Можно ли пить спиртовые настойки в исламе
Содержание статьи
Положение спиртосодержащих препаратов и продуктов в Исламе
Большинство исламских ученых сошлись на том, что все опьяняющее является нечистотой. В обоснование этого все приводят аят из Корана, в котором говорится, что «хамр» (опьяняющее) является «риджс».
Большинство ученых говорят, что смыслом слова «риджс» является «наджас» (нечистота). Но некоторые ученые дают этому слову другие значения. Решение относительно спирта и всего остального, что опьяняет, такое же как, и относительно вина. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Все, что опьяняет, является «хамром», а всякий «хамр» является нечистотой»
Хотя некоторые ученые и согласны в том, что смыслом слова «риджс» является нечистотой, но они посчитали, что это образное значение «хамра» и всего того, что в Коране упомянуто наряду с ним. Из современных известных ученых многие считают дозволенным в намазе жидкое опьяняющее вещество (будь это спирт и т.д..). Десятки ученых «аль-Азхара» в своем собрании вынесли фетву, что спирт является чистым. Из тех, кто считал, спирт не является нечистотой, также является: 1. Шавкани, 2. Мухаммад Рида. Из Шафиитских ученых: аль-Музани и другие.
По мнению этих ученых все, что содержит спирт, будь это: одеколон, духи, мыло, шампунь, разные крема, также и еда, лимонад, квас, и тому подобное — можно использовать, продавать покупать, а также можно и совершать намаз, если они будут на теле или на одежде.
Из-за того, что в наше время стало распространенным добавление спирта в пищевые продукты с целью их сохранения, по мнению других ученых в них делается афву (прощение), считая это безвыходностью и широко распространённой проблемой. Также если по какой-то причине пришлось протереть спиртом тело или он попал на одежду и нет возможности его отмыть, то можно в этом последовать за этими учеными также в действительности тех намазов, которые были совершены в таком состоянии.
В любом случае, спирт и другие жидкие опьяняющие вещества в нашем (шафиитском) мазхабе и по мнению большинства ученых считается нечистотой. И в безвыходных положениях, даже следуя за теми учеными, которые не считали их нечистотой, нам следует не расслабляться в этом и по мере возможности быть бдительными. И нельзя забывать, что набожность кроется в уверенности.
Для более легкого определения чистоты спиртосодержащих веществ рассматривается следующее:
Одеколон, духи, лимонад, квас, пепси, основой которых является вода: Если на заводе, в котором готовят эти вещества, спирт налили в воду объемом больше 216 литров, и от этого не изменился ни цвет, ни запах ни вкус воды, то это вещество, даже имея в составе спирт, не является нечистотой и его можно пить, и даже если затем оно было разлито в маленькие бутылки.
Если при добавлении других ингредиентов, будь это красители и т.д.. изменился цвет или вкус, запах воды, то такую воду можно пить. Но в качестве очистителя[1] (для совершения омовения или подмывания) она не пригодна.
[Ахмад-хажи аль-Годобери, «Иршад аль-Авамм», 25 стр.]
[1] То есть, не разрешается подмываться, совершать малое и полное омовение соками и другими жидкостями, у которых цвет, вкус или запах изменен чистыми добавками, а если цвет, запах или вкус воды объемом 216 литров и более, изменен спиртом, то такую жидкость и пить запрещается, так как она считается мутанаджис (оскверненная вода). Если объемом воды был меньше 216 литров, то при контакте с нечистотой такая вода сразу портится и становится оскверненной, даже если оно не изменилось.
taalib.ru
Источник
Ибн Усеймин о спиртовых растворах
«Вопрос:
Является ли алкоголь грязным (наджасой), подобно другим видам скверны? Если это так, то относится ли к (нечистым вещам) одеколон? Если он попадёт на тело или одежду, то нужно ли вымыть ту часть, на которую он попал, или нет?
