Можно ли пить при священнике
Православный приход храма святителя Николая Мирликийского города Слюдянка
04.11.2013
К каждому из священников, особенно к тем, которые состоят в обществе «Трезвение» приходит множество людей, ищущих помощи и исцеления для своих родных, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью. Большинство из этих людей (в психологии людей, окружающих алкоголика (наркомана) называют «созависимыми») пребывают в очень подавленном состоянии. Страх перед неизвестным, вздрагивание от стука шагов, нарушения сна, потеря интереса к общению с людьми говорит о том, что сами они не меньше своего родственника нуждаются в серьезной духовной и психологической (а иногда и психотерапевтической) поддержке. К сожалению, это состояние не только лишает их возможности помочь ближнему, но и способствует развитию заболевания. Поэтому (как бы странно эта рекомендация не звучала) первое, что нужно сделать для них — это прекратить всякие попытки переделывать других, а сначала самим избавиться от страшных плодов созависимости. Не может больной поделиться здоровьем, не исцелившись сначала сам. Когда говоришь об этом, часто встречаешь непонимание и даже осуждение, вплоть до отказа от дальнейшей помощи. Верующий человек должен понять, что желание самому влиять на другого — это проявление гордыни, а как известно «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». (Иак.4:6) Смириться, признать, что ты ничего изменить в другом не можешь, как бы не пытался, очень трудно. Но опыт показывает, что те, кто, смирившись, избавились от болезненного самообмана, что можем влиять на другого, поручили это Воле Божьей и занялись своим исправлением, получают поразительные результаты.
Повсеместной ошибкой является то, что большинство ищут быстрого и безболезненного решения своей проблемы путем каких-то одномоментных действий, которые помогли бы измениться зависимому человеку притом без его желания. «Какой молебен отслужить и какую молитву прочитать, кому свечку поставить и в какой монастырь съездить, чтоб он (она) пить перестал?». Вроде бы все верно. И молебны с акафистами совершаются и свечи на них горят, а кто пил тот, как правило, пить и продолжает, несмотря на то, что все «рекомендации» выполняются исправно. Причины этого можно разделить на две категории.
Первая происходит из неправильного понимания духовной жизни. Молитва за ближнего не угодна Богу, если она не соединятся с глубоким смирением, прощением обид, искренним покаянием в преждесодеянных грехах и исправлением жизни по заповедям Божиим. Каждый раз, ставя свечу с храме, подавая записку на литургию или молебен, приводи на ум слова из Евангелия и 50 псалма «если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. (Матф.5:23,24) «Жертва Богу — дух сокрушенный». (Пс.50:19) Без этого примирения и сокрушения сердца наши свечки и записки неугодны Богу. Ежедневное чтение Евангелия, Святых Отцов, повседневное исповедание грехов, подробная и частая исповедь перед духовником поможет понять это. Особе место в жизни христианина должно занимать по возможности более частое причастие Тела и Крови Христовых. Никакой правильной духовной жизни без причастия быть не может «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни». (Иоан.6:53) Если нам действительно дорог человек, для которого мы просим у Бога исцеления, для которого нам не жалко ни сил не средств, от которого мы готовы терпеть и терпим годами обиды и унижения, то почему же нам ради него нам так трудно бывает заставить себя следовать этим простым рекомендациям? Мне встречались женщины, которые в поисках отрезвления своих мужей истратили десятки тысяч на разных «целителей», терпели побои и измены из «любви» к ним, а в ответ на просьбу священника прийти на исповедь и причастие пожимали плечами, мол, это очень сложно, нам нужен такой священник, чтоб «почитал» и сразу стало легче. Но как известно «широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими.» (Матф.7:13)
