Одиночество его можно пить

Одиночество и алкоголь

Вернуться ко всем новостям

Одиночество и алкогольНедавно в Финляндии ученые провели ряд исследований, которые дали неутешительные результаты. Выяснилось, что состояние одиночества для человека существенно повышает риск умереть от болезней, вызванных алкоголизмом. Выводы были сделаны в ходе анализа информации о причинах смерти людей, скончавшихся в Финляндии в период с 2000 года. Оказалось, что примерно две трети пострадавших от злоупотребления алкоголем: из-за болезней печени, сердечно-сосудистых заболеваний, несчастных случаев или в результате насилия — были одинокими людьми. Но что, пожалуй, самое главное и опасное, количество умерших по этим причинам, если прослеживать динамику за последние семь лет, сильно возросло и все также неумолима стрелка графика растущая вверх. Так по данным ученых, в период с 2000 по 2003 год у людей, живущих в одиночестве, было почти в четыре раза больше шансов умереть от алкогольных заболеваний печени, чем у их ровесников, состоящих в браке. В 2004-2007 годах риск стать жертвой алкоголя увеличился, и шанс умереть от заболеваний печени у одиноких людей стал выше почти в пять раз. Очевидно, что одинокие люди чаще других умирают от болезней, вызванных употреблением алкоголя, поскольку проблемы в отношениях с другими людьми нередко приводят к увлечению спиртным. В чем же связь между алкоголем и одиночеством? Можно ли точно назвать, что из них причина, а что следствие? Есть ли какое-то универсальное решение и той и другой проблемы?

Одиночество? Что за «зверь»? Одиночество — это социально-психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, продолжительных эмоциональных связей с людьми. При этом психологи склонны различать два различных феномена в рамках этого понятия. Позитивное одиночество — уединение и негативное — изоляция. Но все-таки, в каком вопросе будут солидарны все психологи, так это в вопросе о негативном воздействии одиночества на человека вообще. Отсутствие общения не просто делает человека несчастным, но и отрицательно сказывается на здоровье его души и тела. В отсутствии постоянных социальных контактов человеческий организм, как свидетельствуют многочисленные исследования, реагирует довольно негативно. У человека систематически повышается кровяное давление, возникают сердечно-сосудистые заболевания, организм продолжительное время находится в состоянии стресса, возникает ощущение хронической усталости и т.д. и т.п. Как результат уменьшается сила воли и упорства, что в свою очередь отражается на способности поддерживать здоровый образ жизни. Другими словами у одинокого человека снижается контроль за своим поведением, ему становится «все равно».

Поэтому, одинокие люди имеют сравнительно слабое здоровье. Они реже занимаются физическими упражнениями, потребляют больше калорий, склонны чаще, чем остальные баловать себя сладким, в конце дня расслабиться с помощью одного-другого стаканчика виски, а за первым и вторым стаканчиком следует третий и т.д., в конце концов, одинокий человек может и запить, уйти в запой. Алкоголь в этом случае становится средством некоторого утешения. Многие алкоголики в качестве главной причины потребления спиртного так и говорят: «пью, чтобы забыться».

Алкоголизм. Это заболевание, разновидность токсикомании, характеризующееся болезненным пристрастием человека к алкоголю. В результате продолжительного употребления спиртного у человека формируется и физическая и психическая зависимость от него. Причины алкоголизма могут быть самые разные. В любом случае, не зависимо от них, от чрезмерного употребления спиртного страдает человеческий организм и его душа. Алкоголь это яд, который способен уничтожить не только человеческий организм, но и всю его жизнь. Постепенно разрушается личность человека. Изменениям подвержены и его морально-этический, социальный облик, и психика. Отличительной чертой в поведении пьющего человека становится чрезмерная раздражительность, импульсивность, отсутствие чувства контроля. Алкоголик утрачивает критическое отношение к себе, не трезвое состояние все чаще начинает сопровождаться симптомами психопатии. Алкоголь убивает в человеке и чувство самосохранения, и волю к жизненному успеху. Постепенно алкоголик теряет работу, семью, друзей. Он становится одиноким. И в этом случае разве можно винить людей, решивших отказаться от общения с таким человеком. Самые близкие люди, такие как родители, супруги, дети, конечно, остаются с таким человеком рядом, но и у них со временем может кончиться терпение. И человек с помощью бутылок, создает вокруг себя стену, изолируя себя от окружающих, оставаясь наедине со спиртным.

