Можно ли пить крестьянам

Публикации

23 января 2018 г. 13:03 4879 6 1 1 фото 0 видео

Что христианское учение говорит об алкоголе? Лучше пить «в меру» или воздерживаться от спиртного? Что значит пить «в меру»? Кому и какие алкогольные напитки допускается употреблять? Как алкоголь влияет на душу? Об этом и о многом другом в статье Александра Савельева.

Нередко приходится слышать, что пить надо культурно, «в меру». Однако мало кто задумывается о том, какова христианская культура употребления алкоголя. Современные «умеренно» (а с точки зрения христианства — неумеренно) пьющие, на основании вырванных из контекста цитат, а часто и придуманных ими самими словах, составляют собственное «вероучение», оправдывающее употребление неразбавленного вина не только взрослыми мужчинами, но даже женщинами и молодежью.

Многие приводят выражение, будто бы из Библии: «Пейте, но не упивайтесь». Однако в Писании сказано: «Не упивайтесь» и вовсе нет призыва: «Пейте».

Также в Новом Завете написано:

«Лучше… не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется…» (Рим. 14:21)

Для того, чтобы лучше разобраться в этом вопросе, посмотрим, что говорит об алкоголе Церковное Предание.

Не позволительно пить спиртное женщинам.

«А у жены решительно никогда никоим образом хмельного питья бы не было: ни вина, ни меда, ни пива, ни угощений. А пила бы жена бесхмельную брагу и квас — и дома, и на людях». (Домострой)

Также святыми отцами не разрешается употребление спиртных напитков молодежью.

«Во всякое время бойся вина, юный; потому что вино никогда не щадит тела, возжигает в нем огонь худого пожелания». (Преподобный Ефрем Сирин)

Священнослужители должны воздерживаться от алкоголя и подавать другим пример трезвости. Также церковнослужители и клирошане.

Святитель Иоанн Златоуст: «Если входившие в святилище вовсе не прикасались к вину, то тем более им (дьяконам) не следовало этого делать».

Собор РПСЦ 2009 г.: «Священники, в силу своей священной обязанности — быть образцом к доброй жизни, должны воздерживаться от употребления спиртных напитков… Уставщики и певцы, почтенные стоянием в церкви впереди народа, также должны идти впереди по пути ведения трезвой жизни».

Недопустимо пить вино на поминках.

«Аще твориши винопитием память умершему и сотворяеши званныя упиватися, не избавление от муки душе умершего ходатайствуеши, но приложение огня геенского содеваеши ему». (Святитель Иоанн Златоуст)

Взрослым мужчинам допускается иногда употреблять немного вина, разбавленного большим количеством воды, но лучше вообще не пить его.

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Не вино худо, но неумеренность порочна». Что же во времена Златоуста считалось неумеренностью?

Вот что пишет В. В. Похлебкин в книге «История водки»: «Древние греки и римляне разбавляли вино следующим образом: на три части воды брали одну часть вина или на пять частей воды — две части вина. Смесь, состоящая из виноградного вина пополам с водой (т. е. из равного объёма воды и вина), считалась слишком крепкой и употреблялась лишь опустившимися людьми, считавшимися завзятыми пьяницами».

Таким образом, Иоанн Златоуст не запрещает пить натуральное вино, разбавленное водой в пропорции 1:3, но в очень небольшом количестве, чтобы оно не ослабляло силы души.

О какой же умеренности можно говорить, когда мы, вместо того чтобы употреблять натуральное вино, разбавленное большим количеством воды, пьем купленную в магазине отраву — так называемое «вино», в которое производители специально добавляют этиловый спирт (такие вина называются креплеными, в их число входит кагор, например), чтобы смесь была покрепче, и пьем это зелье неразбавленным? Про водку, коньяк и иже с ними крепкие напитки и говорить не нужно — всем понятно, что христианину недопустимо отравляться этими наркотиками.

Евфимий Зигабен в толковании на 103 псалом приводит слова святителя Кирилла Александрийского, рекомендующего «смешивать вино с большим количеством воды. Ибо, будучи горячительно и заключая в себе приятные соки, когда растворяется в надлежащем количестве, своею теплотою разводит гнусные излишества, острые и худые соки растворяет своими благовонными».

