Можно ли пить воду из пожарного гидранта
Содержание статьи
ОТВЕЧАЕТ ВНИИПО МЧС РОССИИ. СП 8.13130.2009
СП 8.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности. Изменение №1, утв. Приказом МЧС России от 09.12.2010 № 640
https://www.vniipo.ru/vopros-otvet/sp-8131302009——sistemy-protivopozharnoy-zaschi/
Вопрос 1: С какой периодичностью должна осуществляться проверка работоспособности сетей наружного противопожарного водопровода ?
Ответ: Пункт 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390) устанавливает для руководителя организации периодичность проведения проверок работоспособности сетей наружного противопожарного водопровода не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов. Такое же требование содержится в пункте 2.4.3 ГОСТ 12.4.009-83* «ССБТ. Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание».
Вопрос 2: Ранее в СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» для отдельно стоящих общественных зданий объемом св. 1000 м3допускалось принимать наружное противопожарное водоснабжение из емкостей (резервуаров, водоемов) по согласованию с территориальными органами Государственного пожарного надзора. Что делать в ситуации, если данное примечание отсутствует в Федеральном законе № 123-ФЗ и СП 8.13130.2009?
Ответ: Для реконструируемых или строящихся общественных объектов защиты объемом до 1000 м3 расположенных в населенных пунктах, где в данных населенных пунктах отсутствует кольцевой противопожарный водопровод, допускается принимать наружное противопожарное водоснабжение из природных или искусственных водоемов, в соответствии с ч. 4 ст.68 Федерального закона Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». В том случае, если те же здания с объемом свыше 1000 м3 расположены в населенных пунктах, в которых также отсутствует противопожарный водопровод, в соответствии со ст.20 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в ред. Федерального закона от 09.11.2009 № 247-ФЗ) необходимо разрабатывать специальные технические условия, подлежащие согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Порядок согласования специальных технических условий установлен приказом МЧС РФ от 28 ноября 2011 года N 710 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по согласованию специальных технических условий для объектов, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, отражающих специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности».
Вопрос 3: Для общественных объектов защиты с объемами от 5 тыс. м3, но не более 150 тыс. м3 в таблице 2 установлены прочерки. Какой расход воды на наружное пожаротушение в данной ситуации принимать?
Ответ: Прочерки в таблицах означают отсутствие в настоящее время норм расхода воды на данные типы зданий. При отсутствии данных, возможно, принять норматив для здания с большей этажностью. В тех случаях, когда данная возможность отсутствует, в соответствии с ч. 2 ст.78 Федерального закона от 22.07.2008г. №123 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» для данных объектов должны быть разработаны специальные технические условия.
Вопрос 4: В случае, когда одно здание имеет два разных класса функциональной пожарной опасности, расход воды на наружное пожаротушение определяется по объему всего здания или по какой-то части?
Ответ: Расход воды на наружное пожаротушение зданий, разделенных на части противопожарными стенами, следует принимать по той части здания, где требуется наибольший расход воды (СП 8.13130.2009, п.5.4). Расход воды на наружное пожаротушение зданий, разделенных противопожарными перегородками, следует определять по общему объему здания и наиболее высокой категории помещений по пожарной и взрывопожарной опасности (СП 8.13130.2009, п.5.5).
Вопрос 5: Что обычно входит в общий расчетный расход воды на тушение пожара?
Ответ: Общий расчетный расход воды на тушение пожара Qпож из противопожарного водопровода складывается из расходов воды на наружное Qнар (от гидрантов) и внутреннее Qвн (от внутренних пожарных кранов) пожаротушение, а также расхода воды на спринклерные Qспр, дренчерные и другие установки: Qпож = Qнар + Qвн + Qспр. При объединенных водопроводах к расчетному расходу воды на пожарные нужды должен быть приплюсован максимальный расход воды на другие нужды (хозяйственно-питьевые, производственные). Данное требование распространяется на все здания, сооружения и пожарные отсеки.
пожарной и взрывопожарной опасности (СП 8.13130.2009, п.5.5).
Вопрос 6: Можно ли считать группу насосов, установленных на открытой площадке, насосной станцией ?
