Можно пить перед литургией
Содержание статьи
Соблюдаем каноны, или можно ли пить воду перед причастием
Стоит ли перед причащением и исповедью?
Общие правила повествуют о том, что перед Таинством Евхаристии не следует употреблять воду. Более того, христиане должны выдерживать пост, и не употреблять определенные продукты в течение недели, иногда трех дней или суток.
Но если христианин собирается лишь на исповедь, то вовсе не обязательно ограничивать себя в употреблении воды. Это никак не запрещено церковными канонами.
Утоление жажды или необходимость?
Современная православная церковь разрешает употреблять лекарственные препараты и запивать их водой перед причастием, так как такие вещества не являются пищей.
Все православные каноны написаны для здоровых людей. Болеющие могут иметь послабления.
В некоторых случаях больным разрешается и употребление животной пищи в пост и в период подготовки перед причастием. Но для этого должны быть медицинские показания.
За сколько времени до таинства нужно прекратить прием жидкости?
Если человек собирается посетить священное служение в утренние часы, то употребление воды нужно прекратить ночью после полуночи. Сохранять подобное необходимо вплоть до вкушения Таинств Христовых.
Если богослужение состоится днем или вечером, то необходимо выдержать 6 часовой пост. Однако ограничений на употребление воды только перед исповедью нет.
Стоит заметить, что священнослужители пришли к такому выводу, что людям, которые соблюдают все четыре больших поста, достаточно просто причаститься на голодный желудок.
Существуют ли различия в правилах в отношении различных видов H2O?
По православным канонам запрещается употреблять какую-либо жидкость в течение 6-8 часов перед причащением.
Большинство священников не рекомендуют употреблять и святую воду перед таинством.
Чай, кофе и любые другие виды воды также не стоит выпивать при подготовке к причастию.
Исключения, при которых разрешается
Употребление воды разрешается, когда человек имеет тяжелое заболевание и ему необходимо запивать лекарственные препараты.
Также священнослужители могут благословлять больных диабетом на употребление пищи перед причастием, поскольку при таком заболевании голод может стать смертельно опасным.
Советы, как справиться с желанием попить?
Жажда является обычным биологическим процессом. Чтобы побороть это чувство и правильно подготовиться к принятию Тела и Крови Христа, можно следовать следующим советам:
- Вечером перед подготовкой к причастию нужно выпить больше воды, чем обычно. Такой способ поможет избежать слишком сильного чувства жажды на следующий день.
-
Употребление витамина С незадолго до причастия также поможет устранить сильное желание употребить воду утром.
- Употребление свежих соков и фруктов также облегчит жажду на следующий день. Соки быстро впитываются организмом, жажда отступает. Такой эффект сохраняется на продолжительное время.
- Овощи и все растительные продукты, богатые содержанием в них воды, прекрасно наполняют организм человека. Поэтому жажда отступит на небольшой промежуток времени.
Дополнительная информация. Стоит отметить, что некоторые священнослужители рекомендуют употребить небольшое количество воды утром перед причастием, если мысли о воде никак не отпускают и мешают читать молитвы.
Они обосновывают это тем, что гораздо важнее то, как человек осознает и готовится духовно к принятию Святых Даров, чем простое следование физическим запретам.
Все, что необходимо знать об употреблении воды, найдете в этом разделе.
Заключение
Евхаристия или причастие — это то, что приближает людей к Богу. В процессе подготовки к таинству человека могут посещать различные мысли, которые будут мешать ему в процессе подготовки.
Однако нужно понимать, что такой великий Дар — приблизиться к Господу, стоит того, чтобы побороться с некоторыми плотскими желаниями.
В статье представлены некоторые способы, которые могут помочь уменьшить физиологическое желание употребить воду.
А какова Ваша оценка данной статье?
Источник
Можно ли пить лекарства перед Причастием, вкушением просфоры и святой воды?
