Пить можно всем но есть всего пять но

Содержание статьи

Великий пост 2021: как правильно питаться, что можно есть и что нельзя

Великий пост в 2021 году начинается 15 марта и заканчивается 1 мая: длится 40 дней. Этот пост считается самым главным и строгим. Каждый год даты сдвигаются и выпадают на разные числа, но всегда сразу после Масленицы. Первый день — Чистый четверг, последний — Великая суббота.

Как правильно поститься

Кто-то воспринимает пост как диету и возможность похудеть. Это неправильный подход: чтобы скорректировать фигуру, нужно взять за основу правильное сбалансированное питание, физическую активность и консультации с эндокринологом. Плюс во время поста основная часть продуктов приходится на углеводы, и при неправильном расчете, наоборот, можно поправиться.

shutterstock.com

Воздержание в пище во время поста — про часть духовной работы, но не ее основа. Важно уделять время самопознанию, чистоте и качестве речи, мыслей. Пост — своего рода аскеза: человек жертвует привычным удовольствием ради достижения цели и приобретения опыта. По этой же причине не рекомендуется самообманом, например, заменять животное мясо на растительное beyond meat.

Если говорить о питании: постящиеся придерживаются жесткого меню со строгими ограничениями. При этом остается большое количество продуктов и блюд, которые можно включать в рацион.

Исключаются продукты животного происхождения:

  • мясо, птица, колбасы, сосиски, полуфабрикаты;
  • рыба;
  • молоко и кисломолочные продукты,
  • сыр, и яйца, и продукты с их содержанием;
  • сливочное масло и продукты с его содержанием;
  • сливочные соусы;
  • алкоголь.

Но в течение поста есть несколько дней, когда допускаются послабление и запрещенные продукты из списка.

Что можно есть в Великий пост

Основные продукты: овощи и фрукты, бобовые, орехи, цитрусовые, сухофрукты. Блюда едят в сыром или отварном виде, на пару или из духовки.

shutterstock.com

Какие продукты можно есть в пост:

  • злаки и каши на воде без сливочного и масла гхи;
  • овощи и фрукты;
  • черный хлеб или хлебцы;
  • бобовые, баклажан и цуккини, орехи и грибы;
  • цветная и брюссельская капуста, брокколи, бок чой, спаржа;
  • все виды зеленых салатов;
  • чечевица, нут, горох, соя, фасоль, бобы — главные источники белка;
  • подсолнечное масло (в разрешенные дни);
  • рыба допускается два раза: на Вербное воскресенье и Благовещение Пресвятой Богородицы. Можно приготовить на пару, потушить или запечь в духовке.
  • мед;
  • хлебобулочные и кондитерские изделия, в составе которых нет молочной продукции и яиц.

Что нельзя есть в Великий пост

Нужно воздержаться от следующей пищи:

  • мясо и мясная продукция: копчености, ветчина, колбасные изделия;
  • яйца и продукты, в составе которых они используются;
  • блюда с насыщенным разнообразным вкусом: сладкие, соленые, копченые;
  • молочная продукция: кефир, молоко, ряженка, йогурт, сливочное масло, сыры, сметана, а также блюда, в составе которых они используются;
  • фастфуд, шоколад, сдоба;
  • алкоголь;
  • рыба (кроме разрешенных дней);
  • подсолнечное масло (кроме разрешенных дней).

shutterstock.com

Питание в Великий пост по дням

  • первая неделя — самая строгая, а в первый день постящиеся голодают и отказываются от любой пищи;
  • по понедельникам, средам, пятницам едят холодную пищу без растительного масла;
  • вторник, четверг — разрешается вареная, тушеная, запеченная пища без масла;
  • в субботу и воскресенье для приготовления пищи разрешено использовать растительное масло, позволительно немного виноградного вина (кроме Страстной недели);
  • в выходные можно готовить горячие блюда с растительным маслом, допускается немного красного вина, кроме Страстной недели.