Ответ: В соответствии с п. 3.9 СП 8.13130.2009 насосные станции — это сооружение, предназначенное для забора воды из водоисточника и подачи ее в водопроводные сети.
По назначению насосные станции централизованных систем водоснабжения подразделяются на:
— насосные станции I подъема — забирают воду из источника водоснабжения и подают ее на очистные сооружения или непосредственно в запасные емкости;
— насосные станции II подъема — забирают воду из запасных резервуаров подают ее в нужную водопроводную сеть или водонапорную башню;
— повысительные насосные станции — предназначены для повышения напора в водопроводных сетях (отдельных или высокорасположенных районов населенного пункта);
В повысительных насосных станциях можно устанавливать хозяйственно-питьевые, производственные и пожарные насосы.
Насосные станции пожарных и объединенных водопроводов по надежности следует относить к I категории, а при наличии емкостей с пожарным запасом воды, обеспечивающий необходимый напор, — ко II категории.
В зависимости от категории насосной станции выбирается степень ее огнестойкости.
Категория насосной станции | Степень огнестойкости |
I | I |
II | II |
III | III |
Исходя из вышесказанного, группа насосов, предназначенная для забора воды из источника наружного противопожарного водоснабжения (водопроводной сети) с целью повышения давления и подачи ее на нужды пожаротушения, будет являться насосной станцией, если насосы размещены в здании (насосной станции) I или II степени огнестойкости.
Вопрос 7: Можно ли разместить два пожарных гидранта рядом ?
Ответ: Размещать пожарные гидранты на водопроводной сети следует в соответствии с требованиями СП 8.13130.2009. В соответствии с п. 8.6 СП 8.13130.2009 наружное пожаротушение для здания, сооружения или его части должно обеспечиваться не менее чем от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 л/с и более и одного гидранта — при расходе воды менее 15 л/с с учетом прокладки рукавных линий длиной, не более указанной в п. 9.11, по дорогам с твердым покрытием. В соответствии с п. 9.11 СП 8.13130.2009 размещение гидрантов на водонапорной сети должно обеспечивать возможность прокладки рукавных линий по дорогам с твердым покрытием до самой дальней точки здания, сооружения или его части длиной: при наличии автонасосов — 200 м; при наличии мотопомп — 100 — 150 м в зависимости от технических возможностей мотопомп. Размещают гидранты в соответствии с п. 8.6 СП 8.13130.2009 не ближе 5 метров относительно стен здания. Проектное решение о размещении пожарных гидрантов рядом не противоречит требованиям СП 8.13130.2009, однако при этом увеличивается вероятность того, что при пожаре невозможно будет подъехать ни к одному из них. Поэтому не следует размещать гидранты в непосредственной близости друг от друга.
Вопрос 8: Необходимо ли устройство площадок для пожарных автомобилей у пожарных гидрантов ?
Ответ: В соответствии с требованиями части 8 статьи 98 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее -Технический регламент), площадки размером 12х12 м для пожарных автомобилей должны предусматриваться на территории производственных объектов у водоемов, градирен, брызгальных бассейнов и других сооружений, вода из которых может использоваться для тушения пожаров. Это требование направлено на обеспечение возможности забора воды пожарными машинами из открытых водоемов и не имеет отношения к пожарным гидрантам. Вероятно, что экспертные организации ссылаются на требование части 8 статьи 98 Технического регламента о необходимости устройства указанных площадок у «… других сооружений, вода из которых может быть использована для тушения пожара». В соответствии с частью 23 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» — «…сооружение — результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов». Таким образом, пожарные гидранты сооружениями не являются и требования части 8 статьи 98 «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности» к ним неприменимы.
Вопрос 9: По какой методике осуществляется проверка наружного противопожарного водопровода на водоотдачу ?
Ответ: Испытания наружного водопровода на водоотдачу проводятся по «Методике проверки сетей противопожарного водоснабжения на водоотдачу»: Методические рекомендации. — СПб: СПбФ ФГУ ВНИИПО МЧС России, 2003. -36 с. Методика разработана Санкт-Петербургским филиалом ФГУ ВНИИПО МЧС России и отделом организации пожаротушения ГУГПС МЧС России.
