Можно ли пить воду в йом кипур
Содержание статьи
Рекомендации к Йом Кипуру и как прерывать пост в случае необходимости
Питание, рекомендуемое начинать за два дня до поста:
— густые овощные супы,
— супы из круп и бобовых, предварительно замоченных в воде на несколько часов, например, из бургуля, гороха, фасоли, чечевицы, пшеничной крупы,
— соки: морковный, огуречный, свекольный
Нужно постараться съесть примерно литр такого супа в течение суток перед постом (не стоит сильно наедаться в разделительную трапезу, следует распределить все на сутки, а лучше — двое)
Также рекомендуется в течение ближайших двух суток существенно увеличить количество зеленого листового салата в рационе (важно: проверить кашрут на отсутствие червяков и насекомых и на швиит — седьмой год), есть огурцы, крутые яйца, миндаль и другие орехи, морковь, хлеб из цельной муки, кускус с оливковым маслом, овсянку, гречку, цельный рис
Овощные салаты желательно заправлять оливковым маслом
Пить по два литра жидкости в течение суток (помимо супов)
В каком случае можно и нужно прерывать пост, и как это делать?
Составлено д-ром Факторовичем и согласовано с равом Ицхаком Люксембургом — раввином в городе Модиин-Илит и Равом Бенционом Зильбером.
Когда нужно начинать есть пищу в количестве, меньшем, чем «размер» (объём), запрещенный в Йом-Кипур?
В пост Йом-Кипура еда и питье запрещены полностью. Т.е. даже самое малое количество жидкости и еды запрещено Торой. Но, как любой другой запрет Торы, этот запрет считается нарушенным и за его нарушение полагается наказание (если нарушение было сознательным), только когда человек съел и выпил определенное количество пищи и жидкости — «размер». Если человек съел или выпил меньше этого количества — запрет менее строгий.
Для твердой пищи.
Для всех запретов Торы, как правило, этот «размер» (объём) — ке-зайт, «с маслину». Но в Йом-Кипур смысл запрета — инуй нэфеш («угнетение души», достижение определенного состояния), и поэтому «размер» чуть больше, а именно — не «как маслина», а как большой сухой финик — ка-котэвет (30 см³).
Для жидкости
Размер для жидкости это — размер жидкости, помещающаяся за одной щекой (для обычного человека это не меньше 40 см³).
По закону Торы нет разницы, какую жидкость употребляют воду, виноградный сок или молоко.
Для большинства людей, нуждающихся в питании в Йом Кипур достаточно будет пить.
Часто, когда человек по состоянию здоровья не может поститься, когда пост опасен для его жизни и здоровья, то с разрешения врача и Раввина, ему необходимо принимать пищу в количестве, меньшем данных «размеров». Т.е. больной ест меньше данного размер и через период времени указанный ниже может сеть опять такое количество и так по мере необходимости. Тоже относится и к больному, которому необходимо пить. Тогда получается, что смысл, суть запрета сохраняется, и считается, что человек все-таки постился, исходя из возможностей своего организма.
Размер времени
Кроме «размера» объёма существует «размер» времени. Даже если мы едим небольшие количества пищи, меньше котэвет, но это происходит в течение времени, за которое съедают «полпорции хлеба», то эти небольшие объёмы соединяются у нас в желудке и считается, что мы нарушили, прервали пост. За какое время съедают «полпорции хлеба»? Об этом существует спор мудрецов и по различным мнениям это, соответственно, 2, 4 и 9 минут. Поэтому когда есть необходимость принимать пищу в количестве меньше «размеров», нужно стараться в течение девяти минут не съесть объём котэвет (см. выше).
Желательно все измерения сделать до Йом-Кипура. Для этого нужно использовать мензурку или измерительную чашку, стаканчик с мерными делениями или детскую бутылочку.
Как мы упомянули, очень стоит постараться не съесть соответствующий объём пищи за 9 минут. Но, с другой стороны, важно, чтобы состояние больного не ухудшилось, поэтому иногда бывает необходимо сократить этот временной отрезок до минимума — четырех минут. (На практике это выглядит так: больной принимает количество пищи, меньшее, чем котэвет, каждые 9 минут. Не может ждать девять минут — каждые 8, 7, 6 и т.д. минут, пока не дойдет до минимума — четырёх минут), или в крайнем случае до 2 минут. Для питья — в крайнем случае можно пить маленькими глотками.
Если и этого не достаточно — без ограничений.
При малейшем сомнении, что состояние больного вызывает опасение, если он будет принимать пищу в рамках этих ограничений, не следует искать консультации с раввином. Здесь надо «устрожить» соблюдение закона о спасении жизни.
