Можно ли монахам пить

На Афоне рассказали о правилах употребления алкоголя

Для монахов-афонитов ограничения ставятся в употреблении алкоголя не внешние, чтобы скрыть от монаха спиртной напиток, но внутренние – чтобы монах лично, по собственной воле отказался от алкоголя. Анисовую водку монахи-афониты дают только паломникам, сами ее не пьют, сообщает УНИАН со ссылкой на «Православное наследие Украины на Святой Горе Афон»

На Афоне отношение к спиртным напиткам очень спокойное. В любом православном монастыре Святой Горы, паломников, сразу после прибытия на полуостров, приглашают как почетных гостей в архондарик – специальную приемную комнату или гостиницу. Именно здесь архондарис – монах, отвечающий за прием путников, предлагает уставшим гостям прохладную воду, рахат-лукум, кофе, а также анисовую водку, которая в Греции называется раки или узо.

В некоторых монастырях паломников могут угостить ципуро – национальным крепким алкогольным напитком Греции. Ципуро изготавливается из чистейшего виноградного сока, который был собран в одном из афонских монастырей и который в процессе изготовления смешивается с различными (в зависимости от монастыря) ароматными растениями.

История этого напитка уходит в глубокую древность. По некоторым свидетельствам, впервые ципуро стали производить православные монахи на горе Афон еще в византийский период – в XIV веке. Они угощали ципуро всех паломников, которые посещали ту или иную афонскую обитель.

Во время монастырской трапезы на горе Афон монахи-афониты в течение всего года употребляют только одну воду. Но в день празднования больших церковных праздников, когда по монастырскому уставу разрешается потребление вина, на столе можно заметить бокалы, наполовину наполненные красным сухим вином.

Некоторые монахи символически делают несколько глотков, остальные его вообще не употребляют. Вино разрешается принимать не перед едой, а только спустя 10 минут после начала трапезы. Для этого игумен монастыря специальным колокольчиком дает знак.

Угощая гостей горы Афон небольшим количеством анисовой водки, монахи исполняют древний обычай – максимально угодить паломникам, проявляя таким образом известную на весь мир греческую гостеприимность.

Монахи общаются с гостями радостно, вежливо и дружелюбно, а когда молчат, то молятся за их спасение. Кто-то может обвинить афонских монахов в пьянстве. Но это совсем не так. Пройдя в сильную жару по гористой местности несколько десятков километров, почувствовав невероятную усталость и жажду – вот тогда по-настоящему ценишь всю полноту афонского гостеприимства.

20 граммов крепкого анисового напитка, который, кстати, паломники пьют по собственному желанию – их никто к этому не принуждает, в сочетании с прохладной водой, утоляет жажду и психологически расслабляет. Кроме того, благодаря этому напитку паломники меньше потеют. В новых климатических условиях желудку дается дополнительный стимул для лучшего функционирования.

Надо заметить, что алкоголь в теплых странах действует совсем иначе, чем в прохладных. В произведении Джека Лондона «Сын Солнца» европейцы пили алкоголь, чтобы не умереть от лихорадки. Также благодаря крепкому напитку человек легче переносил жару. После изнурительного морского путешествия на Афон, паломники утоляют жажду водой, которую им заранее готовят афонские монахи.

Однажды в 1973 году преподобный Паисий Святогорец принимал своих духовных детей во дворе кельи Честного Креста под развесистой оливой. Здесь была цистерна из камня, куда стекала с крыши дождевая вода. Именно этой водой святой и потчевал паломников. Когда же к нему пришли посетители и увидели, что преподобный вычерпывает для них последнюю воду из резервуара, то они категорически отказались от питья, для того, чтобы не причинить неудобств преподобному.

Когда же святой Паисий это понял, то очень расстроился, сказав: «Лучше было бы, если бы Вы мне причинили неудобство. Тогда бы я благодарил Бога за ту воду, которую он мне раньше давал, и молился бы за тех, у кого воды нет».

Источник

«Так заповедал Никола». Почему монахам можно пиво в пост, а мирянам — нет&nbsp

МОСКВА, 19 дек — РИА Новости, Алексей Михеев. В среду православные верующие отмечают Николу зимнего — день кончины святителя Николая, который почитался на Руси превыше всех святых, фактически наравне с Христом и Богородицей. В народе даже ходила легенда, что он должен был стать Богом, да отказался. Нужно ли, согласно другой народной легенде, варить в этот день пиво, почему на Руси его готовили монахи и как лучше провести этот день верующему — разбирался корреспондент РИА Новости.

