Можно ли монахам пить вино

«Отцы виноградства»: как в Средние века монахи оказались главными виноделами?

Материал содержит информацию о товарах, употребление которых может навредить вашему здоровью.

Средние века были тяжелым временем во многих отношениях. Малый ледниковый период, как следствие проблемы с пропитанием, вечные войны и крестьянские восстания, упадок искусств. В общем, многим жилось несладко.

Для процветавшего еще со времен Античности виноделия тоже наступил сложный период. Многие виноградники оказались в запустении, но ситуацию спасли монахи. Неожиданно виноделие нашло себе убежище в монастырских погребах, а сами монахи стали именоваться «отцами виноградарства».

Почему же так произошло? Дело как минимум в том, что служители церкви остро нуждались в вине для проведения литургии. Ведь в христианстве вино является важным символом, олицетворяющим кровь Христа. Иначе говоря, без вина никак.

Так как в Средневековье все логистические процессы обходились очень дорого, епископы поняли, что нужно взять дело в свои руки и стали стремиться высадить виноградники около каждого епископского города. Благодаря этой инициативе, количество виноградников начало стремительно расти.

Кроме того там, где климат не позволял выращивать виноград, монахи развивали производство других напитков: медовухи, бальзамов, пива.

Особенно в пивоварении прославился монашеский орден-траппистов

А разрешено ли монахам было пить? И сколько?

Хотя согласно большинству старинных монашеских уставов, пить вино монахам не полагалось, не все законы были столь строги. Например, знаменитый устав Бенедикта, который быстро распространился по всей Европе, разрешал монахом употреблять вино во время ежедневной трапезы. Учитывая царствующий в то время во многих монастырях обед бедности, разрешение было принято на ура. Ну а еще не стоит забывать, что с гигиеной в те времена были проблема, так что пить свежую воду из рек и озер было попросту опасно.

Сколько же монахи могли пить вина? Святой Бенедикт в своем трактате указывал на дневную норму в один гемин, что составляет примерно 0,3 литра. Однако, в формулировке была одна оговорка, дающая почву для свободных интерпретаций. Звучала она следующим образом:

«Если условия местности, или тяжелый труд, или летний зной потребует большего, то давать на усмотрение аббата, соблюдая всячески, чтобы не дошло до пьянства».

В общем, хотя до пьянства и было сказано не доходить, мера употребления вина сильно варьировалась от одного аббатства к другому. Кроме того, стоит учесть, что с IX века стало расти количество поминальных и праздничных трапез. А значит и количество вина, которое было разрешено выпить. Например, историк Кастельно писал, что в IX веке в монах в среднем выпивал 1132 литров вина за год.

Не случайно ведь христианский святой Бенедикт Нурсийский сказал: «Вино доводит до греха даже мудрецов.»

Но справедливости ради надо помнить, что, как и древние греки, монахи, как правило, разбавляли вино водой. Правда, специи в отличии от греков они уже не добавляли.

Монастырское вино сегодня

Сегодня, очевидно, пальма первенства уже давно перешла из рук монахов в руки профессиональных виноделов. Однако, существуют монастыри, чьи вина без сомнения заслуживают внимания. Так, например, в Больцано, что находится на северо-восточной границе с Австрии, в монастыре Мури Гриес [Muri Gries] уже много десятилетий производится великолепное красное вино Lagrein Riserva. Оно славится своим глубоким рубиново-гранатовым цветом, мягким вкусом и бархатным ароматом зрелой вишни с нотками темного шоколада.

Княжеский замок в начале XV века был передан монахам-августинцам, которые сыграли очень важную роль в истории виноделия

А какое монастырское вино пробовали вы?

@ Анастасия Шилова

Ваше мнение по теме важно и интересно для нас, поделитесь им пожалуйста в комментариях.

Источник

На Афоне рассказали о правилах употребления алкоголя

Для монахов-афонитов ограничения ставятся в употреблении алкоголя не внешние, чтобы скрыть от монаха спиртной напиток, но внутренние – чтобы монах лично, по собственной воле отказался от алкоголя. Анисовую водку монахи-афониты дают только паломникам, сами ее не пьют, сообщает УНИАН со ссылкой на «Православное наследие Украины на Святой Горе Афон»

На Афоне отношение к спиртным напиткам очень спокойное. В любом православном монастыре Святой Горы, паломников, сразу после прибытия на полуостров, приглашают как почетных гостей в архондарик – специальную приемную комнату или гостиницу. Именно здесь архондарис – монах, отвечающий за прием путников, предлагает уставшим гостям прохладную воду, рахат-лукум, кофе, а также анисовую водку, которая в Греции называется раки или узо.

