Можно ли верующему пить пиво
Содержание статьи
Когда опьянение становится грехом?
священник Павел Сержантов, священник Вячеслав Фомин
Библия и Святые Отцы о вине и увлечении вином
В Библии звучат предостережения по поводу алкоголя. Находятся они в ветхозаветном аскетическом сборнике — книге Притч Соломоновых: «Вино — глумливо, сикера — буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен» (Притч. 20:1). Здесь осуждается увлечение слабоалкогольным напитком и напитком, более высокоградусным. Неразумно ими увлекаться, а неразумие на языке Притч синоним греховности. Даже слабоалкогольный напиток (наподобие пива) постепенно вызывает у человека греховное увлечение, нездоровую зависимость с печальными последствиями. Алкогольная зависимость делает умного человека глупцом, лишает его страха Божия, отдает его кровожадной стихии гнева.
Апостол Павел перечисляет страсти, среди них и пьянство, и говорит, что греховные страсти губят нас — препятствуют нам войти в Царствие Божие: «Не обманывайтесь… ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют» (1Кор. 6:9)2. Приведенные слова о пьянстве и спасении могут показаться слишком суровыми, крайностью.
Нет здесь крайности, тот же апостол пишет своему помощнику — апостолу Тимофею: «Впредь пей не одну только воду, но употребляй немного вина, ради желудка и частых твоих недугов» (1Тим. 5:23). Люди в жарком климате Средиземноморья во время еды добавляли немного вина ради дезинфекции, для желудка. Вот почему апостолу Тимофею полное воздержание от алкоголя не было полезно. Да и во многих современных лекарственных настойках тоже присутствует алкогольная компонента, хотя заболевания желудочно-кишечного тракта сейчас предотвращают и лечат, обходясь без алкоголя.
Почему люди употребляют алкоголь? Порой тянутся к спиртному, желая раскрасить унылые будни в праздничные цвета. Это распространенная ошибка, от нее предостерегает книга Притч: «Не царям пить вино… чтобы, напившись, они не забыли закона и не превратили суда всех угнетаемых. Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душою» (Притч. 31:4-5).
В этой цитате начало понятное — царь может пировать хоть каждый день, но это не доведет до добра. Дальше тоже вроде бы понятно: «Царь, убери со стола кувшины с хмельной сикерой, тебе они не нужны. В конце концов отдай их тем людям, кому плохо сейчас, это немного заглушит боль, залечит раны, уймет душевные терзания». Но тут возникают такие соображения: «Царь имеет возможность попивать каждый день, но это путь в никуда. А разве для бедняка пить с горя — не путь в никуда? Разве три глотка сикеры решат проблему бедняка, огорченного душею? Нет, только на время самочувствие полегче будет. Сегодня три глотка, завтра тоже. Бедняк привыкнет заливать алкоголем свои проблемы, и от этого проблем будет гораздо больше». Что тут скажешь? Как понимать этот стих из Притчей?
Святитель Григорий Нисский и блаженный Иероним толковали библейский текст — иносказательно, как речь о «духовном вине», не о «плотском вине». Детальнее этот стих Притчей объяснил преподобный Иоанн Кассиан Римлянин: тому, кто в покаянии угнетается скорбью, дайте сладость духовного знания, «поите спасительным словом»3, духовным вином. Утешьте того, кто совершает покаянное очищение от грехов, на смену горечи духовного очищения приходит отрадное для человека познание (благодатное просвещение, ведение).
Не только преподобный Кассиан, но и преподобный Исаак Сирин пишет о высоком духовном опыте иносказательно — как о «вкушении вина»: «Начало исхода из мира — страх Божий и опьянение верой. Пока душа не придёт в опьянённость верою в Бога, впитывая силу веры, она не уврачует болезни чувств и не сможет преодолеть коварное видимое вещество, которое служит преградой для того, что обретается внутри»4. Отметим, что преподобный Исаак сравнивает общение с Богом в сердце с состоянием опьянения вином не для того, чтобы похвалить вредную привычку. Он подчеркивает, насколько благодать меняет жизнь человека, врачует болезни, чувственные страсти, услаждает богообщением, ничего подобного человек в своей бездуховной жизни пережить не может.