Рекомендации врача
Существуют определенные симптомы, описанные в Талмуде, при возникновении которых даже здоровый человек обязан прекратить пост и начать принимать пищу и жидкость в количестве меньше «размеров». А если положении еще более критическое — и эти ограничения отменяются.
Что это за симптомы?
Продолжительная головная боль, сильнее средней (от которой человек не может заснуть), есть признак недостатка жидкости в организме; или ощутимое головокружение; или сильная тошнота без рвоты; или тошнота, когда человека вырвало один раз, но состояние не улучшилось даже после того, как он полежал полчаса. В этих случаях нужно начинать пить по «размерам» (см.выше).
Если не наступает улучшения в течение получаса, начинают не только пить, но и есть по «размерам» (см. выше) — т.е. небольшой кусочек печенья, и немного виноградного сока.
Если человека рвет два раза подряд и его общее состояние плохое, ему также надо начинать пить «по размерам», если еще через полчаса состояние не улучшается, надо начинать есть «по размерам».
При любом помутнении зрения, длящемся дольше минуты, которое не проходит в положении лёжа, при потемнении в глазах без моментального улучшения следует немедленно начать пить без всяких ограничений, необходимо выпить большое количество жидкости. И если в течение десяти минут состояние не улучшается, начинают также есть без ограничений.
Все сказанное не относится к больным людям, в том числе и душевнобольным, а также к беременным и кормящим женщинам. Им следует узнать, как себя вести, у лечащего специалиста. Поторопитесь!
Движения должны быть менее резкими, чем обычно, не следует резко вставать, садиться, надо соблюдать спокойствие. Состояние гнева или напряжения приводит к потере организмом жидкости и энергии.
Можно принимать все препараты, облегчающие пост, до поста.
Гипертоники, диабетики и люди с любыми хроническими недугами, а также люди, принимающие антибиотики, должны проконсультироваться с врачом.
Роженицы в течение 72 часов после родов вообще не должны поститься.
Беременная женщина, почувствовавшая острое желание поесть, может начать есть, пока это желание не утихнет. Стоит напомнить ей, что сегодня Йом-Кипур, но если это не помогает — она должна есть, сначала меньше «размера» (см. выше), а если это не помогает, то без ограничений.
Настоятельно советуем всем проконсультироваться за оставшееся время с врачом и раввином, т.к., с одной стороны, есть заповедь Торы поститься, а, с другой, есть заповедь не вредить своему здоровью. И чтобы пройти по этому канату и выдержать равновесие, нужно предварительно подготовиться. Если «размеры» пищи не были отмерены до Йом-Кипура, можно их отмерить в сам Йом-Кипур.
Желательно распечатать эти рекомендации до Йом Кипура, чтобы ими можно было при необходимости воспользоваться.
Желаем вам ими не воспользоваться.
Гмар хатима това.
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Источник
Законы Йом Кипура
В Йом Кипур запрещено делать все те виды работы, которые запрещены в шабат. Тора предусматривает суровое наказание тому, кто работает в Йом Кипур – карет (отсечение души).
Кроме запрета работать, в Йом Кипур есть пять дополнительных запрета:
1) Запрещено есть и пить,
2) Запрещено мазаться маслом для удовольствия,
3) Запрещена супружеская близость,
4) Запрещено носить кожаную обувь,
5) Запрещено мыться для удовольствия.
Все эти запреты связаны с тем, что Йом Кипур — это день искупления грехов; для того чтобы искупить грехи, мы обязаны «изнурять свою душу» посредством воздержания от пяти вышеупомянутых удовольствий.
По всем мнениям, запрет есть и пить в Йом Кипур – из Торы. Относительно остальных четырех запретов есть спор среди поским (законодатели): часть из них считают, что они запрещены Торой, а часть считает, что они запрещены нашими мудрецами.
И все же по всем мнениям запрет есть и пить более суровый, нежели остальные запреты, поскольку за его нарушение полагается карет, в то время как за нарушение остальных запретов карет не полагается.
Как я уже писал выше, в Йом Кипур запрещены те же виды работы, как и в субботу. Поэтому, в отличие от Йом Това (праздника), в Йом Кипур запрещено варить, зажигать огонь (даже от уже горящего огня) или выносить что-либо в ршут а-рабим (открытую территорию, предназначенную для многих людей).
