Можно ли пить пиво священнику
Пиво и здоровье
Пей пиво пенное
Под ритмы современные…»
Авария
![]() |
Пиво представляет собой натуральный
алкогольный напиток, который содержит большое
количество соединений, образующихся в процессе
ферментации и поступающих в него из растительного
сырья. Основными компонентами пива являются вода
(91-93%), углеводы (1,5-4,5%), этиловый спирт (3-7%) и
азотсодержащие вещества (0,2-0,65%). Прочие компоненты
обозначают как минорные.
Этанол, поступающий в организм с пивом, не
оказывает дегидратирующего эффекта, благодаря высокому
содержанию воды в этом напитке, иными словами, при
употреблении пива, в отличие от водки, нельзя влить в себя
смертельную дозу алкоголя.
Однако, необходимо отметить, что в последнее время на
рынке алкогольной продукции появилась новая разновидность
пива с высоким содержанием алкоголя — до 12%
(strong beer). Употребление такого пива в таком же
количестве, что и обычного, безусловно, влечет за собой
цепь негативных последствий, обусловленных сочетанным
токсическим действием алкоголя и других биологически
активных соединений.
О ВКУСАХ НЕ СПОРЯТ
Большинство людей припоминают, что вначале им не нравился
вкус пива, они скорее находили его противным. Однако питие
воспринималось как символ взрослости. Если новичок имел
смелость заявить об отсутствии приятного вкуса у символа,
ему говорили: «Ничего, вскоре тебе он
понравится». Но до тех пор, пока человек не заставит
себя влить несколько раз пиво в глотку, он не научится
оценивать его вкус.
Многие любители пива отказываются пить безалкогольное пиво
под тем предлогом, что у него хуже вкус. Группа из
университета штата Вирджиния решила проверить это
утверждение. Как альтернатива безалкогольному пиву было
использовано популярное пиво, содержащее 5,7% алкоголя.
Тест выявил, что участники не смогли определить, какое
пиво содержит алкоголь с большей вероятностью, чем
случайность. Ряд других исследований подтвердил, что
регулярные потребители пива не смогли точно определить по
вкусу, является пиво крепким, средним или очень слабым по
содержанию алкоголя. Таким образом, как бы ни пытались
скрыть это пивоманы, они пьют пиво не ради вкуса, а ради
алкоголя.
ПИВО И АЛКОГОЛИЗМ
«Если бы мы пили меньше водки, со всем этим
пивом не было бы никаких проблем.
Но потребление обоих напитков растет угрожающими
темпами».
А. Петухов
В некоторых хвалебных материалах о пиве можно прочитать
ссылку на некое исследование ВОЗ о том, что в тех странах,
где пьют много пива, уровень алкоголизма меньше. Такое
утверждение является заведомо ложным по нескольким
причинам.
По мнению ВОЗ, слово «алкоголизм» не имеет
точного научного значения и поэтому алкоголизм не включен
в последнюю редакцию Международной Классификации Болезней
(МКБ-10). ВОЗ не проводит исследований «уровня
алкоголизма», так как неизвестно, как его измерять.
Число зарегистрированных алкоголиков в любой стране
охватывает меньшинство тех людей, которым можно было бы
поставить такой диагноз, и отражает в основном
национальные особенности организации наркологической
помощи.
В то же время в документах ВОЗ четко говорится:
«Жестокое соотношение между среднедушевым
потреблением алкоголя в стране и числом людей,
потребляющим алкоголь в больших количествах, говорит о
том, что главной политической целью должно быть сокращение
уровней потребления алкоголя населением в целом, а также
предотвращение особенно рискованного поведения».
Пивной алкоголизм формируется медленнее
водочного… Это трудно считать правилом. Возможно, он
формируется более незаметно и обманчиво. В Германии, где
традиционно употребляют пиво, страдают именно от пивного
алкоголизма. Чрезмерное употребление пива резко снижает
производительность труда. Вред есть даже от так
называемого «безалкогольного» пива, поскольку
алкоголь в нем все же присутствует, хотя и в очень
небольшом количестве. Например, нередки случаи, что у
имеющих алкогольную зависимость лиц очередной запой
начинается именно со стакана пива, безалкогольного пива.