«Такую гадость выпьет только верующий!»

На Руси, всегда жившей по старому церковному календарю, день смерти Николая Угодника приходится на Рождественский пост. Тем не менее на юго-западных окраинах русских земель варить пиво на Николу принято было всегда, да и ради большого праздника церковный устав дозволяет выпить вина, а «в странах, вина неимущих, пием же пиво». В одной колядке это пивоварение представляется как один из сакральных обычаев, на которых держится мир:

Чому так нема, як було давно,

Як було давно, а з первовіку:

Святним Миколам пива не варять…

В странах же Западной Европы, известной своим «аббатским пенным», есть другая легенда о том, почему церковь разрешила пить пиво во время поста. Когда папа Римский узнал, что в Баварии монахи во время поста грешат употреблением любимого национального напитка, он приказал это безобразие запретить. Но как запретить баварцу пиво?! Вот монахи и решили пойти к папе на поклон, захватив с собой бочонок этого напитка. Однако дорога в Рим занимала много времени, и пиво, разумеется, скисло. Понтифик попробовал угощение и сказал: «Если они такую гадость пьют во время поста, то пусть продолжают! Надо обладать воистину крепкой верой, чтобы это ежедневно это потреблять».

Читайте также:  Беременной можно пить мукалтин при

Тайна обители преподобного Сергия

На Руси монахи тоже веками варили пиво, хотя сейчас об этом мало кто вспоминает. Лучшая русская пивоварня располагалась в Троице-Сергиевом монастыре, в 1744 году получившем статус лавры. Пиво варили в стоящей и поныне Пивной (или Погребной) башне, а на дворе рядом с ней жил специальный «квасной старец». Позже пивоварню перенесли к трапезному Сергиевскому храму, где пивом угощали всех паломников, в том числе и знать.

Монастырская пивоварня — памятник архитектуры, охраняемый государством, — до сих пор стоит и в ростовском Кремле, напротив архиерейских палат. Считается, что монастырское пивоварение возникло благодаря… грамотности монахов. И на Руси, и в Европе монахи в средние века действительно были самыми образованными людьми. Они записывали и анализировали весь процесс варки, что помогало им постоянно улучшать качество.

В России традиция стала чахнуть уже во времена Петра I и окончательно умерла к Октябрьской революции. Единственный православный монастырь, где эти навыки в определенной степени сохранили, — Новый Валаам в Финляндии. Правда, пиво здесь тоже не варят, зато гордятся своим ягодным вином. А с этого года монахи производят еще и собственный виски.

«За шиворот» с благочестием

«Православный, или, точнее, крещеный человек, постоянно старается какие-то свои тайные грехи или удовольствия записать в некий «официальный список», чтобы грешить «официально». Как на поминках у нас святое дело — водки выпить, потому что душе умершего «будет легче». И когда твой грешок с чем-то святым рядом стоит или прикрывается чем-то святым, то и жить легче и спокойнее, и совесть не особенно грызет. А совести всегда спокойнее, когда от нормы надо отступить ради того, чтобы традицию соблюсти», — говорит священник храма святого мученика Пантелеимона в городе Орске Оренбургской области отец Александр Курсаков.

По его наблюдениям, те верующие, которые любят «побаловаться вином», часто вспоминают одно из чудес Христа — претворение воды в вино на свадьбе в Кане Галилейской.

«Значит и мы, христиане, не должны вином брезговать, рассуждают они. То есть оправдывают не то, что вино можно употреблять в пищу, а то, что лишний раз можно за шиворот заложить, потому что «сам Христос благословил». И то же самое говорят про Николая Чудотворца», — досадует священник.

Из святителя не зря потом сделали Санта Клауса — волшебника, дарящего подарки. Он, действительно, всегда отдавал последнее узникам, детям и больным. На ярмарках на зимнего Николу (зимнего, потому что на праздничной иконе изображен в «шапке» — епископской митре) раздавали бесплатно или отдавали за бесценок излишки зерна. Наверное, многие поэтому и начинали варить пиво. «Но ведь пост идет, зачем?», — удивляется отец Александр.

Назад, к язычеству?

