Можно ли монахам пить водку

На Афоне рассказали о правилах употребления алкоголя

Для монахов-афонитов ограничения ставятся в употреблении алкоголя не внешние, чтобы скрыть от монаха спиртной напиток, но внутренние – чтобы монах лично, по собственной воле отказался от алкоголя. Анисовую водку монахи-афониты дают только паломникам, сами ее не пьют, сообщает УНИАН со ссылкой на «Православное наследие Украины на Святой Горе Афон»

На Афоне отношение к спиртным напиткам очень спокойное. В любом православном монастыре Святой Горы, паломников, сразу после прибытия на полуостров, приглашают как почетных гостей в архондарик – специальную приемную комнату или гостиницу. Именно здесь архондарис – монах, отвечающий за прием путников, предлагает уставшим гостям прохладную воду, рахат-лукум, кофе, а также анисовую водку, которая в Греции называется раки или узо.

В некоторых монастырях паломников могут угостить ципуро – национальным крепким алкогольным напитком Греции. Ципуро изготавливается из чистейшего виноградного сока, который был собран в одном из афонских монастырей и который в процессе изготовления смешивается с различными (в зависимости от монастыря) ароматными растениями.

История этого напитка уходит в глубокую древность. По некоторым свидетельствам, впервые ципуро стали производить православные монахи на горе Афон еще в византийский период – в XIV веке. Они угощали ципуро всех паломников, которые посещали ту или иную афонскую обитель.

Во время монастырской трапезы на горе Афон монахи-афониты в течение всего года употребляют только одну воду. Но в день празднования больших церковных праздников, когда по монастырскому уставу разрешается потребление вина, на столе можно заметить бокалы, наполовину наполненные красным сухим вином.

Некоторые монахи символически делают несколько глотков, остальные его вообще не употребляют. Вино разрешается принимать не перед едой, а только спустя 10 минут после начала трапезы. Для этого игумен монастыря специальным колокольчиком дает знак.

Угощая гостей горы Афон небольшим количеством анисовой водки, монахи исполняют древний обычай – максимально угодить паломникам, проявляя таким образом известную на весь мир греческую гостеприимность.

Монахи общаются с гостями радостно, вежливо и дружелюбно, а когда молчат, то молятся за их спасение. Кто-то может обвинить афонских монахов в пьянстве. Но это совсем не так. Пройдя в сильную жару по гористой местности несколько десятков километров, почувствовав невероятную усталость и жажду – вот тогда по-настоящему ценишь всю полноту афонского гостеприимства.

20 граммов крепкого анисового напитка, который, кстати, паломники пьют по собственному желанию – их никто к этому не принуждает, в сочетании с прохладной водой, утоляет жажду и психологически расслабляет. Кроме того, благодаря этому напитку паломники меньше потеют. В новых климатических условиях желудку дается дополнительный стимул для лучшего функционирования.

Надо заметить, что алкоголь в теплых странах действует совсем иначе, чем в прохладных. В произведении Джека Лондона «Сын Солнца» европейцы пили алкоголь, чтобы не умереть от лихорадки. Также благодаря крепкому напитку человек легче переносил жару. После изнурительного морского путешествия на Афон, паломники утоляют жажду водой, которую им заранее готовят афонские монахи.

Однажды в 1973 году преподобный Паисий Святогорец принимал своих духовных детей во дворе кельи Честного Креста под развесистой оливой. Здесь была цистерна из камня, куда стекала с крыши дождевая вода. Именно этой водой святой и потчевал паломников. Когда же к нему пришли посетители и увидели, что преподобный вычерпывает для них последнюю воду из резервуара, то они категорически отказались от питья, для того, чтобы не причинить неудобств преподобному.

Когда же святой Паисий это понял, то очень расстроился, сказав: «Лучше было бы, если бы Вы мне причинили неудобство. Тогда бы я благодарил Бога за ту воду, которую он мне раньше давал, и молился бы за тех, у кого воды нет».

Источник

Как Церковь относится к алкоголю?



10 октября — «день рождения» русской водки. Этим днем 1503 года датирована запись в кремлевских архивах, повествующая, что монахам одного из монастырей Первопрестольной удалось получить «водовку» — концентрированный алкоголь. А каково вообще отношение Церкви к «зеленому змию»? Когда она не против, и когда советует воздержаться?

