Можно ли православным пить молоко

Почему в пост нельзя молочные продукты, и другие вопросы про пост

Фото с сайта pravmir.ru

Почему молочное нельзя, а рыбу можно?

Протоиерей Александр Борисов:

— В пост правильно тратить на еду меньше денег, чем обычно, освобождая средства для благотворительности. Это старая церковная традиция, с ней и связана градация постных блюд. В местах раннего христианства рыба и морепродукты были гораздо дешевле молочных продуктов, поэтому и считались более постными. В наше время, наоборот, они гораздо дороже и калорийнее — для меня как биолога это очевидно. В рыбе намного больше белков, чем в любом молочном продукте.

Возможно, стоит пересмотреть традицию, рожденную в других климатических и экономических условиях, и поменять рыбу с молочными продуктами местами — то есть считать молочные продукты более постными. Но это может решаться только соборно, всей Церковью.

Надо ли стремиться к тому, чтобы пища была невкусной?

Протоиерей Александр Борисов:

— Суть поста — не просто в отказе от животной пищи, а в ограничении удовольствий. Сознательно лишая себя утешения, которое мы получаем от вкусной пищи и вина, мы, хотя бы ненадолго и ненамного, даем себе шанс приглушить в себе животное начало, попридерживаем его и даем месту духу.

Но искусственно делать пищу невкусной не только не нужно, но и грешно — мы же во славу Божию вкушаем! Мы не только от еды, мы от всего в жизни получаем удовольствие — от каждого цветка, от солнца, хорошей погоды, пения птиц. Да и от того, что мы просто дышим. Что же, не жить? Просто нужна рассудительность.

Конечно, были и есть аскеты, святые древние и новые, которым было уже не важно, что они едят: например, свт. Иоанн Шанхайский, святой наших дней,  суп смешивал со вторым блюдом, — чтобы значимость пищи как удовольствия свести к минимуму. Но ведь это не наша мера.

Постная пища должна быть простой, здоровой и быстрой в приготовлении. И не надо забывать об умеренности — если простой картошкой до отвала наестся, тоже будет не до молитвы.

Кончается пост — приходит праздник, и мы радуемся, накрываем праздничный стол, зовем гостей, угощаем их вкусной пищей, благодарим Бога за трапезу, ведь это тоже дар Божий. А постом заботы о еде должны занимать минимум времени.

Как вести себя постом в гостях, если знакомые, пригласившие в гости, не постятся?

Фото с сайта bg.ru

Протоиерей Константин Островский:

— Вот две типичные ситуации. Мы пришли в гости к людям, знающим, что мы соблюдаем посты, но хозяева, презирая церковные уставы, уговаривают нас: «Да ладно, ты же в гостях, ничего страшного, если разочек пост нарушишь».

И мы, отчасти по сластолюбию, а отчасти по малодушию не устаиваем перед соблазном.

А вот второй пример. Люди совсем нецерковные от души угощают нас, не имея намерения соблазнить, а просто не зная о наших правилах. Но мы надуваем щеки от высокомерия или втягиваем их от лжесмирения и отказываемся есть, смущая этим хозяев.

А может быть, если бы они увидели бы в нас искреннюю любовь и смирение, то сами захотели бы стать христианами и соблюдали бы посты? Но, видя нашу гордость и не желая стать такими же, как мы, не поругают ли они невольно Церковь, которая на самом деле не виновата в том, что мы такие бестактные христиане?

Если, оказавшись в гостях у нецерковных людей, мы отступаем от поста, чтобы не смущать их, это дело смирения, а если, приходя домой, продолжаем есть непостное (раз уж задался такой день), это уже страсть и лукавство.

Зависят ли от мяса отношения с Богом?

Фото с сайта radiovera.ru

Протоиерей Алексей Потокин:

— Человек до грехопадения был чист, и питался в Раю только растительной пищей. Для нас такое состояние — редкость. Мы хитры, эгоистичны, раздражительны. Любой врач вам скажет, что, когда человек раздражается, на кого-то злится, он тратит гораздо больше энергии. Вот мясо и другая животная пища и были благословлены Богом, чтобы поддержать силы падшего человека, духовно немощного, страстного. Но укрепляет эта пища именно телесные силы, а для восстановления связи с Богом необходимо хотя бы на время смирить свою плоть, чтобы она не так нас будоражила.