Из этих слов можно сделать вывод, что в те времена в вине ценились не этанол и его опьяняющие свойства, а свойства виноградного сока, а этиловый спирт, названный св. Кириллом острыми и худыми соками, был консервантом, количество которого значительно сокращалось при разбавлении вина большим количеством воды.

Все святые отцы единогласны в том, что даже вино, разбавленное большим количеством воды, лучше не употреблять, а некоторые решительно призывают к отказу от алкоголя.

«Увеселяясь вином, будешь проводить жизнь в сожительстве со срамными помыслами, и много переиспытаешь печалей». (Святитель Феодор Эдесский)

«Для всех полезно не пить вина, особенно для крепких телом». (прп. Феодор Студит)

Свт. Григорий Богослов: «Вино — это поджога остывшей страсти; а всякое подложенное в огонь вещество усиливает пламень». «Вино, по природе своей, не знакомо с целомудрием; тем и производит оно удовольствие, что раздражает».

«Кто с мудрою умеренностью воздерживался от вина, того преимущественно ожидают к себе райские виноградники, и каждая лоза простирает к нему свои грозди». (преподобный Ефрем Сирин)

Святитель Иоанн Златоуст очень точно отмечает: «Вино производит помешательство и, если даже не причиняет опьянения, ослабляет крепость сил души и приводит ее к рассеянности».

Современная наука подтверждает мнение Златоуста. В. М. Бехтерев писал: «Доказано, что даже малые дозы алкоголя ослабляют умственные способности». «Вскрытия умеренно пьющих показали, что в их мозге имеются целые кладбища погибших корковых клеток. Изменения структуры головного мозга возникают уже после нескольких лет употребления алкоголя. При обследовании 20-и таких человек у всех установлено уменьшение объема мозга или, как говорят, сморщенный мозг. У всех были обнаружены явные признаки атрофии мозга, изменения в коре головного мозга, т. е. там, где происходит мыслительная деятельность, осуществляется функция памяти». (Ф. Г. Углов)

Читайте также:  Можно пить воду из фляги

«Вино возобновляет все страсти и изгоняет из души страх Божий». (Прп. авва Исаия)

«Огонь, заключенный в вине, перейдя в тело, делается воспаляющим веществом для разжженных стрел врага; потому что вино потопляет собою и рассудок и ум, а похоти и сластолюбие воспламеняет, как масло — огонь». (свт. Василий Великий)

«Воздерживающийся от вина увидит себя не носимым помыслом, не возгораемым душевно, но всегда трезвенствующим в любви к Богу и ревностным ко всему лучшему и содействующему спасению.

Воздерживающийся от вина Духа Святого носит в себе. Пиющий воду облекается в одежду умиления…» (Преподобный Феодор Студит)

«Такоже святому великому Василию кесарийскому явися пречистая Богородица во сне, глаголя: «Аще хочеши друг мой быти и во всем помощницу мя имети, то отрцыся вина и пьянственнаго пития». Он же возбнув дивися заповеди Пречистыя Богородицы и до кончины живота своего заповедь Пречистыя Богородицы соблюде не пияше вина». (Стоглав, 52 глава)

Миф первый. Совет апостола Павла

Многие говорят: «Апостол Павел советовал Тимофею: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» — пойду и я выпью немного вина».

Во-первых, апостол Павел советовал Тимофею пить вино в качестве лекарства от какой-то болезни желудка и ради частых недугов, а не для увеселения.

Во-вторых, целебные свойства вина заключаются вовсе не в свойствах этанола, действующего на желудок разрушительно, а в свойствах винограда. Смешиваясь с желудочным соком, виноградные кислоты улучшают пищеварение и аппетит. Также виноградный сок богат содержанием дубильных веществ, препятствующих появлению воспалительных процессов в желудочно-кишечном тракте. Мы находим подтверждение этому в исторических свидетельствах, говорящих об употреблении в древнем мире неперебродившего безалкогольного вина для медицинских целей. Древний ученый Афанасий (Атеней) в трактате «Званный обед» пишет: «Пусть он пьет сладкое вино, разбавленное водой, или подогретое, ибо это хорошо для желудка, так как сладкое вино не опьяняет». Здесь мы видим совет, который подобен совету апостола Павла.

