Можно ли пить алкоголь на поминках мнение священников

Содержание статьи

Без алкоголя и венков: священник рассказал о серьезных ошибках, которые допускают русские, поминая своих усопших родственников. Из-за них душе плохо

Нет человека, которому не пришлось бы провожать в последний путь усопшего родственника или близкого друга. Похороны же завершаются поминками. И это далеко не единственный день, в который принято поминать усопших. Но правильно ли большинство русских людей это делают?

К сожалению, традиции поминовения усопших, свойственные православию, многим нашим соотечественникам попросту не знакомы. В этом виноваты десятилетия отсутствия духовной культуры, атеизма, в которых вросло не одно поколение.

Но ведь ни один человек не захочет, чтобы его покойный родственник или друг был помянут неправильно. От этих действий душе усопшего становится беспокойно, она мается. Какие же серьезные ошибки совершают люди при поминовении, сами о том не зная? Что об этом говорят церковнослужители?

Ошибка первая: сроки поминок

В православной традиции принято поминать усопших трижды после их ухода из этого мира. Отчитывается время с момента кончины близкого человека, а не со дня его погребения, как многие думают.

Именно нарушение сроков поминовения — самая распространенная ошибка, которую совершают друзья и родственники отошедшего в мир иной человека. Молиться о душе умершего, просить милости для нее и вспоминать о человеке нужно на третьи, девятые и сороковые сутки, отчитываемые с момента его ухода в иной мир.

Ошибка вторая: использование искусственных венков

Венки из искусственных цветов, украшенные лентами с различными надписями, выглядят очень статусно и достойно. Нет ничего удивительного в том, что многие люди приобретают их для похорон своих умерших близких или родных.

Между тем, церковнослужители полагают, что место таким венкам есть лишь у мемориалов или памятников. На кладбищенских захоронениях их можно размещать только по истечении сорока суток с момента ухода человека в иной мир, то есть после того как душа его успокоится, обретет мир. На свежей могиле такие венки являются оковами для души усопшего. Гораздо лучше заказать венок из свежесрезанных цветов или же просто принести на похороны букет из них.

Ошибка третья: спиртное на поминках

Вряд ли кто-то может представить себе поминальный обед без алкогольных напитков, в особенности без водки. Именно количеству и видам спиртного обычно люди уделяют максимум своего внимания при заказе поминального обеда в заведении общественного питания или при подготовке домашнего поминовения.

Между тем, церковнослужители утверждают, что чем больше спиртного выпито за поминальным столом, чем пьянее люди, отдающие дань памяти усопшему, тем страшнее и мучительнее мытарства его души в ином мире.

В православной традиции принято в день поминовения отошедших в иной мир не злоупотреблять алкоголем, а раздавать милостыню и еду нуждающимся, молиться о душе усопшего, заказывать специальные служения в храмах.

Во время поминального обеда нужно говорить об усопшем, о его жизненном пути, достижениях и заслугах. Разумеется, еда на столе должна быть, но спиртное нужно исключить из меню или же сильно ограничить его количество.

Ошибка четвертая: сладости

Традиция приносить на кладбище конфеты, а также угощать ими других людей чужда православной культуре. Сладости, наряду со спиртным, являются продуктами, сопутствующими греху чревоугодия.

Соответственно, угощая других людей конфетами и прочими сладостями, человек подталкивает их к совершению греха чревоугодия. Оставляя же сладости на могиле ушедшего в мир иной родственника или близкого, он не способствует успокоению души, а, наоборот, добавляет ей мытарств и страданий.

Ошибка пятая: музыка на церемонии погребения

Похороны, проходящие в сопровождении оркестра — это традиция давняя. Но, как говорят церковнослужители, она противоречит православным представлениям о благочестии и правилам проводов покойного человека к его последнему земному пристанищу.

Музыка, даже если она торжественная и мрачная, привлекает бесов, тешит их. Разве это хорошо для души покойного, которая в момент похорон уже проходит череду мытарств в ином мире? Поэтому священники категорически против задействования оркестров и иных вариантов музыкального сопровождения во время похоронных процессий.

Ошибка шестая: ограничиваться сороковым днем и годовщинами

В соответствии с традициями православной веры, по истечении сорока суток, отчитываемых с момента кончины человека, его душа обретает успокоение. После окончания сорокадневного срока покойный начинает считаться церковнослужителями приснопамятным.

