Можно ли пить из черепа

О традиции пить из черепов

«Когда наступила весна, отправился Святослав к порогам. И напал на него Куря, князь печенежский, и убили Святослава, и взяли голову его, и сделали чашу из черепа, оковав его, и пили из него»

Знакомый сюжет не только каждому, кто интересуется общей нашей Древней Русью, но и каждому школьнику восточнославянских государств. Это в идеале, конечно. Обычай делать из черепов чаши был знаком и скифам, и их скифоидным сотоварищам, и кельтам, хунну и жужаням, лангобардам, болгарам и прочим. Или более близкий, но малоизвестный пример — сочинение миссионера доминиканца Юлиана «О существовании Великой Венгрии, обнаруженном братом Рихардом во время господина Папы Григория Девятого», в котором сообщается, что в царстве мордванов (т. е. в ареале расселения средневековой мордвы) «из голов человеческих … делают чаши и особенно охотно пьют из них». Письменные источники дают довольно скупую картинку, которая укладывается в три основных сюжета: убийство врага-изготовление из его черепа чаши-использование чаши на пирах. Зачем, для чего и почему? Об этом летописи и хроники сообщают куда реже.

Есть, однако, фольклорная традиция. У тюркских народов, к примеру:
«О ты, богатый Кан Эрлик,
Чьи волосы, лучась, искрятся,
Всегда служит тебе ведром
Грудь мертвеца;
Человеческие черепа –
твои кубки…»

Интересную роль играют чаши из черепов в «Старшей Эдде», где жена конунга Атли, пожелав отомстить за гибель своих братьев, убила сыновей Атли, а из их черепов сделала чаши, из которых, не знаю об их происхождении, пил конунг на пире пиво, смешанное с кровье своих сыновей.

Археология рисует значительный ареал распространения чаш из черепов. Если говорить о Европе, то он накладывается на всю ее территорию, от Британии до Урала. Интересно, что наиболее многочисленные находки происходят с территории Украины, охватывая временной промежуток от энеолита до железного века.

Хану Круму преподносят чашу из черепа императора Никифора

Обычай существует еще в эпоху палеолита. Находки из пещеры Гоф в юго-западной Англии имеют возраст около 15 000 лет. Однако, материальные свидетельства несут мало информации о возникновении ритуала. Вероятно, сначала чаши из черепов выполняли чисто утилитарную функцию и кроме практического применения не несли какого-либо дополнительного смысла. С другой стороны, ритуал вряд ли мог возникнуть ранее появления культа черепов. Этот культ, один из древнейщих, наделял сакральной силой человеческий череп. Он считался средоточием могущества, физического или колдовского, присущего его бывшему обладателю. Культ черепа распространен был на всех континентах и очень древний, известный еще с палеолита.

Череп человека, обладающего исключительными качествами при жизни, по поверьям мог передать эти качества другому человеку, роду или племени, которое обладало этим черепом. Причина, пожалуй ,в том, что голова человека -наиболее индивидуальная часть его тела. По лицу можно узнать того или иного человека, а лицо человека формирует именно его череп. Соответственно те качества, которые отличают одного человека от другого заключены в его черепе. Культ этот дожил почти до современности, снабдив этнографов богатым материалом для исследований. Стоит полагать ,что в эпоху неолита-бронзы он получает новое развитие, став значимым и заметным элементом погребальной обрядности самых разных народов и археологических культур.

Древнейшим свидетельством ритуального применения чаш из черепов являются находки из палеолитического Грот де Плакар во Франции, где четыре чаши со следами охры в комплексе с бедренными костями составляли единый ритуальный «инструментарий». В дальнейшем, часто чаши из черепов становятся частью культа плодородия. К примеру, Б.А. Шрамко предположил такой характер для чаш с Бельского городища. Такие данные дают основание утверждать, что ритуальный характер чаш из черепов подразумевал не только традицию питья из них на пирах, собраниях, но и использование из в различных обрядах и церемониях. В любом случае они несли сакральную силу, различались лишь способы ее передачи. В одном из погребений бронзового века из села Пелагеевка у реки Ингул обнаружен сосуд из глины, в которую была добавлена зола от человеческого черепа. Как мне кажется, случаи индивидуального использования чаши предполагают передачу воображаемой силы конкретному лицу, а случаи использования в ритуалах — группе лиц, роду, племени, территории.Это уже может, вероятно, нести кое-какие сведения о социальной структуре населения.

