Можно ли пить с не евреями

Какие спиртные напитки кошерные?

Вы затронули очень актуальную и важную тему, которая должна быть освещена максимально полно. Ваш вопрос, конечно, актуален не только для вас, но и для каждого еврея. На вечный вопрос: «Пить или не пить?» еврейский ответ, конечно, пить. Вот только что, когда и сколько?

Хотя до Пурима и Пейсаха, праздников, в которые потребляется основное количество алкоголя в еврейской общине, ещё достаточно далеко, к этим двум праздником необходимо готовиться заранее и максимально ответственно.

Прежде всего, необходимо ответить на один важный вопрос. А допустимо ли в принципе употребление продуктов, в частности, алкоголя, произведенных без контроля их кошерности? Кто может точно знать, что происходило на том или ином заводе, если никто не контролировал кошерность производства?

За пределами Израиля и вне больших еврейских общин Америки и Европы этот вопрос особенно актуален — из-за почти полного отсутствия товаров, изготовленных при наблюдении за их кошерностью.

Отвечая на этот вопрос, руководствуемся правилом «идем за большинством». Когда нам известны ингредиенты и производственная технология, мы опираемся на это правило и разрешаем употребление продуктов и без непосредственного контроля за их изготовлением. Не стоит самостоятельно применять это правило к любым продуктам, но в отношении алкоголя оно работает.

Технологии производства коньяка и виски в большой мере сходны. Это сбраживание первичного сырья, поэтапная очистка с помощью перегонки, а затем длительная выдержка.

С точки зрения кашрута, принципиально различие в первоначальном сырье.

Один из самых строгих запретов для евреев — это запрет идолопоклонства. Это один из тех трёх запретов, наряду с запретом убийства и кровосмешения, о которых сказано: «Пойди на смерть, но не нарушь!». Запрещено не только само участие в практике культа, но и всё, что непосредственно с ним связано.

В древности вино было одним из необходимых элементов в обрядах идолопоклонства, поэтому запрет был распространен на все виноградные напитки, произведенные неевреями.

Запрет начинает действовать с того момента, как виноград попадает в давильню, и касается в равной степени вина, виноградного сока или любого другого напитка, в котором виноградный сок используется как один из ингредиентов.

Благословение на коньяк — Ше-а-коль («…по слову Которого существует все», а не «…Сотворивший плод виноградной лозы»), т.к. вкус коньяка не похож на вкус виноградного сока или вина. Но поскольку коньяк производится из продуктов перегонки виноградного сусла — все виды коньяка будут некошерны.

Исключением, конечно, являются те немногие виды коньяка, которые изготовлены евреями с соблюдением законов кашрута, о чем обязательно будет сообщено на этикетке.

Казалось бы, с виски проблем быть не должно. Сырьё, из которого производится виски, конечно, кошерно. Будь то ячмень, рожь или пшеница, если речь идёт о виски, или кукуруза, если речь идёт о бурбоне, в любом случае оно не вызывает вопросов. Более того, существуют строгие законы, регламентирующие запрет на добавление каких-либо красителей (кроме карамели) или пищевых добавок. Если эти законы не соблюдены, напиток не может называться виски.

Проблема возникает с многолетней выдержкой виски в дубовых бочках после перегонки. Традиционно лучшими бочками для выдержки шотландского виски считаются бочки из-под испанского вина: хереса, мадеры или портвейна. И, на первый взгляд, из-за вкуса нееврейского вина, впитавшегося в стенки винных бочек, виски должно быть нам запрещено.

Эта проблема не нова, и она разбирается в Шульхан Арухе (Своде еврейских законов). Если бочка была чистая, то вкус вина, которое впиталось в её стенки, не может сделать алкогольный напиток некошерным — т.к. винный вкус только вредит алкоголю.

При производстве виски перед началом процесса бочки тщательно моют, сушат, а иногда и обжигают изнутри. Причина, по которой виски выдерживают именно в винных бочках, не совсем ясна. Возможно вино, впитавшееся в стенки бочки, смягчает смоляной привкус дубовых бочек, или винные бочки дают возможность раскрыться вкусу самого виски. Но, несомненно, винный вкус в большинстве видов виски не ощущается.