Впрочем, как и во многих других случаях, связанных с датированием появления столь знаковых явлений или предметов, как всемирно известный напиток, к точным цифрам нужно относиться с изрядной долей юмора. Собственно, и указанное 10-е октября появилось в истории не от хорошей жизни. Просто в 1977 году Запад решил нанести Советскому Союзу мощный экономический нокдаун, лишив его монопольного права на популярный бренд «русская водка», экспортные доходы от которой уже тогда занимали почетное второе место после нефти.

«Застрельщиками» поначалу выступили удравшие из разрушенной революцией Российской империи фабриканты-водочники, наладившие выпуск своей продукции за рубежом. А когда их претензии лопнули как мыльный пузырь, удар в спину нанесла вроде бы «братская» социалистическая Польша. Она заявила, что популярный крепкий напиток впервые появился на ее территории в XIV веке — задолго до изобретения на Руси.

Вот тогда советский ученый Похлебкин и получил задание из высших сфер СССР доказать российский приоритет вожделенного бренда. Что и было с блеском осуществлено — международный суд признал результаты исследования убедительных доказательств позиции Москвы. Главным же из этих доказательств была та самая архивная запись, датированная 1503 годом.

На самом деле, крепкий алкоголь на территории России имеет куда более давнюю историю. Так, записи в новгородских берестяных грамотах позволяют предположить его наличие еще за 100-150 лет назад до официальной «даты рождения». Есть данные, что еще до нашей эры предки славян добывали спиртовые концентраты из «бражки» самым что ни на есть технологически продвинутым — вымораживанием.

Читайте также:  Можно ли пить уксусную эссенцию

Впрочем, повернемся от истории технологий к главной теме нашей статьи. Уже сам факт изобретения водки монахами может вызвать у одних скабрезную улыбку (дескать, они ж тоже люди — ну чего не изобретешь, чтобы хорошо напиться), а у других — осуждающую гримасу. Вот, оказывается, кто виноват в спаивании русского народа — Православная Церковь!

На самом деле, оба обвинения равно несостоятельны. Пресловутая «водовка» изначально была получена в чисто медицинских целях — для промывания ран. Право, такое использования горячительного напитка за 350 лет до открытия Листером и Земмельвейсом «антисептики» свидетельствует лишь о гениальной интуиции изобретателей, которая спасла несметные жизни. Ну, а то, что «универсальный антисептик» очень скоро стали использовать в «увеселяющих» целях, явно нельзя поставить в вину людям Церкви.

Впрочем, последняя, действительно, никогда не проповедовала необходимость «сухого закона». Еще в Ветхом Завете есть немало эпизодов использования пьянящих напитков. Здесь есть и неблаговидные ситуации — когда, например, спасшийся после Всемирного Потопа Ной так напился, что уснул голышом. И если два его старших сына, Сим и Яфет, не глядя на спящего родителя, укрыли его и вышли из палатки, то младший, Хам, посмеялся над наготой отца. За что и был им проклят — так что с тех пор его имя стало нарицательным.

В других случаях воздействие вина выглядит явным действием Промысла Божьего. Так, однажды Господь пролил на преступные Содом и Гоморру огненный дождь, уничтожив их нечестивых обитателей. А единственный живший там праведник, племянник Авраама Лот, был вместе с семьей загодя выведен ангелами в безопасное место. Увы, женихи его взрослых дочерей не поверили грозному предупреждению — и остались в обреченном городе. А молодые девушки, их невесты, соответственно, стали «соломенными вдовами». Чтобы обзавестись потомством, им пришлось сильно напоить собственного отца — и зачать детей от него.

Формально, конечно, это выглядит как «инцест» — но вызванный исключительными обстоятельствами. В любом случае, обычных последствий инцеста, вырождения, не произошло: внуки Лота стали родоначальниками целых народов — моавитян и аммонитян. А спустя столетия одна моавитянка по имени Руфь стала героиней отдельной Книги Ветхого Завета, образцом верной жены и невестки, а также удостоилась чести стать прародительницей царя-пророка Давида и самого Иисуса Христа.

А уже в Новом Завете самым первым чудом, совершенным Спасителем, стало превращение воды в вино на пире в Кане Галилейской. Да и сам он не брезговал употреблять вино за трапезой — за исключением своего 40-дневного поста и искушений от Сатаны в пустыне. Интересно, что даже действие Святого Духа на апостолов в Пятидесятницу сравнивается в Библии с действием того же вина. В виде ощущения радости, счастья, блаженства.