Интересно, что художники чаще всего рисуют черепа с лицевой частью, когда та, что на самом деле использовалась — отпилена.

Статья на тему:

Лушин В.Г. Чаши из человеческих черепов // ДРЕВНИЕ КУЛЬТЫ, ОБРЯДЫ, РИТУАЛЫ: ПАМЯТНИКИ И ПРАКТИКИ. Сборник научных статей. Зимовники, 2015

Источник

Зачем русские послы пили из черепов

Есть крылатая фраза из известного фильма: «Восток – дело тонкое», это утверждение в полной мере относится и к Сибири. Огромная многонациональная территория со сложным рельефом – горы, тайга, озёра, огромные реки. Местных соперничающих вождей обычно было несколько, а их интересы могли быть противоположными. Нужно было убедить местных князей и ханов, что подчинение русскому царю и назначенному им воеводе даст им дополнительную выгоду и авторитет.

Можно привести пример, когда русские оказались между двумя соперничающими сторонами: известный хан Кучум был ярым противником русской колонизации и нападал на русские поселения, а его конкурент Хакназар относился к русским доброжелательно. Русские заключили с Хакназаром экономический и военный союз, который в итоге принёс нужные результаты.

Особенности официального общения

В соответствии с русской пословицей: «В чужой монастырь со своим уставом не лезут», переговоры проводились по местным традициям: с поклонами, прикладыванием руки к сердцу, праздничным дастарханом и вручением подарков. Подарки подбирались таким образом, чтобы показать технические возможности и вызвать желание к ним приобщиться – оружие, полезные в быту предметы, ткани, украшения.

Если предварительные контакты шли успешно, затем следовало обсуждение пунктов договора: какую выгоду каждый из участников хотел бы получить. Русские могли предложить включение в свою торговую систему, защиту от беспорядочных сборов налога и военную помощь. В свою очередь от ханов требовался налог пушниной – ясак и содействие в поисках залежей полезных ископаемых. И, разумеется, чтобы никто не нападал на русские поселения и торговые караваны.

Читайте также:  Можно ли бросить пить жанин на середине

Что такое шертная клятва

В соответствии с исследованиями Конева, значение слова «шертовать» — давать клятву, то есть подтверждать своё слово высшими силами. В русском законодательстве было указано, что клятву представители разных народов должны давать по своим верованиям.

Посланцы русского царя принимали клятвы только на основе местных традиций. По мнению Бахрушина, основой шерти являлся шаманизм. Поэтому обряд мог выглядеть весьма экзотично, например совместное питьё крови жертвенной собаки, питьё из человеческого черепа или проползание под штанами никогда не рожавшей старухи. Поскольку вариантов было много, выбиралось что-то более приятное, и достаточно впечатляющее – например, питьё горячего вина с положенным в чашу золотым предметом.

Какие обязательства вносились в договор

Многие коренные народы Сибири не имели письменности. Исследователь Вершинин полагает, что текст договора зачитывался русскому и местному населению в торжественной обстановке. Царь в лице воеводы брал на себя обязательство защищать своих новых подданных от грабежей, вражеских набегов и продажи в рабство, чтобы «уездные ясачные люди» спокойно могли жить и заниматься своими делами.

В свою очередь, царь требовал неукоснительной выплаты ясака (пушного налога) в оговоренном объёме, требовал не мешать русским в их деятельности, а также сообщать, если кто-то собирается царским людям повредить.

Поскольку юридическая сила такой клятвы была весьма относительна, обязательства «ясачных людей» подкреплялись выразительным призывом всяческих неприятностей на свою голову: «…И нам за нашу неправду бы рыбы в воде, и зверя в поле, и птицы не добыть, и чтоб с женами, и с детьми, и со всеми своими людьми помереть голодною смертью, и как по земле поедем или пойдём, нас бы земля поглотила; а как по воде поедем, и нас бы вода потопила. Шертую на том великому государю, как в сей записи писано. В чём по своему закону Коран великую книгу целую. Аминь»

Как колонизировали европейцы

Похожую колониальную политику проводили испанцы в Америке и французы в Африке. Испанцы заключили союзы с противниками режимов Монтесумы и Атауальпы и благодаря этому сумели закрепиться на континенте. Французы также рассматривали аборигенов как равных, и даже официально вступали в браки с местными женщинами. Дети из этих смешанных семей имели такие же шансы на образование и карьеру, как их ровесники белой расы.