Несмотря на всё сказанное, если мы точно знаем, что виски выдерживалось в винных бочках, оно нам запрещено. Причина запрета — опасение, что длительное хранение именно в винных бочках улучшает, так или иначе, вкус виски.

В действительности ситуация такова, что винных бочек мало, цена на них высока и производители используют лишь небольшой процент именно винных бочек для производства виски. На большинстве заводов количество винных бочек к количеству обычных — 6 к 94, и только на некоторых заводах соотношение достигает 20 к 80.

Откуда берутся «обычные» бочки? Дело в том, что для производства бурбона, виски на основе кукурузного сусла, да и любого другого виски, произведенного в США, допускается использование только новых бочек. Таким образом, существует неиссякаемый источник дешёвых качественных дубовых бочек, уже бывших в употреблении, которые необходимы для производства шотландского виски.

При производстве бурбона могла бы возникнуть проблема с добавлением вина. Это чисто американский способ ухода от налогов. На виски налог очень большой, а на вино — существенно меньше. В бурбон добавляется около одного процента «вина», и напиток облагается существенно меньшим акцизом. Но в действительности этой проблемы нет. В законе не оговорено что является вином, а что нет. Поэтому американские производители добавляют цитрусовое «вино», не портящее вкус виски. Оно изготовляется на основе апельсиновой цедры.

Итак, если на этикетке виски указано, что оно Double wood, Matured in two woods, Double maturation — т.е. для выдержки виски использовались винные и «обычные» бочки, то такое виски некошерно.

Другие возможные надписи на этикетке, указывающие, что виски употреблять не стоит: Special finish, French casks, European casks, Sherry casks, Madeira casks или Port casks — использовались винные бочки из-под различных видов вина.

Читайте также:  Что можно пить от анемии беременным

Для удобства привожу наиболее полный известный мне список кошерных видов шотландского виски, составленный на основе списка Бейт-дина г. Чикаго.

С уважением, Рав Моше Гринберг

The following list contains several brands of Scotch that have been researched by the Chicago Rabbinical Council and found to be acceptable. Please make sure to take note of the vintage or special variety listed as not all types under a particular label are recommended. . Only those varieties of Scotch that were found to be recommended will be posted.

  • ABERFELDY (DEWAR»S) 12 YEAR OLD, 15 YEAR OLD
  • ARDBEG 10 YEAR OLD, 1990 — AIRIGH NAM BEIST
  • ARRAN 10 YEAR OLD NON-CHILL FILTERED, BOURBON SINGLE CASK
  • AUCHENTOSHAN — BOURBON CASK 16 YEAR OLD, 21 YEAR OLD
  • BALLANTINES 12 YEAR OLD — blended
  • BALVENIE 15 YEAR OLD SINGLE BARREL
  • BEN RIACH 12 YEAR OLD, 10 YEAR OLD
  • BENROMACH TRADITIONAL, ORGANIC, 7 YEAR OLD — 1999 BLACK BOTTLE 10 YEAR OLD, 5 YEAR OLD
  • BOWMORE 18 YEAR OLD, 1989 CASK STRENGTH — 16 YEAR OLD
  • BUNNAHABHAIN 12 YEAR OLD, 18 YEAR OLD
  • CAOL ILA 12 YEAR OLD
  • CHIVAS REGAL 12 YEAR OLD, 18 YEAR OLD, ROYAL SALUTE — 21 YEAR OLD
  • CLYNELISH 14 YEAR OLD
  • CRAGGANMORE 10 YEAR OLD, 12 YEAR OLD
  • CUTTY SARK ORIGINAL SCOTS
  • DALMORE 12 YEAR OLD
  • DALWHINNIE 15 YEAR OLD
  • DEWARS 12 YEAR OLD, SIGNATURE, WHITE LABEL
  • DIMPLE PINCH — 15 YEAR OLD
  • ELLENSTOWN 10 YEAR OLD
  • FAMOUS GROUSE BLENDED SCOTCH
  • GLEN MORAY 12 YEAR OLD, 15 YEAR OLD
  • GLENCADAM 15 YEAR OLD
  • GLENDULLAN CENTENARY
  • GLENFARCLAS 10 YEAR OLD
  • GLENFIDDICH SPECIAL RESERVE 12 YEAR OLD, CAORAN RESERVE — 12 YEAR OLD
  • GLENFIDDICH 21 YEAR OLD — RUM CASK SCOTCH
  • GLENLIVET 12 YEAR OLD, 18 YEAR OLD, NADURRA
  • GLENMORANGIE 10 YEAR OLD,
  • ISLE OF JURA 10 YEAR OLD, 16 YEAR OLD
  • J & B RARE
  • JOHN BARR RED, BLACK, BLUE — BLENDED
  • JOHNNIE WALKER RED LABEL, BLACK LABEL, GOLD LABEL, BLUE — KING GEORGE V, SWING, BLUE LABEL, GREEN LABEL
  • KING»S CREST 25 YEAR OLD
  • LAGAVULIN 16 YEAR OLD
  • LAPHROAIG 10 YEAR OLD, CASK STRENGTH 10 YEAR OLD, 15 YEAR OLD
  • LISMORE SINGLE MALT — NO AGE DECLARATION
  • LONGROW 10 YEAR OLD
  • MILFORD NEW ZEALAND — 10 YEAR OLD
  • OBAN 14 YEAR OLD
  • OLD FETTERCAIRN STILLMAN»S DRAM 26 YEAR OLD
  • PROVENANCE 20 YEAR OLD
  • SCAPA 14 YEAR OLD
  • SPEYBURN 10 YEAR OLD
  • SPEYSIDE 12 YEAR OLD
  • STRATHISLA 12 YEAR OLD
  • TALISKER 10 YEAR OLD
  • TOMINTOUL PEATY TANG — SPEYSIDE GLENLIVET, 16 YEAR OLD TULLIBARDINE 1993 DISTILLATION

