Можно ли пить кагор православным

Почему в Православная церковь в таинствах использует только кагор

Причины, по которым православные христиане используют для причастия красное вино следует искать в Евангелии, где Христос сам сравнивал себя в виноградной лозой, а Бога-Отца — с виноградарем. «Я есмь истинная виноградная Лоза, а Отец Мой — Виноградарь» (Ин. 15:1). Первое чудо, которое Христос совершил в Кане на свадебном пиру — это превращение обычной воды в превосходное вино. Он же установил и само Таинство Причастия на Тайной Вечере, обмакнув хлеб в вино и дав отведать каждому из апостолов.

Христос пил кагор?

Узнать какое именно вино пил Христос с апостолами на Вечере сейчас невозможно, но известно, что традиции виноделия в Иудее были древними. Богослов из Сан-Франциско, Дэниэл Кендалл, и ученый-антрополог Патрик МакГоверн из Пенсильванского университета считают, что в древности евреи, в отличие от своих соседей, пили довольно крепкие, концентрированные и сладкие вина. В Ветхом Завете есть строки, в которых столица Иудеи сравнивается в блудницею: «Серебро твое стало изгарью, вино твое испорчено водою» (книга Исайи.1:22), что говорит о том, что иудеи не разбавляли вино. Очень часто в библейские времена в него добавляли травы, сухофрукты, мёд, специи и даже смолу, чтобы оно дольше хранилось. В 2013 году возле Нахарии были найдены остатки вина, смешанного с мёдом, кедром, мятой, смолой и корицей. Известен случай, когда в одном из древних городов Израиля был найден сосуд с надписью, что в нем хранилось вино, сделанное из черного изюма. Это значит, что вино было не только концентрированным, но и весьма сладким и темным по цвету, то есть очень похожим на современный кагор. Зная все это, легко себе представить то темное, ароматное, напитанное южным солнцем, густое, темное вино, в которое Христос погрузил хлеб, говоря при этом: «..сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лк. 22:20). Поэтому вполне закономерно, что православные христиане причащаются красным, сладким вином. В некоторых других христианских церквях это считают необязательным и причащают в том числе и светлым сухим вином.

Для России — только кагор!

После крещения Руси Владимиром дорогое вино для церковных нужд завозилось из других стран, сначала из Византии, затем — из Франции, из Италии и даже из Испании. В первый раз о кагоре, как о вине причастия, русские летописи пишут уже в XIII веке, а название происходит от названия французского местечка Kahor, где в средние века на берегу реки производились самые дорогие вина. Решение Собора 1551 года предписывало употреблять для церковного таинства итальянское «фряжское» вино. Поскольку в стране отсутствовало оперативное транспортное сообщение и приходилось преодолевать огромные расстояния, часто возникали проблемы с хранением сухих европейских вин. — они скисали, превращаясь в уксус. Поэтому, предпочтение было отдано винам с более высоким содержанием спирта — креплёным, т.к они без проблем выдерживали длительную транспортировку. Только в начале XVII века на юг России была завезена виноградная лоза из Закавказья. Русские монахи начали ее выращивать, собирать виноград и делать свое вино. Известно, что русский кагор настолько понравился знати, что уже 1613 году царь Михаил Федорович приказал поставлять его к царскому столу, ведь такое вино употреблялось не только для Евхаристии, но и подавалось по праздникам. Именно с XVII века кагор распространился по Руси как вино, тесно связанное с церковными таинствами, и поставлялся во все храмы и монастыри. Разумеется, от европейского вина русский кагор отличался как сортом винограда (в России его делали из сортов Саперави и Каберне), так и технологией приготовления.