В евхаристической традиции Русской Православной Церкви содержится представление о посте перед принятием Святых Даров. Общепринятым считается, что пост начинается с полуночи и продолжается до самого Таинства. Исключение делается для младенцев и тяжелоболящих, умирающих людей.
Однако, у многих людей возникает проблема в проведении такого поста в связи с необходимостью приема лекарств натощак. Как быть в такой ситуации? Можно ли причащаться или лучше оставить Таинство до выздоровления? Для ответа на эти вопросы предлагаем коснуться церковной истории.
В первые века христианской Церкви выражением любви и христианского единения в вере были так называемые вечери любви или агапы. На них члены Церкви собирались для совершения Евхаристии, молитвы и общей трапезы. Для нас интересен тот факт, что на таких собраниях христиане сначала вкушали пищу — общий обед, — а только потом в завершении Трапезы принимали Святые Дары.
То есть, причащение после обеда было для христиан обычным делом.
Такая практика продолжалась бы и сейчас, если бы не частые злоупотребления со стороны недобросовестных христиан. Случилось так, что более богатые члены общины стали жадничать и избегать того, чтобы угостить бедных собратьев. Осуждение этого порока мы встречаем у св. Апостола Павла, который говорит: «Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить?» (1 Кор. 11:22).
В ходе дальнейшей истории злоупотребления только усиливались, и уже было трудно сохранять чистоту Таинства Евхаристии. Поэтому причастие было перенесено на начало проведения агап, а обед на второе место. С этого времени берет начало евхаристический пост. Вскоре агапы исчезли из церковного употребления, а Евхаристия стала самостоятельным богослужением. По этому поводу были изданы церковно-канонические документы, которые посвящались обоснованию постов перед причащением и запрещению совершать агапы.
Таким образом, становится понятно, что запрет принимать пищу перед причастием не имеет абсолютного характера.
Из фотоальбома священника Константина Пархоменко
В современной церковной практике согласно недавно изданному положению о Евхаристии, тяжелобольным людям разрешается употребление необходимых лекарственных средств перед причастием. Потому как лекарства это не еда.
К сожалению, наши болезни зачастую становятся хроническими. Мы постоянно ищем источники здоровья и долголетия для себя и своих близких. Сегодня существует множество лечебных схем, в основе которых лежит прием лекарственных средств натощак. Это могут быть различные травяные настои или же, например, доказанный китайский способ очищения крови посредством приема тертого зубчика чеснока натощак.
Можно ли причащаться тем, кто придерживается данных лечебных курсов?
На мой взгляд, в ситуации, не требующей срочного введения лекарственных средств в организм, можно воздержаться от сопутствующих лечению профилактических или общеукрепляющих мер. Наверное, иногда можно позволить Господу посетить и исцелить нас. Ведь причащаемся мы не только во оставление грехов, но и для исцеления. Редкий прихожанин имеет возможность причащаться часто. Думаю, стоит в эти святые дни сочетания со Христом оставить место для нашей веры и для посещения нас Богом.
С другой стороны, каждый христианин считает своим долгом каждый день принимать часть святой просфоры и святой воды. Как быть с сочетанием приема лекарственных средств натощак?
В такой ситуации имеет смысл разделить во времени прием лекарств и святых просфоры и воды.
В любом случае, будет полезно посоветоваться с духовником по этому поводу, который даст индивидуальные советы и рекомендации.
Автор: Священник Александр Денисов
Источник
Пост перед Причастием
Пост перед Причастием обязателен, но его мера обычно определяется индивидуально. Смысл подготовки к Таинству не в том, чтобы изнурить своё тело голодом, а в том, чтобы телесное воздержание было помощью в духовной подготовке. Есть несколько степеней поста — начиная с отказа только от мяса и заканчивая полным отказом от пищи.
