Можно образовать деепричастие от глагола пить

Содержание статьи

Грамотно образуем и употребляем деепричастия

Термин «деепричастие» появился еще в XVII веке. В его составе две части: дее- (действие) и причастие. То есть это форма, «причастная» к действию. И правда: деепричастие обозначает в предложении добавочное действие глагола, сочетая в себе грамматические признаки глагола и наречия, поэтому иногда эту форму называют отглагольным наречием.

Образование деепричастий имеет свои особенности, которые необходимо учитывать.

1. От основы настоящего времени глаголов несовершенного вида образуются деепричастия несовершенного вида. Используется суффикс -а (-я). Начинают — начиная, делают — делая, играют — играя.

Некоторые глаголы несовершенного вида образуют деепричастия с помощью суффикса -учи (-ючи): идучи, едучи, будучи, играючи, жалеючи, крадучись.

Но в литературном языке формы на -учи (-ючи) не получили широкого распространения. Чаще всего такие формы используются нами для стилизации народной и старинной речи и воспринимаются как устаревшие.

Необходимо обратить внимание на то, как образуются формы деепричастий от некоторых глаголов: сыпать — сыпля (допускается — сыпя), плыть — плывя, лазать — лазая, страдать — страдая (в художественном стиле речи можно встретить — страждя), внимать — внимая и внемля (устаревшее), махать — махая (допускается — маша), щипать — щипля.

Некоторые глаголы несовершенного вида не могут иметь формы деепричастия. Как правило, от глаголов, не имеющих в основе настоящего времени гласных, деепричастия не образуются (например, гнать — гнут — гня). Форма гня — неблагозвучная, поэтому не употребляется в современном русском языке.

К таким глаголам относятся: шить, бить, тереть, вить, ткать, врать, спать, гнуть, слать, есть, рвать, жать (руку), пить, жать (рожь), мять, ждать, лить, жечь, лгать.

От глаголов с чередованием согласных з-ж, с-ш в основах настоящего времени и инфинитива формы деепричастий образовать невозможно либо же эти формы являются малоупотребительными (например, чесать — чешут — чеша). Форма чеша не является грамматически правильной.

Это касается таких глаголов, как чесать, весить, резать, вязать, плясать, казаться, лизать, косить.

От глаголов несовершенного вида на -нуть и на -чь формы деепричастий не образуются.

Это глаголы тянуть, беречь, тонуть, жечь, пахнуть, мочь, мокнуть, печь, мёрзнуть, сечь, крепнуть, стеречь, глохнуть, стричься, гаснуть, течь, вянуть.

Также деепричастия несовершенного вида не следует образовывать от следующих глаголов: хотеть, арестовать, стыть, бежать, родиться, колоть, петь, лезть, пахать.

2. От основы прошедшего времени или инфинитива глаголов совершенного вида образуются деепричастия совершенного вида. Обычно используется суффикс -в: продал — продав, сделал — сделав.

Может использоваться также суффиксы -а (-я) или -вши, -ши (делил — деля, войти — войдя; влюбиться — влюбившись, обернуться — обернувшись).

В абсолютном большинстве случаев в литературном языке используются формы с суффиксом -в, потому что они являются более краткими и благозвучными. М. Горький выступал против чрезмерно частого употребления форм с суффиксами -вши, -ши, сравнивая эти суффиксы с «вшами», которые ползают по странице, и настоятельно советовал избегать подобных форм. Однако нужно учитывать, что возвратные глаголы обычно имеют только одну форму — оглянувшись, задумавшись. Суффикс -ши употребляется вместо суффикса -в при образовании деепричастий от многих глаголов с основой на согласную: подрасти — подросши; пасти — пасши.

В ХIX-начале XX в суффикса -а (-я) использовался довольно часто для образования деепричастий совершенного вида (заметив — заметя, наклонив — наклоня, положив — положа). В современном русском языке многие из этих форм вышли из употребления, однако их можно встретить в художественных текстах той эпохи, например, у М. Горького.

3. При образовании деепричастий одной из основных ошибок является использование одного суффикса вместо другого.

Рассмотрим предложение. Положа вилки на стол, она отправилась посмотреть, готово ли горячее. Использована форма положа с суффиксом -а вместо правильной формы положив с суффиксом -в.

Довольно часто ошибки такого рода встречаются при употреблении фразеологизмов. В некоторых фразеологизмах мы можем встретить устаревшие формы деепричастий (очертя голову, положа руку на сердце). И здесь часто допускают неправильную форму, говоря «очертив голову» или «положив руку на сердце».