Для Таинств нужен «правильный» кагор

С 1699 года в Служебниках священников стало печататься так называемое «Известие поучительное», описывающее должное приготовление священника в различным видам богослужения. В нём совершенно точно описывается, какое именно вино пригодно для Евхаристии: оно обязательно должно быть виноградным, неразбавленным, без добавок, иметь чистый, ясный вкус и быть «к питию приемное»; испорченное, скисшее или мутное вино к причастию было не годно. Однако в тяжелые времена церкви случалось и отступать от правила причащать православных христиан хлебом и вином — бывало, что вина просто не было. Например священномученик патриарх Ермоген в Смутное время разрешил совершать Евхаристию вишневым соком. В революционную разруху ради решения этого вопроса были специально созваны заседания Отдела о Богослужении и Совет епископов, которые разрешили в исключительных случаях при отсутствии вина совершать Евхаристию «на некоторых ягодных соках». Это решение пригодилось во время блокады Ленинграда, когда службы в храмах велись каждый день, и вместо вина прихожан причащали жидким клюквенным морсом, а просфоры делались из пайков священников.

Кагор бывает разный

Параллельно с использованием российского вина на Русь продолжали завозить и европейские вина. И примерно к XIX веку в стране сложилось преставление о кагоре, как об исключительно церковном вине, которое употребляли для таинств, праздничных застолий и даже для лечения разных болезней. Сейчас кагор в РФ производят из винограда сортов Саперави и Каберне-Совиньон, а также Мальбек и Морастель. Содержание сахара в ягодах винограда должно быть на уровне 22–25%. У каждого производителя — свои секреты, своя рецептура, например, на Кавказе давленый виноград выдерживают в тепле сутки, чтобы аромат ягод полностью передался будущему вину, а в Крыму к виноградной мезге примешивают особое виноградное бренди и только потом выдерживают до готовности. Если верить прихожанам, сейчас московские храмы предпочитают использовать для причастия испанский кагор Altra Terra, в Сибири любят «Маcсандру» и «Фанагорию», а лучшим кагором считается греческий Nama Byzantino — именно его поставляют в афонские монастыри и в Иерусалим.

Видео дня. 10 российских звезд, выросших в бедности

Источник

Лечебные свойства кагора и его значение в христианской религии. Рецепт приготовления в домашних условиях

Вина делятся на множество разновидностей. Белые, розовые и красные, сухие и полусухие, полусладкие и десертные – у каждого есть свои верные поклонники и ценители. А кагор – вино совершенно особенное.

Это не просто алкогольный напиток – в нем заключен сакральный смысл, который делает кагор исключением из общего правила.

Его предназначение – не только и не столько расслаблять и веселить, но и лечить, и приобщать человека к миру вечного и прекрасного, к тому миру, куда уходит душа каждого из нас после того, как покинет бренное тело.

Читайте также:  Можно ли пить чай эпилепсикам

История

Кагор в русской православной церкви используется в качестве символа – он являет собой воплощение крови Христа, пролитой за человечество в качестве искупительной жертвы.

Русская церковь сделала заказ на изобретение и изготовление необычного напитка французским виноделам, издавна славящихся качеством своей продукции. Французский кагор «родился» неподалеку от Пиренеев, изготавливался из особого сорта винограда. Произошло это несколько веков назад.

Деятели церкви мотивировали необходимость употребления кагора следующим образом: ведь сам Христос, отпивая из чаши накануне своей гибели, предлагал своим сподвижникам также отведать напиток. При этом он говорил: «Это кровь моя, отпейте из чаши».

В XVII в. французский кагор уже существовал. А русский стали производить в Гурзуфе в XIX веке. Для него используется сладкий виноград, благодаря чему наш получается сладким, с ярким насыщенным вкусом.

Не каждое красное вино может быть церковным. Только кагор и беникарло (еще одна разновидность «особого» вина) могут воплощать в себе Христову кровь. Разрешено также смешивать эти вина.

Из чего делают?

Кагор относится к красным винам с высокой экстрактивностью. Экстрактивность – это насыщенность алкоголя ароматическими и вкусовыми веществами. Темно-красный оттенок, изумительный аромат – кагор ни с чем не перепутаешь.

