Можно ли пить стоя в исламе
Содержание статьи
Почему нежелательно пить воду стоя?
Прежде всего стоит отметить, что пить воду сидя, а не стоя является Сунной Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и придерживаться Сунны желательно для нас всех. Более того, мы можем получить за соблюдение той или иной Сунны довольство Всевышнего Аллаха и большое вознаграждение на том Свете.
Сунна нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха) охватывает все аспекты жизни человека, и принятию пищи и воды в ней отводится немаловажное место. Питьё воды на первый взгляд кажется незначительным действием, однако в хадисах, переданных от Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), мы можем найти немало указаний, связанных с питьём.
عن أنس -رضي الله عنه- عن النبي -صلى الله عليه وسلمأنه نهى أن يشرب الرجل قائما
От Анаса (да будет доволен им Аллах) передается: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) воспретил человеку пить стоя». (Муслим)
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
لاَ يَشْرَبَنَّ أَحَدٌ مِنْكُمْ قَائِمًا فَمَنْ نَسِىَ فَلْيَسْتَقِئْ
«Пусть никто из вас не пьет воду стоя. А если кто-то, забывшись, выпьет ее стоя, то пусть его вырвет». (Муслим)
Также от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал человеку, которого увидел пьющим воду стоя:
قئ، قال: لمَ؟ قال: أتحب أن تشرب مع الهر؟ قال: لا، قال: فقد شرب معك شر منه، الشيطان
«Исторгни то, что ты выпил». Он спросил: «Зачем?», тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Ты пожелал бы, чтобы вместе с тобой выпила кошка?» Он ответил: «Нет». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, вместе с тобой выпил тот, кто хуже кошки. С тобой вместе выпил шайтан». (Дарими)
Однако в книгах передаются и другие хадисы, в которых приводится, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) выпил воду стоя, как это сообщается в хадисе, переданном Бухари:
أتى علي — رضي الله عنه — باب الرَّحْبَة فشرب قائما ، وقال : إني رأيت رسول الله — صلى الله عليه وسلم — فعل كما رأيتمونيفعلت
«Али Ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) выпил воду стоя и сказал: «Я видел, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) выпил воду так, как выпил её я». (Бухари)
Следовательно, здесь возникает вполне законный вопрос- как же совместить смысл этих хадисов?
Отвечая на этот вопрос в своем «Сборнике фетв», большой учёный шафиитского мазхаба Имам Ан-Навави пишет следующее: «Хадисы, которые указывают на то, что нельзя пить воду стоя, говорят о нежелательности (карахаат-танзих) данного поступка. А те хадисы, в которых упоминается о том, что сам Пророк (мир ему и благословение Аллаха) пил стоя, свидетельствуют о том, что он данным поступком говорил о не запрещённости пить воду стоя». («ФатаваИмамиАн-Навави»)
Из всего вышеприведенного мы понимаем, что пить воду стоя, в принципе, не запрещается, а является нежелательным (караха), следовательно, пить воду сидя является желательным поступком и Сунной Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Кроме того, современные медицинские исследования установили, что желудок стоящего и сидящего человека имеет разное положение.
Доктор Абдурразак Аль-Киляни в своей книге «Медицинские факты в Исламе» пишет:
«Употребление еды и питья сидя является более безопасным, приятным и здоровым! В таком положении все органы человека и его желудок находятся в покое, что позволяет воде нежно протекать по его стенкам. А если человек пьет стоя, тогда вода из его горла падает прямо в желудок и ударяется о его дно, что вызывает определённые боли. Если употребление еды и воды таким образом продолжается долгое время, то это изнуряет и расслабляет желудок. И в дальнейшем это приводит и к ухудшению пищеварения».
То есть если человек пьет воду стоя, то жидкость, падая в желудок, прямиком отправляется и в двенадцатиперстную кишку, не задерживаясь в желудке. Однако если человек пьет в сидячем положении, то жидкость, попадая в желудок, смешивается с кислотами, благодаря которым нейтрализуется действие различных микробов, и лишь затем попадает в двенадцатиперстную кишку. И подобным образом человек может предостеречь себя от различных заболеваний.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) более тысячи четырёхсот лет тому назад дал ценные рекомендации, в которых он запрещает употребление еды и воды стоя. Эти рекомендации подтверждены научными фактами, которые стали известны современной медицине сравнительно недавно. Только сейчас медицина начала обращать внимание на вредность привычки употребления еды и питья стоя.
Откуда Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) мог знать о таких подробностях более тысячи четырёхсот лет тому назад?
Поистине, этот факт лишний раз указывает на истинность пророчества Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) и свидетельствует о том, что он не рассказывает это от себя, поистине, это передано ему путём откровения от Всевышнего Аллаха.
Соблюдайте Сунну Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), дабы быть здоровым и достичь довольства Творца.
Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях, поделитесь
информацией с друзьями!
Смотрите также:
Достоинство и этикет питья замзама
Не ешьте левой рукой!
Адская кухня
«О люди! Ешьте благое…»
Какая еда самая хорошая?
Самая лучшая еда в мире
Правильное питание
Лучшая еда для разговения
Источник
Почему мусульмане не пьют воду стоя?
Вопрос: Нередко сталкивался с ситуацией, когда мои знакомые мусульмане присаживались перед тем, как выпить воду или напиток, объясняя это тем, что пить стоя — нехорошо. Неужели мусульманам нельзя пить воду стоя? Если да, то в чём причина такого запрета?
В качестве ответа на данный вопрос предлагаем вам ознакомиться с фетвой по схожей теме, которую дал муфтий региона аль-Баба (Сирия) Ахмад Шариф ан-Наасан.
Вопрос: Каково решение Шариата относительно питья стоя?
Ответ: Хвала Аллаху, Господу миров. Наилучшее благословение и наиполноценное приветствие нашему господину Мухаммаду, его семейству и всем сподвижникам. Далее:
Одной из норм этикета питья является питье сидя, поскольку Посланник Всевышнего ﷺ указал нам именно путь питья сидя, он всегда пил сидя. Так же до нас достоверно дошло, что «Пророк ﷺ запретил пить стоя», — хадис привёл имам Муслим от Анаса, да будет Господь доволен им.
نهى عن الشرب قائماً
Так же нам достоверно известно, что Посланник Божий ﷺ велел вызвать рвоту тому, кто выпил стоя. Хадис привёл имам Муслим от Абу Хурайры, да будет Господь доволен им.
وكذلك صح عنه صلى الله عليه وسلم أنه أمر الذي شرب قائماً أن يستقيء. أخرجه مسلم من حديث أبي هريرة رضي الله عنه.
Кроме того, нам достоверно известно, что Пророк ﷺ пил стоя, об этом сообщается в сборниках имамов аль-Бухари и Муслима, хадис передаётся от Ибну Аббаса, да будет Господь доволен им.
وصح عنه صلى الله عليه وسلم أنه شرب قائماً
Имам ан-Навави, да смилуется над ним Всевышний, говорит, что запрет Посланника Аллаха ﷺ следует понимать, как нежелательное (карахату-т-танзих). А пил Посланник Божий ﷺ стоя, чтобы тем самым дать понять дозволенность этого действия, поэтому в этом вопросе нет ни противоречия, ни неясностей. К тому, что мы упомянули и нужно обращаться.
Далее он добавил: «А если у кого-то возникнет вопрос: «Как может быть нежелательным то, что совершил сам Пророк ﷺ», ответ будет таким: поскольку этот его поступок (питьё стоя) был для пояснения того, что пить стоя разрешено он (поступок) не может быть нежелательным, ибо пояснение (дозволенного и запретного) обязательно ему!».
الصواب أن النهي محمول على كراهة التنزيه، وأما شربه قائماً فبيان للجواز فلا إشكال ولا تعارض، وهذا الذي ذكرناه يتعين المصير إليه. اهــ.
ثم قال: فإن قيل: كيف يكون الشرب قائماً مكروهاً وقد فعله النبي صلى الله عليه وسلم؟ فالجواب: أن فعله صلى الله عليه وسلم إذا كان بياناً للجواز لا يكون مكروهاً، بل البيان واجب عليه صلى الله عليه وسلم.
Ведь так же достоверно известно, что Пророк ﷺ мыл части тела во время совершения омовения и по одному разу, обходил Каабу верхом на верблюдице, несмотря на то, что все богословы едины в том, что во время совершения омовения части тела желательно мыть по три раза и обход Каабы (таваф) пешком ценнее нежели верхом.
Ссылаясь на всё выше изложенное можно сделать вывод:
Питьё сидя — это метод указанный Посланником Господа ﷺ, а питьё стоя нежелательно (карахату-т-танзих). А то, что Пророк ﷺ как-тоё раз пил стоя, не говорит о том, что он совершил нежелательный поступок, напротив это называется пояснением дозволенности этого поступка. Пояснение дозволенного и запретного — обязанность Пророка ﷺ перед своей уммой (общиной). А Аллах знает лучше!
Ахмад Шариф ан-Наасан, муфтий региона аль-Баба, Сирия
Специально для Ислам.Ру перевёл Мухаммад-Амин Магомедрасулов
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru
Источник
Можно ли пить стоя?
Богословы разошлись во мнениях относительно того, разрешается ли пить стоя. В то же время они единодушны в том, что во всех других положениях пить разрешено. Об этом сообщил Ибн Хазм.