Когда в пост можно есть рыбу

Во время Великого поста рыба и морепродукты допускаются два раза: 7 апреля на Благовещение и 25 апреля на Вербное воскресенье. В Лазареву субботу можно съесть немного рыбной икры.

shutterstock.com

Что нужно пить в Великий пост

Можно пить чай и кофе, воду, разнообразные кисели, морсы, соки, компоты. При интенсивных тренировках добавляются белковые протеиновые коктейли без молочной сыворотки в составе.

shutterstock.com

Можно ли продолжать тренироваться в Великий пост

В течение Великого поста физические тренировки не запрещаются, но важно подходить индивидуально к каждой ситуации. Вряд ли получится активно наращивать мышечную массу из-за ограничений в белковой пище, особенно если вы не привыкли планировать сбалансированный растительный рацион.

Нужно тренировать по силам, иначе можно столкнуться с дисбалансом, хронической усталостью, неспособностью закончить тренировку или разминку.

В рацион включается большое количество бобовых продуктов и сои. Можно добавить соевого мяса: диетический низкокалорийный продукт, и 20 граммов на 100 граммов.

shutterstock.com

При желании добавляется спортивное питание без содержания молочной сыворотки. Для спортсменов-вегетарианцев доступна большая линейка протеинов: соевый, гороховый и конопляный.

Чтобы не переживать морально и физически во время поста, лучше заранее, в спокойной обстановке продумать и записать ежедневное меню с учетом финансовых возможностей, предпочтений и образа жизни.

Канал про ЗОЖ в телеграме! Подписывайся

Источник

Что произойдет, если вы будете голодать в течение дня?

Автор Трусова Валентина Ивановна На чтение 5 мин. Опубликовано 04.02.2021 16:56
Обновлено 04.02.2021 16:50

Что произойдет, если вы не будете есть целый день? Ответ может показаться относительно простым, но голодание в течение 24 часов имеет сложный волновой эффект в организме. 

Пост является частью многих религиозных традиций, включая еврейские и мусульманские обряды Йом-Кипур и Рамадан. Форма голодания, известная как прерывистое голодание, также приобрела популярность в качестве средства для похудения. Многие исследования изучали пользу и риски отказа от еды в течение дня, включая то, как это влияет на снижение веса.

Что происходит во время голодания?

Голодает человек или нет, тело все равно нуждается в энергии. Его основным источником энергии является сахар, называемый глюкозой, который обычно поступает из углеводов, включая зерно, молочные продукты, фрукты, некоторые овощи, бобы и сладости. Печень и мышцы накапливают глюкозу и выпускают ее в кровоток, когда это необходимо. Однако во время голодания данный процесс меняется. Примерно через 8 часов голодания печень использует последние запасы глюкозы. В этот момент организм входит в состояние, называемое глюконеогенезом, что означает переход организма в режим голодания. Исследования показали, что глюконеогенез увеличивает количество калорий, сжигаемых организмом. При отсутствии углеводов организм создает собственную глюкозу, используя в основном жир. В конце концов, организм исчерпывает и эти источники энергии. В этот момент метаболизм человека замедляется, и организм начинает сжигать мышечную ткань для получения энергии. Хотя это хорошо известный термин в культуре диеты, истинный режим голодания возникает только после нескольких последовательных дней или даже недель без пищи. Таким образом, человек безопасно может обходиться без еды в течение суток, если нет других заболеваний.

Может ли голодание способствовать снижению веса?

Похоже, что голодание может помочь в снижении веса. Однако исследования показывают, что это относится не ко всем видам голодания. Популярные диеты включают 12-часовое или 16-часовое голодание, а также 24-часовое голодание. Некоторые диеты требуют, чтобы люди пили только воду во время голодания, в то время как другие разрешают напитки с нулевой калорийностью. Голодание не обязательно лучше любого другого метода похудения, включая уменьшение ежедневного потребления калорий. 