В составе вина много витаминов (особенно богато оно витаминами группы В и РР), аминокислотами и микроэлементами, в числе которых:

  • калий;
  • фосфор;
  • марганец;
  • рубидий.

Рубидий особенно интересен нам в связи с постоянно ухудшающейся экологической обстановкой: он «умеет» выводить из организма вредные вещества. А вот железа, вопреки распространенному убеждению, в кагоре немного.

В русском кагоре содержится достаточное количество сахара. Благодаря ему вино приятно на вкус и даже маленькие дети во время обряда крещения не отказываются от чайной ложечки напитка.

Лечебные свойства

Кагор – неплохой «лекарь». Он помогает поддерживать организм в тонусе, тренирует сердечно-сосудистую систему, служит хорошей профилактикой атеросклероза, тромбофлебита и других заболеваний, имеющих обыкновение проявляться или прогрессировать с возрастом.

Если у вас в крови обнаружен повышенный холестерин, вам стоит периодически употреблять кагор в лечебных целях. Вино нормализует этот показатель – правда, только в случае незначительного повышения. В остальных случаях требуются лекарственные средства из аптеки.

Когда кто-то из близких заболевает простудой, налейте ему кагора, предварительно подогрев вино на плите. Прекрасно, если вы сделаете из напитка глинтвейн, добавив специй и пару долек лимона. Простуда быстро отступит – вирусы «боятся» кагора.

Говорят, напиток способен даже восстанавливать клетки печени, а также костную ткань.

И без всякого сомнения, кагор продлевает молодость: вино обладает антиоксидантными свойствами. Начните понемногу пить его в молодые годы – к старости у вас будет меньше морщинок, чем у ровесников. Медики отмечают, что кагор даже способен замедлять течение болезни Альцгеймера, положительно влияя на состояние мозгового кровообращения.

Чем кагор отличается от вина?

Во Франции кагор – сухое вино. В остальных странах, где его производят, — это вино сладкое, десертное, тягучее. В общем-то, кагор является разновидностью красных вин.

Отличия есть в способе производства: сусло, из которого варят кагор, в процессе изготовления нагревают до 80С.

Как не ошибиться с выбором?

Выбирать кагор для домашнего торжества несложно. Необходимо совершать покупку только в проверенном магазине. Бутылка должна быть стеклянной. Жидкость, которая находится в ней, должна быть чистой, без осадка, без следов каких-либо примесей.

Важный показатель – цвет. Настоящий кагор темно-красный. Он не может быть ни светлым, ни розовым – только красного цвета темного оттенка.

Приготовление церковного вина своими руками

Если вы не доверяете магазинным напиткам, можете самостоятельно сделать дома кагор.

Выбор винограда

Виноград берем красный, желательно сладких сортов. Он должен быть спелым, созревшим.

Перед приготовлением его необходимо размять, чтобы получилась своеобразная виноградная «кашица».

Рецепт в домашних условиях

Рецепт церковного кагора можно легко найти в различных руководствах для виноделов. Вот один из способов сотворить настоящий классический кагор. Запаситесь ингредиентами:

  • виноградом (5 кг);
  • сахаром (600 г плюс по 150 г на литр сока);
  • изюмом (100 г);
  • водкой (около 500 мл).

Водка может и не понадобиться – некоторые винокуры используют ее по желанию в конце процесса производства, если собираются изготовить напиток покрепче.

Раздавленные ягоды поместите в эмалированную кастрюлю. Нагрейте их до 60-65С, а потом варите 3 часа.

Снимите с плиты, остудите. В сусло поместите изюм. Мыть сухофрукты предварительно не надо, потому что бактерии, присутствующие на них, обеспечат брожение. И тогда можно будет при приготовлении обойтись без добавления дрожжей.

Поставьте сусло в темное помещение,накрыв марлей. Три дня ждите – должны появиться признаки брожения. Процедите. Затем растворите в соке сахар (600 г) и смешайте с суслом. Поставьте гидрозатвор. Потом, дня через три, добавьте еще сахар из расчета 50 г на 1 литр сока.

