Можно ли пить детям читать

Можно ли пить энергетики детям?

Несколь­ко лет назад вошли в моду энер­ге­ти­че­ские напит­ки. Забав­ная рекла­ма, при­вле­ка­тель­ный дизайн упа­ков­ки, заман­чи­вое наиме­но­ва­ние — всё это спо­соб­ству­ет росту попу­ляр­но­сти этих напит­ков. Неред­ко видишь моло­дых людей с яркой баноч­кой в руке, а то и 8–10 лет­них детей, потя­ги­ва­ю­щих энер­ге­тик. В боль­шин­стве слу­ча­ев роди­те­ли даже не инте­ре­су­ют­ся и под­час не осве­дом­ле­ны о том, что их дети потреб­ля­ют энер­ге­ти­ки. А если и осве­дом­ле­ны, то — “А что тако­го? Пусть пьет. Это же не водка.”

Да, энер­ге­тик это не вод­ка, но это не озна­ча­ет, что он без­опа­сен. На эти­кет­ке состав энер­ге­ти­че­ско­го напит­ка может выгля­деть как “кофе­ин, тау­рин, глю­ко­за, вита­ми­ны груп­пы В”. Ну а что? — все нату­раль­ное, при­род­ное, а вита­ми­ны — вооб­ще хоро­шо — поче­му бы не пить? Для того, что­бы выяс­нить всю под­но­гот­ную энер­ге­ти­ков, надо разо­брать­ся в том, что пред­став­ля­ют из себя основ­ные ком­по­нен­ты этих напитков.

Саха­ро­за и глю­ко­за при­да­ют напит­ку слад­кий, при­вле­ка­тель­ный вкус. Саха­ро­за это обыч­ный сахар (диса­ха­рид), глю­ко­за — моно­са­ха­рид, при­ни­ма­ю­щий самое что ни на есть актив­ное уча­стие в обмене веществ. Кста­ти, саха­ро­за, явля­ю­ща­я­ся более слож­ной по сво­ей струк­ту­ре, в орга­низ­ме рас­щеп­ля­ет­ся в т.ч. на глюкозу.

Кофе­ин – всем извест­ное пси­хо­сти­му­ли­ру­ю­щее сред­ство. По сво­е­му стро­е­нию это алка­ло­ид, кото­рый содер­жит­ся в чае, кофе, гуа­ране, оре­хах кола и мно­гих дру­гих рас­те­ни­ях. Одна­ко чаще его син­те­зи­ру­ют хими­че­ски. Кофе­ин сни­ма­ет ощу­ще­ние уста­ло­сти, при­да­ёт бод­рость, повы­ша­ет рабо­то­спо­соб­ность (осо­бен­но умствен­ную), уско­ря­ет пульс и повы­ша­ет дав­ле­ние. Бод­ря­щее дей­ствие кофе­и­на про­дол­жа­ет­ся око­ло 3 часов. Боль­шие дозы при­во­дят к исто­ще­нию нерв­ных кле­ток. Кофе­ин вли­я­ет на сер­деч­ную мыш­цу, повы­шая её сокра­ще­ния, поэто­му после при­ме­не­ния кофе­и­на может “под­ско­чить” дав­ле­ние. У неко­то­рых людей на фоне при­е­ма кофе­и­на воз­ни­ка­ет боль в серд­це. Так­же мно­гие отме­ча­ют, что после при­ё­ма кофе­и­на сна­ча­ла чув­ство­ва­ли себя хоро­шо, но через вре­мя состо­я­ние было намно­го хуже, чем до него (пери­од выве­де­ния кофе­и­на дли­тель­ный, повтор­ный при­ём может вызвать пере­до­зи­ров­ку). Воз­ни­ка­ет жела­ние вновь выпить энер­ге­тик. Всё это при­во­дит к быст­ро раз­ви­ва­ю­щей­ся зави­си­мо­сти от кофе­и­на — кофеинизму.

Побоч­ные дей­ствия кофе­и­на — бес­сон­ни­ца, раз­дра­жи­тель­ность и воз­бу­ди­мость, повы­шен­ное дав­ле­ние, аритмии.

Тео­бро­мин – по струк­ту­ре сход­ное веще­ство с кофе­и­ном, обла­да­ет более сла­бым дей­стви­ем в срав­не­нии с ним. Выде­лен из какао.

