Можно ли пить бальзам мусульманину

Положение спиртосодержащих препаратов и продуктов в Исламе

Большинство исламских ученых сошлись на том, что все опьяняющее является нечистотой. В обоснование этого все приводят аят из Корана, в котором говорится, что «хамр» (опьяняющее) является «риджс».

Большинство ученых говорят, что смыслом слова «риджс» является «наджас» (нечистота). Но некоторые ученые дают этому слову другие значения. Решение относительно спирта и всего остального, что опьяняет, такое же как, и относительно вина. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Все, что опьяняет, является «хамром», а всякий «хамр» является нечистотой»

Хотя некоторые ученые и согласны в том, что смыслом слова «риджс» является нечистотой, но они посчитали, что это образное значение «хамра» и всего того, что в Коране упомянуто наряду с ним. Из современных известных ученых многие считают дозволенным в намазе жидкое опьяняющее вещество (будь это спирт и т.д..). Десятки ученых «аль-Азхара» в своем собрании вынесли фетву, что спирт является чистым. Из тех, кто считал, спирт не является нечистотой, также является: 1. Шавкани, 2. Мухаммад Рида. Из Шафиитских ученых: аль-Музани и другие.

По мнению этих ученых все, что содержит спирт, будь это: одеколон, духи, мыло, шампунь, разные крема, также и еда, лимонад, квас, и тому подобное — можно использовать, продавать покупать, а также можно и совершать намаз, если они будут на теле или на одежде.

Из-за того, что в наше время стало распространенным добавление спирта в пищевые продукты с целью их сохранения, по мнению других ученых в них делается афву (прощение), считая это безвыходностью и широко распространённой проблемой. Также если по какой-то причине пришлось протереть спиртом тело или он попал на одежду и нет возможности его отмыть, то можно в этом последовать за этими учеными также в действительности тех намазов, которые были совершены в таком состоянии.

В любом случае, спирт и другие жидкие опьяняющие вещества в нашем (шафиитском) мазхабе и по мнению большинства ученых считается нечистотой. И в безвыходных положениях, даже следуя за теми учеными, которые не считали их нечистотой, нам следует не расслабляться в этом и по мере возможности быть бдительными. И нельзя забывать, что набожность кроется в уверенности.

Для более легкого определения чистоты спиртосодержащих веществ рассматривается следующее:

Одеколон, духи, лимонад, квас, пепси, основой которых является вода: Если на заводе, в котором готовят эти вещества, спирт налили в воду объемом больше 216 литров, и от этого не изменился ни цвет, ни запах ни вкус воды, то это вещество, даже имея в составе спирт, не является нечистотой и его можно пить, и даже если затем оно было разлито в маленькие бутылки.

Если при добавлении других ингредиентов, будь это красители и т.д.. изменился цвет или вкус, запах воды, то такую воду можно пить. Но в качестве очистителя[1] (для совершения омовения или подмывания) она не пригодна.

[Ахмад-хажи аль-Годобери, «Иршад аль-Авамм», 25 стр.]

[1] То есть, не разрешается подмываться, совершать малое и полное омовение соками и другими жидкостями, у которых цвет, вкус или запах изменен чистыми добавками, а если цвет, запах или вкус воды объемом 216 литров и более, изменен спиртом, то такую жидкость и пить запрещается, так как она считается мутанаджис (оскверненная вода). Если объемом воды был меньше 216 литров, то при контакте с нечистотой такая вода сразу портится и становится оскверненной, даже если оно не изменилось.

taalib.ru

Источник

Ибн Усеймин о спиртовых растворах

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

«Вопрос:

Является ли алкоголь грязным (наджасой), подобно другим видам скверны? Если это так, то относится ли к (нечистым вещам) одеколон? Если он попадёт на тело или одежду, то нужно ли вымыть ту часть, на которую он попал, или нет?

Ответ:

Проблема скверны алкоголя — если понимать нечистоту образно, то все учёные сошлись на том, что алкоголь является скверной и одним из деяний Шайтана. Если же понимать нечистоту буквально, то (имамы) четырёх мазхабов и бо́льшая часть уммы согласились с тем, что он грязен. Поэтому необходимо очищаться от него и мыть (те части) одежды и тела, на которые он попал. Некоторые же обладатели знания пришли к тому, что он не является скверной в буквальном смысле, однако он есть скверна в смысле греховности поступков (тех, кто его пьёт). Те, которые сказали, что (алкоголь) нечист и в прямом, и в переносном смысле, доказывали это словами Всевышнего:

«О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний Шайтана. Сторонитесь же её, чтобы преуспеть! Воистину, Шайтан посредством опьяняющих напитков и азартных игр хочет заронить между вами вражду и ненависть…» (Коран, 5:90-91).