Ответ:
Проблема скверны алкоголя — если понимать нечистоту образно, то все учёные сошлись на том, что алкоголь является скверной и одним из деяний Шайтана. Если же понимать нечистоту буквально, то (имамы) четырёх мазхабов и бо́льшая часть уммы согласились с тем, что он грязен. Поэтому необходимо очищаться от него и мыть (те части) одежды и тела, на которые он попал. Некоторые же обладатели знания пришли к тому, что он не является скверной в буквальном смысле, однако он есть скверна в смысле греховности поступков (тех, кто его пьёт). Те, которые сказали, что (алкоголь) нечист и в прямом, и в переносном смысле, доказывали это словами Всевышнего:
«О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний Шайтана. Сторонитесь же её, чтобы преуспеть! Воистину, Шайтан посредством опьяняющих напитков и азартных игр хочет заронить между вами вражду и ненависть…» (Коран, 5:90-91).
Скверна же есть нечто грязное, исходя из слов Всевышнего:
«Скажи: “Из того, что внушено мне в откровении, я не нахожу запрещённым для едока ничего, кроме как употреблять в пищу мертвечину, или пролитую кровь, или мясо свиньи, ведь, поистине, это — скверна”» (Коран, 6:145),
а также из хадиса Анаса, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, повелел Абу Тальхе обратиться (к людям):
«Поистине, Аллах и Его Посланник запрещают вам (питаться) мясом домашних ослов, ибо это — скверна» (аль-Бухари).
Скверна в этих аяте и хадисе означает нечто нечистое в буквальном смысле, и то же самое (верно для) аята об алкоголе, который грязен в буквальном смысле.
Что же касается тех, которые говорили о чистоте алкоголя как вещества, т.е. о том, что он скверен лишь в переносном смысле, а не в буквальном, то они сказали: поистине, Аллах, свят Он и велик, связал скверну в суре «Трапеза» с деяниями Шайтана, т.е. это — скверна поступков, а не самого вещества в его сути. Поэтому Он сказал, (перечисляя): «Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники и гадальные стрелы…»
Известно, что азартные игры, каменные жертвенники и гадальные стрелы не являются скверной в буквальном смысле слова, Он же объединил эти четыре вещи под одним описанием, поэтому между ними должно быть соответствие. Если три вещи являются скверной в переносном смысле, то и алкоголь нечист в переносном смысле, так как является одним из деяний Шайтана.
Также они сказали: достоверно установлено, что когда был ниспослан запрет на алкоголь, мусульмане вылили его на рынках. Если бы он был нечистым, то им бы не было дозволено выливать его на рынках, потому что загрязнять рынки нечистотами запрещено. Также сказали, что когда был запрещён алкоголь, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не приказал отмывать от него сосуды. Если бы тот был нечистым, то он непременно бы повелел отмыть от него сосуды, как он приказал отмывать их, когда было запрещено (мясо) ослов.
Ещё они сказали: достоверно пришло в «Сахихе» Муслима, что некий мужчина принёс Пророку, мир ему и благословение Аллаха, напиток из алкоголя и подарил ему это. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, произнёс: «Разве ты не знал, что это уже запрещено?» Потом мужчина передал это по секрету изготовителю напитка и спросил его: «Что ты скажешь?» Тот ответил: «Я скажу: “Продай его”». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, (узнав об этом), сказал: «Поистине, если Аллах запретил что-то, то Он запретил и (брать) его стоимость!» Тогда мужчина взял сосуд за горлышко и вылил весь алкоголь, а Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не приказал ему вымыть (сосуд) и не запретил выливать (его содержимое) прямо там. (Поэтому некоторые учёные) сказали: это — довод на то, что алкоголь не является грязью в буквальном смысле, а в основе всех вещей лежит чистота — до тех пор, пока не найдётся явное указание на нечистоту. А поскольку явного указания на грязную сущность (алкоголя) нет, то он в основе является чистым, однако скверным в смысле поступков (тех, кто употребляет его).
Опираясь на это, мы говорим об одеколоне и подобных ему (жидкостях): они не грязны, потому что алкоголь не является нечистым по своей сути — на основе того мнения, доказательства которого мы упомянули. А если одеколон и его подобия не грязны, то очищать одежду от них необязательно.