Читайте: Бывают ли евреи-алкоголики?

Источник

Кашрут в странах СНГ. Нееврейское вино

Как быть еврейскому любителю спиртного?

Запрет употребления нееврейского вина — один из самых известных в области кашрута. Однако его корни известны немногим. А знать их следует для того, чтобы лучше понять практические законы.

Прежде всего, выясним, что, согласно Закону, понимается под выражением «нееврейское вино». Определение: вино, сделанное неевреем или вино, до которого дотронулся нееврей, независимо от того, кто его изготовил — еврей или нееврей.

Древние идолопоклонники не только приносили жертвы своим идолам, но и возливали на алтари вино. Такое вино Тора запретила пить, от него нельзя получать никакой выгоды. Что касается вина, не предназначенного для жертвоприношений, то Тора его не запретила. Но оно запрещено мудрецами. Причина приводилась выше: стараясь избежать ассимиляции, мудрецы ввели запрет на употребление нееврейского вина[1], ибо ничто так не сближает людей, как совместная трапеза с возлияниями. Напомним, что по той же причине был запрещен нееврейский хлеб. Правда, в отличие от нееврейского хлеба, нееврейское вино не только нельзя пить, но и получать от него любую выгоду. Почему? Потому что мудрецы опасались, что, если будет разрешено получать выгоду от нееврейского вина (например, торгуя им), непосвященный может по аналогии разрешить себе использовать и то вино, которое возливалось на алтари идолопоклонников, — а оно запрещено Торой. Вместе с тем, в ряде случаев получать выгоду можно, — например, когда нееврей коснулся вина, не зная, что это вино, или когда коснулся его посредством другого предмета, и т.п.

И еще одно замечание на ту же тему. Согласно мнению крупнейшего авторитета 16-го века раби Моше Иссерлиса (Рама), в наше время, когда нет настоящих идолопоклонников[2], весь закон как бы спускается на «ступеньку» ниже, а именно: в тех случаях, когда древние мудрецы запрещали получать выгоду от нееврейского вина, сегодня мы можем это разрешить; а в тех случаях, когда они разрешали получать выгоду, но запрещали пить (см. предыдущий абзац), мы можем разрешить даже пить (правда, только постфактум). Впрочем, раввины более поздних поколений опираются на это мнение только в случае серьезного ущерба — например, когда должник-нееврей, у которого нет денег, может расплатиться с вами только своим вином.

Теоретические предисловия закончены. Перейдем к практическому применению законов. Запомним только, что запрет на нееврейское вино распространяется и на виноградный сок, который, по закону, ничем не отличается от вина.

