Можно по исламу пить воду стоя
Содержание статьи
Почему нежелательно пить воду стоя?
Прежде всего стоит отметить, что пить воду сидя, а не стоя является Сунной Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и придерживаться Сунны желательно для нас всех. Более того, мы можем получить за соблюдение той или иной Сунны довольство Всевышнего Аллаха и большое вознаграждение на том Свете.
Сунна нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха) охватывает все аспекты жизни человека, и принятию пищи и воды в ней отводится немаловажное место. Питьё воды на первый взгляд кажется незначительным действием, однако в хадисах, переданных от Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), мы можем найти немало указаний, связанных с питьём.
عن أنس -رضي الله عنه- عن النبي -صلى الله عليه وسلمأنه نهى أن يشرب الرجل قائما
От Анаса (да будет доволен им Аллах) передается: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) воспретил человеку пить стоя». (Муслим)
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
لاَ يَشْرَبَنَّ أَحَدٌ مِنْكُمْ قَائِمًا فَمَنْ نَسِىَ فَلْيَسْتَقِئْ
«Пусть никто из вас не пьет воду стоя. А если кто-то, забывшись, выпьет ее стоя, то пусть его вырвет». (Муслим)
Также от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал человеку, которого увидел пьющим воду стоя:
قئ، قال: لمَ؟ قال: أتحب أن تشرب مع الهر؟ قال: لا، قال: فقد شرب معك شر منه، الشيطان
«Исторгни то, что ты выпил». Он спросил: «Зачем?», тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Ты пожелал бы, чтобы вместе с тобой выпила кошка?» Он ответил: «Нет». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, вместе с тобой выпил тот, кто хуже кошки. С тобой вместе выпил шайтан». (Дарими)
Однако в книгах передаются и другие хадисы, в которых приводится, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) выпил воду стоя, как это сообщается в хадисе, переданном Бухари:
أتى علي — رضي الله عنه — باب الرَّحْبَة فشرب قائما ، وقال : إني رأيت رسول الله — صلى الله عليه وسلم — فعل كما رأيتمونيفعلت
«Али Ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) выпил воду стоя и сказал: «Я видел, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) выпил воду так, как выпил её я». (Бухари)
Следовательно, здесь возникает вполне законный вопрос– как же совместить смысл этих хадисов?
Отвечая на этот вопрос в своем «Сборнике фетв», большой учёный шафиитского мазхаба Имам Ан-Навави пишет следующее: «Хадисы, которые указывают на то, что нельзя пить воду стоя, говорят о нежелательности (карахаат-танзих) данного поступка. А те хадисы, в которых упоминается о том, что сам Пророк (мир ему и благословение Аллаха) пил стоя, свидетельствуют о том, что он данным поступком говорил о не запрещённости пить воду стоя». («ФатаваИмамиАн-Навави»)
Из всего вышеприведенного мы понимаем, что пить воду стоя, в принципе, не запрещается, а является нежелательным (караха), следовательно, пить воду сидя является желательным поступком и Сунной Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Кроме того, современные медицинские исследования установили, что желудок стоящего и сидящего человека имеет разное положение.
Доктор Абдурразак Аль-Киляни в своей книге «Медицинские факты в Исламе» пишет:
«Употребление еды и питья сидя является более безопасным, приятным и здоровым! В таком положении все органы человека и его желудок находятся в покое, что позволяет воде нежно протекать по его стенкам. А если человек пьет стоя, тогда вода из его горла падает прямо в желудок и ударяется о его дно, что вызывает определённые боли. Если употребление еды и воды таким образом продолжается долгое время, то это изнуряет и расслабляет желудок. И в дальнейшем это приводит и к ухудшению пищеварения».
То есть если человек пьет воду стоя, то жидкость, падая в желудок, прямиком отправляется и в двенадцатиперстную кишку, не задерживаясь в желудке. Однако если человек пьет в сидячем положении, то жидкость, попадая в желудок, смешивается с кислотами, благодаря которым нейтрализуется действие различных микробов, и лишь затем попадает в двенадцатиперстную кишку. И подобным образом человек может предостеречь себя от различных заболеваний.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) более тысячи четырёхсот лет тому назад дал ценные рекомендации, в которых он запрещает употребление еды и воды стоя. Эти рекомендации подтверждены научными фактами, которые стали известны современной медицине сравнительно недавно. Только сейчас медицина начала обращать внимание на вредность привычки употребления еды и питья стоя.