Держать пост перед Причастием принято в течение трёх дней. Если человек приступает к Чаше очень редко, то стоит увеличить это время до недели. Если же соблюдает все однодневные (среда, пятница, Крещенский сочельник, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Воздвижение Креста Господня) и многодневные (Великий, Петров, Успенский, Рождественский) посты, то Церковь не накладывает никаких дополнительных обязательств, или будет достаточно лишь одного чуть более строгого дня перед Причастием.
Обязательным является полное воздержание от пищи непосредственно перед самим Таинством. С 12 часов ночи, если богослужение утром, или за 6 часов до начала Литургии, если она совершается вечером или ночью, верующие не едят и не пьют.
В остальном же продолжительность и мера поста должны определяться исходя из жизненных обстоятельств и с учетом, что как излишнее усердие, так и излишние послабления не принесут пользы.
Что едят в пост перед причастием?
В пост перед Причастием едят пищу растительного происхождения, то есть крупы, фрукты и овощи, грибы и бобовые. Под запрет попадает в первую очередь мясо, а также молоко и яйца. Если человек готовится причащаться не в период поста, то в его рационе могут быть морепродукты и рыба, если же устав предполагает в это время более строгое гастрономическое воздержание, то оно должно быть соблюдено.
Бывает, что проблемы со здоровьем или какие-то жизненные сложности не позволяют человеку следовать рекомендациям устава. Но в любом случае надо понимать, что пост в период подготовки к Причастию предполагает в первую очередь отказ от каких-то излишеств и лакомств, которые могут быть не только скоромными, но и постными. Основное правило: пища должна быть простой, а внимание должно быть уделено духовной работе — покаянию и молитве.
Можно ли есть рыбу в пост перед причастием?
Есть рыбу в пост перед Причастием не стоит, если человек приступает к Таинству нечасто, а церковные календарные предписания по питанию выполняет кое-как — в таком случае перед редким Причастием желательно поститься строже. Стоит отказаться от рыбы и в случае, если подготовка и без того выпадает на постные дни. В Великий пост, даже если вам разрешены послабления (например, по состоянию здоровья), то перед Причастием от рыбы стоит отказаться. Если же согласно уставу в эти дни можно есть все, а верующий, четко следуя правилам, и так не ест мясную и молочную пищу примерно половину года, то не будет грехом, если он не станет изнурять себя излишне строгим воздержанием.
Решать такие вопросы нужно индивидуально, учитывая особенности бытовой и духовной жизни и советуясь со знакомым священником.
Но есть или не есть рыбу в пост перед Причастием — это все же не главный вопрос. Гораздо важнее постараться сохранить духовную чистоту, не обижать близких и не позволять себе раздражаться. Именно злоба, а не кусочек рыбы может стать препятствием для того, чтобы приступить к Таинству.
Можно ли морепродукты в пост перед причастием?
Есть ли морепродукты в пост перед Причастием, верующие обычно решают исходя из обстоятельств. Нет однозначного ответа, нужно ли их приравнивать к рыбе или же «морские гады» — постный продукт. И потому даже во время Великого поста одни категорически от них отказываются как от скоромной пищи, а другие с их помощью восполняют недостаток белка. Но в дни постов, если здоровье позволяет, непосредственно перед Причастием вполне можно обойтись и без морепродуктов.
Стоит также помнить, что питаться во время любого поста нужно скромно, а дорогие морские деликатесы вряд ли можно считать воздержанием. В любом случае, выбирая, как поститься (с морепродуктами, рыбой или иными послаблениями), надо сохранять разумность и рассудительность.
Можно ли кофе в пост перед причастием?
Непосредственно утром перед Причастием выпить чашечку кофе, конечно, нельзя, так как к Таинству нужно подходить натощак. А вот в дни подготовки чёрный кофе допустим, так как это постный продукт.
Другое дело, если человек любит кофе до такой степени, что и сам уже замечает в этом проблему. Кофеману как раз в дни поста перед Причастием можно попробовать снизить количество употребления любимого напитка. Ведь смысл поста в первую очередь в том, чтобы научиться совладать со своими желаниями и побороть свои страсти. Пост перед Причастием подходящий повод, чтобы попробовать справиться с пристрастием к кофе.
