Можно ли пить в поезде в казахстане
Содержание статьи
Права пассажира поезда: это знает не каждый
Нередко, путешествуя поездом, пассажиры сталкиваются с различными непредвиденными ситуациями. Начиная от лишних денежных трат, до задержания полицейскими. А потому, отправляясь в путь, лучше заранее изучить свои права и обязанности. Сегодня мы с помощью специалистов АО «НК «КТЖ», постараемся дать ответы на вопросы, чаще всего возникающие у пользователей соцсетей.
Покупка и возврат билета
Покупая билет, обязательно осведомитесь, что входит в перечень услуг, причитающихся вам в соответствии с классом купленного билета, а за что придется платить отдельно. При этом следует помнить, что пассажир имеет право бесплатно провозить с собой одного ребенка в возрасте до 7 лет, если он не занимает отдельного места. Для детей в возрасте от 7 до 15 лет оплачивается лишь половина стоимости билета (50%).
При этом, на один полный или детский проездной документ можно бесплатно провозить ручную кладь весом не более 35 килограммов. Если она весит больше, то подлежит сдаче в багажный вагон. К слову, преимущество размещения своего багажа в нижнем отделении имеет пассажир, проезжающий на нижней полке. Соответственно, тот кто едет на второй полке, должен использовать верхнее багажное отделение.
Что касается возврата билетов, то, сообщив об отмене поездки более чем за 24 часа до отправки поезда, пассажир может вернуть их полную стоимость. Если до отправки осталось более 6 часов — вернут 50%.
Кроме того, пассажир может сделать остановку в пути следования и продлить срок действия билета не более чем на 10 дней. Также он может выехать пассажирским поездом, следующим ранее поезда, на который приобретен билет. Правда сделать это можно только при наличии свободных мест и внесении изменений в проездной документ.
Если возникнут проблемы с возвратом платы за проезд, задержкой или опозданием поезда, ваш багаж не доставят в указанный срок или потеряют, то следует обратиться с письменной жалобой к дежурному по вокзалу или руководителям перевозчиков, а также в Комитет по защите прав потребителей.
О туалетах и зарядке телефона
Судя по комментариям в соцсетях, многие пассажиры сталкиваются с проблемой подзарядки мобильного телефона в дороге.
За пользование электророзеткой проводники требуют дополнительную плату — 200-300 тенге за час. Но это незаконно.
Так вот, вне зависимости от типа вагона и категории поезда по уровню комфортности, в пассажирских поездах можно бесплатно заряжать мобильные телефоны внутри купе. Конечно, если это предусмотрено заводской конструкцией вагона и при наличии необходимого уровня напряжения тока, предусмотренного электрической схемой. Поэтому, если у вас требуют оплатить зарядку телефона, обращайтесь с официальной жалобой к начальнику поезда.
Что касается платы за вход в туалет на вокзале, то пассажир может бесплатно пользоваться его услугами, предъявив проездной билет на день отправления и отбытия поезда. Правда, сделать это можно только при отсутствии на вокзале бесплатного туалета.
Кроме того, во всех поездах, независимо от их уровня, в туалете должны быть мыло и бумага, а проводник должен проводить в них уборку не менее четырех раз в день. К слову, если в вагоне туалеты старой системы, то следует помнить, что они закрываются за полчаса до прибытия на станцию.
Обязанности проводника
Немногие знают, что проводник должен бесплатно предоставить не только стаканы и ложки, но и швейный набор (иголки, нитки, ножницы), аптечку и даже настольные игры (шахматы, шашки, домино). Хотя, как показывает практика, подобный набор имеется далеко не в каждом поезде.
Также проводник должен сам приносить белье пассажирам и помогать инвалидам, пожилым людям, беременным женщинам и пассажирам с детьми застилать его. При этом, по просьбе пассажира, он обязан бесплатно выдать, установить и закрепить ремни безопасности на второй полке.
Еще одно заблуждение — сдача белья проводникам. Как правило, за полчаса до прибытия поезда на конечную станцию они требуют, чтобы все пассажиры собрали и сдали постельные принадлежности. На самом же деле, собирать белье, следить за его сохранностью и сдавать в прачечную — прямая обязанность проводника.
