Можно ли мусульманину пить панкреатин

Препараты из свиней и спирта в исламе

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал:
“Если то, что в своей основе является нечистотой (наджас), изменило свою сущность и превратилось в нечто дозволенное, как например кровь, мертвечина, свинина, которые попав в соляные промыслы, превращаются в соль; или сгоревшая нечистота, превращается в золу, известь и тому подобное, то в этом вопросе ученые имеют два мнения. Одни из них считают, что нечистота не становится чистой из-за изменения своего свойства, и это мнение аш-Шафи’и, одно из мнений мазхаба Малика, а также одно из мнений Ахмада. Другое же мнение состоит в том, что нечистота, изменившая свое состояние и качество, становится чистой, и это мазхаб Абу Ханифы и одно из двух мнений Малика и Ахмада, а также захиритов и других ученых. И это мнение является самым правильным, поскольку на изменившиеся вещи нет запрета в текстах Корана и Сунны. Нет доказательств на запрет этих вещей, напротив, на них распространяются тексты дозволения, поскольку они из благих вещей (т.е. дозволенных, каковым является в своей основе все мирское). Поэтому Коран, Сунна и аналогия указывают на дозволенность этого!” См. “аль-Фатауа аль-кубра” 1/231.

Исходя из данного положения, многие смело употребляют различные продукты и препараты , которые получаются из свинины и не халяльно забитой скотины, пологая что препарат в результате технической и химической обработки стал совсем другим, но ситуация на самом деле далеко не такая как думают многие, и порой многие препараты все таки не полностью изменяют вещество, как в результате не совсем полноценной их обработки, так и намерено, по этой причине в Израиле (где кашерная еда и кашерные препараты), а также в ОАЭ, КСА и др.  (где халяль) практически нельзя встретить препараты на основе свинины или мертвечины, которые мы привыкли видеть на прилавках РФ и СНГ, по той причине что там гораздо серьезный подход к этому делу.

В связи с этим, чтобы не подпадать под сомнительные препараты, лучше всего заменить их на то, что вообще никак не связано с мертвечиной и свининой, благо таких масса, причем ни чуть не хуже по своим лечебным свойствам. Если же вы сами не можете сделать замену подобных препаратов, то обратитесь к специалистам, которые вам с этим помогут. Главное надо понимать что не заменимых препаратов нету.

Например:

  1. Популярный панкреатин (мезим, панзинорм, фестал, эрмиталь, креон, микразим и др.) можно спокойно заменить на:
    • «Бромелайн» от компании «Solgar», данное средство получается из ананаса
    • Специи, такие как семена чёрного тмина (желательно эфиопские) или имбирь. Применяются они также как и панкреатин, во время еды, и дозы подбирается индивидуально. 
  2. Часто применяемые в практики такие препараты как церебролизин (из головного мозга свиньи), кортексин (из головного мозга крупного рогатого скота и свиней), солкосерил и актовегин (из крови телят) вовсе не обладают достаточными научными обоснованиями для применения в медицинской практики, поэтому их не используют в странах где высокий уровень медицины. Отсюда становится понятно, что их применение вообще можно избежать и заменить на что-нибудь другое, в зависимости от показаний, та же самая хиджама в вопросе питания мозга и улучшения его кровоснабжения справиться гораздо эффективнее как показала практика. 
  3. Препараты на основе спирта для лечения кашля, также можно заменить на отвары из растений, а также в аптеках можно найти массу сиропов и эликсиров, которые не содержат в своём составе спирта. Замену также можно найти и другим спирт содержащим лекарственным препаратам, которые можно найти в аптеке.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Оставь внушающее тебе сомнение (и обратись) к тому, что сомнений у тебя не вызывает, ведь, поистине, правда это спокойствие, а ложь — сомнение».
См. «Сахихуль джамиа» 3377, 3378

Источник

Исламский взгляд на лекарства с не дозволенными по Шариату компонентами  — Ан-Ниса — Мусульманский женский портал

Автор:

Малика Умм Яхья

Насчет запрещенной (харам) еды правила очень строги: не дозволено есть запретную пищу, кроме случаев крайней необходимости. Такой необходимостью считается, например, сильный голод, который приведет к смерти, в то время как дозволенной еды вообще никакой нет. Впрочем, даже в этом случае можно съесть лишь такое количество недозволенной пищи, которое необходимо организму, чтобы не умереть.