Неудивительно, что и церковные каноны и правила не относятся к алкогольным напиткам как к однозначным «ядам». Так, в уставе поста разрешение на употребление растительного масла (даже без рыбы) обычно идет с параллельным разрешением и вина. Более того, в Великую Субботу накануне Пасхи елей запрещен — но просфору, смоченную в вине кушать разрешается «труда ради бденного».

Впрочем, и говорить о поощрении к винопитию в Библии не приходится. По меткому выражению апостола Павла, «пища нас не приближает к Богу» — однако в земной жизни ей отведено законное важное место. В полной мере эта максима относится и к спиртному.

Таким образом, в отличии от, скажем, мусульманства, чей основатель Мохаммед запретил своим последователям хмельные производные виноградной лозы, христианство относится к алкоголю как к допустимому пищевому продукту. Вскользь заметим, что жесткий «сухой закон» в Исламе де-факто приводит к росту куда более серьезных пороков — той же наркомании. А также к поиску всевозможных лазеек в попытке соблюсти букву закона, одновременно нарушив его дух.

Тот же спирт, например, впервые был получен как раз арабами в Х веке — с целью повеселиться от души, но не запретным вином, а производным зерна. А народы Средней Азии с той же целью налегали на другой «невинный» продукт — кумыс, забродившее кобылье молоко. Что, впрочем, все равно безопаснее, чем местная анаша (среднеазиатская марихуана), распространенная не менее широко, чем целебный молочный напиток.

Увы, даже с самым безобидным явлением может произойти эксцесс в духе пословицы «доверь дураку Богу молиться — он и лоб разобьет». Если регулярно переедать самой обычной пищи, рано или поздно разовьется ожирение с последующим неприятным букетом всевозможных болезней. Регулярно лопая тортики, можно схлопотать острую инсулиновую недостаточность — сахарный диабет. И так далее.

Точно то же справедливо и в отношении алкогольных напитков. Церковные установления, например, запрещают их употребление в среду-пятницу, в Великий Пост — кроме субботы и воскресенья — всего получается около трети года. Но значительная часть маловоцерковленного населения чихать хотела на такие ограничения и готова была уйти в многодневный запой по любому поводу.

Вообще, пока изготовление хмельных напитков было сосредоточено в монастырях, они были, по крайней мере, качественными. А вот когда, начиная с Ивана Грозного, государство начало вводить монополию на водочную торговлю, да еще и увеличивая с каждым годом «планы по продажам» для управляющих царевых кабаков — тогда дело на Руси действительно стало плохо. Упиваться откровенной «паленкой» — да еще в столь гигантских объемах — это полная катастрофа.

Красноречивый факт: даже в просвещенном XIX веке замерзших в снегу пьяниц было предписано отпевать и хоронить по обычному чину. Хотя, фактически, речь шла о самоубийстве. Объяснение Синода на этот счет подкупает своей наивной откровенностью — дескать, по сути это действительно самоубийство, но с учетом широкой распространенности этого порока на Руси лучше будем считать это «христианской кончиной».

Читайте также:  Можно ли пить дексаметазон из ампул

Одновременно в Церкви расло почитание святых и чудотворных икон — таких, как например, «Неупиваемая чаша», молитвенные обращения к которым нередко помогало родным алкоголиков вернуть своих сыновей, мужей и отцов к нормальной жизни. А непосредственно перед революцией священники организовывали «общества трезвости», процент выздоровления членов которых в связи с их духовной жизнью был гораздо выше, чем при использовании чисто медицинских методик. Подобные общины существуют при некоторых храмах и в настоящее время.

Что ж, история потребления спиртных напитков на Руси красноречиво доказывает — любая сама по себе нейтральная вещь может принести непоправимый вред и телесному, и душевному здоровью, если превращается в страсть. Тот же «идол», которому не обязательно воздвигать статуи — достаточно, чтобы непобедимое желание застилало в душе человека Бога и Его любовь. А радикально избавиться от такой страсти тоже можно лишь с помощью Благодати Божьей, в регулярной жизни в Церкви, постоянном приобщении в ее Таинствам.