Выждите еще 10 суток. Опять добавьте сахар. После этого спокойно дождитесь окончания процесса брожения.

Затем напиток отфильтруйте, если хотите, то можете долить в него спирт. На хранение уберите напиток в холодильник, перелив в чистую тару.

Кагор в церковных обрядах и просто в жизни

Для православного христианина обряд крещения без церковного вина немыслим. Его проводят совсем маленьким детям, причем ложку вина не запрещают даже педиатры.

Читайте также:  Отеки при беременности что можно пить лекарство

До достижения семилетнего возраста ребенка можно причащать кагором хоть ежегодно. Перед тем, как дать ребенку вино, его освящают, то есть совершают Евхаристии.

Это церковное таинство имеет свой смысл: вкушая кагор, ребенок приобщается к загадочному миру, где понятны и возможны не чувственные, а духовные удовольствия. Так что кагором в церкви никто не напивается – вино имеет символическое значение.

Взрослые люди тоже причащаются кагором. Принято это делать раз в году.

Кагор изготавливается по особой технологии, которая позволять сохранять вину темно-красный цвет, несмотря на разбавление водой. Эта процедура принята в православной церкви, особенно в случаях, когда дело касается детей. Вино должно оставаться красным, как кровь.

В обычной жизни многие тоже нередко отдают предпочтение кагору. Он прекрасно подходит для разных торжеств: свадеб, юбилейных вечеров, просто дружеских посиделок. Кагор полезен, поэтому его пьют и люди в возрасте, и те, кто страдает различными хроническими заболеваниями.

Для христиан существует небольшое послабление во время Великого поста, когда запрещено любое спиртное. Рюмочку кагора разрешается выпить в выходной день, это не считается нарушением сложившихся традиций и правил.

А как вы относитесь к кагору? Возможно, в вашей семье есть какие-то свои истории, связанные с этим интересным напитком. Может быть, вы знаете какие-либо рецепты народных лекарственных средств, в которых используется это вино? Напишите о них, мы обязательно разместим у себя эту информацию.

Кагор можно назвать поистине божественным даром. Это единственный алкогольный напиток, приносящий облегчение и исцеление и душе, и телу. Пейте его в умеренных количествах, буквально по одной рюмке, и пусть ваша жизнь будет долгой и счастливой.

Источник

Кагор считается церковным вином

Кагор считается церковным вином, его чаще всего, используют во время различных православных обрядов используя кагор.

Церковное вино кагор

Православная церковь считает, что вино должно быто красным и обязательно чистым, то есть качественным. По божьим канонам установлено, что, например, таинство евхаристии (причастия) должно проводится с красным вином. Протоирей Андрей Николаиди рассказывал в своей проповеди — «Господь, зная, что мы не можем принять внутрь себя, вкусить человеческое тело и человеческую кровь, благоволил преподать нам свое Истинное Тело и Истинную Кровь под видом самых обычных и простых продуктов Ближнего Востока – хлеба и вина. Во время последней перед добровольными страданиями трапезы со Своими учениками, во время знаменитой Тайной вечери в Сионской горнице, Господь наш Иисус Христос, передавая Своим ученикам благословенные хлеб и вино, сказал: «Приимите, ядите (т. е. ешьте), сие есть Тело Мое, за вас ломимое… сия есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая» (Мф. 26:26).

И с тех пор, исполняя заповедь Христову: «Сие творите в Мое воспоминание» (1 Кор. 11:24) – Церковь не перестает подавать верующим Тело и Кровь Господни под видом хлеба и вина». Поэтому никакой другой напиток – компот или сок не применяется в церкви.

Для проведения службы русская православная церковь заказывала во Франции специальное вино, этот заказ был выполнен, а вино названо Кагором в честь города, где впервые было изготовлено это вино. Для изготовления кагора брали сорта винограда Саперави, Каберне-Совиньон, Матраса, Бастардо, Мерло.

