Можно ли пилотам пить
Содержание статьи
Почему пилоты пьют за штурвалом
Это обломки Ан-28, рухнувшего на Камчатке. Перед полетом оба пилота благополучно прошли медосмотр. Но после гибели экспертиза обнаружила алкоголь у них в крови. Теперь следователи выясняют, в какой момент они выпили.
За последние годы в России было уже как минимум три авиакатастрофы, когда в организме членов экипажа был обнаружен спирт. «КП» решила разобраться, почему пилоты садятся пьяными за штурвал и что надо сделать, чтобы убрать их из неба.
НА ПОСАДКУ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ
Ан-28 на Камчатке нашли не сразу. Пропавший с радаров средь бела дня борт, развалившись на части, зарылся под зелень. До места назначения — поселка Палана — оставалось лишь несколько километров. Судя по расположению обломков, пилоты, словно камикадзе, вогнали самолет в сопку. Почему? Техническая неисправность? Про-
анализировав содержимое самописцев, эксперты дали однозначный ответ: все системы работали как часы вплоть до первого удара о деревья.
Глава Росавиации Александр Нерадько, прилетев на Камчатку, заявил: пилоты заходили на посадку по сокращенной траектории. С его слов выходило, что такой маневр у Паланы исполняли многие — так пилоты экономили время. Нерадько тут же устроил разнос местному авиа-
ционному начальству, кого-то уволил, кого-то отстранил до выяснения. Но главное открытие ждало впереди: в крови обоих пилотов эксперты обнаружили алкоголь. Его содержание соответствовало легкой степени опьянения у командира воздушного судна Вячеслава Шпака и средней — у второго пилота Владимира Данченко.
— В какой момент этиловый спирт попал в организм? Установить это пока не удалось, — сказал «Комсомолке» руководитель Камчатского следственного отдела Дальневосточного следственного управления на транспорте СКР Антон Артеменко. — Это квалифицированные пилоты с большим стажем, они уже давно летали этим маршрутом и хорошо его знали. Мы выясняли, что они делали накануне. Никаких праздников и застолий вроде не было. Проследили их путь от аэропорта до штурвала. По документам выходит, что они прошли все положенные процедуры, включая обязательный медосмотр. То есть не было такого, что они вышли из бара и полетели. В общем, чтобы установить все обстоятельства, нужно провести еще ряд следственных действий и экспертиз.
ПИЛИ ПРЯМО В КАБИНЕ?
Словосочетание «пьяный пилот», казалось бы, из области невероятного. Тут и говорить не о чем, у человека за штурвалом с десятками пассажиров за спиной должно быть ноль промилле — и точка. Но вот 14 сентября 2008 года в Перми падает «Boeing», и в организме командира Родиона Медведева находят алкоголь. Сколько? Трудно сказать. Но, как следует из расшифровки переговоров в кабине, в какой-то момент Медведев передал штурвал второму пилоту со словами: «Ты же видишь, я не могу». В отчете Межгосударственного авиационного комитета об алкоголе говорится мимоходом, в качестве основной причины катастрофы указываются недостатки в подготовке экипажа, усталость пилотов и масса других факторов. Получилось, что пьяный командир — это так, сопутствующее обстоятельство.
20 июня 2011 года. Под Петрозаводском Ту-134 компании «Русэйр» сбивается с курса и падает. На борту 52 человека, 44 из них гибнут. Выясняется, что штурман перед самым вылетом принял стакан водки. Как значится в заключении МАК, одной из причин катастрофы стало «подчинение деятельности командира штурману, проявляющему повышенную активность и находящемуся в легкой степени алкогольного опьянения».
Теперь, после катастрофы на Камчатке, язык не повернется назвать все эти случаи единичными и выходящими из ряда вон. Тенденция? В Росавиации, куда я обратился за комментарием, разговаривать не стали. А вот пилоты с каким-то неожиданным задором подтвердили, что случаи пьяного вождения самолетов не так уж и редки.
— Однажды мне пришлось выпить стопку водки за штурвалом, — признается заслуженный летчик России Александр Акименков. — Дело было несколько лет назад, я вез одного олигарха. Одного — в том смысле, что он был единственным пассажиром во всем Ту-134. И он мне эту стопку влил чуть ли не насильно. Так я потом самолет еле посадил. С трудом мог определить расстояние до земли. Тогда все хорошо закончилось, но я зарекся — никогда и ни при каких обстоятельствах!