С другой стороны, то пиво было совсем другое — в нем не было спирта. Впрочем, по словам священника, это все равно не оправдание. «И когда говорят, что вот, мол, раз есть такая традиция, значит святитель был „за“, можно только посмеяться. Вряд ли святой Николай полагал, что когда-то где-то, Бог знает где на севере, появится такая традиция. Это просто приметы — кто-то когда-то что-то замечал, а потом начинали связывать одно с другим», — полагает он.

А еще священник вспоминает, что после крещения Руси церковь старалась большие праздники «совмещать» с существовавшими языческими — чтобы у людей не было желания отмечать и то и другое. Так, Дмитриевская родительская суббота «совпала» с традиционным поминовением павших воинов — церковь наполняла новым смыслом народные верования.

«А сейчас, увы, чаще бывает наоборот, когда уже свои привычки приставляют к христианскому смыслу», — сетует отец Александр.

Чай вместо пива

Сегодня православная служба помощи «Милосердие» предлагает на Николин день позвать в гости близких, напоить их чаем и, по примеру святителя, помочь самым нуждающимся, а не пить пиво в честь праздника, хоть устав и дозволяет.

«Николай Чудотворец помогал при жизни и продолжает помогать после смерти попавшим в беду людям. Он благотворил бедным, мирил враждующих, его молитвами спасались от бури моряки. В старину в день памяти святителя в каждом доме пекли пироги и приглашали гостей. Мы хотим предложить всем верующим воскресить эту традицию и в память о благодеяниях святителя Николая совершить маленькое чудо доброты и вместе со своими друзьями, родственниками или коллегами собрать небольшую сумму для тех, кто сильнее всего нуждается в поддержке, — одиноких стариков, детей-сирот и бездомных», — говорит руководитель благотворительных программ службы Анна Белавина.

«Позовите друзей к себе вечером или днем. Испеките что-то вкусное или пусть каждый, кто хочет, принесет свое угощение. И расскажите о святом Николае, что он помогал людям, попавшим в беду, и что у всех вас сегодня тоже есть возможность помочь кому-то в беде. Поставьте банку или вазу, а может, шапку или мешочек, чтобы ваши друзья могли опустить туда свои пожертвования», — продолжает Анна.

Даже самая небольшая сумма cможет принести подопечным «Милосердия» настоящую радость. Ведь на 1000 рублей можно купить десять килограммов вкусных груш, которые очень любят бабушки в Свято-Спиридоньевской богадельне. А сто рублей — это компот из сухофруктов на двадцать человек или детский крем и шампунь для них. На 5000 рублей можно подстричь 150 бездомных или накормить 50 человек горячим. 200 рублей стоит банка тушенки и пачка макарон — простой обед для бедной семьи, а всего в 1200 обойдется месячный запас лекарств для хронического гипертоника.

Кружка бельгийского «монастырского» в московских барах, напомним, стоит как минимум 450 рублей.

Источник

Чем питаются монахи? Полное меню

Картошку «в мундире» в монастыре шутя называют «в подряснике» — ведь монахи не носят мундиров

С недавних пор я стала замечать, что говоря о продуктах, блюдах «монастырский…», или «как монастырский…», люди подразумевают: «качественный», «настоящий», «вкусный». Мед, хлеб, обед…

Читайте также:  Лактостаз можно ли пить

Можно ли монахам питьНаблюдая уже специально, бросилось в глаза, что тенденция эта не только расширяется, но и уже используется различными производителями продуктов, добросовестными и не очень. Тогда и встал вопрос: что же представляет собой современная монастырская пища, монастырские продукты? Что стоит за признанием потребителя – традиционное уважение к религиозному образу жизни, исключающему обман и леность, или отсутствие внятных государственных ориентиров качества, тех же ГОСТов, к примеру?

За ответами на эти вопросы мы обратились к отцу Михею, иеромонаху Свято-Данилова монастыря. Путь, который привел этого замечательного человека к церкви, был не прост.

Начнем с того, что отец Михей был десантником и понятие «горячая точка» знает не понаслышке. Уже, будучи в монастыре, отец Михей исполнял тяжелые послушания: устройство скита в Рязанской области, организация монастырской пасеки, обязанности келаря в самом Свято-Даниловом монастыре и многие другие, о которых я не знаю.