Причина разногласий между учеными заключается в том, что одни хадисы запрещают пить стоя, а в других сообщается, что так поступал сам посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Муслим передал со слов Анаса, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил пить стоя. Катада спросил Анаса: «А пить?» Он ответил: «Это еще хуже и сквернее». В другом хадисе, переданном Муслимом со слов Абу Хурейры, говорится: «Пусть никто из вас не пьет стоя, а тот, кто забудет, пусть вырвет».
Передают со слов Абу Хурейры, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, увидел человека, пьющего стоя, и сказал: «Перестань». Тот спросил: «Почему?» Он сказал: «Понравится ли тебе, если вместе с тобой будет пить кот?» Тот сказал: «Нет». Он сказал: «Поистине, вместе с тобой пил тот, кто хуже кота». Он имел в виду сатану. Этот хадис передали Ахмад и ат-Тахави. Ибн Хаджар сказал, что среди его рассказчиков был Абу Зияд, чьего имени знатоки хадисов не знали, хотя Ибн Маин и назвал его заслуживавшим доверия.
На первый взгляд, из этих сообщений ясно следует, что пить стоя категорически запрещено. Однако такой вывод преждевременный.
Аль-Бухари и Муслим передали со слов Ибн Аббаса, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, стоя выпил из ведра воду Замзам. В другом предании сообщается, что Али принесли воду. Он отпил воды и совершил омовение, а затем встал на ноги и выпил остаток воды. Потом он сказал: «Люди не любят пить стоя, но Пророк, мир ему и благословение Аллаха, поступил так же, как только что поступил я». Этот хадис передали Ахмад и аль-Бухари.
Ахмад, ат-Тирмизи и Ибн Маджа также передали со слов Ибн Умара: «Во времена Пророка, мир ему и благословение Аллаха, мы ели во время ходьбы и пили стоя». Ат-Тирмизи назвал это предание достоверным.
Богословы по-разному объясняли различия между этими хадисами. Одни полагали, что позволение пить стоя было аннулировано. Другие отдавали предпочтение одним сообщениям над другими, что в шариате называется «тарджих». Третьи пытались совместить все сообщения на эту тему.
Наиболее правильным мне представляется разъяснение имама ан-Навави: «Смысл этих хадисов был неясен некоторым ученым, вследствие чего они выносили ошибочные суждения по этому вопросу. Некоторые из них даже осмелились назвать слабыми отдельные из этих хадисов. Сейчас нет необходимости распространять их ошибки, и мы укажем на правильное мнение и предостережем от заблуждения. Между этими хадисами нет противоречия, и среди них нет слабых хадисов. Дело в том, что содержащийся в них запрет указывает на то, что лучше так не поступать. А сообщения о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, пил стоя, указывают на законность этого. Те, которые считают, что позволение пить стоя было аннулировано, ошибаются, потому что мы не говорим об аннулировании одного из предписаний, если можем совместить имеющиеся тексты, даже если нам известна историческая последовательность упомянутых в этих хадисах событий. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, выпил стоя, чтобы разъяснить своим последователям то, что поступать так разрешено. При этом он не совершил нежелательный поступок. Известно, что иногда он совершал что-либо, чтобы разъяснить законность такого поступка, но в остальное время он совершал то, что лучше» (сокращенно).
Некоторые ученые считали, что пить стоя разрешается только в случае крайней необходимости. Этим обстоятельством они объясняли то, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, выпил воду Замзам стоя. Но если бы было запрещено пить стоя, то он непременно предостерег бы от этого сподвижников и присел бы перед тем, как выпить. Из хадисов известно, что, обойдя вокруг Каабы, он сумел совершить два раката. Следовательно, места для того, чтобы присесть перед питьем воды, было достаточно. Помимо этого, передают со слов Умм Сулейм — матери Анаса б. Малика: «Однажды посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, пришел ко мне, и в доме был подвешенный бурдюк. Он отпил из него стоя, а я отрезала горло того бурдюка и храню его у себя». Этот хадис передали Ахмад и ад-Дарими. Если бы было запрещено пить стоя, то он не стал бы пить из подвешенного бурдюка, потому что в этом не было крайней необходимости.
Все сказанное подтверждается тем, что многие сподвижники Пророка, мир ему и благословение Аллаха, не запрещали пить стоя. Ат-Табари передал, что стоя пил Умар б. аль-Хаттаб. Малик передал, что Умар, Усман и Али пили стоя. Известно, что Саад б. Абу Ваккас и Аиша тоже не видели в этом ничего плохого. Что же касается того, что выпивший воду стоя должен вырвать, то это предписание является желательным, и кадий Ийад даже сказал, что среди известных ему ученых не было тех, кто считал это обязательным.
Таким образом, пить следует сидя, но если кто-либо выпьет стоя, то он не совершит запрещенный или нежелательный поступок. А лучше всего об этом известно Аллаху!