Можно привести в пример романиста Александра Дюма: его дед был колониальным плантатором, который женился на своей рабыне-негритянке. Их сын стал генералом, а внук – знаменитым писателем. В то время как для англосаксов наличие темнокожего предка навсегда ставило человека на низший уровень.

Разница с русскими все же была очень существенная: европейцы сразу же норовили подсунуть новым союзникам католическую Библию и подмять их под свою религиозную систему. Для Ватикана это предприятие было обычным для него бизнесом, и папы стремились сразу и побольше на нём заработать. Если местное жречество имело сильные позиции, Библия летела на землю, стороны хватались за оружие — события принимали не тот оборот, который способствовал взаимопониманию и соблюдению интересов.

Источник

Зачем славяне делали из черепов врагов чаши для вина

Обычай древних славян забирать с собой головы убитых врагов пришел на русскую землю от скифов и кочевников, которые издавна славились своей кровожадностью. О том, что скифы отрубали врагам головы, руки и даже делали из кожи врагов чепраки для коней и колчаны для стрел, свидетельствуют многочисленные сармато-скифские погребения, где находят останки без рук, без голов, а на золотых украшениях скифов встречаются изображения всадников, к седлу которых приторочены отрезанные головы.

Разумеется, голову врага русские и скифы могли уносить с собой и в чисто практических целях, например, историк Герoдoт Галикaрнaсский, живший в V веке до нашей эры, писал, что «головы убитых в бою врагов скифский воин приносит царю. Тогда… он получает свою долю добычи».

Но были и другие цели, ради которых и скифы и древние славяне отрезали неприятелям головы, ведь голова человека в языческом мире имела древний сакральный смыл.

Все началось с охотников за черепами

Голова врага, пусть даже и мертвого, была сакральным предметом, и овладевший ей получал жизненную силу, ум и храбрость противника.

Почитание головы и наделение её колдовской силой появилось на территории России еще во времена позднего палеолита (12 000 лет назад), но было распространено и среди населения Европы – от Пиреней до Кавказа. Археолог из Чехии Карел Скленарж считает, что в этот период существовал целый культ черепов и были целые племена «охотников за черепами», которые использовали их в жутких религиозных культах.

На территории России известны захоронения так называемой «ямной» культуры, жители которой, по всей вероятности, и были предками славян – об этом говорят последние исследования генетиков. Во всяком случае, среди них был распространен тот же субклад, что и распространен у 50 % современных русских, – об этом в своих работах писал генетик Анатолий Клесов. Люди «ямной культуры» жили вдоль Днепра и вдоль Дона около 5600– 4300 лет назад, и в их захоронениях были найдены украшенные человеческие черепа.

Этнограф Д. А. Ляпин в «Очерках этнографии Верхнего Подонья» высказывает предположение, что именно с культа черепов берут свое начало многие суеверия, связанные с головой, волосами и даже с головным убором.

При этом нельзя сказать, что предки славян отличались этим от других племен – подобные культы были распространены в азиатских степях, на Алтае, на территории Турции и Израиля.

Отрезали головы врагами и древние кельты, но при этом они проделывали то же самое и с головами предков – они вешали их на стены и поклонялись им, прося удачи и богатства. Мир был жесток и ужасен.

И скифы, и сарматы и предки славян верили, что голова человека наделена непонятной сакральной силой, некоей жизненной энергией, которая и дает ему жизнь. Завладев головой врага, победивший воин, верил, что теперь он обладает и годами жизни поверженного противника.

Трофей или кровавый потир

Христианский писатель и философ Феофан Исповедник, живший в VIII веке, в своих трудах прямо писал о варварском обычае славян делать из черепов врага чашу и пить из нее вино. Он указывал, что так делали славяне, присутствовавшие в лагере аварского хана, а чаша была как бы в насмешку сделана из головы греческого полководца. Этот обычай совпадает с описанием Геродота, которое тот сделал за много веков до Феофана Затворника; – он писал об обычае скифов делать чаши из вражеских голов.

Читайте также:  Жкб что можно пить

Этот варварский обычай долго сохранялся среди азиатских кочевников. Известно, что из головы убитого врагами теленгетского хана Мивоты была сделана ритуальная чаша. Очевидно, что пьющие из этой чаши, так же как и древние славяне, надеялись получить силу хана и его славу.