Читайте также:  Можно пить синий йод при

Если я хочу больше общаться с Богом, мне надо хоть чуть-чуть отвлечься от общественной суеты, чуть меньше обращать на нее внимания. И отказ от животной пищи этому помогает. Евангелие учит нас не борьбе с излишествами, но призывает искать сокровище: «Где сокровище ваше, там и сердце ваше будет». Если это сокровище в общении с другим человеком, мы естественным образом меньше думаем о насыщении. Потому что насыщает радость общения, а не селедка под шубой. Вспомните: если сидишь с друзьями и есть о чем говорить, — так или уж важно, как вы при этом закусите?

Тем более если сокровище наше — в общении с Богом. А после того как ты побыл наедине с Богом (попостился душой и телом), прекрасно сесть и за общую праздничную трапезу.

Источник

«Забытый» грех лакомства

Началась подготовка к Великому посту. Время духовного совершенствования призывает нас оставить житейские заботы (насколько это возможно) и устремить все свои мысли в глубины души. В деле мирских ограничений не последнюю роль играет воздержание плоти от излишнего потребления пищи. Нам это кажется самым понятным: исключи мясо, рыбу и молочное из рациона – и дело с концом. Однако за этой простой формулой мы забываем «утонченную и изысканную» страсть, способную ужалить ядом всё наше великопостное намерение.

Можно ли православным пить молоко

Страсть лакомства имеет и более отрезвляющее название – гортанобесие. Это некрасивое и даже страшное слово уже само по себе довольно точно раскрывает всю глубину греха. Наша гортань, полная вкусовых рецепторов, в погоне за самоуслаждением вслед за чревом вопиет к человеку: хочу вкусненького! Много, часто, иногда уже и без осознанного участия человека. Каждый из нас может вспомнить свою привычку съесть на несколько конфет больше, регулярно заказывать в кафе один и тот же салатик, с наслаждением по несколько раз в день смаковать кофе. Нам кажется, что наша маленькая гастрономическая приверженность вряд ли серьезно повлияет на дело спасения (или не повлияет вообще). Но это не совсем так.

Преподобный Иоанн Лествичник призывает на время поста исключать всё, «что услаждает вкус»

Священное Писание говорит нам: «Не пресыщайся всякой сластью и не бросайся на разные снеди» (Сир. 37: 32). О необходимости питаться просто, без сытости говорят и святые отцы. Например, преподобный Иоанн Лествичник призывал на время поста исключать из своего рациона всё, «что услаждает вкус». В этой связи довольно странным кажется появление в продаже соевых и так называемых «постных» продуктов –заменителей белковых. Еще более странным кажется спрос среди православных на эти продукты. Наш современник старец Паисий Святогорец 18 лет ел одну лишь капусту. Таким образом он стремился победить страсть гортанобесия. Пожалуй, для мирян этот пример нельзя назвать абсолютом для подражания. Но задуматься о том, насколько серьезно греческий старец относился к борьбе со страстью лакомства, безусловно, заставляет.

Чревоугодие преподобный Иоанн Лествичник называет главой всех пороков. Именно потому пост человека начинается с ограничения себя в пище, в попытках взрастить противоположную добродетель воздержания. Через излишнюю любовь к еде мы рискуем нарушить вторую заповедь Бога: «Не сотвори себе кумира». Апостол Павел в одном из своих посланий резко говорит о страстных приверженцах чревоугодничества: «Их бог – чрево» (Флп. 3: 19).

Казалось бы, такая мелочь! Нет, в духовной жизни мелочей не бывает. Вода камень точит, и маленькая привязанность может стать причиной более серьезных духовных потрясений. Например, ссор и конфликтов от возрастающего самолюбия.