Как я уже писал выше, Тора запрещает есть и пить в Йом Кипур. Тому, кто намеренно, зная о запрете, ест или пьет в Йом Кипур, полагается суровое наказание – карет. Карет полагается только если человек ест какотевет агаса (объем, идентичный объему 30 грамм воды) пищи или пьет мло лугмав (объем, идентичный объему 30 грамм воды) напитков. Несмотря на это, любое количество пищи и любое количество напитков запрещено есть и пить в Йом Кипур.
Важно знать дополнительное правило: если человек ест или пьет в Йом Кипур что-либо несъедобное, он не нарушает запрет Торы. Однако наши мудрецы запретили есть и пить в Йом Кипур также и несъедобные виды пищи или напитков.
Запрещено одевать только кожаную обувь или обувь, части которой сделаны из кожи. Обувь, которая сделана из других материалов, нет запрета носить, даже если она предельно удобная.
Мытье запрещено любой водой, как горячей, так холодной, и даже засунуть палец в воду запрещено.
Разрешено мыться для того, чтобы смыть грязь, но это при условии, что человек будет мыть только испачкавшееся место. Если всё тело грязное или человек вспотел, а он предельно брезгливый, разрешается помыть всё тело холодной водой. Всё это при условии, если человек не будет намериваться получать удовольствие от этого мытья.
Разрешается омыть руки утром, после туалета и перед молитвами. Также разрешается омыть руки тому, кто дотронулся до таких мест в теле, которые обычно покрывают. Однако во всех этих случаях омывают только пальцы до места, где они соединяются с ладонью включительно.
Тот, кому разрешено есть в Йом Кипур, должен сделать нетилат ядаим, если он ест хлеб.
В Йом Кипур не чистят зубы и не поласкают рот. Это запрещено даже тому, кто испытывает страдание, если не почистит зубы или не прополоскает рот.
Источник
Законы и традиции Йом Кипур – Судного дня
В Израиле каждый год есть один особый день, когда страна не просто замирает, а погружается в состояние некоего трепета и ожидания чего-то важного и величественного. В этот день не совершают рейсов самолеты и не отправляются в путь морские суда. По всей стране не функционирует ни одна организация или предприятие, закрыты все магазины и общепиты, не вещают местные радиостанции и телеканалы. Этот день – Йом Кипур, который часто называют Судным днем. Начиная с Рош а-Шана (еврейский новый год) и до Йом Кипура каждый подвергается глубокому внутреннему самоанализу с целью очищения и исправления. Считается, что начало Суда приходиться на Рош а-Шана, но заключительный приговор, скрепленный печатью, объявляется в Йом Кипур.
Пост Йом Кипура является последним из так называемых «десяти дней раскаяния», которые отводятся Всевышним для выявления нарушений и согрешений среди всех совершенных дел в прошлом году. Причем человеку следует приложить значительно больше усилий для раскаяния в поступках сомнительного характера, потому как такие проступки, как правило, себе самому прощаются.
Семь дней между Рош а-шана и Йом Кипуром принято ассоциировать с семи днями каждой из недель прошедшего года. Это означает, что в каждый из этих дней необходимо покаяться в согрешениях, происходивших в аналогичный день недели в течение года. Однако существует грех, который Йом Кипур не искупает – это проступок в отношении другого человека. Такой грех можно исправить, только получив прощение от самого обиженного. В связи с этим в канун Йом Кипура необходимо получить прощение от тех, кого человек обидел в прошлом году. Более того, это касается даже словесной обиды.
Согласно Торе, Йом Кипур является субботой суббот, а евреи должны предстать в Судный день перед Всевышним, отбросив все земные заботы и посвятив себя покаянию и очищению от согрешений.
В Йом Кипур принято вспоминать о событиях, произошедших более трех десятков веков назад, когда еврейский народ находился в Синайской пустыне. Несмотря на все чудеса, творимые Б-гом для евреев, они все же оступились и создали себе золотое изваяние в виде тельца, чтобы служить ему. Этот проступок вызвал сильный гнев со стороны Всевышнего, после которого Он даже захотел уничтожить весь еврейский народ и создать новый, но уже от Моисея. Однако, как мы помним, Моисей взмолился с просьбой не делать этого, и Всевышний смилостивился над евреями. Затем Моисей получил от Б-га новые Скрижали Завета, которые содержали Десять Заповедей. С того времени этот день считается днем прощения, что правомерно считать днем возникновения праздника Йом Кипур.
Процедура очищения во времена существования Храма проводилась первосвященником, который подготавливал жертву, приносимую во искупление грехов всего еврейского народа. Отметим, что до сегодняшнего дня этот обычай сохранился в ритуале Капарот, когда мужчины приносят в жертву петуха, а женщины – курицу. Его принято совершать накануне Судного дня. В наше время синагога взяла на себя некоторые «функции» Храма для проведения обрядовых действий, связанных с Йом Кипуром, а жертвоприношения заменились молитвами.
