Можно ли пить детям читать
Содержание статьи
Можно ли пить энергетики детям?
Несколько лет назад вошли в моду энергетические напитки. Забавная реклама, привлекательный дизайн упаковки, заманчивое наименование — всё это способствует росту популярности этих напитков. Нередко видишь молодых людей с яркой баночкой в руке, а то и 8–10 летних детей, потягивающих энергетик. В большинстве случаев родители даже не интересуются и подчас не осведомлены о том, что их дети потребляют энергетики. А если и осведомлены, то — “А что такого? Пусть пьет. Это же не водка.”
Да, энергетик это не водка, но это не означает, что он безопасен. На этикетке состав энергетического напитка может выглядеть как “кофеин, таурин, глюкоза, витамины группы В”. Ну а что? — все натуральное, природное, а витамины — вообще хорошо — почему бы не пить? Для того, чтобы выяснить всю подноготную энергетиков, надо разобраться в том, что представляют из себя основные компоненты этих напитков.
Сахароза и глюкоза придают напитку сладкий, привлекательный вкус. Сахароза это обычный сахар (дисахарид), глюкоза — моносахарид, принимающий самое что ни на есть активное участие в обмене веществ. Кстати, сахароза, являющаяся более сложной по своей структуре, в организме расщепляется в т.ч. на глюкозу.
Кофеин – всем известное психостимулирующее средство. По своему строению это алкалоид, который содержится в чае, кофе, гуаране, орехах кола и многих других растениях. Однако чаще его синтезируют химически. Кофеин снимает ощущение усталости, придаёт бодрость, повышает работоспособность (особенно умственную), ускоряет пульс и повышает давление. Бодрящее действие кофеина продолжается около 3 часов. Большие дозы приводят к истощению нервных клеток. Кофеин влияет на сердечную мышцу, повышая её сокращения, поэтому после применения кофеина может “подскочить” давление. У некоторых людей на фоне приема кофеина возникает боль в сердце. Также многие отмечают, что после приёма кофеина сначала чувствовали себя хорошо, но через время состояние было намного хуже, чем до него (период выведения кофеина длительный, повторный приём может вызвать передозировку). Возникает желание вновь выпить энергетик. Всё это приводит к быстро развивающейся зависимости от кофеина — кофеинизму.
Побочные действия кофеина — бессонница, раздражительность и возбудимость, повышенное давление, аритмии.
Теобромин – по структуре сходное вещество с кофеином, обладает более слабым действием в сравнении с ним. Выделен из какао.
Таурин – вещество, получаемое из аминокислоты цистеин. Синтезируется в организме человека, встречается в пищевых продуктах. В медицине применяется в составе глазных капель. Сам таурин необходим для правильной работы нервной, иммунной системы, регулирует обмен жиров, кальция. “Бодрящая” способность таурина исследовалась на мышах, но не на людях. Применение больших доз таурина не описано.
Глюкуронолактон – вещество, получаемое в процессе превращения глюкозы в организме. Психостимулирующим действием по имеющимся данным не обладает. В энергетических напитках это вещество содержится в дозе, превышающей нормальную суточную выработку в 250–500 раз. Эффект таких огромных доз также не изучен.
L‑карнитин – вещество, полученное при взаимодействии аминокислот лизина и метионина. В медицине применяется при нервных и физических истощениях, анорексии, после тяжелых заболеваний (инфаркт, инсульт). Нормальный здоровый организм не испытывает потребность в дополнительном приёме L‑карнитина. Действие этого вещества в высоких дозах также не изучено.
Витамины группы B – необходимы для правильной работы нервной системы. Сами по себе не обладают психостимулирующим действием. Часто вызывают аллергические реакции.
Гуарана – природное психостимулирующее средство. В её составе множество органических веществ, основным из которых является кофеин. Кстати, синоним кофеина — гуаранин.
Женьшень – природное стимулирующее средство. Призван помочь в борьбе с усталостью, повышает работоспособность. Побочные действия аналогичны кофеину.
Также в составе красители, ароматизаторы, консерванты, усилители вкуса и другие вещества, сопровождающие сладкие напитки.