Вторая заключается в нашем неправильном отношении к больному и его болезни, в поведении не только не способствующем выздоровлению, а даже наоборот поощряющем дальнейшее развитие зависимости. Как известно, ранняя диагностика любой болезни дает намного больше возможностей для ее излечения. К сожалению, на начальной стадии заболевания родные, замечающие неладное склонны попросту отрицать проблему как таковую. «Он не алкоголик, просто меры не знает«, «попал в дурную компанию», «пил бы понемногу, никаких проблем бы не было». Проблему видят не в зависимости, а в количестве выпитого. В данной ситуации очень важно понять, что причиной безобразного поведения являются не внутренние качества человека, «только проявляющиеся после выпивки», а сам алкоголь, изменяющий личность человека, привносящий в нее черты, изначально неприсущие, открывающий вход в душу для нечистой силы, которая начинает руководить пьяным и его устами и руками творить беззаконие. Количество и качество выпитого алкоголя никакого значения не имеет. Алкоголик никогда не сможет «пить в меру». Знали бы родные сколько противоречий возникает в его душе, когда, вскоре после крупного скандала устроенного на следующий день после позднего прихода в пьяном виде, по какому-то семейному поводу, жена (мать, теща) достает бутылку и предлагает принять «для аппетиту». Логика «пусть лучше выпьет дома» или, что еще хуже, совместная выпивка, всегда приводит к ускорению прогрессирования болезни, переходу к следующим стадиям деградации личности и многократному усилению признаков созависмости или даже к втягиванию в зависимость других членов семьи. Понять чувства, мысли, логику алкоголика тому, кто сам не прошел через это, очень трудно, для многих вообще невозможно. Да и пытаться не нужно. Поймите одно. Если в семье есть человек, испытывающий проблемы с алкоголем, (а алкоголик может только совсем не пить, пить «культурно» он никогда не сможет), то всем остальным, если он им действительно дорог, нет иного выхода, как полностью, навсегда принять решение об абсолютно трезвом образе жизни. Верующие это решение подкрепляют обетом трезвения, принимаемом по благословению духовника.
Дальше начинается самое сложное. Нужно отделить в своем сознании человека от его болезни, возненавидеть грех и возлюбить грешника, научиться спокойно реагировать на все его выходки, зная, что причина не в нем самом а «в водке». Ни в коем случае нельзя идти на поводу у своих эмоций, на которые будет давить алкоголик, изображая жертву, шантажируя, угрожая, торгуясь с вами, пытаясь навязать вам роль няньки или «спасителя». Ни в коем случае нельзя позволять алкоголику манипулировать собой, строить из себя жертву, нельзя давать деньги на выпивку, обслуживать запои, звонить с объяснениями причин прогулов на работу, покупать справки о болезни. Принимая бремя ответственности за его поступки на себя, вы навсегда лишаете его возможности осознать все положение. Дайте понять, что избавление от пьянства нужно, прежде всего, самому пьющему. Те случаи, когда бросают пить «ради семьи, детей, работы» как правило, приносят только временное облегчение. В таких случаях в период между запоями алкоголик требует повышенного внимания к себе, шантажирует, бездельничает, а в ответ на какие-то замечания говорит «…зато не пью», «было б лучше, если бы пил?». И, конечно же, находит повод для того чтоб сорваться. Ради истинной, спасающей любви нужно научиться сдерживать проявления «любви» ложной, губительной.
Несмотря на наличие общих принципов, в разных людях болезнь протекает по-разному и по каждому конкретному случаю нужно собеседование как с духовником, имеющим представление по данной проблеме, так и с врачом-психотерапевтом. Ни в коем случае нельзя покупаться на многообещающие рекламные вывески многочисленных частных кабинетов, где обещают «сотворить чудо» и избавить от всех проблем за несколько сеансов. К сожалению, часто пациенты кроме потраченных впустую денег и времени выносят из этих кабинетов вместо исцеления тяжелые психические и физические осложнения, потерпев несколько неудач, теряют веру в возможность избавления от недуга. Чудеса бывают, но они — область веры, а не медицины. Поэтому в случае тяжелого запоя или признаков развивающегося алкогольного психоза ни в коем случае не занимаетесь самолечением, не пытайтесь прервать запой самостоятельно, это может привести к внезапной смерти или страшным трагедиям. Не ищите чудо-лекарей, а обращайтесь в таких случаях в государственную наркологическую службу, которая эффективно позволяет привести человека в сознание, и только после этого станет возможно дальнейшее психотерапевтическое лечение и духовная реабилитация. Нет ничего стыдного в том, чтоб обратиться к специалисту и чем раньше вы это сделаете, тем ему легче будет оказать помощь вашему больному.