Причем собирать его он должен после выхода пассажиров. Только в исключительных случаях, по разрешению пассажира, он может собрать постель за 30 минут до прибытия на станцию. А вот для того, чтобы в пути заменить старое белье на новое, придется доплатить отдельно. Кофе, чай и кондитерские изделия, предлагаемые проводником, также предоставляются за отдельную плату.
О спиртном и сигаретах
Немало вопросов вызывает употребление спиртного в пути. Понятно, что если пьяный пассажир доставляет неудобство другим и ведет себя агрессивно, его следует незамедлительно сдать в полицию. А если человек просто решил расслабиться, выпив бутылку пива? Или едет с друзьями, выкупив купе целиком, и потихоньку выпивает с ними, никому не мешая?
Как пояснили в АО «НК «КТЖ», купе поезда является общественным местом. А в соответствии со статьей 440 КоАП РК распитие алкогольных напитков на улицах и в других общественных местах, кроме организаций торговли и общественного питания запрещено. Поэтому, если очень уж хочется горячительного — идите в вагон-ресторан. Помните, что употребление любых спиртных напитков в купе будет расцениваться как административное правонарушение и вас могут привлечь к ответственности. Тем более сделать это несложно. Сейчас практически все пассажирские поезда сопровождают в пути транспортные полицейские.
Что касается курения в поезде, то в соответствии с пунктом 75 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа, в пассажирских поездах курение разрешается только в специально отведенных местах (нерабочих тамбурах). В дизель и электропоездах, а также в поездах «Тулпар-Тальго» курение запрещено. Это относится и к электронным сигаретам.
Стоит отметить, что многие курильщики, замучившись от отсутствия никотина, сразу после остановки поезда выбегают покурить на платформу. При этом они даже не подозревают, что тем самым нарушают закон и могут подвергнуться административному штрафу.
Чтобы избежать этого, следует помнить, что, даже находясь на вокзале, курить можно только в местах, где имеются специально отведенные места для курения.
Источник
Распитие в поезде- общественное место?
см. Приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан от 5 июля 2002 года № 475
Об утверждении Инструкции об организации патрульно-постовой службы органов внутренних дел Республики Казахстан по обеспечению охраны общественного порядка и безопасности
(с изменениями и дополнениями по состоянию на 23.08.2006 г.)
п. 79 ИнструкцииПатрульная служба на объектах железнодорожного, водного и воздушного транспорта организуется с учетом требований настоящей Инструкции. На объектах транспорта патрульная служба организуется начальником линейного отдела (отделения) внутренних дел, линейного пункта полиции с учетом интенсивности пассажирских и грузовых перевозок, движения поездов, судов, полетов самолетов, а также складывающейся оперативной обстановки. Порядок работы нарядов устанавливается начальником линейного органа внутренних дел.
80. Основными формами организации патрульной службы в сфере пассажирских перевозок являются:
1) патрулирование по залам вокзалов и аэропортов, станциям, портам, пристаням и причалам с обходом мест скопления пассажиров, посадочным платформам, отстойным паркам вагонов и другим объектам транспорта, выставление в этих местах постов;
2) сопровождение нарядами поездов; Сопровождение нарядами поездов может осуществляться: сквозным — одним нарядом от пункта формирования поезда до пункта его назначения в пределах Республики Казахстан и эстафетным — несколькими нарядами в пределах обслуживаемой территории;
3) патрулирование на катерах по рекам, водоемам, акваториям портов.
Поезд может и относится к другим объектам транспорта, но меня все же терзают смутные сомнения относительно патрулирования непосредственно поездов и тем более открытия купе «своими» ключами. Во всяком случае составляется карта маршрута патрулирования и уж тем более патрульные должна быть в форме
81. На отдельных станциях, остановочных пунктах начальники линейных отделов (отделений) внутренних дел на транспорте в зависимости от оперативной обстановки могут устанавливать полицейские посты, на которые назначаются наиболее подготовленные, способные к самостоятельной работе полицейские.
