и после этого начинается ужин. Обязательные атрибуты шаббатного ужина – скатерть, две зажженные свечи, вино, а также хала – традиционный хлеб.
Суббота проходит в том же праздничном режиме. А т.к. делать ничего нельзя, то часто даже на улицах в этот день можно увидеть, к примеру, переполненные мусорные баки – дворники тоже отдыхают. Рестораны востребованы как никогда – готовить дома нельзя, поэтому семьи либо запасаются пищей с пятницы, либо посещают кафе и рестораны. Конечно, банки и магазины закрыты в эти дни, поэтому будьте готовы к тому, что, в частности, в Иерусалиме сутки с пятницы на субботу пройдут для вас в совершенно другом формате. В воскресенье начинается рабочая неделя, и все возвращается в привычное русло.
Знаменитое дерево, заточенное в камень и парящее над землей — символ еврейского народа, долгое время лишенного своей Родины. Находится в Яффо
Едим по правилам кашрута
Многим из нас знакомо понятие кошерной еды, но далеко не все знают, чем она отличается от обычной. Кашрут – набор правил, описанных в Торе, согласно которым какая-то еда считается кошерной, а какая-то – нет. Другими словами, кошерная пища – это та пища, которую разрешает принимать Бог. Различия начинаются с того, что нельзя одновременно принимать мясные и молочные блюда, и между, допустим, съеденными куриными котлетами и творогом должно пройти не менее 1,5 часов. Однако рыбные и молочные блюда можно совмещать друг с другом и овощами.
Выпить свежевыжатый гранатовый сок — счастье!
Если говорить о морепродуктах, то разрешено принимать в пищу только ту рыбу, которая имеет чешую, жабры и плавники. Никаких осьминогов, устриц, креветок, угря или осетра (и осетровой икры, в частности). Из мяса можно есть только домашнюю птицу, домашних животных: говядина, баранина, оленина. Мясо должно быть подготовлено специалистом, который обязательно проводит специальную процедуру удаления крови.
Вкусная ароматная израильская клубника
Нельзя смешивать посуду для приготовления мясной и молочной пищи – для каждого вида блюд у хозяйки должна быть своя кастрюля и сковорода. За всеми этими правилами тщательно следит раввин.
А как же кошерное вино? Тут все проще: в производстве такого вина должен быть задействован только еврей, и, к тому же, он должен соблюдать шаббат.
NB.: в посте описаны мои личные наблюдения и зарисовки из разговоров с гидами и местными жителями во время поездки по Израилю. Допускаю, что где-то возможны неточности. Если вы изучили данную тему более глубоко, буду рада комментариям, конструктивной критике и замечаниям.
Мой инстаграм @annamidday , сайт о путешествиях и стиле Anna Midday
Источник
Краткие законы соблюдения субботы 3. Законы кидуша
Количество вина, необходимое для произнесения кидуша, можно ли пить перед перед кидушем и другие практические аспекты.
Кидуш
Из сказанного в Торе: «Помни день шабата, чтобы освятить его» учили наши мудрецы, что в шабат необходимо упомянуть о святости шабата (сделать кидуш). Они обязали сделать это уже в самом его началенад бокалом винаи запретили даже пробовать какую-либо еду до кидуша. И хотя кидуш можно делать не только на вино, но и на хлеб, все же изначально следует освящать шабат на вино, кроме тех случаев, когда вино трудно достать или человеку тяжело по какой-либо причине его пить. При произнесении кидуша на вино халы прикрывают (если едят после кидуша другие мучные изделия, то следует прикрыть и их).
Женщины также обязаны выполнять заповедь кидуша. Несмотря на то что кидуш — предписывающая заповедь, которая зависит от времени, женщины обязаны выполнять все заповеди шабата, так как мы учим, что тот, кто обязан соблюдать все запреты шабата, обязан соблюдать и все предписания шабата.