В исследовании люди с ожирением, которые периодически голодали в течение 12 месяцев, потеряли немного больше веса, чем те, кто сидел на диете традиционным способом, но результаты не были статистически значимыми. Голодание, по-видимому, связано не столько с его физическими эффектами, сколько с тем, как он вписывается в данный образ жизни. Например, исследование показало, что люди, которые голодали, чаще отказывались от усилий по снижению веса, чем те, кто сидел на диете традиционным способом, таким как подсчет калорий. Исследователи пришли к выводу, что голодание труднее поддерживать с течением времени. Еще одна возможная проблема голодания — быстрый набор веса. Некоторые ученые сходятся во мнении, что переедание после периода голодания легко может свести на нет успехи в похудении. Голодание также может давать ложное чувство безопасности, заставляя людей пренебрегать положительными привычками в еде в дни, когда они не голодают.

Другие эффекты голодания

Помимо снижения веса, отказ от еды в течение дня может иметь и другие преимущества для здоровья. Исследования показывают, что периодическое 24-часовое голодание помогает улучшить здоровье сердечно-сосудистой системы. Некоторые данные исследований на животных показывают, что голодание может помочь бороться с определенными видами рака или даже сохранить память.

Питье воды во время голодания

Пить достаточное количество воды необходимо для поддержания повседневного здоровья, независимо от того, ест человек или нет. Врачи рекомендуют выпивать около 2 литров воды каждый день. Если только религиозные обряды не запрещают это, человек может выпивать много воды, чтобы обуздать муки голода. Во время 24-часового голодания некоторые употребляют другие напитки, такие как чай, черный кофе или подслащенные напитки с нулевой калорийностью.

Читайте также:  Можно ли пить полынь горькую

Риски голодания

Хотя голодание, как правило, безопасно, день без еды может быть рискованным для некоторых людей, в том числе это:

  • пациенты с диабетом
  • пациенты с расстройствами пищевого поведения в анамнезе
  • пациенты, употребляющие препараты, которые они должны принимать вместе с пищей
  • дети и подростки
  • беременные женщины или кормящие грудью

Безопасные способы прерывания голодания

Существует несколько способов, чтобы безопасно прервать голодание:

  • Пейте воду: Это особенно важно.
  • Ешьте небольшое количество пищи: употребление большого количества пищи сразу после голодания может привести к напряжению пищеварительной системы.
  • Тщательно пережевывайте пищу: пережевывайте каждый кусочек не менее 30 раз.
  • Ешьте приготовленную пищу: выбирайте продукты, которые легче перевариваются, например, вареные овощи вместо сырых.
  • Избегайте экспериментов: введение в рацион новых продуктов после голодания может затруднить пищеварение и вызвать у человека плохое самочувствие.

 Заключение

День без еды безопасное и может быть полезное средство для похудения. Голодание не помогает похудению больше, чем другие традиционные подходы, и может быть труднее придерживаться его в долгосрочной перспективе. Если человек голодает по состоянию здоровья, важно, чтобы он делал это безопасно и не дольше, чем это необходимо. Длительное голодание лишает организм необходимых питательных веществ и может вызвать множество осложнений.

Научная статья по теме: прерывистое голодание полезно для людей с РС.

Источник

Сколько можно выпить, чтобы не стать алкоголиком

Классификация бытового потребления алкоголя

«Я свою норму знаю». Как часто можно слышать эту фразу во время застолий. Правда, зачастую оказывается, что норма у данного гостя — понятие очень растяжимое. Возможно ли сравнить двух пьющих между собой людей и сказать – вот этот пьет много, а вот этот – в пределах нормы? Оказывается, возможно. В наркологии существует классификация бытового потребления алкоголя в зависимости от количественно-качественных взаимоотношений между человеком и спиртным.

Всего выделяется 5 групп: абстиненты, случайно пьющие, умеренно пьющие, систематически пьющие и привычно пьющие.

Абстиненты

Как можно понять из названия, спиртного не пьют. Также к непьющим медики относят тех людей, кто выпивает бокал шампанского на Новый год, 8 марта и собственный день рождения. Такими цифрами принимаемого алкоголя можно смело пренебречь.

Почему они не пьют?