Вопрос 10: Как определить необходимое количество гидрантов на водопроводной сети ?
Ответ:Расход воды через один патрубок пожарной колонки, в зависимости от напора у гидранта, должен обеспечивать расчетный расход воды на наружное пожаротушение. Если расчетный расход воды на наружное пожаротушение больше пропускной способности колонки, необходимо (с учетом требований п. 8.6 СП 8.13130.2009) предусматривать количество гидрантов, равное:
n=Qр/Qк, где
n-количество гидрантов, ед.
Qр — расчетный расход воды на наружное пожаротушение, л/с;
Qк — расход воды через один патрубок пожарной колонки, л/с при рабочем давлении в водопроводной сети — P, МПа.
Источник
????Что нужно знать о пожарных гидрантах и их эксплуатации
С 1 января 2021 г. применяются новые Правила противопожарного режима в РФ. См. Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479. Данные изменения будут учтены в материале при его актуализации. |
С 1 января 2021 г. утрачивает силу Постановление Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390. См. Постановление Правительства РФ от 11.07.2020 N 1034. Соответствующие изменения будут отражены в материале при его актуализации. |
Пожарный гидрант — устройство для отбора воды из водопроводной сети для тушения пожара.
Обычно его устанавливают в колодце для того, чтобы пожарная техника могла забирать воду из водопровода.
Если какие-либо гидранты принадлежат вам или находятся в зоне вашей эксплуатационной ответственности, вы должны содержать их в исправном состоянии, ремонтировать и обслуживать. Проверяйте их работоспособность каждую весну и осень.
Не ставьте транспорт на колодцах, где находятся пожарные гидранты, даже если вы не отвечаете за них, и не загораживайте проезд к ним.
Оглавление:
1. Какие установлены требования к пожарным гидрантам
2. Кто должен содержать пожарные гидранты
3. Какие требования предъявляются к проверке пожарных гидрантов и как их проверять
1. Какие установлены требования к пожарным гидрантам
Пожарные гидранты устанавливают на сетях наружного водопровода для подачи воды в целях пожаротушения (ч. 1 ст. 127 Технического регламента о пожарной безопасности).
Их количество и расстояние между ними по общему правилу определяют исходя из суммарного расхода воды на пожаротушение и пропускной способности устанавливаемого типа гидрантов. Расстановка этих устройств должна обеспечивать подачу воды в любую точку обслуживаемого данной сетью здания на уровне нулевой отметки при расходе воды на наружное пожаротушение (п. п. 8.9, 8.10 СП 8.13130):
- 15 л/с и более — не менее чем от двух гидрантов;
- менее 15 л/с — от одного гидранта с учетом прокладки рукавных линий длиной не более 200 м по дорогам с твердым покрытием.
Расположение гидрантов зависит от того, где находятся водопроводные линии (п. 8.12 СП 8.13130):
- в колодцах, если водопровод проложен в тоннеле. Учтите, устанавливать пожарные гидранты в общем колодце с запорной арматурой, имеющей электропривод, нельзя (п. 8.14 СП 8.13130);
- непосредственно на сети в наземных камерах — если водопровод наземный или надземный.
Пожарные гидранты следует устанавливать на кольцевых участках водопроводных линий. Устанавливать их на тупиковых линиях водопровода допускается, если учтен ряд требований и приняты меры против замерзания воды в них. Устанавливать устройства на ответвлении от тупиковой линии водопровода или на вводе в здание не допускается (п. 8.8 СП 8.13130).
Пожарные гидранты располагают вдоль автомобильных дорог на расстоянии не более 2,5 м от края проезжей части, но не ближе 5 м от стен зданий (ч. 9 ст. 98 Технического регламента о пожарной безопасности, п. 8.8 СП 8.13130).
Пожарные гидранты специальной конструкции для районов с многолетнемерзлыми грунтами устанавливают на магистральных участках сети (п. 12.10 СП 8.13130).