Многие пилоты высказывались в том смысле, что пьянство за штурвалом — это чуть ли не нормально. Главное — не перебирать.
— У нас страна больна алкоголизмом, — втолковывал мне действующий летчик, просивший не называть его имени. — Пьют все: учителя, врачи… Ну и летчики. Это всегда было, во времена СССР многие происшествия были связаны именно с алкоголем. Это не афишировалось, как и сейчас не афишируется. Летчиков выгоняли из партии, с работы… У нас даже предполетный медосмотр ввели, какого больше ни в одной стране мира нет. Но толку от этого немного.
— Был еще случай, — продолжает Александр Акименков. — Дали мне как-то второго пилота, любил он за воротник заложить. Я его чуть ли не в туалет провожал, следил, чтобы не выпил. Но он все равно умудрился. Взлетаем, выходим на режим, и вдруг он бьет по штурвалу, и мы чуть не падаем на полосу. Хорошо, что у меня руки были на штурвале, я успел его удержать. А потом смотрю — батюшки, он ведь косой совсем. Кое-как до места добрались, но потом я с ним летать отказался. А он летал. Потом, правда, зашился. Вообще я не понимаю, как можно лететь пьяным. Ведь алкоголь в себе пилоту очень просто побороть: надел маску, подышал чистым кислородом минут двадцать — все, ты в полном порядке.
В какой момент пилоты камчатского Ан-28 могли принять спиртное? Да в какой угодно. Чаще всего летные промилле — это старые дрожжи, остатки выпитого накануне. Но средняя степень опьянения — многовато для остаточных явлений.
Со времени медосмотра до крушения прошло около 3 часов. Предположим, что он выпил до обследования, а через 3 часа у него была средняя степень опьянения. В каком же состоянии он предстал перед врачом? Да он бы просто падал, никто бы его на борт не пустил. Скорее всего, пили летчики уже после осмотра. Правда, в аэропорту вид закладывающих людей в форме мог вызвать, мягко говоря, недоумение. Так что пили, наверное, прямо в кабине, где никто не помешает. «Давай, командир, за взлет и посадку».
— Думаете, они в первый раз выпили и сразу разбились? — спрашивает руководитель консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов» Валерий Шелковников. И сразу отвечает: — Я уверен, что они часто так летали.
ЗВОНОЧКИ И УДАРЫ В КОЛОКОЛ
Большинство из 18 тысяч российских летчиков пьянства за штурвалом не допускают. Они соблюдают правило: за сутки до взлета — ни-ни. Но не все. Шанс встретить пилотов под градусом в маленьких авиакомпаниях больше, нежели в крупных.
— Уверяю вас, что в «Аэрофлоте» или «Трансаэро» вы пьяниц не найдете, — говорит Александр Акименков. — Там люди за свои места держатся. А вот в маленьких на многое могут смотреть сквозь пальцы. Там зарплата меньше. Да и большой дефицит нынче летчиков в России. Представьте, на той же Камчатке одного уволят, второго. Кто летать-то будет? Вот и прощают этим асам «маленькие грешки». Маленькие в кавычках, конечно.
Дефицит пилотов сейчас действительно серьезный. По словам летчика-испытателя, Героя России Анатолия Кнышова, каждый год увольняются около 500 летчиков, а вузы выпускают только 200.
— Норма налета сейчас — 90 часов в месяц. Это колоссальная нагрузка, — говорит Кнышов. — Летчики выбиваются из сил, многие теряют даже ощущение день-ночь. Но они все равно летают сверхурочно, потому что за это платят очень хорошо. В такой ситуации не исключаю, что кто-то может принять 50 — 100 граммов, чтобы расслабиться.
После пермской катастрофы выяснилось, что адекватного наказания за пьяное вождение самолетов в российском законодательстве нет. Тогда появился даже законопроект, предусматривающий чуть ли не тюремное заключение за это. Но его не приняли, решили, что слишком уж сурово. Ограничились предложением Минтранса на три года лишать пьяных пилотов права летать.
В принципе трехлетнего запрета на профессию многие испугались бы. Ведь после трехлетнего перерыва да с такими причинами на хорошее место вряд ли устроишься. Но угроза лишения прав сейчас практически нулевая. По крайней мере случаев таких мне обнаружить не удалось. За границей, где предполетных медосмотров нет, летчиков периодически снимают с рейсов (см. материал «За рубежом пьяных летчиков ловят часто» на этой полосе). А у нас алкоголь находят у пилотов только после их смерти.