Итак, действие энергетического напитка заключается в том, что он не придает энергию извне, а вынуждает клетки нашего тела отдавать последнее. Происходит некий обман: человек наполняется энергией, ему кажется, что он может горы свернуть, но на самом деле его состояние приближается к истощению. А если энергетик выпил ребёнок? В мире ежегодно фиксируется несколько смертельных случаев, которые связывают именно с употреблением энергетических напитков. Но ещё ни один производитель не понес наказания: люди ведь употребляют энергетики по своей воле, как предполагается, взвесив все “за” и “против”.
В некоторых европейских странах, в частности, в Дании и Норвегии, энергетики относят к лекарственным препаратам и купить их можно только в аптеке. С недавнего времени в России тоже задумались над этим, в Госдуме рассматривается вопрос о причислении энергетиков если не к лекарственным препаратам, то к алкоголю.
Этой информации вполне достаточно, чтобы понять: энергетический напиток это не просто вкусная водичка. Это стимулирующий препарат, причем довольно мощный. Но не только это. Действие многих компонентов, входящих в состав этих напитков в огромных дозах, попросту не изучено.
Энергетик нельзя пить просто так, когда захотелось. Его нельзя пить каждый день. Его нельзя пить лицам моложе 18 лет (!) — родителям важно это помнить. В группе риска также находятся пожилые люди, гипертоники, беременные женщины, люди с повышенной возбудимостью, те, кто страдает бессонницей, нарушениями сердечно-сосудистой системы и страдающие аллергией на витамины группы В.
Главная опасность кроется в том действии, которое энергетический напиток оказывает на организм. С этой точки зрения энергетики на основе трав, зачастую преподносимые производителями как абсолютно натуральные и совершенно безопасные, ничем не отличаются от тех, в состав которых входят химические вещества. Они действуют на человека точно так же — методом хлыста.
Заботливые родители не только не покупают сами своим детям энергетики, но и объясняют, к чему может привести их употребление, чтобы чада не поддавались искушениям и не покупали их на карманные деньги. Конечно, порой трудно уступить ноющему ребёнку, тем более под давлением аргументов “А Васе покупают и ничего”. Однако вопрос потребления энергетиков — из тех вопросов, которые требуют принципиальности, точно такой же, как курение и употребление алкоголя.
Источник
Дети и книги: почему важно читать
2 апреля в мире отмечают Международный день детской книги. Нужно ли современному ребенку читать книги? MedAboutMe постарается найти ответ.
История детской книги
Детская литература появилась относительно недавно: в 17 веке. До этого дети не считались такой ценностью, чтобы специально для них писать книги. Родители и старшие родственники рассказывали малышам сказки, пели им песенки. Причем сказки были те же, что и для взрослых, но, возможно, в более «легком» варианте
В 18 веке стали появляться книги, которые с удовольствием читают и сегодняшние ребятишки, правда, в переработанном и адаптированном для детей виде. Изначально эти произведения предназначались для взрослых. Это «Приключения Робинзона Крузо» Даниэля Дефо, и многоплановое и совсем не простое «Путешествие Гулливера» Джонатана Свифта, появившиеся позднее сказки Шарля Перро, братьев Гримм и всемирно любимые сказочные истории великого сказочника Ганса Христиана Андерсена, в день рождения которого и отмечается День детской книги. Решение выбрать именно эту дату было принято в 1967 году, 50 лет назад.
В России детям читали народные сказки и истории о богатырях, басни и былины. Во времена правления Петра I появились переводные детские книжки, преимущественно воспитательного характера.
Но настоящий расцвет детская литература пережила в ХХ веке. В СССР работали целые издательства, выпускавшие исключительно детские книжки. Огромными тиражами печатались книги для детей и в других странах. Дети читали буквально «запоем», и книга действительно была лучшим подарком.
Как обстоит дело с детским чтением сейчас?
Дети больше не хотят читать?
Развитие информационных технологий и изменение образовательной системы изменили и отношение к чтению. Люди стали читать гораздо меньше, предпочитая получать информацию другими способами. Хорошо ли это?
Трудно ответить однозначно. Прогресс приносит в нашу жизнь новые возможности, и вряд ли стоит от них отворачиваться. Но отказываться от проверенных веками методов, видимо, тоже не следовало бы.