Поскольку лекарства с дозволения Аллаха — причина сохранения жизни и здоровья, при крайней необходимости можно лечиться и тем, что в основе запрещено по Шариату. Правило звучит так: если лекарство с запрещенным компонентом эффективно, если у него нет аналога и если его выписывает врач, достойный доверия, то его можно использовать мусульманину. 

المحيط البرهاني (7/ 82)

فإن الاستشفاء بالمحرم إنما لا يجوز إذا لم يعلم أن فيه شفاءً؛ أما إذا علم أن فيه شفاء، وليس له دواء آخر غيره فيجوز الاستشفاء به.

درر الحكام شرح غرر الأحكام (2/ 88)

(فرع مهم من التبيين) ذكر في النهاية أن الاستشفاء بالحرام جائز إذا علم أن فيه شفاء وليس له دواء آخر غيره وعزاه إلى الذخيرة

الدر المختار شرح تنوير الأبصار وجامع البحار (ص: 34)

فروع: اختلف في التداوي بالمحرم، وظاهر المذهب المنع كما في رضاع البحر، لكن نقل المصنف ثمة وهنا عن الحاوي: وقيل يرخص إذا علم فيه الشفاء ولم يعلم دواء آخر كما رخص الخمر للعطشان، وعليه الفتوى.

Читайте также:  Когда повышенное давление можно пить алкоголь

مجمع الأنهر في شرح ملتقى الأبحر (2/ 555)

 قيل يجوز التداوي بالمحرم كالخمر والبول إن أخبره طبيب مسلم أن فيه شفاء والحرمة ترتفع بالضرورة فلم يكن متداويا بالحرام فلم يتناوله حديث النهي كما في حاشية أخي حلبي لكن فيه كلام كما لا يخفى تأمل.

البحر الرائق شرح كنز الدقائق (1/ 122)

هذا وقد وقع الاختلاف بين مشايخنا في التداوي بالمحرم ففي النهاية عن الذخيرة الاستشفاء بالحرام يجوز إذا علم أن فيه شفاء ولم يعلم دواء آخر اهـ.

وفي فتاوى قاضي خان معزيا إلى نصر بن سلام معنى قوله — عليه السلام — «إن الله لم يجعل شفاءكم فيما حرم عليكم» إنما قال ذلك في الأشياء التي لا يكون فيها شفاء فأما إذا كان فيها شفاء فلا بأس به ألا ترى أن العطشان يحل له شرب الخمر للضرورة اهـ.

وكذا اختار صاحب الهداية في التجنيس فقال إذا سال الدم من أنف إنسان يكتب فاتحة الكتاب بالدم على جبهته وأنفه ويجوز ذلك للاستشفاء والمعالجة، ولو كتب بالبول إن علم أن فيه شفاء لا بأس بذلك لكن لم ينقل، وهذا؛ لأن الحرمة ساقطة عند الاستشفاء ألا ترى أن العطشان يجوز له شرب الخمر والجائع يحل له أكل الميتة. اهـ

البناية شرح الهداية (12/ 271)

وقال فخر الإسلام البزدوي — رَحِمَهُ اللَّهُ -: فعل الاستشفاء بالحرام إنما لا يجوز إذا لم يعلم أن فيه شفاء، أما إذا علم أن فيه شفاء وليس له دواء آخر غيره، يجوز الاستشفاء به.