Алкоголизм — такое же заболевание, как гипертония или диабет, хотя имеет в большей степени психическую, а не только физиологическую природу. Болезнь эта многократно осложнена тем, что сами больные и их семьи признавать ее не хотят. А ведь увидеть и разобраться в том, что со мной происходит — это уже полпути к выздоровлению. Процесс духовной войны с зависимостью может быть очень не быстрым. Вообще, нет гарантии, что ваши усилия увенчаются успехом в этой жизни. Бывали случаи, когда не исправлением жизни, то хотя бы покаянием на смертном одре Бог спасал заблудшую душу. Нам не дано знать пути Господни, но одно мы знаем точно. От нас и нашего поведения зависит очень многое.
Назад к списку
Источник
Пить или не пить?
Современные православные христиане знают, что Церковь не
возражает против умеренного потребления вина. Есть масса
высказываний святых отцов Церкви Христовой о том что
виновато не вино, а неумеренное потребление оного.
Например: «Не вино худо, но неумеренность порочна;
вино есть дар Божий, а неумеренность — изобретение
диавола». (Святитель Иоанн Златоуст).
Но гораздо меньше замечают другие высказывания святых
отцов, когда они пишут, что лучше не пить, чем пить, пусть
даже и умеренно.
Пьёт человек или не пьёт, не это главное. У всех разное
отношение к потреблению спиртного:
— Пил, пью, и буду пить. Пусть хоть весь свет провалится,
лишь бы мне водки попить.
— Да ведь разрешается вино в Церкви! Пойду-ка, хряпну
водочки.
— Да я же бокал вина и всё. А остальные, кто не умеет,
пусть не пьют. Я тут не причём, «сижу, никого не
трогаю, примус починяю». (с) Спасибо тебе, Господи,
что я не такой, как этот пьяница. И вообще, Господи, разве
я сторож брату моему?
— Господи, помилуй! Немощный я, не могу без выпивки.
Кто придёт более оправданным?
Идёт в храме служба, подходит ко мне мужик, пьянющий, еле
на ногах стоит. Спрашивает, где Николай Угодник. Я
показал. Мужик подошёл к иконе, и встал. Такое ощущение,
что он даже икону не видит. Постоял, тяжело вздохнул, и
покачиваясь вышел из храма.
Думается мне, что больший грех не в том, что человек пьёт,
а в том, что считает себя правым. И аргументы в пользу
своей правоты находятся. Например, только ленивый не
вспомнит про брак в Кане Галилейской, где Господь
превратил воду в вино. Иисус Христос уступил просьбе
Матери и выручил хозяина дома, у которого недоставало
вина. Дабы не омрачился день веселия. Ничего не говорится
в Евангелии о том, что за столом были пьяные. Евреи
отличались умеренностью в питии. Это говорит и о качестве
вина и о людях, которые не привыкли напиваться до
положения риз.
Ещё можно сказать о чуде в Кане, как символе. В Ветхом
Завете вино было символом земной радости, — «вино
веселит сердце человека».(Пс. 103, 15). В Новом
Завете вино становится символом духовной радости. Иисус
Христос претворил вино в Свою Кровь. В таинстве венчания в
церкви молодожёны выпивают немного вина. Благословляется
единство мужа и жены. Во всём есть смысл.
Можно представить, что будет, если в наше время на свадьбе
не хватило бы вина. Получится примерно так, как в фильме
«Осенний марафон»: «Вчера, после грибов
пообедали — не хватило! В гастроном — не хватило! Опять
поехали — а там эти… дружинники».
Давайте скажем честно, хочется выпить — да пожалуйста,
никто ведь не запрещает. Так в чём дело? Но обставляется
это своё хотение так, как будто сам Христос повелел
выпить. В Писании и у святых отцов говорится только о
вине. Действительно, вино — дар Божий. А как быть с другим
алкоголем, например, водкой, самогонкой, или алкогольным
коктейлем Ягуар? Это тоже всё дар Божий? Говорим, что вино
и Иисус Христос пил, а подразумеваем, что умеренно пьющие
люди могут тоже потреблять алкоголь, не афишируя его
название. Лукавство, да и только.
