Можно ли пить когда читаешь намаз
Содержание статьи
Принимается ли намаз в течение 40 дней после пьянки?
К огромному сожалению, встречаются мусульмане, позволяющие себе употреблять спиртное. В тоже время радует тот факт, что подобные лица не оставляют главное деяние верующего — молитву. Но принимается ли она после выпивки? Об этом в предлагаемой фетве Муфтията РД.
Вопрос:
Правда ли, что после употребления алкоголя намаз и благие деяния не засчитываются в течение сорока дней?
Ответ:
С именем Аллаха! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его посланнику Мухаммаду!
1. Посланник Господа ﷺ изрёк: «Не бывает такого, чтобы кто-то из моей уммы (общины) выпил алкоголь, а Аллаh принял его намаз в течение сорока дней» (Сунан ан-Насаи, №5664).
2. В другом изречении Пророка ﷺ говорится: «Того, кто выпил алкогольный напиток, из чего бы он ни был произведен, Всевышний лишит вознаграждения за совершенную им молитву на сорок дней» (Аль-Джами’ ас-сагир, №8769).
Во-первых, в хадисах говорится не о действительности намаза, а о вознаграждении, получаемом за совершение самого намаза. Следовательно, в них не говорится о том, что намаз такого человека недействителен, и уж тем более не имеется в виду, что ему не положено молиться. Напротив, он обязан совершать молитву.
Во-вторых, ученые полемизируют насчет вознаграждения за само совершение намаза. Часть ученых считает, что Всевышний полностью лишает употребившего спиртное вознаграждения за совершаемые им молитвы в течение сорока дней, а другие утверждают, что подобные хадисы подразумевают только возможность получения дополнительного вознаграждения, которым Бог одаривает того из мусульман, кого пожелает.
В-третьих, некоторые ученые посчитали, что, если человек лишается вознаграждения за самое важное деяние человека — намаз, другие его деяния также не примутся. Другие считают, что ограничение в вознаграждении касается только намаза, поскольку молитва — опора Ислама.
Так, исходя из вышесказанного, можно подытожить, что Господь может лишить употребившего алкоголь либо всего вознаграждения за намаз, либо возможности получения дополнительного вознаграждения за его совершение. Что касается других благодеяний, то тут нет однозначности.
Аргументация:
قال رسول الله ﷺ : «من شرب مسكرا ما كان لم يقبل الله له صلاة أربعين يوما». الجامع الصغير
رسول الله ﷺ يقول: «لا يشرب الخمر رجل من أمتي فيقبل الله منه صلاة أربعين يوما». سنن النسائي.
عبارة شرح صحيح مسلم: وأما عدم قبول صلاته فمعناه أنه لا ثواب له فيها وإن كانت مجزئة في سقوط الفرض عنه، ولا يحتاج معها إلى إعادة، ونظير هذه الصلاة في الأرض المغصوبة مجزئة مسقطة للقضاء، ولكن لا ثواب فيها، كذا قاله جمهور أصحابنا، قالوا: فصلاة الفرض وغيرها من الواجبات، إذا أتي بها على وجهها الكامل ترتب عليها شيئان، سقوط الفرض عنه، وحصول الثواب. فإذا أداها في أرض مغصوبة حصل الأول دون الثاني. شرح صحيح مسلم،(1)
عبارة ملا علي القاري في مرقاة المفاتيح بعد طرد الكلام النووي هذا: قلت: وجوب تأويله مسلّم، لكن تأويله المذكور غيره متعين، فإن مذهب أهل السنة «إنّ الحسنات لا تبطلها السيئات إلا الردة» مع الإجماع على لزوم الإعادة حتى في الردة إذا عاد إلى الإسلام إلا الحج، فإنه فرض العمر، ثم مفهوم التأويل السابق أنه لو صلى النفل يكون له ثواب، وكذا الفرض لأنه تعالى {لا يضيع أجر من أحسن عملا}. نعم، التضاعف من فضله سبحانه وتعالى، فإذا فعل العبد ما يوجب غضبه تعالى، فله إسقاط المضاعفة الزائدة على مقتضى العدل، والله أعلم، ثم تخصيص الصلاة من بين الأعمال يحتمل أن يكون لكونها عماد الدين، والأحسن أن يفوّض علمه إلى الشارع.(2)
عبارة فيض القدير: ثم اعلم أن ذا وما أشبهه -كمن شرب الخمر- يلزمه الصلاة وإن لم تقبل؛ إذ معنى عدم القبول عدم الثواب؛ لاستحقاق العقاب، فالصلاة مع القبول لفاعلها الثواب بلا عقاب ومع نفيه لا ثواب ولا عقاب. هذا ما عليه النووي، لكن اعترض بأنه سبحانه لا يضيّع أجر المحسنين فكيف يسقط ثواب صلاة صحيحة بمعصية لاحقة؟! فالوجه أن يقال: المراد من عدم القبول عدم تضعيف الأجر، لكنه إذا فعلها بشروطها.. برئت ذمته من المطالبة بها ويفوّته قبول الرضا عنه وإكرامه. ..وخص الصلاة؛ لأنها أفضل عبادات البدن، فإن لم تقبل فغيرها أولى.(3)
(1) См.: Аль-минхадж шарх сахиху Муслим, т. 14, с. 389.