Скверна же есть нечто грязное, исходя из слов Всевышнего:

«Скажи: «Из того, что внушено мне в откровении, я не нахожу запрещённым для едока ничего, кроме как употреблять в пищу мертвечину, или пролитую кровь, или мясо свиньи, ведь, поистине, это — скверна»» (Коран, 6:145),

а также из хадиса Анаса, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, повелел Абу Тальхе обратиться (к людям):

«Поистине, Аллах и Его Посланник запрещают вам (питаться) мясом домашних ослов, ибо это — скверна» (аль-Бухари).

Скверна в этих аяте и хадисе означает нечто нечистое в буквальном смысле, и то же самое (верно для) аята об алкоголе, который грязен в буквальном смысле.

Читайте также:  Парацетамол можно пить до еды

Что же касается тех, которые говорили о чистоте алкоголя как вещества, т.е. о том, что он скверен лишь в переносном смысле, а не в буквальном, то они сказали: поистине, Аллах, свят Он и велик, связал скверну в суре «Трапеза» с деяниями Шайтана, т.е. это — скверна поступков, а не самого вещества в его сути. Поэтому Он сказал, (перечисляя): «Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники и гадальные стрелы…»

Известно, что азартные игры, каменные жертвенники и гадальные стрелы не являются скверной в буквальном смысле слова, Он же объединил эти четыре вещи под одним описанием, поэтому между ними должно быть соответствие. Если три вещи являются скверной в переносном смысле, то и алкоголь нечист в переносном смысле, так как является одним из деяний Шайтана.

Также они сказали: достоверно установлено, что когда был ниспослан запрет на алкоголь, мусульмане вылили его на рынках. Если бы он был нечистым, то им бы не было дозволено выливать его на рынках, потому что загрязнять рынки нечистотами запрещено. Также сказали, что когда был запрещён алкоголь, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не приказал отмывать от него сосуды. Если бы тот был нечистым, то он непременно бы повелел отмыть от него сосуды, как он приказал отмывать их, когда было запрещено (мясо) ослов.

Ещё они сказали: достоверно пришло в «Сахихе» Муслима, что некий мужчина принёс Пророку, мир ему и благословение Аллаха, напиток из алкоголя и подарил ему это. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, произнёс: «Разве ты не знал, что это уже запрещено?» Потом мужчина передал это по секрету изготовителю напитка и спросил его: «Что ты скажешь?» Тот ответил: «Я скажу: «Продай его»». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, (узнав об этом), сказал: «Поистине, если Аллах запретил что-то, то Он запретил и (брать) его стоимость!» Тогда мужчина взял сосуд за горлышко и вылил весь алкоголь, а Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не приказал ему вымыть (сосуд) и не запретил выливать (его содержимое) прямо там. (Поэтому некоторые учёные) сказали: это — довод на то, что алкоголь не является грязью в буквальном смысле, а в основе всех вещей лежит чистота — до тех пор, пока не найдётся явное указание на нечистоту. А поскольку явного указания на грязную сущность (алкоголя) нет, то он в основе является чистым, однако скверным в смысле поступков (тех, кто употребляет его).

Опираясь на это, мы говорим об одеколоне и подобных ему (жидкостях): они не грязны, потому что алкоголь не является нечистым по своей сути — на основе того мнения, доказательства которого мы упомянули. А если одеколон и его подобия не грязны, то очищать одежду от них необязательно.

Однако остаётся ещё один предмет для рассмотрения: запрещено ли использовать одеколон как духи, которыми умащается человек, или не запрещено? Давайте взглянем на то, что Всевышний Аллах говорит об алкоголе: «Сторонитесь же её!» (Речь идёт) о полном отдалении — Он не сказал: «сторонитесь питья» или «использования» или что-нибудь наподобие этого, однако повелел безусловным приказом отдаляться (от него). Охватывает ли это (те случаи), когда человек пользуется одеколоном в качестве духов, или же мы скажем, что отдаление, приказанное (Аллахом), мотивировано воздействием (алкоголя на человека), т.е. это — отдаление от его питья, исходя из слов Всевышнего:

«Воистину, Шайтан посредством опьяняющих напитков и азартных игр хочет заронить между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и намаза. Неужели вы не прекратите?» (Коран, 5:91)?

Эти отговорки ничем не подтверждаются в тех случаях, когда человек использует (спиртовые растворы) не для питья. И мы говорим, что наиболее безопасным для человека будет сторониться (алкоголя всегда), включая и умащение духами. Отдаляясь от этого, он будет в наибольшей безопасности и свободен от позора.