Апостол Павел писал Тимофею: «Впредь пей не одну
воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и
частых твоих недугов».(1 Тим.5,23). А раз апостол
сказал, выполнять надо, сегодня мы все Тимофеи. И
выполняем. Правда, пьём не вино, а всё подряд, не немного,
а сколько захочется, а про желудок и не вспоминаем. Но
апостол Павел ещё много чего писал. О подвижничестве, об
ответственности: «Лучше не есть мяса, не пить вина и
не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или
соблазняется, или изнемогает».(Рим.14,21). Но
выбираем мы то, что нам нравится. Сильным в вере апостол
предлагает не есть мяса, и не пить вина. Дабы не
соблазнить своего немощного брата.
Блаженый Феофилакт Болгарский так толкует это место:
«Ты, говорит, принуждаешь брата есть то, чего он не
осмеливается есть, а я говорю, что ты должен
воздерживаться от всего, что соблазняет брата, не потому,
что это зло (ибо все чисто), но потому, что это
соблазняет. Словом претыкается показал, что он ослеплен;
ибо претыкаются слепые. А соблазняется он как
легкомысленный, изнемогает же как маловерный. Всем этим
привлекает сильнейшего к помощи брату, как совершенно
немощному».
Святитель Тихон Задонский пишет: «Пьяный человек
способен на всякое зло, идет на всякие соблазны. Тот же,
кто так его угостил, становится участником и всех его
беззаконий, поскольку трезвый таких соблазнов не принял
бы».
Многие из нас могут вспомнить в своей жизни случаи, когда
мы, выпивая спиртное, соблазнили другого человека. Утром
на работу не пришёл наш коллега, оттого, что после
вчерашнего совместного вечера не смог остановиться. Кто из
нас сможет честно сказать, что он ни при чём? Грех не в
том, что мы выпили вина, а в том, что мы соблазнили брата.
Сделав вред другому, мы автоматически сделали вред
себе.
Где находится та грань, которую мы перейдя, соблазнили
другого?
Апостол Павел говорил, что Церковь есть Тело Христово.
Хотим мы или не хотим, но мы распространяем на других
самого себя как в хорошем, так и в плохом смысле.
Конечно, можно соблазнить своего немощного брата не только
вином. Под эти слова «и не делать ничего
такого» можно подвести почти всё, из чего состоит
наша жизнь. Но есть две большие разницы, как говорят в
Одессе.
Выпив вина, человек находится в изменённом состоянии, в
котором ему легче соблазниться. Как пишет святитель
Василий Великий: «Вино само себя ведет к большему,
оно не удовлетворяет потребности, но делает неизбежною
потребность другого питья, воспламеняя упившихся и
непрестанно возбуждая к большей жажде. Но когда думают,
что у них желание пить неутолимо, тогда испытывают
противное тому, чего желали».
Никто из святых отцов не запрещает пить вино, но все
рекомендуют, что лучше не пить, чем пить. Но есть даже
прямой запрет, в конкретной ситуации конкретным людям.
Например: «Вина горячительного и прочего хмельного
питья, от которого пьянственная бывает страсть, запретить
пить. А если кто будет пить, хотя и пьян не будет, но
замечен будет, что пил, штрафовать». (Святитель
Тихон Задонский). Этот запрет не всем, а семинаристам, но
всё же запрет. Святитель Тихон ответственно подходил к
воспитанию семинаристов.
Было время, когда мы встречались отпраздновать чей-нибудь
день Ангела. На столе алкогольных напитков вообще не было,
потому, что один из нас злоупотреблял спиртным. 20 человек
отказывались на время от алкоголя ради одного своего
товарища. Так нам сказал наш духовник. Здесь всё понятно.
Но часто бывают ситуации, когда мы не знаем об алкогольной
зависимости окружающих нас людей. Как поступать
православному человеку, а в особенности воцерковлённому, в
таких случаях? Каждый решает сам, в меру своего разумения,
в меру своего понимания ответственности перед другими. Мы
не виноваты, что выпили вина, но не виноваты ли мы, когда
наш личный пример потребления спиртного соблазнил другого?