В итоге нам удалось из вопросов и ответов составить картину того, как сегодня живет русский православный монастырь: что производит, чем питается, кого и как кормит.

AIF.RU: Известно, что монастыри на Руси в абсолютном большинстве своем были самодостаточными в производстве, хранении и распределении продуктов. Монастырям принадлежали сады, поля, огороды, пруды и пасеки. Так же с древности сохраняется традиция кормить монастырскими продуктами не только братию, но и работников, паломников, учеников, гостей. Жива ли эта традиция в Свято-Даниловом монастыре сейчас?

О. Михей: От века на Руси монастыри были не только центрами духовной жизни, но хозяйственной тоже. Они мало того, что сами себя кормили, но и вели селекционную работу, выращивали новые сорта растений, искали и находили новые способы хранения и консервации продуктов. Уже много сотен лет монастыри не только сами кормились, но и широко помогали нуждающимся. Как в обычное время, так и, особенно, в военные года, в неурожайные периоды, во времена эпидемий.

В монастыре по-другому и не бывает: на сегодняшний день хозяйство Свято-Данилова монастыря ежедневно кормит до 900 человек. Братии у нас – чуть более 80, работники из мирян – почти 400. И еще паломники, гости монастыря, нуждающиеся – каждый день монастырская кухня, с Божьей помощью, дает пропитание всем этим людям.

Большинство продуктов, которые у нас есть – собственного производства. Это и мука, с монастырских полей в Рязанской области, и овощи, и фрукты, и мед. Рыбу мы в основном покупаем пока, но хотим там же, на землях скита, вырыть пруды и запустить на выращивание рыбу. Коровок держим – на масло, творог, молоко. Мяса ведь в монастыре не едят.

— С чего началось возрождение монастырского хозяйства?

Возрождение монастырского хозяйство началось с момента передачи его Церкви в 1983 году. За пять следующих лет монастырь в целом был восстановлен, и вместе с ним стало функционировать обеспечивающее его хозяйство. Однако, до действительно самостоятельной структуры, производящей, сохраняющей и питающей – до этого всего мы и сейчас только идем.

До 1917 года у монастыря были обширные угодья, пашни, пасеки, пруды. Продуктов было много и хороших. Многое монастырь продавал, в т.ч. в своих же магазинах и лавках. Их всегда любили люди – и москвичи, и паломники. Потом все разрушено было, в буквальном смысле – до основания.

Но за последние 17 лет путь, конечно, проделан немалый. Если сегодня оглянуться назад, то видишь, сколького мы, с Божьей помощью, добились! И сами выращиваем на монастырских землях пшеницу, муку мелем, нашу знаменитую сдобу печем. И овощи все нужные выращиваем и сохраняем: консервируем, квасим, солим.

И пасека теперь у монастыря не одна – в подмосковье на монастырском хозяйстве, под Рязанью, под Анапой и с Алтая с пасек храма Архангела Михаила тоже поставляют мед. Под Рязанью самая большая пасека. Сейчас здесь у нас около 300 ульев и за сезон на пасеках удается получить более 10 сортов меда. Это и донниковый, и липовый, и гречишный, и меды лесного и полевого разнотравья. Каждый новый сезон перед вылетом пчел совершаются специальные молебны на освящение пасеки, и пчеловоды получают благословение на предстоящие труды.

Мед такой продукт — Божье благословение. К нему нужно так и относиться. Ведь, если пасеку поставишь, например, около дороги, так там чего только из выхлопных труб не идет: и свинец, и всякие металлы тяжелые. А пчелки тоже все это собирают и на мед переносят. Мы же отвечаем перед Богом за то, что у нас в хороших, экологически чистых местах пасеки находятся, и вот, предлагаем чистый мед людям.

Читайте также:  Можно ли весь день пить воду с лимоном

Мы любим свой народ и хотим, чтобы люди были здоровыми и красивыми и чтобы дети рождались здоровыми. Пчеловодство — это традиционный российский промысел. Еще в ХVI веке говорили: «Россия — это страна, где течет мед». Медом занимались чуть ли не в каждом доме. Его вместе с воском и за границу поставляли. Все русские люди мед ели. Это необходимый продукт для каждого человека.

