Можно ли мусульманам пить квас и кефир
Содержание статьи
Можно ли мусульманам пить квас
Квас является продуктом натурального брожения, точно также как и кефир. Эти продукты разрешено употреблять мусульманину, поскольку они не взывают опьянения в их первоначальном, обычном состоянии. Но если такие продукты перебродят, то с ними могут возникнуть проблемы — они могут опьянить, и в таком случае они станут недозволенными для того, чтобы их пить.
Аналоги во времена Пророка Мухаммада ﷺ
Во времена Пророка Мухаммада ﷺ, люди поступали особенным образом, когда дело касалось напитков. Чтобы узнать об этом, а также о том, что он ﷺ говорил по поводу разных напитков, которые могут пить люди, можно обратиться к тексту сборника «Сахих Муслим», к главе под названием «О позволительности употребления набиза, который не забродил и не стал опьяняющим», в которой рассказывается о набизе, который готовят из изюма, настаивая воду на изюме в течение нескольких дней. В тексте главы приводятся слова ибн Аббаса, который сказал, что изюм замачивали для Пророка Мухаммада ﷺ, и потом он это пил в течение трех дней, но затем остатки этого напитка он ﷺ выливал, поскольку его нельзя уже было пить: напиток начинал бродить и приобретал такие свойства, что мог опьянить. Срок в три дня справедлив именно для этого напитка, который был широко распространен в то время. Если же речь идет о других напитках, то забродить они могут и раньше этого срока, и пить его будет мусульманину уже нельзя.
Другие продукты брожения
Но тот факт, что некоторые напитки в течение определенного времени остаются дозволенными, но затем могут забродить и опьянять, относится в полной мере и к кефиру, и к квасу, и к кумысу, и к простокваше.
На пакетах с такими продуктами часто можно увидеть надпись, что доля этилового спирта не превышает в данном продукте 1,2%. Только современная техника может определить настолько точно содержание спирта в продукте, но такой точности для Ислама и не требуется, достаточно, чтобы напиток не опьянял человека, не воздействовал на его рассудок.
Чтобы определить, способен напиток человека опьянить или нет, достаточно в своих рассуждениях опираться на хадис Пророка ﷺ, приводимый от Тирмизи, в котором говорится, что если пить его в большом количестве, и он способен опьянить, то даже малую его долю пить нельзя. Опираясь на этот хадис, учеными Ислама были выведены критерии, по которым можно определить опьяняющий напиток:
- предположите, опьянит ли он в случае, если пить его в достаточно большом количестве,
- предположите, повлияет ли каждая порция этого питья, выпиваемая впоследствии, на рассудок того, кто пьет. Если состояние мусульманина не изменится, сколько бы ни пил это питье, то его можно пить беспрепятственно.
Если с этой точки зрения рассматривать квас, то можно сделать вывод, что на состояние человека квас не влияет, как много бы его не выпить, и даже если выпить после этого еще одну и еще одну порцию кваса, то это никак не изменит состояние человека и не сделает его пьяным. Если рассматривать дозволенность кваса, опираясь на эти критерии, то можно сделать вывод, что квас дозволен.
В каком случае можно пить спиртосодержащую продукцию?
Разрешается мусульманину употреблять спиртосодержащую продукцию только в том случае, если она отвечает ряду условий: если спирт, на котором изготовлено питье, был получен:
- не из винограда
- не из фиников,
- если к опьянению употребление его привести не может,
- сам факт употребления этого напитка не обусловлен тем, что мусульманин хочет подражать немусульманам.
Квас, как и кефир, — это напиток российский, национальный, квас является частью российской культуры, но с отличительными особенностями немусульман квас не ассоциируется, то есть как подражание немусульманам квас не употребляется.
Квас заводского производства изготавливается путем брожения на основе ячменного или пшеничного хлеба, а бренды кваса зарубежные и элитные могут иметь в основе производства иное сырье, и следует уточнять у производителя, какое именно. В составе кваса может быть спирт, который был получен не из винограда и не из фиников, но содержание его настолько мало, что опьянить такой напиток не сможет. В этом случае пить квас мусульманину можно и квас не будет являться запретным.