Это означает, что человек обретает статус «поминаемого всегда». Иными словами, по окончании сорокадневного срока не следует забывать об ушедшем в мир иной родственнике или же близком человеке. Более того, о нем нужно вспоминать постоянно. Что это означает? Неужели каждую минуту нужно думать об оставившем земной мир человеке? Разумеется, нет.

Под наименованием «приснопамятный» церковнослужители подразумевают не суетные, повседневные воспоминания об ушедшим в иной мир человеке, а поминовение его души в повседневных молитвах. То есть, молясь, необходимо вспоминать о душе усопшего, просить милости и покоя для нее. Находясь в храме, не следует забывать о том, что нужно поставить свечу перед образом не только за здравие родных и близких, но еще и за упокой душ тех, кто уже прошел свой земной путь и отошел в мир иной.

Священнослужители полагают, что основной причиной совершаемых людьми ошибок и одновременно главной из них является придание приоритета земному, суетному и оставление без внимания по-настоящему ценного и важного. То есть многие люди, занимающие похоронами ушедших в иной мир родных и близких, организацией поминок по ним, чрезвычайно много внимания уделяют тому, что является показным — оформлению захоронения и траурной процессии, внешнему виду гроба, меню поминального обеда и прочим, аналогичным моментам.

За этими суетными заботами, позволяющими людям отвлечься от испытываемой ими скорби, они, к сожалению, забывают о самом главном — о том, что следует молиться за душу усопшего. Именно в этом и заключен главный смысл поминок умершего.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Источник

Почему нельзя поминать алкоголем

Можно ли пить алкоголь на поминках мнение священников «Хочу рассказать вам одну историю, которую мне поведал один товарищ. Звать его Димой. Случилось так, что ему довелось хоронить армейского друга — совсем молодого парня. Честно говоря, не запомнил обстоятельств гибели, но это не столь важно.

На первую годовщину смерти собрались товарищи несчастного к нему на могилу — помянуть. Ну и сделали они (в их понимании) все как положено. Знаете, когда на могилу льют водку или кладут подожженную сигарету. Вот что-то в этом роде. Затем ребята поехали поминать товарища к кому-то домой.

А ночью моему знакомому снится сон. С его слов стоял он у подножия каких-то скал, уходящих под самое небо. И скалы черные, и небо серое, и земля вокруг без единой травинки. А потом, говорит, гляжу, а вроде и не у подножия нахожусь, а на самой скале, и обрыв рядом. И вверх гора, и вниз тоже. Странно, мол, что площадка такая ровная, разве ж в горах так бывает?

И сидит, говорит, на валуне тот самый усопший товарищ. В какой-то грязной куртке и будто даже коротковатыми рукавами. Лицо «никакое» и вроде как тусклое. Сидит себе и глядит под ноги. А под ногами у него лежала какая-то грязная тряпка. На тряпке этой лежала кучка мусора. Приглядевшись Дима разглядел в той куче бутылку водки, пластмассовые стаканы и окурки.

И тут усопший поворачивается к моему знакомому. Я вряд ли смогу передать, с каким чувством описал мне этот момент Дима, а уж тем более не смогу передать эмоциональной силы слов покойного. Но сам Дима уверял, что не слышал никогда, чтобы в голосе было столько боли. Его усопший товарищ воскликнул: «Да что же вы меня в водке этой топите?». С этими словами он поднялся и пнул в обрыв то, что лежало у него под ногами. Затем развернулся и пошел прочь с «площадки», и исчез среди скал.

Читайте также:  Анаферон можно ли пить пиво

Вот такой вот сон…»

К сожалению, в настоящее время просто нельзя представить поминки без употребления алкоголя. Наличие водки на столе является необходимостью и признаком хорошего тона. Водка или другой алкоголь на столе символизирует правильность поминок, а если его нет на столе, то на родственников могут даже обидеться. На самом деле поминать алкоголем категорически запрещено. Это является грехом и осквернением памяти усопшего. Необходимо осознавать, что смысл поминок не просто еда и питье, но память и молитва о умершем.