— С трудом стоящего на ногах «летуна» к штурвалу, конечно, никто не пустит, — объясняет тот же пожелавший сохранить инкогнито летчик. — Но и скандала поднимать не станут. Врач, скорее всего, тихонько посоветует ему «слиться», то есть замениться, сославшись на недомогание. Потом его, конечно, в авиакомпании пропесочат, оштрафуют, но с полетов не снимут. А если человек нормально стоит на ногах, запаха нет — он жвачку пожевал, — то врач может и не заметить ничего. Или сделает вид, что не заметил.
Так что же, может, стоит поставить в самолеты какие-нибудь алкозамки? Или заставлять всех без исключения пилотов дышать в трубочку перед взлетом и по приземлении? По мнению большинства собеседников, такое «изуверство» вряд ли оправданно. По крайней мере пока.
— Тех, кто за штурвал пьяным садится, единицы, — считает президент профсоюза летного состава Мирослав Бойчук. — Но специфика нашей работы такова, что их не должно быть вообще. Недавно мы собирали президиум, думали, что делать с этим феноменом. Нужно выработать механизм, который поможет выявлять таких людей по нашей, по общественной линии. Такой контроль будет жестче, чем со стороны работодателей.
По мнению Валерия Шелковникова из агентства «Безопасность полетов»,делать вид, что пьяных пилотов просто не существует, — большая ошибка.
— Любая катастрофа — это цепь событий, по которой ее, катастрофу, можно предсказать и предотвратить, — говорит Шелковников. — Я уверен, что и в Перми, и на Камчатке до катастроф были какие-то незначительные происшествия. Кто-то на посадку с первого раза не зашел, кто-то взлетел неаккуратно. Это такие звоночки: ау, есть проблема. То, что уже трижды в крови членов экипажей разбившихся самолетов нашли алкоголь, это не звоночки, а удары в колокол. Не берусь сказать, что нужно делать. Но точно не молчать. Наоборот, кричать нужно, проводить ревизию всех служб, устраивать неожиданные проверки, развешивать агитацию, как плакаты в Советском Союзе. Может быть, в Росавиации нужно какие-то телефоны доверия создать, чтобы люди могли анонимно сообщать даже о каких-то подозрениях. Пусть кто-то скажет, что это стукачество, я не против… Это все равно лучше, чем падающие самолеты.
ОФИЦИАЛЬНО
— В декабре 2009 года был принят закон № 336, — сказал «КП» руководитель пресс-службы Минтранса Тимур Хикматов. — В числе прочего в нем предусмотрено, что управление воздушным судном в состоянии опьянения, равно как отказ от освидетельствования, наказывается лишением права управления от двух до трех лет. Пока дальнейшего ужесточения мер не планируется.
В ТЕМУ
За рубежом пьяных летчиков ловят часто
За рубежом нетрезвых летчиков снимают с рейсов довольно часто. В январе этого года в английском Бристоле был задержан пилот, пытавшийся тайком пробраться на самолет. Он не надел форму летчика и пытался пройти через рамку, предназначенную для пассажиров, а не для пилотов. В его организме была обнаружена повышенная доза алкоголя, заменить его удалось только через 4 часа.
В ноябре 2010 года британская полиция арестовала пилота «Boeing-757» американской авиакомпании Delta Airlines, направляющегося в Детройт. Командир экипажа, заняв свое кресло, уверял диспетчеров в том, что летит в Нью-Йорк. От него сильно пахло спиртным, 213 пассажирам пришлось добираться другим рейсом.
В декабре 2008 года в голландском аэропорту Скипхол задержали пьяного пилота, который управлял пассажирским самолетом. Любопытно, что лайнер прибыл из Лондона и благополучно приземлился, когда в полицию поступил анонимный звонок с сообщением о том, что пилот «слишком много выпил». Оказалось, что содержание алкоголя в крови пилота в четыре раза превышало допустимые нормы.
КСТАТИ
«Кукурузники» летают как хотят
Если в пассажирской авиации есть хоть какой-то контроль, то владельцы частных самолетов взлетают без осмотра и вообще без оформления каких-либо документов. Сколько из них садятся за штурвал подшофе, остается только гадать. Взять хотя бы нашумевшее исчезновение Ан-2 в Свердловской области 11 июня. Взлет не был санкционирован никем. По одной из версий, до запуска винтов вокруг самолета царила непринужденная обстановка. Не исключено, что пилот тоже принял участие во всеобщем веселье.