Что же получается? В первом случае, одиночество стало причиной алкоголизма. Отсутствие хоть сколько-нибудь постоянных положительных социальных связей изолирует человека от окружающих. В этой ситуации серьезным изменениям подвержено психическое состояние человека, то есть ослабление воли, упорства, чувства контроля. Душа человека чувствует боль. Человеку становится «все равно». И вот тогда он теряет интерес к жизни. А алкоголь в этом случае становится в его воображении лекарством, способным избавить его от боли одиночества. Но это средство лишь делает его еще более больным. Так как алкоголизм сам по себе становится провокатором человеческого одиночества. Чрезмерно пьющий человек, каким бы он ни был по жизни веселым, компанейским, дружелюбным, меняется под воздействием алкоголя. От пьющего человека могут отвернуться даже самые близкие люди. Так не очевидно ли, что причиной всему стал сам человек.

Что делать? Точно также как физическая боль — это сигнал болезни, так и одиночество сигнал или лучше сказать подсказка к действию. Человек должен стремиться к поддержанию социальных связей. В современном мире с развитыми коммуникационными технологиями остаться без общения крайне тяжело. Многочисленные социальные сети позволяют нам, оказавшись даже, в незнакомом для нас месте, стране или городе наладить общение с близкими людьми, пусть даже и через интернет. Многочисленные психологические службы могут оказать помощь в решении тех или иных психологических проблем, мешающих установлению тех самых социальных контактов. А алкоголь не решение проблемы одиночества, он может ее лишь усугубить.

Источник

56. 2.

— » . , .

:

, , , , -, , , «» . , . , , . » , — ,- «. ( , , .) , , , . , , . , , , , , — . . , . . , . , , — . , , , . , . , , , . , , -.

, , . , , — , , — .

, , , .

www.gumer.

(600700 . ) . , . . ., . . »

. . . , . .

. . . . . . . . .

(https://www.rfbr.ru/default.asp?doc_id=5891) , .

. -, 10 % . , . — .

, — , ( ), . , .

, , , . . 60 % , 8 % , — 4%.

40%.

200 .

, . … : , ?. , — «, , «…

( en. Ernest Miller Hemingway; |21|7|1899, -, , || |2|7|1961, , , || ) , (1954).

, , . , .

(1952). , , , , . , , , , : , .

! , … : — , — , — , — , . : — — , .

— , . , . , , , , . . : » , , , , , , ?».

1954 . . . , . , » » , » , , «.

2 1961 ( ), , , .

» «.

https://noblit.ru/content//4/72/33/

.. . .: , 1971.

(Margaux Hemingway, 41 ) — . 2 1996. (6 ), ( 1899-1961 ) Mariel Hemingway (. 22.11.1961 ). ( Jack Hemingway Puck, 1988) «Chateau Margaux». 6 Faberge 1970 — , Vogue, Playboy. . (Margaux Louise Hemingway, . 16.02.1955 , Portland, Oregon). , (Santa Monica, California) , , 2 1961 , , . www.cnn.com

(»Francis Scott Key Fitzgerald», 18961940) , , 1920- . .

, , , : , , . «» — , : , , . ( ) , , .

, ( »» ).

1924 , , . , . . (»The Great Gatsby», 1925) , , , , » «.

. , 1925 , . . .

. 21 1940.

https://fitzgerald.narod.ru/

( 1897 — 1962 )… . . , . 18 , . — 20 — , . , , . , , . 30 . . : , , , , , , , , , , , , . , , .

( 1898 — 1970 ) — (1930), . . , . , , . » , ? — , . — ? — «. . . , : …. , , ….

, . , , , — , , , , — , , . , ; — , ? , , ? — ?.

. .

( en. Henry Charles Bukowski; [bjukofski] 16 1920, , 9 1994, -, ) , , . -. , , , .