Пост перед причастием в сплошную седмицу
Сплошная седмица — это период, когда пост отменяется. Всего таких пять в году — десять дней после Рождества, две недели (о мытаре и фарисее и Сырная, во время которой можно все, кроме мяса) перед Великим постом, Светлая Пасхальная и Троицкая перед Петровым постом.
Во время подготовительных к постам сплошных недель причастники обычно стараются соблюдать гастрономическое воздержание перед принятием Таинства. А вот в праздничные Святки или на Светлой седмице разрешено причащаться и без говения, если верующий вместе со всей Церковью прошёл путём многодневного поста. Впрочем, объедаться накануне Причастия не нужно. Ведь даже когда пост отменён, чревоугодие по-прежнему остаётся грехом. Также во время сплошных седмиц, как и всегда, необходим евхаристический пост — то есть отказ от еды и питья непосредственно перед Литургией (обычно с 12 часов ночи).
И всегда во время поста перед Причастием нужно помнить, что сами мясо и молоко не несут в себе греха, а греховными их потребление может сделать наше отношение. Как правильно поститься, каждому христианину может и должна подсказать его собственная совесть.
Читать также:
Причастие в пост
Загрузка…
Источник
Как готовиться ко Святому Причащению
- Значение приготовления к Причастию о. Александр Шмеман
- Трёхдневный пост перед Причастием — следствие духовного упадка
- О Таинстве Евхаристии игумен Пётр (Мещеринов)
- Воцерковление для начинающих свящ. Александр Торик
- Памятка христианину, желающему подойти к Святой Чаше А. Боженов
- Подготовка к причастию: канонические нормы и практика прот. Дмитрий Карпенко
- Канонические правила, касающиеся практики причащения
- Наставления причастникам святых Христовых Тайн свт. Иоанн Златоуст
- Об участии верных в Евхаристии Архиерейское совещание (2015 г.)
- Как часто причащаться?
- Последование ко Святому Причащению
- Молитвы ко Святому Причащению
***
Подготовка к Причастию — духовное делание (духовные упражнения), предпринимаемое христианином (под руководством священника, духовника), направленное на достижение им особого духовно-нравственного состояния ради «достойного» участия в Таинстве Евхаристии.
К Таинству Святого Причащения необходимо себя подготовить молитвою, и покаянием. Кроме того, очень важно помнить, что подготовкой к Причащению должно явиться не только исполнение определённых предписаний, но вся наша жизнь, построенная на евангельских принципах. Необходимо не просто соблюсти дисциплинарные предписания, но возжаждать Христа, всеми силами души желать соединения с Ним.
***
Молитва домашняя и церковная
Существует молитва домашняя и церковная. Желающий причаститься Святых Христовых Тайн должен молитвенно подготовить себя к этому: больше и усерднее молиться дома, посещать церковные богослужения.
Накануне причастия принято посещать вечернее храмовое богослужение.
Для молитвенной подготовки ко Святому Причащению накануне причастия нужно прочитать:
- Последование ко Святому Причащению. Оно находится в Православном молитвослове.
Существует, кроме того, благочестивая традиция (но не обязанность) чтения трёх канонов и акафиста перед принятием Святых Христовых Таин:
- канона покаянного ко Господу нашему Иисусу Христу,
- канона молебного ко Пресвятой Богородице,
- канона Ангелу-Хранителю,
- акафиста ко святому Причащению.
(На Светлой седмице вместо этих канонов обычно благословляется читать Пасхальный канон).
Если человек хочет читать каноны и акафисты и у него есть для этого время, то ничего, кроме пользы, такое чтение принести не может.
***
Пост
Перед Причастием положен литургический пост. Для новоначальных, отпавших и не соблюдавших установленные Церковью многодневные и однодневные посты, священником может быть установлен дополнительный 3-7 дневный пост перед Причастием.