Стоит отметить, что человеку, страдающему хроническим
алкоголизмом, переход с водки на пиво тоже не даст много
пользы. Организм все равно потребует свой
«эквивалент», то есть заставит покрывать
качество количеством. Один пациент наркологической
клиники, совершив такой «переход», выпивал в
день не менее ведра пива. Но в других случаях пиво
используется алкоголиками либо для выхода из запоя, либо в
третьей стадии алкоголизма, когда толерантность организма
к алкоголю падает. А вот лечения пивной алкоголизм требует
такого же, как водочный и винный. Прежде всего, нужно
навсегда отказаться от употребления пива.
УМЕРЕННЫЕ ДОЗЫ АЛКОГОЛЯ И ЗДОРОВЬЕ
Сторонники пивоварения, да и алкоголя вообще любят
приводить аргументы, связанные с якобы улучшением здоровья
потребителей умеренных доз алкоголя. Чаще всего речь
заходит об уменьшении риска сердечно-сосудистых
заболеваний, прежде всего, ишемической болезни сердца у
умеренно пьющих людей. Однако многие исследования
опровергают это мнение.
Так, в опубликованном в 1999 году в Британском Медицинском
Журнале исследовании, проведенном Шотландскими учеными в
течение 21 года на группе из 5766 мужчин, показано, что
умеренные дозы алкоголя (до 14 единиц в неделю, то есть
около 140 г абсолютного спирта, что соответствует 14
стаканам пива или вина или 350 мл водки) не проявлялись
какими-либо изменениями смертности от тех или иных
заболеваний по сравнению с непьющими. Для тех же групп
мужчин, которые потребляли более 35 единиц алкоголя в
неделю (7 литров пива с концентрацией 5% алкоголя в
неделю) смертность от инсульта оказалась вдвое выше, чем
для непьющих.
Недавно обнаружено, что алкоголь может приводить к
обморочным состояниям. Даже социальная выпивка может
иногда вызвать слабость и головокружение — не из-за
опьянения, а из-за того, как алкоголь нарушает способность
тела сжимать кровеносные сосуды. Было установлено, что под
действием силы тяжести во время вставания уменьшается
приток крови к мозгу. Это одна из причин, по которой
некоторые люди, если встают слишком быстро, чувствуют
головокружение. Обычно кровеносные сосуды сжимаются,
регулируя кровяное давление.
Алкоголь же расслабляет стенки сосудов, и они уже не
регулируют кровяное давление при перемещениях тела. Кроме
того, алкоголь способен понижать кровяное давление, причем
даже при умеренном опьянении. «Мы были удивлены
эффектом», — говорит Виренд Сомерс, кардиолог клиники
Мейо, один из авторов исследования, на основе которого и
сделаны эти выводы.
В течение исследования были изучены эффекты умеренного
опьянения на четырнадцати здоровых молодых людях, чей
средний возраст был 26 лет. Кровяное давление было
измерено перед выпивкой, после выпивки, а также в
процессе. Выяснилось, что систолическое кровяное давление
упало на 14, а диастолическое — на 8 мм ртутного столба.
Сомерс сказал, что некоторые люди, у которых часто
случается расширение сосудов, могут быть уязвимы даже для
небольших количеств алкоголя.
ПОЛЕЗНО ЛИ ПИВО ДЛЯ СЕРДЦА?
Сторонники пива утверждают, что содержащаяся в нем
углекислота расширяет капиллярные сосуды слизистой
оболочки органов пищеварения и способствует более быстрому
поступлению жидкости в кровь. И это, по их словам,
достоинство. Однако когда пиво быстро всасывается в
организм, оно переполняет кровеносное русло, при большом
количестве выпитого возникает варикозное расширение вен и
расширение границ сердца. Рентгенологи называют это
явление синдромом «пивного сердца» или
синдромом «капронового чулка». Если
злоупотреблять пивом, сердце провисает, становится
дряблым, а его функции живого мотора теряются.
Почти все авторы, проводившие анализ связи риска развития
болезней сердечно-сосудистой системы с потреблением пива,
сходятся в том, что оно увеличивает вероятность развития
ишемической болезни сердца. Аналогичным образом,
исследование влияния разных алкогольных напитков на
сосудистый тонус показало, что потребление пива
ассоциируется с более высоким уровнем систолического и
диастолического артериального давления.