Откуда Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) мог знать о таких подробностях более тысячи четырёхсот лет тому назад?
Поистине, этот факт лишний раз указывает на истинность пророчества Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) и свидетельствует о том, что он не рассказывает это от себя, поистине, это передано ему путём откровения от Всевышнего Аллаха.
Соблюдайте Сунну Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), дабы быть здоровым и достичь довольства Творца.
Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях, поделитесь
информацией с друзьями!
Смотрите также:
Достоинство и этикет питья замзама
Не ешьте левой рукой!
Адская кухня
«О люди! Ешьте благое…»
Какая еда самая хорошая?
Самая лучшая еда в мире
Правильное питание
Лучшая еда для разговения
Источник
Можно ли пить стоя?
Богословы разошлись во мнениях относительно того, разрешается ли пить стоя. В то же время они единодушны в том, что во всех других положениях пить разрешено. Об этом сообщил Ибн Хазм.
Причина разногласий между учеными заключается в том, что одни хадисы запрещают пить стоя, а в других сообщается, что так поступал сам посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Муслим передал со слов Анаса, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил пить стоя. Катада спросил Анаса: «А пить?» Он ответил: «Это еще хуже и сквернее». В другом хадисе, переданном Муслимом со слов Абу Хурейры, говорится: «Пусть никто из вас не пьет стоя, а тот, кто забудет, пусть вырвет».
Передают со слов Абу Хурейры, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, увидел человека, пьющего стоя, и сказал: «Перестань». Тот спросил: «Почему?» Он сказал: «Понравится ли тебе, если вместе с тобой будет пить кот?» Тот сказал: «Нет». Он сказал: «Поистине, вместе с тобой пил тот, кто хуже кота». Он имел в виду сатану. Этот хадис передали Ахмад и ат-Тахави. Ибн Хаджар сказал, что среди его рассказчиков был Абу Зияд, чьего имени знатоки хадисов не знали, хотя Ибн Маин и назвал его заслуживавшим доверия.
На первый взгляд, из этих сообщений ясно следует, что пить стоя категорически запрещено. Однако такой вывод преждевременный.
Аль-Бухари и Муслим передали со слов Ибн Аббаса, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, стоя выпил из ведра воду Замзам. В другом предании сообщается, что Али принесли воду. Он отпил воды и совершил омовение, а затем встал на ноги и выпил остаток воды. Потом он сказал: «Люди не любят пить стоя, но Пророк, мир ему и благословение Аллаха, поступил так же, как только что поступил я». Этот хадис передали Ахмад и аль-Бухари.
Ахмад, ат-Тирмизи и Ибн Маджа также передали со слов Ибн Умара: «Во времена Пророка, мир ему и благословение Аллаха, мы ели во время ходьбы и пили стоя». Ат-Тирмизи назвал это предание достоверным.
Богословы по-разному объясняли различия между этими хадисами. Одни полагали, что позволение пить стоя было аннулировано. Другие отдавали предпочтение одним сообщениям над другими, что в шариате называется «тарджих». Третьи пытались совместить все сообщения на эту тему.
Наиболее правильным мне представляется разъяснение имама ан-Навави: «Смысл этих хадисов был неясен некоторым ученым, вследствие чего они выносили ошибочные суждения по этому вопросу. Некоторые из них даже осмелились назвать слабыми отдельные из этих хадисов. Сейчас нет необходимости распространять их ошибки, и мы укажем на правильное мнение и предостережем от заблуждения. Между этими хадисами нет противоречия, и среди них нет слабых хадисов. Дело в том, что содержащийся в них запрет указывает на то, что лучше так не поступать. А сообщения о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, пил стоя, указывают на законность этого. Те, которые считают, что позволение пить стоя было аннулировано, ошибаются, потому что мы не говорим об аннулировании одного из предписаний, если можем совместить имеющиеся тексты, даже если нам известна историческая последовательность упомянутых в этих хадисах событий. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, выпил стоя, чтобы разъяснить своим последователям то, что поступать так разрешено. При этом он не совершил нежелательный поступок. Известно, что иногда он совершал что-либо, чтобы разъяснить законность такого поступка, но в остальное время он совершал то, что лучше» (сокращенно).