В некоторых монастырях паломников могут угостить ципуро – национальным крепким алкогольным напитком Греции. Ципуро изготавливается из чистейшего виноградного сока, который был собран в одном из афонских монастырей и который в процессе изготовления смешивается с различными (в зависимости от монастыря) ароматными растениями.

Читайте также:  Что можно пить кормя грудничка

История этого напитка уходит в глубокую древность. По некоторым свидетельствам, впервые ципуро стали производить православные монахи на горе Афон еще в византийский период – в XIV веке. Они угощали ципуро всех паломников, которые посещали ту или иную афонскую обитель.

Во время монастырской трапезы на горе Афон монахи-афониты в течение всего года употребляют только одну воду. Но в день празднования больших церковных праздников, когда по монастырскому уставу разрешается потребление вина, на столе можно заметить бокалы, наполовину наполненные красным сухим вином.

Некоторые монахи символически делают несколько глотков, остальные его вообще не употребляют. Вино разрешается принимать не перед едой, а только спустя 10 минут после начала трапезы. Для этого игумен монастыря специальным колокольчиком дает знак.

Угощая гостей горы Афон небольшим количеством анисовой водки, монахи исполняют древний обычай – максимально угодить паломникам, проявляя таким образом известную на весь мир греческую гостеприимность.

Монахи общаются с гостями радостно, вежливо и дружелюбно, а когда молчат, то молятся за их спасение. Кто-то может обвинить афонских монахов в пьянстве. Но это совсем не так. Пройдя в сильную жару по гористой местности несколько десятков километров, почувствовав невероятную усталость и жажду – вот тогда по-настоящему ценишь всю полноту афонского гостеприимства.

20 граммов крепкого анисового напитка, который, кстати, паломники пьют по собственному желанию – их никто к этому не принуждает, в сочетании с прохладной водой, утоляет жажду и психологически расслабляет. Кроме того, благодаря этому напитку паломники меньше потеют. В новых климатических условиях желудку дается дополнительный стимул для лучшего функционирования.

Надо заметить, что алкоголь в теплых странах действует совсем иначе, чем в прохладных. В произведении Джека Лондона «Сын Солнца» европейцы пили алкоголь, чтобы не умереть от лихорадки. Также благодаря крепкому напитку человек легче переносил жару. После изнурительного морского путешествия на Афон, паломники утоляют жажду водой, которую им заранее готовят афонские монахи.

Однажды в 1973 году преподобный Паисий Святогорец принимал своих духовных детей во дворе кельи Честного Креста под развесистой оливой. Здесь была цистерна из камня, куда стекала с крыши дождевая вода. Именно этой водой святой и потчевал паломников. Когда же к нему пришли посетители и увидели, что преподобный вычерпывает для них последнюю воду из резервуара, то они категорически отказались от питья, для того, чтобы не причинить неудобств преподобному.

Когда же святой Паисий это понял, то очень расстроился, сказав: «Лучше было бы, если бы Вы мне причинили неудобство. Тогда бы я благодарил Бога за ту воду, которую он мне раньше давал, и молился бы за тех, у кого воды нет».

Источник

Можно ли монаху пить вино?

  • 16 октября

Прошу Ваших молитв о здравии р.Б. Алексея (у него сахарный диабет, гипертония он находиться в группе риска по короновирусу, а у него на руках больной ребенок инвалид ДЦП и престарелая мать, он один кормилец! Помолитесь за него пожалуйста!

  • 14 июля

Здравствуйте! Помолитесь пожалуйста о упокоении:
Пелагии
Владимира
Александра
Шалвы
Лидии.

Благодарю!

  • 8 июня

Помолитесь, пожалуйста, об отр. Маргарите, что бы она все ж оказалась в списке поступивших. Что бы Богородица ослабила ей экзамены. Спаси Всех Господи!

  • 8 мая

Очень прошу молитв о здравии Александра!

