Можно пить перед литургией

Содержание статьи

Соблюдаем каноны, или можно ли пить воду перед причастием

Стоит ли перед причащением и исповедью?

Общие правила повествуют о том, что перед Таинством Евхаристии не следует употреблять воду. Более того, христиане должны выдерживать пост, и не употреблять определенные продукты в течение недели, иногда трех дней или суток.

Но если христианин собирается лишь на исповедь, то вовсе не обязательно ограничивать себя в употреблении воды. Это никак не запрещено церковными канонами.

Утоление жажды или необходимость?

foto12803-2Современная православная церковь разрешает употреблять лекарственные препараты и запивать их водой перед причастием, так как такие вещества не являются пищей.

Все православные каноны написаны для здоровых людей. Болеющие могут иметь послабления.

В некоторых случаях больным разрешается и употребление животной пищи в пост и в период подготовки перед причастием. Но для этого должны быть медицинские показания.

За сколько времени до таинства нужно прекратить прием жидкости?

Если человек собирается посетить священное служение в утренние часы, то употребление воды нужно прекратить ночью после полуночи. Сохранять подобное необходимо вплоть до вкушения Таинств Христовых.

Если богослужение состоится днем или вечером, то необходимо выдержать 6 часовой пост. Однако ограничений на употребление воды только перед исповедью нет.

Стоит заметить, что священнослужители пришли к такому выводу, что людям, которые соблюдают все четыре больших поста, достаточно просто причаститься на голодный желудок.

Существуют ли различия в правилах в отношении различных видов H2O?

foto12803-3По православным канонам запрещается употреблять какую-либо жидкость в течение 6-8 часов перед причащением.

Большинство священников не рекомендуют употреблять и святую воду перед таинством.

Чай, кофе и любые другие виды воды также не стоит выпивать при подготовке к причастию.

Исключения, при которых разрешается

Употребление воды разрешается, когда человек имеет тяжелое заболевание и ему необходимо запивать лекарственные препараты.

Также священнослужители могут благословлять больных диабетом на употребление пищи перед причастием, поскольку при таком заболевании голод может стать смертельно опасным.

Советы, как справиться с желанием попить?

Жажда является обычным биологическим процессом. Чтобы побороть это чувство и правильно подготовиться к принятию Тела и Крови Христа, можно следовать следующим советам:

  1. Вечером перед подготовкой к причастию нужно выпить больше воды, чем обычно. Такой способ поможет избежать слишком сильного чувства жажды на следующий день.
  2. foto12803-4Употребление витамина С незадолго до причастия также поможет устранить сильное желание употребить воду утром.
  3. Употребление свежих соков и фруктов также облегчит жажду на следующий день. Соки быстро впитываются организмом, жажда отступает. Такой эффект сохраняется на продолжительное время.
  4. Овощи и все растительные продукты, богатые содержанием в них воды, прекрасно наполняют организм человека. Поэтому жажда отступит на небольшой промежуток времени.

Дополнительная информация. Стоит отметить, что некоторые священнослужители рекомендуют употребить небольшое количество воды утром перед причастием, если мысли о воде никак не отпускают и мешают читать молитвы.

Они обосновывают это тем, что гораздо важнее то, как человек осознает и готовится духовно к принятию Святых Даров, чем простое следование физическим запретам.

Все, что необходимо знать об употреблении воды, найдете в этом разделе.

Заключение

Евхаристия или причастие — это то, что приближает людей к Богу. В процессе подготовки к таинству человека могут посещать различные мысли, которые будут мешать ему в процессе подготовки.

Однако нужно понимать, что такой великий Дар — приблизиться к Господу, стоит того, чтобы побороться с некоторыми плотскими желаниями.

В статье представлены некоторые способы, которые могут помочь уменьшить физиологическое желание употребить воду.

А какова Ваша оценка данной статье?

Источник

Можно ли пить лекарства перед Причастием, вкушением просфоры и святой воды?

В евха­ри­сти­че­ской тра­ди­ции Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви содер­жит­ся пред­став­ле­ние о посте перед при­ня­ти­ем Свя­тых Даров. Обще­при­ня­тым счи­та­ет­ся, что пост начи­на­ет­ся с полу­но­чи и про­дол­жа­ет­ся до само­го Таин­ства. Исклю­че­ние дела­ет­ся для мла­ден­цев и тяже­ло­бо­ля­щих, уми­ра­ю­щих людей.