82. Охрана общественного порядка и борьба с преступностью в поездах обеспечиваются нарядами сопровождения. Состав наряда определяется начальником ОВД на транспорте и в количестве не менее двух человек, из их числа назначается старший.
Пункт 83 изложен в редакции приказа МВД РК от 23.08.06 г. № 419 (см. стар. ред.)
83. Работа наряда осуществляется на основе разработанного ежемесячного графика с последующей корректировкой по мере необходимости, утвержденного руководством линейного отдела (отделения) внутренних дел и согласованного с руководством пассажирских перевозок. В графике должны быть указаны перечень сопровождаемых поездов, время начала и конца работы, маршруты их сопровождения, места и время пересадок. Наряд несет службу в форменном обмундировании и экипируются положенными средствами защиты и активной обороны, а также соответствующей служебной документацией. Наряд при выполнении задач взаимодействует с линейными и территориальными органами внутренних дел по маршруту следования поезда, членами поездной бригады.
Источник
Легкость тайного пития: иностранный корреспондент проверил, можно ли выпить в поездах РЖД
Дэйв Хаззан в журнале VICE рассказывает о поездке по железным дорогам Казахстана и России, сокрушившей его мечты об алкотрипе по заснеженным просторам постсоветского пространства.
Лучший бар в Казахстане движется на скорости 60 миль в час (96 км/ч). Это третий с хвоста вагон поезда № 003 Алматы — Астана. Там пассажиры (по большей части мужчины) со всех концов наименее исламского изо всех исламских государств собираются вместе и пьют дешевую водку и пиво, знакомятся, смеются, разбрасывают еду, а самое главное — следят, чтобы ваш стакан не пустел. Мой сосед по купе ударил меня головой, но очень дружелюбно.
Хотя снаружи снег и 15 градусов по Фаренгейту (минус 10 по Цельсию), в тесном вагоне-ресторане — почти тропики. Люди выходят в тамбуры между вагонами, чтобы покурить, отлить и охладиться на ветру. Волшебный опыт. Посетить Казахстан нужно хотя бы ради того, чтобы позависать в их вагонах-ресторанах.
Ах, если бы так было на всем постсоветском пространстве! В России — России Сталина, Екатерины и Ивана Грозного, России моих пропитанных водкой мечтаний — катастрофа. Водку запретили в поездах.
Так было не всегда. Россия дважды экспериментировала с сухим законом — во время Первой мировой и во второй половине восьмидесятых. Оба раза правительство было свергнуто. Сейчас Россия переживает новый период строгого алкогольного регулирования.
Когда президентская эстафета перешла от пропойцы Бориса Ельцина к супермену трезвости Владимиру Путину, Российское государство стало пытаться обуздать свое известное пьянство. В 2013 году пиво было объявлено алкогольным напитком, что не удивило никого, кроме русских, которые считали, что пиво — такой же алкоголь, как чизбургер — сыр (ведь если чуть-чуть, то не считается, да?).
Тем временем водка, как и другие напитки — вино, коньяк, импортный крепкий алкоголь — страдают от массы ограничений, особенно в том, что касается мест продажи. И одно из мест, где их продавать нельзя — это российские поезда.
Но я ничего этого не знал. После казахстанского опыта я предвкушал пьяное путешествие по сердцу России. Все мои друзья, которым приходилось путешествовать по Транссибирской магистрали, засыпали меня историями.
— Мы пили, — сказал Расс Янг, британец, который в 2006 году работал учителем английского в Южной Корее и добирался на поезде на Чемпионат мира по футболу в 2006 году в Германию. — К сожалению, я немного перебрал с водкой и упал с полки, приземлившись прямо на стол, на котором были стаканы. Чудесным образом я остался цел, хотя все стаканы разбились.
Расса предупредили, что если он продолжит пить, то его высадят на следующей станции.
Ещё один британец, Мартин Томпсон, вспоминает, как в 2008 году он сидел в вагоне-ресторане, полном водки.