Источник
Почему нежелательно пить воду стоя?
Прежде всего стоит отметить, что пить воду сидя, а не стоя является Сунной Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и придерживаться Сунны желательно для нас всех. Более того, мы можем получить за соблюдение той или иной Сунны довольство Всевышнего Аллаха и большое вознаграждение на том Свете.
Сунна нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха) охватывает все аспекты жизни человека, и принятию пищи и воды в ней отводится немаловажное место. Питьё воды на первый взгляд кажется незначительным действием, однако в хадисах, переданных от Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), мы можем найти немало указаний, связанных с питьём.
عن أنس -رضي الله عنه- عن النبي -صلى الله عليه وسلمأنه نهى أن يشرب الرجل قائما
От Анаса (да будет доволен им Аллах) передается: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) воспретил человеку пить стоя». (Муслим)
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
لاَ يَشْرَبَنَّ أَحَدٌ مِنْكُمْ قَائِمًا فَمَنْ نَسِىَ فَلْيَسْتَقِئْ
«Пусть никто из вас не пьет воду стоя. А если кто-то, забывшись, выпьет ее стоя, то пусть его вырвет». (Муслим)
Также от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал человеку, которого увидел пьющим воду стоя:
قئ، قال: لمَ؟ قال: أتحب أن تشرب مع الهر؟ قال: لا، قال: فقد شرب معك شر منه، الشيطان
«Исторгни то, что ты выпил». Он спросил: «Зачем?», тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Ты пожелал бы, чтобы вместе с тобой выпила кошка?» Он ответил: «Нет». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, вместе с тобой выпил тот, кто хуже кошки. С тобой вместе выпил шайтан». (Дарими)
Однако в книгах передаются и другие хадисы, в которых приводится, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) выпил воду стоя, как это сообщается в хадисе, переданном Бухари:
أتى علي — رضي الله عنه — باب الرَّحْبَة فشرب قائما ، وقال : إني رأيت رسول الله — صلى الله عليه وسلم — فعل كما رأيتمونيفعلت
«Али Ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) выпил воду стоя и сказал: «Я видел, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) выпил воду так, как выпил её я». (Бухари)
Следовательно, здесь возникает вполне законный вопрос- как же совместить смысл этих хадисов?
Отвечая на этот вопрос в своем «Сборнике фетв», большой учёный шафиитского мазхаба Имам Ан-Навави пишет следующее: «Хадисы, которые указывают на то, что нельзя пить воду стоя, говорят о нежелательности (карахаат-танзих) данного поступка. А те хадисы, в которых упоминается о том, что сам Пророк (мир ему и благословение Аллаха) пил стоя, свидетельствуют о том, что он данным поступком говорил о не запрещённости пить воду стоя». («ФатаваИмамиАн-Навави»)
Из всего вышеприведенного мы понимаем, что пить воду стоя, в принципе, не запрещается, а является нежелательным (караха), следовательно, пить воду сидя является желательным поступком и Сунной Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Кроме того, современные медицинские исследования установили, что желудок стоящего и сидящего человека имеет разное положение.
Доктор Абдурразак Аль-Киляни в своей книге «Медицинские факты в Исламе» пишет:
«Употребление еды и питья сидя является более безопасным, приятным и здоровым! В таком положении все органы человека и его желудок находятся в покое, что позволяет воде нежно протекать по его стенкам. А если человек пьет стоя, тогда вода из его горла падает прямо в желудок и ударяется о его дно, что вызывает определённые боли. Если употребление еды и воды таким образом продолжается долгое время, то это изнуряет и расслабляет желудок. И в дальнейшем это приводит и к ухудшению пищеварения».
То есть если человек пьет воду стоя, то жидкость, падая в желудок, прямиком отправляется и в двенадцатиперстную кишку, не задерживаясь в желудке. Однако если человек пьет в сидячем положении, то жидкость, попадая в желудок, смешивается с кислотами, благодаря которым нейтрализуется действие различных микробов, и лишь затем попадает в двенадцатиперстную кишку. И подобным образом человек может предостеречь себя от различных заболеваний.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) более тысячи четырёхсот лет тому назад дал ценные рекомендации, в которых он запрещает употребление еды и воды стоя. Эти рекомендации подтверждены научными фактами, которые стали известны современной медицине сравнительно недавно. Только сейчас медицина начала обращать внимание на вредность привычки употребления еды и питья стоя.
Откуда Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) мог знать о таких подробностях более тысячи четырёхсот лет тому назад?
Поистине, этот факт лишний раз указывает на истинность пророчества Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) и свидетельствует о том, что он не рассказывает это от себя, поистине, это передано ему путём откровения от Всевышнего Аллаха.
Соблюдайте Сунну Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), дабы быть здоровым и достичь довольства Творца.
Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях, поделитесь информацией с друзьями!
Источник