Основные требования к подземным гидрантам указаны в ГОСТ Р 53961-2010. Большинство из них рассчитано на его производителей. В частности, установлены требования:
- к основным показателям и характеристикам;
- к конструкции.
2. Кто должен содержать пожарные гидранты
Вы должны содержать гидранты, которые принадлежат вам или находятся в границах вашей эксплуатационной ответственности (п. 1 ч. 2 ст. 68 Технического регламента о пожарной безопасности, п. 55 Правил противопожарного режима, пп. «к» п. 35 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644, далее — Правила холодного водоснабжения).
В частности, вы должны:
- очищать гидранты от снега и льда (п. 55 Правил противопожарного режима);
- сообщать пожарным об отключении гидрантов и об уменьшении давления в водопроводной сети ниже требуемого (п. 55 Правил противопожарного режима, пп. «м» п. 35 Правил холодного водоснабжения);
- обозначать указателями местонахождение гидрантов, а также направление движения к ним (п. 55 Правил противопожарного режима).
Вы не должны оставлять транспорт на колодцах, даже если не отвечаете за гидранты в них (п. 56 Правил противопожарного режима).
3. Какие требования предъявляются к проверке пожарных гидрантов и как их проверять
Проверяйте гидранты весной и осенью (п. 1 ч. 2 ст. 68 Технического регламента о пожарной безопасности, п. 55 Правил противопожарного режима, п. 11.9 ГОСТ Р 53961-2010).
При проверке убедитесь, что подземные гидранты соответствуют следующим требованиям (п. 11.10 ГОСТ Р 53961-2010):
- компоненты гидранта исправны;
- в корпусе гидранта и в колодце есть вода;
- клапан (задвижка), соединения и уплотнения при рабочем давлении герметичны;
- гидрант работает вместе с пожарной колонкой, легко открывается и закрывается;
- вода идет под давлением, которое достаточно для тушения.
Чтобы проверить гидрант (п. 55 Правил противопожарного режима, п. 11.10 ГОСТ Р 53961-2010):
- установите пожарную колонку;
- пустите воду и убедитесь, что вода идет под нужным давлением;
- зафиксируйте результаты проверки в акте.
Порядок проверки пожарных гидрантов приведен также в Руководстве по соблюдению отдельных требований противопожарного режима в РФ.
Источник
Решение от 30 декабря 2015 г. по делу № А05-11744/2015
АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799
: @arhangelsk.arbitr.ru, https://arhangelsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело № А05-11744/2015
г. Архангельск
30 декабря 2015 года
Резолютивная часть решения объявлена 28 декабря 2015 года
Решение в полном объёме изготовлено 30 декабря 2015 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Бекаровой Е.И.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества «СЕТИ» (ОГРН 1142903000195; место нахождения: Россия, 164901, г. Новодвинск, Архангельская область, ул. Солнечная, 13/1)
к ответчикам — Администрации муниципального образования «Город Новодвинск» (ОГРН 1022901005764; место нахождения: Россия, 164900, г Новодвинск, Архангельская область, ул. Фронтовых бригад, 6/корп.1);
муниципальному образованию «Город Новодвинск» в лице Финансового управления администрации МО «Город Новодвинск»;
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора:
— Агентства по тарифам и ценам Архангельской области (место нахождения: г.Архангельск, ул. Выучейского, д.18);
— государственного казённого учреждения Архангельской области «Пожарная часть №53» (место нахождения: 164901, г.Новодвинск Архангельской области, ул.Димитрова, дом 8);
— Архангельской области в лице Министерства финансов Архангельской области (место нахождения: 163004, г.Архангельск, просп.Троицкий, д.49)
о взыскании 490 174 руб. 08 коп.
В судебном заседании приняли участие представители:
истца — Горохов А.В. по доверенности от 22.09.2015 №16/1952;
ответчика — администрации МО «Город Новодвинск» — не явился, о судебном заседании извещён 10.12.2015 согласно уведомлению организации почтовой связи;
ответчика — МО «Город Новодвинск» в лице финансового управления — Грачёва М.С. по доверенности от 25.12.2015 №35;
третьих лиц:
— Агентства по тарифам и ценам Архангельской области — не явился, о судебном заседании извещён 10.12.2015 согласно уведомлению организации почтовой связи;
— государственного казённого учреждения Архангельской области «Пожарная часть №53» — Копейкин А.А., начальник отряда, приказ от 31.01.2007№1-к;
— Архангельской области в лице Министерства финансов — не явился, о судебном заседании извещён 10.12.2015 согласно уведомлению организации почтовой связи.