— Да, мы пили, — говорит Томпсон. — Большую часть времени делать было просто нечего, так что мы достаточно часто пили. Мы познакомились с парнем, который заказывал за наш столик водку колбу за колбой. Он ни слова не знал по-английски, а мы — по-русски, так что мы рисовали картинки на салфетках.
Томпсон нарисовал школьный класс, чтобы показать, что он учитель, а собутыльник нарисовал пистолет и затем направил его в их сторону.
Дэйв Хаззан (слева) с попутчиками в казахстанском вагоне-ресторане.
Но сегодня этому пришел конец. Если вагон-ресторан и есть, то он лишь бледное отражение того, что было раньше. Обычно там есть пиво и вино, но и то не всегда. Если повезет, работник предложит вам нелегальный алкоголь, но особо не рассчитывайте на это.
Первый этап нашего пути был из Астаны в Москву — 60-часовая поездка по заснеженным полям, лишь шесть часов дневного света и никаких развлечений, кроме книг и ноутбуков. Первые сутки верхние полки нашего купе были пусты, так что мы наслаждались уединением, но никто не проводил нас в вагон-ресторан, как в Казахстане.
Я пошел к provodnik — диктатору вагона, которого нужно почитать, как бога, и изобразил процесс еды и питья, чтобы показать, что мне нужен вагон-ресторан. Он покачал головой и сказал «Nyet».
Что это за nyet? Шестьдесят часов в пути, и ни бара, ни даже ресторана? Я подумал, что, возможно, вагон-ресторан прицепят после пересечения границы. У нас была бутылка вина, растворимая лапша и чипсы, чтобы продержаться до этого момента.
Но следующим утром после пересечения границы нам снова сказали, что бара или ресторана нет. На некоторых станциях мы могли выйти и купить колбасы, хлеба или подозрительных маринованных грибов. Но ни пива, ни водки не продавали. Мы ели, мы томились, мы пили чай и мечтали о стеклянных бутылках с алкоголем.
Только когда к нам подсел попутчик, мы узнали, что есть обходной путь. Через полчаса после его появления мы услышали знакомый звук и шипение открываемой банки с пивом. Я ожил, повернулся к нему и прошептал: «Где…»
Он указал на купе проводника, я побежал туда и как можно яснее спросил: «Пиво? Пиво? Пиво?». Да, у него было пиво. Он не сказал об этом раньше, пока я молил о вагоне-ресторане, но под его сиденьем были ящики с пивом, так что я взял по баночке себе и своей спутнице.
Весь день мы ходили к проводнику за пивом. Я понял, что всё было открыто и легально — никто не пытался это скрыть. Когда пришла поездная полиция, оказалось, что это было совершенно нелегально: полицейские увидели мою банку пива и потребовали, чтобы я тут же допил и выбросил её. (Это мило. Немногие копы говорят, что можно закончить дело.)
Мы скоро поняли, что можно купить также водку и бренди (под названием «коньяк», но точно не из провинции Коньяк), но это уже было куда более скрытно. Я спросил у проводника водку, но он прошептал в ответ: «Коньяк». Я знал, к какому похмелью может привести вечер с бренди, так что пошел в другой вагон, где provodnista (женщина-provodnik) вручила мне полулитровую бутылку Parlament, замотанную в кучу черных пластиковых пакетов. Это было похоже на тайную покупку наркотиков.
В купе я пил водку, слушал Songs of Love and Hate Леонарда Коэна и вспоминал старика. Когда мы вырубились, проводник просочился в наше купе и, много раз извинившись, залез на верхнюю полку, снял потолочную панель, достал упаковку бутылок и исчез. Возможно, это была кола, но, чувствую, всё же нет.
К сожалению, больше водки в поездах не было — ни нелегальной, никакой. В высокоскоростном «Сапсане», следовавшем из Москвы в Санкт-Петербург, был вагон-ресторан, там продавали пиво и вино. Неизвестно, почему, но самые привлекательные молодые сотрудники «Российских железных дорог» работают на «Сапсанах» — в том числе и те две барышни в вагоне-ресторане.