( (Barfly), .

. () 1920 . , , , , , . 1923 . .

( ).

, , , . , .

, , , — , . () — , .

. , . , . , , » » — . — . — , .

. , . ( )

, , , , , . — , , , , . . . , .

, , . . — . . , , . . — , ,

.

. . . . .

(|3|10|1895|21|9, 蠗 |28|12|1925, ) , XX .

, (1920), (1924), ׸ (1925).

, . , . , , , ( 1920- ) .

1925 頗 … .

1925 .. . . , , , , 頗 . . . , . . . . ., : , , .

28 1925 . , : , ,

, ( ) ().

https://esenin.niv.ru/

(3 1936, 19 1971, ) . : , , ] .

, (19001962), , , 1941 ( ). 1942 , . .

19 1971 , , (), , .

.. . , , , , 2005.

, Gwendolyn MacEwen ( 1941-1987 ) . . , . . » «, 60- . , . , . , . : » «.

Читайте также:  Можно ли пить от аллергии лекарство если сделали манту

(19411981) .

, . , , . .

. . . . :

. , , , ,

1970- . 1977 10 . , , . , . , , .

«» , » «.

3 1981 , . , , .

https://www.oleg-dal.ru

https://utro-culture.blogonline.ru/680311

(17171777) , XVIII .

. . ; 1756 , .

, , , , , , . 1761 , (1769). , , , 1 (12) 1777.

https://www.rvb.ru/18vek/sumarokov/

, (31 1837.21 (2 )1889, ) . . , , . (1860), .

1837 . 1857 , . , , . 1861 , .

, , — ., ., . . , . 40 , . .

1884 . .

, , , . . 8 .

( , : , 23 1880 8 1932) , , . . , , . .

() , 13 .

.

8 1932 . … , , . ., 1980

https://www.c-cafe.ru/days/bio/2/047

.

, . . ( Ը ) , , . 1845 . .

:

, ,

!

,

!..

(, …, 1857)

, ,

,

?

…………………………………..

, ,

,

, !.

………………………………………

., , ,

, !

…………………………………………………

,

!

( , 1857)

, , , . OldStyle|7||1864|25| . .

. 18001917. . . 2: . : , 1992. . 3136.

https://stroki.net/content/blog/87/88/ .. stroki.net

(18 (30) 1862, — 17 (30) 1911, » ») ; — . . ( » »)

1880- 1890- , , . . . ( , ), . . . . , . . . . .

, 1890- , , .

https://stroki.net/content/blog/96/97/

( de. Ernst Theodor Amadeus Hoffmann; 24 1776, ʸ 25 1822, ) , , .

. , -, — .

, , .

, , , .

, , , , .

1800 ʸ . ʸ 1807 , . , , .

, , , . , ; , , . .

46 .

https://etagofman.narod.ru/

( fr. Alfred Jarry, 8 1873, , 1 1907, ) , , . , .

, . . , , . , . , . . , . , , , , , , (). , .

// . .: , 1999, .519

. : // . . : Machina, 2002, .125-136

https://www.alfredjarry2007.fr/amisjarry/accueil/accueil.htm

, ( en. John Berryman, en. John Allyn Smith, 25 1914, -, 7 1972, ) . , , . ., , , — .

, , 12 ( ; 1931 ).

: , 1936 , (), , , , . 1937-1938 , . 1939 , , , .

C 1940 . , , ., . ., , , . 1953 , 1956 , . ( 1959). . , 1961, , , . , . 1970 , , . .

/ . . . .: , 1982

// . . .: , 2005, .213-231

https://revolution.allbest.ru/literature/00003770_0.html

, ( no. Jens Bj;rneboe, 9 1920, 䠗 9 1976, ) .

. , , . 12 , 13 . , . , , . 19431945 . 1946 ( ).

, 젗 . , . . (1966) 1967 , . .

, . ().

. . .: , 1985

https://magazines.russ.ru/s/b/bernebu

( , fi. Masa Niemi, Martti Niemi; 20 1914, , 3 1960, , ) , .

1914 . 1945 , . , 1950-, ( ), ( ) ( , , ). , 1950- , ( 152 ).