(2) См.: Миркат аль-мафатих, т. 8, с. 410.
(3) См.: Файд аль-кадир, т. 6, с. 28, 194.
Отдел фетв Муфтията РД
Телеграм канал отдела фетв: t.me/fatawadag
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru
Источник
Намаз
Часы, показывающие время намаза
Нама́з (перс. نماز) или ас-саля́т (араб. الصلاة) — каноническая молитва, один из пяти столпов ислама. Молитвы первых мусульман состояли в совместном громком произнесении формул единобожия (шахада) и возвеличения Аллаха (зикр). В Коране нет ясных предписаний совершения молитв, хотя есть многие указания на такие частности, как время молитв , молитвенные формулы, некоторые движения и др. Весь порядок совершения молитвы сложился как подражание молитвенным позам и движениям пророка Мухаммада и закреплён памятью первых мусульман. Единообразие молитвы отрабатывалось практически в течение более чем полутора веков и было письменно зафиксировано ханафитским богословом Мухаммадом аш-Шайбани (ум. в 805 г.).
Основой молитвы является ракаат, который представляет собой цикл молитвенных поз и движений, сопровождаемых произнесением молитвенных формул. Все позы, движения и молитвенные формулы следуют друг за другом в строго определённом порядке, нарушение которого чревато недействительностью молитвы. Все молитвенные формулы и слова должны произноситься на арабском языке. В зависимости от богословско-правовой школы (мазхаба) некоторые молитвенные формулы могут отличаться.
Ежедневный молитвенный цикл состоит из пяти обязательных молитв (фард):
- утренняя двухракаатная молитва (фаджр)
- полуденная четырёхракаатная молитва (зухр)
- предвечерняя четырёхракаатная молитва (аср)
- вечерняя трёхракаатная молитва (магриб)
- ночная четырёхракаатная молитва (иша)
Дополнительная ночная молитва (витр) состоит из нечётного количества ракаатов и может включать до тринадцати ракаатов. В некоторых случаях можно объединять полуденную с предвечерней молитвой и вечернюю с ночной молитвой. Запрещено молиться точно в полдень и в моменты восхода и захода солнца. Любой мусульманин, помимо обязательных молитв, может исполнить любое число добровольных молитв (нафиля) и ночную молитву-тахаджжуд. Кроме ритуальных молитв, мусульманин имеет возможность прямого обращения к Богу с помощью мольбы (дуа), произносимой в любое время и на любом языке.
Намаз можно совершать как индивидуально, так и коллективно в любом подходящем месте. Полуденный намаз в пятницу (джума-намаз) рекомендуется совершать в мечети. Место, на котором совершается молитва, должно быть ритуально чистым (тахара). Молящиеся могут расстелить молитвенный коврик (саджжаду). Во время коллективного намаза молящиеся становятся рядами за имамом, который руководит молением. Женщины должны молиться отдельно от мужчин или становятся сзади. Во время моления нельзя разговаривать, есть, пить, смеяться, совершать посторонние движения и т. п. Нельзя молиться в опьяненном, одурманенном и бредовом состоянии. Больные и инвалиды имеют послабления в обряде намаза и могут совершать его как сидя, так и лёжа, совершая движения мысленно. Обряд намаза одинаково исполняется последователями всех исламских течений, за исключением самых «крайних», отрицающих любую обрядность.