Однако остаётся ещё один предмет для рассмотрения: запрещено ли использовать одеколон как духи, которыми умащается человек, или не запрещено? Давайте взглянем на то, что Всевышний Аллах говорит об алкоголе: «Сторонитесь же её!» (Речь идёт) о полном отдалении — Он не сказал: «сторонитесь питья» или «использования» или что-нибудь наподобие этого, однако повелел безусловным приказом отдаляться (от него). Охватывает ли это (те случаи), когда человек пользуется одеколоном в качестве духов, или же мы скажем, что отдаление, приказанное (Аллахом), мотивировано воздействием (алкоголя на человека), т.е. это — отдаление от его питья, исходя из слов Всевышнего:
«Воистину, Шайтан посредством опьяняющих напитков и азартных игр хочет заронить между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и намаза. Неужели вы не прекратите?» (Коран, 5:91)?
Эти отговорки ничем не подтверждаются в тех случаях, когда человек использует (спиртовые растворы) не для питья. И мы говорим, что наиболее безопасным для человека будет сторониться (алкоголя всегда), включая и умащение духами. Отдаляясь от этого, он будет в наибольшей безопасности и свободен от позора.
Ещё раз вернёмся к этим духам (с вопросом): является ли концентрация (спирта) в них такой, что может привести к опьянению (того, кто выпьет их), или же эта концентрация невелика и не приводит к опьянению — потому что алкоголь смешан с другими веществами? Т.е. его присутствие в (одеколоне) незаметно, и даже если человек изготовит его много, то это не вызовет необходимость запрета данной смеси — потому что присутствие (алкоголя) в ней ничтожно, и она не имеет статус (опьяняющего средства). Наличие причины такого статуса обязательно, а если исчезла причина, то исчезает и статус. Если примесь (алкоголя) не влияет на (свойства) состава, т.е. нет заметных следов этой примеси, то данная вещь становится дозволенной. Поэтому при малой концентрации (спирта) в одеколоне и других (растворах) — такой, которая не приводит к опьянению, даже если человек, например, выпьет большой объём (такой жидкости) — они не являются опьяняющими средствами… Если капля мочи упала в воду и не изменила её (цвет, вкус, запах), то вода является чистой, и точно так же, если капля алкоголя попала в какое-то вещество, которое не поддалось её воздействию, то оно не станет опьяняющим. Обладатели знания изложили всё это в разделе о гранях (различения) опьяняющих напитков» («Фатава нурун аля-д-дарб» ч. 177).
Читайте также:
Пьянство в царской России накануне её краха
Информационный террор СМИ
Свинина в христианстве: логика фарисеев
И хвала Аллаху, Господу миров.
Источник
Исламский взгляд на лекарства с не дозволенными по Шариату компонентами — Ан-Ниса — Мусульманский женский портал
Автор:
Малика Умм Яхья
Насчет запрещенной (харам) еды правила очень строги: не дозволено есть запретную пищу, кроме случаев крайней необходимости. Такой необходимостью считается, например, сильный голод, который приведет к смерти, в то время как дозволенной еды вообще никакой нет. Впрочем, даже в этом случае можно съесть лишь такое количество недозволенной пищи, которое необходимо организму, чтобы не умереть.
Поскольку лекарства с дозволения Аллаха — причина сохранения жизни и здоровья, при крайней необходимости можно лечиться и тем, что в основе запрещено по Шариату. Правило звучит так: если лекарство с запрещенным компонентом эффективно, если у него нет аналога и если его выписывает врач, достойный доверия, то его можно использовать мусульманину.
المحيط البرهاني (7/ 82)
فإن الاستشفاء بالمحرم إنما لا يجوز إذا لم يعلم أن فيه شفاءً؛ أما إذا علم أن فيه شفاء، وليس له دواء آخر غيره فيجوز الاستشفاء به.
درر الحكام شرح غرر الأحكام (2/ 88)
(فرع مهم من التبيين) ذكر في النهاية أن الاستشفاء بالحرام جائز إذا علم أن فيه شفاء وليس له دواء آخر غيره وعزاه إلى الذخيرة
الدر المختار شرح تنوير الأبصار وجامع البحار (ص: 34)
فروع: اختلف في التداوي بالمحرم، وظاهر المذهب المنع كما في رضاع البحر، لكن نقل المصنف ثمة وهنا عن الحاوي: وقيل يرخص إذا علم فيه الشفاء ولم يعلم دواء آخر كما رخص الخمر للعطشان، وعليه الفتوى.