العناية شرح الهداية (10/ 67)

وقوله (إلا أنه لا ينبغي أن يستعمل المحرم كالخمر ونحوها لأن الاستشفاء بالمحرم حرام) قيل إذا لم يعلم أن فيه شفاء فإن علم أن فيه شفاء وليس له دواء آخر غيره يجوز له الاستشفاء به. ومع قول ابن مسعود — رضي الله عنه -: إن الله لم يجعل شفاءكم فيما حرم عليكم. يحتمل أن عبد الله قال ذلك في داء عرف له دواء غير المحرم، لأنه يستغنى بالحلال عن الحرام. ويجوز أن يقال: تنكشف الحرمة عند الحاجة فلا يكون الشفاء بالحرام وإنما يكون بالحلال

تبيين الحقائق شرح كنز الدقائق (6/ 49)

وذكر في النهاية أن الاستشفاء بالحرام جائز إذا علم أن فيه شفاء، وليس له دواء آخر غيره وعزاه إلى الذخيرة.

حاشية ابن عابدين (1/ 210)

(قوله اختلف في التداوي بالمحرم) ففي النهاية عن الذخيرة يجوز إن علم فيه شفاء ولم يعلم دواء آخر

Конечно, мусульмане должны работать над тем, чтобы у лекарств были халяльные аналоги. Это одна из задач, которую должна ставить перед собой мусульманская община. Тем не менее, пока они есть не у всех лекарств. 

Врачи, даже если они мусульмане, не всегда, к сожалению, знают состав лекарств в деталях. Скорее всего, изучать состав вам придется самостоятельно, а потом, если там обнаружится запретный компонент, возвращаться за консультацией.

Что делать, когда вам выписывают лекарство?

Сходите с рецептом в аптеку и попросите, чтобы вам дали проглядеть инструкцию, или найдите инструкцию к вашему лекарству в интернете.

Внимательно прочитайте состав, обращая внимание в том числе и на графу состава под названием “Вспомогательные вещества”.

Если запретных компонентов нет, принимайте лекарство.

Если вы обнаружили запретные компоненты, уточните у вашего лечащего врача, нет ли аналогов. Если аналогов нет и врач считает лекарство эффективным, вам можно принимать это лекарство, несмотря на запретные компоненты в составе.

Запретные компоненты

Все недозволенные компоненты лекарств не перечислить, но назовем некоторые самые распространенные.

Желатин: он может входить в состав оболочки таблетки, из него может быть сделана капсула. Если речь идет о капсуле, то содержимое капсулы можно пересыпать в пустую капсулу из рыбьего желатина. Такие капсулы можно заказать в некоторых аптеках и на интернет-сайтах. Некоторые мусульмане пьют содержимое капсул в виде порошка — это неправильно и не имеет медицинского смысла: капсула нужна для действия лекарств.

Лекарственные препараты из животных: желчь, части поджелудочной железы (например, в панкреатине), печень барбарийской утки, свиной инсулин и так далее. Поскольку подавляющее большинство лекарств производят в немусульманских странах, животных, части которых используют для изготовления лекарств, не закалывают согласно исламским нормам. Более того, в фармакологии часто используют органы свиней. Слово “животный” в названии компонента или упоминание какого-то животного должно вас насторожить.

Кровь, альбумин: из крови делают, например, всем известный гематоген, однако кровь нельзя употреблять в пищу.

Кармин: краситель красного цвета, который иногда используют для подкраски витаминов, других таблеток и детских лекарственных сиропов. Его производят из насекомых, поэтому употреблять внутрь его в основе запрещено. Сам по себе кармин не лекарство, он влияет только на вид товара: если спросить у аптекаря аналог, скорее всего, вы его найдете.

Это далеко не все возможные в основе не дозволенные вещества в лекарствах, но ограничимся этим списком. 