Причин «сухого» поведения много, но условно их можно сгруппировать по трем направлениям: биологические, медицинские и поведенческие.

Биологические причины

Это непереносимость алкоголя на уровне организма. Например, так называемая инверсия опьянения, когда после принятия «на грудь» настроение не улучшается, а наоборот, снижается резко, вплоть до депрессии. Или когда алкоголь не переваривается организмом в самом прямом смысле – как пищевое вещество, и любой контакт со спиртным дает развернутую картину отравления.

По состоянию здоровья

Человек может не пить по состоянию здоровья («хочет, но не может»). Это может быть тяжелое соматическое заболевание, или состояния после черепно-мозговой травмы, или невротические расстройства у мнительных людей.

Социально-психологические причины

Человек также может выбрать трезвый образ жизни совершенно сознательно («может, но не хочет»). Часто такой вариант встречается у детей, выросших в семьях с отцом-алкоголиком (конечно, при негативном отношении к такому отцу). Значительную роль может сыграть и строгое воспитание, в том числе религиозное.

Могут ли они начать выпивать?

Впрочем, если обстоятельства будут заставлять, то абстиненты могут и выпивать. Особенно, если так принято в данной социальной подгруппе, чтобы не оказаться «белой вороной». Пьянеют они обычно плохо, сохраняя контроль над собой в любой ситуации. В конце концов, абстиненты находят какую-либо вескую причину, чтобы отказаться от выпивки, не выпадая при этом из коллектива, чаще всего ссылаются на мифическую или реально существующую болезнь.

Случайно пьющие

Так называют людей, которые выпивают максимум до 250 мл водки несколько раз в год, но не чаще одного раза в месяц. В целом эта группа приобщается к спиртному достаточно поздно, да и особой потребности в алкоголе не испытывают, не считают его «вкусным». В состоянии опьянения они обычно не испытывают приятных ощущений, поэтому не стремятся увеличивать дозу или выпивать почаще. Обычно такие люди выпивают «потому, что так принято», и ограничиваются соблюдением ритуала. Обычно на следующее утро после застолья случайно пьющие чувствуют себя очень плохо – как в психологическом, так и в физиологическом смыслах. Все это приводит к тому, что к 35-40 годам они пополняют когорту абстинентов, становясь при этом ярыми противниками пьянства окружающих, испытывая отвращение к виду опьяневших и к запаху перегара.

Умеренно пьющие

Это самая спорная группа. Как мы уже писали, различия в определении умеренности, а также в полезности умеренного пития в медицинском мире до сих пор являются предметом дискуссий. По российским канонам к умеренно пьющим причисляют людей, употребляющих 100-150 мл водки (но не более 400 мл) 1-4 раза в месяц.

Самое главное отличие – эта группа испытывает удовольствие от спиртного, опьянение у них сопровождается подъемом настроения, причем до поросячьего визга такие люди не напиваются. Спонтанного желания выпить обычно не возникает, но если появляется повод – будьте уверены, именно умеренно пьющие окажутся инициатором застолья. Причем чаще всего, всё это реализуется в неформальной группе – ближайшие однокурсники, сослуживцы, просто компания друзей, и связано с целой вереницей ритуалов и традиций.

Почему им не страшен алкоголизм?

Алкоголь практически никогда не становится главной ценностью в жизни умеренно пьющих, не меняется структура потребностей и мотивов личности. Хотя алкогольная потребность при постоянном повторении эпизодов (например, традиционные пятничные посиделки в пивной) может и возникать.

Систематически пьющие

А вот для систематически пьющих алкоголь играет в жизни уже достаточно ощутимую роль. К этой группе относятся люди, употребляющие 200-300 мл водки (но не более 500 мл) 1-2 раза в неделю. Медики называют это «алкогольной акцентуацией характера». И действительно, знакомство со спиртным происходит в более раннем возрасте, существует стремление «нажраться» как можно быстрее. Опьянение при таком отношении к алкоголю бывает очень выраженным, с полной потерей контроля над собой и асоциальными действиями.