Английский король Генрих VIII вошел в историю не только как тиран и церковный реформатор, но и большой гурман. Завтрак самодержца начинался в 6 часов утра. Он съедал шесть пирогов, мясо и выпивал бокал эля. Обед англичанина состоял из 20 блюд, а кухня занимала 50 комнат. Любовь к сладкому быстро лишила короля зубов, а обхват его талии составлял 137 (!) сантиметров. Чревоугодие короля сказывалось на всем его образе жизни. Он был жесток и своенравен, круто расправлялся с политическими оппонентами (считается, что в правление Генриха VIII было убито 72 000 человек). Король был женат шесть раз, сластолюбие заставило его разорвать общение с Ватиканом и самолично возглавить Англиканскую церковь. В Великий пост английский монарх вместо свинины и говядины употреблял жареный хвост бобра и мясо морской свинки. Необузданное чрево Генриха VIII определило судьбу английского народа и частично повлияло на мировую историю. Король ел не по расписанию, а по зову желудка. И очень любил полакомиться.

В Евангелии есть слова: «Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин. 2: 16). Что же такое похоть плоти? Ответ дает нам преподобный Антоний Великий. Святой говорит, что «похотью плоти» называется пресыщение чрева, за которой следует блудная страсть. Действительно, излишнее питание плоти, ее любление (в том числе и смакование пищи) приводит к самолюбию, а здесь уж и открываются врата для разного рода грехов, в том числе и смертных. Вкусно поел – чем бы еще насытиться?

Лакомство может стать причиной и уныния, и даже забвения Бога, и потери благодарности Ему

Наверное, от прочитанного кому-то станет грустно и даже немного страшно. Что, совсем не есть? А как же дети? А праздники? Воскресные дни? Но мы ведь призваны к «царскому пути», отвергающему крайности и призывающему к рассуждению. Лакомство в своих высших формах может становиться причиной уныния и даже забвения Бога, потери благодарности Ему. Ведь каждый кусочек, который мы употребляем в течение дня, – это дар Бога нам, и за дар этот мы должны быть благодарны. Но лакомая пища способна пресытить и притупить в нас это чувство благодарности Богу. Даже и в пост, когда «тамбовская картошечка с лучком» регулярно меняет приправу, способ приготовления и добавки. А вот питание скромной и простой пищей с добавлением изысков в воскресные и праздничные дни – чем не «приправа» к церковному торжеству! И даже способ поднять настроение, вырваться из лап уже, возможно, охватывающего уныния.

Читайте также:  Можно ли алкоголь если пьешь гормоны

Господь призывает нас радоваться. А современный мир, вернее, его парадигма пресыщения лишает нас возможности наслаждаться вот этими маленькими радостями и славить Бога, благодарить Его.

Мир живет, чтобы есть, работает, чтобы есть и отдыхать, и снова работает, чтобы есть. Лакомство может привести к расслабленности и увести христианина от важнейшего, особенно в пост, делания – молитвы.

Лакомство превратилось в наши дни в самый настоящий четко спродюссированный культ со всеми необходимыми атрибутами. Хочется это кому-то слышать или нет, но рестораторы играют на наших низменных инстинктах, покупая чрево вкусом, калорийностью, комфортом обстановки и лишающей бодрствования музыкой. В одном из своих интервью архимандрит Рафаил (Карелин) отметил, что менталитет современных христиан «подвергся разрушающему реактивному облучению». Действительно, среди нас сегодня ведутся горячие споры: от мiра или в мiр? И, последнее, к сожалению, побеждает. Отец Серафим (Роуз), этот пламенный американец, в 70-е годы XX века явственно видел ту синтетику, которая должна была утвердиться в России не ранее, чем через 30 лет. Он с печалью говорил и о музыке в торговых центрах, и о повседневных занятиях простых людей…

Увы, сегодня мы отнюдь не всегда готовы воспринимать тот факт, что мир с его законами далеко не христианский. Это не значит, что от него нужно закрыться за глухими дверями. Но смена парадигмы мироустройства с теоцентричности на буквальный гуманизм нанесла серьезный удар по всему человечеству именно в деле спасения, сделав многих людей глухими к словам Священного Писания. В кратчайшее время увеличилось количество и уровень соблазнов, оттого возросли и споры по поводу отношения к ним в церковной среде.