مجمع الأنهر في شرح ملتقى الأبحر (2/ 555)
قيل يجوز التداوي بالمحرم كالخمر والبول إن أخبره طبيب مسلم أن فيه شفاء والحرمة ترتفع بالضرورة فلم يكن متداويا بالحرام فلم يتناوله حديث النهي كما في حاشية أخي حلبي لكن فيه كلام كما لا يخفى تأمل.
البحر الرائق شرح كنز الدقائق (1/ 122)
هذا وقد وقع الاختلاف بين مشايخنا في التداوي بالمحرم ففي النهاية عن الذخيرة الاستشفاء بالحرام يجوز إذا علم أن فيه شفاء ولم يعلم دواء آخر اهـ.
وفي فتاوى قاضي خان معزيا إلى نصر بن سلام معنى قوله — عليه السلام — «إن الله لم يجعل شفاءكم فيما حرم عليكم» إنما قال ذلك في الأشياء التي لا يكون فيها شفاء فأما إذا كان فيها شفاء فلا بأس به ألا ترى أن العطشان يحل له شرب الخمر للضرورة اهـ.
وكذا اختار صاحب الهداية في التجنيس فقال إذا سال الدم من أنف إنسان يكتب فاتحة الكتاب بالدم على جبهته وأنفه ويجوز ذلك للاستشفاء والمعالجة، ولو كتب بالبول إن علم أن فيه شفاء لا بأس بذلك لكن لم ينقل، وهذا؛ لأن الحرمة ساقطة عند الاستشفاء ألا ترى أن العطشان يجوز له شرب الخمر والجائع يحل له أكل الميتة. اهـ
البناية شرح الهداية (12/ 271)
وقال فخر الإسلام البزدوي — رَحِمَهُ اللَّهُ -: فعل الاستشفاء بالحرام إنما لا يجوز إذا لم يعلم أن فيه شفاء، أما إذا علم أن فيه شفاء وليس له دواء آخر غيره، يجوز الاستشفاء به.
العناية شرح الهداية (10/ 67)
وقوله (إلا أنه لا ينبغي أن يستعمل المحرم كالخمر ونحوها لأن الاستشفاء بالمحرم حرام) قيل إذا لم يعلم أن فيه شفاء فإن علم أن فيه شفاء وليس له دواء آخر غيره يجوز له الاستشفاء به. ومع قول ابن مسعود — رضي الله عنه -: إن الله لم يجعل شفاءكم فيما حرم عليكم. يحتمل أن عبد الله قال ذلك في داء عرف له دواء غير المحرم، لأنه يستغنى بالحلال عن الحرام. ويجوز أن يقال: تنكشف الحرمة عند الحاجة فلا يكون الشفاء بالحرام وإنما يكون بالحلال
تبيين الحقائق شرح كنز الدقائق (6/ 49)
وذكر في النهاية أن الاستشفاء بالحرام جائز إذا علم أن فيه شفاء، وليس له دواء آخر غيره وعزاه إلى الذخيرة.
حاشية ابن عابدين (1/ 210)
(قوله اختلف في التداوي بالمحرم) ففي النهاية عن الذخيرة يجوز إن علم فيه شفاء ولم يعلم دواء آخر
Конечно, мусульмане должны работать над тем, чтобы у лекарств были халяльные аналоги. Это одна из задач, которую должна ставить перед собой мусульманская община. Тем не менее, пока они есть не у всех лекарств.
Врачи, даже если они мусульмане, не всегда, к сожалению, знают состав лекарств в деталях. Скорее всего, изучать состав вам придется самостоятельно, а потом, если там обнаружится запретный компонент, возвращаться за консультацией.
Что делать, когда вам выписывают лекарство?
Сходите с рецептом в аптеку и попросите, чтобы вам дали проглядеть инструкцию, или найдите инструкцию к вашему лекарству в интернете.