  • 8 мая

Помолитесь пожалуйста на Проскомидии
о упокоении :

Владимира
Шалвы
Симеона
Софии
Егора
Пелагии
Клавдии
Лидии
Наталии
Петра
Александра
Тамары
Ивана
Елизаветы
Егора
Георгия (Юрия)
Валентина
Андрея
Игоря
Галины
Георгия
Михаила
Надежды (Абиричева)
Василия
Игоря
Африкана
Владимира.

Усопшие — крещёные православные.
Самоубийц нет.
Шалва — православное грузинское имя.

Спаси вас Господи.

  • 8 мая

ОЧЕНЬ ПРОШУ МОЛИТВ О ЗДРАВИИ Р.Б.ОЛЬГИ

  • 7 мая

Здравствуйте! Помолитесь пожалуйста о сохранении брака между мной в крещении Людмилой и моим мужем Александром (который не имеет иных отношений, но влюбился в другую женщину). Благодарю!

  • 7 мая

Необходимы молитвы за болящую Эмилию. Заболела вирусом.

9-01-2019, 00:02

монах и виноВопрос. Как можно избегнуть пьянства?

Ответ. Не делай к тому привычки, отвращайся винопийц, не внимай совету их. А если кто привык к пьянству, то немедленно отстань, как от пагубной заразы, да не сведет душу безвременно во ад.

Вопрос. В какой степени можно употреблять вино монаху?

Ответ. Монаху всего более должно убегать пьянства. Ибо постническая жизнь во всем требует трезвости и воз­держания. Однако от святых отцов позволено и подвижни­кам употреблять мало вина, но вина лозного, водою раство­ренного, и притом, по уставу церковному, только в праздничные дни.

Вопрос. Как о сем рассуждают строжайшие из отцов?

Ответ. Они вовсе возбраняют употребление вина. Преп. Феодор Едесский говорит иноку: «Вину убо веселити сердце человеку писано есть: ты же плакати и рыдати обещався; таковаго уклонися веселия, и возвеселишися даровании ду­ховными. Веселяся же вином, со страстными поживеши по­мыслы, и во многи впадеши скорби». Преп. же Пимен рек: «Яко вина отнюдь не подобает иноку пити, паче же юному». Согласно сему и св. Марк Подвижник в послании к Николаю иноку пишет: «Особенно же причащения вина ниже да обо­няет юность, да не сугубым жаром являющимся во внутрен­нем действе страсти, и от вне винопитием обливаем, им же сласть плотская паче возгорается, духовну сладость боже-ственнаго умиления от нея отженет, и слияние и нечувствие в сердце сотворит. Но желания ради духовнаго и воды в сы­тость юношество да не приемлет; зело бо и содействию це­ломудрия помоществует скудость воды». Итак, желающий трезвости умной, чистоты сердечной и соединения с Богом должен воздерживаться как от вина, так и от всего, что мо­жет служить препятствием в этом добром и истинно христи­анском его начинании… подвизаяйся от всех воздержит­ся… (1 Кор. 9, 25).

ВРАЧЕВСТВО

в вопросах и ответах

от священного писания

и от писаний святых отцов

для пользы обуреваемых страстями

По благословению

епископа ВЛАДИМИРА,

наместника Свято-Успенской Почаевской Лавры

Оптина пустынь
Никогда родители не должны унижать друг друга и тем подрывать в детях уважение. Отец и мать должны

Оптина пустынь
Полезно также почитать и такую книжку, в которой рассказывается, как жили люди в старину, откуда

Оптина пустынь
Спрашивайте, почему мы поминаем усопших? Потому, что так заповедано нам делать. А что заповедано,

Оптина пустынь
— Евгений Сергеевич, Вы более 35 лет работаете врачом-онкологом. Что изменилось с того самого дня,

Оптина пустынь
В добродетельной душе, напротив, всегда царит мир небесный, и никакие невзгоды житейские, никакие

Оптина пустынь
Так и всякий юноша должен учиться и учиться. Иисус Христос, будучи 12-лет, уже сидел в храме

Оптина пустынь
Первый, кто оказался непослушным Богу, был праотец наш , Адам. Он дерзнул вкусить от заповеданного

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Источник

Монахи и вино в Средние века

Одним из важнейших атрибутов монастырских богослужений являлось вино, перевозка которого в те времена было задачей весьма дорогостоящей и проблематичной. Это послужило причиной, по которой практически все монастыри средневековой Европы обзаводились своими виноградниками в добровольно-принудительном порядке. Добровольно — поскольку монахи сами понимали, какую выгоду могло принести производство вина, а принудительно — потому что было прямое епископское распоряжение высаживать виноград везде, где были епископские города (попробуй не подчинись!). Только самые бедные, нищие монастыри не имели своих виноградников.