Пост, кроме ограничений в пище, также состоит в том, чтобы есть и пить меньше обыкновенного, а также воздержаться от посещения театра, просмотра развлекательных фильмов и передач, прослушивания светской музыки. Нужно соблюдать телесную и душевную чистоту. Супругам должно в день до причастия воздерживаться от телесного общения.
Накануне причастия с 12 часов ночи начинается строгий пост — полное воздержание от питья и еды (утром, отправляясь в храм на причастие, не разрешается что-либо есть, пить; страдающие табакозависимостью также должны воздержаться от своей страсти). Жизненно важные лекарства едой не являются, их можно принимать и после полуночи.
Настроение и поведение
Готовящийся ко Святому Причащению должен примириться со всеми и беречь себя от чувства злобы и раздражения, удерживаться от осуждения и всяких непотребных мыслей, разговоров, проводя время, насколько это возможно, в уединении, в чтении Слова Божия (Евангелия) и книг духовного содержания.
Исповедь
Перед Таинством Святого Причащения принято очистить свою душу в Таинстве Покаяния, искренне исповедав свои грехи Богу при свидетельстве священника или епископа.
Перед исповедью следует примириться как с обидчиками, так и с обиженными, смиренно испросив у всех прощения. Задача подготовки к исповеди — найти конкретные качества своей души, свойств характера, поступки, события или состояния, нарушающие Заповеди Божии, препятствующие богообщению. Во время исповеди следует открыть всё, что тяготит душу, ни в чем себя не оправдывая и не перелагая вины на других.
Желательно исповедаться накануне причастия вечером, чтобы утром участвовать в литургии. (Важно! На первую в жизни исповедь или после долгого перерыва лучше прийти не в воскресный день, когда храмы полны прихожан. У священника просто не будет времени подробно вас исповедовать. Также желательно предупредить священника, что вы никогда ранее не исповедовали грехи.) В крайнем случае, можно исповедаться и утром, до начала литургии. После окончания литургии, перед причастием в некоторых храмах исповедуют маленьких детей и болящих. Приходить на исповедь, когда литургия уже началась — крайнее небрежение к Таинству.
Дети до 7 лет могут причащаться без исповеди (далее они могут исповедоваться не перед каждым причастием, но получив на него благословение).
Перед Св. Причащением и во время Св. Причащения
Святые Дары выносятся из алтаря при возгласе «Со страхом Божиим и верою приступите». При этом принято пропустить вперёд детей, пожилых и немощных прихожан. Подходя к Чаше, нужно заблаговременно сложить крестообразно руки на груди (правая поверх левой). Перед Св. Чашей не нужно креститься, дабы нечаянно не толкнуть её. Подойдя к Чаше нужно внятно произнести своё полное христианское имя, широко открыть уста (рот) и благоговейно, с полным сознанием святости великого Таинства, принять Тело и Кровь Христову и тотчас же проглотить. Приняв Св. Тайны, не крестясь поцеловать край Чаши и тотчас же отойти к столику, чтобы вкусить частицу просфоры и запить теплотой.
После Св. Причащения
До целования напрестольного креста в руках священника из церкви уходить не принято. Также следует выслушать благодарственные молитвы (или прочесть их, придя домой).
В день Св. Причащения — вести себя благоговейно и благочинно, дабы «честно соблюсти в себе Христа принятого».
***
С канонической точки зрения практика подготовки ко Причащению регулируется следующими правилами: Карфагенского Собора 47 (58)-е и Трулльского Собора 29‑е; свт. Никифора Исповедника 9‑е; Тимофея Александрийского 5‑е и I Вселенского Собора 13‑е.
Согласно правилам Карфагенского и Трулльского соборов причащаться можно только натощак (для болящих на практике делаются послабления), 9‑е правило святителя Никифора Исповедника говорит о возможности причащения умирающего даже после вкушения им пищи. Правило Тимофея Александрийского определяет необходимость супружеского воздержания накануне причащения (подробнее).
Источник