Внимательно прочитайте состав, обращая внимание в том числе и на графу состава под названием “Вспомогательные вещества”.
Если запретных компонентов нет, принимайте лекарство.
Если вы обнаружили запретные компоненты, уточните у вашего лечащего врача, нет ли аналогов. Если аналогов нет и врач считает лекарство эффективным, вам можно принимать это лекарство, несмотря на запретные компоненты в составе.
Запретные компоненты
Все недозволенные компоненты лекарств не перечислить, но назовем некоторые самые распространенные.
Желатин: он может входить в состав оболочки таблетки, из него может быть сделана капсула. Если речь идет о капсуле, то содержимое капсулы можно пересыпать в пустую капсулу из рыбьего желатина. Такие капсулы можно заказать в некоторых аптеках и на интернет-сайтах. Некоторые мусульмане пьют содержимое капсул в виде порошка — это неправильно и не имеет медицинского смысла: капсула нужна для действия лекарств.
Лекарственные препараты из животных: желчь, части поджелудочной железы (например, в панкреатине), печень барбарийской утки, свиной инсулин и так далее. Поскольку подавляющее большинство лекарств производят в немусульманских странах, животных, части которых используют для изготовления лекарств, не закалывают согласно исламским нормам. Более того, в фармакологии часто используют органы свиней. Слово “животный” в названии компонента или упоминание какого-то животного должно вас насторожить.
Кровь, альбумин: из крови делают, например, всем известный гематоген, однако кровь нельзя употреблять в пищу.
Кармин: краситель красного цвета, который иногда используют для подкраски витаминов, других таблеток и детских лекарственных сиропов. Его производят из насекомых, поэтому употреблять внутрь его в основе запрещено. Сам по себе кармин не лекарство, он влияет только на вид товара: если спросить у аптекаря аналог, скорее всего, вы его найдете.
Это далеко не все возможные в основе не дозволенные вещества в лекарствах, но ограничимся этим списком.
Добавим, что именно в фармакологии не всегда легко установить шариатское решение в отношении некоторых ингредиентов, которые производятся из запретного сырья, так как, возможно, при обработке сырья произошли такие химические изменения, в результате которых исходное сырье полностью преобразовалось в иное вещество. Однако можно уверенно сказать, что в запретных компонентах, указанных выше, такого преобразования не произошло.
Спирт и мочевина в лекарствах
Спирт: алкоголь, произведенный не из фиников и винограда, по Шариату считается чистым, а именно таков спирт практически во всех существующих лекарствах. Поскольку спиртовые лекарственные сиропы не употребляют в количестве, способном опьянить, и принятие лекарств не ассоциируется с грехом и грешниками, принимать такие лекарства будет дозволено.
Мочевина: несмотря на специфическое название, этот компонент сейчас производят не из мочи, а синтезированием, поэтому мочевина будет дозволена изначально.
Заключение
Следуйте рекомендациям достойного доверия врача. Однако, если он выписывает лекарство с запрещенным компонентом, спросите, есть ли у этого лекарства аналоги. Если нет, следуйте рекомендациям.
Не читайте пространные квазирелигиозные наставления людям, которые по состоянию здоровья принимают лекарства с запретным составом (например, диабетикам, которые делают инъекции свиного инсулина).
Шариат — легкий для нас. Когда речь идет о лечении, дозволено и то, что обычно запрещено. Но очень важен пункт: “если лекарство эффективно и у него нет аналога”. Очень часто спрашивают, можно ли пить лекарство из крови оленьих пантов, можно ли пить вино для повышения гемоглобина, можно ли пить барсучий жир. Но все вышеперечисленное — запретно, и у всего этого есть аналоги. К тому же, эффективность этих методов лечения — под большим вопросом, а обычно выписывают такого рода средства сами себе люди без медицинского образования. Обращайтесь к доказательной медицине и квалифицированным врачам.
Впервые опубликовано на сайте Комитета по стандарту «Халяль».
Малика Умм Яхья
35328
Источник
Спирт в Исламе
Вопрос:
Ассаляму алейкум ва рахматуЛлахи ва баракатух! Расскажите, пожалуйста, о спирте и его положении в Исламе. Можно ли использовать лекарства, в которых есть спирт или духи? БаракаЛлаху фикум!