Ухудшению функции сердечной мышцы могут способствовать и
некоторые химические добавки. Так, например, некоторые
фирмы-производители пива для повышения пенообразования
добавляют в пиво соединения кобальта. Будучи химическим
аналогом кальция, кобальт занимает его место в сердечной
мышце. Однако свойственные кальцию функции при возбуждении
и сокращении миокарда кобальт выполнить не может. Это
способствует снижению сократительной способности сердечной
мышцы, увеличению объемов сердца, так называемой сердечной
недостаточности.
ПИВО ДЛЯ КИШЕЧНИКА
В последнее время участились сообщения о том, какие
вредные привычки позволяют уберечься от рака кишечника, и
по ним получается, что нужно пить вино, да еще и курить.
Однако это напоминает рассуждения о болезни Альцгеймера
(это вариант старческого слабоумия) у курильщиков, что,
якобы, среди курящих эта патология почти не встречается.
Конечно, предполагается вывод, что курение каким-то
образом защищает от болезни Альцгеймера. Но, на самом
деле, все проще: большинство курильщиков до этого просто
не доживают, так как умирают раньше от других вызванных
табачным дымом заболеваний, чаще всего от
сердечно-сосудистых болезней и рака.
И эта аналогия здесь приведена не случайно. Даже
сторонники пива не могут умолчать о том, что
«Немецкие медики обнаружили в пиве канцерогенные
вещества, переходящие в него из хмеля», но они тут же
оговариваются, что «последующие исследования японских
ученых говорят о способности пива выводить из организма
канцерогены. Они, как известно, присутствуют в копченых и
жареных продуктах, от которых, однако, никто не собирается
отказываться».
Какие же вещества в хмеле являются канцерогенными?
Технологи пивоварения пишут о так называемых горьких
веществах хмеля, классифицируемых на общие, мягкие и
твердые смолы. Если снова вспомнить о табаке, то именно
смолы в нем способствуют развитию рака у курильщиков. К
сожалению, какие бы целебные свойства ни приписывались
хмелю, его смолы неминуемо делают свое пагубное дело. В
материалах ВОЗ указано, что потребление именно пива
достоверно повышает риск развития рака толстой кишки.
ПИВО И ДЕТОРОЖДЕНИЕ
Еще одна цитата из почитателей пива: «Почти все авторы
старых книг о пиве рекомендуют пить пиво даже кормящим
матерям и грудным младенцам, всерьез утверждая, что после
материнского молока пиво — самая подходящая пища для
детей. Даже «учитель народов» Ян Амос Коменский
не исключал пиво из рациона детей».
Увы, некоторые заблуждения осознаются лишь спустя
столетия. Хотя можно привести и цитаты, касающиеся более
современных знаковых фигур: «Австрийские пивовары
сил нет, как гордятся тем, что их пиво в детстве пил один
мальчишка из города Грац. Рос мальчонка хилым, болезненным
и все такое. И порекомендовали ему, кроме молока, пивко
попивать. Сейчас мальчишка вырос. Кто такой? Арнольд
Шварценеггер». Разумеется, это похоже на
красивую сказку, очень полезную в качестве рекламы.
Серьезные современные медики полностью отрицают
целесообразность рекомендации пива детям и беременным
женщинам. Это отражается даже в правилах торговли:
«Петербург, 28.08.2000: новые правила торговли —
беременным пиво не продавать». Оказывается, у
прилавков, где торгуют пивом и алкогольными напитками, на
видном месте должна висеть «информация о
противопоказаниях к применению алкогольной
продукции». Новые правила торговли обязывают
уведомлять граждан о том, что хмельные напитки особенно
вредны беременным и кормящим женщинам, подросткам до 18
лет, сердечникам, гипертоникам, почечникам, печеночникам и
т.д.
Наряду с непосредственным токсическим действием алкоголя,
известное значение имеет развивающееся у страдающих
алкогольной зависимостью нарушение функции печени и
способности ее разрушать эстроген. Известно, что при
циррозе печени значительно повышается количество эстрогена
как у мужчин, так и у женщин, что приводит к торможению
гонадотропной функции гипофиза и последующей атрофией
половых желез.