Также в разговорной речи регулярно можно наблюдать грамматически неверное образование деепричастий от глаголов, от которых вообще нельзя образовать деепричастные формы в литературном языке (Спя, щенок как будто бежал куда-то).

4. И, конечно, нельзя забыть о теме использования деепричастного оборота в речи.

Сколько уже было написано о том, что деепричастие обозначает добавочное действие, значит, основное и добавочное действие должен совершать один и тот же объект, но ошибки все равно встречаются с пугающей регулярностью.

Прочитайте следующие примеры. В каждом из них одна и та же ошибка: неверное употребление деепричастного оборота.

Читая, мне было интересно. (Кто читал? В предложении нет местоимения «я», а форма «мне» не является действующим лицом)

Сидя у окна, в комнату влетел воробей. (Воробей сидел у окна?)

Читайте также:  Можно ли пить перед для узи брюшной полости

Занимаясь с учителем, ему очень хотелось есть (Кто занимался? В предложении нет местоимения «он», а форма «ему» не является действующим лицом)

Спеша домой, у него потерялась варежка. (Варежка спешила домой?)

Работая на станке, у него болела голова. (Голова работала на станке?)

Надеюсь, Вы улыбнулись, прочитав данные предложения, и сами не будете допускать ошибок при образовании и употреблении деепричастий.

Удачи Вам и красивого, богатого, правильного русского языка!

Остались вопросы? Не умеете правильно образовывать формы деепричастия?

Чтобы получить помощь репетитора — зарегистрируйтесь.

Первый урок — бесплатно!

Зарегистрироваться

© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Источник

Глаголы, от которых не образуются деепричастия. Как же весело эту тему изучать

Добрый день всем читателям!

Уверен, все знают или хотя бы слышали о деепричастиях. Даже если прогуливали уроки русского в школе. Однако есть глаголы, от которых деепричастия образовать невозможно. Или подобные словоформы почти не употребляются. То ли из-за неблагозвучия, то ли из-за лексического значения.

Тема довольно занимательная, в некоторых моментах не удержаться от улыбки. Поехали!

Источник: flickr.com.

Источник: flickr.com.

Чуть-чуть теории

От глаголов могут образовываться два деепричастия: несовершенного и совершенного вида. Два примера:

Кричать — кричат — крича́ (что делая?)

Закричать — закричат — закричав (что сделав?)

Однако сегодня интереснее рассмотреть случаи, когда от глаголов деепричастия образовать невозможно или затруднительно. О таких ситуациях носители вряд ли задумываются. Чаще эти сложности вспоминают иностранцы, которые изучают русский язык и сталкиваются с причудливыми моментами нашей грамматики.

В основном подобные ограничения относятся к формам несовершенного вида. С совершенным ещё можно более-менее извернуться.

Почему такое возникает?

Грамматика русского языка предоставляет возможности для образования самых разных словоформ, однако так получается, что в устной и письменной речи не все они оказываются нужными. В итоге у нас возникают такие явления, как недостаточные глаголы. Все помнят ситуацию с глаголами победить, убедить, очутиться?

Иногда та или иная словоформа фактически не употребляется из-за смысла (глагол тели́ться странно бы звучал в форме 1-го лица), а в некоторых ситуациях она попросту неблагозвучна (те же *победю, *побежу, *очучусь).

Похожая ситуация возникает с существительными, самым уязвимым можно назвать родительный падеж множественного. Вспомним пресловутое мечта — *мечт (форма эта считается неупотребительной, проще говоря, ошибочной). На эту тему даже бородатый анекдот есть:

Стоят двое, смотрят в небо:

— Смотри, сколько на небе звездов!

— Не звездов, а звездей!

Подошёл третий:

— Да где ж вы таких словов-то понабралися?

Итак, теоретическую подготовку выполнили, теперь перейдём к сути.

Печь

*Пекя, *печа? Напомню, под звёздочкой — гипотетические, несуществующие формы. От глаголов на -чь деепричастия почти не образуются.

А что насчёт слова лечь? Тоже никак. Напомню, что лёжа — от слова лежать.

От глагола изречь формально образуется форма изрекши, но когда вы её последний раз видели или слышали?

В общем, основы на -к и -г почти не дружат с такими деепричастиями. К примеру, течь → текут — *теча́? 🙂

Теоретически возможно: толкут → толча́ (хотя в словарях и написано, что «несвободно»), берегут → бережа́ (эта форма эпизодически встречается в литературе XIX в.). Однако с повседневным употреблением этих слов не заладилось.