Человеку нужен праздник – иногда можно сходить и в ресторан, встретиться с братьями и сестрами во Христе, отметить Пасху, Рождество, другие какие-то праздники. Но и посреди самого застолья важно помнить о тех маленьких пакостях лукавого, заготовленных нам во вроде бы безобидных вещах.

Впереди Великий пост – самое благодатное время для того, чтобы изменить свою жизнь к лучшему.

Источник

Великий православный пост 2021: начало и окончание, правила поста. Какое питание — что кушать, пить?

Пост – время воздержания от принятия пищи животного происхождения и духовного очищения человека (посещение храмов и чтение молитв, удержание от ссор и раздражительности). Этот период сопровождается отказом от всяких развлечений: посещения кинотеатров, просмотра развлекательных программ, прослушивания веселой музыки, хождения в гости и т.п.

Начинается он в понедельник, за семь недель до Пасхи и заканчивается в субботу, перед этим великим праздником. В 2021 году длится с 15 марта по 1 мая (включительно).

Особенности питания в Великий пост

Те, кто начинает поститься впервые, не всегда имеют достоверные знания о разрешенных и запрещенных продуктах во время Великого поста. Между тем, именно пищевые ограничения составляют важную часть поста.

Что можно кушать в Великий пост: список продуктов

Для постного стола идеально подходит растительная пища и блюда из нее. Кроме того важную часть рациона составляют крупы. Насытить организм помогут бобовые культуры, орехи, грибы, зелень, изделия из муки и некоторые виды сладостей. Во время Великого поста можно добавлять в своё меню:

  • Крупяные изделия – гречку, рис, манку, овсянку, ячневую и пшеничную крупу. В кашах содержится много углеводов, поэтому такая пища быстро насыщает. Кроме того во всех крупах имеется набор микроэлементов и витаминов.
  • Фрукты и овощи. В этой категории допустимы любые плоды без ограничений. Можно готовить блюда из картофеля, свеклы, репы, моркови, тыквы, капусты, кукурузы, огурцов, лука, чеснока, томатов. Сладкие фрукты вполне могут заменить десерт. Бананы, апельсины, яблоки, груши, гранаты очень вкусны и полезны.
  • Грибы считаются сытной пищей, вполне способной заменить мясо. В период поста можно употреблять вешенки, шампиньоны, сухие и замороженные лесные грибы. В этом продуктах содержатся важные аминокислоты, витамины и минералы.
  • Бобовые культуры. В магазинах без труда можно найти фасоль, горох, чечевицу, нут. Эти продукты хороши тем, что содержат в себе много растительного белка.
  • Орехи. Допустимы любые: арахис, фундук, миндаль, кешью. Дополнить их могут семена тыквы и подсолнечника. Эти продукты дают ощущение сытости и содержат в себе много полезных для организма веществ.
  • Сухофрукты. К началу Великого поста можно запастись черносливом, курагой, изюмом, инжиром, финиками. Компот, сваренный из сухофруктов будет прекрасным витаминным десертом. Орешки и сухофрукты можно также добавлять в кашу, салаты.
  • Макаронные изделия. Все они быстро дают ощущение сытости. Предпочтение следует отдавать тем изделиям, в составе которых нет яичного желтка.
  • Хлеб и выпечка. В эту же группу продуктов можно включить хлеб из ржаной муки, хлебцы, галеты, сухарики. Выпечка должна быть без яиц и молока.
Читайте также:  Можно ли пить париет и де нол

Растительное масло (всех видов) и зелень станут отличной добавкой к любому блюду. Важную часть меню в пост составляют соления и квашеные продукты. В качестве сладостей допустимы к употреблению козинаки, халва, варенье. Однако их прием во время поста все же следует ограничить, так как эти изделия считаются лакомством.

Какие напитки можно пить

Для поста прекрасно подойдет такой напиток, как чай. Можно использовать черные и зеленые сорта. Кроме того чай готовят на основе фруктов и трав:

  • имбиря;
  • шиповника;
  • малины;
  • мелиссы;
  • мяты;
  • душицы;
  • зверобоя.

