Можно ли пить алкоголь по средам и пятницам

Употребление спиртного во время православных постов

Материал содержит информацию о товарах, употребление которых может навредить вашему здоровью.

Употребление спиртного в пост – тема, на которую сломано немало копий. С одной стороны, пост – время, когда нужно отказаться от многих удовольствий, с другой – как же это порой сложно! Сумятицу в умы вносят и многочисленные цитаты из Писания, содержащие похвалу вину. Но сперва выясним, о каком именно вине пишут Отцы Церкви и как они советуют его употреблять.

Ещё в глубокой древности люди подметили, что от сырой воды можно заболеть. Но в старину кипяток был не так уж доступен: слишком дорого растапливать дровяную печь, чтобы приготовить чашку травяного отвара. В южных странах, где из-за жары проблема стояла особенно остро, люди приспособились обеззараживать воду вином.

Сухое вино – напиток крепостью 9–16 градусов. Тех, кто пил неразбавленное вино, считали горькими пьяницами, даже на разводивших напиток в пропорции 1:1 в обществе смотрели косо. Нормальным считалось соотношение количества вина к количеству воды 1:2, а то и 1:4. Получалось питьё крепостью 2–4 градуса. Бедняки вместо вина добавляли в воду фруктовый уксус. Отсутствие у человека средств на покупку вина или уксуса расценивалось как признак крайней нищеты.

Христианство зародилось на Ближнем Востоке, и в Церковном Уставе отражены местные реалии. Типикон, книга, регламентирующая порядок питания во время постов, написан на основе уставов палестинских монастырей (преимущественно обители Саввы Освященного близ Иерусалима), с учётом традиции Св. Горы Афон.

Апостолы и теологи относились к вину как к продукту, поддерживающему силы и укрепляющему здоровье. Апостол Павел, обращаясь к своему ученику Тимофею, советовал ему: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов (1-е Тимофею, 5:23)».

В Типиконе вино упоминается наравне с другими продуктами и напитками, к примеру, елеем (растительным маслом), квасом или укропом (травяным отваром). Так, если Благовещение приходится на Страстную Пятницу, то блюда с растительным маслом запрещены, но запивать пищу вином разрешается. В Великую Субботу: «Даёт братии по единому укруху хлеба, в пол литры хлебы и по 6 смоквей или фиников и по единей мерней чаши вина. А идеже вина несть, испивают братия квас от мёда или от жита».

Более того, 51-е Апостольское правило гласит: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения…, или да исправится, или да будет извержен от священного чина, и отвержен от церкви. Так же и мирянин». Однако это изречение нужно воспринимать не как позволение пьянства, но как предупреждение тем, кто гнушается вином во время причастия.

Злоупотребление алкоголем в христианстве считается тяжким грехом. Тот же апостол Павел запрещал своей пастве «упиваться вином»: «Лучше не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14: 21). К умеренности призывал и Иоанн Златоуст: «Вино дано для того, чтобы быть весёлым, а не для того, чтобы быть посмешищем; дано для укрепления здоровья, а не для расстройства; для уврачевания немощей телесных, а не для ослабления духа».

Особенности употребления алкоголя на Руси

Когда христианство пришло в северные страны, оказалось, что местное население не знает вкуса вина, зато варит пиво. Иоанн Златоуст, основывавший обители в северных провинциях Римской империи, писал о необходимости внести изменения в устав в связи с более суровым климатом. Позже, в средние века, монахи Германии во время поста даже заменяли хлеб пивом.

На Руси дозволение пить алкогольные напитки во время поста восприняли слишком прямолинейно, так что церковным властям пришлось вводить дополнительные запреты. Прп. Иосиф Волоцкий, XV–XVI в.: «Подобает прежде всего заботу и попечение иметь о том, чтобы не было в обители ни в трапезах, ни в кельях пития, от которого пьянство бывает». Св. Тихон Задонский, XIX в.: «Хочешь служить Богу, то первое: брось сам пить пиво, вино и водку; ни много ни мало, а совсем брось, для того, чтобы не подавать соблазна людям». Св. Феофан Затворник, XIX в.: «Христианам скорее идет – совсем не пейте, – разве только в крайностях, – в видах врачевания… Винопитие совсем должно быть изгнано из употребления из среды христиан».

Современные правила употребления алкоголя в пост

Отцы Церкви советуют на время поста полностью отказаться от употребления алкоголя, кроме тех случаев, когда необходим приём лекарственных препаратов на спирту или вине. Однако в Типиконе перечислены дни, когда разрешается употребление вина или пива, другие вида спиртного в пост категорически запрещены.