Затем, виноградные лозы были завезены в Россию в 17 веке и из выращенного винограда стали изготовлять красное вино для церкви и в России, обычно это был Кагор.

В Крыму выращивают свои сорта винограда и изготавливают Кагор. Крымский Кагор изготавливается нескольких видов, конечно и цена разная и качество вина тоже. Качество любого вина, в большей степени зависит от земли, микроэлементов, которые есть в земле, и солнца. Чем больше солнца, тем больше сахаристось вина. Крымские вина ценятся своими вкусовыми качествами. Хотя, в разные годы, вкус одного и того же вина может быть разным, зависит от погоды – сухое жаркое лето, хорошее качественное вино, а холодное дождливое лето – вкус вина кислый.

В настоящее время Кагор изготовляют не только для нужд церкви, но и для обычного обихода. На полуострове изготовляют и можно приобрести:

«Кагор Солнечной долины», это красное сладкое вино, изготовитель Солнечная долина, сорта винограда Каберне, Совиньон, Бастардо Магарачский, Одесский черный. Стоимость около 581 рубль

Кагор «Южнобережный», это красное, сладкое вино, изготовитель Массандра, сорт винограда «Саперави». Стоимость около 682 руб.

Кагор «Бухта Омега» красное, сладкое вино, сорт винограда Бастардо Магарачский. Стоимость около 570 руб.

Кагор «Ай-Серез Массандра» красное, сладкое вино, изготовитель Массандра, сорт винограда Каберне, Совиньон, Бастардо. Стоимость около 635руб

Кагор «Инкерман»- красное, сладкое, изготовитель Инкерман, сорт винограда Каберне, Совиньон,Саперави. Стоимость около 604 руб

Кагор Крымский-красное сладкое вино, сорт винограда Каберне, Совиньон, Саперави, Одесский черный. Стоимость около 599 руб

Но есть в Крыму и отличные, коллекционные вина, среди них имеются и марки Коллекционного Кагора.

Массандра, «Коллекционное вино» Кагор «Южнобережный», 2004, в тубе, стоимость 3208 руб. Сорт винограда – Саперави.

Массандра, «Коллекционное вино», «Кагор Южнобережный»,1987года,в подарочной коробке. Стоимость около 6860 руб. Сорт винограда Саперави.

Коллекция крымского кагора

Коллекция крымского кагора

Коллекция крымского кагора

Коллекция крымского кагора

Коллекция крымского кагора

Читайте также:  Можно ли пить мятный чай при кормлении

В Крыму можно найти вина на любой вкус.

Источник

Почему священники пьют кагор?

Всем, спрашивавшим нас, пьют ли священники кагор, ответственно отвечаем: пьют! Причем все и в обязательном порядке: и известные московские (прото)иереи, и простые сельские батюшки. И пить кагор им предписывают… церковные каноны. (Тем, кто уже проявил сообразительность и догадался, — рюмка этого десертного вина, приготовляемого из красных сортов винограда (Каберне, Саперави и др.); остальным подсказываем.)

Кагор пьют не только православные священники, но и все миряне — потому что по установившемуся в Русской Православной Церкви обычаю именно это красное вино используется у нас для приготовления вещества (т. е. материала, видимой физической субстанции) Крови Христовой в Таинстве Причастия. Чтобы быть совсем точными, скажем, что предписание о вине для Таинства Евхаристии (т. е. Причастия; греч. слово eucharistía означает «благодарение») содержит т. н. «Известие учительное» — печатающееся с 1699 г. в наших Служебниках[1] указание о дожном приготовлении священника к богослужению, случаях, когда оно не может совершаться и т. п., и в том числе — о хлебе и вине, пригодных для Причастия.