Не избегали подобной участи и русские князья – например, в 972 году убитый печенегами князь Святослав был обезглавлен, а его голова стала ритуальной чашей печенежского хана.

Источник

Россия. Часть 10. Из его черепа сделали чашу. Князь Святослав.

Сегодня мы расскажем о русском князе, талантливом полководце, презирающем смерть, золото и всяческие бытовые удобства, ибо смысл жизни его был в войне. Проведя почти всю свою сознательную жизнь в походах, в любое время года спал он в чистом поле, подстилая на землю конскую попону и кладя под голову седло, питался часто кониною и мясом диких зверей, убитых на охоте, а воинскую добычу отдавал своим воинам и родственникам погибших дружинников. Умер как и подобает настоящему воину – был убит в сражении. Из его черепа враги сделали чашу.
Святослав , внук Рюрика — первого русского монарха и сын наследника его – Игоря.

Первое участие в битве он принял еще в трёхлетнем возрасте, кинув с коня копьё в сторону войска древлян, убивших отца его , чем дал сигнал к началу сражения. Война та была частью ужасной кровной мести, организованной его матерью Ольгой – женой Игоря. Возмужав, Святослав не видел смысла своей жизни без походов и больше воевал, чем управлял государством, оставляя сие занятие на мать свою – Ольгу.
Первым делом он покорил вятичей – племя, положившее начало современной Москве (читай статью) и платившее дань хазарам. Затем, в жестокой битве разгромил самих хазар и положил начало конца мощному их каганату. Далее победил кавказские аланские племена. Потом завоевал восточное побережье Азовского моря, принадлежащее прежде хазарам и ставшее позже Тмутараканским княжеством.