В настоящее время в большинстве мусульманских стран нет строгого контроля за выполнением намаза, и его отправление является делом совести каждого отдельного мусульманина.
Обязательные условия для совершения молитвы[править | править код]
Коллективный намаз в мечети.
- Ритуальная чистота — если человек находится в состоянии осквернения (малого, например, после естественных отправлений, или большого, например, после полового сношения), необходимо ритуальное омовение (частичное или полное, в зависимости от степени осквернения).
- Чистое место — необходимо выбрать чистое место для совершения молитвы.
- Кибла — человек должен стоять лицом по направлению к Кибле. см. также Кааба
- Намерение — у человека должно быть намерение совершить молитву.
- Одежда- человек должен быть одет в чистую (то есть не запачканную нечистотами, например, мочой) одежду, которая соответствует шариату.
- Трезвость (алкоголь, наркосодержащие препараты находятся под полным запретом в исламе — всё это харам).
- Время — каждый из пяти намазов совершается в определённый для него промежуток времени (см. табл.).
Ракаат[править | править код]
Основой молитвы является ракаат, который представляет собой цикл молитвенных поз и движений, сопровождаемых произнесением молитвенных формул. Все позы, движения и молитвенные формулы следуют друг за другом в строго определённом порядке, нарушение которого чревато недействительностью молитвы. Молящийся совершает омовения (вуду), становится, обратившись лицом к Каабе (кибла), с опущенными вдоль тела руками произносит вслух или про себя формулу намерения (ният). Затем он поднимает руки на уровень лица, ладонями в сторону киблы, и произносит формулу возвеличения Аллаха (такбир). Взяв за запястье левую руку в правую, он прижимает их к груди (киям) и произносит первую суру Корана (Аль-Фатиху), а после неё какую-либо короткую суру Корана. После чтения аятов из Корана совершается поясной поклон (руку) с произнесением хвалы Аллаху. Выпрямившись, молящийся произносит слова: «Да услышит Аллах того, кто восхвалил его» (тасми) и опускаясь на колени, совершает земной поклон (суджуд). Выпрямившись, он садится на пятки (джилса) и произносит слова: «О Аллах, прости меня». Далее молящийся повторяет земной поклон и садится на пятки. Во втором и последнем ракаате молящийся читает молитвенную формулу «ташаххуд», а после его завершения в последнем ракаате произносит приветственную формулу «Мир вам и милосердие Божье» направо и налево[1].
Время намаза[править | править код]
Время, запретное для молитвы
- От восхода солнца до того, как оно поднимется на высоту копья.
- Когда солнце в зените.
- Во время заката солнца. (Но не запрещается выполнять послеполуденную молитву. Выполнение же постоянно в это время послеполуденной молитвы — является лицемерием, как говорил пророк Мухаммад).
Согласно мнению некоторых исламских богословов, запрет на совершение молитвы не относится к тем молитвам, в совершении которых есть причина, как например Тахият аль-масджид (по причине вхождения в мечеть), молитвы Кусуф и Хусуф (по причине солнечного и лунного затмения), Намаз-вуду (совершается по причине ритуального омовения). Также в это время дозволяется совершать пятикратные ежедневные молитвы, если они по какой-либо причине не были совершены в установленное для них время.
Обязательные молитвы[править | править код]
Намазы отличаются друг от друга временем совершения, количеством ракаатов, обязательностью или желательностью их совершения, формой совершения и т. д.. Ниже приведена краткая характеристика каждого вида намаза.