Тау­рин – веще­ство, полу­ча­е­мое из ами­но­кис­ло­ты цисте­ин. Син­те­зи­ру­ет­ся в орга­низ­ме чело­ве­ка, встре­ча­ет­ся в пище­вых про­дук­тах. В меди­цине при­ме­ня­ет­ся в соста­ве глаз­ных капель. Сам тау­рин необ­хо­дим для пра­виль­ной рабо­ты нерв­ной, иммун­ной систе­мы, регу­ли­ру­ет обмен жиров, каль­ция. “Бод­ря­щая” спо­соб­ность тау­ри­на иссле­до­ва­лась на мышах, но не на людях. При­ме­не­ние боль­ших доз тау­ри­на не описано.

Глю­ку­ро­но­лак­тон – веще­ство, полу­ча­е­мое в про­цес­се пре­вра­ще­ния глю­ко­зы в орга­низ­ме. Пси­хо­сти­му­ли­ру­ю­щим дей­стви­ем по име­ю­щим­ся дан­ным не обла­да­ет. В энер­ге­ти­че­ских напит­ках это веще­ство содер­жит­ся в дозе, пре­вы­ша­ю­щей нор­маль­ную суточ­ную выра­бот­ку в 250–500 раз. Эффект таких огром­ных доз так­же не изучен.

L‑карнитин – веще­ство, полу­чен­ное при вза­и­мо­дей­ствии ами­но­кис­лот лизи­на и мети­о­ни­на. В меди­цине  при­ме­ня­ет­ся при нерв­ных и физи­че­ских исто­ще­ни­ях, ано­рек­сии, после тяже­лых забо­ле­ва­ний (инфаркт, инсульт). Нор­маль­ный здо­ро­вый орга­низм не испы­ты­ва­ет потреб­ность в допол­ни­тель­ном при­ё­ме L‑карнитина. Дей­ствие это­го веще­ства в высо­ких дозах так­же не изучено.

Вита­ми­ны груп­пы B – необ­хо­ди­мы для пра­виль­ной рабо­ты нерв­ной систе­мы. Сами по себе не обла­да­ют пси­хо­сти­му­ли­ру­ю­щим дей­стви­ем. Часто вызы­ва­ют аллер­ги­че­ские реакции.

Гуа­ра­на – при­род­ное пси­хо­сти­му­ли­ру­ю­щее сред­ство. В её соста­ве мно­же­ство орга­ни­че­ских веществ, основ­ным из кото­рых явля­ет­ся кофе­ин. Кста­ти, сино­ним кофе­и­на — гуаранин.

Жень­шень – при­род­ное сти­му­ли­ру­ю­щее сред­ство. При­зван помочь в борь­бе с уста­ло­стью, повы­ша­ет рабо­то­спо­соб­ность. Побоч­ные дей­ствия ана­ло­гич­ны кофеину.

Так­же в соста­ве кра­си­те­ли, аро­ма­ти­за­то­ры, кон­сер­ван­ты, уси­ли­те­ли вку­са и дру­гие веще­ства, сопро­вож­да­ю­щие слад­кие напитки.

Итак, дей­ствие энер­ге­ти­че­ско­го напит­ка заклю­ча­ет­ся в том, что он не при­да­ет энер­гию извне, а вынуж­да­ет клет­ки наше­го тела отда­вать послед­нее. Про­ис­хо­дит некий обман: чело­век напол­ня­ет­ся энер­ги­ей, ему кажет­ся, что он может горы свер­нуть, но на самом деле его состо­я­ние при­бли­жа­ет­ся к исто­ще­нию. А если энер­ге­тик выпил ребё­нок? В мире еже­год­но фик­си­ру­ет­ся несколь­ко смер­тель­ных слу­ча­ев, кото­рые свя­зы­ва­ют имен­но с упо­треб­ле­ни­ем энер­ге­ти­че­ских напит­ков. Но ещё ни один про­из­во­ди­тель не понес нака­за­ния: люди ведь упо­треб­ля­ют энер­ге­ти­ки по сво­ей воле, как пред­по­ла­га­ет­ся, взве­сив все “за” и “про­тив”.

Читайте также:  Можно пить мидокалм постоянно

В неко­то­рых евро­пей­ских стра­нах, в част­но­сти, в Дании и Нор­ве­гии, энер­ге­ти­ки отно­сят к лекар­ствен­ным пре­па­ра­там и купить их мож­но толь­ко в апте­ке. С недав­не­го вре­ме­ни в Рос­сии тоже заду­ма­лись над этим, в Гос­ду­ме рас­смат­ри­ва­ет­ся вопрос о при­чис­ле­нии энер­ге­ти­ков если не к лекар­ствен­ным пре­па­ра­там, то к алкоголю.