Спирт в других продуктах и вопрос о дозволительности
Небольшое количество алкоголя могут также содержать такие напитки, как кока-кола, а также целый ряд ароматизированных и подкрашенных красителями напитков, которые производят с добавлением небольшой доли алкоголя. Такие напитки по Исламу будут считаться разрешенными, поскольку в своем труде «Аль-фатава» Ибн Таймийя поддерживает мысль о том, что если смешать малое количество вещества запрещенного с большим количеством вещества разрешенного, и ни цвет, ни запах второго не изменится, как и его вкусовые качества, то запрещённое вещество в составе разрешенного уже не будет считаться запрещенным.
Алкоголь входит в состав большинства продуктов индустрии питания: такие общепринятые ароматизаторы, как ваниль, вообще не производятся без алкоголя, и даже такие продукты, как печенье и мороженое, имеют алкоголь в своем составе. Для ввоза в мусульманские страны разрешены только те продукты питания, которые имеют в своем составе алкоголя в малой дозировке, поэтому ни по вкусу, ни по запаху спирт определить в нем нельзя. Указания о проценте содержания алкоголя в продукте предназначены для производителей продукции по сертификату халяль, а рядовому мусульманину следует самому решать, можно пить этот продукт или нет, полагаясь на свои суждения.
Слова шейха Усеймина о квасе
Шейх Усеймин же, отвечая на вопрос о том, является ли квас запрещенным мусульманину продуктом или разрешенным, говорил, что многие неверно толкуют смысл хадиса, в котором Аллах говорит: «То, что опьяняет в большем количестве, то малое количество этого — запрещено». Некоторые полагают, что если смешать запрещенный алкоголь с большим количеством другого, незапрещенного вещества, то и разрешенное вещество возможно станет запрещенным. Но смысл хадиса совсем в другом: хадис подразумевает, что если какое-то вещество в большом количестве пить и оно опьяняет, то и малую часть этого вещества пить будет запретно для мусульманина. И речь здесь не идет о смешивании запрещенного вещества еще с чем-то: хадис подразумевает, что если человек может опьянеть, если пить бутылку водки, то и одна рюмка водки также будет запрещено пить мусульманину.
Квас же не способен опьянить ни в большом количестве, ни в малом, хотя он и изготовлен с применением процесса брожения, поэтому пить его можно.
Источник
Дозволены ли напитки с небольшим содержанием алкоголя: квас, кумыс и кефир?
Очень многие спрашивают нас о традиционных напитках, которые не считаются алкогольными, но, тем не менее, содержат небольшой процент спирта. Главным образом, мусульман беспокоит, можно ли считать халяльными квас, кумыс и кефир. Отдельно отметим вопросы про безалкогольное пиво.
Общеизвестно, что мусульманам нельзя употреблять опьяняющие напитки: вино, коньяк, водку, ром и другие. И интуитивно всем понятно, что кефир пить можно. Но в чем же принципиальная разница между квасом и пивом? Что можно, а что — нет?
Мы попробуем в этой статье объяснить, на что опираемся при сертификации.
Любой ли спирт не дозволен?
В целом, некоторые виды опьяняющих напитков однозначно запрещены по всем мазхабам. В первую очередь, речь идет о вине из винограда. Относительно напитков из других плодов и растений существует множество разногласий между учеными разных мазхабов и внутри мазхабов.
В основе мы придерживаемся мнения, что запретны (харам) и считаются нечистыми только алкогольные напитки, произведенные из фиников и винограда.
Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:
الخمر من هاتين الشجرتين: النخلة والعنبة
«»Хамр» — из этих двух деревьев: финиковой пальмы и виноградной лозы» («Сахих» Муслима, №1985).
Это мнение имамов Абу Ханифы и Абу Юсуфа, и оно считается изначальной и более достоверной позицией ханафитского мазхаба. Это же мнение передавалось и среди мнений имама Мухаммада.