Итак, для Библии и Отцов злоупотребление алкоголем — это, прежде всего, страсть алкоголизма. Как и всякая страсть, алкоголизм уводит человека с пути к Царству небесному. И еще, здравый смысл подсказывает людям: «Алкоголику пить нельзя совсем»5. Аскетика утверждает то же самое, но конкретнее: «Каждое проявление страсти алкоголизма, то есть каждое опьянение алкоголика, — это грех, его нужно очищать покаянием и борьбой со страстью алкоголизма». Многие из нас знают людей, которым с Божьей помощью удалось победить страсть пьянства, теперь они не употребляют алкоголь совсем, хотя годами пили безбожно.
Аскетика и наркология: стадии развития алкогольной страсти
Алкоголизм — это страсть и зависимость, она развивается в несколько стадий. Обратимся к опыту наркологов, его изложил в своем замечательном учебнике по психиатрии доктор Ю. Тюльпин6.
1 стадия алкоголизма характеризуется психической зависимостью. Организм постепенно становится толерантным ко всё большим дозировкам алкоголя: «Могу выпить бутылку, и меня не развезёт». Человек ищет повод снова и снова пережить опьянение. От этого предостерегала Книга Притч: «Не царям пить вино». Нужно «бросать пить», как только понял, что появилась психическая зависимость от алкоголя, иначе подкрадётся беда — со временем «влечение к алкоголю становится доминантой поведения»7. Что это значит с точки зрения аскетики? На 1 стадии алкоголизм перерастает в главную страсть человека. С главной страстью и надо бороться в первую очередь, как советовал святитель Феофан Затворник.
На 2 стадии алкоголизм — это физическая зависимость. Совсем другое дело! Влечение к спиртному приобретает непреодолимый характер, компульсивный характер. Добавим к медицинским формулам аскетический комментарий: на этой стадии алкоголик может преодолеть свою главную страсть, только если он сам этого хочет и ему помогают Бог и люди (семья, врачи, священники).
Алкоголик на 2 стадии неспособен надолго отказаться от спиртного. Когда нет возможности выпить, у него наблюдается синдром отмены, то есть он становится злобным, тревожным, мучается бессонницей и делирием («белой горячкой», когда он «видит» разных враждебных существ)8. А так алкоголик пьет помногу, ежедневно, неделями и месяцами «не просыхает». Перерывы в пьянстве бывают только из-за внешних обстоятельств.
Алкозависимый превращается в семейного тирана, от него страдают близкие люди, созависимые. Вот почему Православная Церковь считает алкоголизм одного из супругов достаточной причиной для развода9. На 2 стадии алкоголики воруют и пропивают вещи из дома, шантажом и побоями вымогают у родственников водку, выпрашивают на выпивку у знакомых и незнакомых. Алкоголь на этой стадии приносит алкоголику меньше наслаждения (эйфории), больше раздражения (дизфории), порождает конфликты. «Вино — глумливо, сикера — буйна» (Притч. 20:1). Алкоголик всё хуже слышит голос совести, постепенно утрачивает чувство ответственности. Очень сложно такому человеку каяться!
3 стадия снижает толерантность организма к спиртному, поэтому некоторые алкоголики пьют меньшими дозами, но чаще; некоторые переходят с водки на слабоалкогольные напитки. «Нет здоровья пить как раньше», приходится делать перерывы. Эйфория от спиртного бывает редко, чаще возникает угрюмость и суетливость или же вялое безразличие к окружающей жизни. Снижается аппетит, ухудшается способность мыслить и критически оценивать себя, плохо служит память10. Как тут каяться? Человек живет, будто в преддверии ада. Господи, воскреси душу, помоги, воздвигни со дна адова!..
Рассмотренные 3 стадии алкоголизма дают нам яркую картину, как страсть постепенно развивается и губит человека. Перейдем теперь к вопросу опьянения, поставленному в заголовок статьи.