Мера жидкости, упоминаемая в Типиконе, – красовуля, то есть чаша объёмом 150–200 мл. Дозволяется выпить 1–2 красовули вина (пива). Учитывая, что имеется в виду только разведённое вино, 2 красовули – это даже чуть меньше одного современного бокала.

В таких дозах вино или пиво в пост разрешены по субботам и воскресеньям, а также (даты приводятся по Григорианскому календарю):

  • в Великий пост – на Благовещение (7 апреля);
  • в Петров пост – в Праздник Преображения (19 августа);
  • в Рождественский пост – в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря), в день памяти св. Николая Чудотворца (19 декабря).

В обычное время постными днями, когда от спиртного необходимо отказаться, считаются среда и пятница (Типикон приравнивает их к Великому посту). Исключения делаются только для тех случаев, когда на эти дни выпадает церковный праздник. Если поститься по средам и пятницам каждую неделю, впоследствии легче будет привыкнуть к строгим ограничениям длительных постов.

Читайте также:  Можно пить много воды при заболевании почек

Отцы Церкви учили, что у каждого человека – своя мера послушания. Трудно не следовать принятым в обществе традициям и совсем не пить алкоголь в пост на светских праздниках. Но человек для того и наделён разумом и волей, чтобы избегать излишеств.

Больше о спиртном во время поста на АлкоФане.

Внимание! Чрезмерное употребление алкоголя вредит здоровью.

Источник

можно ли в постный день среду пить вино?

Павел

Просветленный

(23016)

10 лет назад

По уставу не благословляется ( если на этот день не выпадает какой-либо праздник, т. е. нет особых указаний ). Но если Вас пригласили на какое-то мероприятие, где просто не поймут, если Вы не пригубите вина, а Вы это обоснуете тем, что у Вас пост — вряд ли это будет проявлением любви и искренней веры. Во всём должно быть разумение и искренность пред Богом. Если можете воздержаться — воздержитесь, это будет полезнее. Но если Ваше воздержание станет явным искушением для других — тогда можете немножко пригубить, но ведь не обязательно пить много…

олег гулевич

Гуру

(2976)

10 лет назад

А почему он постный? Иисус говорил, » человек господин любого дня» в смысле каждый сам лично решает когда у него постный или какой другой день. А не мужики в рясах! Христос гулял на свадьбе, когда все первосвященники постились, а им сказал, что каждый сам решает когда ему придёт время постится. Кстати Серафим Саровский, демонстративно ел жирный сыр во время великого поста, дабы от него отстали священники, и перестали делать из него святого.

ОЛЕГМыслитель (6324)

10 лет назад

в Евангелии от Матфея Господь говорит: Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое (Мф. 6, 16-17). Почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся^ И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними Жених? Но придут дни, когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься (Мф. 9, 14- 15; см.: Мк. 2, 18; Лк. 5, 35). Сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17, 21; см.: Мк. 9, 29). Посему, возлюбленные, препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа (1 Пет. 1, 13). И еще: Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкаюш,ий лев.Сам Иисус Христос постился 40 дней, и заповедовал подражать ему ВО ВСЁМ что делал САМ!

олег гулевичГуру (2976)

10 лет назад

Я прекрасно знаю все четыре Евангелие, только я не священник, и излагаю свои мысли нормальным, современным языком! В том числе и Евангелие.

Элеонора КатаеваУченик (112)

5 лет назад

Серафим Саровский ел сыр???? Он даже хлеба не ел. Кормил им животных. А сам всю жизнь пил отвар из травы сныти. Ребята не надо излагать своим языком Святое писание. А надо пользоваться опытом Святых отцов и читать их разъяснения к Евангелию.

*******

Искусственный Интеллект

(245323)

10 лет назад

Каждые среда и пятница в течение всего года — постные. В эти дни, если они не приходятся на праздники, разрешается только растительная пища без растительного масла. Исключение составляют сплошные седмицы, к которым относятся седмица о Мытаре и фарисее, святки (время от Рождества Христова до Крещенского сочельника) , Сырная (масленица) , Пасхальная (Светлая седмица) и Троицкая недели, когда можно есть все. После Пасхи до дня Святой Троицы по средам и пятницам разрешается рыба.

Некоторые верующие по благословению своих духовников в течение всего года по средам и пятницам ничего не едят до трех часов дня (по Евангелию — часа девятого) , то есть до того, когда Иисус Христос, будучи распят на Кресте, предал Дух Свой в руки Бога Отца.