Краткая характеристика обязательных молитв
Наименование намаза | араб. | Значение/ Перевод | Промежуток времени для совершения намаза | Количество ракаатов | |
---|---|---|---|---|---|
Фаджр | صلاة الفجر | рассветная молитва | С рассвета до восхода солнца. | 2 ракаата сунны и 2 ракаата фарда | |
Обязательная утренняя (рассветная) молитва. Совершается между рассветом и восходом солнца. Входит в число пяти молитв, совершаемых мусульманами ежедневно. | |||||
Зухр | صلاة الظهر | полуденная молитва | С момента, когда солнце прошло через точку Зенит и заканчивается с наступлением молитвы Аср. | 4 ракаата сунны, 4 ракаата фарда и 2 ракаата сунны | |
Полуденная (обеденная) молитва. Входит в число пяти молитв совершаемых мусульманами ежедневно. | |||||
Аср | صلاة العصر | предвечерняя молитва | Начинается с момента когда длина тени объекта в 2 раза больше самого объекта (либо равна длине объекта) до захода солнца. | 4 ракаата фарда | |
Послеполуденная (предвечерняя) молитва. Входит в число пяти молитв совершаемых мусульманами ежедневно. Во время путешествия намаз Аср можно объединять с полуденным намазом Зухр. | |||||
Магриб | صلاة المغرب | вечерняя молитва | С момента захода солнца до наступления ночной молитвы (Иша) | 3 ракаата фарда и 2 ракаата сунны | |
Обязательная закатная (вечерняя) молитва, время для которой начинается, когда солнце скрылось. Входит в число пяти молитв совершаемых мусульманами ежедневно. | |||||
Иша | صلاة العشاء | ночная молитва | Через 1,5 часа после заката солнца и продолжается до полуночи (или рассвета). | 4 ракаата фарда, 2 ракаата сунны и 3 ракаата аль-Витр | |
Ночная молитва. Входит в число пяти молитв совершаемых мусульманами ежедневно. |
Добровольные молитвы[править | править код]
Добровольные молитвы отличаются друг от друга временем совершения, количеством ракаатов, желательностью их совершения, формой совершения и т. д. Ниже приведена краткая характеристика каждого вида намаза.
Краткая характеристика добровольных молитв
Наименование намаза | араб. | Значение/ Перевод | Промежуток времени для совершения намаза/ Ситуации при которых совершается намаз | Степень желательности | Количество ракаатов |
---|---|---|---|---|---|
Витр | وتر | нечётный | После ночной молитвы (Иша) до рассвета | Суннат/Ваджиб | Нечетное |
Витр-намаз совершается индивидуально (за исключением молитвы в месяц Рамадан, после Таравиха). | |||||
Джамаат намаз | صلاة الجمعة | коллективная молитва | В любое время. | Фард/Суннат | 2,3,4 |
Форма выполнения обязательного намаза совершаемого двумя и более лицами. В коллективном намазе один из молящихся назначается имамом и ведёт молитву, а все остальные молящиеся совершают все действия за ним. | |||||
Джаназа намаз | صلاة الجنازة | похоронная молитва | В любое время | Фард-кифая | 1 |
Молитва совершаемая перед погребением тела. Данная молитва отличается от других молитв отсутствием ракаатов и молитвами, произносимыми в намазе. | |||||
Джума-намаз | صلاة الجمعة | соборная молитва | Вместо полуденной молитвы Зухр | Фард-кифая | 2 |
Пятничная полуденная коллективная молитва совершаемая после проповеди. | |||||
Духа | صلاة الضحى | утренняя молитва | Через 0,5-1 час после восхода солнца | Суннат | 2 |
Утренняя молитва. | |||||
Ид-намаз | صلاة العيد | праздничная молитва | Через 0,5-1 час после всхода солнца в день праздников Ураза-байрам и Курбан-байрам. | Фард-кифая | 2 |
Праздничная молитва. Во время праздничной молитвы в первом ракаате семь раз произносится такбир. | |||||
Истиска | صلاة الاستسقاء | молитва Истиска | В период засухи. | Суннат | 2 |
Групповая молитва, в котором молящиеся просят Аллаха ниспослать дождь в период засухи. | |||||
Истихара | صلاة الاستخارة | молитва Истихара | В любое время. | Суннат | 2 |
Молитва, в которой молящийся просит Аллаха помочь ему принять правильное решение по тому или иному вопросу. | |||||
Каср-намаз | قصر الصلاة | сокращение молитвы | Суннат | ||
Видимое объединение двух намазов, применяемое, когда человек находится в пути. Первый из намазов читается в самом конце предписанного времени, а второй в самом начале, из-за чего создается видимость объединения намазов. | |||||