Ещё раз вернёмся к этим духам (с вопросом): является ли концентрация (спирта) в них такой, что может привести к опьянению (того, кто выпьет их), или же эта концентрация невелика и не приводит к опьянению — потому что алкоголь смешан с другими веществами? Т.е. его присутствие в (одеколоне) незаметно, и даже если человек изготовит его много, то это не вызовет необходимость запрета данной смеси — потому что присутствие (алкоголя) в ней ничтожно, и она не имеет статус (опьяняющего средства). Наличие причины такого статуса обязательно, а если исчезла причина, то исчезает и статус. Если примесь (алкоголя) не влияет на (свойства) состава, т.е. нет заметных следов этой примеси, то данная вещь становится дозволенной. Поэтому при малой концентрации (спирта) в одеколоне и других (растворах) — такой, которая не приводит к опьянению, даже если человек, например, выпьет большой объём (такой жидкости) — они не являются опьяняющими средствами… Если капля мочи упала в воду и не изменила её (цвет, вкус, запах), то вода является чистой, и точно так же, если капля алкоголя попала в какое-то вещество, которое не поддалось её воздействию, то оно не станет опьяняющим. Обладатели знания изложили всё это в разделе о гранях (различения) опьяняющих напитков» («Фатава нурун аля-д-дарб» ч. 177).

Читайте также:

Пьянство в царской России накануне её краха

Информационный террор СМИ

Свинина в христианстве: логика фарисеев

И хвала Аллаху, Господу миров.

Источник

Алкоголь в Исламе

Алкоголь в Исламе

  1. Что такое алкоголь
  2. Алкоголь в истории
  3. Как запрещался алкоголь в исламе
    1. Первый этап
    2. Второй этап
    3. Окончательный запрет
  4. Хадисы о запрете
    1. Дарить — харам
    2. Использовать в качестве лекарства
  5. Исключения
  6. Ислам и современное отношение к алкоголю
Читайте также:  Ангина можно пить горячий чай

Одним из самых распространенных вопросов, связанных с законами Шариата и образом жизни мусульман, является вопрос о том, можно ли мусульманам пить алкоголь.

Алкоголем (alcohol) называют летучую бесцветную жидкость, которая получается в результате ферментации сахаров. На некоторые формы жизни алкоголь оказывает интоксицирующее действие. Напитки, содержащие этиловый спирт, называют алкогольными напитками. От них развивается наркотическая зависимость, которую называют алкоголизмом.

Алкоголь в истории

С давних времен алкоголь называют «похитителем рассудка». О нем впервые упоминают еще в четвертом веке нашей эры: о нем пишет китайский алхимик Гэ Хун, который в процессе обсуждения рецептов производства киновари сравнивает их с вином, которое перебродило девять раз.

Предположительно виноделие могло возникнуть еще до того, как началось культурное земледелие. Еще путешественник Миклухо-Маклай упоминал о папуасах Новой Гвинеи, которые не умели добывать огонь, но приемы изготовления алкогольных напитков уже знали.

Получать чистый спирт, который тогда называли «одурманивающим», начали в шестом-седьмом веках, а о выпуске первой бутылки водки стало известно в 860 году. Когда была налажена перегонка вина, с помощью которой получали спирт, резко усугубилось пьянство.

По всему миру алкогольные напитки начали распространяться очень быстро за счет того, что промышленное производство алкоголя постоянно росло, и его производили из дешевого сырья, такого, как отходы сахарного производства или картофель.

Тема алкоголя стала предметом обсуждения и вдохновения для деятелей искусства — писателей, художников и поэтов. Тема алкоголя отражена в работах художников Голландии, Германии, Испании и Италии. Многие из передовых людей своего времени понимали, насколько велика и зла сила алкоголизма. Мартин Лютер писал: «наш немецкий дьявол — добрая бочка вина».

В России пьянство получило широкое распространение из-за той политики, которую вели господствующие классы. Массово в Россию начали завозить вино и водку в шестнадцатом веке из-за границы. Были учреждены даже «царевы кабаки» во время правления Ивана IV и Бориса Годунова. Эти заведения приносили очень большой доход в государственную казну. Но даже и в то время были попытки ограничить употребление спиртных напитков, и даже был выпущен приказ, которые предписывал «продавать водку по одной чарке человеку». Но уже в 1894 продажа алкогольных напитков стала монополией царской семьи.

Монополия на алкоголь у государства существовала во времена Советского союза, и тогда до 30% бюджета составляли поступления от алкоголя.