По церковному уставу в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет. В Рождественский и Крещенский сочельники, а праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом. В такие праздники, как Сретение Господне (2/15 февраля) , Преображение Господне (6/19августа) . Успение (15/28 августа) . Рождество Богоматери (8/21 сентября) и Покров (1/14 октября) , Введение во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября/4 декабря) , Рождество святого Иоанна Предтечи (24 июня/7июля) , святых апостолов Петра и Павла (29 июня/2 июля) , апостола Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период после Пасхальной седмицы до дня Святой Троицы в среду и пятницу можно есть рыбу.

ОЛЕГ

Мыслитель

(6324)

10 лет назад

Среда и Пятница у Православных Христиан постный день, пост это-В христианстве пост — форма религиозного аскетизма, упражнение духа, души и тела на пути к спасению в рамках религиозного воззрения; добровольное самоограничение в пище, развлечениях, общении с миром. Телесный пост — ограничение в пище; душевный пост — ограничение внешних впечатлений и удовольствий (уединение, молчание, молитвенное сосредоточение) ; духовный пост — борьба со своими «телесными похотями» , период особо напряжённой молитвы. поможет ли вино в этом, рассуждайте сами

максим нестеров

Ученик

(212)

10 лет назад

Пост это не только изменение меню… Ведь по словаи святых не марковка и свёкла вводят нас в Царствие небесное, а любовь и смирение.. но лучше воздераться.. посильная бескровная жертва..

Маргарита

Знаток

(272)

4 года назад

Пост, хранимый Православной Церковью в среду, установлен в воспоминание предания Господа нашего Иисуса Христа Иудой на страдание и смерть, а в пятницу — в воспоминание самих страданий и смерти Его.

Святой Афанасий Великий говорил: «Разрешая есть скоромное в среду и пяток, сей человек распинает Господа». Пост среды и пятницы столь же важен, как и другие посты. Много грешат те, кто не постится в среду и пятницу, говорил преподобный Серафим Саровский.

Читайте также:  Можно ли перед сдачей крови донору пить или есть

Источник

Употребление спиртного во время православных постов

Употребление спиртного в пост – тема, на которую сломано немало копий. С одной стороны, пост – время, когда нужно отказаться от многих удовольствий, с другой – как же это порой сложно! Сумятицу в умы вносят и многочисленные цитаты из Писания, содержащие похвалу вину. Но сперва выясним, о каком именно вине пишут Отцы Церкви и как они советуют его употреблять.

Ещё в глубокой древности люди подметили, что от сырой воды можно заболеть. Но в старину кипяток был не так уж доступен: слишком дорого растапливать дровяную печь, чтобы приготовить чашку травяного отвара. В южных странах, где из-за жары проблема стояла особенно остро, люди приспособились обеззараживать воду вином.

Сухое вино – напиток крепостью 9–16 градусов. Тех, кто пил неразбавленное вино, считали горькими пьяницами, даже на разводивших напиток в пропорции 1:1 в обществе смотрели косо. Нормальным считалось соотношение количества вина к количеству воды 1:2, а то и 1:4. Получалось питьё крепостью 2–4 градуса. Бедняки вместо вина добавляли в воду фруктовый уксус. Отсутствие у человека средств на покупку вина или уксуса расценивалось как признак крайней нищеты.

Христианство зародилось на Ближнем Востоке, и в Церковном Уставе отражены местные реалии. Типикон, книга, регламентирующая порядок питания во время постов, написан на основе уставов палестинских монастырей (преимущественно обители Саввы Освященного близ Иерусалима), с учётом традиции Св. Горы Афон.

Апостолы и теологи относились к вину как к продукту, поддерживающему силы и укрепляющему здоровье. Апостол Павел, обращаясь к своему ученику Тимофею, советовал ему: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов (1-е Тимофею, 5:23)».

В Типиконе вино упоминается наравне с другими продуктами и напитками, к примеру, елеем (растительным маслом), квасом или укропом (травяным отваром). Так, если Благовещение приходится на Страстную Пятницу, то блюда с растительным маслом запрещены, но запивать пищу вином разрешается. В Великую Субботу: «Даёт братии по единому укруху хлеба, в пол литры хлебы и по 6 смоквей или фиников и по единей мерней чаши вина. А идеже вина несть, испивают братия квас от мёда или от жита».

Более того, 51-е Апостольское правило гласит: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения…, или да исправится, или да будет извержен от священного чина, и отвержен от церкви. Так же и мирянин». Однако это изречение нужно воспринимать не как позволение пьянства, но как предупреждение тем, кто гнушается вином во время причастия.