Прямым следствием этого явилось то, что виноделие стало одной из основной деятельностью монастырей и именно монахи первыми начали проводить селекцию и совершенствовать этот процесс. Монастыри не только изготавливали вино, но и активно им торговали. Так как произведенные монахами товары не облагались пошлиной, торговля шла очень бойко до такой степени, что местные торговцы были крайне недовольны прыткими конкурентами. Известно, что ещё в IX в. существовали лавки, где монахи продавали своё вино. Даже некоторые монастыри, которые не имели своих виноградников, занимались продажей вина. Сохранилось прелестное название одного из магазинчиков, открытого монахами-цистерцианцами в начале XII в., — «Весёлый капюшон». Белое вино ценилось больше красного. Одними из самых лучших считались вина парижского бассейна, которым проигрывали даже анжуйские. С бургундским дело обстояло как-то не очень — оно стоило чуть дороже уксуса. А самым скверным (по крайней мере в XIII в.) считались нормандское. Например, монахи одного из нормандских монастырей запрещали своему разбавлять прекрасные анжуйские и гасконские вина вином собственного производства!

Старые монастырские уставы в отношении употребления монахами вина были непреклонны — нельзя! Ну если очень-очень хочется, то можно, но только по праздникам, а так — нельзя! Но со временем появились некоторые послабления в этом вопросе, потом ещё некоторые, потом ещё… И, наконец, вино заняло твёрдые позиции в ежедневном монашеском рационе. Так сколько же монахи употребляли вина? Историки располагают такими данными: в IX в. на одного монаха приходилось около 3 л вина в день! К XIV в. эти цифры уже немного меньше — примерно 0,5 л в будний день и 1 л в праздничный. Понятно, что это очень приблизительные оценки, как говорится «в среднем по больнице», но тем не менее.

Справедливости ради, стоит заметить, что вино всегда разбавляли водой, при этом презрительно называя такое вино — «вино-бастард». И только по праздникам на радость братии на стол подавалось чистое, «неиспорченное» вино. Вопрос о степени разбавленности сильно волновал монахов. Например, в Мон-Сен-Мишеле было принято специальное, особое решение о том, что «нельзя чересчур разбавлять вино под предлогом слишком большого числа сотрапезников»! Причина, по которой монахи этого аббатства требовали хорошего вина, состояла по их мнению в том, что им «необходимо поддерживать свои силы в этом суровом климате». В теплое время года бутыли с вином перед употреблением охлаждали, используя для этого центральный монастырский фонтан. А зимой вино пили подогретым — разбавляли горячей водой, подогревали на огне или погружали в него раскалённую кочергу. При этом в вино могли добавлять корицу и сахар либо положить в него горячие гренки.

Мон-Сен-Мишель в «суровом климате»

Источник

«Не больше двух литров в день»: сколько и чего можно пить православным

МОСКВА, 11 сен — РИА Новости, Алексей Михеев. В день Усекновения главы Иоанна Крестителя у православных строгий пост — верующие вспоминают, как на пьяном пиру в царском дворце был убит Предтеча Христа. На Руси даже закрывали винные лавки, чтобы люди могли поразмыслить о вреде алкоголя. Грешно ли пить, сколько раз в неделю позволяют употреблять спиртное церковные каноны и когда нужно остановиться, разбирался корреспондент РИА Новости.

Иоанн Креститель — самый чтимый в христианском мире святой после Девы Марии. Правитель Галилеи Ирод Антипа посадил его в тюрьму за слишком смелые обличения. Впрочем, причинять ему большое зло Ирод вовсе не хотел: боялся гнева Божия за убийство пророка, которого сам раньше слушался, боялся народа. И все-таки отдал приказ обезглавить Иоанна — царь перед гостями поклялся исполнить любое желание понравившейся ему танцовщицы, а та пожелала голову Крестителя на блюде.