Как в прочих заповедях, выполняемых произнесением слов, достаточно услышать необходимую фразу от другого человека, так и кидуш можно услышать из чужих уст, но при условии, что и произносящий, и слушающий кидуш подразумевают, что слушающий выполняет заповедь посредством этого кидуша.
(Так как вечерний кидуш заповедан Торой, необходимо удостовериться, что его произносит взрослый человек. То есть даже если мальчик достиг тринадцати лет, но есть сомнения в том, что он уже возмужал, необходимо спросить раввина.)
Женщине, которая слушает кидуш из уст мужчины, желательно помолиться маарив заранее. Необходимо внимательно слушать каждое слово, поэтому во время кидуша все должны сидеть на своих местах (или стоять, если таков обычай).
Тот, кто не сделал кидуш вечером, должен сделать его утром (опуская вайехулу).
2. На что делают кидуш
Лучше всего делать кидуш на старое вино(на иврите словом яин, вино, называют исключительно виноградное вино). Но можно его сделать и на виноградный сок. Вино из изюма считается вином во всех отношениях. Как было сказано выше, тому, у кого нет вина (или кому тяжело пить вино), разрешается сделать кидуш на хлеб. В таком случае он должен сначала сделать омовение рук, а затем произнести кидуш, сказав вместо благословения на вино благословение на хлеб.
3. Сколько необходимо выпить
Необходимо выпить из кидушного бокала количество вина в размере мло лугмав(объем жидкости, которая помещается за одну щеку) , то есть большую часть ревиита; причем следует выпить его почти в один глоток, то есть быстро. Нельзя растягивать выпивание кидушного вина надолго, так как, если пить его медленно мелкими глотками, выпитое вино не составит вместе мло лугмав. Если делающему кидуш тяжело выпить необходимое количество, это может сделать любой из присутствующих.
Если же никто не может выпить столько вина, следует сказать кидуш на хлеб, поскольку кидуш не засчитывается без того, чтобы после его произнесения выпили необходимое количество (мло лугмав) вина. Хотя и не обязательно, чтобы все присутствующие пили вино, которое находилось в кидушном бокале, это делает заповедь кидуша исполненной наилучшим образом.
4. Кидушный бокал
Несмотря на то, что нет необходимости выпить больше мло лугмав, бокал должен содержать ревиит вина. Перед кидушем принято ополоснуть бокал водой. Если из бокала уже отпили немного вина, над ним запрещается делать кидуш. Такое вино называется яин пагум (вино с изъяном). То есть если сделали кидуш над большим бокалом и отпили из него, а потом хотят еще раз сделать кидуш над оставшимся вином, нельзя перелить его в меньший бокал и сделать над ним кидуш, так как вино уже считается яин пагум (с ущербом). Как его исправить? Добавляют в бокал немного вина (или воды) и переливают все его содержимое обратно в бутылку, в которой есть еще вино. Теперь над этим вином снова можно делать кидуш. Некоторые придерживаются обычая оставлять немного вина от вечернего кидуша с тем, чтобы добавить его в бокал для авдалы.
Вино нельзя оставлять открытым продолжительное время, так как в этом случае оно приобретет статус яин мегуле (открытое вино), над которым кидуш не делают.
5. Кидуш в месте трапезы
Кидуш необходимо делать в месте, где будут есть, То есть заповедь о кидуше не выполняется, если сразу после него не едятименно там, где сделали кидуш. Нельзя заниматься ничем посторонним между кидушем и трапезой. Нельзя также делать кидуш в одном месте с намерением есть в другом месте. В случае необходимости, когда нет возможности есть в том же месте, где сделали кидуш, например, если женщина слушает кидуш в сукке, а ест дома, следует спросить раввина, как поступить.
Что и сколько необходимо съесть, чтобы выполнить обязанность совершения трапезы в месте кидуша? Либо кезайит хлеба, либо, по крайней мере, кезайит выпечных изделий из муки.