Добавим, что именно в фармакологии не всегда легко установить шариатское решение в отношении некоторых ингредиентов, которые производятся из запретного сырья, так как, возможно, при обработке сырья произошли такие химические изменения, в результате которых исходное сырье полностью преобразовалось в иное вещество. Однако можно уверенно сказать, что в запретных компонентах, указанных выше, такого преобразования не произошло.

Читайте также:  Карсил можно пить для профилактики

Спирт и мочевина в лекарствах

Спирт: алкоголь, произведенный не из фиников и винограда, по Шариату считается чистым, а именно таков спирт практически во всех существующих лекарствах. Поскольку спиртовые лекарственные сиропы не употребляют в количестве, способном опьянить, и принятие лекарств не ассоциируется с грехом и грешниками, принимать такие лекарства будет дозволено.

Мочевина: несмотря на специфическое название, этот компонент сейчас производят не из мочи, а синтезированием, поэтому мочевина будет дозволена изначально.

Заключение

Следуйте рекомендациям достойного доверия врача. Однако, если он выписывает лекарство с запрещенным компонентом, спросите, есть ли у этого лекарства аналоги. Если нет, следуйте рекомендациям.

Не читайте пространные квазирелигиозные наставления людям, которые по состоянию здоровья принимают лекарства с запретным составом (например, диабетикам, которые делают инъекции свиного инсулина).

Шариат — легкий для нас. Когда речь идет о лечении, дозволено и то, что обычно запрещено. Но очень важен пункт: “если лекарство эффективно и у него нет аналога”. Очень часто спрашивают, можно ли пить лекарство из крови оленьих пантов, можно ли пить вино для повышения гемоглобина, можно ли пить барсучий жир. Но все вышеперечисленное — запретно, и у всего этого есть аналоги. К тому же, эффективность этих методов лечения — под большим вопросом, а обычно выписывают такого рода средства сами себе люди без медицинского образования. Обращайтесь к доказательной медицине и квалифицированным врачам.

Впервые опубликовано на сайте Комитета по стандарту «Халяль».

Малика Умм Яхья

35314

Источник

Халяльная медицина: как лечиться по закону шариата

Можно ли мусульманину пить панкреатин

Общество

07:56 | 20 июня 2019

Фото:
KazanFirst

Автор материала:
Ильнур Ярхамов

Объясняем, что мусульманам нужно учитывать при походе к врачу.

Комитет по стандарту «Халяль» ДУМ РТ пришел к выводу, что популярное лекарство «Мезим» — нехаляльное. Панкреатин, входящий в состав препарата, по своему происхождению свиной. Хотя этот компонент может быть растительным и бычьим. Журналист KazanFirst решил выяснить, какие ещё детали нужно знать мусульманам, если им потребуется оказание медпомощи по стандартам халяль. На вопросы нашего издания ответил специалист шариатского отдела Комитета по стандарту «Халяль» ДУМ РТ Хабир Абдуллов.   

Можно ли мусульманину пить панкреатин

— Что такое халяльная медицина? 

— Прежде чем об этом говорить, нужно посмотреть, в чем именно заключается оказание любой медицинской услуги. В разговоре о «халяльной» медицине мы сталкиваемся с вопросами обслуживающего персонала, питания в лечебном заведении и методов лечения. Берём обслуживающий персонал. В исламе есть разделение — в идеале мужчины не должны смешиваться с женщинами, то есть иметь с ними телесный контакт, если те не являются их близкими родственниками.

— То есть по исламу недопустимо, чтобы гинекологом был мужчина, а урологом — женщина? 

— Да, верно. Особенно сильно контраст проявляется в представителях данных профессий. Если рассматривать вопрос касательно мужчины-гинеколога — это не просто безнравственно, это даже странно, аналогично – и женщина-уролог.

В исламе есть такое понятие как «аурат» — части тела, которые обычно (или как правило) нельзя показывать чужим людям. При чем это касается как женщин, так и мужчин, то есть, аурат есть не только между противоположными полами, но и между представителями одного пола. Даже если двое мужчин пойдут вместе мыться в баню, то быть полностью раздетыми друг перед другом им запрещено (даже если между ними есть родство). 