Почему они в зоне риска?

Вся система жизненных ценностей изначально алкогольцентрична, употребление спиртного начинается лет в 15-16, и достаточно быстро формируется потребность в алкоголе. Такие люди очень часто выступают инициаторами выпивки, отыскивая для этого любой мало-мальски удобный повод (вплоть до Дня взятия Бастилии). Систематически пьющие выпивают много и с удовольствием, испытывая на следующее утро дискомфорт только в том случае, если очень сильно перебрали.

В итоге, у таких людей алкоголь очень быстро становится главным интересом в жизни, и они переходят в следующую категорию.

Привычно пьющие

Употребляют 500 мл водки и больше несколько раз в неделю. У таких людей быстро формируется алкогольная потребность и возникает симптом желательности алкоголизации, не зря привычное пьянство медики называют предалкоголизмом. Желание выпить возникает всякий раз, когда для этого появляется возможность. Подавление этого желания дается с огромным трудом и сопровождается снижением настроения и ухудшением самочувствия. Возрастает толерантность к алкоголю – с каждым разом для достижения нужной кондиции требуются все большие дозы.

Симптомы алкоголизма

Появляются неврологические и психические нарушения – расстраивается сон, снижается самокритика (при этом преувеличивается роль пьянства окружающих), происходит постепенное перерождение личности. Алкоголь становится основным и единственным источником наслаждений в жизни, резко сужается круг интересов, семья и работа отходят на второй, а то и десятый план.

Как только желательность алкоголизации превращается в навязчивое влечение, как только утрачивается количественный контроль выпитого (та самая пресловутая «норма»), как только человек теряет способность отказаться от выпивки – можно говорить о формировании алкогольной зависимости и, следовательно, об алкоголизме.

Как не стать алкоголиком

Можно ли предотвратить перерождение бытового пьянства в болезнь? Можно. Но для этого требуется масса усилий – как самого человека, так и его близких и друзей. Чем дальше зашел процесс, тем сложнее вытащить из алкогольного омута, зачастую требуется помощь квалифицированного специалиста-психотерапевта. Но до тех пор, пока не сформировалась физическая зависимость от алкоголя, существует возможность вернуть человека к нормальной жизни практически без потерь для его здоровья. При условии, конечно, что в новой жизни нормой станет отсутствие алкоголя.

Можно ли как-то, хотя бы приблизительно, оценить степень серьезности своих отношений со спиртным? Можно. Для этого существуют специальные тесты-опросники. Есть они и в онлайн-вариантах.

Читайте также:  Окситоцин в ампулах можно пить

Источник

Толкование Евангелия на каждый день года.Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне

Ин., 12-е зач., 4: 5–42

Приходит Иисус в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.

Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать. Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.

Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.

В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однакож ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею? Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос? Они вышли из города и пошли к Нему.

Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь. Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть? Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.

И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.

В сегодняшнем Евангелии мы слышим, как Спаситель пришел к колодцу Иакова, чтобы встретить там женщину-самарянку. Он долго шел к этой женщине, к одному человеку, совершая Свой путь под палящим солнцем. Был шестой час, то есть полдень по тогдашнему исчислению – самый пик жары – и Он изнемогал от усталости и хотел пить.

Почему, спрашивают святые отцы, Он шел не ночью, когда прохладнее и гораздо легче идти? Потому, что всю ночь, как мы знаем, Он посвящал молитве, а день, не теряя ни часа, – служению людям. И мы видим, что это наш Господь – Бог, ставший человеком. Тот, Кто плачет, видя умершего. Тот, Кто на Кресте будет страдать. А теперь Он изнемогает от жажды. Почему же Он, будучи Богом, не может преодолеть Своею Божественною силою эту жажду? Конечно, все в Его власти. Но тогда Он не был бы подлинным человеком. И победа, которую Он одержит, не была бы той победой, к которой мы можем быть причастны.