Можно обойтись даже ревиитом вина, но следует иметь в виду, что поским разошлись во мнениях, достаточно ли выпить вино из кидушного бокала или необходимо выпить ревиит, помимо него. Кроме того, есть разногласия поским, относится ли этот закон к вечернему кидушу.
Дневной кидуш
Подобно тому, как существует обязанность делать кидуш вечером, есть также обязанность освящать шабат и днем перед началом трапезы. Несмотря на то, что дневной кидуш — постановление мудрецов, он во всех отношениях равен вечернему кидушу.
То есть все законы, касающиеся бокала и вина, обязанность совершения кидуша в месте трапезы, запрет пробовать что-либо до кидуша должны соблюдаться и в дневном кидуше.
Но в одной детали есть различие: в законе о том, что делать человеку, у которого нет вина (или ему тяжело его пить). Если вечером в такой ситуации он делает кидуш на хлеб, а не на хамар медина (наиболее распространенный в данной стране напиток),
то утром, наоборот, не делают кидуш на хлеб, но именно на хамар медина, так как главное в дневном кидуше — произнесение благословения борэ при агафен или шеаколь на хамар медина. Поэтому этот кидуш на языке талмудических аллегорий называется кидуша раба — большой кидуш. (Относительно благословения амоци, которое и без того произносится за столом, неочевидно, что оно говорится в качестве кидуша).
Питье перед дневным кидушем
Мы уже упомянули, что вечерний и дневной кидуши равны по всем своим законам, поэтому утром также до кидуша нельзя ничего пробовать. Все же есть между ними и различие в том, что обязанность кидуша вечером наступает сразу с наступлением шабата, тогда как днем — только со времени окончания молитвы.
Почему? Мудрецы обязали делать кидуш только тогда, когда сразу после него можно есть. И так как и в будни, и в шабат нельзя есть до молитвы, не обязали мудрецы делать кидуш. Поэтому вечером в шабат, когда обязанность кидуша наступает немедленно, то и пробовать еду запрещено сразу же с принятием шабата. Днем же, вследствие того, что обязанность кидуша наступает только после молитвы шахарит, тогда же вступает в действие и запрет пробовать еду. И так как утром до молитвы нет обязанности кидуша, можно пить до окончания молитвы, но, конечно, только те напитки, которые разрешается пить в будни до молитвы(еда же в любом случае запрещена до молитвы).
В связи с этим следует сказать, что закон меняется в случае, когда человек болен и т.п.: так как ему разрешается есть до молитвы, то, возможно, и обязанность кидуша тоже возникает для него до молитвы. Получается, что в данном случае закон относится к больному строже, чем к здоровому человеку, поскольку для больного обязанность кидуша возникает с самого рассвета, с этого же момента времени ему также запрещено пить. Как поступить в подобном случае, следует спросить раввина.
По той же причине закон отличает и женщин. Поскольку им также разрешается есть до молитвы, и, следовательно, для них обязанность кидуша возникает сразу же с наступлением утра, то, само собой разумеется, нам следовало бы сказать, что им запрещено и пить до молитвы. Поским уже разбирали этот вопрос и постановили, что, если женщина хочет попить перед молитвой, не делая кидуша, то изначально ей необходимо пить до того, как она произнесет какую-нибудь просьбу (бакашу) к Всевышнему (То есть так как она обычно произносит бакашу в будни, чтобы выполнить заповедь о молитве, то можно приравнять ее к молитве шахарит у мужчин, и мы можем сказать, что все время, пока женщина не произнесла бакашу, и если она не хочет еще есть, нет на ней обязанности кидуша).
Постфактум, если она уже сказала какую-либо просьбу, то в случае нужды, если она собирается еще помолиться шахарит прежде, чем услышит кидуш, ей разрешают также и пить без кидуша. Если же женщина не собирается молиться, то пить ей нельзя, пока не сделает кидуш (и тогда она обязана сразу и поесть в силу закона «кидуш в месте трапезы»).
с разрешения издательства Швут Ами
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Источник