Известно, что арабы до принятия ислама употребляли алкоголь, и употребляли его достаточно активно, и у них частенько образовывались попойки, о чем есть немало указаний в арабском языке, который предлагает более ста названий для вина, а в арабской поэзии воздается хвала и вину, и кубкам, и самим застольям.

Как запрещался алкоголь в исламе

Аяты о запрете спиртного в исламе, для искоренения пьянства среди мусульман Создатель ниспослал верующим поэтапно. Употребление спиртного среди арабов было делом восхваляемым и популярным, поэтому поэтапный запрет стал милостью от Аллаха и в этом была божественная мудрость, мусульмане, у которых была зависимость от алкоголя постепенно отказались от этого греха полностью и безвозвратно.

Первый этап

На первом этапе были ниспосланы аяты о том, что вреда в употреблении вина больше, чем пользы. После того, как этот аят был ниспослан, мусульмане в большей своей части от употребления спиртного отказались, но определенная часть из мусульман все-таки продолжили употреблять вино, услышав из слов Аллаха только слова о пользе вина. Полностью запрет на алкоголь был введен в Коране в суре «Аль-Маида». В суре названы «скверными деяниями», внушаемыми шайтаном, опьяняющий напиток, азартные игры или майсир, гадания и жертвоприношения. В суре сообщается, что шайтан с помощью этих вещей и действий стремится посеять вражду между верующими, поселить ненависть между ними, а также отвратить от намаза и поминания Аллаха.

Второй этап

Следующим этапом был запрет в исламе на все опьяняющие средства, и он был введен после того, как для всех мусульман стало неприемлемым начинать намаз, будучи в состоянии алкогольного опьянения, ведь намаз, молитва — это единственная возможность и привилегия для мусульманина, которая позволяет ему обратиться ко всевышнему Аллаху, сконцентрировав свои мысли, духовные силы и намерения, поскольку молитва должна произноситься с почтением и глубоким благоговением.

После того, как состоялся праздник, устроенный одним из сподвижников Пророка Мухаммада ﷺ, Абдуррахманом ибн Ауфом, и на этом празднике стояло вино среди других угощений, был ниспослан еще один аят. Произошло это после того, как ко времени вечернего намаза имамом назначили одного из тех, кто участвовал в трапезе и он потому прочел суру «Кафирун» «Скажи: «О неверующие! Я не поклоняюсь тому, чему поклоняетесь вы, а вы не поклоняетесь Тому, Кому поклоняюсь я. Мы поклоняемся тому, чему поклоняетесь вы». Это был вопиющий случай, после которого был ниспослан аят, в котором говорилось: «О те, которые уверовали! Не приближайтесь к молитве, будучи пьяными, пока не станете понимать то, что произносите…» (Сура 4. Женщины, 43-й аят).

Окончательный запрет

Последний запрет на спиртное был введен после того, как состоялся пир, в котором принимали участие мединцы и мекканцы, и на этом пиру подавали спиртное. Хмельные участники пира сначала хвалились друг перед другом, затем пиршество переросло в драку. Протрезвев и увидев последствия своих действий, мусульмане устыдились своего пьяного поведения и почувствовали себя грешными и почувствовали свою вину. После этого события верующим была ниспослана сура, в которой вводился запрет не только на спиртное, но и на азартные игры. В суре сказано: «О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний дьявола. Сторонитесь же ее, — быть может, вы преуспеете» (сура Аль-Маида (Трапеза), 90-й аят).

Читайте также:  Поставили временную пломбу когда можно пить

Пророк Мухаммад ﷺ потребовал после ниспослания суры, чтобы жители Медины вынесли все то вино, которое хранилось у них в домах и вылить на улицу.

Постепенно трезвенниками стало все население города, и это было самой успешной антиалкогольной кампанией, когда-либо предпринимавшейся в мире. И до сего дня все мусульмане мира — это общество, которое наименее всего подвержено проблеме алкоголизма. Через все века существования ислама мусульмане сумели пронести свое негативное отношение к алкоголю.

Существует история, в которой рассказывается, что сподвижники Мухаммада ﷺ сказали, когда он закончил говорить аяты о запрете употребления вина: «О Господи, мы прекратили!». Некоторые из них в момент, когда Мухаммад ﷺ говорил, сидели и пили вино, но когда он закончил свою речь, они прекратили пить, вылили его на землю, а потом разбили кувшины с остатками вина.

Хадисы о запрете

Мухаммад ﷺ обращал внимание не на то, из чего сделан алкогольный напиток, а на то, какими опьяняющими свойствами он обладает.