А. Булдаков. Святослав. Разгром Хазарии

Роковыми для Святослава стали последующие события. Император Византии Никифор был недоволен политикой, проводимой в то время Болгарским царством и решил проучить болгар чужими руками, что было в порядке вещей в политике Византии того времени. Он сделал предложение киевскому князю Святославу идти войной против болгар, от которого Святослав не смог отказаться ввиду его заманчивости. Князь, получив несколько пудов золота на обеспечение похода, собрал 60 тыс. воинов и пошел на ладьях войной на Болгарию. Сопротивление болгар было недолгим и за короткое время Святослав установил там своё правление, но вынужден был вскоре её покинуть, потому как в его отсутствие печенеги напали на Киев. Вернувшись в столицу, он отогнал печенегов за пределы государства.
Болгария сильно запала в сердце князя своим теплым климатом, плодородными землями и удобным расположением для торговли с Константинополем, и он принял решение перенести столицу государства своего в болгарский город Переяславец*. Разрулив в Киеве образовавшиеся гражданские дела и похоронив внезапно скончавшуюся матушку – княгиню Ольгу, князь собрался в новый поход на Болгарию, чтобы осуществить свои планы.
Болгары не ответили взаимной любовью к Святославу и во время его отсутствия собрали в Переяславце большое войско, чтобы достойно встретить князя как врага своего. Когда грянула битва — болгары начали одолевать войско Святослава, но в самый критический момент он обратился к войску: « Братья и дружина! Умрем, но умрем с твердостию и мужеством!» и дружина его, собрав последние силы, одолела неприятеля, к исходу дня Переяславец был взят. Святослав снова овладел Болгарским царством, думая что навсегда.
В то же время греки, осознав свою ошибку – доверившись Святославу, поняли, что Болгария им больше не принадлежит – напомнили князю, что по договору он был должен только наказать её, а не захватывать. На что Святослав им ответил о своем намерении захватить и Константинополь, и выгнать греков из него. Обе стороны стали готовиться к войне.
Тут стоит заметить одну благородную, рыцарскую черту князя – он никогда не нападал вероломно, а всегда предупреждал тех, с кем собирался воевать словами: «иду на вас».
Святослав, собрав многочисленное войско, в которое, помимо русской дружины вошли печенеги, венгры и новые подданные – болгары, двинул его на Византию, дойдя до Адрианополя, что в 235 км от Константинополя (по другим сведениям до Аркадиополя – нынешний город Люлебургаз в Турции), где его встретил византийский полководец Варда Склир со своим войском. Было это в 970 году.
Вот на этом моменте русские и византийские версии исхода битвы расходятся.
Летописец Нестор пишет: «Император встретил Святослава мирными предложениями и хотел знать число его витязей, обещая на каждого из них заплатить ему дань. Великий Князь объявил у себя 20000 человек, едва имея и половину. Греки, искусные в коварстве, воспользовались временем и собрали 100000 воинов, которые со всех сторон окружили Россиян. Великодушный Святослав, покойно осмотрев грозные ряды неприятелей, сказал дружине: «Нам некуда уже деться, хотим мы или не хотим — должны сражаться. Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвые сраму не имут. Если же побежим — позор нам будет. Так не побежим же, но станем крепко, а я пойду впереди вас: если моя голова ляжет, то о своих сами позаботьтесь». Воины его, приученные не бояться смерти и любить Вождя смелого, единодушно ответствовали: «Наши головы лягут вместе с твоею» Вступили в кровопролитный бой и доказали, что не множество, а храбрость побеждает. Греки не устояли: обратили тыл, рассеялись – и Святослав шел к Константинополю, означая свой путь всеми ужасами опустошения…»
«Цимиский (император) в страхе, в недоумении призвал Вельмож на совет и решился искусить неприятеля дарами, золотом и паволоками драгоценными; отправил их с человеком хитрым и велел ему наблюдать все движения Святославовы. Но сей Князь не хотел взглянуть на золото, положенное к его ногам, и равнодушно сказал Отрокам своим: возмите. Тогда Император послал к нему в дар оружие: Герой схватил оное с живейшим удовольствием, изъявляя благодарность, и Цимиский, не смея ратоборствовать с таким неприятелем, заплатил ему дань; каждый воин взял часть свою; доля убиенных была назначена для их родственников. Гордый Святослав с торжеством возвратился в Болгарию».
Византийские источники утверждают прямо противоположное. Согласно их историку Льву Диакону греки окружили и уничтожили 20 тыс воинов Святослава, потеряв при этом всего 55 бойцов.
Как бы то ни было, Святослав взяв с греков дань – раздал её воинам, не забыв при этом и про родственников погибших и вернулся в Болгарию.
Император византийский Цимиский не смирился с потерей Болгарии и приобретением на своей границе сильного врага в лице Святослава, и начал готовить ответный поход, который осуществил на следующий год.
С легионом «Бессмертных» — своего рода древним, хорошо вооружённым и обученным спецназом, 15 тыс пехоты и 13 тыс всадников, оставив основные силы позади и одновременно отправив по Дунаю флот, Цимиский появился у стен Преслава — тогдашней столицы Болгарского царства. Небольшой отряд русских, находившийся на тот момент в Преславе, под командованием воеводы Сфенкела, отважно принял бой, но осады не выдержал и укрылся в укрепленном Царском дворце в количестве 8 тыс человек. Цимиский, предвидя большие потери своих войск при штурме дворца, дал команду его просто поджечь. Вышедшие из пылающего дворца русские воины почти все полегли в неравной схватке. Пробиться через окружение удалось только Сфенеклу с горсткой воинов, который ушёл в Доростол*, где находился Святослав с основной дружиной. Так русские потерпели первое поражение от греков. Примечательно, что греки разграбили царскую казну, не тронутую до этого Святославом.
Взяв Преслав, Цимиский повел быстрым маршем войска на Доростол.
26 апреля 971 года состоялась битва. 12 раз русская дружина отражала атаки греков, но силы были неравны и русичи были вынужденны организованно отойти за стены города. Началась длительная осада. Русские периодически делали внезапные вылазки, в одной из которых уничтожили осадные и стенобитные машины греков, но силы защитников Доростола истощались, наступил голод.