Можно ли мусульманину пить панкреатин

— Могут ли быть какие-либо исключения из правил? 

— Может быть такое, когда необходимо хирургическое вмешательство, пациент – женщина, а рядом только врач-мужчина, это вынужденная ситуация, но даже в таком случае дозволенным будет минимально-достаточное оголение частей тела пациентки, которые являются ауратом. Если есть возможность минимизировать контакт между пациентом и врачом не только разного, но и одного пола, то она должна быть реализована, одним из методов является обслуживание мужчин мужчинами, а женщин – женщинами. Всё-таки женщин должны лечить женщины, а мужчин – мужчины.

— А что значит аурат? 

— Аурат есть у мужчин и у женщин. У мужчин к аурату относятся части тела от чуть ниже пупка и до колен включительно (т.е., именно сам пупок в аурат не входит – вопреки иногда распространенному стереотипу среди населения). Аурат у женщин делится на несколько категорий, в зависимости от людей, перед которыми она предстоит. 

По отношению к мужу (как говорили ранее) понятия аурат нет вообще (как такового). Также считается, что маленькие дети (примерно до 4-х лет) не различают аурата. Если женщина перед другими женщинами, то между ними аурат такой же как у мужчин (от пупка до колен). Если она перед близкими родственниками: родными отцом, сыном, дядей, дедушкой, племянником, внуком (в общем, всеми теми мужчинами, за которых женщине когда-либо запрещено выходить замуж), то перед ними аурат так сказать «облегченный» – ей можно ходить с открытыми (непокрытыми) волосами, шеей, руками до локтей (не включительно) и ногами до колен (также не включительно), всё остальное должно быть закрыто. Запрещенными для замужества (навсегда) по отношению к женщине становятся отец или сын мужа, если у нее с мужем хотя бы раз была близость, т.е. с этого момента аурат по отношению к ним становится «облегченным».

Если женщина перед «чужими» мужчинами (теми, за кого она теоретически может выйти замуж – вопреки иногда существующему стереотипу, эта категория начинается уже с двоюродных братьев), то здесь самый «строгий» аурат: все тело должно быть покрытым, но по причине затруднений, в виде исключения, допускается, чтобы открытыми были овал лица и кисти рук. 

Читайте также:  Можно ли пить ромашку при беременности в 3 триместре беременности

Когда речь идет о родных, то здесь имеются в виду только родные по отношению к самой женщине – родные братья мужа являются для нее «чужими». Уши (а именно – мочки), шея и челка волос (которые нередко можно встретить у женщин открытыми) не относятся к овалу лица, считаются ауратом и, соответственно, должны быть закрытыми. Даже подбородок в основе является ауратом (как и все остальное тело), но его допускается не закрывать (также как овал лица и кисти рук), потому что делать это может быть сложным (в то же время во многих мусульманских странах нередко можно увидеть, как некоторые мусульманки стараются выполнять и это требование).

Бывает можно услышать, что стопы в аурат не входят, но это не так – достоверно известно, что стопы не являются ауратом только во время намаза (опять-таки с условием, если при этом женщину не видят посторонние мужчины).

Мусульманке перед немусульманками рекомендуется быть более «сдержанной», лучше придерживаться требований аурата перед ними как перед «чужими» мужчинами или хотя бы близкими родственниками из числа мужчин. Если это женщины «в возрасте» (старые, бабушки) – требование аурата по отношению к ним более «снисходительное», хотя они могут ходить непокрытыми им тоже рекомендуется закрываться.

Можно ли мусульманину пить панкреатин

— У нас в Казани есть клиники, которые предоставляют «халяльные» медицинские услуги? 

— Кажется, нет. Слышал, что первая такая клиника как-то открывалась в Москве.