Первосвященнику полагалось за неделю до Судного дня в сопровождении не только коенов и левитов, но и всей иерусалимской знати, уйти из своего дома, чтобы уединиться в специально отведенном для этого месте в Харме и там готовиться к непростой службе. В течение всего богослужения на Йом Кипур, которое первосвященник проводил единолично, он должен был пять раз сменить свои одежды. Обычные жертвоприношения он совершал в золотых одеждах, а особые, когда необходимо было произносить истинное имя Б-га, перед тем проводя ритуальное омовение рук – в белых одеждах.
Йом Кипур является единственным днем в году, когда первосвященник мог войти в Святая святых. Там он и молился за благоденствие народа. Выходя оттуда, первосвященник должен был громко прочесть цитаты из Торы, где упоминается ритуал Йом Кипура. Потом снова не один, а вместе с другими прихожанами, он возвращался домой, где устраивалось празднование «удачного выхода из святилища», так как нахождение там было опасным для жизни.
Как указывается в Талмуде, в Йом Кипур существует пять запретов. В этот день запрещено:
- есть и пить
- купаться и умываться
- умащать себя (пользоваться кремами и маслами)
- носить кожаную обувь
- супружеская близость.
Только лишь реальная опасность для человеческой жизни может отменить эти запреты (однако решение по этому вопросу может принять только знаток Торы).
Согласно Мидрашу и ряду раввинистических авторитетов, сам по себе Йом Кипур уже способен искупить грехи человека. Евреи видят в очищении и искуплении грехов именно раскаяние. «Эффективность» Йом Кипура заключается в искреннем покаянии в грехах. Хотя, как упоминалось выше, это «работает» только с грехами против Б-га, а в случае, когда обида нанесена ближнему – одного раскаяния недостаточно, а оно требует возмещение убытков пострадавшему и получение от него прощения.
Безусловно, самым трудным испытанием в Йом Кипур является соблюдение поста. В течение судного дня человек должен ничего не делать, кроме как размышлять и молиться. Всевышний задумал этот день только лишь с одной целью – чтобы человек мог исправиться. В данном случае необходимо ограничить тело, которое хоть и подчиняется душе, все же влияет на нее, и в не лучшую сторону. Пост Йом Кипура длится от захода солнца до появления звезд на небе следующего дня, что равно около 25 часам. Отказываясь от еды и питья, душа получает возможность возвыситься над склонностью тела ко злу, а значит, человек сможет очиститься и исправиться.
Обычаи Йом Кипура
Помимо заповедей самого Судного дня, существует ряд традиций, касающихся кануна Йом Кипура. Так, в хасидских общинах в день, предшествующий Йом Кипуру, после утренней молитвы принято просить и получать с рук габая синагоги кусочек медового пирога (леках). Таким образом, если человеку суждено просить подаяние в этом году, этот приговор приводится в исполнение уже данным прошением.
Если в сам Йом Кипур еда и питье запрещены, то трапезы в канун Йом Кипура должны быть намного сытнее и разнообразней обычных, так как приходиться есть за два дня. Принятие пищи накануне Судного дня засчитывается человеку как двухдневный пост (9 и 10 Тишрея) вместо одного 10 Тишрея.
Во время трапезы в канун Йом Кипура хлеб принято обмакивать в мед. В этот день следует есть только легко усваиваемую пищу, как, например, мясо птицы или рыба. При этом не едят такие продукты, как чеснок и яйца. Кроме этого не едят кунжут, потому что он может привести к отрыжке в Йом Кипур. На разделительную трапезу в канун поста принято приглашать бедняков. Это делается для того чтобы стол человека, служил ему искуплением.
Есть такой обычай, как получение 39 легких ударов ремнем перед окунанием в микву. Желательно, чтобы ремень был из телячьей кожи, а получающий удары должен стоять на коленях, повернувшись лицом на север. Затем можно окунаться в микву, причем в канун Йом Кипура делается это трижды. Если человек болен и не может самостоятельно окунуться в микву, то он должен вылить на себя примерно 12,5 литров воды. Это можно сделать стоя под душем, где за три минуты на него выльется необходимый объем воды.
За день до наступления поста также желательно уже надеть субботние одежды в честь Йом Кипура.
Перед заходом поста считается обязательным проведение разделительной трапезы. Сначала кусочек хлеба окунают в мед, а затем переходят к остальной пище. В данной трапезе обычно присутствует бульон с пельменями с мясной начинкой, которые называются креплах, напоминающие о приношениях в Иерусалимский Храм.