Однако гораздо лучше не доводить себя до состояния пагубной зависимости. Умеренность, золотая середина — вот одна из главных добродетелей христианства, и не только в отношении к употреблению алкоголя. И тогда и водка, и день ее рождения будут вызывать лишь добрую улыбку в предвкушении мирной радости за праздничным столом — а не чувство презрения к губительной для здоровья и жизни привычке.

Читайте также:

Ислам против пьяного православия

Бережет ли пьяных Бог?

Можно ли спасти Россию от пьянства?

Источник

Отношение к алкоголю в религиях мира

Материал содержит информацию о товарах, употребление которых может навредить вашему здоровью.

Алкоголь – одно из ключевых открытий человечества: состояние измененного сознания, достигаемое с помощью алкогольного опьянения, в разных народах в свое время воспринималось как акт божественного откровения, способ общения с «тонким» миром, путь познания скрытого. Именно под воздействием спиртного нередко создаются произведения искусства, решаются научные парадоксы и находятся ответы на вопросы, казавшиеся неразрешимыми.

Религиозные доктрины мира не могли не включить в свою концепцию такой значимый фактор человеческого психоэмоционального состояния, тем более что даже сегодня, в век научного знания и материализма, нет единого мнения, что же именно собой представляет состояние измененного сознания, и нет ли в нем сакральной (священной) подоплеки.

Алкоголь в христианстве

Эта религия относится к алкоголю положительно и даже с некоторым уважением: красное вино, в частности, считается Кровью Христовой и входит в таинство Причастия. Немало упоминаний перебродившего виноградного сока встречается и в Новом Завете: достаточно вспомнить известный сюжет о превращении воды в вино на свадьбе. В Ветхом Завете, в Песни Песней, влюбленный юноша (сам царь Соломон) сравнивается с виноградарем, и его возлюбленная Суламифь – сестра владельцев виноградника.

Вино — кровь Христова, хлеб — его плоть.

Не попадают под запрет и другие напитки. Например, жена известного немецкого богослова, реформатора и переводчика Библии Мартина Лютера была пивоваром, а семейство Гиннес создало свой знаменитый сорт пива в честь поклонения Иисусу Христу.

С другой стороны, в христианстве порицается чрезмерное опьянение, когда человек не может контролировать себя и теряет достойный облик (сюжет о дочерях Лота, сюжет о сыновьях Ноя – Хаме, Симе и Иафете). Не находят сочувствия и запойные пьяницы, так как Священное Писание учит своих последователей всегда быть хозяевами своего тела, чтобы не совершить случайно предосудительный поступок и не нанести вред другим людям.

При желании в Библии можно найти цитаты как за, так и против алкоголя, одно можно сказать совершенно точно: спиртные напитки в христианстве не запрещены, а в определенных ритуальных ситуациях даже прямо показаны к употреблению.

Алкоголь в исламе

В этой религии алкоголь полностью запрещен – по легенде именно табу на спиртное в свое время стало причиной, почему князь Владимир решил крестить Русь, а не обратить ее в мусульманство. Коран считает: что запрещено в большом количестве, не разрешено и в малом, поэтому христианский подход, прославляющий умеренность, здесь неприменим: спиртное считается корнем зла и греха, нечистым и скверным порождением Иблиса – джинна, сбивающего верующих с истинного пути.

По одной из версий из-за запрета алкоголя в исламе князь Владимир принял христианство

Разумеется, этот запрет распространяется и на другие дурманящие вещества, однако доподлинно известно, что некоторые мусульмане все-таки не отказывают себе в простых радостях: например, большим любителем вина был великий иранский поэт и ученый Омар Хайям, многие современным исламские исследователи также находят в Коране подтверждения тому, что алкоголь не так страшен, как принято считать. Например, Аллах сказал, что «первая капля вина губит человека» – получается, если ее стряхнуть, то оставшийся в стакане напиток совершенно безвреден! Достаточно лояльное отношение к алкоголю в демократичной и светской Турции, в то время как в ОАЭ или Саудовской Аравии за появление на улице в нетрезвом виде можно угодить в тюрьму.

Официальная позиция ислама остается такой же, как и тысячу лет назад: алкоголь строжайше запрещен.