1950- , . 1960 , .

https://www.listal.com/person/masa-niemi

( -; 3 1941, 24 1990, -) . , .

.

, .

().

. . , , . 1978 — , -, . . 1980- , The New Yorker.

.

24 1990 — .

, … . . , . , … — , … … . !… !… — , … — … , … — . — , . . — . , . . — , … , , ! (.)

https://www.sergeidovlatov.com/

( de. Moses Joseph Roth, 2 1894, , — 27 1939, ) .

— (1932). — , .

1894 , . , , 1916 , .

1933 . . ( , 1939). . 1939 .

. . .: ࠗ , 2001

https://josephroth.de

( 1821 — 1867 ): . ( fr. Charles Pierre Baudelaire, 9 1821 31 1867, ) , .

, , , , , -. , 6 . ; .

1841 ( ), . , , 1844 . , .

, , . , , . , .

, 1850- . , (1860).

1857 , , .

1864 , , . — , . , . , .

https://www.behigh.org/library/bodler/

, ;

, , , ,

, , …

, in folio, .

.

, , , : » — .

.

, «.

: «

, , , «.

, , ,

, ,

, .

: «!»

,

, , …

, ;

,

.

, , ;

, , .

,

.

— ,

, …

: » , !

…»

( en. Edgar Allan Poe; 19 1809 ࠗ 7 1849 ) , , , . . — . .

, , , ࠗ .

, , , . .

. , , . , , .

: , , , , . , , 堗 . , , . . , , . , .

, 17 . 1826 . , . , , , , , , . . , . .

, 㠗 . .

1831 1833 ࠗ . . 1836 . 27, 13.

, . 렗 .

, 18471849, , , , . , , .

; , .

1849 . , , . , 1500 . , . , ; , . , . , 7 1849 .

 , ; , , , . — , , , , .

. . . : , .

https://www.edgarallanpoe.ru/

. 1905 , , , . , .

( 1911 — 1983 ) , …

( 1876 — 1916 ) …

( 1885-1951 ) …

( 1844 — 1896 ) , …

‘( 1888 — 1953 ) — …

( 1924 — 1984 ) — … — » — . — . — . — …»

(.1947) — , , , , … …

. , .

https://www.zelen.ru/news/20030510/120930/

, , .

,

!

, !

: .

.

, — . — . , . 1 ,5 — . , : , , . . , 0 ,47%!

www.Lasius.narod.ru

Источник

Победить одиночество

Не так давно в Москве прошла лекция известного австрийского психотерапевта Альфрида Лэнгле. «РГ» публикует ее сокращенный вариант.

Тема одиночества — это та тема, которая, вероятно, знакома каждому из нас. Одиночество — это то чувство, которое сопровождает нас в нашем развитии. Это часть пути нахождения себя. И приводит к тому, что мы начинаем больше ценить отношения.

Переживание одиночества

Одиночество переживается очень болезненно. Это такое чувство, от которого мы хотим убежать, и делаем это, отвлекаясь на что-то. Нам помогает просмотр телепередач и фильмов, компьютер, мобильный телефон, путешествия, алкоголь, работа. Все это помогает избавиться от неприятного чувства. Потому что в одиночестве мы переживаем то, что снова оказываемся отброшенными к самим себе. В одиночестве я есть только с собой. Я брошен. Никого нет рядом. У меня нет отношений, у меня нет того, с кем я бы мог поговорить. Одиночество — это опыт переживания отсутствия отношений. Особенно остро это чувство может переживаться в тоске по чему-то. Если кого-то любишь, то тоскуешь от разлуки с ним. Мне недостает любимого человека, я чувствую себя связанным с ним, но я не могу его увидеть. Мое сердце находится рядом с ним, а без него или без нее мое сердце в определенной степени потеряно.