Более полный список таких глаголов: беречь, жечь, лечь, мочь, стеречь, влечь, печь, сечь, течь, толочь.

Бежать, хотеть, ехать

Напомню, речь идёт о несовершенном виде. Форма бежа́ возможна, но малоупотребительна. Хотя́ — зафиксировано в словаре Н. А. Еськовой с пометой «употребляется несвободно». От глагола ехать образуется е́дучи, но эта форма широко не употребляется, как и в целом деепричастия на -учи/-ючи (кроме бу́дучи от быть), они только для стилизации народной и старинной речи хороши.

Вянуть

Как там, *вяня, *вяв*? Да никак. Деепричастия несовершенного вида от глаголов на -нуть тоже почти не образуются.

Форма вянув отмечена в «Словаре трудностей…» К. С. Горбачевича как малоупотребительная.

Здесь ещё играет роль семантика: глаголы на -нуть часто обозначают однократное действие, тогда как длительность им может быть не присуща.

Ах, да. Ещё вспомнились гнуть (*гня?!) и пнуть (*пня?!). Исключение — тянуть, от него возможно образование деепричастия тяня́, и то в словарях есть пометы «несвободно», «затруднительно».

Кроме того, трудно представить такие словоформы от глаголов мёрзнуть, крепнуть, мокнуть, глохнуть и т. д.

Лизать

Никаких *лижа, *лиза или ещё как-нибудь. :))

Пахать

Напрашиваются слова *паха́я, *паша́ или ещё какие-нибудь образования. Но не то, совсем не то.

Шить, лить, жать, ткать

Основа настоящего времени состоит из одних согласных, поэтому деепричастия от них не образуются: шьют, льют, жмут, ткут. Хотя попробуйте, вдруг совместными усилиями мы заполним эту лакуну. :))

Примерно так: *шья, *лья, *жмя, *ткя*.

Более полный список таких глаголов: врать, ждать, лгать, жрать, рвать, ржать, ткать, мере́ть, переть, жать, мять, вить, пить, шить и др. Как видим, почти у всех односложная основа.

Ещё сюда можно добавить бдеть.

Спать — спя

Деепричастие несовершенного вида спя есть, но употребляется несвободно, его даже не все словари приводят.

Писать — пиша́?

О деепричастии «пиша» часто спрашивают в контексте необычных, редких слов. Действительно, формально такое слово в русском языке есть, о чём свидетельствует его наличие в некоторых толковых словарях. В словаре трудностей Н. А. Еськовой зафиксировано с пометой «Употребляется несвободно», в «Грамматическом словаре» Зализняка написано, что «деепричастие затруднительно».

На этом всё. Стилистические особенности и употребление деепричастий — в следующей публикации. Там тоже хватает неоднозначных моментов. Ставьте «Нравится» и подписывайтесь, чтобы видеть новые публикации.

Читайте также:  Что можно пить чтобы не пахло изо рта

А как у вас дела с деепричастиями? 🙂

Читать ещё: Победю или побежу? Пылесошу или пылесосю? | Тест на знание наречий || Наш телеграм-канал

Источник

Деепричастие можно образовать от глаголов пить шить



Деепричастие от глагола «шить»

настоящее

время

что делая?

*шь я́
прошедшее

время

что делав?

ш и́ в, ш и́ вши

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова раппорт (существительное):

Ассоциации к слову «шить&raquo

Синонимы к слову «шить&raquo

Предложения со словом «шить&raquo

  • На ней мы с сёстрами тоже готовили уроки, а мама шила одежду, простыни, наволочки и т. п.

Цитаты из русской классики со словом «шить»

  • — Я шью и себе и семье платье, и даже обутки (обувь) делаю».

Сочетаемость слова «шить&raquo

Значение слова «шить&raquo

ШИТЬ , шью, шьёшь; повел. шей; прич. страд. прош. ши́тый, шит, -а, -о; несов. 1. Скреплять, соединять нитью края ткани, кожи и т. п. при изготовлении одежды, обуви и т. п. Шить на машинке. Шить иголкой. (Малый академический словарь, МАС)

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «шить&raquo

ШИТЬ , шью, шьёшь; повел. шей; прич. страд. прош. ши́тый, шит, -а, -о; несов. 1. Скреплять, соединять нитью края ткани, кожи и т. п. при изготовлении одежды, обуви и т. п. Шить на машинке. Шить иголкой.