Злоупотребление алкоголем в христианстве считается тяжким грехом. Тот же апостол Павел запрещал своей пастве «упиваться вином»: «Лучше не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14: 21). К умеренности призывал и Иоанн Златоуст: «Вино дано для того, чтобы быть весёлым, а не для того, чтобы быть посмешищем; дано для укрепления здоровья, а не для расстройства; для уврачевания немощей телесных, а не для ослабления духа».

Особенности употребления алкоголя на Руси

Когда христианство пришло в северные страны, оказалось, что местное население не знает вкуса вина, зато варит пиво. Иоанн Златоуст, основывавший обители в северных провинциях Римской империи, писал о необходимости внести изменения в устав в связи с более суровым климатом. Позже, в средние века, монахи Германии во время поста даже заменяли хлеб пивом.

На Руси дозволение пить алкогольные напитки во время поста восприняли слишком прямолинейно, так что церковным властям пришлось вводить дополнительные запреты. Прп. Иосиф Волоцкий, XV–XVI в.: «Подобает прежде всего заботу и попечение иметь о том, чтобы не было в обители ни в трапезах, ни в кельях пития, от которого пьянство бывает». Св. Тихон Задонский, XIX в.: «Хочешь служить Богу, то первое: брось сам пить пиво, вино и водку; ни много ни мало, а совсем брось, для того, чтобы не подавать соблазна людям». Св. Феофан Затворник, XIX в.: «Христианам скорее идет – совсем не пейте, – разве только в крайностях, – в видах врачевания… Винопитие совсем должно быть изгнано из употребления из среды христиан».

Современные правила употребления алкоголя в пост

Отцы Церкви советуют на время поста полностью отказаться от употребления алкоголя, кроме тех случаев, когда необходим приём лекарственных препаратов на спирту или вине. Однако в Типиконе перечислены дни, когда разрешается употребление вина или пива, другие вида спиртного в пост категорически запрещены.

Мера жидкости, упоминаемая в Типиконе, – красовуля, то есть чаша объёмом 150–200 мл. Дозволяется выпить 1–2 красовули вина (пива). Учитывая, что имеется в виду только разведённое вино, 2 красовули – это даже чуть меньше одного современного бокала.

В таких дозах вино или пиво в пост разрешены по субботам и воскресеньям, а также (даты приводятся по Григорианскому календарю):

  • в Великий пост – на Благовещение (7 апреля);
  • в Петров пост – в Праздник Преображения (19 августа);
  • в Рождественский пост – в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря), в день памяти св. Николая Чудотворца (19 декабря).

В обычное время постными днями, когда от спиртного необходимо отказаться, считаются среда и пятница (Типикон приравнивает их к Великому посту). Исключения делаются только для тех случаев, когда на эти дни выпадает церковный праздник. Если поститься по средам и пятницам каждую неделю, впоследствии легче будет привыкнуть к строгим ограничениям длительных постов.

Отцы Церкви учили, что у каждого человека – своя мера послушания. Трудно не следовать принятым в обществе традициям и совсем не пить алкоголь в пост на светских праздниках. Но человек для того и наделён разумом и волей, чтобы избегать излишеств.

Читайте также:  Можно пить красное вино при кормлении грудью

Источник

Не пить по пятницам и средам

Не пить по пятницам и средам

Нина Мозер — эксперт Центра научной политической
мысли и идеологии

«День трезвости» могут ввести Москва и Санкт-Петербург. Идея вызрела в умах городских парламентариев. Посыл такой — однодневный, но еженедельный запрет на продажу алкогольной продукции должен оказать положительное влияние на физическое и духовное здоровье граждан. 

Сможет ли запрет остановить тех, кто ищет возможности выпить? Однозначно, что нет. Запасливые товарищи скупятся накануне «дня трезвости», а остальные отправятся, как обычно, в бары. Тогда зачем весь этот цирк? Тем более, что эта линейная мера спровоцирует игроков теневого рынка алкоголя и будет работать на них.

Как в Москве. Дело осталось за малым. Сначала посмотреть, что есть у нас по вопросу, затем подсмотреть у зарубежных коллег, а дальше засесть целой комиссией по здравоохранению и по социальной политике за дискуссионный стол заседания. По замыслу столичных государственных любомудров, доступ к алкогольной продукции надо запретить в пятницу, чтобы россияне меньше пили и приходили на работу в понедельник отдохнувшими людьми, а не «астениками».

 Можно ли пить алкоголь по средам и пятницамВопрос собираются обсудить очень серьёзно. «Вопрос необходимо проработать на совместных заседаниях комиссий по здравоохранению и по социальной политике. Нужно посмотреть, какой опыт подобных проектов уже есть. Возможно, какие-то механизмы будут заимствованы из зарубежной практики, — объясняет Алексей Мишин — член комиссии по охране общественного здоровья Мосгордумы. — У многих людей отдых с алкоголем начинается в пятничный вечер и затем переходит на все выходные. В результате в понедельник они выходят на работу не просто не отдохнувшими — но, зачастую, с выраженным астеническим синдромом».