Некоторые ученые считали, что пить стоя разрешается только в случае крайней необходимости. Этим обстоятельством они объясняли то, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, выпил воду Замзам стоя. Но если бы было запрещено пить стоя, то он непременно предостерег бы от этого сподвижников и присел бы перед тем, как выпить. Из хадисов известно, что, обойдя вокруг Каабы, он сумел совершить два раката. Следовательно, места для того, чтобы присесть перед питьем воды, было достаточно. Помимо этого, передают со слов Умм Сулейм – матери Анаса б. Малика: «Однажды посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, пришел ко мне, и в доме был подвешенный бурдюк. Он отпил из него стоя, а я отрезала горло того бурдюка и храню его у себя». Этот хадис передали Ахмад и ад-Дарими. Если бы было запрещено пить стоя, то он не стал бы пить из подвешенного бурдюка, потому что в этом не было крайней необходимости.
Все сказанное подтверждается тем, что многие сподвижники Пророка, мир ему и благословение Аллаха, не запрещали пить стоя. Ат-Табари передал, что стоя пил Умар б. аль-Хаттаб. Малик передал, что Умар, Усман и Али пили стоя. Известно, что Саад б. Абу Ваккас и Аиша тоже не видели в этом ничего плохого. Что же касается того, что выпивший воду стоя должен вырвать, то это предписание является желательным, и кадий Ийад даже сказал, что среди известных ему ученых не было тех, кто считал это обязательным.
Таким образом, пить следует сидя, но если кто-либо выпьет стоя, то он не совершит запрещенный или нежелательный поступок. А лучше всего об этом известно Аллаху!
Источник
Почему нежелательно пить воду стоя?
Прежде всего стоит отметить, что пить воду сидя, а не стоя является Сунной Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и придерживаться Сунны желательно для нас всех. Более того, мы можем получить за соблюдение той или иной Сунны довольство Всевышнего Аллаха и большое вознаграждение на том Свете.
Сунна нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха) охватывает все аспекты жизни человека, и принятию пищи и воды в ней отводится немаловажное место. Питьё воды на первый взгляд кажется незначительным действием, однако в хадисах, переданных от Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), мы можем найти немало указаний, связанных с питьём.
عن أنس -رضي الله عنه- عن النبي -صلى الله عليه وسلمأنه نهى أن يشرب الرجل قائما
От Анаса (да будет доволен им Аллах) передается: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) воспретил человеку пить стоя». (Муслим)
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
لاَ يَشْرَبَنَّ أَحَدٌ مِنْكُمْ قَائِمًا فَمَنْ نَسِىَ فَلْيَسْتَقِئْ
«Пусть никто из вас не пьет воду стоя. А если кто-то, забывшись, выпьет ее стоя, то пусть его вырвет». (Муслим)
Также от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал человеку, которого увидел пьющим воду стоя:
قئ، قال: لمَ؟ قال: أتحب أن تشرب مع الهر؟ قال: لا، قال: فقد شرب معك شر منه، الشيطان
«Исторгни то, что ты выпил». Он спросил: «Зачем?», тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Ты пожелал бы, чтобы вместе с тобой выпила кошка?» Он ответил: «Нет». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, вместе с тобой выпил тот, кто хуже кошки. С тобой вместе выпил шайтан». (Дарими)
Однако в книгах передаются и другие хадисы, в которых приводится, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) выпил воду стоя, как это сообщается в хадисе, переданном Бухари:
أتى علي — رضي الله عنه — باب الرَّحْبَة فشرب قائما ، وقال : إني رأيت رسول الله — صلى الله عليه وسلم — فعل كما رأيتمونيفعلت
«Али Ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) выпил воду стоя и сказал: «Я видел, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) выпил воду так, как выпил её я». (Бухари)
Следовательно, здесь возникает вполне законный вопрос– как же совместить смысл этих хадисов?
Отвечая на этот вопрос в своем «Сборнике фетв», большой учёный шафиитского мазхаба Имам Ан-Навави пишет следующее: «Хадисы, которые указывают на то, что нельзя пить воду стоя, говорят о нежелательности (карахаат-танзих) данного поступка. А те хадисы, в которых упоминается о том, что сам Пророк (мир ему и благословение Аллаха) пил стоя, свидетельствуют о том, что он данным поступком говорил о не запрещённости пить воду стоя». («ФатаваИмамиАн-Навави»)
Из всего вышеприведенного мы понимаем, что пить воду стоя, в принципе, не запрещается, а является нежелательным (караха), следовательно, пить воду сидя является желательным поступком и Сунной Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Кроме того, современные медицинские исследования установили, что желудок стоящего и сидящего человека имеет разное положение.