Если мы устраиваем поминки, то мы их делаем ради того, чтобы облегчить загробное состояние души умершего человека. А какая может быть польза этой душе, когда за нее пьют водку? Поминальный обед — это вид милостыни, принесенный за упокой души. И к тому же чисто по-человечески бывает крайне неприглядная картина, когда некоторые из гостей так «напоминаются», что и песни поют, и анекдоты рассказывают…

Получается, что многие идут на поводу у толпы, поминая алкоголем. Эта ужасная традиция не имеет место в истории дореволюционной России, поэтому неправильно говорить о том, что так было всегда. Этого не было, люди понимали всю необходимость правильного поминовения. Даже на свадьбах молодоженам не давали алкоголя.

Сейчас любители спиртного возразят, мол, Христос пил вино. Но вино и виноградный сок в переводе звучит одинаково. И по мнению многих ученых, в писаниях говорилось все же не об алкоголе, а о виноградном соке.

Очень важно помнить, что главный смысл поминальной трапезы — это именно воспоминание об усопшем… А не собирание родственников и знакомых, не обжорство, не гулянка. Другими словами, если мы хотим помочь усопшему, а не удовлетворить свои страсти, то поминальная трапеза должна проходить без алкоголя!

Поделиться с друзьями

Источник

Почему на поминках нельзя пить алкоголь

Фото взято с гугл картинок

Наверное, каждый из нас хотя бы раз в жизни присутствовал на похоронах или поминках. Проходят они по-разному, но почти всегда на таких мероприятиях присутствует алкоголь. Причины для этого называют разные:

«Так принято»,

«Древний обычай»,

«Покойник любил выпить»

и т.д.

С алкоголем связаны почти все обряды, связанные с похоронами и поминовениями усопшего. Можно увидеть много непонятного и необъяснимого в этих ритуалах. На могилы умерших родственников ставят стакан с водкой и коркой хлеба. Водку льют на саму могилу, бутылку водки кладут даже в гроб с покойником. И никакие увещания, и запреты таких людей не останавливают. Ответ один- «так принято»

Попытаемся докопаться до первопричины этих действий. А первопричина кроется в глубокой древности, когда язычники-славяне провожали в потусторонний мир своих близких. Уже более 1000 лет как Русь приняла христианство, но отголоски язычества до сих пор проявляются в повседневной жизни.

Язычники по умершему правили «тризну». Тризна — это особый обряд перехода души из жизни земной в потусторонний мир, к душам предков. Тело умершего сжигали на костре и после этого устраивали пир с богатым столом, плясками и хороводами. То есть всем тем, чем любил заниматься умерший в этой земной жизни. Отношение к смерти у язычников было ни как к чему-то страшному, а как к простому переходу в другой мир. И все чем жил и радовался он в земной жизни, будет необходимо и там. Иногда при похоронах знатных людей сжигали его любимого коня, и даже жен и слуг. Именно этим и объясняется странные обычаи современности.

Христианская церковь на протяжении многих веков боролась с этими языческими ритуалами. Некоторым обрядам пыталась придать более глубокий, христианский смысл.

Но церковь всегда была категорично против употребления спиртного на похоронах и поминках. Она допускала употребление вина в торжественных и праздничных случаях (первое чудо Христа на свадьбе в Кане). Или ради «телесной немощи» как советовал ап. Павел своему ученику Тимофею(1 Тим. 5:23). Но никогда Церковь не приветствовала спиртное на похоронах.

По учению православной Церкви, душа первые сорок дней после смерти проходит мытарства, ей показывается ад и рай. И в это время ей крайне необходимо усиленная молитва близких и родственников, поминовения в Церкви за Литургией, а не пьяные застолья. Да и поминальные трапезы в древней Церкви имели совершенно другой смысл.

Родственники собирали всех нищих и убогих в округе, и для них устраивался обед. Христиане первых веков верили, что молитвы этих людей были особенно действенны. К сожалению, смысл этих обедов утерян, а осталась только внешняя форма. Не имея

внутреннего содержания, они вылились в те уродливые формы, которые мы наблюдаем сейчас.

Как же современным христианам поминать умерших?

Молитва в Церкви

Крайне необходимо поминовение за Литургией. Священник на проскомидии вынимает частичку из просфоры с упоминанием имени новопреставленного. В определенный момент богослужения он погружает эти частички в Чашу с Кровью Христовой, с молитвой:

«Отмый, Господи грехи поминавшихся здесь Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих».

Также важно помолиться на особом заупокойном богослужении, называемое панихидой.