Дети действительно не хотят сегодня читать. Легче посмотреть мультик или фильм, чем прочитать книжку. Легче и быстрее.
Но эта легкость имеет две стороны: больше нет необходимости прикладывать собственные усилия, перерабатывая и воспринимая информацию. Все готово и упаковано для быстрого употребления. На первый взгляд, это замечательно. А если присмотреться внимательнее?
Роль книги в развитии ребенка
Умение читать предполагает целый комплекс навыков, и для овладения каждым из них требуются усилия. Мало запомнить все буквы и научиться складывать из них слова, а потом и предложения. Придется тренировать память, чтобы не забывать к концу фразы ее начало, а ко второй странице — содержание первой
Чтение дает толчок фантазии. Слова, напечатанные на бумаге, преображаются в образы, и каждый чтец воображает себе героев книги по-своему. Этим книга выгодно отличается от фильма или мультика, в которых герои даны уже готовыми — такими, как их захотел представить создатель фильма. И отделаться потом от этого навязанного образа уже вряд ли получится: рамки установлены, крылья фантазии подрезаны, ей никуда больше не нужно лететь…
Чтение способствует увеличению словарного запаса и развитию речи. А каждое новое слово, ставшее понятным, расширяет границы мира, обогащает его новыми смыслами.
Читая, ребенок познает логику развития событий, учится понимать причинно-слественные отношения. Его мышление становится более стройным и упорядоченным, формируется прочный фундамент для дальнейшего образования.
Но даже не это важно.
Чтение дает основы для формирования нравственности. Ребенок переживает происходящее с героями книги, примеряет на себя, учится различать хорошее и плохое, доброе и злое, выбирает, на какой стороне он хотел бы быть. Иногда трудные переживания побуждают ребенка перечитывать одни и те же книги много раз, пока не выкристаллизуется собственная точка зрения, и эту работу души ничем заменить нельзя.
Как приучить детей к чтению: советы родителям
Лучший способ воспитания — собственный пример. Читающие родители, ценящие книги, скорее смогут приучить детей к чтению, чем те, которые не читают сами.
Но следует быть очень осторожными: никакое принуждение недопустимо. Чтение должно стать для малыша не наказанием или скучной обязанностью, а наградой, отличным, интересным времяпровождением.
Все начинается с чтения вслух. Дети очень любят, когда родители или старшие им читают. Психологи убеждены, что регулярное чтение вслух детям просто необходимо для гармоничного развития личности. Совместное чтение дарит чувство семейного благополучия, защищенности, оно укрепляет родственные связи и служит прекрасным методом воспитания. Все прочитанное можно немедленно обсудить, разъяснить детям непонятное, провести параллели с реальной жизнью, помочь сделать правильные выводы.
Чтение вслух помогает подтолкнуть ребенка к самостоятельному чтению — если родитель останавливается на самом интересном месте под благовидным предлогом. Когда у детей проявляется интерес к чему-либо из прочитанного, взрослые могут подсказать, в какой книге можно узнать больше о заинтересовавшем явлении и периоде истории.
Одновременно следует формировать у детей уважительное и бережное отношение к книгам.
Очень важно правильно подбирать книги в соответствии с возрастом и интересами ребенка. Показателем правильного выбора станет увлеченное слушание или самостоятельное чтение.
Полезно просить ребенка читать вслух вам. Это развивает речевые навыки, дикцию, выразительность речи.
Когда пора учить малыша читать?
На этот вопрос однозначного ответа нет. Раньше считалось, что раннее развитие ребенка полезно во всех отношениях, сейчас многие полагают иначе. Сторонники раннего развития приводят в качестве аргумента тот факт, что именно первые 5-6 лет жизни ребенка наиболее продуктивны в плане усвоения информации, что именно в этом возрасте лучше всего формируется умение учиться и закладывается фундамент для дальнейшего образования.