Вот что отвечает Номоканон людям, которые, ссылаясь на слова апостола Павла, говорят, что полезно пить вино в меру: «Постися прежде крепце и воду пий леты многими и прочая труды Тимофеевы покажи. Умертви си тело и тогда пий вино в меру».

Святитель Иоанн Златоуст говорит об апостоле Тимофее: «этот святой, даже одержимый болезнью и частыми недугами, не употреблял вина, доколе не повелел ему учитель».

Блаженный Феофилакт Болгарский отмечает: «Видишь ли, что, имея сколько недугов, Тимофей еще истощал себя употреблением воды?… Но кажется, Тимофей от природы был болезненный человек, подвергался недугам не желудка только, но и других частей, поэтому апостол и прибавил: и частых твоих недугов».

Будем же и мы, подражая Тимофею, воздерживаться от вина. Если же заболит у нас желудок, можно лечиться свежим виноградным соком, имеющим полезные свойства вина, но не содержащим этанола, который вреден для желудка. Благо, в магазинах виноград продается в любое время года, да и соковыжималки можно приобрести по доступным ценам.

Сколь неразумно поступают употребляющие водку, в которой нет полезного виноградного сока, а есть только консервант — этиловый спирт, причиняющий вред и душе, и телу, и желудку! Им апостол Павел, наверное, сказал бы: «Не употребляйте водку, потому что она приносит вред желудку».

Миф второй. О том, что уставы разрешают вино «по чаше»

Многие люди во оправдание того, что они пьют неразбавленное вино, ссылаются на уставы, в которых допускается пить по чаше вина на человека. Они представляют, что объем этих чаш будто бы примерно равен объему чаш для евхаристии и будто бы в уставах разрешается пить неразбавленное вино.

Во-первых, вино разбавлялось большим количеством воды, это был повсеместный обычай.

Во-вторых, в тех же уставах написано, что лучше вообще не пить вина.

В-третьих, размер чаш был уж точно не такой, как у сосудов для евхаристии. На литургии все причащаются из одной чаши, она общая, поэтому и большая. Всем понятно, что индивидуальные чаши намного меньше, нежели общие. Можно предположить, что индивидуальные чаши по объему были сравнимы с рюмками.

В-четвертых, в том же уставе написано, что допускается употреблять вино только в воскресенья и господские праздники, в другие же дни недопустимо.

В-пятых, Стоглавый собор повелел не обращать внимания на разрешение пить вино «по чаше». «А еже повелевают Святии Отцы пи́ти по единой ча́ше, или по две, или по три, егоже мы нижé слы́шати хоти́м» (Стогла́в, глава 52).

Таким образом, если где и написано в уставах о вине, для нас это не имеет никакой силы, так как Стоглавый собор отменил это разрешение.

По какой же причине Стоглавый собор отменил разрешение пить «по чаше», заимствованное из греческих уставов в древнерусские?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понимать, что существуют значительные отличия в способности представителей разных народов нейтрализовывать попадающий в их организм алкоголь. Например, у южных народов, испокон веков употребляющих вино, эта способность выше, чем у северных народов. И организм на протяжении многих поколений научился вырабатывать особые ферменты, нейтрализующие его.

А народы России на генетическом уровне имеют очень низкую способность расщеплять попадающий в организм алкоголь. Именно поэтому употребление даже небольших доз спиртного быстро приводит к появлению алкоголизма. Стоглавый собор, видя, что питие вина приводит к пьянственному недугу, решил, что греческие обычаи не подходят для Руси.