фото с инстаграм

Частная домашняя молитва

Полезно для души умершего и домашняя молитва родственников, особенно Псалтирь. Существует даже особый чин чтения Псалтири по умершему.

Милостыня нищим и убогим, с просьбой помолиться, также полезна для души умершего

Считается, что их молитва быстрее доходит до Бога. Страдания, которые они испытывают и терпят ради Христа, очищают их души, делая их более близкими к Богу.

Подведя итог, можно сделать вывод, что поминовение усопших алкоголем является греховным языческим обычаем, ничего общего не имеющим с христианством. Пользы для души от такого поминовения точно не будет.

Источник

Алкоголь на поминках: пить или не пить?

Алкоголь на поминках: пить или не пить?

При составлении меню для поминок многие не забывают про водку для мужчин и вино для женщин. При этом администратор кафе или ресторана, где заказывают обед для участников похорон, предусмотрительно сообщает: «Можно со своим алкоголем». Однако употребление алкогольных напитков во время поминальной трапезы однозначно порицается церковью.

Алкоголь на поминках: пить или не пить?

Опьяняющие напитки в Библии

В Ветхом Завете виноградное вино и сикера, то есть, хмельной напиток, приготовленный не из винограда, упоминается неоднократно. В книге Притч Соломоновых сказано: «Вино — глумливо, сикера -буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен».

В Новом Завете первым чудом, которое сотворил Христос, стало превращение воды в вино на свадьбе в Кане Галилейской. Апостол Павел советовал ученику своему Тимофею употреблять вино ради «немощи телесной» (1 Тим. 5:23).

Однако нигде в Библии нет сведений о том, чтобы какой-либо опьяняющий напиток был в ходу именно после погребений, на поминальных трапезах. Угощения после похорон действительно устраивались, но только как пиры-благодеяния для неимущих, где о вине и сикере речи не шло.

Православная церковь о поминках с алкоголем

Духовные пастыри неустанно напоминают, что употребление вина и других спиртных напитков на поминальной трапезе противоречит апостольским правилам. Вино символизирует радость земную, поминки же — повод для усиленных молитв о человеке, который, возможно, тяжко страдает в загробной жизни. Более того, по видениям некоторых старцев, поминовение усопшего вином лишь усугубляет его страдания.

Потому православным христианам надлежит за поминальным столом молиться об упокоении души умершего. Перед трапезой мирянам следует прочитать 90-й псалом и молитву «Отче наш», за столом же вести благочестивые беседы, вспоминая добрые дела и лучшие качества усопшего. Завершая поминальный обед, можно пропеть «Вечную память».

Почему алкоголь всё же ставят на поминальный стол

По всей вероятности, обычай поминок с алкоголем у нас возник и распространился в советские времена, когда религиозные нормы полностью отвергались. Тем не менее, даже убеждённым материалистам не удавалось просто разойтись по домам после погребения родного и близкого человека. Поскольку христианская «надстройка» была снесена, на смену ей из памяти давних поколений вырвался прежний способ отметить память человека, покинувшего земной мир.

Так возродились, по сути, языческие тризны — хмельные пиры после похорон. Весьма почтенный возраст этой традиции делает её особенно стойкой, и целые поколения в СНГ с трудом представляют себе безалкогольный поминальный стол.

Некоторые расценивают алкоголь, как антидепрессант для скорбящих, однако общая одурманенность таким «лекарством» легко превращает поминовение усопшего в банальную попойку, где собравшиеся уже с трудом осознают, по какому поводу устроено застолье.

Вопрос и ответ

Как быть, если алкоголь всё же стоит на поминальном столе, и нет возможности отказаться от чарки «за упокой»?

Многие, понимая, что невозможно тут же «перевоспитать» приверженцев прежних традиций, выпивают эту символическую чарку до дна, по обычаю, не чокаясь. Этой данью «устоям» можно и нужно ограничиться.

Читайте также:  Можно пить имбирь при простуде беременным

Какие напитки традиционно присутствовали на белорусском поминальном столе?

Кисель, который по-прежнему ставят и сейчас, а также узвар — напиток, приготовленный из сухих фруктов, ягод и мёда.

Почему алкоголь на христианских поминках не запрещён прямо и категорически?