Как в Питере. Петербуржские депутаты выбрали другой конёк, предложив россиянам обратиться к духовным скрепам. «День трезвости» заочно назначен на среду — день поста в РПЦ. «Среда — постный день, когда христиане заняты более духовными вопросами, — считает автор законопроекта, депутат заксобрания Санкт-Петербурга Андрей Анохин. — Кроме того, среда — середина недели, и очень важно, чтобы граждане отказывались в этот момент от алкоголя и были ориентированы на работу». Алкогольный дух по средам предлагается прогнать с помощью спортивного духа, которым наполнят северную столицу активисты молодёжных и студенческих организаций.

Принятие законопроекта, как утверждает Анохин, посодействует достижению государственных целей. Среди них — «уменьшение потребление алкоголя,защита нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан». Автор даже позаботился о физическом и духовном здоровье граждан в регионах, отправив обращения главам всех российских субъектов с просьбой поддержать инициативу.

По логике автора, государство может защитить нравственность, здоровье и права россиян, законодательно запретив им пить. Представьте, что вместо «дня трезвости» будет провозглашён «день бесплатного и доброго доктора» или «день честного и умного чиновника». Или «день дурака».

Что изменится? Задачи и цели от государства будут иными, а озвученные депутатом «маячки-ориентиры», останутся прежними. Как вариант, бороться с коммерциализацией медицины или врачебным невежеством, защищая своё здоровье и всё прочее из вышеобозначенного списка. Ещё можно побороться за собственные законные интересы с жуликами-чиновниками — переселить их на отдельную планету и забыть, как страшный сон. А ещё можно ввести «день дурака». Почему бы не бороться с дураками?

Можно ли пить алкоголь по средам и пятницамЧто говорят ритейлеры. Они законотворцев не понимают. Если легальная торговля через розничные сети будет запрещена в среду или в любой другой день недели, то через несетевые розничные точки или частным образом будет продаваться нелегальный алкоголь. Кто тогда будет гарантировать качество и безопасность такой продукции для потребителей? Этот вопрос они адресуют депутатам, комментируя инициативу через СМИ. Те молчат.

Законодательное сжатие легального рынка приводит не к заявленным целям, а к увеличению доли чёрного рынка, а там нет никаких ограничений по возрасту и налоговых отчислений….Кому выгодно продвигать этот законопроект?

Государству терять платежеспособных игроков алкогольного рынка, исправно отчисляющих налоги, не выгодно. От запрета выигрывает частный интерес, как обычно, шкурный. Не получится ли так, что на «день трезвости» в каждом регионе будет работать какой-нибудь подпольный заводик? Что тогда скажут парламентарии и с кем ещё предложат бороться?

Возвращение к истокам. Есть ещё один момент. Он связан с тем, что на фоне кризиса общество надо переориентировать на иное информационное поле, отводя от серьёзных тем. Так появляются проверенные темки для «поговорить». Их сотни на телевидении, радио и в прессе. Алкогольная — одна из них. 

Кстати, неудачная попытка её раскрутки случилась ещё прошлой зимой. Депутаты Госдумы предложили тогда учредить официальный День трезвости, предлагая отмечать его 11 сентября (лучше не придумаешь на фоне обострённых отношений с США, для которых этот день в истории запомнился трагическим терактом в 2001 году), аргументируя тем, что такой праздник был в дореволюционной России. Мощной группой поддержки выступила РПЦ, рассказывая на страницах прессы о том, как церковь на своём уровне возродила традицию празднования такого дня. Священнослужители проводят проповеди о важности трезвого образа жизни, а церковные реабилитационные центры возвращают человеческий облик несчастным выпивохам всех мастей и всякой «крепости».

Тема, как говорится, не пошла. Другие тогда были акценты. Впрочем, они и сейчас далеки от проглатывания популистских идей. Удручает другое. На все эти упражнения в пустословии, отредактированные в законопроекты, выделяются реальные деньги. Люди за эти «прекрасные» изыскания получают зарплату и представляют наши с вами интересы. А разве то, что они сегодня предлагают, нам надо? Неужели и эта очередная суперидея прокатит? А может всё проще. Думцам, на которых уже 4 млрд.рублей тратить собираются, попросту делать нечего, кроме как кнопки нажимать за решения, которые принимаются на самом деле в Кремле. Скучно…

Вернуться на главную

*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)

Источник