Буддизм и алкоголь

Концепция жесткого запрета чего-либо плохо соотносится с самой философской и гуманной из всех мировых религий, однако в буддизме отношение к алкоголю скорее негативное, чем позитивное. Например, «Восьмеричный путь» включает в себя следование канонам правильного поведения, которое подразумевает отказ от пьянства. Значит ли это, что буддисту нельзя даже пригубить полбокальчика легкого вина? Нет, только если монаху – ведь замутненное сознание отдаляется от просветления.

К мирянам же в буддизме требования минимальны, и бытовые «прегрешения» им прощаются. Состояние постоянной осознанности – обязанность того, кто идет по пути духовного совершенствования, а алкоголь, равно как и наркотики, затуманивает разум.

Буддизм неоднороден: в нем есть и Махаяна, и Хинаяна, и Тантризм, и Дзен, и другие направления, каждое из которых по-своему относится к алкоголю. В сухом остатке можно сказать следующее: буддизм не считает вино скверной и богомерзким напитком, но и не поощряет его употребление, особенно сверх меры.

Подробнее об алкоголе и религии на АлкоФане.

Читайте также:  Можно ли пить вишневый при поджелудочной

Внимание! Чрезмерное употребление алкоголя вредит здоровью.

Источник

«Так заповедал Никола». Почему монахам можно пиво в пост, а мирянам — нет

МОСКВА, 19 дек — РИА Новости, Алексей Михеев. В среду православные верующие отмечают Николу зимнего — день кончины святителя Николая, который почитался на Руси превыше всех святых, фактически наравне с Христом и Богородицей. В народе даже ходила легенда, что он должен был стать Богом, да отказался. Нужно ли, согласно другой народной легенде, варить в этот день пиво, почему на Руси его готовили монахи и как лучше провести этот день верующему — разбирался корреспондент РИА Новости.

«Такую гадость выпьет только верующий!»

На Руси, всегда жившей по старому церковному календарю, день смерти Николая Угодника приходится на Рождественский пост. Тем не менее на юго-западных окраинах русских земель варить пиво на Николу принято было всегда, да и ради большого праздника церковный устав дозволяет выпить вина, а «в странах, вина неимущих, пием же пиво». В одной колядке это пивоварение представляется как один из сакральных обычаев, на которых держится мир:

Чому так нема, як було давно,

Як було давно, а з первовіку:

Святним Миколам пива не варять…

В странах же Западной Европы, известной своим «аббатским пенным», есть другая легенда о том, почему церковь разрешила пить пиво во время поста. Когда папа Римский узнал, что в Баварии монахи во время поста грешат употреблением любимого национального напитка, он приказал это безобразие запретить. Но как запретить баварцу пиво?! Вот монахи и решили пойти к папе на поклон, захватив с собой бочонок этого напитка. Однако дорога в Рим занимала много времени, и пиво, разумеется, скисло. Понтифик попробовал угощение и сказал: «Если они такую гадость пьют во время поста, то пусть продолжают! Надо обладать воистину крепкой верой, чтобы это ежедневно это потреблять».

Тайна обители преподобного Сергия

На Руси монахи тоже веками варили пиво, хотя сейчас об этом мало кто вспоминает. Лучшая русская пивоварня располагалась в Троице-Сергиевом монастыре, в 1744 году получившем статус лавры. Пиво варили в стоящей и поныне Пивной (или Погребной) башне, а на дворе рядом с ней жил специальный «квасной старец». Позже пивоварню перенесли к трапезному Сергиевскому храму, где пивом угощали всех паломников, в том числе и знать.

Монастырская пивоварня — памятник архитектуры, охраняемый государством, — до сих пор стоит и в ростовском Кремле, напротив архиерейских палат. Считается, что монастырское пивоварение возникло благодаря… грамотности монахов. И на Руси, и в Европе монахи в средние века действительно были самыми образованными людьми. Они записывали и анализировали весь процесс варки, что помогало им постоянно улучшать качество.

В России традиция стала чахнуть уже во времена Петра I и окончательно умерла к Октябрьской революции. Единственный православный монастырь, где эти навыки в определенной степени сохранили, — Новый Валаам в Финляндии. Правда, пиво здесь тоже не варят, зато гордятся своим ягодным вином. А с этого года монахи производят еще и собственный виски.