Итак, вино, которое изготовлено неевреем (или он непосредственно контактировал с ним в процессе изготовления), запрещено пить, а в согласии с «устрожающим» мнением, и получать от него любую выгоду[3]. Подобным же образом запрещено кашерное вино, до которого дотронулся нееврей.

Согласно большинству законоучителей, еврей, не соблюдающий субботу, делает вино запрещенным. В этом смысле он ничем не отличается от нееврея[4].

По закону Талмуда, контакт нееврея не запрещает кашерное вино, которое предварительно вскипятили — яйн мевушаль. Такое вино не было принято возливать в честь языческих богов, ибо оно теряет при кипячении не только часть своих вкусовых качеств, но и процент алкоголя, — так что потчевать божество столь второсортным продуктом считалось постыдным.

Читайте также:  Можно ли пить алкоголь при приеме циклоферон

Некоторые авторитеты считают, что пастеризованное вино тоже имеет статус яйн мевушаль, но ведущие законоучители последнего поколения с этим не согласны. Следует иметь в виду, что сегодня подавляющее большинство кашерного виноградного сока, производимого в Израиле и США, пастеризовано. То же самое можно сказать о сладких винах, имеющих надежный эхшер. Зато сухие и полусухие вина, как правило, не пастеризованы.

Нееврейское вино, будучи вскипяченным, остается запрещенным.

Вино, полученное из сваренного изюма, имеет статус яйн мевушаль. Но если размолотый свежий изюм просто залили водой, а затем прошло более суток (по другому мнению, трое суток), то прикосновение к нему нееврея сразу же делает его запрещенным.

Касание нееврея не запрещает напитки, которые не считаются вином и не имеют вкус вина, даже если в их состав в качестве одного из ингредиентов входит кашерное вино, — например, коктейли. Можете подавать их на вечеринке, где присутствуют евреи вместе с неевреями. Блюдо, в состав которого входит вино, тоже не вызывает никаких проблем. Но если вино не впиталось в пищу, а находится в жидком состоянии (например, в соусе), стоит посоветоваться с компетентным раввином.

Напиток, в котором воды в 6 раз больше, чем вина или виноградного сока, можно пить, даже если он произведен неевреем. Дело в том, что вино, разбавленное водой в отношении 1:6, теряет статус вина (в частности, на него не произносят благословения на вино). Данное правило относиться только к воде. Но нееврейское вино, смешанное с любой другой жидкостью, может быть разрешено только если общий объем смеси в 60 раз больше объема вина.

Особый случай представляет собой смесь с кашерным вином. Согласно многим авторитетам, даже самого малого количества нееврейского вина достаточно для того, чтобы запретить всю смесь. И только по мнению Рама, в случае материального ущерба можно разрешить смесь двух вин — кашерного и некашерного, — если нееврейское составляет меньше 1/60 от общего объема.

Уксус и спирт, полученные из нееврейского вина, запрещены. В частности, поэтому нельзя пить нееврейский коньяк. Покупая консервы, содержащие уксус, необходимо проверить, из чего он сделан, так как в районах развитого виноделия (в Молдавии, Крыму, Бургундии) часто используют уксус, изготовленный из виноградных вин.

Уксус и спирт, сделанные из кашерного вина, не запрещены даже если их коснулся нееврей. Поэтому можно смело пить кашерный бренди в любых местах, в том числе в ресторане, где бокал с бренди вам подает официант-нееврей.

Что касается вина, то следует заметить, что основные проблемы возникают с открытыми бутылками. Если нееврей дотронулся до закрытой (пусть даже не запечатанной) бутылки вина или потряс ее — ничего не произошло; закрытое вино разрешено по самому строгому мнению. И даже если бутылка открыта и нееврей всего лишь ее коснулся — в этом случае вино тоже разрешено. Тем не менее, нельзя согласиться с тем, чтобы в кашерном ресторане вино по бокалам разливал официант-нееврей. Однако, если нееврей уже налил вино из бутылки, то, опираясь на указанное выше мнение Рама, постфактум можно это вино разрешить, но только в случае если отказ от него приведет к значительному материальному убытку[5]. В остальных случаях — если нет значительного ущерба — запрещено не только вино, разлитое неевреем по бокалам, но и то, что осталось в бутылке.