Еще один случай из недавних. 30 сентября в Кизилташский лиман неподалеку от Анапы рухнул самолет-амфибия «Cessna-400», который тоже взлетел без разрешения. На борту был только пилот — 50-летний Николай Харин, бывший военный летчик. Он получил тяжелые травмы, но был жив. Люди, оказавшие Харину первую помощь, заметили, что он сильно пьян.
— О состоянии опьянения говорят пока только свидетельские показания, — сказал «КП» новороссийский транспортный прокурор Максим Степаненко. — Чтобы сказать что-то точнее, нужно дождаться результатов экспертизы. Но это все равно ничего не изменит, пилот умер через сутки после аварии.
P.S. Когда верстался номер, стало известно, что в Челябинской области разбился бомбардировщик Су-24.
Источник
Сколько можно выпить за штурвалом пассажирского авиалайнера?
Вылет из Осло авиалайнера с сотней пассажиров на борту был задержан после анонимного звонка, поступившего в полицию. В результате трое членов экипажа уже наказаны судом. 38-летний второй пилот проведет в местах лишения свободы шесть месяцев, одна из стюардесс получила «отпуск» продолжительностью 45 суток, другая — 60.
Экипаж, в отличие от своего командира, признал свою вину. Но последний отвергает обвинения, несмотря на то что содержание алкоголя в его крови вдвое превысило норму. Его судьбу решит суд, намеченный на середину сентября. Максимальный срок заключения, грозящий 50-летнему пилоту, два года. Время до суда командир проведет под стражей.
По правилам, принятым в Европе в конце 1980-х, в крови пилотов и диспетчеров может быть до 0,2 промилле алкоголя. Это означает, что летчики вправе позволить себе бокал вина или кружку пива примерно за 12 часов до полета.
Упомянутый выше второй пилот «airBaltic» рассказал, что выпил бутылку пива за 2 часа до вылета, но перед этим потерял контроль в ходе растянувшейся на всю ночь дружеской посиделки и осушил 2 бутылки виски. Очевидно, перед вылетом пилот страдал от похмелья и надеялся «подлечиться».
До принятия общей нормы действующие в ряде европейских стран национальные правила были более строгими. Например, в Германии действовал нулевой норматив. Среди противоположных примеров — Франция, где в 1950−60 годах пилотам «Air France» во время полета подавали обед с бокалом вина.
Норма для американских пилотов — 0,4 промилле. Правила предписывают им «избегать полетов» в течение 8 часов после употребления спиртных напитков. По данным Федерального управления гражданской авиации США в 2013 году было проведено 11 тысяч случайных тестов на алкоголь, которые «провалили» 13 пилотов.
В 2009 году «Известия» писали, что по статистике пьяных отстранений самые ярые любители спиртного — индийские авиаторы, за ними следуют украинцы и французы. В тройке лидеров нет россиян, но это не означает, что российскими бортами управляют сплошь трезвенники.
До 1992 года все экипажи проходили предполетный медосмотр, действовал дисциплинарный устав гражданской авиации. Уличенных в пьянстве увольняли без права восстановления и лишали половины пенсии, если она была положена.
В современной гражданской авиации России устава уже нет, но медосмотр сохранился. Кроме России на всем постсоветском пространстве от него не отказались лишь в Беларуси.
Российская норма для летного состава — 0 промилле. За 2014 год Росавиация выявила 22 нарушителя. Почти все они — бортпроводники, но есть и летчики. «Засветились» два вторых пилота из «Сибири» («S7 Airlines»), один из «Северного ветра» («Nordwind»), командир борта из «Якутии» и др.
В конце 2008 года российские СМИ писали о «бунте», организованном на борту вылетающего в Нью-Йорк авиалайнера Ксенией Собчак. Все пассажиры заявили об отказе от полета ввиду того, что командир воздушного судна демонстрировал все признаки алкогольного опьянения. По словам Ксении, когда его вывели из кабины, командир пояснил, что вчера праздновал день рождения, но страшного ничего нет, кроме него в экипаже еще два пилота, все будет нормально.
Случай, конечно, курьезный. Но в действительности смешного мало. Пьяные пилоты ответственны за 19 авиакатастроф. Последняя из них — первая на территории России катастрофа «Боинга-737», который принадлежал авиакомпании «Аэрофлот-Норд» и разбился 14 сентября 2008 года. Тогда погибли 88 человек.