Разумеется, в «Известии учительном» не сообщается, что вино должно быть кагором, и даже о том, что оно должно быть красным: «Вещество крове Христовы есть вино от плода лозного, сиесть, из гроздов винныя лозы источенное. Подобает сему вину свойственный имети вкус и обоняние, и к питию приемное, и чистое быти, несмешенное с каковым либо иным питием, кроме еже из гроздия… Вином же не суть быти и быти не могут вси соки, от различных овощей и ягод источени, сиесть, яблочный, грушевый, вишневый, терновый, малиновый, и инии сим подобнии»[2]. Как видим, «Известие…» решительно утверждает, что веществом должно быть именно вино, а не сок, причем вино виноградное, неиспорченное, не превратившееся в уксус («Аще же кто дерзнет… вино кислостию во оцет («оцет» по ц-слав. «уксус») претворившееся…») и неразбавленное до совершения проскомидии[3]. Вино в нашей традиции выбрано красным, чтобы как можно более своим внешним видом напоминать кровь — Кровь Спасителя. Кроме того, историки считают, что в Палестине времен Христа было распространено именно красное вино. Однако это всего лишь трациция Русской поместной Церкви: ни современная восточная православная практика, ни даже, по-видимому, Древняя Церковь таких ограничений не знала[4]. На православном Востоке при совершении Евхаристии беспрепятственно употребляются сорта вин, по нашей терминологии относящихся к разряду белых. Почему некоторые наивно-благочестивые паломники в Святую Землю утверждали, что «у греков за причащением Крови Христовой нет».

Что же касается сладости используемого у нас вина (кагора), то она также объясняется исторически: до XVII в. на Руси своего вина не было, и т. н. «церковное вино» ввозилось сначала из Греции, а потом из Италии, Франции и даже Испании. (Стоглавый собор 1551 г. предписывал употребление «фряжского» — итальянского — вина.) Для удобства транспортировки и хранения вино выбиралось крепленое. Лишь в XVII в. в Астрахань была завезена закавказская виноградная лоза, что положило основание русскому виноделию. К концу XIX в. сложилось представление о церковном вине как сладком, умеренно-крепком, интенсивно-красном. Оно употреблялось и на свадьбах, именинах и поминках, а также во время болезней, поскольку считалось в народе целебным. Поэтому красное вино, в том числе и кагор, очень широко фальсифицировалось.

В 1917-1918 гг. Церковь, ввиду начавшейся в стране разрухи и отсутствия продовольствия, столкнулась с более серьезной проблемой — невозможностью подчас найти необходимые для совершения Евхаристии хлеб и вино. В связи с чем поднимался вопрос о возможности замены пшеничного хлеба ржаным, а виноградного вина — вином плодовым, более доступным. Обсуждению этой богословской проблемы были посвящены два последних заседания Отдела о богослужении, проповедничестве и храме Св. Синода 7 августа и 8 сентября 1918 г. и Совещание епископов 22 сентября 1918 г. В результате Высшее Управление Русской Православной Церкви подготовило циркулярное распоряжение о том, что по нужде Евхаристия может совершаться «на некоторых ягодных соках за отсутствием виноградного вина». Очевидно, что решение это опиралось на пример свщмч. Патриарха Ермогена, разрешившего в Смутное время совершение Таинства Причастия на вишневом соке.


[1] Служебник — богослужебная книга, содержащая неизменяемые молитвословия и последования священных действий повседневного богослужения, использующаяся священником и диаконом. В нем содержатся главные службы (вечерня, утреня, три разновидности литургии), месяцеслов, некоторые добавочные чины, а также «Известия учительные».

[2] См., например, Служебник, изд. Московской Патриархией в 2000 г., с. 534-535.

[3] Проскомидия — 1-я часть Божественной литургии, на которой через особые священные действия из принесенных хлебов и вина приготовляется вещество для Евхаристии и при этом совершается поминовение членов Церкви Христовой — небесной и земной (т. е. уже умерших и нас с вами).

[4] См. доклад проф. И. А. Карабинова о веществах для совершения Евхаристии, сделанный 7 августа 1918 г. на 40-м заседании Отдела о богослужении, проповедничестве и храме в Богослужебных указаниях за 2005 г.

Источник