Вылазки русичей из Доростола

Читайте также:  Лазолван можно ли пить при сухом кашле у взрослых

21 июля того же года Святослав собрал военный совет, на котором мнения разделились: одни предлагали прорваться ночью и уйти на ладьях по Дунаю, вторые – за мирные переговоры с греками.
Выслушав мнения своих сотоварищей, Святослав сказал свою знаменитую речь: «Погибла слава, которая шествовала вслед за войском русов, легко побеждавшим соседние народы и без кровопролития порабощавшим целые страны, если мы теперь позорно отступим перед ромеями. Итак, проникнемся мужеством, которое завещали нам предки, вспомним о том, что мощь русов до сих пор была несокрушимой, и будем ожесточенно сражаться за свою жизнь. Не пристало нам возвращаться на родину, спасаясь бегством; мы должны либо победить и остаться в живых, либо умереть со славой, совершив подвиги, достойные доблестных мужей!» Было решено дать грекам последний бой.
22 июля дружина вышла боевыми порядками из ворот Доростола и Святослав приказал запереть за собой ворота города, чтобы ни у кого даже и мысли небыло отступить обратно. Натиск русской дружины был чудовищным – они вышли победить или умереть! Сеча была кровавой и беспощадной, русичи несли огромные потери, но бились с отчаянием загнанного зверя, сам Святослав был ранен в голову, но продолжал бой. Битва прекратилась неожиданно: сама природа помогала грекам – грянула песчаная буря, бившая в лицо русичам и они вынуждены были вновь уйти за стены города.

На следующее утро раненый Святослав, видя бедственное положение оставшейся дружины, предложил грекам мир. Цимиский, видя упорство русских, понеся большие потери и не желая продолжать дальнейшую осаду — с радостью согласился, и пожелал личной встречи с Святославом. Она состоялась на берегу Дуная. Вот как описывает их встречу византийский историк Лев Дьякон: «Покрытый позолоченным снаряжением император подъехал верхом к берегу Истру (Дунаю), ведя за собой многочисленный отряд вооруженных всадников, которые блистали золотом. Святослав прибыл по реке на лодке. Он сидел на веслах и греб вместе со своими воинами, ничем не отличаясь от них. Выглядел великий князь так: среднего роста, ни слишком высокий, ни слишком мал, с густыми бровями, голубыми глазами, ровным носом, бритой головой и с густыми длинными усами. Глава у него была совсем голая и лишь на одном ее боку висела прядь волос, который означал знатность рода. У него была крепкая шея и широкие плечи, а все телосложение довольно стройное. Он выглядел пасмурным и суровым. В одном ухе у него висела золотая сережка, украшенная двумя жемчужинами с рубином, вставленным между ними. Одежда на нем была белая, и ничем кроме чистоты, не отличалась от одежды других. Сидя в лодке на лавке для гребцов, великий князь немного поговорил с царем об условиях мира и отчалил. Так закончилась война ромеев со скифами.» Святослав обязался больше не нападать на Византию и более того – помогать ей в отражении неприятеля. Остатки русского войска были беспрепятственно выпущены на ладьях для возвращения домой. На каждого воина греками было выдано по две меры хлеба. Путь в Киев предстоял долгим и тяжелым. На порогах Днепра поджидали печенеги, которых кто-то предупредил о продвижении ослабленного отряда Святослава. Дойдя на ладьях до устья Дуная, князь разделил своё войско и основную его часть отправил в Киев сухопутным путём, во главе с воеводой Свенельдом, а сам, с небольшим отрядом продолжил водный путь. Дойдя поздней осенью до порогов, стало понятно что пройти их не удастся и Святослав решил перезимовать в местечке Белобережье* Зимовка была тяжёлой, воины голодали и еще больше ослабли. Вероятно, что князь ждал помощи из Киева, которую должен был организовать, посланный по суше, воевода Свенельд. Подмога не пришла и Святослав по весне повел отряд вверх по Днепру, где попал в засаду печенегов. Всех русичей в бою перебили, в том числе погиб и сам князь.

Последняя битва Святослава

Печенежский князь Куря сделал из черепа Святослава чашу, окованную золотом и пил из неё на пирах вино, искренне веря, что вся сила и мудрость князя перейдет таким образом к нему.

Князь Куря

Вот такая печальная история, случившаяся с внуком Рюрика, правителем Киевской Руси – Святославом. Если статья понравилась – ставьте лайк, дополняйте комментариями и подписывайтесь на канал.

* Переяславец — город известный только из летописных источников. Точное местонахождение неизвестно. Предположительно это Преслав — древняя столица Болгарского Царства

*Доростол — ныне портовый город в Болгарии под названием Силистра.

*Белобережье — устье Днепра. Ныне там расположен Национальный Природный парк “Белобережье Святослава” Украины.Продолжение следует.

Предыдущая статья:

Россия. Часть 9. Страшная месть княгини Ольги за смерть своего мужа.

Источник