Не пейте за штурвалом!
Источник
Может ли пилот обмануть контроль перед полетом и выйти на рейс пьяным?
Один из самых распространенных страхов российского (да и не только пассажира) — как не попасть в полет с пьяным пилотом. Попробуем разобраться, может ли чисто теоретически пилот попасть на рейс пьяным.
Случаи отстранения от полетов
Начнем с того, что в этом году было как минимум два случая, когда пьяные пилоты пытались улететь. Один случай связан с «Аэрофлотом», другой с «Победой».
Первый случай произошел в марте. Пилот «Аэрофлота» Вадим Кашин не был допущен к рейсу из Казани. Медики аэропорта зафиксировали в его выдыхаемом воздухе остаточный алкоголь. Проведенная через несколько часов медицинская экспертиза показала, алкоголя почти нет. Авиакомпания тогда вступилась за летчика и утверждала, что результаты экспертизы были некорректны, а сам пилот объяснил, что медикам аэропорта не понравилось его красное лицо. Он объяснил свое состояние неудачным загаром в солярии.
Второй скандал произошел уже в мае и с «Победой». Командир воздушного судна 37-летний Александр Павлушко и второй пилот — 29-летний Дмитрий Лугов попались в ходе медицинской проверки в аэропорту Сургута. Пилоты должны были лететь в Махачкалу, но тест на алкоголь показал у командира 0,41 промилле, а у второго пилота — 0,74 промилле. При повторной проверке содержание алкоголя увеличилось. Пилотов уволили.
Как проходит медицинский контроль перед полетом
«Там опытные врачи»
Перед каждым вылетом пилоты должны пройти медицинский контроль в аэропорту. О том, как это происходит, рассказывал летчик Юрий Сытник:
«Перед каждым вылетом у нас, в России, принято проходить медицинский контроль. То есть ты заходишь к врачу, у тебя проверяют пульс, если есть сомнения — могут проверить давление, посмотреть веки, язык. Там опытные врачи, которые могут по внешнему облику могут определить, как ты отдыхал, спал, заболел или нет. Естественно, проверяют, употреблял ли ты алкоголь или наркотики» (цитата по «360»).
Отвечая на вопрос, кто из врачей проводит осмотр, Сытник пояснил:
«Чаще всего это терапевт, но может быть хирург или кто угодно, потому что медосмотр — замерить пульс, давление, любой врач в состоянии. Даже не врач может это сделать, а фельдшер. Если что-то не нравится, он может предложить пройти углубленный осмотр у врача-специалиста. Но люди же не убийцы, если они плохо себя чувствуют, то просто не выходят на работу».
«Им не нужно было идти на вылет»
Летчик «Победы» Алексей Кочемасов, комментируя попытку коллег полететь пьяными, также высказал мнение, что им не стоило лететь:
«Я не знаю, что их побудило к этому. Они же не подзаборные алкоголики, которые всю жизнь пропили. Кроме официальных ограничений, запрещающих употребление алкоголя более, чем за сутки до вылета, существует же и свой собственный самоконтроль, в конце концов. В любом случае, им не нужно было идти на вылет в таком состоянии. Позвонить в авиакомпанию и отказаться от выполнения рейса. У нас записано в документах, что если летчик не уверен, что полет будет совершен безопасно, то он вправе отказаться от выполнения полета. Вы просто звоните и говорите: «Я сегодня не полечу. Не могу я сегодня лететь, хоть убейте меня». И это правомерно» (цитата по Anews).
Так можно ли обмануть комиссию
Предположим, пилоты решили пойти на подлог и полететь пьяными. Это само по себе маловероятно. Пилот не самоубийца, в летчики берут только сильно психологически устойчивых людей, для этого их ежегодно проверяют на медкомиссиях. Алкоголиков там нет.
Но, предположим, что все-таки он решился на это. Он приходит к врачу. Не заметить опьянения врач не может, так как оценивает внешний вид пилота, мерит давление, щупает пульс. Запах сразу же будет очевиден.
Может ли врач вступить в сговор с пилотом и выпустить его в рейс пьяным? Если что-то случится, то для врача это уголовка и тюрьма. Так что ни одни врач в здравом уме на это не пойдет.
В общем, без шансов. Кстати, слышали ли вы, чтобы самолеты разбивались из-за пьяных пилотов? Если и появляются новости о том, что пьяного пилота не допустили до рейса, то это лишь свидетельство того, что система работает, и работает качественно.
Источник