Но если нееврей дотронулся не просто до бутылки, а до самого вина (губами или пальцами), его нельзя не только пить, но и использовать, извлекая какую-либо пользу. Лишь в случае большого ущерба, опираясь на мнение Рама, можно разрешено получать выгоду от такого вина — хотя пить его нельзя в любом случае. Правда, когда нееврей дотронулся до вина не рукой, а каким-либо предметом, то закон не столь категоричен: вино нельзя пить, но можно использовать[6].

Еще одна тема. Наливая кашерное вино из бутылки в бокал, в котором осталось некашерное вино (например, из него раньше пил нееврей), мы сталкиваемся с тем, что напоминает «сообщающиеся сосуды» из школьного курса физики. А именно: вино, находящееся в бутылке, и вино, находящееся в бокале, в тот момент, когда их соединяет непрерывная струя, объединены, поэтому их следует рассматривать как одно целое. В результате, вино, оставшееся в бутылке, будет запрещено — если его объем не превосходит в 60 раз объем некашерного вина в бокале. Однако то вино, которое уже попало в бокал, в любом случае становится сразу запрещенным. Еще одно облегчение: когда вино переливают из больших сосудов (например, бочек), то постфактум вино в них не теряет статус разрешенного, независимо от того сколько его осталось.

Можно продавать кашерное вино, а также угощать им еврея, не соблюдающего законы, несмотря на то, что тот сделает вино запрещенным сразу, как только дотронется до него губами. Аналогично, раввин во время «хупы» может дать бокал с вином жениху, даже если тот не соблюдает субботу. Но после того как жених пригубит вино, пусть он сам передаст бокал невесте.

В заключение дадим один общий совет: во всех случаях, о которых мы написали, что вино запрещено к использованию, имеет смысл обратиться к раввину, — вдруг не все еще потеряно!

[1] Поэтому запрещено пить и «мусульманское» вино — хотя мусульмане не идолопоклонники.

[2] Что касается христианства, то, во-первых, оно представляет собой смесь монотеизма с элементами язычества. А значит, не полностью попадает в разряд культов поклонения идолам. Во-вторых, сами христиане больше походят на «продолжающих традиции отцов», чем на убежденных язычников.

Читайте также:  Можно ли пить водку 1994 года

[3] Так что нам не дано получать удовольствие от первоклассных французских вин. Впрочем, не надо унывать: на рынке есть много кашерных французских вин, пусть не самой высшей категории, но вполне достойных, не говоря о калифорнийских и израильских винах, изготовляемых по строгим требованиям кашрута.

[4] Такое вино нельзя пить, но можно использовать; например, продать его неевреям.

[5] Откуда может появиться такой убыток? Например, на свадьбе, когда официанты наполнили целую сотню бокалов дорогим вином.

[6] Напомним, что при наличии материального ущерба его можно пить, по мнению Рама.

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Источник

Еврейский взгляд на вопрос употребления алкоголя

Вино и другие алкогольные напитки – весьма интересная тема, если рассмотреть ее с точки зрения Торы.1

С одной стороны, мы используем вино для Кидуша и Авдалы в Шабаты и в праздники, и, кроме того, бокалом вина сопровождаются исполнение многих заповедей. Так благословения на бокал с вином произносят под хупой (свадебным балдахином), при обрезании, совершая пидьон а-бен (выкуп первенца), и, конечно, не будем забывать о четырех бокалах вина, которые мы пьем во время Пасхального седера.

В книге Невиим приводится притча о том, как деревья решили выбрать себе царя и обратились предложением занять это почетное место к нескольким достойным сородичам. Одним из кандидатов на царский престол стала виноградная лоза, которая характеризовала свой сок как то, что «веселит Бога и людей».2

Действительно, идея о том, что вино радует человека, упоминается также в Теилим,3 а что касается радости Бога, Всевышний заповедал Моше, что ежедневные жертвоприношения в Святом Храме должны сопровождаться возлиянием на жертвенник вина.4

Поскольку вино считается «королем напитков», мудрецы ввели специальное благословение, которое следует произносить исключительно на вино — это благословение Борэ при а-гафен (Благословен… сотворивший плод виноградной лозы).