Одна­ко, у мно­гих людей воз­ни­ка­ет про­бле­ма в про­ве­де­нии тако­го поста в свя­зи с необ­хо­ди­мо­стью при­е­ма лекарств нато­щак. Как быть в такой ситу­а­ции? Мож­но ли при­ча­щать­ся или луч­ше оста­вить Таин­ство до выздо­ров­ле­ния? Для отве­та на эти вопро­сы пред­ла­га­ем кос­нуть­ся цер­ков­ной истории.

Читайте также:  Можно пить рыбий жир при узловом зобе

В пер­вые века хри­сти­ан­ской Церк­ви выра­же­ни­ем люб­ви и хри­сти­ан­ско­го еди­не­ния в вере были так назы­ва­е­мые вече­ри люб­ви или ага­пы. На них чле­ны Церк­ви соби­ра­лись для совер­ше­ния Евха­ри­стии, молит­вы и общей тра­пезы. Для нас инте­ре­сен тот факт, что на таких собра­ни­ях хри­сти­ане сна­ча­ла вку­ша­ли пищу — общий обед, — а толь­ко потом в завер­ше­нии Тра­пезы при­ни­ма­ли Свя­тые Дары.

То есть, при­ча­ще­ние после обе­да было для хри­сти­ан обыч­ным делом.

Такая прак­ти­ка про­дол­жа­лась бы и сей­час, если бы не частые зло­упо­треб­ле­ния со сто­ро­ны недоб­ро­со­вест­ных хри­сти­ан. Слу­чи­лось так, что более бога­тые чле­ны общи­ны ста­ли жад­ни­чать и избе­гать того, что­бы уго­стить бед­ных собра­тьев. Осуж­де­ние это­го поро­ка мы встре­ча­ем у св. Апо­сто­ла Пав­ла, кото­рый гово­рит: «Раз­ве у вас нет домов на то, что­бы есть и пить?» (1 Кор. 11:22).

В ходе даль­ней­шей исто­рии зло­упо­треб­ле­ния толь­ко уси­ли­ва­лись, и уже было труд­но сохра­нять чисто­ту Таин­ства Евха­ри­стии. Поэто­му при­ча­стие было пере­не­се­но на нача­ло про­ве­де­ния агап, а обед на вто­рое место. С это­го вре­ме­ни берет нача­ло евха­ри­сти­че­ский пост. Вско­ре ага­пы исчез­ли из цер­ков­но­го упо­треб­ле­ния, а Евха­ри­стия ста­ла само­сто­я­тель­ным бого­слу­же­ни­ем. По это­му пово­ду были изда­ны цер­ков­но-кано­ни­че­ские доку­мен­ты, кото­рые посвя­ща­лись обос­но­ва­нию постов перед при­ча­ще­ни­ем и запре­ще­нию совер­шать агапы.

Таким обра­зом, ста­но­вит­ся понят­но, что запрет при­ни­мать пищу перед при­ча­сти­ем не име­ет абсо­лют­но­го характера.

Из фото­аль­бо­ма свя­щен­ни­ка Кон­стан­ти­на Пархоменко

В совре­мен­ной цер­ков­ной прак­ти­ке соглас­но недав­но издан­но­му поло­же­нию о Евха­ри­стии, тяже­ло­боль­ным людям раз­ре­ша­ет­ся упо­треб­ле­ние необ­хо­ди­мых лекар­ствен­ных средств перед при­ча­сти­ем. Пото­му как лекар­ства это не еда.

К сожа­ле­нию, наши болез­ни зача­стую ста­но­вят­ся хро­ни­че­ски­ми. Мы посто­ян­но ищем источ­ни­ки здо­ро­вья и дол­го­ле­тия для себя и сво­их близ­ких. Сего­дня суще­ству­ет мно­же­ство лечеб­ных схем, в осно­ве кото­рых лежит при­ем лекар­ствен­ных средств нато­щак. Это могут быть раз­лич­ные тра­вя­ные настои или же, напри­мер, дока­зан­ный китай­ский спо­соб очи­ще­ния кро­ви посред­ством при­е­ма тер­то­го зуб­чи­ка чес­но­ка натощак.

Мож­но ли при­ча­щать­ся тем, кто при­дер­жи­ва­ет­ся дан­ных лечеб­ных курсов?