Хадис об алкоголе

Однажды Пророку Всевышнего ﷺ был задан вопрос о тех напитках, которые производят из меда, ячменя или пшеницы, которые в результате брожения превращаются в алкогольный напиток. На этот вопрос Пророк Мухаммад ﷺ ответил так: «Все опьяняющее — хамр, а всякий хамр запретен». Хамр, то есть алкоголь, является запретным, и это не зависит от того, из чего он сделан и как называется, водка ли это, вино, ликер или пиво.

Не только на алкоголь в исламе был введен запрет, но и на его торговлю, и на его производство, и этот запрет касается не только мусульман, но и немусульман.

Всевышний Аллах проклял людей десяти категорий, как сообщается об этом в хадисе, которые имеют какое-то отношение к алкоголю:

  1. производителей вина,
  2. заказчиков,
  3. тех, кто пьет алкоголь,
  4. кто таскает его,
  5. кому приносят алкоголь,
  6. кто его разливает,
  7. кто алкоголь продает,
  8. тех, кто получает с этого прибыль,
  9. тех, кто вино покупает,
  10. и кому его покупают.

Дарить — харам

Существует в исламе и запрет и на то, чтобы мусульманин дарил алкоголь, также запрещено получать алкоголь в подарок.

Описывается случай, когда в подарок Пророку Мухаммаду ﷺ принесли бочонок вина. Человеку, который принес вино в подарок, Мухаммад ﷺ сказал, что оно запрещено Аллахом. Человек спросил, можно ли продать вино. Пророк ﷺ ответил, что Аллах запретил и продавать вино. Человек спросил о том, можно ли продать иудею это вино. Пророк ﷺ ответил, что и иудею запрещено продавать вино. Тогда человек спросил, что ему делать с этим вином. И тогда Пророк Мухаммад ﷺ сказал вылить его на землю.

Использовать в качестве лекарства

Также в религии Ислам запрещено использовать алкоголь в качестве лекарства, как запрещено и использовать лекарство, которое сделано с применением алкоголя. Описывается случай, когда Пророку Мухаммаду ﷺ один человек сказал, что вино он применяет как лекарство, на что Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Это не лекарство, а болезнь».

Исключения

В Исламе предусматриваются случаи, когда употребление алкоголя можно разрешить и это может быть прощено Аллахом: «Если же кто-либо будет вынужден употребить (алкоголь) без умысла, не будучи нечестивцем и преступающим (предписания), то воистину, твой Господь — Прощающий, Милосердный!».

Ислам и современное отношение к алкоголю

Запрет в исламе на алкоголь может показаться некоторым пережитком прошлого, и потребление современных алкогольных напитков отличается от того, что было в доисламские времена. Некоторые считают, что запрет на потребление алкоголя в исламе можно назвать насилием над человеком. Другие считают, что существующий в исламе запрет на употребление алкоголя может стать хорошим решением существующей проблемы алкоголизма, и сторонники этого мнения выступают с требованием к остальным странам последовать примеру мусульманских стран и ввести немедленно «сухой закон». Но сторонники всех этих мнений едины в одном качестве: они совершенно не понимают истинных причин того, почему алкоголь в исламе под запретом.

Одно из объяснений того, почему мусульмане не пьют алкоголь, таково. Любой человек имеет обязанность по отношению ко Всевышнему охранять собственный интеллект, жизнь и здоровье. В День Суда каждый человек будет нести ответственность за выполнение этой обязанности. Если что-то наносит вред здоровью, одурманивает разум и разрушает целостность организма и личности, то это является запретным. Если кто-то не считает, что это запретно, то он выходит тем самым за рамки ислама.

Алкоголь наносит вред здоровью мусульманина, алкоголизм является тяжелым заболеванием, трудно поддающимся лечению. В конечной стадии алкоголизм приводит к смертельному исходу. Алкоголизму сопутствуют многие проблемы и болезни, которые развиваются на его фоне — это и заболевания печени, и сердечные нарушения, и расстройства нервной системы, а также проблемы с желудком и легкими, нарушений функции почек. Общественная жизнь человека, который пристрастился к спиртному, также полна проблем и несчастий: у него возникают проблемы с личной жизнью, он часто встает на путь преступлений и заканчивает свою жизнь в тюрьме.

Ученые неоднократно призывали внести алкоголь и табак в число тех наркотических веществ, которые наиболее опасны для жизни — эти наркотики социально приняты, но вред, который они наносят организму человека, даже больше, чем многие из тех наркотиков, которые официально запрещены.

Пророк Мухаммад ﷺ говорил, что даже если человек может опьянеть только от очень большой дозы какого-то напитка, то и малую его дозу пить ему запрещено: путь к алкоголизму начинается с малых доз, а после это перерастает в привычку и зависимость.

Источник