Предложения со словом «шить&raquo

На ней мы с сёстрами тоже готовили уроки, а мама шила одежду, простыни, наволочки и т. п.

Вначале она научилась шить платья по своей нестандартной фигуре.

Люди ледниковой эпохи уже хорошо умели шить и кроить одежду.

Синонимы к слову «шить&raquo

Ассоциации к слову «шить&raquo

Сочетаемость слова «шить&raquo

Морфология

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Источник

Поиск ответа

Всего найдено: 38

Можно ли образовать деепричастие от глаголов спасти, брать: спася котенка, беря плату?

Ответ справочной службы русского языка

Такие деепричастия неупотребительны.

Здравствуйте.

Как правильно пишатся «Вы работали незря» или «Вы работали, не зря»? Вроде бы, если это наречие (как?), то должно быть слитно, а если писать раздельно, то по смыслу получается «работали, не глядя (от глагола зрить)» (деепричастие)? Или я ошибаюсь?

Ответ справочной службы русского языка

Не зря в значении «не напрасно» пишется раздельно. Наречие не требует обособления.

Если имеется в виду деепричастие от глагола зреть — то же, что «не глядя», то оно также пишется раздельно с не, но обособляется.

Добрый вечер. Пожалуйста, помогите образовать деепричастие в настоящем времени от глагола тереться. Заранее спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Деепричастие от глагола тереться неупотребительно.

Здравствуйте, можно ли образовать деепричастие от глагола «хамить»?

Ответ справочной службы русского языка

Как правильно — погрязнувши или погрузнувши?

Ворд за второй вариант, Интернет второй вариант тоже больше котирует. Я всю жизнь считал, что правилен первый вариант.

Что верно и почему?

Ответ справочной службы русского языка

Деепричастие от глагола погрязнуть (глубоко увязнуть) — погрязнувши.

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как правильно образовать деепричастие от глагола «рвать»? Знакомая утверждает, что возможен вариант «рвя», но мне он режет слух, поэтому я сомневаюсь.

Ответ справочной службы русского языка

Согласно «Грамматическому словарю русского языка» А. А. Зализняка, образование деепричастия от глагола рвать затруднительно (т. е. деепричастие фактически не образуется).

Помогите, пожалуйста, образовать деепричастие от глагола «плевать».

Ответ справочной службы русского языка

Как правильно — «прислонясь» или «прислонившись».

Странно, но на Вашем сайте проверка слова не работает в отношении этого слова!

Уведомляет о том, что и то, и другое слово ОТСУСТВТУЕТ.

Но ведь, насколько мне подсказывает память, и тот, и другой варианты то и дело встречаются в литературе!

Разъясните ситуацию, пожалуйста!

Ответ справочной службы русского языка

Литературной норме соответствует вариант прислонившись , хотя в поэтической речи, где допустимы отклонения от нормы, нередко можно встретить и вариант прислонясь. Например, у Б. Пастернака: Гул затих. Я вышел на подмостки. // Прислонясь к дверному косяку, // Я ловлю в далеком отголоске, // Что случится на моем веку («Гамлет»).

О словарной фиксации. Слова в словарях даются по начальной форме. Прислонившись — деепричастие от глагола прислониться , поэтому словарной статьи прислонившись (а также, например, прочитав , перейдя или зная ) Вы в словаре не найдете. Заголовочными словами будут прислониться, прочитать, перейти, знать.

К вопросу № 245009 (как будет выглядеть глагол «писать» отвечая на вопрос «что делая?»).

Многие русские авторы (В.Жуковский, Л.Толстой, А.Чехов и т.д.) не затруднялись образовывать деепричастие от указанного глагола, используя вполне закономерную форму «пиша». Например, В.Белинский: «Но Гоголь не всем может быть примером. Тем не менее жалко видеть, когда и маленькое дарование попусту тратит свои силы, пиша по-малороссийски — для малороссийских крестьян».

Ответ справочной службы русского языка

Спасибо за дополнение! Сегодня можно говорить о «несвободном» употреблении формы деепричастия пиша .

Скажите, пожалуйста, как правильно образовать деепричастие от глагола «сосредоточиться» — сосредоточиваясь или сосредотачиваясь?

Ответ справочной службы русского языка

Равноправные варианты инфинитива: сосредоточивать и сосредотачивать . Варианты деепричастия также равноправны.

Как будет глагол «писать»(ручкой) в продолжительной форме??