Этой инфор­ма­ции вполне доста­точ­но, что­бы понять: энер­ге­ти­че­ский напи­ток это не про­сто вкус­ная водич­ка. Это сти­му­ли­ру­ю­щий пре­па­рат, при­чем доволь­но мощ­ный. Но не толь­ко это. Дей­ствие мно­гих ком­по­нен­тов, вхо­дя­щих в состав этих напит­ков в огром­ных дозах,  попро­сту не изучено.

Энер­ге­тик нель­зя пить про­сто так, когда захо­те­лось. Его нель­зя пить каж­дый день. Его нель­зя пить лицам моло­же 18 лет (!) — роди­те­лям важ­но это пом­нить. В груп­пе рис­ка так­же нахо­дят­ся пожи­лые люди, гипер­то­ни­ки, бере­мен­ные жен­щи­ны, люди с повы­шен­ной воз­бу­ди­мо­стью, те, кто стра­да­ет бес­сон­ни­цей, нару­ше­ни­я­ми сер­деч­но-сосу­ди­стой систе­мы и стра­да­ю­щие аллер­ги­ей на вита­ми­ны груп­пы В.

Глав­ная опас­ность кро­ет­ся в том дей­ствии, кото­рое энер­ге­ти­че­ский напи­ток ока­зы­ва­ет на орга­низм. С этой точ­ки зре­ния энер­ге­ти­ки на осно­ве трав, зача­стую пре­под­но­си­мые про­из­во­ди­те­ля­ми как абсо­лют­но нату­раль­ные и совер­шен­но без­опас­ные, ничем не отли­ча­ют­ся от тех, в состав кото­рых вхо­дят хими­че­ские веще­ства. Они дей­ству­ют на чело­ве­ка точ­но так же — мето­дом хлыста.

Забот­ли­вые роди­те­ли не толь­ко не поку­па­ют сами сво­им детям энер­ге­ти­ки, но и объ­яс­ня­ют, к чему может при­ве­сти их упо­треб­ле­ние, что­бы чада не под­да­ва­лись иску­ше­ни­ям и не поку­па­ли их на кар­ман­ные день­ги. Конеч­но, порой труд­но усту­пить ною­ще­му ребён­ку, тем более под дав­ле­ни­ем аргу­мен­тов “А Васе поку­па­ют и ниче­го”. Одна­ко вопрос потреб­ле­ния энер­ге­ти­ков — из тех вопро­сов, кото­рые тре­бу­ют прин­ци­пи­аль­но­сти, точ­но такой же, как куре­ние и упо­треб­ле­ние алкоголя.

Источник

Дети и книги: почему важно читать

2 апреля в мире отмечают Международный день детской книги. Нужно ли современному ребенку читать книги? MedAboutMe постарается найти ответ.

История детской книги

История детской книги

Детская литература появилась относительно недавно: в 17 веке. До этого дети не считались такой ценностью, чтобы специально для них писать книги. Родители и старшие родственники рассказывали малышам сказки, пели им песенки. Причем сказки были те же, что и для взрослых, но, возможно, в более «легком» варианте

В 18 веке стали появляться книги, которые с удовольствием читают и сегодняшние ребятишки, правда, в переработанном и адаптированном для детей виде. Изначально эти произведения предназначались для взрослых. Это «Приключения Робинзона Крузо» Даниэля Дефо, и многоплановое и совсем не простое «Путешествие Гулливера» Джонатана Свифта, появившиеся позднее сказки Шарля Перро, братьев Гримм и всемирно любимые сказочные истории великого сказочника Ганса Христиана Андерсена, в день рождения которого и отмечается День детской книги. Решение выбрать именно эту дату было принято в 1967 году, 50 лет назад.

В России детям читали народные сказки и истории о богатырях, басни и былины. Во времена правления Петра I появились переводные детские книжки, преимущественно воспитательного характера.

Но настоящий расцвет детская литература пережила в ХХ веке. В СССР работали целые издательства, выпускавшие исключительно детские книжки. Огромными тиражами печатались книги для детей и в других странах. Дети читали буквально «запоем», и книга действительно была лучшим подарком.

Как обстоит дело с детским чтением сейчас?

Дети больше не хотят читать?

Дети больше не хотят читать?

Развитие информационных технологий и изменение образовательной системы изменили и отношение к чтению. Люди стали читать гораздо меньше, предпочитая получать информацию другими способами. Хорошо ли это?