Разве не насытил Он пятью хлебами пять тысяч человек? Разве не Он шел по воде? Что Ему стоит одним словом, одною мыслью повелеть, чтобы из скалы или из песка забил источник и утолил Его жажду? Но именно здесь открывается нам самое главное. Никогда, ни разу в Своей жизни не совершил Он ни одного чуда ради Себя: ради того, чтобы накормить Себя, утолить Свою жажду, облегчить Свою боль.

С самого начала, с Рождества, Он приобщается всей нашей немощи. Младенцем Он бежит от меча Иродова как простой человек. И это Он тоже делает ради нас, а не ради Себя, потому что не пришел еще час Его. Но когда придет Ему время сразиться со смертью, Он выйдет навстречу ей для того, чтобы спасти всех и для того, чтобы смерть каждого из нас обернулась вечной жизнью.

Все в Нем исполнено бесконечной Божественной любви ко всему человеческому роду и к каждому отдельному человеку. Все взвешено на каждый час и на всяком месте. Все содержит Господь и весь мир несет как Крест, на котором Он скажет Свои святые слова: Жажду.

И вот к колодцу, у которого сидит Христос, приходит Самарянка – простая женщина, у которой нет слуги для того, чтобы принести воды. И мы видим, как Божественный Промысел достигает великих целей через события, как будто ничего незначащие. Ученики Спасителя ушли в город, чтобы купить еду, а Христос не пошел с ними. Не потому что Он гнушался есть в самарянском городе, но потому что Ему предстояло совершить важное дело.

Мы знаем, что Он часто проповедовал множеству народа, а здесь Он бережно склоняется к одной душе – одной женщине, простой бедной чужестранке, чтобы научить Своих апостолов, Свою Церковь делать точно так же, чтобы знали, что радость для Господа – спасти одну только душу от смерти.

Господь начинает беседу с просьбы дать Ему пить. Дай Мне пить, – говорит Он женщине. Он, Который содержит в руках Своих источники всех вод, Творец мира, обнищал до конца и просит у Своего творения. Он просит у этой женщины, потому что хочет вступить с нею в подлинное общение. Он и поныне просит у нас через всех алчущих и жаждущих, и говорит: Кто во имя Его подаст только одну чашу холодной воды, тот не потеряет награды своей (Мф. 10: 42).

Женщина поражена, потому что между иудеями и самарянами – смертельная религиозная вражда, и они не общаются друг с другом. Ибо гордостью иудеев было претерпеть любые лишения, только бы не принять ничего от самарян. А Христос пользуется случаем повести душу этой женщины на большую глубину. Он как будто бы не замечает ее слов о вражде иудеев и самарян. Бывают такие расхождения между людьми, к которым нельзя относиться как к чему-то второстепенному, но иногда эти расхождения лучше врачуются, когда мы намеренно избегаем повода вступать в споры относительно этих расхождений. И точно так же дальше мы увидим, Господь в беседе с самарянкой обойдет вопрос относительно того, где лучшее место для поклонения Богу, ибо приходит время, когда вы будете поклоняться Отцу не на горе сей, не в Иерусалиме, – говорит Он.

Господь, беседуя с женщиной, подводит ее к мысли, что она нуждается в Спасителе. Она действительно начинает понимать, что теперь она может обрести через Господа то, что явится для нее самым драгоценным в жизни. Если бы ты знала дар Божий, – говорит Христос, – «и Кто Тот, Который просит у тебя пить». Она до этого думала, что перед ней просто иудей, просто бедный измученный странник, а перед нею – дар Божий, предельное явление любви Божией к человеку – Сам Бог.

Читайте также:  Можно ли пить напитки беременным

Как может этот Божий дар предлагаться людям? Бог просит у человека: дай Мне пить. И Господь говорит этой женщине, что бы сделала она, если бы знала Его: Ты бы просила. Кто нуждается в каком-либо даре, пусть просит у Него.