Ответ:
Висам Бардвиль, имам общины мусульман Республики Карелия
Что касается спирта и алкоголя, то в Исламе, естественно, запрещено принимать алкогольные напитки, которые вызывают опьянение, сделанные на основе спирта. В этом нет сомнений. В Коране есть термин «хамр», от которого Всевышний Аллах призывал остерегаться. А что такое «хамр» пророк, мир ему и благословение Аллаха, объяснил, сказав, что все, что вызывает опьянение относится к понятию «хамр».
О запрете «хамра» говорится в Коране и многочисленных достоверных хадисах пророка, мир ему и благословение Аллаха. Помимо этого, все мусульманские ученые сошлись на мнении относительно запретности хамра. Это называется иджма.
Кроме запрета на употребление запрещено и продавать спиртосодержащие напитки, дарить, хранить у себя в собственности, производить, а также все, что связано с этими напитками, вплоть до того, что запрещено сидеть там, где распиваются спиртные напитки.
Но остается вопрос: можно ли использовать спиртосодержащие напитки в других сферах, в которых они могут принести пользу? К примеру, для наружного употребления в виде кремов, мазей и других лекарственных препаратов. Либо это может быть парфюм, который содержит большой процент спирта. В этом вопросе есть разногласия.
Одна группа мусульманских ученых посчитала, что это не разрешено. Другая часть считает, что запрета нет. Те, кто считает, что это не дозволено основываются на том, что спирт является нечистотой (наджас) с точки зрения шариата. Поэтому они ставят спирт в один ряд с другими нечистыми вещами, типа крови, мочи и так далее. По их мнению, если спирт попадёт, к примеру, на одежду человека или его тело, то он обязан очистить эти места. Человек не может молиться, пока на его теле или одежде будут следы спирта, говорят они.
Но многие ученые не считают алкогольные напитки нечистотами, хоть они и запрещены для употребления, так как явных доводов относительно этого нет в Коране и хадисах. И скорее всего мнение этих ученых – которые не запрещают использовать спирт в других целях – имеет более сильные доводы. Мнение же тех ученых, которые запрещают использование спирта в других целях основаны на аналогии. Причем, эта аналогия не несет сильного подтверждения, скажем так.
Поэтому лично я придерживаюсь мнения учёных, которые разрешают использование спирта в целях медицины, наружного применения и так далее. Спирт не является нечистью, следовательно можно совершать намаз, если на теле остались следы спирта. Особенно, если спирт был применен в медицинских целях, которые, безусловно, оправданы.
Даже, если взять мнение ученых, которые запрещают спиртосодержащие напитки, то они могут иметь ввиду именно те напитки, которые изначально были произведены для опьянения. Например, водка или шампанское изначально были произведены для, как опьяняющие напитки. А к одеколону, например, это не будет относиться, потому что изначально он был сделан не для употребления внутрь, как алкогольный напиток.
Есть и другой вопрос, связанный со спиртом. Это использование спирта в некоторых лекарственных препаратах. Данный вопрос очень много раз обсуждался современными мусульманскими учеными. Их мнение вкратце можно передать так: сами по себе алкогольные напитки не могут быть лекарством. К примеру, водку, вино или шампанское нельзя использовать, как лекарство, потому что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал, что Всевышний Аллах не сделал исцеления в том, что Он запретил. Но если, например, спирт содержится в каком-нибудь лекарственном средстве, для того, чтобы усилить его эффект, то в таком случае это будет исключением, если это лекарство является необходимым. Если врач, заслуживающий доверия, говорит, что подобное лекарство необходимо для излечения, то можно использовать его.
Всевышний Аллах говорит в Коране, что Он желает для нас облегчения, и не желает для нас затруднения. Тем более, если в этом есть нужда. В любом случае, мусульманам нужно стараться искать альтернативу и бояться Аллаха по мере возможностей, принимая эти лекарственные средства по мере необходимости.
Аллах знает лучше!
19:14 12 марта 2018
0 комментариев
Источник