Доктор Абдурразак Аль-Киляни в своей книге «Медицинские факты в Исламе» пишет:
«Употребление еды и питья сидя является более безопасным, приятным и здоровым! В таком положении все органы человека и его желудок находятся в покое, что позволяет воде нежно протекать по его стенкам. А если человек пьет стоя, тогда вода из его горла падает прямо в желудок и ударяется о его дно, что вызывает определённые боли. Если употребление еды и воды таким образом продолжается долгое время, то это изнуряет и расслабляет желудок. И в дальнейшем это приводит и к ухудшению пищеварения».
То есть если человек пьет воду стоя, то жидкость, падая в желудок, прямиком отправляется и в двенадцатиперстную кишку, не задерживаясь в желудке. Однако если человек пьет в сидячем положении, то жидкость, попадая в желудок, смешивается с кислотами, благодаря которым нейтрализуется действие различных микробов, и лишь затем попадает в двенадцатиперстную кишку. И подобным образом человек может предостеречь себя от различных заболеваний.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) более тысячи четырёхсот лет тому назад дал ценные рекомендации, в которых он запрещает употребление еды и воды стоя. Эти рекомендации подтверждены научными фактами, которые стали известны современной медицине сравнительно недавно. Только сейчас медицина начала обращать внимание на вредность привычки употребления еды и питья стоя.
Откуда Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) мог знать о таких подробностях более тысячи четырёхсот лет тому назад?
Поистине, этот факт лишний раз указывает на истинность пророчества Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) и свидетельствует о том, что он не рассказывает это от себя, поистине, это передано ему путём откровения от Всевышнего Аллаха.
Соблюдайте Сунну Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), дабы быть здоровым и достичь довольства Творца.
Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях, поделитесь информацией с друзьями!
Источник
7 правил питья воды согласно Сунне
Посланник Божий – Пророк Мухаммад ﷺ – является для нас примером во всём, как в богослужении, так и в делах, связанных с мирской жизнью. Руководствуясь в своих поступках пророческим наследием, даже в мелочах, мы обретаем довольство Господа и Его Посланника ﷺ, и вместе с этим получаем пользу в этом мире.
Взять, к примеру, питьё воды, которое, на первый взгляд, кажется незначительным действием. Но выполняя его согласно Сунне Пророка ﷺ, мы получаем вознаграждение как за совершение богослужения, а также укрепляем своё здоровье, ибо в каждом пророческом примере – залог нашего благополучия в обоих мирах.
1. Начинать питьё следует с произнесением «Бисмилляh».
В хадисе, который передаётся от Айши (да будет доволен ею Аллах), сообщается, что Посланник Божий ﷺ сказал:
إِذَا أَكَلَ أَحَدُكُمْ فَلْيَذْكُرِ اسْمَ اللهِ تَعَالَى، فَإِنْ نَسِيَ أَنْ يَذْكُرَ اسْمَ اللهِ تَعَالَى فِي أَوَّلِهِ، فَلْيَقُلْ: بِسْمِ اللهِ أَوَّلَهُ وَآخِرَهُ
«Принимаясь за еду, пусть каждый из вас помянет имя Всевышнего (произнесёт «Бисмилляh«), если же он забудет помянуть имя Бога в начале, пусть скажет: «Бисмилляhи ‘аля аввалиhи ва ахириhи» (С именем Аллахав начале и конце её)»» (имамы Абу Давуд и ат-Тирмизи).
2. Следует пить воду, держа сосуд правой рукой.
Согласно Сунне, употребление еды и питья следует совершать правой рукой. Пророк ﷺ изрёк:
لَا تَأْكُلُوا بِالشِّمَالِ فَإِنَّ الشَّيْطَانَ يَأْكُلُ بِالشِّمَالِ
«Не ешьте левой рукой, ибо шайтан ест левой рукой» (имам Муслим).
Безусловно, если по какой-либо уважительной причине нет возможности задействовать правую руку (инвалидность, травма, гипс и т.п.), дозволен приём пищи и левой рукой.
3. Пить, не спеша, спокойно, без шума при глотании.
Сунной Пророка ﷺ было пить воду спокойно – он не пил большими глотками.