На мой взгляд, в ситу­а­ции, не тре­бу­ю­щей сроч­но­го вве­де­ния лекар­ствен­ных средств в орга­низм, мож­но воз­дер­жать­ся от сопут­ству­ю­щих лече­нию про­фи­лак­ти­че­ских или обще­укреп­ля­ю­щих мер. Навер­ное, ино­гда мож­но поз­во­лить Гос­по­ду посе­тить и исце­лить нас. Ведь при­ча­ща­ем­ся мы не толь­ко во остав­ле­ние гре­хов, но и для исце­ле­ния. Ред­кий при­хо­жа­нин име­ет воз­мож­ность при­ча­щать­ся часто. Думаю, сто­ит в эти свя­тые дни соче­та­ния со Хри­стом оста­вить место для нашей веры и для посе­ще­ния нас Богом.

С дру­гой сто­ро­ны, каж­дый хри­сти­а­нин счи­та­ет сво­им дол­гом каж­дый день при­ни­мать часть свя­той просфо­ры и свя­той воды. Как быть с соче­та­ни­ем при­е­ма лекар­ствен­ных средств натощак?

В такой ситу­а­ции име­ет смысл раз­де­лить во вре­ме­ни при­ем лекарств и свя­тых просфо­ры и воды.

В любом слу­чае, будет полез­но посо­ве­то­вать­ся с духов­ни­ком по это­му пово­ду, кото­рый даст инди­ви­ду­аль­ные сове­ты и рекомендации.

Автор: Свя­щен­ник Алек­сандр Денисов

Источник

Пост перед Причастием

Пост перед Причастием обязателен, но его мера обычно определяется индивидуально. Смысл подготовки к Таинству не в том, чтобы изнурить своё тело голодом, а в том, чтобы телесное воздержание было помощью в духовной подготовке. Есть несколько степеней поста — начиная с отказа только от мяса и заканчивая полным отказом от пищи.

Держать пост перед Причастием принято в течение трёх дней. Если человек приступает к Чаше очень редко, то стоит увеличить это время до недели. Если же соблюдает все однодневные (среда, пятница, Крещенский сочельник, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Воздвижение Креста Господня) и многодневные (Великий, Петров, Успенский, Рождественский) посты, то Церковь не накладывает никаких дополнительных обязательств, или будет достаточно лишь одного чуть более строгого дня перед Причастием.

Обязательным является полное воздержание от пищи непосредственно перед самим Таинством. С 12 часов ночи, если богослужение утром, или за 6 часов до начала Литургии, если она совершается вечером или ночью, верующие не едят и не пьют.

В остальном же продолжительность и мера поста должны определяться исходя из жизненных обстоятельств и с учетом, что как излишнее усердие, так и излишние послабления не принесут пользы.

Что едят в пост перед причастием?

В пост перед Причастием едят пищу растительного происхождения, то есть крупы, фрукты и овощи, грибы и бобовые. Под запрет попадает в первую очередь мясо, а также молоко и яйца. Если человек готовится причащаться не в период поста, то в его рационе могут быть морепродукты и рыба, если же устав предполагает в это время более строгое гастрономическое воздержание, то оно должно быть соблюдено.

Бывает, что проблемы со здоровьем или какие-то жизненные сложности не позволяют человеку следовать рекомендациям устава. Но в любом случае надо понимать, что пост в период подготовки к Причастию предполагает в первую очередь отказ от каких-то излишеств и лакомств, которые могут быть не только скоромными, но и постными. Основное правило: пища должна быть простой, а внимание должно быть уделено духовной работе — покаянию и молитве.

Читайте также:  Что можно пить новорожденым

Можно ли есть рыбу в пост перед причастием?

Есть рыбу в пост перед Причастием не стоит, если человек приступает к Таинству нечасто, а церковные календарные предписания по питанию выполняет кое-как — в таком случае перед редким Причастием желательно поститься строже. Стоит отказаться от рыбы и в случае, если подготовка и без того выпадает на постные дни. В Великий пост, даже если вам разрешены послабления (например, по состоянию здоровья), то перед Причастием от рыбы стоит отказаться. Если же согласно уставу в эти дни можно есть все, а верующий, четко следуя правилам, и так не ест мясную и молочную пищу примерно половину года, то не будет грехом, если он не станет изнурять себя излишне строгим воздержанием.

Решать такие вопросы нужно индивидуально, учитывая особенности бытовой и духовной жизни и советуясь со знакомым священником.