Аскетика и наркология: грех и стадии развития опьянения
Прежде сделаем две ремарки по поводу опьянения. Первая: психиатры отличают обычный процесс опьянения от патологического. Бывает, у человека патологическое опьянение, в этом случае окружающие говорят: «Вроде бы молодой здоровый парень, а пить ему нельзя совсем. От наперстка пьянеет, дебоширит»11. Так человек от близких людей получает свидетельство, что выпивать ему не следует, — это для него грех, потому что он теряет контроль за собой, «язык распускает и руки». Патологическое опьянение от одной рюмки может привести к тяжкому греху, преступлению, сломать жизнь.
Вторая ремарка: патологическое опьянение и наследственная предрасположенность к алкоголизму — похожие ситуации. Хорошо, если человек это понимает: «У меня папа пьющий, тяжело с ним жить. Дедушка вообще разбился насмерть, за руль сел пьяный. Значит, мне пить нельзя. Радость буду получать безалкогольным способом, с пользой для семьи и здоровья. Если навалится депрессия, не сробею пойти к врачу, пропью курс антидепрессантов, они не вызывают побочки — привыкания и деградации».
Теперь поговорим про обычный процесс опьянения. У большинства людей он развивается в 3 степени. Мы их опишем и поставим вопрос: это грешно или нет?
Первая — легкая степень опьянения, характеризуется «расторможенностью, повышением общительности, болтливостью, несдержанностью, утратой самоконтроля, разбросанностью движений, повышением пищевого и сексуального влечений»12. Из описания ясно, что часть признаков легкой степени нейтральны. Что греховного в повышении общительности, в разбросанности движений13? Другая часть признаков чревата грехом, это касается болтливости, утраты самоконтроля, повышения пищевого и сексуального влечений. «Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» (Еф. 5:18). Итак, в каких-то случаях легкая степень опьянения обходится без греха, а в каких-то будет греховна.
Средняя степень опьянения однозначно греховна. Для средней степени характерна раздраженность, задиристость, обидчивость, пьяный недоволен окружающими, осыпает их упреками. Это всё точно грехи! Мышление пьяного замедленное и нечеткое, он без нужды повторяет свои фразы, хуже слышит, его тошнит. Завершается средняя стадия сном, после него похмелье14. Здесь есть в чем каяться, без сомнений.
Поэтому будем отдавать себе отчет вовремя: «Я сижу за праздничным столом, мы выпили два тоста. У меня легкая степень опьянения. На сегодня хватит, налью себе соку. Не хочу терять самоконтроль. Средняя степень опьянения мне не нужна, пойду освежиться».
При тяжелой степени опьянения человек уже не способен ходить без посторонней помощи, его движения раскоординированы. Нарушение сознания развивается от оглушения до комы. Есть риск смертельно отравиться алкоголем.
Неприятно это говорить, но средняя степень опьянения превращает человека в «пьяную скотину», тяжелая степень — превращает человека в «овощ». Итак, при легкой степени опьянения мы рискуем согрешить значительно больше, чем на трезвую голову. Средняя степень опьянения сама по себе является грехом, даже если до поножовщины не дошло. В средней и тяжелой степени опьянения нужно каяться. А еще загодя их избегать. Как? Вот за праздничным застольем рядом с нами сел человек, он активно подливает в рюмку: «Пей до дна! Ты мужик или нет?» Мы вежливо и твердо отстаиваем право самому решать, что делать: «Чтобы чувствовать себя мужчиной, мне пить не обязательно». Или наливающий нам водку грозит обидеться в случе отказа: «Ты меня уважаешь?» Ответ простой: «Уважаю. Просто выпивать еще не хочу. И ты меня уважай — не дави, чтоб я выпил».
Легкая степень опьянения будет греховной для человека с алкогольной зависимостью, потому что дальше он утратит контроль и уйдет в запой «после 4 лет полного воздержания». Легкая степень будет грехом и когда обстановка неподходящая. Например, человек выпивает в компании малознакомых людей. Что может случиться? Подмешают что-нибудь в рюмку «для прикола», очнешься в реанимации. Или кто-то напьется и втянет окружающих в уголовную историю, будешь потом доказывать свою непричастность. Извините, что эти простые соображения приходится проговаривать. К сожалению, со взрослыми, неглупыми, неплохими людьми тоже случаются беды, просто потому что им однажды предложили выпить, и неудобно было отказаться, или они не учли, какая обстановка вокруг.