У них не было водки или коньяка, но было пиво и вино, и да, я мог взять его с собой на свое место. Когда я попросил их сфотографироваться для журнала, они посмотрели на меня с чистейшим отвращением — с таким любая красивая 20-летняя барышня посмотрела бы на толстого мужчину средних лет, который хочет ее сфотографировать для журнала, о котором она никогда не слышала и знает, что фото определенно пойдет в дрочебанк домашнего компьютера. Они спрятались за барной стойкой, так что я смог сфотографировать лишь бутылки, и до конца поездки я не возвращался в бар.
Последним нашем путешествием на поезде по России была 26-часовая поездка из Санкт-Петербурга в Мурманск. Здесь вагон-ресторан был. Мы ехали на этот раз в третьем классе, где все втиснуты на полки, без стен или дверей, за которыми можно было бы спрятать бухло.
Это было ужасно: никто не пил пиво, не говоря уже о крепком алкоголе. В обеденное время мы с женой направились в вагон-ресторан, и он был почти пуст. Там было два пьяных чувака, которые кричали друг на друга — вскоре их выгнали. Очень немногочисленные посетители пили пиво, обедали и вели себя благопристойно. Я заказал нам пиво, а затем, изображая невинного туриста, попросил водки. Ответом было четкое: «Водки нет». Мы выпили по пять бокалов пива и вернулись в свой третий класс.
Я точно не знаю, когда Россия запретила водку в поездах. На многочисленные письма в пресс-службу «Российских железных дорог» я получал один краткий ответ: «Благодарим за интерес к нашей компании. Пожалуйста, примите к сведению, что употребление алкоголя в поездах считается административным правонарушением (статья 20.20 Кодекса об административных правонарушениях) и является сферой ответственности Министерства внутренних дел».
Этот закон был принят в 2001 году, но водка продавалась в российских вагонах-ресторанах как минимум в 2009-м. Когда мой друг ехал на поезде из Монголии в Москву в 2011 году, водку приносили в купе, обернутую в газеты. Друг говорит, что не знал, было это легально или нет, но водки было полно.
К сожалению, кажется, что славные дни пропитанных водкой поездок по российским рельсам прошли. Но можно полететь — мне сказали, что «Аэрофлот» пока ещё наливает.
Источник
Проводники VS пассажиры: какой сервис должен быть в поездах
Путешествующие поездами казахстанцы часто сталкиваются с ситуацией, когда до конечной остановки ещё часа полтора, а проводники уже будят народ и требуют в срочном порядке заправить постель и сдать бельё. АО «Пассажирские перевозки» ответило на запрос rmburo.kz и объяснило, какие услуги вправе требовать их клиенты.
№1. Кто может попросить проводника расстелить постель?
Инвалиды, пассажиры преклонного возраста, пассажиры, имеющие проблемы со здоровьем, пассажиры с малолетними детьми и пассажиры вагонов типа купе и СВ поездов категории «фирменный» могут без зазрения совести озадачить этой просьбой проводника. Согласно внутренней инструкции проводники обязаны застелить постель этим категориям пассажиров.
№2. Обязан ли пассажир сдавать постельное бельё?
Нет, не обязан. Проводники, конечно, могут попросить об этом пассажиров в очень корректной и вежливой форме. Но согласно внутреннему распоряжению проводники должны сами убирать постельное бельё.
№3. За сколько минут до конечной остановки пассажира проводник должен разбудить его?
Пассажир может попросить разбудить его намного раньше, но постельное бельё проводник должен собрать за 30 минут до пункта назначения пассажира. Так что если вам не нужно вставать раньше, чтобы успеть сходить в туалет до санитарной зоны, то вы можете спокойно до назначенного времени проваляться на вагонной полке.
№4. Сколько туалетов должно быть открыто в вагонах?
Иногда, чтобы лишний раз не проводить уборку туалетов, проводники один из санузлов просто закрывают. Делать это они не имеют права. Все туалеты должны быть открыты на всём протяжении пути, за исключением санитарных зон и случаев неисправности санузлов.