В этой связи полезно вспомнить, насколько эффективными оказывались «сухие законы» в США и в СССР. Категорический запрет привёл бы к тем же последствиям. Организаторам христианских поминок полезнее всего учитывать, что суть поминальной трапезы теряется тем легче, чем больше алкоголя для неё заказано.

16 апреля 2021

Хочу выразить отдельную благодарность агенту Соболь Ольге Анатольевне за профессионализм, искренне сочувствие и помощь в организации похорон нашей бабушки. Только благодаря Ольге Анатольевне мы…

Андрей Викторович

8 апреля 2021

Выражаю огромную благодарность Бурому Виталию Николаевичу за быструю и грамотную организацию похорон моего отца. Все было сделано в максимально короткие сроки. Виталий Николаевич дал грамотную…

Михаил

18 декабря 2020

Возможно, вам будет интересно:

Источник

Откуда пошла нехристианская традиция поминать усопших алкоголем

Москва, 11.04.2021, 08:29:20, редакция ПРОНЕДРА.РУ, автор Евгения Комарова.

Верующие в Великий пост соблюдают ряд ограничений, касающихся и церковных служб. Важно знать, как правильно поминать усопших в этот период. Особенно в первую неделю — последующие седмицы предлагают специальные дни для церемоний.

Великий пост в 2021 году начинается 15 марта. Согласно церковным правилам, следующие 40 дней не проводятся заупокойные поминовения. Но усопшие не останутся без внимания священнослужителей.

Застольные приметы

До правления Петра l русский народ вообще ел только ложками. Появление вилок на столах восторга не вызвало. Их сравнивали с чертовыми хвостами и вилами, которыми истязают грешников. Особо прикипевшими к старым укладам люди считали, что появление этого столового прибора — еще один инструмент «царя-антихриста» против христианских душ.

Со временем вилка все-таки прижилась в России. Но на поминках все же не пользовались из-за «сатанинского» внешнего вида. Эта традиция дожила до сегодняшних дней. В общинах староверов и вовсе по сей день едят только ложками.

Еще одна причина отсутствия вилок на поминальном столе — боязнь потревожить спокойствие умершего. Дело в том, что кутья, одно из обязательных угощений, символизирует Царство Небесное. Если ткнуть в обрядовую пищу ножом или вилкой, можно растревожить мертвых. Впрочем, большинство поминальных блюд не слишком удобно ими есть. Традиционно это кутья, блины и кисель.

Народные поверья, как известно, часто бывают рациональными. Так, использование острых столовых приборов можно объяснить попыткой предотвратить драки с поножовщиной. На поминки съезжаются даже самые дальние родственники, которые могут не упустить шанса припомнить друг другу старые обиды. Кроме того, к дележу наследства, в старину приступали практически сразу же после похорон.

С точки зрения биоэнергетики, с острых концов вилок и ножей стекает энергия. Поэтому запрет на их использование вызван необходимостью защитить поминающих от энергетических атак. Астральное тело усопшего может находиться рядом с близкими, и такая атака может причинить боль и ему. Известно, что на похоронах и поминках энергетика не слишком-то позитивная.

Кстати, несмотря на суеверия, которые ходят в народе, церковь разрешает пользоваться ножом и вилкой во время поминальной трапезы.

КОНТАКТЫ ПОРТАЛА

Говорят, что по православным канонам нельзя размещать на могильном памятнике фотографию или скульптурное изображение похороненного человека. Так ли это и почему? Ведь на могилах, в частности, известных личностей, у нас всегда ставили либо их скульптуры, либо барельефы с их изображением.

Отвечает иеромонах Дорофей (Баранов), клирик Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Православный христианин, осознавая необходимость внешнего выражения памяти об усопшем, все же внутренне старается всегда помнить о главном и самом важном нашем долге перед почившими. Это молитвенный долг, как приношение любви, и как самая благоугодная Богу наша жертва памяти об умершем человеке.

Переступившему порог вечности, по большому счету, не нужен ни гроб, ни могила, ни цветы на ней, ни долгие застолья с речами. Все внимание души в этот страшный час сосредотачивается только на тех препятствиях, которые преграждают ей путь в Царство Божие. В первую очередь, такими препятствиями являются нераскаянные, неосознанные грехи, не прощеные обиды, не исправленные пути жизни. После смерти человек уже ничего не может изменить и ждет от нас, от членов Церкви Христовой и близких в земной жизни людей, имеющих благодатную возможность молиться Богу сыновней молитвой,- ждет о нас только как можно более частого и теплого молитвенного воздыхания.