Еще обстановка неподходящая, если рядом с нами сидит алкоголик и предлагает выпивать вместе с ним. Мы делаемся в какой-то мере соучастниками его опьянения со всеми последствиями, подыгрываем его страсти, становимся созависимыми в тот момент. Лучше тогда воздержаться вообще от алкоголя и не поощрять его к выпивке. Например, не поддерживать шуток в стиле «алкогольного юмора».
Постоянно Церковь ходатайствует перед Богом на особых молебнах об алкозависимых. Там читается Евангелие о том, как Христос изгнал легион бесов: «Приплыли в страну Гадаринскую… встретил Его один человек… его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни. Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, потому что много бесов вошло в него. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну» (Лк.8:26-31). В состоянии сильного алкогольного опьянения, «белой горячки» люди испытывают тяжелые психопатологические состояния и подвергаются насилию бесов.
Из всего этого можно сделать выводы. Для любого человека хорошо бы свести к минимуму употребление алкоголя. И есть такие люди и такие ситуации, когда требуется полное воздержание. Решительный отказ о алкоголя связан со страстью алкоголизма, патологическим опьянением и наследственной предрасположенностью, а еще с необходимостью сохранять ясность сознания и скоординированность движений.
* * *
Мы предложили некоторые размышления на тему «Когда употребление алкоголя становится грехом». Надеемся, читатель увидел в них что-то полезное. Эта тема нам представляется важной, болезненной, весьма непростой, дискуссионной, и мы не претендуем на то, чтобы представить исчерпывающие соображения и рекомендации.
* * *
1
Абсолютный запрет на алкоголь сам по себе не обеспечивает трезвую жизнь. Существует много видов наркотиков, которые человек может употреблять и при этом гордиться, что он не пьет. Кроме того, существуют техники измененного сознания, экстазы и трансы — это «наркотик без наркотика», «алкоголь без алкоголя».
2
Святитель Григорий Палама перечисляет более ста пятидесяти греховных влечений, страстей, недобрых поступков и состояний человека. Некоторые из них относятся к употреблению алкоголя: κραιπάλη — похмелье, μέθη — пьянство, οίνοφλυγία — винопитие. Злоупотребив алкоголем, человек становится потенциальным самоубийцей. Он приобретает «состояние изменённого сознания», как бы покидает реальность, умирает для неё. Теряет контроль над собой, совершает тяжкие грехи, сам не понимая того, порой физически погибает из-за опьянения.
3
Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII вв. Ветхий Завет. Т. IX. Притч Соломона, Книга Экклесиаста, Песнь Песней. Тверь, 2012. С. 189.
4
Преп. Исаак Сирин. О божественных тайнах и о духовной жизни. Новооткрытые тексты. СПб., 2006. С. 39.
5
В раннехристианские времена еретики-гностики, энкратиты (от греч. «воздержание») запрещали употребление вина, заменяя его водой даже в Евхаристии. Церковь не согласилась с их практикой абсолютного воздержания от вина для всех.
6
Тюльпин Ю. Г. Психические болезни с курсом наркологии: учебник. М., 2016.
7
Тюльпин Ю. Г. Цит. изд. С. 270.
8
Тюльпин Ю. Г. Цит. изд. С. 271.
9
Это обозначено в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», принятых Архиерейским Собором.
10
Тюльпин Ю. Г. Цит. изд. С. 273.
11
Причиной может быть врожденная патологическая реакция организма на алкоголь или органическое поражение головного мозга.
12
Тюльпин Ю. Г. Цит. изд. С. 267. Есть у этих стадий и соответственное каждой содержание алкоголя в крови.
13
Конечно, при легкой степени опьянения разбросанность движений может оказаться греховной и даже фатальной, — если выпивший человек управляет автомобилем.
14
Тюльпин Ю. Г. Цит. изд. С. 267.
Комментарии для сайта Cackle
Источник
алкогольный блог
МОЖНО ЛИ ПИТЬ ПИВО ХРИСТИАНИНУ?
Один мой знакомый, он с детства посещал церковь, сказал мне: «Небо уже не для меня. Я люблю пиво и не могу оставить его, даже ради неба». А ведь пару лет назад он удивлялся, как люди вообще могут пить эту «гадость».