Кусуф | صلاة الكسوف | молитва солнечного затмения | Во время солнечного затмения. | Суннат | 2 |
Групповой намаз, совершаемый во время солнечного затмения. | |||||
Намаз-вуду | صلاة الوضوء | молитва омовения | В любое время. | Суннат | 2 |
Намаз совершаемый после совершения ритуального омовения (вуду). | |||||
Намаз-тасбих | صلاة التسابيح | молитва Тасбих | В любое время. | Суннат | 2 |
Намаз, который мусульманин совершает для того, чтобы Аллах принял его раскаивание в совершенном грехе. | |||||
Ратибат | До и после обязательных (фард) намазов. | Суннат | 2 | ||
Намаз, совершаемый до и после обязательных (фард) намазов. | |||||
Таравих | تراويح | Таравих | После ночной молитвы Иша в месяц Рамадан | Суннат | |
Молитва Тахаджуд совершаемая в месяц Рамадан. | |||||
Тахаджуд | تهجُّد | Тахаджуд | после ночной молитвы Иша до рассвета | Суннат | |
Необязательный намаз совершаемый после ночной молитвы Иша. | |||||
Тахият-уль-масджид | تحية المسجد | приветствие мечети | После входа в мечеть. | Суннат | 2 |
Намаз совершаемый после входа в мечеть. | |||||
Хаджат | صلاة الحاجة | молитва Хаджат | Во время жизненных трудностей. | Суннат | 2 |
Намаз, в котором мусульмане просят Аллаха избавить их от трудностей, нужды, жизненных проблем и неудач. | |||||
Хауф | صلاة الخوف | молитва страха | Во время войны. | Суннат | 2,3,4 |
Форма коллективного намаза, при котором две группы молящихся поочерёдно совершают коллективный намаз за имамом. | |||||
Хусуф | خسوف | молитва лунного затмения | Во время лунного затмения. | Суннат | 2 |
Групповой намаз, совершаемый во время лунного затмения. |
Формы совершения намаза[править | править код]
Краткая характеристика форм совершения намаза
Наименование формы совершения намаза | араб. | Значение/ Перевод | Ситуации, при которых совершается | Степень желательности |
---|---|---|---|---|
Индивидуальный намаз | В любых ситуациях. | В зависимости от молитвы. | ||
Совершается индивидуально. Многие желательные намазы совершаются индивидуально и совершение их коллективом может быть нежелательно. | ||||
Джамаат-намаз | صلاة الجمعة | коллективная молитва | В любых ситуациях. | Фард/Суннат |
Коллективный намаз, совершаемый двумя и более лицами под руководством имама. | ||||
Каср | قصر الصلاة | сокращение молитвы | В пути. | Суннат |
Объединение двух намазов, применяемое, когда человек находится в пути. | ||||
Хауф | صلاة الخوف | молитва страха | Во время войны. | Суннат |
Форма коллективного намаза, при котором две группы молящихся поочерёдно совершают коллективный намаз за имамом. |
Фразы, используемые в намазе[править | править код]
Фразы | перевод фраз |
---|---|
1) Аллаху Акбар | Аллах Велик! |
2) А`уз̇у биллях̇и мина-ш-шайтани-р-раджим | Прибегаю к защите Аллаха от проклятого сатаны |
3) Субхана раббия ль-`аз̌ым | Свят Великий Господь |
4) Сами`а-ллах̇у лиман хамидах̇. Раббана ва лякяль-хамд | Аллах услышал тех, кто воздал ему хвалу. Господь наш, хвала тебе |
5) Субхана раббияль-а`ля | Свят Всевышний Господь |
6) Рабби гфирли | Господи, прости меня |
7) Ассаляму `аляйкум уа рахмату-ллах̇ | Мир вам и милость Аллаха |
Галерея[править | править код]
Четыре основных позы намаза и связанные молитвы и декламации
Босняки молятся в открытом поле, около 1906
Поклоняющиеся в молитве
Турба (араб. تربة; перс. مهر, mohr) — это небольшой кусочек почвы или глины, часто глиняная таблетка, используемая во время намаза, чтобы символизировать землю. Использование турбы является обязательным в большинстве шиитских школ ислама.
Дисплей показывает время молитвы в турецкой мечети
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- Боголюбов А. С. ас-Салат // Ислам: энциклопедический словарь / Отв. ред. С. М. Прозоров. — М. : Наука, , 1991. — С. 204. — ISBN 5-02-016941-2.
- Намаз / Рощин М. Ю. // Монголы — Наноматериалы. — М. : Большая российская энциклопедия, 2013. — С. 730-731. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004-2017, т. 21). — ISBN 978-5-85270-355-2.