Читайте также:  При боли в сердце можно пить валидол

Самуил Маскевич (около 1580-1632) — польский дворянин, писарь, неоднократно и подолгу бывавший в России, отмечал, что «москвитяне соблюдают великую трезвость, которой требуют строго и от вельмож и от народа. Пьянство запрещено; корчем или кабаков нет во всей России; негде купить вина, ни пива; и даже дома, исключая бояр, никто не смеет приготовить для себя хмельного».

Михало́н Литви́н, побывавший в России в XVI в., писал: «Воистину у московитов тот, кто лишь попробует вина, получает восемь-десять ударов палками и платит штраф таким же количеством монет».

Таким образом, наши предки жили в трезвости, а церковная и государственная политика были направлены на борьбу с винопитием.

Если среди наших близких есть люди, имеющие пристрастие к вину, мы обязаны сделать все, чтобы помочь им избавиться от этого недуга, а самым действенным средством против алкоголя является личный пример абсолютной трезвости и полного воздержания от спиртного.

Апостол Павел пишет: «Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего».

Так же можно сказать: «Если вино соблазняет брата моего, не буду пить вина вовек, чтобы не соблазнить брата моего».

Составил Александр Савельев.

Источник: https://hristianam.com/hristianstvo-i-alkogol/

Понравилась публикация? Скажите автору «Спаси Христос!», нажав на сердечко, и расскажите о ней своим друзьям!

Для того, чтобы поблагодарить автора, оставить комментарий, сохранить публикацию в свой личный кабинет, сообщить редакции об ошибке и использовать иные функции сайта необходимо авторизоваться.

Источник

Можно ли христианам пить алкоголь (вино, пиво, водка)?

Загрузка…

Можно ли христианам пить алкоголь согласно Библии? Я всегда считал, что для христиан нет ничего страшного в употреблении небольшого количества алкоголя (вина, пива или даже водки) до тех пор, пока вы контролируете себя и не становитесь пьяным.

Но недавно я решил исследовать это так как мой тесть не хотел приходить в церковь из-за своих убеждений об абсолютном воздержании от алкоголя и танцев. На одном веб-сайте я обнаружил цитату из 1 Тимофею 3:2-3 «Но блюститель должен быть…. сдержан (трезв) ((nephalion*с греч.), … не пьяница (не иметь пристрастия к вину…) (me paroinon *c греч.)»

Там говорилось что nephalion с греч. означает: «физическое воздержание, особенно от вина», а фраза «me paroinon» переводится как: «быть вдали от вина, не подходить к нему даже близко». Объяснялось что это запрещение даже для умеренного употребления алкоголя церковному лидеру. Если это так, то означает ли это что никакому христианину нельзя пить алкоголь? Пожалуйста, проясните мне это.

Ответ:

Давайте начнём с греческого. Прямо скажу, вебсайт на который Вы ссылались не прав. Nephalios означает трезвый и paroinos означает пьяный. Кто бы не переводил эти слова он

(А) серьёзно не изучал древнегреческого,

(Б) перевод дал с домыслами, видимо означает, что он имел зуб на кого-то (возможно, преследовались какие то свои цели).

Можно ли пить алкоголь христианам? Несомненно, употребление алкоголя разрушило миллионы жизней на протяжении истории человечества, но, то, же самое можно сказать и о многих других вещах, которые, однако, если правильно использовать совсем не опасны и даже полезны. Легко можно перечислить некоторые из многих: электричество, самолёты, обезболивающие, и даже можно сказать телевидение.

Вы правы в том, что пьянство (чрезмерное употребление алкоголя) абсолютно не приемлемо для любого христианина. Но употребление алкоголя в умеренных дозах не является грехом для христиан. Хотя даже Иисуса критиковали за это! Я изучил доводы как трезвеннические, так и за умеренность, и уважительно отношусь к тем, кто продвигает их, хотя даже если мне не нравятся сами доводы. Отрывки, такие как Римлянам 14-15 и 1 Коринфянам 8 определённо приходят на ум.