Из горячих напитков популярностью также пользуется сбитень на основе меда и пряностей. Можно приготовить фруктовые коктейли с добавлением кокосового молока. Вкусны и полезны разрешенные в пост морсы, кисели, компоты, домашний лимонад.

Какие продукты под запретом?

Во время поста нельзя употреблять продукты, полученные от животных. К ним относятся:

  • все виды мяса;
  • птица;
  • рыба (иногда допускается);
  • яйца;
  • молочные продукты;
  • животные жиры;

Кроме того нельзя есть блюда, куда эти продукты могут быть включены в качестве дополнительных ингредиентов. Сейчас в магазинах продают постный сыр, майонез, ржаной хлеб. Такие продукты можно покупать на замену обычным.

Также запрещены: алкоголь, белый хлеб и шоколадные конфеты.

Кому разрешено не соблюдать пост

Говение может не распространяться на особую категорию лиц. Прежде всего к ним относятся беременные и кормящие женщины, а также дети. Если будущая мать по каким-либо причинам решает воздержаться от животной пищи, ей необходимо испросить благословения у священника.

То же самое касается в вопросах с детьми. Особенно ревностные родители желают, чтобы их дети также не вкушали молочные и мясные продукты. Но для некоторых детей последние являются вынужденной необходимостью. Чтобы не навредить собственным чадам, лучше сначала посоветоваться с духовником. На любой пост тоже нужно испрашивать разрешения у священнослужителя.

Кроме детей и беременных женщин, разрешается не поститься людям, имеющим какие-либо хронические заболевания. Пост не налагается на онкобольных и людей, проходящих лечение от острых респираторных заболеваний.

Другие ограничения и правила поведения в Великий пост

Для большинства людей пост сводится только к отказу от любимых продуктов. Однако сама сущность этих святых дней заключается в другом. Если верующие христиане поставят целью только отказ от любимой пищи, они не смогут стяжать спасения, как когда-то не смог стяжать его фарисей, горделиво превозносившийся над смиренным мытарем.

Главная задача любого поста заключается в покаянии, через которое непременно приходит спасение. И вторая составляющая нашего спасения – жертвенность, которая состоит в первую очередь из воздержания. Но воздержание это может не обязательно касаться любимых продуктов. В последнее время священнослужители призывают нас быть далекими от информационной пищи, большинство из которой не может принести душе пользу. Поэтому православным христианам нужно хотя бы на сорок дней отказаться от любимых телепередач и игр.

Великий пост 2021 – время покаяния и исправления, которое любому человеку ни в коем случае не стоит упускать.

Как выходить из поста

После продолжительного отказа от тяжелой пищи, рекомендуется вводить в рацион мясные и жирные блюда постепенно. Это позволит правильно перейти к обычному меню, не навредив здоровью. После 7 недель воздержания от скоромной пищи, желательно придерживаться легкого меню. Плавный переход к привычному рациону должен составлять не менее 10-12 дней.

В первые дни после поста необходимо вводить в меню молочные каши, мясные супы и яйца. Колбаса и копчености нужно употреблять в ограниченном количестве. В Пасху можно добавить в праздничное меню немного рыбных закусок, гарнир из отварных или тушеных овощей.

Мясные продукты, колбасы копчености желательно добавлять в пищу через 4-5 дней. Котлеты рекомендуется готовить на пару, заменив жирные сорта мяса на куриную грудку или индейку. Грибы и бобовые культуры оказывают большую нагрузку на организм, поэтому в дни выхода из поста их рекомендуется исключить из повседневного меню.

В первые дни после Великого поста желательно отказаться от солений и маринованных закусок. Также рекомендуется ограничить количество мучных и макаронных изделий.

Читайте также: Новая система оплаты учителей с 1 апреля 2021: индексация зарплаты учителям в Москве и России

Источник god2021bull.com

Пишу о том, что мне интересно. Чтобы не пропустить что нибудь важное, рекомендую подписаться на 9111.ру

Источник