وروى هشام عن محمد: ما أسكر كثيره فالأحب إلي أن لا يشربه ولا أحرمه (إختلاف العلماء، دار البشائر الإسلامية، ج٤ ص٣٧٢)
وروى هشام قال:سألت محمدا عن النبيذ، فقال: ما أسكر كثيره فأحب إلي أن لا يشربه ولا أحرمه (عيون المسائل، دار الكتب العلمية، ص١٧٨)
وأما محمد بن الحسن فإن هشاما ذكر أنه سأله عن النبيذ ما أسكر كثيره فقال: أحب إلي أن لا أشربه ولا أحرمه (شرح مختصر الطحاوي، ج٦ ص٣٥٥)
وعن محمد مثل قولهما وعنه أنه كره ذلك وعنه أنه توقف فيه (الهداية، إدارة القرآن، ج٧ ص٢٩٨)
فما كان من خمر فقليله وكثيره حرام، وما كان مما سوى ذلك من الأشربة فالسكر منه حرام، وما سوى ذلك منه مباح — هذا هو النظر عندنا، وهو قول أبي حنيفة وأبي يوسف ومحمد رحمهم الله (شرح معاني الآثار، عالم الكتب، ج٤ ص٢١٥)
وكذلك عصير العنب إذا طبخ فذهب ثلثاه حلال وإن اشتد إذا قصد به التقوي، وإن قصد به التلهي فحرام، وقال محمد: حرام، وعنه: مثل قولهما، وعنه: التوقف فيه (الإختيار للموصلي، دار الرسالة العالمية، ج٣ ص٥١٢)
Его придерживались такие муджтахиды, как имам Тахави, аль-Маргинани, Кади Хан и другие.
وقال محمد رضي الله عنه بعد ذلك: ما أسكر كثيره فأحب إلي ترك شربه ولا أحرمه — وبه نأخذ (مختصر الطحاوي، لجنة إحياء المعارف النعمانية، ص٢٧٨)
فما كان من خمر فقليله وكثيره حرام، وما كان سوى ذلك من الأشربة فالسكر منه حرام، وما سوى ذلك منه مباح، هذا هو النظر عندنا، وهو قول أبي حنيفة وأبي يوسف ومحمد رحمهم الله (شرح معاني الآثار، عالم الكتب، ج٤ ص٢١٥)
قال فى الينابيع: وهذا عند أبي حنيفة وأبي يوسف، وعن محمد فيه روايتان، في رواية: شربه حرام لكن لا يحد إلا إذا سكر منه، وفي رواية قال: لا أحرمه ولا أشرب منه، والصحيح قولهما، وقال في مختارات النوازل: والصحيح قولهما، واعتمده الأئمة المحبوبي والنسفي والموصلي وصدر الشريعة (التصحيح والترجيح، دار الكتب العلمية، ص٤١٢)
وفى الفتح: وبه يفتى (أي بوقوع الطلاق من الذي سكر من الأشربة المتخذة من الحبوب العسل) لأن السكر من كل شراب حرام (إتفاقا بين أئمتنا)، وعندهما: لا يقع بناء على أنه حلال، وصححه فى الخانية (النهر الفائق، دار الكتب العلمية، ج٢ ص٣١٨)
والصحيح أنه يحل شربه إلا القدح المسكر (فتاوى قاضيخان، ج٣ ص٣٩٨)
Внимание! Это мнение не означает, что можно спокойно пить такие напитки, как водка или текила. Напитки с содержанием спирта, произведенные не из фиников и винограда, дозволено употреблять лишь со следующими условиями.
Первое — их нельзя пить, чтобы опьянеть, или в количестве, способном опьянить.
Второе — нельзя пить напитки, которые ассоциируются с грешниками (например, пиво).
Очевидно, что эти условия ограничивают употребление напитков, содержащих спирт. Так, сразу становится понятно, что пить водку, пиво или другой подобный алкогольный напиток даже не из фиников и винограда не дозволено ни в малом количестве, ни в большом, потому что эти напитки опьяняют и ассоциируются с грешниками. Но эта достоверная позиция ханафитского мазхаба позволяет, к примеру, не считать этиловый спирт нечистым в основе. Например, духи на спиртовой основе — чистые, и намаз с ними на коже будет действителен. И при вынесении фетвы следует отдавать предпочтение ранним муджтахидам, которые выбирали позицию имамов Абу Ханифы и Абу Юсуфа, а не более поздним.