— Как обстоит дело с «халяльными» или «нехаляльными» лекарствами?

— В исламе ясно прописано, что не все методы лечения являются дозволенными (например, прижигание и др.), также нельзя лечиться лекарствами, в которые входят запрещенные компоненты (например, компоненты животного происхождения нехаляль или спирты, являющиеся нечистыми). Чтобы иметь право использовать лекарство, в котором имеются запрещенные компоненты – кроме того, что консультацию должен давать не просто специалист своего дела достойный доверия – также необходимо быть уверенным, что у данного лекарства действительно нет аналогов и что оно действительно поможет.

— А как быть со спиртосодержащими средствами, которые обеззараживают раны?

— Согласно Исламу не весь спирт является запрещенным. Обычно есть две причины, по которым алкоголь может быть запрещенным: опьянение и (или) каноническая «нечистотность» его происхождения. 

Например: 

Обычное вино – является и опьяняющим и «нечистым» – соответственно, его употребление запрещено по этим обеим причинам, 

Вино безалкогольное – после деалкоголизации перестает быть опьяняющим, но оно продолжает оставаться запрещенным по причине его «нечистотности», 

Спирт промышленный медицинский – является чистым, но опьяняющим и поэтому его употребление будет рассматриваться через призму воздействия с этой стороны – пить его нельзя в силу его опьянения, но если в какое-то лекарство по необходимости добавили незначительное его количество, то оно не повредит, хотя, как правило, например, маленьким детям, такие лекарства обычно все равно не рекомендуются.

Можно ли мусульманину пить панкреатин

Если капля этилового спирта добавлена в лекарство-спрей, которое лечит горло, то ничего страшного в этом нет. А если это будет какая-та домашняя настойка-«самогон», содержащая водку, при лечении которой необходимо выпить стакан, то ею лечиться нельзя.

Например, есть спиртовые настойки (экстракты) прополиса, но данные настойки также есть и на водной основе, то есть – есть аналоги. Или есть спиртовые настойки бобровой струи, но данные настойки нельзя употреблять не только по причине содержания в них большого количества алкоголя: с одной стороны сам данный «продукт» является производным желез животного, которые (даже если будут взяты от дозволенного животного забитого согласно требованиям Халяль) не являются разрешенными для внутреннего употребления, с другой стороны – бобровая струя сомнительна с точки зрения профессиональной медицины и ее также не разрешают употреблять детям.

Но спирты — это не главный вопрос в медицине по стандартам халяль. Производятся и могут использоваться лекарства, содержащие компоненты животного происхождения. Всё, что имеет животное происхождение должно быть «халяльным» (полученным не просто от животного дозволенного для убоя, но и сам процесс убоя должен быть выполнен в соответствии с требованиями халяль).

Можно ли мусульманину пить панкреатин

— Вы говорите, что в лекарстве «Мезим» используется панкреатин, являющийся запрещенным для мусульман.

— Да, панкреатин, используемый в «Мезиме» только свиного происхождения в силу его идентичности и максимального воздействия на организм человека. А вообще панкреатин также может быть еще бычьим или растительным, они могут использоваться в других препаратах, но в силу их меньшей эффективности это происходит реже. Вопрос запрета не касается только свиного панкреатина, если бычий – нехаляль, то он также недозволен и ничем не отличается от свиного в силу своей «нехаляльности» («нечистотности»). У «Мезима» естественно есть аналоги (как правило они есть у каждого лекарства), за полным их перечнем (за консультациями) можно обращаться к фармацевтам и врачам, и вообще к ним можно обращаться не только по вопросам аналогов «Мезима», но и по любым другим лекарствам, в том числе – что в них входит, есть ли компоненты животного происхождения, есть ли аналоги для вегетарианцев и т.д. и т.п.

Теги:

медицина,
халяль,
халяльная медицина,
ДУМ РТ,
полезная информация,
лекарства,
Хабир Абудуллов,
стандарты

Источник