Самый приличный Ирод

«История Иоанна Предтечи говорит, что плохо блудить и плохо опрометчиво обещать, а не о том, что плохо пить. Православие не отрицает употребление спиртного. В вине нет греха, иначе Господь не превращал бы воду в вино на свадьбе, а сделал бы ровно наоборот. Но есть грех в его злонамеренном употреблении, поэтому Церковь четко регламентирует, когда можно пить вино. В одной из глав Типикона (богослужебный устав с указаниями о совершении праздников, правилами о постах, трапезе и других сторонах монастырской жизни) есть пометка «хорошо монаху не пить вина вовсе» — не запрет, а похвала аскетическому подвигу», — рассказывает иеромонах Феодорит (Сеньчуков), известный в православном интернете знаток гастрономии.

Тем более недопустимо, по его словам, совмещать употребление вина с развратом. «Ирод-то был хороший, вообще самый приличный из всех Иродов, описанных в Новом Завете. Он уважал Иоанна, любил проводить с ним время в разговорах. Но, взяв себе в сожительницы жену своего брата, он напивается, дает пьяные обеты, и — опять же, он человек слова, тоже хорошее качество, — совершает убийство. И превращается в того Ирода, который казнил младенцев. Большинство людей их теперь даже не различает», — продолжает священнослужитель.

Репродукция иконы «Усекнование главы Иоанна Предтечи»

Поэтому с вином надо быть аккуратнее. Всегда вовремя останавливаться и помнить о том, что, как говорил святитель Иоанн Златоуст, «все мне можно, но не все полезно».

Не больше поллитры!

В общем, употреблять спиртное православному человеку разрешается. Другой разговор — где, когда и зачем. Типикон четко указывает «праздничную норму» — три, максимум четыре красовули (монастырский сосуд) вина в праздник. Бывают они малые и большие, в большой умещается примерно пол-литра.

«То есть получаем два литра сухого вина в день. Делаем поправку, что домашнее вино менее крепкое, чем магазинное, порядка 8-9 градусов. И считаем — потому что если хочешь жить по уставу, бери и считай. Если тебе максимально можно выпить два литра сухого девятиградусного вина, то водки, которая в четыре раза крепче, — максимум бутылку, даже меньше. И это в праздники, под хорошую закуску. Но если трезвость ума от такого количества не сохранишь — даже не пытайся начинать», — предостерегает иеромонах.

Праздников в православном календаре много. Есть даже шутка: «У вас же праздник каждый день». Однако и постных дней предостаточно. Так когда же можно пить?

«Вино недозволительно в постные дни, когда не разрешен елей (масло). Это большинство дней Великого и Успенского постов, часть других постов, каждые среда и пятница, если на них не выпадает великий или средний праздник. Есть еще особо оговоренные дни, например, когда вино можно, но елей нельзя. Скажем, в Великую субботу перед Пасхой разрешается выпить одну красовулю вина для поддержания сил», — перечисляет отец Феодорит.

Монах и пивная башня

С постами все вообще интересно. Их строгость варьируется от полного запрета есть и пить (как в первый день Великого поста) до «сырной седмицы», когда дозволяется есть все, кроме мяса, и пить без ограничений. Иногда можно вино с рыбой, а иногда — только хлеб и воду.

Греция. Святая Гора АфонГреция. Святая гора Афон

Поэтому монастыри и в Греции, и на Руси издавна были еще и центрами виноделия. На Афоне по сей день в каждой обители паломнику поднесут стакан собственной ракии, на Кипре предложат местную «Коммандарию». В России монахи варили пиво — в Троице-Сергиевой лавре до сих пор есть Пивная башня. Однако после революции эта традиция прервалась.

Полнота бытия vs полнота пьянства

Что же православному лучше всего пить? «Все, что сделано нормальным путем», — смеется отец Феодорит. «Понятно, что в Чехии надо пить пиво, в Испании — херес, а во Франции — арманьяк или кальвадос. А что может быть лучше стопки самогона под украинский борщ?» — рассуждает он.

Самое главное, полагает священник, отдавать себе отчет, для чего пьешь вино. А еще — чтобы насладиться вкусом продукта не было превалирующим желанием, недаром в православной традиции есть и грех гортанобесия, по-простому — гурманства.

«Твоя жизнь не должна превращаться в поиск вкусностей. Зачем, например, в России пить арманьяк? Разве что ты, кроме него, вообще ничего не употребляешь. Одно дело, как я говорил, стакан местного вина на берегу Средиземного моря. А если ты сидишь за гаражом и хлещешь пресловутый арманьяк из горла, то ты просто пьяница, которому вместо водки вдруг перепало что-то приличное. И никакой полноты бытия, одна полнота пьянства», — заключает иеромонах.

Источник