Следует указать, что при
злоупотреблении алкоголем раньше или позже, в зависимости
от индивидуальных особенностей и выносливости организма,
нарушается также и половая потенция, что связано со
снижением условных и безусловных рефлексов, вследствие
тормозного действия на подкорковые центры. У женщин
наблюдаются расстройства регулярности менструального
цикла, пропорционально выпитому пиву растет вероятность
заболеть раком грудной железы. Опасно пить пиво матери,
вскармливающей грудного ребенка. У малыша возможны
эпилептические судороги, а со временем может возникнуть и
эпилепсия.
При приеме спиртных напитков во время беременности
обнаруживаются тератогенные свойства (то есть склонность
вызывать уродства у плода), возможно формирование у
будущего ребенка генетически детерминированной
(запрограммированной) наследственной склонности к
алкоголизму.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО ПИВО ПОЛЕЗНО, ПОТОМУ ЧТО ТАМ МНОГО
ВИТАМИНОВ, МИНЕРАЛЬНЫХ И ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ?
Минеральные соединения поступают в пиво из солода,
других исходных материалов и с водой. В биологически
значимых количествах в пиве присутствуют ионы калия,
натрия, кальция, магния, фосфора, серы и хлора. Пиво
отличается от вина высоким содержанием калия. Необходимо
отметить, что при массивном употреблении пива избыточное
поступление калия и воды резко увеличивает образование
мочи и усиливает выделение почками натрия и хлора, приводя
в итоге к деминерализации организма. По содержанию кальция
(около 80 мг/л), магния (около 80 мг/л), фосфора (около
140 мг/л), а также железа, меди, цинка и других,
содержание которых не превышает 1 мг/л, пиво не отличается
особыми преимуществами.
Витамины поступают в пиво в основном из солода,
богатого витаминами группы В. Однако в процессе
приготовления пива концентрация витаминов неизбежно
снижается, и в результате содержание витамина
В1, или тиамина, составляет 0,005-0,15 мг/л, а
витамина В2, или рибофлавина — 0,3-1,3 мг/л.
Таким образом, употребление пива с максимальной
концентрацией витамина В1 в количестве 10
литров в день способно обеспечить 100% суточной
потребности в этом витамине.
В пиве есть и иные витамины. Высокое содержание
витамина С, или аскорбиновой кислоты (20-50 мг/л) часто
обусловлено тем, что ее добавляют в пиво в процессе
производства для предотвращения процессов спонтанного
окисления других компонентов. В пиве также наблюдаются
высокие концентрации никотиновой (5-20 мг/л) и фолиевой
кислоты (около 110 мкг/л). В пиве присутствуют в малых
количествах витамин В6, пантотеновая кислота и
биотин.
Фенольные соединения. Содержание полифенолов в пиве
примерно в 10 раз ниже, чем в натуральном виноградном вине
и колеблется в пределах 150-300 мг/л. Потребление пива и
крепких алкогольных напитков ассоциируется с повышенным
риском развития злокачественных образований в нижних
отделах мочевыводящих путей, что связывают именно с низким
содержанием полифенолов.
Горькие вещества поступают в пиво из хмеля и
придают напитку специфический горьковатый привкус. Эти
вещества подразделяют на мало- и высокосмолистые. В
зависимости от технологии приготовления и хранения пива,
они могут подвергаться полимеризации, окислению и,
соответственно, изменять свои изначальные свойства.
Горькие вещества пива, наряду с другими экстрактивными
веществами хмеля, относятся к категории психоактивных
соединений. Они оказывают седативное, снотворное, а в
больших дозах и галлюциногенное действие. Помимо этого,
они обладают бактерицидными (разрушают бактерии),
бактериостатическими (приостанавливают рост бактерий)
свойствами и оказывают стимулирующее действие на секрецию
желудочного сока. Последнее лежит в основе индивидуальной
непереносимости пива, которое у людей с повышенной
чувствительностью к действию стимуляторов желудочной
секреции вызывает неприятные ощущения в области желудка и
рефлюкс-реакцию.
Биогенные амины были обнаружены в пиве относительно
недавно. Они сразу привлекли к себе внимание из-за
способности оказывать выраженное биологическое действие.