Сегодня очень многие продукты содержат спирт с небольшом количестве, но не опьяняют. Это, в основном, напитки, хлеб и другая выпечка — их не употребляют, чтобы опьянеть, и эти продукты не ассоциируются с грешниками. Более того, спирт стал столь распространенным компонентом, что его трудно избежать. Поэтому целесообразно вернуться к изначальной позиции мазхаба. Повторим еще раз условия, при которых дозволено пить напитки с содержанием спирта.
Первое — их нельзя пить, чтобы опьянеть, или в количестве, способном опьянить.
Второе — их нельзя пить так, что становишься похожим на грешника.
Теперь ответим на вопросы про конкретные напитки.
Квас, кумыс, кефир
Традиционные напитки на основе брожения, которые не пьют для опьянения, употребление которых не делает человека похожим на грешников и которые не ассоциируются с грехом: квас, кумыс, кефир и им подобные, — дозволены, если не опьяняют.
Безалкогольное пиво
Безалкогольное пиво не дозволено, потому что, когда человек пьет его, это делает его похожим на грешника, который развлекается с кружкой алкогольного пива в руке. Если ребенок пройдет с бутылкой безалкогольного пива, это осудит даже большинство немусульман, не говоря уже о мусульманах (в отличие от случая, когда ребенок держит банку, например, кваса). Очевидно, что даже безалкогольное пиво ассоциируется с грешниками и грехом.
Кроме того, надо отметить мнение шафиитского мазхаба, согласно которому любая опьяняющая жидкость — нечистая и не очищается простым выпариванием алкоголя. Безалкогольное пиво готовят путем выпаривания алкоголя, так что для шафиита этот напиток остается нечистым.
Учитывая все это, мы никогда не выдадим сертификат никакому безалкогольному пиву.
Десерты с алкогольными напитками или спиртом
Хотя алкогольные напитки не из фиников и винограда не считаются нечистыми и дозволены с соблюдением указанных выше условий, мы не выдаем сертификат десертам и выпечке, в составе которых присутствуют такие алкогольные напитки, которые ассоциируются с грешниками, или на этикетке которых указан спирт в качестве компонента, даже если сами по себе эти кондитерские изделия не опьяняют и не ассоциируются с грехом.
Мы соблюдаем эту предосторожность, чтобы те, кто считает эти жидкости запретными и нечистыми (например, представители шафиитского мазхаба, где выносится фетва, что любой опьяняющий напиток — нечистый вне зависимости от того, как он произведен и для чего используется), могли спокойно покупать продукты с нашей маркировкой, не беспокоясь о межмазхабных расхождениях. Помимо этого, мы не хотим никак поддерживать производителей алкоголя и косвенно помогать им продавать эти напитки для добавления (пусть и в малом количестве) в хлебобулочные и кондитерские изделия.
Автор статьи: Малика Умм Яхья
Проверил Булат Мубараков.
Источник
Национальные напитки мусульманских народов
Последователей ислама как одной из самых динамично развивающихся мировых религий можно встретить в каждом уголке планеты. Мусульманами становятся люди из немусульманских семей, которые этнически могут быть из народов, исторически исповедующих христианство, буддизм, индуизм или другие верования. Однако чаще всего ислам соотносят с этническими мусульманскими народами и странами. В первую очередь — арабами, народами Кавказа, Поволжья, Средней и Центральной Азии. И если вести речь о традиционных напитках мусульман, нужно понимать, что ислам — это не нация, а религия. Которая естественным образом наложила отпечаток на то, чем обычно запивают еду и утоляют жажду этнические мусульмане.
Говоря о напитках, их можно условно разделить по шариатскому и географическому признаку. Так, согласно исламскому праву, мусульмане должны пить чистые, полезные и канонически не запрещённые напитки. Другими словами, кроме алкоголя практически всё разрешено.