«Я пью пиво, а вы пьете?» — так называлась тема одного христианского форума. Зайдя на другие сайты, я была шокирована: эта тема оказалась самой животрепещущей среди христиан, посещающих Интернет. Думаете, о ней спорят только в виртуальном мире? Ошибаетесь! Реальный мир не только спорит, но и, сидя перед мониторами, с удовольствием попивает пенистый напиток. Да и лично я знаю человек 7, которые считают пиво вполне приемлемым напитком для христиан. Думаете, выдумка? Тогда поинтересуйтесь статистикой христианского сайта. Вопрос к христианам звучал так: «Пьете ли вы пиво???» Из 100% респондентов ответили:
6% — да, часто,
30% — иногда, с друзьями,
63% — никогда не
употребляли пиво.
Так пить ли пиво верующему человеку?
Слава Богу, большинство считает, что нет, что незачем даже поднимать такие вопросы. Но, к сожалению, в наше время приходится говорить о многом, что раньше не вызывало никаких споров. Например, лет 10 назад все были едины во мнении, что христианин не может заниматься боевыми искусствами. Сегодня же некоторые церкви используют их в качестве метода благовестия среди молодежи. Когда я была подростком, слышала множество проповедей и лекций о том, что рок-музыка — дело рук сатаны. Можете вы сегодня пересчитать, сколько существует так называемых христианских рок-групп? Еще одно веяние наших дней среди христианской молодежи — безалкогольное пиво. Так, иногда, в одиночку, чтобы не искушать других. Слава Богу, что некоторые хоть за других переживают, однако забывают, что переживать-то стоит и о себе.
Итак, что такое пиво? Какую опасность таит оно в себе для Божьего человека?
Начнем с первого вопроса: «Что такое пиво? Просто пенистый напиток или стиль жизни?» Согласно рекламе, верно последнее, потому что пиво нынче пьют не только бездельники в подворотне. Без него не обходятся ни спортсмены, ни бизнесмены, ни десантники, ни, что еще хуже, некоторые христиане. В мире пиво стало символом успеха, хорошего отдыха, приятной компании, крепкой дружбы, наличия ума и хорошего вкуса. Оно обещает передать вкус жизни, решить проблемы, улучшить здоровье, а впоследствии — пивной алкоголизм. Правда, именитые пивовары об этом не говорят. Зачем лишней информацией портить кому-то «вкус жизни», а себя лишать огромной прибыли? Намного выгодней сделать пиво модным и навязать тебе и мне «пивной» стиль жизни. Заставить пить пиво даже тех, кто его не любит. Внушить мысль, что жизнь без пива — скучный поток дней.
Реклама чем-то напоминает рыбалку. Яркую приманку в качестве наживки цепляют на крючок. Снаружи она блестит, манит к себе, так хочется попробовать. И вот проглотил, не подумав, и попался на крючок. Монстр под названием «спирт» запустит в тебя свои грязные лапы и сделает свое черное дело. Пенистый напиток янтарного цвета затягивает в свой омут весьма быстро: опомниться не успел, как вечер без пива — потерянный вечер.
«Бутылочка в день! Что в этом плохого?» Давайте посмотрим и на это.
Пивной алкоголизм развивается незаметно, зато сразу переходит в тяжелую форму. Бороться с влечением к пиву сложнее, чем с влечением к водке. Это тяжелый, трудно поддающийся лечению вариант зависимости.
Те, кто начинает иногда попивать этот напиток, могут вступить со мною в спор: мол, я перегибаю палку. Да, сейчас, вы не хотите никому верить и отстаиваете свою позицию, прикрывая этим греховную привычку. Обычно сторонники пива перечисляют множество его достоинств, которые делают его особенно пригодным в качестве напитка для молодежи. Но, хотите — верьте, хотите — нет, последствия не заставят вас долго ждать.
Какую опасность таит оно в себе для Божьего человека?
Один мой знакомый, он с детства посещал церковь, в настоящее время говорит: «Небо уже не для меня. Я люблю пиво и не могу оставить его, даже ради неба». А ведь пару лет назад он удивлялся, как люди вообще могут пить эту «гадость».