Начало Йом Кипура отсчитывается за 18 минут до захода солнца. Уже перед этим все должны переодеть свою обувь на некожаную. Женщины должны зажечь свечи в честь наступления Йом Кипура. Мужчины одевают специальный белый халат, китл, который символизирует чистоту души. Если же для мужчины этот Йом Кипур стал первым после свадьбы, то он не надевает китл, так как уже стоял в нем перед хупой.
Запреты Йом Кипура.
Помимо уже упомянутых запретов на еду питье, умывание, умащение маслами, надевания кожаной обуви и супружеской близости, в Судный день запрещены и все виды работ, которые нельзя совершать в субботу, а также нельзя переносить предметы, которые не переносят в субботу. Что касается запрета еды и питья, то стоит уточнить, что запрещено употреблять даже ничтожно малое количество пищи и питья. Причем запрещено даже получать наслаждение от еды и питья без проглатывания, то есть нельзя, к примеру, пожевать и выплюнуть пищу. Запрещено также жевать несъедобные вещи, такие, как веточки благовоний и тому подобные, которые имеют сладкий вкус, с целью увлажнить горло и выплюнуть. Для больных, беременных женщин, рожениц и кормящих матерей относительно соблюдения поста существуют различные нюансы, которые уточняются при консультировании с компетентными раввинами.
Запрет умываться подразумевает под собой мытье как в горячей, так и в холодной воде. Причем нельзя даже омывать небольшой участок тела, к примеру, всего один палец. Однако нужно отметить, что запрет касается случая, когда это делается для получения наслаждения. Если же выпачкались руки или ноги, или любая часть тела оказалась выпачкана грязью, то мыться разрешается с условием, что будет вымыто именно запачканное место. При этом если десна стали кровоточить, то нельзя набрать в рот воды, чтобы прополоскать их, а следует лишь протереть их салфеткой. После посещения туалета омывать разрешено лишь пальцы, как, собственно, и совершают в этот день утреннее омовение рук. Существует исключение лишь для невесты, которая вышла замуж не более чем за 30 дней до Йом Кипура. Ей разрешается умывать лицо.
В Йом Кипур нельзя смазывать маслом, мазью и т.п. даже маленькую часть тела. Причём этот запрет касается и случая, когда это делается с целью очищения от грязи.
Стоит также отметить, что запрет на ношение кожаной обуви включает также рекомендацию отказаться от ношения деревянной обуви, даже не обшитой кожей. При этом ношение обычной обуви разрешено роженице в течение тридцати дней после родов и больному, который страдает от холода. Для идущего туда, где водятся скорпионы или другие животные, способные укусить, также существует исключение, и он может надеть обычную обувь.
Под запретом супружеской близости понимается даже запрет касаться друг друга. Стоит также избегать длительных совместных бесед в этот день.
Для детей в Йом Кмпур также существуют свои правила. До достижения детьми 9-тилетнего возраста их не приучают к соблюдению поста, даже если они сами этого хотят. Соблюдать пост мальчика разрешается, начиная с 13 лет, а девочкам – с 12. С 9 лет и до наступления указанного возраста детей постепенно начинают подготавливать к посту, например, отодвигая время завтрака на час.
Детям, как и взрослым, запрещено носить кожаную обувь, а также мыться и умащивать себя маслом.
Если все же ребенок, достигший необходимого возраста, начал есть и пить во время поста, то его отец должен сделать ему замечание. Причем на матерях такой обязанности нет.
В Йом Кипур необходимо прочитать пять молитв: вечернюю (маарив), утреннюю (шахарит), полуденную (мусаф), послеполуденную (минху), и перед заходом солнца (неилу), которая длиться примерно два часа. В конце Йом Кипура читают авдалу, которая отделяет святое от будничного. Сразу после нее можно приступать к еде и питью.
Во время трапезы на исходе Судного дня принято также макать хлеб в мед. В течение всей трапезы принято радоваться, так как, по сути, этот вечер можно считать праздничным. Сама трапеза должна быть более обильной, чем обычная.
Некоторые, не откладывая это на потом, начинают готовиться к предстоящему празднику Суккот. По крайней мере, сразу начинается обсуждение вопросов сооружения сукки для того, чтобы таким образом перейти от одной заповеди сразу к следующей.
В Йом Кипур принято желать ближнему «хорошей записи в Книге Жизни», а перед постом – «легкого поста».
Подпишитесь, и мы будем присылать Вам самые интересные статьи каждую неделю!
Источник