У нас сейчас принято вкушать мед только во время болезни. Только это неправильно. Мед надо есть трижды в день: утром ложечку, днем и вечером. В меде есть все, что необходимо организму, в том числе витамины. Ведь мед — это натуральный продукт, который люди веками употребляли в пищу для укрепления своего здоровья. Воины прошлого в походах всегда имели при себе мед. Вкушая его, они увеличивали свои силы перед предстоящим боем

Стали еще возрождать традицию монастырского хлеба. Люди приезжают за нашей выпечкой со всей Москвы и даже из Подмосковья. Большой популярностью пользуются разнообразные пирожки, которые готовятся по старым монастырским рецептам. Сделано с душой — и людям нравится!

Очень наши прихожане и гости монастыря ценят то, что не только нашего монастыря рецепты мы используем, но и других святых мест: например, у нас есть бездрожжевой хлеб, испеченный по афонским рецептам, есть хлеб от сестер из Серпуховского женского монастыря.

— И со всем этим управляется немногочисленная братия Свято-Данилова монастыря?

Нет, конечно! Нам помогают и работники-миряне, и добровольные помощники. Монахов действительно немного, особенно таких, которые на земле трудиться умеют. Многие в монастырь приехали из городов, некоторые не в состоянии заниматься физическим трудом. А ведь работу на медовых пасеках называют «сладкой каторгой»…

Далеко не все знают, как много трудов приходится приложить, чтобы хорошие продукты попали на стол и монастыря.

— Расскажите, пожалуйста, о системе монастырского питания. Из каких продуктов и блюд складывается монастырский стол для братии?

Мы же в монастырь приходим не для того, чтобы вкусно поесть – мы приходим, чтобы достичь Царствия небесного трудами, молитвами и послушанием. Высшая добродетель — пост, молитва, отказ от мирских соблазнов и послушание.

Кстати, по монастырскому уставу, в году около 200 постных дней. Посты делятся на многодневные (великий, петровский, успенский и рождественский) и однодневные (среда, пятница каждой недели). Именно в дни воздержания от скоромной пищи в монастырских трапезных разрабатывались тысячи оригинальных, простых, доступных населению блюд.

Главное отличие монастырского стола от мирского в том, что мы не едим мяса. В монастыре едят овощи, крупы, молочные продукты, выпечку и рыбу, грибы. В кладовых монастыря всегда заготовлено много квашеной капусты, огурцов, помидоров, грибов.

За этим следит келарь, а делают и братья-монахи, и работники – миряне. И идет это на стол всем без исключения. По уставу монахи трапезничают только два раза в день: в обед и в ужин. Келарь монастыря особенно следит за тем, чтобы трапезы были и вкусными, и разнообразными и поддерживающими силы – ведь промежуток перед приемами пищи большой, а сложа руки никто не сидит, у каждого своя работа по хозяйству — послушание.

Будничное меню состоит обычно из ухи, если в этот день дозволяется, рассольника, супа овощного, грибного или молочного и рыбы с гарниром. На десерт – чай, компот или кисель, пирожки, печенье. Воскресное меню состоит из рыбного борща, жареной рыбы с гарниром из картофельного пюре или риса с овощами, свежих овощей, рыбной нарезки и продуктов с монастырского подворья – сыра, сметаны и молока. На праздники Рождества Христова и Пасхи на трапезе подают праздничное меню.

У нас есть отец Гермоген – он келарем монастыря был более 10 лет, так он даже книгу написал о монастырской трапезе, «Кухня отца Гермогена». На данный момент келарь в монастыре о. Феогност. Я же был келарем несколько лет, а до этого нес послушание в строительстве скита, восстановлении храма Архангела Михаила, заботах о пасеках, пекарне…

Сейчас у меня послушание — предлагаю монастырскую продукцию для москвичей, в медовой лавке и 2-х монастырских магазинах «Монастырский мед» и «Монастырский магазин продуктов», в которых можно приобрести нашу продукцию: мед, продукты пчеловодства, варенье на меду, ассортимент рыбы, каши, монастырскую выпечку-хлеб бездрожжевой, пирожки, оздоровительные продукты: безалкагольные бальзамы, сбитни, чаи, травы.

А также у меня послушание в отделе изготовления постеров духовно-патриотического содержания современных и классических художников.

— Мы благодарим Вас, отец Михей за внимание и рассказ. Желаем Вам радости в Ваших трудах!

Светлана Морозова

Словарь Правмира — Монастырь, монашество

Источник