Подобное чувство можно испытывать при ностальгии, когда мы тоскуем по родным местам. Я переживал очень сильную тоску по родным местам, когда, будучи ребенком 11-12 лет, находился в интернате. Дома было тепло, приятно, там у меня были отношения, там были друзья, а я был в школе при интернате далеко от дома. Целый месяц меня не было дома. Я чувствовал себя словно в чужом мире. Мир был холодным, а я чувствовал себя потерянным. Все это время я думал, что происходит дома, чем заняты мои родные: вот они встали, сейчас обедают, сейчас семья собралась за столом. И я постоянно испытывал боль из-за того, что был отделен от той части жизни, где обычно переживал тепло, где у меня было чувство, что я часть этого мира. Я чувствовал себя невероятно одиноким.

Мы можем чувствовать себя одинокими на работе, если конфронтируем с какими-то требованиями, если существуют какие-то проекты, до которых мы еще не доросли. Там, где мы испытываем в связи с ними неуверенность, и если нас при этом никто не поддерживает. Тогда мы чувствуем себя одиночками. Если я знаю, что все зависит от меня одного, может возникнуть страх, который будет сопровождать одиночество. Это страх, что я окажусь слабаком, что у меня возникнет чувство вины из-за того, что я не справлюсь.

Еще хуже, если на работе происходит травля. Тогда я буду чувствовать, что отдан этому на растерзание, нахожусь на краю общества и больше не являюсь его частью.

Одиночество — очень большая тема в пожилом возрасте, в старости. И в детстве. Дети, которых не встретили, дети, которых оставляют одних, если родители заняты чем-то другим, могут чувствовать себя беспомощными в своем одиночестве. Одиночество травмирует детей, потому что в одиночестве они не способны развивать свое Я. Они останавливаются в развитии. Происходит искривление в развитии ребенка, если он переживает долгие моменты одиночества. С другой стороны, не так плохо, если ребенок проведет пару часов один, поскольку для него это толчок для развития. Как раз то, что представляет собой реальность.

В старости одиночество уже не является травмирующим фактором и не препятствует развитию — но оно нагружает. Оно может стать причиной депрессии, параноидальных чувств, расстройства сна, психосоматических жалоб и псевдодеменции. Бывает так, что псевдодеменция — это молчание человека от одиночества. Раньше у него была семья, он десятилетиями работал, находился среди людей, а теперь сидит дома один. Одна моя пациентка в возрасте 85 лет сидела дома одна. Будучи ее доктором, чтобы она не была совсем одинокой, я купил ей канарейку. У нее появилось живое существо. Эта канарейка помогла ей прожить на пару лет дольше. Она ежедневно с ней беседовала.

Для большинства пожилых людей «утешителем» служит телевизор. Но телевизор — это коммуникация, направленная только в одну сторону. И все же человек, по крайней мере, слышит человеческие голоса. И может в любом случае что-то сказать самому себе, даже если никто не будет слышать. Я думаю, это совсем не плохая форма преодоления одиночества, создания некоего мостика, потому что снимает остроту одиночества. Но, конечно же, это эрзац, замена. В старости одиночество может очень подавлять человека. Особенно если тот утратил способность видеть или слышать. Могу ли я представить, что мне придется пару лет прожить в таком состоянии? Когда единственное, что будет меня сопровождать, — это боли в спине или нарушения пищеварения. Мы можем представить себе, насколько беспомощны в таких ситуациях. И тут действительно встает вопрос о ценности жизни.

Читайте также:  Можно ли пить терафлю при ветрянке

Знакомо ли мне одиночество? Если мы спросим себя: когда я в последний раз испытывал чувство одиночества? Присутствует ли одиночество так или иначе в моей жизни? Может, оно прикрывается какой-то деловитостью будней? Если я буду честным, то, вероятно, могу это обнаружить. Или могу обнаружить, что были такие времена, когда я был одинок. Может, уже долгое время мне это чувство не знакомо? Может, мне оно чуждо? Или другой полюс: может, я действительно остро страдаю от одиночества? И оно настолько меня подавляет, что вся радость в отношении жизни просто исчезла, что возникает вопрос о смысле жизни.

Одиночество среди людей

Я могу испытывать одиночество не только если у меня нет отношений с людьми. Я могу чувствовать себя одиноким во время какого-то праздника, на вечеринке, даже на собственном дне рождения, в школе, на работе, в семье. Бывает, люди рядом, но чего-то не хватает. Отсутствует встреча, не хватает близости, отсутствует обмен с другим человеком. Мы ведем поверхностные беседы, а у меня есть потребность поговорить с человеком по-настоящему. Мы говорим про катание на лыжах, про машины, но не говорим обо мне и о тебе.