Вы, конечно, можете возразить, что пиво никак не влияет на ваши отношения с Богом, что пить его — не грех. Но почему-то все известные мне случаи пристрастия христиан к этому «духовно безвредному» напитку заканчивались печально. Знакомые верующие, начиная «баловаться пивком», обязательно стыли духовно. Сначала им просто иногда не хотелось приходить в церковь, а затем они и вовсе теряли интерес к христианскому общению. И, как следствие, наступала духовная смерть, увенчанная всеми грехами мирской жизни.
Недавно зашла на сайт христианского молитвенного центра. Там большими буквами «кричала» просьба одной сестры: «Мой муж некогда был христианином, но его страсть к пиву уводит его от Спасителя. Пожалуйста!!! Поддержите меня в моей молитве за него. Я боюсь, что сердце моего мужа скоро будет не способно к покаянию. Молитесь также о том, чтобы я не впала в отчаяние. Заранее всех благодарю!!!» Не раз и я слышала подобные просьбы.
Бутылка «желтого золота» стоит не так уж и много, но человек заплатит за нее гораздо больше, чем предполагает. Один участник дискуссии «Я пью пиво, а вы пьете?» написал следующее: «Знаешь, парень, в свое время я увлекся, как и ты сейчас, этой «теорией», не побоюсь сказать, из ада, будучи христианином с определенным стажем хождения в церковь. Как и ты, мне захотелось воскресить те переживания, от которых в свое время освободил меня Господь. Как следствие — я «упал», да так сильно, что «звук» от этого падения до сих пор преследует меня!! А начинал я, как и ты, с безалкогольного пива. Вывод, который сделал я: не заигрывай с дьяволом. Если логически разобраться, если оно безалкогольное, тогда почему не апельсиновый сок?!»
Действительно, почему пиво, а не сок? Что делает его столь привлекательным для вас? Почему вы, будучи христианином, пристрастились к этому сомнительному напитку? Просто утоляете жажду? Попейте тогда обычной минеральной воды или сок купите — утоляет жажду не хуже. Не подходит? Почему же? Вам хочется показаться крутым, современным, быть, как все? Ах, вот в чем истинная причина!
Но чтобы сойти за крутого, пить пиво — этого мало. Надо еще и жить раскомлексованно, иметь нового сексуального партнера, хотя бы каждую неделю, курить модные сигареты без никотина, глотать по пачке трамадола в день (ведь он не колется, как настоящий наркоман) и проигрывать деньги в игровых автоматах. Вот те стандарты, которые предлагает современный мир молодому человеку. Но может ли христианин так жить? Библия говорит, что «Дружба с миром — есть вражда против Бога». Ты не можешь жить по-мирски хоть чуть-чуть и быть в хороших отношениях с Творцом. Ты или с Богом — или против Него. Двум господам не услужишь, придется выбрать одного. Об этом говорит Библия и жизненный опыт. Поэтому задумайся сегодня: с кем ты пойдешь дальше?
Некоторые говорят: «Я пью пиво, чтобы расслабиться». Неужели мы, христиане 21 века, дошли до того, что напряжение нам снимает не молитва и уединение с Богом, а бокал пенистого напитка? Иисус обещает: «Придите ко Мне все усталые и обремененные, и Я успокою вас» (Мф.11:28). Пусть эта фраза кому-то покажется старомодной, но я верю, что настоящий покой может дать только Бог!
Как-то жутко становится, когда видишь, как мир потихоньку разъедает ценности христиан. Один человек (не уверена, что он христианин, но считает себя таковым) сказал в защиту любителей бутылочки пивка: «Да мы живем в стране, которая не имеет меры ни в чем, и поэтому в ней столько алкоголиков. Люди не умеют пить пиво. Но, к счастью, наша страна скоро изменится к лучшему». Возможно, страна и изменится. Но изменить ее смогут не христиане, научившиеся пить в меру, а христиане стоящие на коленях и молящиеся за свой народ.