Трудно ответить однозначно. Прогресс приносит в нашу жизнь новые возможности, и вряд ли стоит от них отворачиваться. Но отказываться от проверенных веками методов, видимо, тоже не следовало бы.

Читайте также:  Можно ли пить воду из под крана в саранске

Дети действительно не хотят сегодня читать. Легче посмотреть мультик или фильм, чем прочитать книжку. Легче и быстрее.

Но эта легкость имеет две стороны: больше нет необходимости прикладывать собственные усилия, перерабатывая и воспринимая информацию. Все готово и упаковано для быстрого употребления. На первый взгляд, это замечательно. А если присмотреться внимательнее?

Роль книги в развитии ребенка

Роль книги в развитии ребенка

Умение читать предполагает целый комплекс навыков, и для овладения каждым из них требуются усилия. Мало запомнить все буквы и научиться складывать из них слова, а потом и предложения. Придется тренировать память, чтобы не забывать к концу фразы ее начало, а ко второй странице — содержание первой

Чтение дает толчок фантазии. Слова, напечатанные на бумаге, преображаются в образы, и каждый чтец воображает себе героев книги по-своему. Этим книга выгодно отличается от фильма или мультика, в которых герои даны уже готовыми — такими, как их захотел представить создатель фильма. И отделаться потом от этого навязанного образа уже вряд ли получится: рамки установлены, крылья фантазии подрезаны, ей никуда больше не нужно лететь…

Чтение способствует увеличению словарного запаса и развитию речи. А каждое новое слово, ставшее понятным, расширяет границы мира, обогащает его новыми смыслами.

Читая, ребенок познает логику развития событий, учится понимать причинно-слественные отношения. Его мышление становится более стройным и упорядоченным, формируется прочный фундамент для дальнейшего образования.

Но даже не это важно.

Чтение дает основы для формирования нравственности. Ребенок переживает происходящее с героями книги, примеряет на себя, учится различать хорошее и плохое, доброе и злое, выбирает, на какой стороне он хотел бы быть. Иногда трудные переживания побуждают ребенка перечитывать одни и те же книги много раз, пока не выкристаллизуется собственная точка зрения, и эту работу души ничем заменить нельзя.

Как приучить детей к чтению: советы родителям

Как приучить детей к чтению: советы родителям

Лучший способ воспитания — собственный пример. Читающие родители, ценящие книги, скорее смогут приучить детей к чтению, чем те, которые не читают сами.
Но следует быть очень осторожными: никакое принуждение недопустимо. Чтение должно стать для малыша не наказанием или скучной обязанностью, а наградой, отличным, интересным времяпровождением.

Все начинается с чтения вслух. Дети очень любят, когда родители или старшие им читают. Психологи убеждены, что регулярное чтение вслух детям просто необходимо для гармоничного развития личности. Совместное чтение дарит чувство семейного благополучия, защищенности, оно укрепляет родственные связи и служит прекрасным методом воспитания. Все прочитанное можно немедленно обсудить, разъяснить детям непонятное, провести параллели с реальной жизнью, помочь сделать правильные выводы.
Чтение вслух помогает подтолкнуть ребенка к самостоятельному чтению — если родитель останавливается на самом интересном месте под благовидным предлогом. Когда у детей проявляется интерес к чему-либо из прочитанного, взрослые могут подсказать, в какой книге можно узнать больше о заинтересовавшем явлении и периоде истории.

Одновременно следует формировать у детей уважительное и бережное отношение к книгам.

Очень важно правильно подбирать книги в соответствии с возрастом и интересами ребенка. Показателем правильного выбора станет увлеченное слушание или самостоятельное чтение.

Полезно просить ребенка читать вслух вам. Это развивает речевые навыки, дикцию, выразительность речи.

Когда пора учить малыша читать?

Когда пора учить малыша читать?

На этот вопрос однозначного ответа нет. Раньше считалось, что раннее развитие ребенка полезно во всех отношениях, сейчас многие полагают иначе. Сторонники раннего развития приводят в качестве аргумента тот факт, что именно первые 5-6 лет жизни ребенка наиболее продуктивны в плане усвоения информации, что именно в этом возрасте лучше всего формируется умение учиться и закладывается фундамент для дальнейшего образования.