Во многих семьях речь идет только о каких-то делах, кто и что должен купить, кто приготовить еду, но о наших отношениях, о том, что нас заботит, молчат. Тогда я чувствую себя одиноким и в семье.

Если меня никто не видит в семье, особенно если речь о ребенке, тогда я одинок. Еще хуже — я брошен, ведь люди вокруг есть, но они не интересуются мной, не смотрят мне в глаза. Они смотрят только на то, хорошо ли я учусь в школе и чтобы я не творил ничего плохого. И вот так меня воспитывают. Я расту в одиночестве.

То же бывает и в партнерских отношениях: мы уже 20 лет вместе, но при этом чувствуем себя одинокими. Сексуальные отношения функционируют, но есть ли я в этих отношениях? Идет ли для другого речь обо мне — или только о себе? Или только об удовлетворении каких-то потребностей? Если мы не уделяем время, чтобы побеседовать друг с другом, как это было, когда мы были влюблены, то мы становимся одинокими даже в хороших отношениях.

В каждых отношениях есть периоды, когда ощущается одиночество, поскольку отношения развиваются в большей степени по кривой, переживая подъемы и спады. Мы не можем быть постоянно готовыми к общению с другим, быть постоянно открытыми для другого человека. Мы погружаемся в себя, заняты своими проблемами, чувствами, и у нас нет времени для другого. Но это может случиться именно тогда, когда ему это нужно больше всего. В этот момент меня нет для другого, и другой чувствует себя одиноким, может, даже брошенным в беде. Такие ситуации встречаются в любых отношениях. Но это не наносит вреда отношениям, если мы можем потом поговорить о наших разных состояниях. И тогда мы снова находим друг друга. Но порой эти моменты остаются ранениями, которые мы получаем в ходе нашей жизни.

Мы можем переживать одиночество не только когда у нас нет отношений, но и даже когда мы окружены людьми. И в то же время мы можем не чувствовать себя одинокими, когда никого нет рядом.

Чтобы понять одиночество, попытаемся взглянуть на человека более глубоко. Тогда мы можем понять, почему одиночество проявляется так по-разному.

Причины одиночества

Человек — это существо, которое как бы поставили в мир. Основная мысль экзистенциальной философии гласит, что быть человеком невозможно без соотнесения с миром. Быть человеком означает принципиально быть в мире, быть в связи с чем-то или кем-то другим. Без соединения с инаковостью, быть человеком невозможно.

Хайдеггер именно таким образом давал определение «бытию здесь» (экзистенции). Часто Хайдеггер вместо понятия Person употреблял слово Dasein, чтобы показать, что Я не могу быть, если Я не связан с Ты или с Это. Быть здесь — это означает быть в мире. В мире своей семьи, в мире своего города, в мире моих представлений и идей. То есть быть человеком — это фундаментальная соотнесенность. Если в этой соотнесенности что-то не функционирует, тогда мы испытываем недостаток чего-то и можем чувствовать себя одинокими.

Но эта связанность — двойная. Мартин Бубер говорил об отношении «Я-Ты» и «Я-Оно»: я соотношусь с другим человеком, таким же, как я, — и это персональные отношения, или я соотношусь с какой-то вещью, с каким-то делом (к примеру, «я еду на машине»). То есть у отношений есть внешний полюс, но они имеют также и внутренний полюс. Мне нужно также обходиться и с самим собой, мне нужно не просто БЫТЬ в этом мире, но я должен также быть Я. У нас есть соотнесение вовне и соотнесение с собой. Эта мысль может помочь понять три причины, по которым возникает одиночество.

Во-первых, одиночество — это нарушение, расстройство отношений. В одиночестве мы переживаем, что отношений либо нет, либо они развиваются неправильно. Отношения с человеком означают: я своими чувствами связан с данным человеком, я хотел бы переживать человека в своем чувстве. Я хотел бы мочь чувствовать, что им движет и что он чувствует.