Протокол судебного заседания вела помощник судьи Ястребова Н.Л.
Суд установил следующее:
открытое акционерное общество «СЕТИ» (далее — истец, общество) просит взыскать с Администрации муниципального образования «Город Новодвинск» (далее — ответчик, администрация), муниципального образования «Город Новодвинск» в лице финансового управления администрации МО «Город Новодвинск» (далее — ответчик, МО «Город Новодвинск») 490 174 руб. 08 коп. в возмещение стоимости холодной (питьевой) воды из пожарных гидрантов на цели пожаротушения объектов города Новодвинска за период с января по август 2015 года согласно расчётов использования воды на указанные цели, предоставленных ГКУ Архангельской области «Пожарная часть №53».
Ответчики иск не признали по основаниям, изложенным в отзывах.
Ответчик администрация ссылается на отсутствие с истцом договорных отношений, предметом которых было бы возмещение расходов на отпуск воды из пожарных гидрантов на цели пожаротушения; отсутствие обязанности ответчика в силу закона возмещать указанные расходы. В дополнениях к отзыву (письмо от 18.11.2015 №07-08/236 (2015) ответчик администрация МО «Город Новодвинск» кроме прочего ссылается на то, что из производственной программы ОАО «Сети», утверждённой постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 18.12.2014 №71-в/67 «Об утверждении производственных программ и установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и услуги водоотведения, оказываемые ОАО «Сети» на территории муниципального образования «Город Новодвинск», при установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) учтены потери воды в объёме 172,490 тыс. куб.м. Согласно подпункту «а» дефис 6 пункта 3.2 Методических указаний по расчёту потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при её производстве и транспортировке, утверждённых Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.10.2014 №640/пр, структура расходов и потерь воды при транспортировке горячей, питьевой, технической воды включает расходы воды на противопожарные нужды населённых пунктов (тушение пожаров, проверка пожарных гидрантов на водоотдачу).
Ответчик МО «Город Новодвинск» в лице финансового управления администрации МО «Город Новодвинск» в отзыве ссылается на то, что согласно статье 18 Закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее — Закон №69-ФЗ) организация тушения пожаров силами государственной противопожарной службы отнесена к полномочиям органом государственной власти субъектов Российской Федерации за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Третье лицо — Агентство по тарифам и ценам — в письменном мнении (л.д.89-90, т.1) пояснило, что при формировании тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и услуги водоотведения, оказываемых ОАО «Сети», не были утверждены затраты на противопожарные нужды.
Представитель третьего лица — ГКУ АО «Пожарная часть №53» — в судебном заседании пояснил, что действительно в период с января по август 2015 года учреждением осуществлялось тушение пожаров на территории г.Новодвинска, вода для тушения пожаров забиралась из гидрантов, подключённых к системе питьевого водоснабжения ОАО «Сети» , данные об адресах объектов пожаротушения, периодах тушения (в часах), количестве и видах пожарных рукавов предоставлялись в ОАО «Сети», оплата за воду, использованную при пожаротушении, учреждением в пользу ОАО «Сети» не производилась.
Третье лицо — Архангельская область в лице Министерства финансов Архангельской области — представило в дело отзыв (письмо от 28.12.2015 №10-29/548), в котором полагает, что заявленные исковые требования относятся к расходным обязательствам МО «Город Новодвинск».
Судом установлены следующие фактические обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора.
В период с января по август 2015 года тушение пожаров на территории г.Новодвинска осуществлялось силами ГКУ АО «Пожарная часть №53». При тушении пожаров использовалась питьевая вода из пожарных гидрантов, подключённых к центральной системе холодного питьевого водоснабжения города Новодвинска.