Ещё об ответственности за тех, кого можно соблазнить или
уже кого соблазнили: «Видел я одного человека,
которому передал другому свою греховную привычку; потом
уже пришедши в чувство, начал каяться, и отстал от греха;
но так как наученный им не переставал грешить, то покаяние
его действительно не было». (Святитель Иоанн
Лествичник).
«Не упивайтеся. Но как положить меру, с которой
начинается упивание? Христианам скорее идет — совсем не
пейте, — разве только в крайностях, — в видах врачевания.
Конечно, не вино укоризненно, а пьянство; но огонь в кровь
влагается и малым количеством вина, и прибывшее от того
развеселение плотское развевает мысли и расшатывает
нравственную крепость. Какая же нужда ввергать себя в
такое опасное положение? Особенно когда сознается, что
всякую минуту времени надобно искупать, а этим поступком
не минуты, а дни отдаются даром врагам, и добро бы даром,
а то еще с приплатою? — Так, строго судя, винопитие совсем
должно быть изгнано из употребления из среды
христиан». (Феофан Затворник. Толкование на посл.
Ефесянам, 5,18).
Если строго судя, то винопитие должно быть изгнано. А если
не строго, то можно и разрешить выпить, учитывая слабость
человеческую? Но тогда придётся признать свою немощь,
нежелание или неспособность хоть к какому-то ограничению.
Если этого не можем, то достаточно не раздражаться
проявлением трезвости у окружающих, не показывать по
возможности своё винопитие другим. Одно это уже будет
подвигом. Если и этого не можем, то хотя бы вслух не
показывать своего раздражения, не называть трезво живущих
людей трезвоголиками и бывшими алкашами. Ведь, если
культурно пьющего раздражает даже упоминание о трезвом
образе жизни, то это значит, что он сам уже зависим или от
вина, или от мнения выпивающих людей. Если и этого не
можем, то хотя бы потом, наедине с собой, задуматься о
словах Феофана Затворника.
«Подкрепляйте себе наперед душевными питаниями,
совершая трезвенно и бодренно уставные службы и священные
молитвы, а потом, по причине трудности работ, и телесными,
— хлебом, вареными овощами и вином в мере положенной. Это
для не крепко здоровых. У кого же есть желание
воздерживаться, — благодарение Господу! — пусть
воздерживается. Но ни пиющий да не смущается, будто
падающий; ни не пиющий да не надмевается, будто великое
что делающий: ибо брашно нас не поставит пред Богом
(1Кор8,8), особенно если при этом тщеславимся. Что юным
пригодно не винопитие. Кто станет противоречить? Но и для
всех полезно не пить вина, особенно для крепких телом. Я
впрочем намеренно некиим попускаю пить вино, по уставу,
для смирения помысла их, — не на всегда, а на
время». (Преподобный Феодор Студит).
Мне было 16 лет, когда мой дальний родственник, сильно
пьющий, вдруг бросил пить совсем. И он с таким презрением
и осуждением говорил о напившихся, которых мы тогда
увидели, что я это очень запомнил. Позже он всё-таки
сорвался, так и спился совсем и умер.
Человеку, ведущему трезвый образ жизни, но далёкому от
Церкви, очень тяжело удержаться от осуждения пьющих людей.
«Кто судит и осуждает, тот то же самое после
натворит». (Преподобный Амвросий Оптинский).
Преподобный Феодор Студит в 91-ом слове пишет даже такое:
«Воздерживающийся от вина Духа Святого носит в себе.
Пиющий воду облекается в одежду умиления».
Совсем не значит, что православные христиане, не пьющие
вина, носят в себе Святого Духа. Но при прочих равных
условиях у них всё же больше шансов добиться такого
устроения, что Дух Святый будет с ними. Ибо невозможно
«одновременно и наполняться духом и вином».
Святитель Игнатий Брянчанинов приводит слова преподобного
Исаии, египетского отшельника, что «любящие вино
никогда не сподобятся духовных дарований: эти дарования,
чтоб пребыть в человеке, требуют постоянной чистоты,
возможной только при постоянной трезвенности».
Эта статья обращена к тем, кто хочет быть честным перед
самим собой. А кому, как не православному христианину
стремиться к этому? Если он честен перед самим собой, то и
перед Богом не будет лукавить.
Источник