Давайте подумаем об отношениях со своим ребенком. Я хотел бы чувствовать, как ребенок переживает и проживает свою жизнь. Я хотел бы в этом участвовать, хотел бы быть его близким — потому что через близость у меня возникает чувство в отношении своего ребенка и его жизни.

Отношения — это нечто большее, чем соотнесенность в аспекте чувств. У отношений всегда есть начало, но у отношений нет конца. Отношения сохраняются навсегда. И можно предположить, что поскольку я всегда остаюсь в связанности с человеком, с которым у меня есть или были отношения, постольку я никогда не могу быть одиноким. Все отношения, которые были у меня с другими людьми, во мне сохранились. Если я встречаю свою бывшую подругу через 20 лет на улице, то мое сердце начинает биться чаще — ведь что-то было, и это все еще продолжает быть во мне. Все то, что происходит в отношениях, сохраняется. И я могу на основании этого жить. Если я переживал что-то хорошее с каким-то человеком, то это источник для счастья в моей последующей жизни. Я могу думать о матери, об отце, с которыми у меня были хорошие отношения, — и испытывать теплое чувство.

Однако если отношения плохие, то мне не хочется о них вспоминать, не хочется возвращаться в прошлое. Тогда мне хочется, чтобы это было неправдой. Тогда я утрачиваю с этим контакт. Отношения как бы есть, но они причиняют мне боль — и я отворачиваюсь. А если я отворачиваюсь, то отношения в этом моменте уже не живут. Поэтому может быть, что я буду чувствовать себя одиноко, хотя у меня есть или были отношения.

Есть еще одна причина, по которой отношения могут вызывать чувство одиночества. То, что мы описывали до сих пор, это внешний полюс отношений. Но есть отношения, направленные вовнутрь, — отношения с собой. Если я сам себя не чувствую, если у меня нет чувств, если они приглушены, тогда я одинок сам с собой. Если я не чувствую своего тела, своего дыхания, своего настроения, своего самочувствия, своей усталости, своей радости, своей боли — если я этого всего не чувствую, то я не нахожусь в отношениях с собой. Тогда мне недостает фундаментальной, базовой части жизни.

Читайте также:  Можно пить спазган с алкоголем

Это может случиться, если у меня был опыт, который причинил боль, — тогда я не хочу поворачиваться сам к себе. Если меня обидели, разочаровали, обманули, если меня высмеяли, тогда я испытываю боль, если поворачиваюсь к себе. И это естественный рефлекс человека — отвернуться от того, что причиняет боль и страдания. Мы описали это в аспекте внешних отношений, но также и во внутренних отношениях я могу уходить от себя. И тогда я больше себя не чувствую, я больше не нахожусь в отношениях с собой. Это может увести так далеко, что я не буду чувствовать свое тело. Я буду в такой малой степени ощущать свои чувства, что у меня возникнут психосоматические расстройства. Они всегда указывают на то, что ты не чувствуешь чего-то очень важного. Это сигнал: ты не должен продолжать жить так, почувствуй то, что причиняет тебе боль, чтобы ты мог это переработать. Чтобы ты смог погрустить, чтобы ты мог простить — иначе ты не будешь свободным. Мигрень, язва желудка, астма и другие расстройства говорят мне: не продолжай так дальше. Есть что-то очень важное, что ты должен сделать в первую очередь.

Если я утрачу отношения с самим собой, то я больше не смогу себя чувствовать. Или еще хуже — я не могу также проживать и отношения с тобой.

Я не могу по-настоящему проживать отношения с другим, если я не способен к резонансу, если во мне не возникает никакого движения, потому что чувства слишком ранены. Или потому что у меня их никогда по-настоящему не было. Если мама никогда не брала меня на руки, если у моего отца не было времени для меня, если у меня не было настоящих друзей, тогда у меня «затупившийся» мир чувств — мир, который не смог развиться. Тогда мои чувства бедны, и тогда я постоянно одинок. Потому что я не очень хорошо себя чувствую (или не чувствую вовсе). Поэтому в отношении другого человека мои чувства тоже плоские. Это второй уровень отношений, который приводит к одиночеству.