Противники методик раннего развития убеждены: слишком ранняя интеллектуальная нагрузка вредна. Ребенок еще не обладает достаточно развитым мозгом, физиологически не способен усваивать большие массивы информации, понимать причинно-следственные связи, обобщать и анализировать. И поэтому, даже научившись читать, делает это механически, не усваивая прочитанной информации. Привычка к механическому чтению в дальнейшем сослужит плохую службу, так как восприятие информации будет затруднено. Есть так же мнение, что раннее чтение нарушает правильное развитие мозга, что может привести в дальнейшей жизни к проблемам самого разного характера: от склонности к аллергии, плохого почерка и неспособности доводить до конца начатое до трудностей в создании устойчивых социальных связей.

Читайте также:  Можно пить корицу с осадками

Но и те, и другие, согласны друг с другом в одном: родители должны приложить максимум усилий, чтобы сформировать у детей потребность в чтении. И тогда будет не очень важно, когда ребенок впервые прочитает самостоятельно первую книгу: в 4 года или в первом классе. Дверь в чудесный мир литературы будет открыта.

Как правильно подобрать книгу по возрасту

Как правильно подобрать книгу по возрасту

  • 2-4 года. В этом возрасте малышам больше нравятся стишки, считалки и другие короткие, ритмические тексты. Они с удовольствием запоминают услышанное, и сами с готовностью рассказывают. Важно следить за чистотой речи и деликатно поправлять речевые ошибки.
  • 4-6 лет. Некоторые дети в этом возрасте уже начинают читать сами, другие предпочитают слушать. Лучшие книжки — с яркими картинками, крупными, легко читаемыми буквами. Предпочтительны короткие, динамичные произведения, обязательно с хорошим концом.
  • 6-8 лет. Предпочтения детей начального школьного возраста — увлекательные книги с большим количеством действующих лиц, с нелинейным сюжетом. С удовольствием читаются книги, дающие информацию об окружающем мире.
  • 9-13 лет. Возрастает интерес к истории, к литературе в жанре фэнтези, к произведениям, затрагивающим темы отношений между людьми — о дружбе, о любви, о чести и предательстве. Очень важно обращать внимание на то, что читает подросток, разговаривать на волнующие его темы, подсказывать, какие еще книги можно прочесть.

Не нужно стремиться к тому, чтобы ребенок как можно раньше выучил буквы и научился складывать их в слова. Это так же вредно, как пытаться научить новорожденного ходить или писать стихи. Когда маленький человек будет готов — он научится читать без усилий. Если захочет. В этом и состоит основная задача родителей — заинтересовать детей чтением настолько, чтобы они хотели и любили читать.

Комментарий эксперта

Кэрол Бейнбридж, психолог, лингвист, специалист в области воспитания одаренных детей, Индиана, США

Дети учатся читать во все более юном возрасте. Считается, и не без оснований, что чтение отлично развивает мозг ребенка, что очень важно в первые 6 лет жизни. Именно в этом возрасте формируются связи между миллиардами клеток мозга, и от количества этих связей зависит интеллект человека.

Не секрет также, что хорошие навыки чтения важны для получения академических знаний, и не только как средство получения информации. Чтение формирует способность к концентрации внимания, расширяет словарный запас, тренирует память, логику и другие важнейшие функции.

Неудивительно, что многие родители упорно работают над тем, чтобы их дети научились читать как можно скорее. Некоторые начинают учить своих детей читать чуть ли не с того дня, когда они приносят их домой из родильного отделения. Но всегда ли это оправдано?

Обучение чтению — навык, который требует определенной базы. Мозг должен быть достаточно развит, прежде чем ребенок сможет овладеть чтением. Малыш не может научиться ходить, пока его мышцы не будут достаточно развиты. Мы можем поддержать ребенка и помочь ему научиться ходить, но пока его мышцы не станут достаточно сильными, он не сможет сделать это сам. То же самое относится и к чтению. Мы можем помочь ребенку запомнить слова, но пока его мозг не будет достаточно развит, он не сможет читать. И заставлять его делать то, для чего он еще не созрел, значит наносить ему вред.

Мы всецело поддерживаем родителей в том, чтобы они способствовали гармоничному развитию детей. Но делать это необходимо очень взвешенно, отставив в сторону собственные амбиции и ориентируясь исключительно на потребности и способности малыша.

Но есть то, что родители могут делать свободно и постоянно: читать своим детям вслух и прививать им потребность в чтении. Для этого и существует детская литература и миллионы детских книг.

Пройдите тестНасколько общителен ребенокС помощью этого теста попробуйте определить уровень коммуникабельности вашего ребенка.

Источник