Кроме того, давайте не будем забывать почитаемой вековой еврейский обычай произносить «лехаим», желая друг другу всяческих благ.5

Но с другой стороны, мудрецы рассказывают нам о разрушительной природе вина и интоксикации. Вот лишь несколько примеров:

Согласно одному из мнений, высказанному в Талмуде, Дерево Познания на самом деле было виноградной лозой. Таким образом, то, из-за чего Адам и Хава нарушили запрет Создателя, был плод виноградной лозы, а это, как мы знаем, причинило первым людям и их потомкам неисчислимые трудности и страдания и лишило человека статуса бессмертного создания.6

Праведный Ноах, чья приверженность Всевышнему заставила Бога пощадить человечество, после окончания Потопа посадил виноградник и изготовил из его урожая вино, в результате чего был опозорен из-за его чрезмерного потребления.7

Надав и Авиу, два святых сына первосвященника Аарона, выпив вина, вошли в Скинию – и погибли от огня, сошедшего на них с Небес.8

Помимо этого Тора упоминает святость назира, который возлагает на себя обет воздерживаться от вина.9

Так что же такое вино? Священный напиток с мощной силой, предназначенный для святых и особых случаев? Или же то, что разрушает и способно уничтожить могущественных людей, — то есть вещество, которого следует избегать любой ценой?

Похоже, что и то, и другое.

Как мы уже упоминали, согласно одному мнению, Дерево Познания было виноградной лозой — и Тора конкретизирует его название, говоря, что это «Дерево познания добра и зла».10 Оно имеет огромный потенциал при правильном использовании и в той же мере представляет опасность, если его использовать неправильно и злоупотреблять им. А как мы будем им пользоваться, уже целиком и полностью зависит от нас.

Способность вина приносить радость объясняется тем, что оно ослабляет нашу сдержанность, а также зажимы организма. И это «ослабление тела» позволяет просвечивать душе. Сделав «лехаим», вы чувствуете больше вдохновения, потому что тело меньше оказывает сопротивление. Совершенно очевидно, что это применимо только тогда, когда человек пьет в умеренных количествах и в особых, святых случаях, стараясь сделать их немного более праздничными и создать вдохновляющую атмосферу.

И напротив, пьянство, влекущее за собой избегание обязанностей, которые у нас есть перед самими собой, нашими семьями и окружающими, очень разрушительно. Человек, который находится в режиме «бегства от себя», опасен, потому что очень часто он также избегает многих правил, которым следовать разумно.

Поэтому с практической стороны нам запрещено молиться в состоянии опьянения. Священникам и другим людям, пока они в состоянии опьянения, не разрешалось служить в Святом Храме.11 И даже сегодня коэны не могут благословлять общину, если выпили хотя бы один бокал вина.12

В продолжение изучения этой темы рекомендую читателю ознакомиться со статьей «Может ли вино быть святым?».

Сноски

  1. Так как во времена Танаха основным алкогольным напитком являлось вино, почти во всех наших источниках упоминается именно этот вид алкоголя и именно на его примере мы учим, как следует относиться к спиртному.
  2. Шофтим, 9:13.
  3. Теилим, 104:15.
  4. Шмот, 29:40.
  5. Читайте об этом обычае в статье  «Когда евреи говорят “лехаим”? Что это значит?».
  6. Согласно этому мнению, одна из причин, почему вино так часто используется при соблюдения различных заповедей — это попытка исправить первородный грех, совершенный из-за вина.
  7. Берешит, 9:20-27.
  8. Ваикра, 10:1-2.  Вывод о том, что произошедшая трагедия вызвана употреблением Надавом и Авиу вина, наши мудрецы делают на основании того, что сразу после рассказа об их смерти Всевышний строго предупреждает не пить вина перед входом в Шатер Откровения, чтобы не умереть (там же, стих 9).
  9. Насо, 6:1-4.
  10. Берешит, 2:9.
  11. Ваикра, 10:9. См. примечание №5.
  12. Больше информации о законах иудаизма, связанных с вином, вы сможете найти в статье «Вино и иудаизм. Как еврейская религия относится к вину?».

Источник