Ислам — религия чистоты, поэтому всё нечистое или воду, в которой присутствовал харам, пить нельзя. Это может быть вода из колодца, в которой была мертвечина (например, утонуло животное), грязная вода, всё, что может нанести прямой вред состоянию здоровья. Многие могут возразить, что газированные напитки, хотя и не являясь ядовитыми, оказывают негативное воздействие на желудочно-кишечный тракт человека и, тем не менее, мусульманам не запрещены. Дело в том, что весь вопрос в мере: если не злоупотреблять газировкой, она на вряд ли приведёт к ухудшению самочувствия. А вот вред от спиртного даже в самых малых дозах — доказанный наукой факт. Поэтому в исламе принято разделять напитки по главному критерию дозволенности: на алкогольные и безалкогольные.
По географическому (или историческому) принципу можно выделить множество разных направлений. Тяжело обозначить что-то общее между всеми ними из-за территориальных и социо-культурных особенностей. Тем не менее, существуют определённые виды, такие как айран или щербет, которые традиционно ассоциируются с мусульманским Востоком.
Отношение к напиткам в исламе
Как уже говорилось выше, Шариат разделяет всё на дозволенное (халяль) и запретное (харам). К явному запрету, о котором говорится в Коране, относится вино. По аналогии с ним, как опьяняющие и одурманивающие, запрещены все алкогольные напитки.
Сомнения вызывают напитки, в составе которых есть небольшой процент алкоголя. Например, традиционный напиток казахов, киргизов и башкир — кумыс. Это кисломолочный продукт, который в процессе длительной закваски может стать слабоалкогольным. Соответственно, после его употребления человек немного пьянеет или приходит в возбуждённо-хмельное состояние.
С одной стороны, опьяняющие напитки запрещены, с другой — этот продукт не является алкогольным. Содержание спирта появляется в процессе брожения. Если кумыс свежий, то он не опьяняет. Даже в кефире и катыке есть практически ничтожная доля спирта, из-за чего некоторые запрещают его употребление, ссылаясь на хадис: «Всё, что опьяняет в большом количестве, запретно (харам) и в малом» (хадис передали Абу Дауд, Тирмизи).
Однако авторитетными учёными были даны фетвы о том, что пить кумыс, другие кисломолочные напитки, а также квас — разрешено. Во-первых, вино (хамр) считается нечистотой (наджасой). Здесь же в составе нет нечистоты, напитки не произведены из запрещённых продуктов. Во-вторых, спирт не добавлен в процессе производства, а образован естественным путём в незначительном объёме. В-третьих, никто не сможет выпить столько кумыса или кваса, чтобы опьянеть от него. Пока он свежий, нет такого эффекта. Только уже просроченный, перебродивший напиток имеет легкие хмельные свойства.
Согласно этой логике безалкогольное пиво тоже является разрешённым. Ведь оно изготавливается из чистого продукта — солода, т.е. пророщенного, подсушенного и размолотого зерна. Сырьём для его производства служат рожь, ячмень и зерно других культур. Тем не менее, этот напиток нельзя употреблять по мнению ряда исламских учёных. Так, муфтий Сухайл Тармухаммад в своей книге «Современные фетвы» отмечает: «Если напиток обусловлен подражанием немусульманам, то его употребление является запретным».
Традиционные напитки в исламских странах
Одним из наиболее известных напитков у мусульманских народов является щербет (шербет). Он популярен как у тюрков, так и у арабов. Обычно его готовили из розы, кизила, шиповника, фруктовых соков и специй. В него добавляют сахар, воду, чтобы получить сироп, а потом разбавляют ещё раз холодной водой. На Востоке любят добавлять уксус в разные напитки, порой даже в щербет. Сейчас под щербетом понимают прохладительный напиток из сока с мороженым, фруктами или пряностями. Он является одним из популярных напитков в мусульманской культуре. Например, в некоторых районах Турции до сих пор щербет пьют до и после еды. Этот напиток дошёл до Индии и там тоже стал одним из национальных и любимых напитков.