Но есть также третий уровень, который находится над уровнем отношений и который также причинно связан с одиночеством. Это уровень встречи. Этот уровень связан с тем, что я в отношениях являюсь Я. Если в отношениях мы можем переживать бытие вместе и чувствовать близость другого человека, то благодаря Я привносится еще один аспект, который «взрывает» это приятное бытие вместе: при всей нашей связанности и взаимной устремленности навстречу мы осознаем, что Я это Я, Ты это Ты, но Я не есть Ты. То различие, которое неустранимо. Оно устраняется, например, в симбиотических отношениях, когда я сам растворяюсь в тебе. Но если Я есть Я, тогда между нами проходит граница. Тогда я переживаю, что в принципе отвечаю только за себя, я остаюсь один с собой.

В этом мире нет второго Альфрида Лэнгле. Каждый из нас единственный и неповторимый. То, какой я есть, больше никак и нигде неповторимо. И это та основа, которая потенциально может сделать нас одинокими в этом мире.

Исцеление от одиночества

Что может здесь помочь? У другого человека такие же ощущения, он так же себя чувствует. Если это Ты повернется ко мне, это поможет мне принять одиночество. Если другие люди посмотрят на меня, в мою сторону, то тем самым они дадут мне понять: «Я вижу тебя. Ты есть здесь». И я действительно есть здесь, и не только со своими чувствами — я есть здесь как Person.

Если, например, другой человек слушает меня, то он направлен на меня. Речь идет не только о том, что происходит какое-то движение чувств, а о том, что кто-то пытается меня понять. И говорит мне, что он понимает, что думает по этому поводу. Если другие люди интересуются тем, что я делаю, то тогда я вижу, что я совершил это действие, и это привлекает внимание другого человека. То есть не только я это вижу, это также видят и другие. И тогда это приобретает характер реальности. Если другие таким образом на меня смотрят, тогда они уважают границы и различия. Если я чувствую себя увиденным, это означает, что ко мне отнеслись уважительно.

Если другие люди совершают следующий шаг и принимают меня всерьез, оставляют мне мое собственное: «Да, ты испек этот пирог, а не я», то тем самым они обходятся со мной справедливо. Если они прислушиваются к моим комментариям, если говорят: «То, что ты сказал, важно. Может быть, ты еще пояснишь это?», тогда эти люди справедливо относятся ко мне. Это еще более высокая ступень, чем просто быть увиденным. Быть увиденным означает, что я испытываю уважение к границе, я не наступаю на тебя, не обхожу тебя. Вершиной всего этого является признание моей ценности. Если другой говорит: «Мне это нравится»; «Я считаю, что это важно», тогда я получаю от другого оценочное суждение. И таким образом укореняется моя собственная ценность. Я могу получить критику, но это придает мне как Person определенные контуры. Если другие идут ко мне, настроены на меня — я не одинок.

Если все это происходит, когда я ребенок, то тогда я могу выстраивать свое Я. Развитие Я связано со встречей с другими людьми. Родители — это люди, которые меня видят, которые принимают меня всерьез и сообщают о том, что они ценят меня. И тогда ребенок может начать то же самое делать с собой.

Нам нужно этому учиться. Мы можем это перенимать у других, но мы не можем развить в себе это без Ты. Поэтому Мартин Бубер сказал, что Я становится Я рядом с Ты. Я приобретает способности обходиться с собой — и тогда таким же образом обходиться с другими. Человек, переживший встречу, развивает способности, благодаря которым может встретить других.

В нас есть Person — это источник. Этот источник сам по себе начинает говорить в нас, но для этого Я должно быть услышано. Этому Я нужно Ты, которое будет его слушать. Благодаря встрече с другим я могу идти к самому себе. И при этом я испытываю базовое переживание бытия Person. Я сам себе доверен, у меня есть внутренняя жизнь, Person внутри меня говорит моему Я, а через Я говорит с Ты и таким образом выражает себя. Если я живу из этой согласованности, тогда я являюсь аутентичным, тогда Я действительно есть Я. И тогда я уже не одинок.

Полный текст читайте на сайте thezis.ru

Источник