Поэтому на могильном холме достаточно одного лишь православного креста, который ставится в ноги усопшему, как бы для того, чтобы он взирал на него, как на свою последнюю надежду. Крестная смерть Христа является тем событием, с которого власть смерти над родом человеческим упразднена Сошествием в ад Самого Бога.

Приходя на могилу, даже самого известного человека (тем более, если он нам так дорог) мы не должны отвлекаться на воспоминание о внешности или заслугах умершего, рассматривая его фотографию или скульптуру, но наш долг обратить всю силу молитвенного внимания на простые и самые необходимые слова: Покой, Господи, душу усопшего раба Твоего.

Можно ли фотографировать или снимать на видео во время похорон?

Отвечает иеромонах Дорофей (Баранов), клирик Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Похороны, как правило, проходят в сосредоточенной, если не молитвенной, то, по крайней мере, благоговейной атмосфере. Каждый из присутствующих на похоронах соприкасается с Таинством смерти и думает о многом, в том числе, наверное, и о своем исходе из этой жизни. В такие святые минуты создавать какие-либо неудобства людям, не совсем правильно. Фотографирование всегда связано с неким вторжением во внутренний мир, в этом и заключается сила этого искусства. А внутренний мир человека перед лицом смерти, когда он видит ее и как бы вспоминает о ней,- это таинственная минута, нарушать которую неприлично. Конечно же, исключение составляют похороны известных личностей, когда это подается как новость, как некая дань информационному сообществу. Но все же и в этом случае надо помнить о родных и близких усопшего, ведь каким бы широкоизвестным человеком он ни был, всегда есть те, для кого умерший — просто близкий человек, без регалий и наград.

Почему на поминках запрещается пользоваться вилками и ножами?

Отвечает иеромонах Дорофей (Баранов), клирик Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Такого запрета не существует. Если кто-то смущает Вас подобными вымыслами, Вы имеет полное право потребовать объяснения, почему же нельзя этого делать. Если ответ будет здравым, что в принципе невозможно, то поступайте по Вашему усмотрению. Но лучше не засорять голову такими мелочами, а подумать более о молитвенном поминовении усопшего.

К сожалению, вместе с общей культурой ушла в небытие и культура поминальных трапез, которые изначально были продолжением заупокойного церковного богослужения. Но, несмотря на это, надо приложить максимум усилий, чтобы поминальный обед сопровождала атмосфера благоговения и тишины, а не стремление соблюсти самые невразумительные приметы.

Можно ли поминать усопших водкой?

Отвечает священник Анатолий Страхов, настоятель Свято-Никольского храма на Елшанском кладбище г. Саратова

Это то, с чем приходится не только сталкиваться, но и бороться, и даже запрещать такого рода поминовение как не имеющее ничего общего с христианским. Усопшим прежде всего нужны наши молитвы и добрые дела, совершаемые в память о нем. Отпевание в храме свидетельствует о том, что человек умер в мире с Церковью, и Церковь молится о нем, о прощении его согрешений. А поминальная трапеза представляет собой своего рода доброе дело, которое направлено на тех, кто живет рядом. Обычно на нее приглашались люди близкие, знакомые, а также люди неимущие, нищие, которые, побывав на обеде, могли бы вознести молитву о душе усопшего.

Интересно проследить, как возникла традиция устраивать поминальные трапезы. Раньше отпевание совершалось после литургии, и гроб с усопшим находился в храме. Люди приходили утром натощак, а процедура захоронения заканчивалась, как правило, уже во второй половине дня. Естественно, что люди нуждались в естественном подкреплении сил. Но сама идея поминовения, идея молитвы совершенно несовместима с распитием спиртных напитков, это кощунство. Прискорбно, когда поминальные трапезы превращаются в шумные застолья, к концу которых становится неясно, по какой причине все собрались.

Можно ли ставить на поминальный стол тарелку борща, стакан с водкой и хлебом «на дорожку» усопшему?