Смотрите только, чтобы это ваше право не вынудило тех, кто слаб духом, впасть в грех. Ибо, если кто-то, у кого чувствительная совесть, увидит, что вы, наделённые знанием, едите в языческом храме, то разве это не поощрит его начать есть мясо, принесённое в жертву идолам? Тот, кто слаб, уничтожен будет от ваших познаний, тот самый брат ваш, за кого умер Христос! И греша таким образом против своих братьев и уязвляя их чувствительную совесть, вы грешите против Христа. И потому, если пища побуждает брата моего грешить, то я никогда больше не буду есть мяса, чтобы не ввести брата моего в грех. (1-е Коринфянам 8:9-13)

Однако эти отрывки в Библии о том, чтобы не давать повода брату преткнуться, вероятно, отпасть от Господа. И их нельзя применять к брату, который постоянно чем-то недоволен (ворчливый). Это насилие над совестью думается мне, а не насилие над мнением, неважно насколько сильно его придерживаются.

Даглас Джакоби

Перевод: Владимир Головашёв

Другие темы

Проверь свои знания онлайн!

Хотите проверить свои знания Библии — пройдите тесты на нашем сайте. Выбирайте интересующий тест из списка, отвечайте на 10 вопросов, и сразу получайте результаты!

Пройти тест

Последние новости

Политика конфиденциальности | Написать письмо

Христианский сайт «Хорошие новости»

Источник

Алкоголь в пост: возможность употребления, разрешенные спиртные напитки, современные правила

Статья написана в ознакомительных целях. Проконсультируйтесь с врачом.

Алкоголь в пост: возможность употребления, разрешенные спиртные напитки, современные правила

Великий пост — это время для размышлений и подготовки к празднованию Пасхи. Данное событие является напоминание о 40-дневной аскезе Иисуса Христа, который в течение 40 дней голодал в пустыне перед началом своего общественного служения. Отказ от приема некоторых видов пищи и алкоголя в постные дни признан важнейшей аскетической практикой для христиан.

Читайте также:  Можно ли пить кальцемин при кормлении

Быстрые ответы

Быстрые ответы:

Можно-ли пить пиво в пост?

Да, пить пиво в пост можно.

Можно-ли пить вино в пост?

Да, можно.

Можно-ли пить самогон, водку, коньяк, ром, виски в пост?

Нет, нельзя.

Можно-ли употреблять крепкие алкогольные напитки, коктейли?

Нет, нельзя.

Добавить сюда быстрый ответ

Отказ от алкоголя в дни Великого Поста обязателен.Отказ от алкоголя в дни Великого Поста обязателен.

Главный смысл поста

Великий пост считается наиболее древним и строгим из многодневных постов. Это время приготовления к главному христианскому празднику — Светлому Христову Воскресению. В течение 40 суток до наступления Пасхи верующие должны придерживаться строгих ограничений в питании и учиться смирению.

Целью поста является стяжание добродетелей и искоренение пагубных проявлений характера, чему способствуют искренняя молитва и участие в богослужениях.

Воздержание от некоторых видов пищи и питья признано важной аскетической практикой, помогающей бороться с грехом чревоугодия.

Возможность употребления алкоголя в Великий пост

Некоторые церковные служители рекомендуют отказаться от алкоголя, но официально его потребление допускается. Однако верующие должны соблюдать некоторые ограничительные правила.

Католические традиции

Правила католического поста отличаются от православных канонов: запреты связаны преимущественно с приемом твердой пищи, но отказ от напитков и алкоголя необязателен. Напротив, потребление некоторых типов горячительного в разумных количествах поощряется.

Порядок питания во время воздержания регламентирован богослужебной книгой Типикон, написанной на основе уставов старых палестинских монастырей.

В ней сообщается, что вино — такой же полезный напиток, как квас или травяной отвар. Это связано с тем, что в древние времена качество воды было плохим, а добавление спиртного напитка помогало уничтожить патогенные микроорганизмы. С тех пор вино рекомендуется к употреблению даже в период поста.

Священнослужители напоминают, что злоупотребление алкоголем считается страшным грехом для христиан, поэтому необходимо ограничивать его прием. Излишество может навредить как физическому, так и душевному здоровью.