Центральная система холодного питьевого водоснабжения города Новодвинска эксплуатируется ОАО «Сети», которое в соответствии с постановлениями администрации МО «Город Новодвинск» №1363-па от 11.12.2013 и №478-па от 28.05.2014 определено в качестве (присвоен статус) гарантирующей организации в границах балансовой принадлежности систем холодного водоснабжения и водоотведения МО «Город Новодвинск».
ГКУ АО «Пожарная часть №53» факт забора питьевой воды из системы централизованного водоснабжения города Новодвинска для целей пожаротушения подтверждает, оплата воды учреждением не производилась, договора на забор питьевой воды для целей пожаротушения не заключалось, учреждение финансируется из бюджета Архангельской области, в доведённых до учреждения лимитах бюджетных средств учреждению не устанавливаются расходы на оплату использованной при пожаротушении питьевой воды из системы централизованного водоснабжения города Новодвинска.
ГКУ АО «Пожарная часть №53» данные об адресах объектов пожаротушения, периодах тушения (в часах), количестве и видах пожарных рукавов в рассматриваемом периоде предоставила в ОАО «Сети».
ОТО «Сети» на основании предоставленных учреждением данных определило количество питьевой воды, использованной на цели тушения пожаров в отношении объектов, расположенных на территории города Новодвинска, по Методическим указаниям по расчёту потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при производстве и транспортировке (утв. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 17.10.2014 №640/пр, зарегистрированным в Минюсте России 17.02.2015 №36064) по изложенной в пункте 1.3.1 Приложения №5 формуле: , где q — расходы воды (15 л/сек.), соответственно на один пожарный рукав при тушении пожара из гидрантов;
— количество задействованных соответственно пожарных рукавов;
— продолжительность действия пожарного гидранта, при отсутствии фактических данных допускается 3 час.
Количество использованной питьевой (холодной) воды за период с 01.01.2015 по 31.05.2015 составило 14201,10 куб.м, за июнь 2015 года — 228,60 кбм, за июль 2015 года — 47,70 кбм, за август 2015 года — 51,30 кбм; всего за рассматриваемый период — 14528,7 кбм.
Стоимость питьевой воды определена с использованием тарифов, утверждённых постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 18.12.2014 №71-в/67 (за период с января по июнь 2015 года — 28.57 руб./кбм; за период с июля по август 2015 года — 31,77 руб./кбм). Стоимость холодной питьевой воды составила 490 174 руб. 08 коп. и соответствует цене иска в настоящем деле.
Ответчики арифметическую правильность расчёта цены иска не оспорили, контррасчёт в дело не представили, полагают, что расходы на возмещение стоимости водоснабжения на цели пожаротушения в городе Новодвинске не подлежат возмещению за счёт казны муниципального образования «Город Новодвинск».
Проанализировав представленные в дело доказательства, доводы представителей участвующих в деле лиц, суд пришёл к следующим выводам относительно существа спора.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, в том числе между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности урегулированы Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее — Закон №69-ФЗ).
В соответствии с частями 1,2 статьи 68 Закона №123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся:
1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами;
2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) противопожарные резервуары.
В соответствии с частью 3 статьи 68 Закона №123-ФЗ поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.
Использование в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природных или искусственных водоемов согласно ч.4 ст.68 Закона №123-ФЗ, пункту 4 СП 8.13130.2009 допускается в поселениях и городских округах с количеством жителей до 5000 человек.
Поскольку количество жителей города Новодвинска составляет более 5000 человек, использование в целях тушения пожаров воды из централизованного водопровода питьевого (холодного) водоснабжения соответствует приведённым выше нормам законодательства.
В соответствии со статьей 1 Закона №69-ФЗ под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
В соответствии со ст.19 Закона №69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в частности, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
В соответствии с ч.4 ст.6 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее Закон №123-ФЗ) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Согласно п.9 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов поселения.
Согласно пункту 1 статьи 63 Закона №123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования.
Статья 10 Закона №69-ФЗ предусматривает, что финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
Приведённые выше нормы законодательства позволяют сделать вывод о том, что финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности (в том числе и водоснабжения на нужды пожаротушения) является расходным обязательством органа местного самоуправления в границах муниципального образования.