Отвечает священник Анатолий Страхов, настоятель Свято-Никольского храма на Елшанском кладбище г. Саратова

Эта традиция не имеет отношения к Православию. По христианскому убеждению земная жизнь человека, который принадлежит Церкви по крещению, является временем, когда он может засвидетельствовать свое желание быть с Богом или, наоборот, своими делами показать, что служит каким-то другим целям и убеждением. Человек реализует свою свободу — быть с Богом либо без Него. И после смерти это волеизъявление быть сделано уже не может. Однако, по милости Божией, до всеобщего суда загробная участь крещеного человек, почившего в мире с Церковью, может быть изменена посредством молитвы Церкви и молитвенного предстательства ближних о его душе, сопряженного с милостыней.

Читайте также:  Можно ли пить питьевую соду от изжоги

Говоря об усопшем, часто добавляют «Пусть земля будет пухом»… Можно ли так делать?

Отвечает священник Анатолий Страхов, настоятель Свято-Никольского храма на Елшанском кладбище г. Саратова

Бог создал человека, чтобы тот разделил с Ним радость бытия в Царствии Небесном. Это главная и конечная цель жизни человека. Поэтому лучшее пожелание усопшему — пожелание вечной памяти (не в том смысле, что мы должны вечно помнить о нем, а вечной памяти Бога о его душе), и пожелание Царствия Небесного, которое является своего рода молитвой и упованием на милость Божию.

Правда ли, что «земельку» после отпевания нельзя домой заносить и нельзя ничего брать с собой с кладбища?

Отвечает священник Анатолий Страхов, настоятель Свято-Никольского храма на Елшанском кладбище г. Саратова

Вопрос о «земельке» отражает языческое представление людей об обряде погребения, не имеющее ничего общего с церковной традицией и христианским отношением к смерти. Очень часто нерадивые родственники сначала хоронят усопшего и лишь потом вспоминают, что он был крещен. И, приходя в храм вместо того, чтобы попросить отпеть человека, начинают требовать «землю». Приходится объяснять, что земля не является главным в отпевании и не содержит сакрального смысла. Она имеет лишь символическое значение, является напоминанием слов Священного Писания о том, что человек — земля, и в землю возвратится. Это не пропуск в Царствие Небесное. Поэтому заносить землю домой или не заносить — значения не имеет. Если отпевание совершается в храме, то речь об этом вообще не идет — священник крестообразно посыпает усопшего землей прямо в храме, а если сопровождает гроб на кладбище, то сыплет землю в могилу со словами: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней» (Пс. 23, 1).

Поэтому вопрос о «земельке» возникает у тех, кто просит отпеть своего усопшего родственника заочно. Раньше такое отпевание совершалось в исключительных случаях, если, к примеру, человек погибал на войне, и его невозможно было отпеть в храме. По большому счету заочное отпевание — ненормальное и недопустимое явление, совершаемое Церковью лишь по снисхождению к современному невоцерковленному обществу. Таковы последствия безбожного времени, когда люди, будучи причислены к Церкви и называющие себя христианами, являются православными только лишь по крещению, живут вне храма, и естественно, что после смерти они так же вне храма и погребаются. Но священники всё равно идут людям навстречу и совершают обряд, поскольку нельзя лишить православного человека молитвы.

Алкогольные суеверия — поминание спиртным

Стакан водки возле портрета усопшего и утверждение, что хотя бы одну рюмку за упокой души нужно выпить — все это известно каждому. Однако можно ли на поминках пить спиртное? Откуда пошла эта традиция?

Церковь к питью на поминках относится отрицательно. Это касается и водки, и вина, и других алкогольных напитков. Так, вино — символ земной радости, которая на поминальной трапезе неуместна. Очевидцы, побывавшие на том свете, рассказывали, что страдания человека, которого помянули алкоголем, многократно усиливаются.

Несложно понять, почему нельзя поминать водкой с точки зрения христианства. Алкоголизм — грех, а ведь родственники собрались за столом для того, чтобы способствовать своими добрыми словами и молитвой прощению грехов умершего. Не допустима просить у Бога о прощении и одновременно грешить. В народе говорят, что детей тех, кто пил вино или водку за поминальных столом, Бог наказывает алкоголизмом.

Традиция употреблять алкоголь на кладбище, похоронах и поминках — не дань древним традициям, а относительно современный стереотип. Он уже успел обрасти различными поверьями, например, о том, что нельзя чокаться на скорбном застолье. Так можно ли выпивать на поминках, когда так делают практически все? Советуем не делать этого. Даже старинных примет на эту тему нет, потому как нашим предкам и в голову не приходило употреблять алкоголь на поминальной трапезе.