Посланник Всевышнего ﷺ сказал:
إِذَا شَرِبَ أَحَدُكُمْ فَلْيَمُصَّ مَصًّا وَلَا يَعُبَّ عَبًّا ، فَإِنَّ الْكُبَادَ مِنَ العَبِّ
«Когда кто-нибудь из вас будет пить, пусть пьёт, втягивая (воду), но не пьёт большими глотками (залпом), ибо это приводит к болезни печени!» (Абу Нуайм).
В другом хадисе говорится: «Когда пьёте воду, то пейте, всасывая» (Абу Давуд).
4. Сунна пить в несколько подходов, а не залпом.
Передают со слов Анаса (да будет доволен им Аллах):
أنَّ رسول الله صلى الله عليه وسلم كَانَ يَتَنَفَّسُ في الشَّرابِ ثَلاثاً
«(Во время питья из какого-нибудь) сосуда Посланник Аллаха ﷺ обычно делал три вдоха и выдоха» (имамы аль-Бухари и Муслим).
Также в хадисе говорится: «Когда Пророк ﷺ пил воду, то делал три вдоха и выдоха, и говорил: «Так (пить) полезнее, приятнее и целебнее»» (имам Муслим).
5. При питье не выдыхать в сосуд с водой.
Передают со слов Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах):
أَنَّ النَّبِيَّ صلى الله عليه وسلم نَهَى أَنْ يُتَنَفَّسَ فِي الْإِنَاءِ أَوْ يُنْفَخَ فِيهِ
«Пророк ﷺ запрещал дышать в сосуд или дуть в него» (имамы ат-Тирмизи, Ахмад, Абу Давуд и др.).
Посланник Божий ﷺ также сказал:
إذا شَرِبَ أحدُكُمْ فلا يَتَنَفَّسْ في الإِناءِ فإذا أرادَ أنْ يَعُودَ فَلْيُنَحِّ الإِناءَ ثُمَّ لِيَعُدْ إِنْ كانَ يُرِيدُهُ
«Если кто-нибудь из вас будет пить, пусть не дышит в сосуд, а если захочет (пить) повторно, пусть отведёт сосуд (ото рта), а затем пусть пьёт, если желает» (Ибн Маджа).
6. Сунна пить воду сидя.
Пророк ﷺ сказал:
لاَ يَشْرَبَنَّ أَحَدٌ مِنْكُمْ قَائِمًا فَمَنْ نَسِىَ فَلْيَسْتَقِئْ
«Пусть никто из вас не пьёт воду стоя. А если кто-то, забывшись, выпьет её стоя, то пусть его вырвет» (имам Муслим).
В тоже время существуют хадисы, в которых упоминается о том, как Пророк ﷺ пил стоя. Разъясняя этот момент, великий учёный-хадисовед имам ан-Навави в своём «Сборнике фетв» отмечает: «Хадисы, которые указывают на то, что нельзя пить воду стоя, говорят о нежелательности (караха ат-танзих) данного поступка. А те хадисы, в которых говорится, что сам Пророк ﷺ пил стоя, свидетельствуют о том, что данным поступком он поясняет нам, что так пить воду не является запретным (харам)».
7. Следует воздать хвалу Аллаху по окончании питья.
По окончании питья следует воздать хвалу Господу, произнеся: «Альхамдулилляh» («Хвала Аллаху»).
Посланник Господа ﷺ изрёк:
إِنَّ اللَّهَ لَيَرْضَى عَنْ الْعَبْدِ أَنْ يَأْكُلَ الْأَكْلَةَ فَيَحْمَدَهُ عَلَيْهَا أَوْ يَشْرَبَ الشَّرْبَةَ فَيَحْمَدَهُ عَلَيْهَا.
«Поистине, Аллах бывает доволен рабом, когда тот, приняв пищу, воздаёт благодарность Ему, или когда воздаёт Ему благодарность после того, как выпьет напиток» (имам Муслим).
Пророк ﷺ после питья читал следующее дуа:
الْحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِي جَعَلَهُ عَذْبًا فُرَاتًا بِرَحْمَتِهِ، وَلَمْ يَجْعَلْهُ مِلْحًا أُجَاجًا بِذُنُوبِنَا
«Альẍамдулилляhи-лляҙи джа’аляhу ‘аҙбан фуратан бираẍматиhи валяв ядж’альhу мильẍан уджаджан биҙунубина».
«Хвала Аллаху, Который сделал её сладкой, пресной по своей милости и не сделал её солёной, горькой из-за наших грехов» (Ибн Аби ад-Дунья).
Источник