Но есть или не есть рыбу в пост перед Причастием — это все же не главный вопрос. Гораздо важнее постараться сохранить духовную чистоту, не обижать близких и не позволять себе раздражаться. Именно злоба, а не кусочек рыбы может стать препятствием для того, чтобы приступить к Таинству.

Можно ли морепродукты в пост перед причастием?

Есть ли морепродукты в пост перед Причастием, верующие обычно решают исходя из обстоятельств. Нет однозначного ответа, нужно ли их приравнивать к рыбе или же «морские гады» — постный продукт. И потому даже во время Великого поста одни категорически от них отказываются как от скоромной пищи, а другие с их помощью восполняют недостаток белка. Но в дни постов, если здоровье позволяет, непосредственно перед Причастием вполне можно обойтись и без морепродуктов.

Стоит также помнить, что питаться во время любого поста нужно скромно, а дорогие морские деликатесы вряд ли можно считать воздержанием. В любом случае, выбирая, как поститься (с морепродуктами, рыбой или иными послаблениями), надо сохранять разумность и рассудительность.

Можно ли кофе в пост перед причастием?

Непосредственно утром перед Причастием выпить чашечку кофе, конечно, нельзя, так как к Таинству нужно подходить натощак. А вот в дни подготовки чёрный кофе допустим, так как это постный продукт.

Другое дело, если человек любит кофе до такой степени, что и сам уже замечает в этом проблему. Кофеману как раз в дни поста перед Причастием можно попробовать снизить количество употребления любимого напитка. Ведь смысл поста в первую очередь в том, чтобы научиться совладать со своими желаниями и побороть свои страсти. Пост перед Причастием подходящий повод, чтобы попробовать справиться с пристрастием к кофе.

Пост перед причастием в сплошную седмицу

Сплошная седмица — это период, когда пост отменяется. Всего таких пять в году — десять дней после Рождества, две недели (о мытаре и фарисее и Сырная, во время которой можно все, кроме мяса) перед Великим постом, Светлая Пасхальная и Троицкая перед Петровым постом.

Во время подготовительных к постам сплошных недель причастники обычно стараются соблюдать гастрономическое воздержание перед принятием Таинства. А вот в праздничные Святки или на Светлой седмице разрешено причащаться и без говения, если верующий вместе со всей Церковью прошёл путём многодневного поста. Впрочем, объедаться накануне Причастия не нужно. Ведь даже когда пост отменён, чревоугодие по-прежнему остаётся грехом. Также во время сплошных седмиц, как и всегда, необходим евхаристический пост — то есть отказ от еды и питья непосредственно перед Литургией (обычно с 12 часов ночи).

И всегда во время поста перед Причастием нужно помнить, что сами мясо и молоко не несут в себе греха, а греховными их потребление может сделать наше отношение. Как правильно поститься, каждому христианину может и должна подсказать его собственная совесть.

Читать также:

Причастие в пост

Загрузка…

Источник

Как готовиться ко Святому Причащению

  • Зна­че­ние при­го­тов­ле­ния к При­ча­стию о. Алек­сандр Шмеман
  • Трёх­днев­ный пост перед При­ча­стием — след­ствие духов­ного упадка
  • О Таин­стве Евха­ри­стии игумен Пётр (Меще­ри­нов)
  • Воцер­ко­в­ле­ние для начи­на­ю­щих свящ. Алек­сандр Торик
  • Памятка хри­сти­а­нину, жела­ю­щему подойти к Святой Чаше А. Боже­нов
  • Под­го­товка к при­ча­стию: кано­ни­че­ские нормы и прак­тика прот. Дмит­рий Кар­пенко
  • Кано­ни­че­ские пра­вила, каса­ю­щи­еся прак­тики при­ча­ще­ния
  • Настав­ле­ния при­част­ни­кам святых Хри­сто­вых Тайн свт. Иоанн Зла­то­уст
  • Об уча­стии верных в Евха­ри­стии Архи­ерей­ское сове­ща­ние (2015 г.)
  • Как часто при­ча­щаться?
  • После­до­ва­ние ко Свя­тому При­ча­ще­нию
  • Молитвы ко Свя­тому При­ча­ще­нию

***

Под­го­товка к При­ча­стию — духов­ное дела­ние (духов­ные упраж­не­ния), пред­при­ни­ма­е­мое хри­сти­а­ни­ном (под руко­вод­ством свя­щен­ника, духов­ника), направ­лен­ное на дости­же­ние им осо­бого духовно-нрав­ствен­ного состо­я­ния ради «достой­ного» уча­стия в Таин­стве Евха­ри­стии.