Противники методик раннего развития убеждены: слишком ранняя интеллектуальная нагрузка вредна. Ребенок еще не обладает достаточно развитым мозгом, физиологически не способен усваивать большие массивы информации, понимать причинно-следственные связи, обобщать и анализировать. И поэтому, даже научившись читать, делает это механически, не усваивая прочитанной информации. Привычка к механическому чтению в дальнейшем сослужит плохую службу, так как восприятие информации будет затруднено. Есть так же мнение, что раннее чтение нарушает правильное развитие мозга, что может привести в дальнейшей жизни к проблемам самого разного характера: от склонности к аллергии, плохого почерка и неспособности доводить до конца начатое до трудностей в создании устойчивых социальных связей.
Но и те, и другие, согласны друг с другом в одном: родители должны приложить максимум усилий, чтобы сформировать у детей потребность в чтении. И тогда будет не очень важно, когда ребенок впервые прочитает самостоятельно первую книгу: в 4 года или в первом классе. Дверь в чудесный мир литературы будет открыта.
Как правильно подобрать книгу по возрасту
- 2-4 года. В этом возрасте малышам больше нравятся стишки, считалки и другие короткие, ритмические тексты. Они с удовольствием запоминают услышанное, и сами с готовностью рассказывают. Важно следить за чистотой речи и деликатно поправлять речевые ошибки.
- 4-6 лет. Некоторые дети в этом возрасте уже начинают читать сами, другие предпочитают слушать. Лучшие книжки — с яркими картинками, крупными, легко читаемыми буквами. Предпочтительны короткие, динамичные произведения, обязательно с хорошим концом.
- 6-8 лет. Предпочтения детей начального школьного возраста — увлекательные книги с большим количеством действующих лиц, с нелинейным сюжетом. С удовольствием читаются книги, дающие информацию об окружающем мире.
- 9-13 лет. Возрастает интерес к истории, к литературе в жанре фэнтези, к произведениям, затрагивающим темы отношений между людьми — о дружбе, о любви, о чести и предательстве. Очень важно обращать внимание на то, что читает подросток, разговаривать на волнующие его темы, подсказывать, какие еще книги можно прочесть.
Не нужно стремиться к тому, чтобы ребенок как можно раньше выучил буквы и научился складывать их в слова. Это так же вредно, как пытаться научить новорожденного ходить или писать стихи. Когда маленький человек будет готов — он научится читать без усилий. Если захочет. В этом и состоит основная задача родителей — заинтересовать детей чтением настолько, чтобы они хотели и любили читать.
Комментарий эксперта
Кэрол Бейнбридж, психолог, лингвист, специалист в области воспитания одаренных детей, Индиана, США
Дети учатся читать во все более юном возрасте. Считается, и не без оснований, что чтение отлично развивает мозг ребенка, что очень важно в первые 6 лет жизни. Именно в этом возрасте формируются связи между миллиардами клеток мозга, и от количества этих связей зависит интеллект человека.
Не секрет также, что хорошие навыки чтения важны для получения академических знаний, и не только как средство получения информации. Чтение формирует способность к концентрации внимания, расширяет словарный запас, тренирует память, логику и другие важнейшие функции.
Неудивительно, что многие родители упорно работают над тем, чтобы их дети научились читать как можно скорее. Некоторые начинают учить своих детей читать чуть ли не с того дня, когда они приносят их домой из родильного отделения. Но всегда ли это оправдано?
Обучение чтению — навык, который требует определенной базы. Мозг должен быть достаточно развит, прежде чем ребенок сможет овладеть чтением. Малыш не может научиться ходить, пока его мышцы не будут достаточно развиты. Мы можем поддержать ребенка и помочь ему научиться ходить, но пока его мышцы не станут достаточно сильными, он не сможет сделать это сам. То же самое относится и к чтению. Мы можем помочь ребенку запомнить слова, но пока его мозг не будет достаточно развит, он не сможет читать. И заставлять его делать то, для чего он еще не созрел, значит наносить ему вред.
Мы всецело поддерживаем родителей в том, чтобы они способствовали гармоничному развитию детей. Но делать это необходимо очень взвешенно, отставив в сторону собственные амбиции и ориентируясь исключительно на потребности и способности малыша.
Но есть то, что родители могут делать свободно и постоянно: читать своим детям вслух и прививать им потребность в чтении. Для этого и существует детская литература и миллионы детских книг.
Пройдите тестНасколько общителен ребенокС помощью этого теста попробуйте определить уровень коммуникабельности вашего ребенка.
Источник