Православные

Каноны православия более строги в отношении приема горячительного в обыденной жизни и во время поста. Хотя потребление некоторых крепких напитков допускается, все же рекомендуется исключить их из меню в период предпасхальных приготовлений.

В некоторые дни Великого поста алкоголь находится под строгим запретом, в остальное время его можно пить в умеренных количествах только тем людям, которые не подвержены зависимости.

Какие виды алкогольных напитков разрешены, а какие под запретом

Во время поста разрешено употреблять не все виды алкоголя. При этом нормы, принятые в католицизме и православии, существенно различаются.

Вино

В древности люди считали, что вино улучшает качество воды и поддерживает жизненные силы во время изнурительного воздержания от пищи. Поэтому церковный устав допускал его потребление.

Сегодня вино является единственным алкогольным напитком, разрешенным во время Великого поста. Пить рекомендуется преимущественно красное вино, однако и другие разновидности не запрещены.

Некоторые священнослужители пропагандируют идею полного запрета спиртного, т.к. современные пищевые технологии позволяют получать винные кислоты и микроэлементы с помощью витаминов и биологических добавок. Они считают, что верующие могут обойтись без губительного алкоголя.

Только немного вина разрешено выпить в дни великих православных праздников.Только немного вина разрешено выпить в дни великих православных праздников.

Пиво

В католицизме пиво считается постным продуктом и официально разрешено в период воздержания. Разрешение на это было получено в XVII в., когда Папа Римский отведал прокисший напиток монахов из монастыря Вайнштефан.

Пиво показалось ему неприятным на вкус и неспособным приносить удовольствие человеку. Поэтому глава католической церкви позволил употреблять его во время Великого поста.

Православные христиане ведут ожесточенные споры о возможности потребления пива. Строгого запрета нет, но священнослужители не рекомендуют пить его в течение 40 дней до праздника светлой Пасхи. Однако многие верующие пренебрегают этим советом, за что не подвергаются критике.

Другие виды крепких напитков

Во время поста следует исключить любое спиртное кроме вина: коктейли, коньяк, водку и др. Их потребление наносит вред физическому здоровью и чревато развитием алкогольной зависимости. Человек, злоупотребляющий спиртосодержащими напитками, теряет привлекательность и уважение близких.

Современные правила употребления спиртного в Великий пост

На время поста рекомендуется полностью отказаться от алкоголя, кроме случаев, когда его прием сопряжен с необходимостью применения лекарственных препаратов на спирту. Однако в церковном уставе подробно описано, когда можно и нельзя употреблять горячительное.

В какие дни разрешено пить

В соответствии с канонами церкви, христиане должны исключить спиртное в следующие дни:

  • Чистый понедельник — первые постные сутки;
  • первые и последние выходные 40-дневного периода воздержания;
  • праздники, посвященные великим святым.

В остальные дни Великого поста допускается прием вина, однако необходимо соблюдать нормы его потребления. Алкоголь запрещен людям, которые склонны к зависимости. Рекомендуется свести прием алкоголя к минимуму и пить его только в выходные и праздничные дни.

Приемлемое количество

В постные дни можно выпивать не более 2 красовуль вина, что равноценно 300 мл. Однако в византийские времена, эпоху становления христианства, было принято разбавлять вино водой. Это позволяло снизить крепость напитка и сохранить ясный рассудок. Поэтому сегодня рекомендуется выпивать не более 150 мл горячительного.

Некоторым людям сложно следовать принятым нормам, однако священнослужители не рекомендуют давать себе послабления. Отказ от излишков алкоголя — это важная составляющая поста. Воздержание является хорошей тренировкой для ума и воли.

Просмотров: 259

Добавлено: 2-04-2021 18:25 Сообщить про неверную информацию в статье.

Печатать статью

Алексей Лукьянов

Алексей Лукьянов

SEO, Программист

Люблю фастфуд и колу, также сильно люблю здоровое и полезное питание. Консультируюсь с профессиональными диетологами и согласовываю с ними каждую статью. Для каждого рекомендации свои, поэтому не забудьте проконсультироваться со своим врачом!

Рейтинг

Читайте далее

Комментариев (0)

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Источник