В Иране производятся национальные напитки из сока лимона. В этой стране любят травяные напитки, которым кроме вкусовых качеств присущи и целебные свойства. Это лекарственные настойки — как, например, бидмешк (напиток из ивы), напиток из цикория (одуванчика), померанца. В числе лекарственных средств и национальных продуктов этого государства можно назвать и розовую воду, получаемую от специального сорта роз Мухаммади. Этот продукт экспортируется во многие восточные страны и очень популярен как в качестве напитка, так и в косметологии.
Из смеси виноградной мелассы и розовой воды с добавлением кедровых орехов и изюма изготавливают один из классических арабских напитков. Это достаточно популярный напиток во время Рамазана, который не уступает по спросу густым смузи из кураги — камардин.
В тропической зоне, где живут мусульмане, например, в Малайзии, популярны свежевыжатые соки из местных фруктов. Здесь можно попробовать сок свежего кокоса или кокосовое молоко на улице прямо в кокосовых орехах.
Ещё одним очень популярным напитком мусульман является кофе. Его стали выращивать и употреблять как напиток в Йемене примерно в IX столетии. Бытует версия, что первооткрывателями кофе как напитка были суфии, которые пили его, чтобы бодрствовать ночью и прославлять Аллаха (делать зикры). Бодрящий напиток распространился и среди остальных мусульман и других народов, а в последствие — во всём мусульманском мире. К концу XV века кофе стали пить в Мекке и Турции, а столетие спустя — в Каире. В Малайзии его подслащивают сгущённым молоком и даже добавляют специи. В Турции существует множество разновидностей варки кофе: с молоком, на углях, со стаканом ледяной воды или же предложат простой горький классический напиток.
После кофе на втором месте по популярности в Аравии стоит чай карак, который пришёл в эти земли благодаря давним торговым и культурным связям с Индией. Очень любят чай марокканцы, которые пьют его с различными сладкими блюдами, а иногда просто сам чай, добавляя большое количество сахара и мяты. Здесь популярен зелёный чай.
Чайные традиции у мусульман не такие, как в Китае или Японии, но всё же имеют большое значение в культуре мусульманских народов. У тюркских народов (узбеков, турков, татар) есть целые чайные — чайхана — где по традиции не только собирались попить чай, но и обсудить дела, решать вопросы. Популярен чай с мятой, чабрецом, а со зверобоем любят пить казанские татары. Неотъемлемой частью являются сухофрукты в чае, а также молоко.
В Турции чаще всего готовится классический чёрный чай. В зависимости от пожеланий, он может отличаться крепостью заварки и определёнными сортами или сборами трав. Принято пить его из небольших стеклянных чашек.
А вот в Малайзии чайная церемония отличается не столько способом заваривания, сколько организацией целого шоу с акробатическими номерами. Здесь даже проводятся конкурсы мастерства по приготовлению и розливу чая.
Интересно, что российские мусульмане пьют не только завёзенный чай, но и выращивают свой. Так, в республике Адыгея эту культуру возделывают уже с 1937 года. Вначале это был просто эксперимент, позже чай стали выращивать на продажу.
В Средней полосе России популярны травяные чаи, например, кипрей, или иван-чай, чаи из листьев смородины и земляники.
Российские мусульмане и народы Средней Азии, Кавказа очень любят молочные напитки. Одним из таких является айран. Это кисломолочный напиток с добавлением воды, соли и зелени (укpoпa, бaзилика или мяты). Тaкoй нaпитoк очень хорошо утоляет жажду, а также благотворно влияет на нepвную систeму. В Иране этот напиток называется «дуг» и так же очень популярен.
У арабов Ливана тоже есть свой молочный напиток для утоления жажды — хунейну. Для его приготовления используют варенец. Очень часто с хунейну подают какую-нибудь выпечку.
Таким образом, напитки мусульманских народов имеют общую особенность — они натуральные и полезные для здоровья. Исключение алкоголя только расширяет их ассортимент, который придётся по вкусу любому гурману.
Источник