Источник
Нежелательные действия в намазе согласно ханафитскому мазхабу
В Священном Коране сказано (смысл): «Читайте им то, что открыто тебе из писания, и выстаивай молитву; ведь молитва удерживает от мерзости и неодобряемого. А напоминание Господа ﷻ более велико, и Аллах ﷻ знает то, что вы творите!» (сура 29, аят 45).
Посланник Божий ﷺ сказал: «Знайте, что самым лучшим из ваших деяний является намаз!» (имамы Ахмад, Ибн Маджа)
Также в изречении Пророка ﷺ говорится: «Намаз является важнейшим делом в Исламе и его опорой» (имамы Ахмад, ат-Тирмизи, Ибн Маджа).
При этом существуют периоды времени, когда не дозволяется совершать сунна-намазы. Это время восхода солнца, время нахождения солнца в зените, время захода солнца. В эти промежутки времени также не совершают джаназа-намаз и не делают садждату-тилява (земной поклон при чтении определённых аятов Корана), кроме случая, когда надо прочитать обязательный аср-намаз, а солнце уже собирается садиться.
И порицается читать сунна-намаз после утренней молитвы, пока не взошло солнце и после аср-намаза, пока не село солнце. Засчитывается совершённый в этот период возмещаемый намаз, а также джаназа-намаз и садждату-тилява, но не исполняются сунна-намазы, совершаемые после тавафа.
Мусульманину необходимо знать, что по мазхабу Абу Ханифы (да смилуется над ним Аллах) при совершении намаза нежелательно теребить одежду, хрустеть пальцами, скрещивать пальцы, убирать камешки, кроме одного раза, когда они мешают совершить земной поклон.
В намазе нежелательно стоять, держа руки на боках, или сидеть по-собачьи либо по-турецки, поворачиваться шеей, закатывать рукава, отвечать на приветствие жестом, при совершении земного поклона опираться на локти.
Нежелательно вступать в молитву, обернув голову платком и оставив макушку открытой.
Нежелательно удлинять первый ракаат в суннат-намазе и удлинять второй ракаат над первым во всех намазах. Также нежелательно повторять чтение суры в одном ракаате обязательного (фард) намаза. Сюда же относится и чтение суры, располагающейся в Коране перед той, которую уже прочитал.
Нежелательно во время намаза нюхать благовония, зевать, закрывать глаза или смотреть на небо, потягиваться, закрывать нос и рот, при земном поклоне отворачивать пальцы рук или ног от Киблы.
Также нежелательно совершать земной поклон на край чалмы, на изображение, совершать земной поклон, касаясь земли только лбом, без носа (если нет уважительной причины), совершать намаз на дороге, на кладбище, в бане, в туалете, на чьей либо земле без разрешения хозяина, вблизи от нечистот.
К перечисленному относится и молитва в грязной одежде, с непокрытой головой (кроме случая, когда головной убор не одевается из-за проявления немощности и слабости перед Всевышним), наличие рядом еды, которая отвлекает мысли, а также, если беспокоят позывы на справление нужды. Нежелательно молиться в одежде с рисунком, или когда перед молящимся или за ним будет изображение, кроме случаев, когда рисунок маленький или неодушевленный, либо без головы (т.е. изображено живое существ, лишённое каких-либо частей тела, без которых оно не может существовать).
Если имам стоит глубоко в михрабе то и это нежелательно, как и подсчитывать количество прочитанных аятов, загибая пальцы. Нежелательно, если между предыдущим рядом и рядом, где стоит молящийся, есть промежуток (например, дорога).
Нежелательно надевать или снимать тюбетейку или чалму одной рукой (совершение этого действия двумя руками нарушает намаз), вытирать лоб от пыли и пота, читать намаз в направлении горящей свечи, печи, камина, зеркала. Также нежелательно молиться, не выставив перед собой преграду, если есть вероятность, что могут пройти перед молящимся.
Нежелательно выделять определённую суру и не читать других, кроме неё, кроме как для облегчения или для благодати следования за Пророком ﷺ.
Подготовлено по материалам книг «Мухтасар-уль-Кудурия», «Нур-уль-Идах», «Ибадат-уль-Исламия»
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Источник