И далее Господь открывает нам всю тайну молитвы, всю тайну общения нашего с Богом. Те, кто однажды узнал Христа, будут всегда искать Его. И уже ничто другое на свете никогда не будет им сладким, никогда не сможет утолить их жажду. Он даст воду живую, и эта вода живая – Дух Святой, который нельзя сравнить с водою на дне колодца, даже святого колодца, но которую Он сравнивает с живою (то есть текущею) водою. Благодать Духа Святого подобна этой воде.

Христос может дать, и Он хочет дать эту воду живую всем, просящим у Него. И женщина самарянка с изумлением и недоверием глядит на Господа. Тебе и почерпнуть нечем, а колодец глубок, – говорит она Ему. Откуда же у Тебя вода живая? И к тому же неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодец?

Подобно Никодиму, тайно ночью пришедшему ко Христу беседовать с Ним о Царствии Божием и не понимающему, как это человек должен снова родиться, так и эта женщина все слова Христовы понимает буквально. И Господь поддерживает ее, укрепляет ее, ведет ее дальше, показывает, что вода из колодца Иакова давала только временное утоление жажды, и телесной, и духовной. А кто будет пить воду, которую Он даст, не будет иметь жажды вовек.

Человеку не нужно обращаться к кому бы то ни было за утешением в скорбях. Верующий во Христа будет иметь в самом себе источник воды живой вечно текущий. И эта вода всегда в движении, потому что благодать Духа Святого дает новизну жизни, непрерывную, постоянно чудесную. Все, что в этом мире – все уже старо, каким бы оно новым ни казалось. А то, что Господь дает – это абсолютно новое, и оно делается беспрерывно новым, оно находится в беспрерывном движении жизни.

Господь одновременно предупреждает, что если великие истины, которые нам открывает Он, становятся в душах наших, как стоячая вода, это значит, что мы не живем этими истинами, что мы не приняли еще их, как нужно нам принять. Господи, – говорит Ему женщина, и веря, и не веря, – дай мне воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать. Может быть, в ней уже рождается смутное прозрение, что здесь происходит что-то необыкновенное, самое главное.

Внезапно Господь соединяет разговор о живой воде с ее личной жизнью, с глубинами ее совести. И вот это то, о чем каждый из нас должен хорошенько задуматься, увидеть эту неразрывную связь самых глубочайших тайн жизни с нашей судьбой. Пойди, – говорит Господь, – позови мужа твоего и приди сюда. Позови твоего мужа, чтобы он помог тебе все понять. Позови его, чтобы он мог научиться вместе с тобой, и вам обоим стать наследниками благодатной жизни. Может быть, он сказал ей больше, чем то, что записано в Евангелии, потому что там написано, что Он сказал ей все, что она сделала в жизни. Как будто дал описание всего ее прошлого.

«Пять мужей у тебя было, и тот, кто теперь у тебя – не муж тебе», то есть, она жила в блуде, в прелюбодеянии. Но как бережно и в то же время твердо обращается с ее душою Господь! Как искусно Его обличение, как оно исполнено любви к этой душе! Тот, которого ты ныне имеешь, не муж тебе, – с печалью, со скорбью говорит Господь и оставляет ее совести досказать остальное. Но даже и в этом Он предлагает объяснение ее слов, лучшее, чем она сама была способна сразу понести. Ты правду сказала, что у тебя нет мужа. И снова говорит: ты справедливо сказала. То, что она сказала вначале, было просто отрицанием факта – у нее нет мужа, а Господь помогает превратить это в исповедание ее грехов. И так Господь обращается с каждой душою человеческой. Так постепенно приводит Он к истинному глубочайшему покаянию, без которого мы не можем вкусить той воды, которую Он предлагает нам.

Пусть каждый из нас поймет, о чем здесь идет речь. Эти слова сказаны не просто женщине-блуднице, а каждой душе человеческой. Потому что у каждой человеческой души было «пять мужей», говорят святые отцы, то есть пять чувств, которые даны человеку и с которыми он живет в этом мире. И человеку кажется, что можно так жить – с этими пятью чувствами, которые определяют его естественную жизнь. Но, будучи не в состоянии обеспечить жизнь собственными силами, человек отступает от этих союзов с естественной жизнью и обретает «мужа беззаконного» – грех.