Уже давно известно, что пиво противопоказано больным,
принимающих ингибиторы моноаминоксидазы. Смысл этих
рекомендаций стал ясен после того, как в пиве были
обнаружены кадаверин, путресцин, гистамин и тирамин. При
употреблении пива в большом количестве биогенные амины
провоцируют развитие гипертензии (повышенного
артериального давления), вызывают головную боль и могут
привести к поражению почек.
Фитоэстрогены представляют собой растительные
аналоги женских половых гормонов и также попадают в
напиток из хмеля. Содержание их в хмеле достигает
значительных величин — от 20 до 300 мг на 1 кг
растительной массы. В пиве их меньше (1 — 36 мг/л). Тем не
менее, этого количества достаточно для оказания
отчетливого гормонального воздействия на организм
человека. Весьма вероятно, что изменения эндокринного
статуса (феминизация мужчин и маскулинизация женщин) у
лиц, злоупотребляющих пивом, связаны, в основном, с
эффектами фитоэстрогенов.
Источник
Пить или не пить?
Современные православные христиане знают, что Церковь не
возражает против умеренного потребления вина. Есть масса
высказываний святых отцов Церкви Христовой о том что
виновато не вино, а неумеренное потребление оного.
Например: «Не вино худо, но неумеренность порочна;
вино есть дар Божий, а неумеренность — изобретение
диавола». (Святитель Иоанн Златоуст).
Но гораздо меньше замечают другие высказывания святых
отцов, когда они пишут, что лучше не пить, чем пить, пусть
даже и умеренно.
Пьёт человек или не пьёт, не это главное. У всех разное
отношение к потреблению спиртного:
— Пил, пью, и буду пить. Пусть хоть весь свет провалится,
лишь бы мне водки попить.
— Да ведь разрешается вино в Церкви! Пойду-ка, хряпну
водочки.
— Да я же бокал вина и всё. А остальные, кто не умеет,
пусть не пьют. Я тут не причём, «сижу, никого не
трогаю, примус починяю». (с) Спасибо тебе, Господи,
что я не такой, как этот пьяница. И вообще, Господи, разве
я сторож брату моему?
— Господи, помилуй! Немощный я, не могу без выпивки.
Кто придёт более оправданным?
Идёт в храме служба, подходит ко мне мужик, пьянющий, еле
на ногах стоит. Спрашивает, где Николай Угодник. Я
показал. Мужик подошёл к иконе, и встал. Такое ощущение,
что он даже икону не видит. Постоял, тяжело вздохнул, и
покачиваясь вышел из храма.
Думается мне, что больший грех не в том, что человек пьёт,
а в том, что считает себя правым. И аргументы в пользу
своей правоты находятся. Например, только ленивый не
вспомнит про брак в Кане Галилейской, где Господь
превратил воду в вино. Иисус Христос уступил просьбе
Матери и выручил хозяина дома, у которого недоставало
вина. Дабы не омрачился день веселия. Ничего не говорится
в Евангелии о том, что за столом были пьяные. Евреи
отличались умеренностью в питии. Это говорит и о качестве
вина и о людях, которые не привыкли напиваться до
положения риз.
Ещё можно сказать о чуде в Кане, как символе. В Ветхом
Завете вино было символом земной радости, — «вино
веселит сердце человека».(Пс. 103, 15). В Новом
Завете вино становится символом духовной радости. Иисус
Христос претворил вино в Свою Кровь. В таинстве венчания в
церкви молодожёны выпивают немного вина. Благословляется
единство мужа и жены. Во всём есть смысл.
Можно представить, что будет, если в наше время на свадьбе
не хватило бы вина. Получится примерно так, как в фильме
«Осенний марафон»: «Вчера, после грибов
пообедали — не хватило! В гастроном — не хватило! Опять
поехали — а там эти… дружинники».
Давайте скажем честно, хочется выпить — да пожалуйста,
никто ведь не запрещает. Так в чём дело? Но обставляется
это своё хотение так, как будто сам Христос повелел
выпить. В Писании и у святых отцов говорится только о
вине. Действительно, вино — дар Божий. А как быть с другим
алкоголем, например, водкой, самогонкой, или алкогольным
коктейлем Ягуар? Это тоже всё дар Божий? Говорим, что вино
и Иисус Христос пил, а подразумеваем, что умеренно пьющие
люди могут тоже потреблять алкоголь, не афишируя его
название. Лукавство, да и только.