Почему Церковь не одобряет распитие спиртного на поминках

Безусловно, нет прямого запрета Церкви на употребление спиртных напитков во время поминок. Но Она всегда неодобрительно относится к поминовению спиртным, которое очень распространено в наше время. Ведь алкоголь может поминальную трапезу превратить настоящую попойку. А это не только не создает молитвенный настрой, но и также оскверняет память об умершем.

Поэтому Церковь призывает не включать в поминальную трапезу алкогольные напитки. В случае, когда без него трудно обойтись, то можно употребить его символически — в небольшом объеме. Безусловно, спиртные напитки помогут избавиться от эмоционального напряжения, что очень важно в данной ситуации.

Но из-за переизбытка подобного «веселья», когда человек чрезмерно «поминал» погибшего, будет вынужден страдать от похмелья, вместо того, чтобы читать молитвы за душу родного человека.

Источник

Можно ли забирать еду домой

Известно, что еду с кладбища не едят. Это в некой мере позволено только тем, кто не имеет другого способа добыть пропитание, кроме как взять с могилы помин. Но можно ли забирать еду с поминок домой?

Еда с поминального стола предназначена для того, чтобы накормить ей как можно большее количество людей. Остатки принято раздавать нуждающимся. Эта пища не несет в себе негатива. Она была приготовлена для того, чтобы люди угостились и за трапезой вспомнили светлые дела покойного при жизни.

Можно также отдавать еду пришедшим почтить усопшего с собой. Для вас передали что-то с поминок, на которых присутствовал ваш близкий человек? Угоститесь, вспомните об умершем человеке, пожелайте ему упокоения. Правда, здесь есть одно «но». На поминальные яства часто делают колдовство с различными целями. Поэтому не берите их из рук тех, кто может желать вам зла.

Если после застолья что-то осталось, можно забрать угощения с собой. А вот выбрасывать их нельзя, лучше отдайте объедки животным.

Во время скорбной трапезы выставляют портрет покойного, а возле него — стакан воды и кусок хлеба. Тот, кто выпьет или съест его угощение, заболеет и умрет вскоре. Его нельзя отдавать даже животным.

Поминальное меню — о конфетах и не только

Раздавать сладости в поминальные дни — старинная традиция. Это часто делают на кладбищах, не стоит пугаться таких подарков.

Нельзя есть только те угощения, которые ранее лежали на могилах. Такие сладости предназначены усопшему. Традиционно их могут забрать только люди, живущие в нужде.

Опасения может вызывать тот факт, что на любые поминальные блюда, в том числе и конфеты, можно навести приворот или порчу. Поэтому не нужно есть то, что было получено из рук человека, который может желать вам вреда. Незнакомцев со сладостями зачастую пугаться не стоит — они просто соблюдают древнюю поминальную традицию.

Стоит ли беременным ходить на поминки

Известно, что приметы для беременных не рекомендуют им ходить на кладбище и посещать похороны. Не стоит им ходить и на поминки, которые, по сути, являются логическим продолжением похорон. Энергетика там все та же — скорбь, смерть, горе. Если имеется возможность отказаться от поминания, лучше сделать это. Если прощание с покойным можно отнести к необходимым мероприятиям, то поминки — уже нет.

Биополе беременной женщины слабо защищено. А ведь она отвечает не только за себя, но и за ребенка. Подпитаться его энергетикой окажутся совсем не против сущности, которых притягивают сильные негативные эмоции большого количества людей.

Церковь не запрещает беременным ходить на поминальные обеды, похороны и кладбище. Однако и не обязывает делать это. Если самочувствие не позволяет присутствовать, можно посетить церковь вместо кладбища, поставить свечку за упокой души, заказать молебен.

Поминки по умершим

На Радуницу издревле в доме усопшего ставили на окно плошку воды и вешали чистую анучу (полотенце). Это предназначалось душе умершего, которая в этот день может пожелать умыться и вытереть лицо. Воду также ставили под образа, накрыв плошку или чашку ломтем черного хлеба. Иногда на ночь оставляли соль и хлеб прямо на столе.

На Радуницу и все остальные памятные дни родные умерших ходили в церковь, молились, подавали записки с именами покойников. Самый простой вид поминания усопшего — церковная свечка, поставленная за упокой. Чаще все?