Вы оправдываете себя тем, что пьете безалкогольное пиво, но совесть-то ваша не чиста, иначе не открывалась бы эта тема в Интернете на каждом христианском форуме. Говорят же: «Что у человека болит, о том он и говорит». Значит, душа еще жива и вопиет к вашей совести, не давая ей покоя. Об этом состоянии Ап. Павел сказал: «Духом своим я с ликованием принимаю закон Божий. Но я вижу, что закон, которому подчиняется мое тело, враждует с законом, который принимает мой разум. Тот закон, которому подчиняется мое тело, — закон греха, и этот закон превращает меня в своего узника. Это ужасно! Кто спасет меня от этого тела, которое несет мне смерть?»
На одной рекламе в Киеве было изображено разломанное большое яйцо, рядом бутылка пива, парень бежит, оглядываясь, и фраза: «Будь вільним!» Сразу вспомнилась другая реклама с такой же надписью, которая прозвучала из уст самого великого искусителя. Это произошло в Эдемском саду. Дьявол протянул Еве яблоко и сказал: «Съешь — и будешь свободной!» Ева поддалась этому соблазну и действительно стала свободной… от близких отношений с Богом. Что-то подобное происходит и со многими христианами: дьявол предлагает им бокал пива и свободу. Только от чего? Не задумываясь над этим, многие попадаются на этот крючок. Ап. Павел писал: «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1Кор.9:24-27). Он нам написал это, зная, что все мы находимся в постоянной борьбе. Как только мы получили новую природу от Бога, в нас постоянно присутствует конфликт: плоть противится духу — дух противится плоти. Тело хочет полежать, поспать, расслабиться — дух жаждет общения с Господом. Плоть хочет запретного — дух стремится к воздержанию. Кого слушать: плоть или духа? Кого порабощать? Ап. Павел говорит: «Я усмиряю и порабощаю тело мое». Это значит взять абсолютный контроль над плотью, иметь власть над нею, заставлять ее делать то, чего хочется тебе, а не тому, кого ты поработил, над кем имеешь власть. Для чего порабощать тело? Чтобы оно повиновалось духу. Если мы не поймем этой борьбы, то быстро придем к поражению и увязнем в грехах. Поэтому надо прилагать усилия, чтобы одерживать победу в искушениях.
Князь этого мира хочет лишить христиан Божьей защиты. Ведь он хорошо знает, что «Имя Господа — крепкая башня: убегает в нее праведник — и безопасен». Он знает, что во Христе мы недосягаемы для него, не имеющего силы пройти сквозь ограду Божью. Поэтому выманивает из нее, искусно обманывая верующих безобидными, на первый взгляд, предложениями: музыка, компьютер, пиво без алкоголя … А у каждого есть интересы со слабыми местами. Если у таковых есть страх перед Богом, у них есть и Божья ограда. Их из Его руки никто не похитит, если они сами не начнут потакать собственной похоти.
Готовя этот материал, я спрашивала у знакомых служителей, есть ли в их церкви свидетельство на эту тему? Они отвечали: «К сожалению, молодежь сейчас только сеет в этом направлении. Раскаиваться они будут позже. Сейчас есть только антисвидетельства». Очень жаль, но это так. Верующие иногда «светятся своими подвигами», вместо того, чтобы быть светом миру. Идут на поводу мира, попадая под его влияние, вместо того, чтобы влиять на него. Слушают голоса мира, а не Божий голос. Один мирской певец поет: «Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас!» Вдумайся, христианин, куда зовет поющий?
Что отвечают служители на вопрос «Можно ли христианину пить пиво?» Пастор одной Киевской церкви сказал: «Все зависит от того, кого понимать под словом «христианин». Если это человек, слегка интересующийся религией, в частности, христианством, но живущий согласно интересам своего «Я», то кто может запретить такому «христианину» пить пиво? А если христианин раскаялся в своих грехах, пригласил Иисуса Христа в свое сердце, родился свыше, а потом принял крещение, то он уже дитя Божие, живущее не по закону, а по благодати. Для него и вовсе не может быть никаких запретов, так как он живет по принципу: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1Кор.6:12). Но если у христианина все еще присутствует желание пить пиво, то возникает сомнение: а действительно ли он был рожден свыше? А живет ли в нем Дух Святой?»
Источник