№5. Как часто должна производиться уборка вагонов и санузлов?
Уборка салона вагона и купе производится по мере необходимости, но не менее двух раз в сутки, в санузлах — не менее четырех раз в сутки. Это требование ко всем типам вагонов независимо от сообщения и категории поездов.
№6. Какие услуги должны предоставляться бесплатно в поездах?
- уборка вагонов;
- выдача постельных принадлежностей:
- пользование аптечкой;
- обеспечение туалетными принадлежностями;
- обеспечение информацией внутри салона вагона;
- обеспечение кипячёной водой.
№7. В каких поездах должны быть вагоны-рестораны?
Во всех категориях поездов международного и межобластного сообщения, находящихся в пути в одном направлении двадцать и более часов, и в схеме которых курсируют не менее четырех купейных вагонов, а также соединяющих столицу с городом республиканского значения.
№8. Какие дополнительные услуги могут предоставить проводники?
- услуги сейфа;
- выдача свежей прессы;
- лоточная продажа продукции вагона-ресторана;
- доставка блюд в купе (применяется в фирменных и скоростных поездах);
- хранение скоропортящихся продуктов питания в холодильнике;
- быстрый разогрев пищи в СВЧ-печах;
- радио- и видеовещание, прокат видеопроигрывателей;
- выдача гигиенических наборов;
- обеспечение чайной продукцией;
- предоставление питания в вагонах, оборудованных барными стойками, в составе поездов, сформированных из вагонов с местами для сидения.
№9. Где можно курить в поездах?
В соответствии с пунктом 75 Правил в пассажирских поездах курение разрешается в специально отведённых местах (нерабочих тамбурах). В дизель- и электропоездах, а также в поездах «Тулпар-Тальго» курение не разрешается.
№10. Какие сумки и в каком количестве можно везти бесплатно?
Допускается бесплатный провоз пассажиром на один полный и детский проездной документ (билет), кроме мелких вещей, ручной клади не более 35 кг, размер которой не превышает 100х50х50 см, а в поездах, сформированных из вагонов фирмы «Talgo» — 25 кг ручной клади, размер которой не превышает 70х40х40 см. На багаж сверх нормы (кроме поездов «Talgo») необходимо приобрести дополнительный билет. За багаж весом до 50 кг необходимо за полную стоимость приобрести ещё один проездной документ (билет). Для провоза багажа весом до 300 кг необходимо выкупить отдельное купе, оплатив полную стоимость всех четырёх мест. Если вы направляетесь в Россию, то бесплатно можно провезти ручную кладь до 14 кг. Выкупать всё купе придётся при провозе багажа весом до 150 кг.
№11. Можно ли передавать с проводником посылки и сколько это стоит?
В прошлом году была внедрена услуга по организации перевозки «Бригадирского конверта» пассажирскими поездами АО «Пассажирские перевозки». В любую точку Казахстана за 500 тенге через начальника поезда можно передать конверт. К отправке принимаются конверты размером формата не более А4 и шириной до 3 см (к перевозке допускается только бумажный носитель).
№12. Каких пассажиров проводник вправе не допустить к поездке или высадить с поезда во время пути?
Согласно пункту 65 Правил проводник может отказать в перевозке пассажиру при посадке в поезд или в пути следования, если тот нарушает общественный порядок и мешает спокойствию других. В этом случае работниками правоохранительных органов в присутствии начальника поезда и проводника вагона производится высадка пассажира на ближайшей тарифной станции, где функционирует опорный пункт, о чём составляется акт в трёх экземплярах с указанием наличия ручной клади. Плата за проезд и перевозку багажа пассажиру не возвращается.
№13. Куда жаловаться, если вас не устраивает работа проводников?
Если проводник не выполняет свою работу или делает это некачественно, можно позвонить на телефон доверия АО «Пассажирские перевозки» +7 (717) 260-01-32, +7 (717) 260-01-61, +77172600162 или отправить сообщение в WhatsAPP Messenger Министерства по инвестициям и развитию 8 (708) 088-08-00.
Источник