К Таин­ству Свя­того При­ча­ще­ния необ­хо­димо себя под­го­то­вить молит­вою, и пока­я­нием. Кроме того, очень важно пом­нить, что под­го­тов­кой к При­ча­ще­нию должно явиться не только испол­не­ние опре­де­лён­ных пред­пи­са­ний, но вся наша жизнь, постро­ен­ная на еван­гель­ских прин­ци­пах. Необ­хо­димо не просто соблю­сти дис­ци­пли­нар­ные пред­пи­са­ния, но воз­жаж­дать Христа, всеми силами души желать соеди­не­ния с Ним.

Читайте также:  Можно ли пить ампулы витамина в12

***

Молитва домаш­няя и цер­ков­ная

Суще­ствует молитва домаш­няя и цер­ков­ная. Жела­ю­щий при­ча­ститься Святых Хри­сто­вых Тайн должен молит­венно под­го­то­вить себя к этому: больше и усерд­нее молиться дома, посе­щать цер­ков­ные бого­слу­же­ния.

Нака­нуне при­ча­стия при­нято посе­щать вечер­нее хра­мо­вое бого­слу­же­ние.

Для молит­вен­ной под­го­товки ко Свя­тому При­ча­ще­нию нака­нуне при­ча­стия нужно про­чи­тать:

  • После­до­ва­ние ко Свя­тому При­ча­ще­нию. Оно нахо­дится в Пра­во­слав­ном молит­во­слове.

Суще­ствует, кроме того, бла­го­че­сти­вая тра­ди­ция (но не обя­зан­ность) чтения трёх кано­нов и ака­фи­ста перед при­ня­тием Святых Хри­сто­вых Таин:

  • канона пока­ян­ного ко Гос­поду нашему Иисусу Христу,
  • канона молеб­ного ко Пре­свя­той Бого­ро­дице,
  • канона Ангелу-Хра­ни­телю,
  • ака­фи­ста ко свя­тому При­ча­ще­нию.

(На Свет­лой сед­мице вместо этих кано­нов обычно бла­го­слов­ля­ется читать Пас­халь­ный канон).

Если чело­век хочет читать каноны и ака­фи­сты и у него есть для этого время, то ничего, кроме пользы, такое чтение при­не­сти не может.

***

Пост

Перед При­ча­стием поло­жен литур­ги­че­ский пост. Для ново­на­чаль­ных, отпав­ших и не соблю­дав­ших уста­нов­лен­ные Цер­ко­вью мно­го­днев­ные и одно­днев­ные посты, свя­щен­ни­ком может быть уста­нов­лен допол­ни­тель­ный 3-7 днев­ный пост перед При­ча­стием.

Пост, кроме огра­ни­че­ний в пище, также состоит в том, чтобы есть и пить меньше обык­но­вен­ного, а также воз­дер­жаться от посе­ще­ния театра, про­смотра раз­вле­ка­тель­ных филь­мов и пере­дач, про­слу­ши­ва­ния свет­ской музыки. Нужно соблю­дать телес­ную и душев­ную чистоту. Супру­гам должно в день до при­ча­стия воз­дер­жи­ваться от телес­ного обще­ния.

Нака­нуне при­ча­стия с 12 часов ночи начи­на­ется стро­гий пост — полное воз­дер­жа­ние от питья и еды (утром, отправ­ля­ясь в храм на при­ча­стие, не раз­ре­ша­ется что-либо есть, пить; стра­да­ю­щие таба­ко­за­ви­си­мо­стью также должны воз­дер­жаться от своей стра­сти). Жиз­ненно важные лекар­ства едой не явля­ются, их можно при­ни­мать и после полу­ночи.

Настро­е­ние и пове­де­ние

Гото­вя­щийся ко Свя­тому При­ча­ще­нию должен при­ми­риться со всеми и беречь себя от чув­ства злобы и раз­дра­же­ния, удер­жи­ваться от осуж­де­ния и всяких непо­треб­ных мыслей, раз­го­во­ров, про­водя время, насколько это воз­можно, в уеди­не­нии, в чтении Слова Божия (Еван­ге­лия) и книг духов­ного содер­жа­ния.