К примеру глагол «делать», получается «делая», глагол «рисовать» — «рисуя».

Ответьте по аналогии.

Ответ справочной службы русского языка

Делая, рисуя — деепричастия (о деепричастии см. в учебнике Е. И. Литневской). Образовать деепричастие от глагола писать затруднительно. Не от всех глаголов в русском языке возможно образование всех форм.

как образовать деепричастие от глагола поить? ( я пою?)

Ответ справочной службы русского языка

Повторно задаю вопрос, очень нужно. Как образовать деепричастие от слова «распростирать» (крылья), и уместно ли здесь слово «распростав»?

Ответ справочной службы русского языка

Деепричастие настоящего времени — распростирая, форма деепричастия прош. времени (распростерев) неупотребительна.

Можно ли образовать деепричастие от глагола строить — строя? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Как правильно говорить: ПИША письмо, или ПИСЯ письмо, или как-то иначе?

Ответ справочной службы русского языка

Образовать деепричастие от глагола _писать_ затруднительно.

Источник

Образование деепричастий

Образование дее­при­ча­стий свя­за­но с гла­го­лом. Рассмотрим обра­зо­ва­ние дее­при­ча­стий от основ гла­го­лов с помо­щью фор­мо­об­ра­зу­ю­щих суф­фик­сов. Деепричастия совер­шен­но­го вида и несо­вер­шен­но­го вида име­ют свои харак­тер­ные суф­фик­сы.

У дее­при­ча­стий, как гла­голь­ной фор­мы, раз­ли­ча­ют совер­шен­ный и несо­вер­шен­ный вид. От это­го зави­сит, как обра­зу­ет­ся дее­при­ча­стие.

Несовершенного вида

Совершенного вида

Деепричастия
Обозначают неза­кон­чен­ное доба­воч­ное дей­ствиеОбозначают закон­чен­ное доба­воч­ное дей­ствие
Отвечают на вопрос что делая?Отвечают на вопрос что сде­лав?
Образуются:

осно­ва гла­го­ла насто­я­ще­го вре­ме­ни + суф­фик­сы -а-, -я-

Образуются:

осно­ва гла­го­ла неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­ла совер­шен­но­го вида + суф­фик­сы -в-, -вши-, -ши-

Примеры
слу­ша я , дума я , реша япро­слу­ша в , замах­ну вши сь, испек ши

Образование деепричастий несовершенного вида

Деепричастие несо­вер­шен­но­го вида обо­зна­ча­ет неза­кон­чен­ное доба­воч­ное дей­ствие по отно­ше­нию к глаголу-сказуемому и отве­ча­ет на вопрос: что делая?

Поезд замед­лял ход, под­хо­дя к какой-то стан­ции.

Поезд замед­лял ход что делая? под­хо­дя.

В этом пред­ло­же­нии упо­треб­ле­но дее­при­ча­стие несо­вер­шен­но­го вида. Оно обра­зо­ва­но с помо­щью фор­мо­об­ра­зу­ю­ще­го суф­фик­са -я от осно­вы гла­го­ла насто­я­ще­го вре­ме­ни. Это осно­ва фор­мы гла­го­ла 3 лица мно­же­ствен­но­го чис­ла:

Суффикс -а после шипя­ще­го осно­вы может обра­зо­вать дее­при­ча­стие несо­вер­шен­но­го вида:

  • кур­лы­кать — они кур­лыч ут — кур­лыч а
  • пла­кать — они плач ут — плач а
  • дер­жать — они держ ат — держ а .

Глаголы с суф­фик­сом -ва-, кото­рый выпа­да­ет в фор­ме насто­я­ще­го вре­ме­ни, в дее­при­ча­стии сохра­ня­ют его:

  • приз­на ют — приз­на ва ть — приз­на ва я
  • вста ют — вста ва ть — вста ва я
  • да ют — да ва ть — да ва я .

От каких глаголов нельзя образовать деепричастия

Некоторые гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида не обра­зу­ют дее­при­ча­стий. Перечислим их:

бере чь , стри чь , увле чь ;

2. гла­го­лы с суф­фик­сом -ну-:

сты ну ть, кис ну ть, кап ну ть, тя ну ть, вяк ну ть;

3. одно­слож­ные гла­го­лы, кото­рые в осно­ве насто­я­ще­го вре­ме­ни не име­ют глас­ных зву­ков:

  • ждать — жд ут
  • лгать — лг ут
  • рвать — рв ут
  • лить — ль ют
  • жать — жм ут ;

4. боль­шин­ство гла­го­лов с осно­вой насто­я­ще­го вре­ме­ни на шипя­щий:

  • пля­сать — пля ш ут
  • вязать — вя ж ут
  • пахать — па ш ут
  • писать — пи ш ут.