Судом оценены и признаны не соответствующими имеющимся в деле доказательствам доводы ответчиков о том, что расходы, о возмещении которых истцом заявлено требование, согласно части 5 статьи 32 Федерального закона от 07.02.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», пункта 3.2 Методических указаний по расчёту потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при производстве и транспортировке (утв. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 17.10.2014 №640/пр, зарегистрированным в Минюсте России 17.02.2015 №36064) (далее — Методические указания) учтены в тарифах на питьевую воду (питьевое водоснабжение), отпускаемую ОАО «Сети» на территории МО «Город Новодвинск».
Как следует из производственной программы ОАО «Сети», утверждённой постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 18.12.2014 №71-в/67, при установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) учтены потери воды в объёме 172,490 кбм.
Агентство по тарифам и ценам Архангельской области в письменном мнении (письмо от 07.12.2015 №313/4442, л.д.89-90, т.1) пояснило, что постановлением агентства от 18.12.2014 №71-в/67 для ОАО «Сети» на 2015 год были утверждены производственные программы и установлены тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и услуги водоотведения на территории муниципального образования «Город Новодвинск»; объёмные показатели производственной программы, представленной организацией на 2015 год в сфере водоснабжения, не содержали объёмов воды, предназначенной на противопожарные нужды. В связи с этим при формировании тарифов на воду данные затраты не были учтены.
Агентство обращает внимание на то, что Методические указания вступили в силу 02.03.2015, то есть после утверждения ОАО «Сети» тарифов на воду постановлением от 18.12.2014 №71-в/67, не могли быть учтены при установлении тарифов.
Кроме того, судом исследованы в судебном заседании представленные ОАО «Сети» в целях утверждения производственной программы и утверждения тарифов документы в обоснование потерь. Согласно прогнозным данным ОАО «Сети» потери воды заявлены в размере 279,30 тыс.кбм, в производственной программе агентством утверждены потери в размере 172,49 тыс.кбм исходя из фактических потерь за 2013 год в соответствии с Экспертным заключением по обоснованности тарифов от 17.12.2014 (л.д.101-106, т.1).
Истцом представлена суду пояснительная записка по структуре технологических потерь холодной воды за 2015 год в размере 279,30 тыс.кбм, исходя из содержания которой в объём технологических потерь не были включены расходы на пожаротушение.
Действующим законодательством не предусматривается отнесение на потребителей питьевой (холодной) воды расходов в виде стоимости воды на цели тушения пожаров на территории населённого пункта.
На основании изложенного, суд полагает, что основания для вывода о том, что расходы на пожаротушение в виде стоимости использованной на цели тушения пожаров питьевой (холодной) воды учтены либо должны быть учтены в тарифах на водоснабжение для ОАО «Сети» на 2015 год, отсутствуют.
Иск ОАО «Сети» является обоснованным как по праву, так и по размеру, и подлежит удовлетворению в полном объёме за счёт казны МО «Город Новодвинск», так как финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования. Интересы казны муниципального образования в арбитражном суде представляет его финансовый орган — Финансовое управление администрации МО «Город Новодвинск».
Расходы истца по уплате государственной пошлины при обращении в арбитражный суд подлежат отнесению на ответчика, так как спор разрешён не в его пользу.
Руководствуясь статьями 106, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
Взыскать с муниципального образования «Город Новодвинск» в лице Финансового управления администрации муниципального образования «Город Новодвинск» за счёт средств казны в пользу открытого акционерного общества «СЕТИ» (ОГРН 1142903000195; место нахождения: Россия, 164901, г. Новодвинск, Архангельская область, ул. Солнечная, 13/1) 490 174 руб. 08 коп. в возмещение стоимости водоснабжения на цели пожаротушения за период с января по август 2015 года, 2000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья
Е.И. Бекарова
Суд:
АС Архангельской области (подробнее)
Судьи дела:
Бекарова Е.И. (судья) (подробнее)
Последние документы по делу:
Источник