Испо­ведь

Перед Таин­ством Свя­того При­ча­ще­ния при­нято очи­стить свою душу в Таин­стве Пока­я­ния, искренне испо­ве­дав свои грехи Богу при сви­де­тель­стве свя­щен­ника или епи­скопа.

Перед испо­ве­дью сле­дует при­ми­риться как с обид­чи­ками, так и с оби­жен­ными, сми­ренно испро­сив у всех про­ще­ния. Задача под­го­товки к испо­веди — найти кон­крет­ные каче­ства своей души, свойств харак­тера, поступки, собы­тия или состо­я­ния, нару­ша­ю­щие Запо­веди Божии, пре­пят­ству­ю­щие бого­об­ще­нию. Во время испо­веди сле­дует открыть всё, что тяго­тит душу, ни в чем себя не оправ­ды­вая и не пере­ла­гая вины на других.

Жела­тельно испо­ве­даться нака­нуне при­ча­стия вече­ром, чтобы утром участ­во­вать в литур­гии. (Важно! На первую в жизни испо­ведь или после дол­гого пере­рыва лучше прийти не в вос­крес­ный день, когда храмы полны при­хо­жан. У свя­щен­ника просто не будет вре­мени подробно вас испо­ве­до­вать. Также жела­тельно пре­ду­пре­дить свя­щен­ника, что вы нико­гда ранее не испо­ве­до­вали грехи.) В край­нем случае, можно испо­ве­даться и утром, до начала литур­гии. После окон­ча­ния литур­гии, перед при­ча­стием в неко­то­рых храмах испо­ве­дуют малень­ких детей и боля­щих. При­хо­дить на испо­ведь, когда литур­гия уже нача­лась — край­нее небре­же­ние к Таин­ству.

Дети до 7 лет могут при­ча­щаться без испо­веди (далее они могут испо­ве­до­ваться не перед каждым при­ча­стием, но полу­чив на него бла­го­сло­ве­ние).

Перед Св. При­ча­ще­нием и во время Св. При­ча­ще­ния

Святые Дары выно­сятся из алтаря при воз­гласе «Со стра­хом Божиим и верою при­сту­пите». При этом при­нято про­пу­стить вперёд детей, пожи­лых и немощ­ных при­хо­жан. Под­ходя к Чаше, нужно забла­го­вре­менно сло­жить кре­сто­об­разно руки на груди (правая поверх левой). Перед Св. Чашей не нужно кре­ститься, дабы неча­янно не толк­нуть её. Подойдя к Чаше нужно внятно про­из­не­сти своё полное хри­сти­ан­ское имя, широко открыть уста (рот) и бла­го­го­вейно, с полным созна­нием свя­то­сти вели­кого Таин­ства, при­нять Тело и Кровь Хри­стову и тотчас же про­гло­тить. Приняв Св. Тайны, не кре­стясь поце­ло­вать край Чаши и тотчас же отойти к сто­лику, чтобы вку­сить частицу просфоры и запить теп­ло­той.

После Св. При­ча­ще­ния

До цело­ва­ния напре­столь­ного креста в руках свя­щен­ника из церкви ухо­дить не при­нято. Также сле­дует выслу­шать бла­го­дар­ствен­ные молитвы (или про­честь их, придя домой).

В день Св. При­ча­ще­ния — вести себя бла­го­го­вейно и бла­го­чинно, дабы «честно соблю­сти в себе Христа при­ня­того».

***

С кано­ни­че­ской точки зрения прак­тика под­го­товки ко При­ча­ще­нию регу­ли­ру­ется сле­ду­ю­щими пра­ви­лами: Кар­фа­ген­ского Собора 47 (58)-е и Трулль­ского Собора 29‑е; свт. Ники­фора Испо­вед­ника 9‑е; Тимо­фея Алек­сан­дрий­ского 5‑е и I Все­лен­ского Собора 13‑е.

Согласно пра­ви­лам Кар­фа­ген­ского и Трулль­ского собо­ров при­ча­щаться можно только нато­щак (для боля­щих на прак­тике дела­ются послаб­ле­ния), 9‑е пра­вило свя­ти­теля Ники­фора Испо­вед­ника гово­рит о воз­мож­но­сти при­ча­ще­ния уми­ра­ю­щего даже после вку­ше­ния им пищи. Пра­вило Тимо­фея Алек­сан­дрий­ского опре­де­ляет необ­хо­ди­мость супру­же­ского воз­дер­жа­ния нака­нуне при­ча­ще­ния (подроб­нее).

Источник