«За шиворот» с благочестием

«Православный, или, точнее, крещеный человек, постоянно старается какие-то свои тайные грехи или удовольствия записать в некий «официальный список», чтобы грешить «официально». Как на поминках у нас святое дело — водки выпить, потому что душе умершего «будет легче». И когда твой грешок с чем-то святым рядом стоит или прикрывается чем-то святым, то и жить легче и спокойнее, и совесть не особенно грызет. А совести всегда спокойнее, когда от нормы надо отступить ради того, чтобы традицию соблюсти», — говорит священник храма святого мученика Пантелеимона в городе Орске Оренбургской области отец Александр Курсаков.

По его наблюдениям, те верующие, которые любят «побаловаться вином», часто вспоминают одно из чудес Христа — претворение воды в вино на свадьбе в Кане Галилейской.

«Значит и мы, христиане, не должны вином брезговать, рассуждают они. То есть оправдывают не то, что вино можно употреблять в пищу, а то, что лишний раз можно за шиворот заложить, потому что «сам Христос благословил». И то же самое говорят про Николая Чудотворца», — досадует священник.

Из святителя не зря потом сделали Санта Клауса — волшебника, дарящего подарки. Он, действительно, всегда отдавал последнее узникам, детям и больным. На ярмарках на зимнего Николу (зимнего, потому что на праздничной иконе изображен в «шапке» — епископской митре) раздавали бесплатно или отдавали за бесценок излишки зерна. Наверное, многие поэтому и начинали варить пиво. «Но ведь пост идет, зачем?», — удивляется отец Александр.

Назад, к язычеству?

С другой стороны, то пиво было совсем другое — в нем не было спирта. Впрочем, по словам священника, это все равно не оправдание. «И когда говорят, что вот, мол, раз есть такая традиция, значит святитель был „за“, можно только посмеяться. Вряд ли святой Николай полагал, что когда-то где-то, Бог знает где на севере, появится такая традиция. Это просто приметы — кто-то когда-то что-то замечал, а потом начинали связывать одно с другим», — полагает он.

А еще священник вспоминает, что после крещения Руси церковь старалась большие праздники «совмещать» с существовавшими языческими — чтобы у людей не было желания отмечать и то и другое. Так, Дмитриевская родительская суббота «совпала» с традиционным поминовением павших воинов — церковь наполняла новым смыслом народные верования.

«А сейчас, увы, чаще бывает наоборот, когда уже свои привычки приставляют к христианскому смыслу», — сетует отец Александр.

Чай вместо пива

Сегодня православная служба помощи «Милосердие» предлагает на Николин день позвать в гости близких, напоить их чаем и, по примеру святителя, помочь самым нуждающимся, а не пить пиво в честь праздника, хоть устав и дозволяет.

«Николай Чудотворец помогал при жизни и продолжает помогать после смерти попавшим в беду людям. Он благотворил бедным, мирил враждующих, его молитвами спасались от бури моряки. В старину в день памяти святителя в каждом доме пекли пироги и приглашали гостей. Мы хотим предложить всем верующим воскресить эту традицию и в память о благодеяниях святителя Николая совершить маленькое чудо доброты и вместе со своими друзьями, родственниками или коллегами собрать небольшую сумму для тех, кто сильнее всего нуждается в поддержке, — одиноких стариков, детей-сирот и бездомных», — говорит руководитель благотворительных программ службы Анна Белавина.

«Позовите друзей к себе вечером или днем. Испеките что-то вкусное или пусть каждый, кто хочет, принесет свое угощение. И расскажите о святом Николае, что он помогал людям, попавшим в беду, и что у всех вас сегодня тоже есть возможность помочь кому-то в беде. Поставьте банку или вазу, а может, шапку или мешочек, чтобы ваши друзья могли опустить туда свои пожертвования», — продолжает Анна.

Даже самая небольшая сумма cможет принести подопечным «Милосердия» настоящую радость. Ведь на 1000 рублей можно купить десять килограммов вкусных груш, которые очень любят бабушки в Свято-Спиридоньевской богадельне. А сто рублей — это компот из сухофруктов на двадцать человек или детский крем и шампунь для них. На 5000 рублей можно подстричь 150 бездомных или накормить 50 человек горячим. 200 рублей стоит банка тушенки и пачка макарон — простой обед для бедной семьи, а всего в 1200 обойдется месячный запас лекарств для хронического гипертоника.

Кружка бельгийского «монастырского» в московских барах, напомним, стоит как минимум 450 рублей.

Источник