5. Не обра­зу­ют дее­при­ча­стия так­же ряд гла­го­лов:

петь, шить, пля­сать, вязать, пахать.

Образование деепричастий совершенного вида

Деепричастие совер­шен­но­го вида обо­зна­ча­ют закон­чен­ное доба­воч­ное дей­ствие, кото­рое, как пра­ви­ло, совер­ша­ет­ся до нача­ла дей­ствия, выра­жен­но­го глаголом-сказуемым:

Грушницкий, уви­дев меня изда­ли, подо­шёл ко мне (М. Лермонтов)

Сначала он уви­дел, а потом подо­шёл.

Велев сед­лать лоша­дей, я одел­ся и сбе­жал к купальне (М. Лермонтов)

Сначала велел сед­лать лоша­дей, а потом одел­ся и сбе­жал к купальне.

Деепричастия совер­шен­но­го вида обра­зу­ют­ся от осно­вы неопре­де­лен­ной фор­мы (инфи­ни­ти­ва) или про­шед­ше­го вре­ме­ни, кото­рые сов­па­да­ют, с помо­щью фор­мо­об­ра­зу­ю­щих суф­фик­сов -в, -вши, -ши :

  • погу­ля ть ( погу­ля л) — погу­ля в
  • пере­пи­са ть ( пере­пи­са л) — пере­пи­са в
  • спи­ли ть ( спи­ли л) — спи­ли в
  • отвер­те ть ( отвер­те л) — отвер­те в .

Она сиде­ла непо­движ­но, опу­стив голо­ву на грудь (М. Лермонтов).

опу­сти ть ( опу­сти л) — опу­сти в

От воз­врат­ных гла­го­лов дее­при­ча­стия совер­шен­но­го вида обра­зу­ют­ся с помо­щью суф­фик­са -вши-:

Я чуть-чуть не упал, наткнув­шись на что мяг­кое и тол­стое, но, по-видимому, нежи­вое (М. Лермонтов).

  • Наткнуться — наткну вши сь;
  • решить­ся — реши вши сь;
  • уви­деть­ся — уви­де вши сь.

Деепричастия с суф­фик­сом -вши-, кото­рые высту­паю парал­лель­но фор­мам с суф­фик­сом -в-, отли­ча­ют­ся раз­го­вор­ным харак­те­ром или оттен­ком уста­ре­ло­сти:

Снявши голо­ву, по воло­сам не пла­чут.

Деепричастия с осно­вой на соглас­ный обра­зу­ют­ся с помо­щью суф­фик­са -ши-:

  • истечь (истёк) — истёк ши
  • принес-ти (при­нёс) — при­нёс ши
  • влезть (влез) — влез ши .

От неко­то­рых гла­го­лов воз­мож­но обра­зо­ва­ние двой­ных форм: от осно­вы инфи­ни­ти­ва и от осно­вы про­шед­ше­го вре­ме­ни. Тогда фор­мы дее­при­ча­стий не сов­па­да­ют:

  • про­сох­ну ть — про­сох­ну в ; про­сох — про­сох ши
  • про­мок­ну ть — про­мок­ну в ; про­мок — про­мок ши
  • заме­ре ть — заме­ре в ; замер — замер ши
  • запе­ре ть — запе­ре в ; запер — запер ши .

Отметим так­же, что у неко­то­рых гла­го­лов дее­при­ча­стия совер­шен­но­го вида обра­зу­ют­ся при помо­щи суф­фик­сов -а/-я от осно­вы буду­ще­го вре­ме­ни:

  • встре­тить­ся — (что сде­ла­ют?) встре­тят­ся — встрет я сь
  • нахму­рить — (что сде­ла­ют?) нахму­рят — нахмур я (бро­ви)
  • уви­деть — (что сде­ла­ют?) уви­дят — увид я .

У оди­ноч­ных дее­при­ча­стий могут осла­бе­вать гла­голь­ные при­зна­ки. Тогда дее­при­ча­стия не обо­зна­ча­ют доба­воч­но­го дей­ствия, уси­ли­ва­ют зна­че­ние обсто­я­тель­ства и пере­хо­дят в наре­чия:

Источник

Источник

Читайте также:  Как часто можно пить фолиевую кислоту для профилактики