Апостол Павел писал Тимофею: «Впредь пей не одну
воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и
частых твоих недугов».(1 Тим.5,23). А раз апостол
сказал, выполнять надо, сегодня мы все Тимофеи. И
выполняем. Правда, пьём не вино, а всё подряд, не немного,
а сколько захочется, а про желудок и не вспоминаем. Но
апостол Павел ещё много чего писал. О подвижничестве, об
ответственности: «Лучше не есть мяса, не пить вина и
не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или
соблазняется, или изнемогает».(Рим.14,21). Но
выбираем мы то, что нам нравится. Сильным в вере апостол
предлагает не есть мяса, и не пить вина. Дабы не
соблазнить своего немощного брата.
Блаженый Феофилакт Болгарский так толкует это место:
«Ты, говорит, принуждаешь брата есть то, чего он не
осмеливается есть, а я говорю, что ты должен
воздерживаться от всего, что соблазняет брата, не потому,
что это зло (ибо все чисто), но потому, что это
соблазняет. Словом претыкается показал, что он ослеплен;
ибо претыкаются слепые. А соблазняется он как
легкомысленный, изнемогает же как маловерный. Всем этим
привлекает сильнейшего к помощи брату, как совершенно
немощному».
Святитель Тихон Задонский пишет: «Пьяный человек
способен на всякое зло, идет на всякие соблазны. Тот же,
кто так его угостил, становится участником и всех его
беззаконий, поскольку трезвый таких соблазнов не принял
бы».
Многие из нас могут вспомнить в своей жизни случаи, когда
мы, выпивая спиртное, соблазнили другого человека. Утром
на работу не пришёл наш коллега, оттого, что после
вчерашнего совместного вечера не смог остановиться. Кто из
нас сможет честно сказать, что он ни при чём? Грех не в
том, что мы выпили вина, а в том, что мы соблазнили брата.
Сделав вред другому, мы автоматически сделали вред
себе.
Где находится та грань, которую мы перейдя, соблазнили
другого?
Апостол Павел говорил, что Церковь есть Тело Христово.
Хотим мы или не хотим, но мы распространяем на других
самого себя как в хорошем, так и в плохом смысле.
Конечно, можно соблазнить своего немощного брата не только
вином. Под эти слова «и не делать ничего
такого» можно подвести почти всё, из чего состоит
наша жизнь. Но есть две большие разницы, как говорят в
Одессе.
Выпив вина, человек находится в изменённом состоянии, в
котором ему легче соблазниться. Как пишет святитель
Василий Великий: «Вино само себя ведет к большему,
оно не удовлетворяет потребности, но делает неизбежною
потребность другого питья, воспламеняя упившихся и
непрестанно возбуждая к большей жажде. Но когда думают,
что у них желание пить неутолимо, тогда испытывают
противное тому, чего желали».
Никто из святых отцов не запрещает пить вино, но все
рекомендуют, что лучше не пить, чем пить. Но есть даже
прямой запрет, в конкретной ситуации конкретным людям.
Например: «Вина горячительного и прочего хмельного
питья, от которого пьянственная бывает страсть, запретить
пить. А если кто будет пить, хотя и пьян не будет, но
замечен будет, что пил, штрафовать». (Святитель
Тихон Задонский). Этот запрет не всем, а семинаристам, но
всё же запрет. Святитель Тихон ответственно подходил к
воспитанию семинаристов.
Было время, когда мы встречались отпраздновать чей-нибудь
день Ангела. На столе алкогольных напитков вообще не было,
потому, что один из нас злоупотреблял спиртным. 20 человек
отказывались на время от алкоголя ради одного своего
товарища. Так нам сказал наш духовник. Здесь всё понятно.
Но часто бывают ситуации, когда мы не знаем об алкогольной
зависимости окружающих нас людей. Как поступать
православному человеку, а в особенности воцерковлённому, в
таких случаях? Каждый решает сам, в меру своего разумения,
в меру своего понимания ответственности перед другими. Мы
не виноваты, что выпили вина, но не виноваты ли мы, когда
наш личный пример потребления спиртного соблазнил другого?
Ещё об ответственности за тех, кого можно соблазнить или
уже кого соблазнили: «Видел я одного человека,
которому передал другому свою греховную привычку; потом
уже пришедши в чувство, начал каяться, и отстал от греха;
но так как наученный им не переставал грешить, то покаяние
его действительно не было». (Святитель Иоанн
Лествичник).
«Не упивайтеся. Но как положить меру, с которой
начинается упивание? Христианам скорее идет — совсем не
пейте, — разве только в крайностях, — в видах врачевания.
Конечно, не вино укоризненно, а пьянство; но огонь в кровь
влагается и малым количеством вина, и прибывшее от того
развеселение плотское развевает мысли и расшатывает
нравственную крепость. Какая же нужда ввергать себя в
такое опасное положение? Особенно когда сознается, что
всякую минуту времени надобно искупать, а этим поступком
не минуты, а дни отдаются даром врагам, и добро бы даром,
а то еще с приплатою? — Так, строго судя, винопитие совсем
должно быть изгнано из употребления из среды
христиан». (Феофан Затворник. Толкование на посл.
Ефесянам, 5,18).
Если строго судя, то винопитие должно быть изгнано. А если
не строго, то можно и разрешить выпить, учитывая слабость
человеческую? Но тогда придётся признать свою немощь,
нежелание или неспособность хоть к какому-то ограничению.
Если этого не можем, то достаточно не раздражаться
проявлением трезвости у окружающих, не показывать по
возможности своё винопитие другим. Одно это уже будет
подвигом. Если и этого не можем, то хотя бы вслух не
показывать своего раздражения, не называть трезво живущих
людей трезвоголиками и бывшими алкашами. Ведь, если
культурно пьющего раздражает даже упоминание о трезвом
образе жизни, то это значит, что он сам уже зависим или от
вина, или от мнения выпивающих людей. Если и этого не
можем, то хотя бы потом, наедине с собой, задуматься о
словах Феофана Затворника.
«Подкрепляйте себе наперед душевными питаниями,
совершая трезвенно и бодренно уставные службы и священные
молитвы, а потом, по причине трудности работ, и телесными,
— хлебом, вареными овощами и вином в мере положенной. Это
для не крепко здоровых. У кого же есть желание
воздерживаться, — благодарение Господу! — пусть
воздерживается. Но ни пиющий да не смущается, будто
падающий; ни не пиющий да не надмевается, будто великое
что делающий: ибо брашно нас не поставит пред Богом
(1Кор8,8), особенно если при этом тщеславимся. Что юным
пригодно не винопитие. Кто станет противоречить? Но и для
всех полезно не пить вина, особенно для крепких телом. Я
впрочем намеренно некиим попускаю пить вино, по уставу,
для смирения помысла их, — не на всегда, а на
время». (Преподобный Феодор Студит).
Мне было 16 лет, когда мой дальний родственник, сильно
пьющий, вдруг бросил пить совсем. И он с таким презрением
и осуждением говорил о напившихся, которых мы тогда
увидели, что я это очень запомнил. Позже он всё-таки
сорвался, так и спился совсем и умер.
Человеку, ведущему трезвый образ жизни, но далёкому от
Церкви, очень тяжело удержаться от осуждения пьющих людей.
«Кто судит и осуждает, тот то же самое после
натворит». (Преподобный Амвросий Оптинский).
Преподобный Феодор Студит в 91-ом слове пишет даже такое:
«Воздерживающийся от вина Духа Святого носит в себе.
Пиющий воду облекается в одежду умиления».
Совсем не значит, что православные христиане, не пьющие
вина, носят в себе Святого Духа. Но при прочих равных
условиях у них всё же больше шансов добиться такого
устроения, что Дух Святый будет с ними. Ибо невозможно
«одновременно и наполняться духом и вином».
Святитель Игнатий Брянчанинов приводит слова преподобного
Исаии, египетского отшельника, что «любящие вино
никогда не сподобятся духовных дарований: эти дарования,
чтоб пребыть в человеке, требуют постоянной чистоты,
возможной только при постоянной трезвенности».
Эта статья обращена к тем, кто хочет быть честным перед
самим собой. А кому, как не православному христианину
стремиться к этому? Если он честен перед самим собой, то и
перед Богом не будет лукавить.
Источник