Господь хочет сказать, что естественная жизнь – даже по добру и по правде – рано или поздно неизбежно становится нижеестественной, греховной, там, где нет благодати. Пока человек не обретет благодать – новую жизнь, ради которой Христос идет на Крест, – самые лучшие, самые чистые, самые благородные из людей, тем более все человечество, как мы наблюдаем, идет именно по этой стезе. От пяти своих естественных чувств, от своих естественных даров оно ниспадает в нижеестественное состояние, так что грех становится нормой жизни для всех. Только благодать Божия, только эта живая вода, о которой говорит Христос, может спасти человека.

И только после этого Господь говорит об истинном почитании Бога. Наступает время и наступило уже, когда не будет иметь значения, на каком месте совершается поклонение Богу, потому что существенно поклонение в духе и в истине. Все зависит от состояния нашего духа, в котором мы поклоняемся Господу.

Мы должны поклоняться Богу в духе, уповая, что Бог Дух Святой укрепит нас и поможет нам достигнуть истинной жизни. Мы должны поклоняться Ему верностью истине и пламенностью любви. Мы должны поклоняться Ему в истине и в правде со всею искренностью, дорожа содержанием бесконечно более, чем формой. Не почерпалом только, через которое дается нам драгоценная вода, но водою самою больше, потому что если мы не вкушаем этой живой воды, то, каким бы ни было золотым все остальное, нет нам в этом никакой пользы. Только таких поклонников ищет Отец. Потому что путь к истинному духовному поклонению узок, но он необходим. И Господь настаивает на этом, и Он говорит, что другого пути не существует.

Чем больше мы ощущаем скорое пришествие Христово, тем больше Церковь взывает: «Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром!» Тем очевиднее становится, что человек духовно жаждущий, никак не может продолжать свою греховную жизнь. Посмотрите на поля, говорит нам сегодня Христос, как они побелели для жатвы! Но как топчут и жгут наши поля! Жатвы много, а делателей мало, скорбит Господь. Неужели то, что Господь смертью и Воскресением Своим посеял, мы не сумеем пожать? Неужели кровь новых бесчисленных мучеников Российских, семя Церкви, окажется напрасной? Разве не научились мы ничему из опыта прошлых лет? Разве не упустили совсем недавно, когда народ наш на переломе истории был так восприимчив к Богу, Христову жатву? Как случилось, что враг нас оттеснил и занял все рубежи, и вместо воды живой напоили наш народ, каждый день продолжают поить вином блуда?

Пусть осознание нашего бессилия что-либо изменить станет глубоким покаянием и обращением ко Господу с решимостью никогда не отступать от Него, и тогда сила Христова Воскресения откроет нам путь. С Ним, только с Ним сможем мы одолеть тех, которые столь долго одолевали нас. Скорбное время настало, но сеющие в слезах радостию пожнут (Пс. 125: 5).

То, что Господь ищет поклоняющихся Ему в духе и истине, означает, что Он Сам создает таких поклонников. И женщина становится такой поклонницей. Многие самаряне уверовали во Христа прежде, чем они увидели Его, по слову этой женщины. Она не сотворила никакого чуда, она не обладала даром слова, она была простая женщина. В тяжких грехах всю жизнь она пребывала, но какую жатву приносит ее слово, потому что она по-настоящему встретилась со Христом!

То, что женщина не могла удержать для одной себя этот дар Господень, то, что она поспешила принести его к другим, чтобы поделиться радостью о обретенной истине, показывает, что Господь неслучайно избрал ее. Поистине, она подобна евангельской женщине из притчи о тайне Царства Небесного, нашедшей потерянную драхму, созвавшей соседей и пригласившей их возрадоваться вместе с ней. И самаряне умоляют Господа, чтобы Он пребыл с ними. И Господь пребывает с ними в течение двух дней. И сказано в Евангелии: многие еще уверовали в Него по слову Его.

Мы помним, как жители страны Гадаринской умоляли Христа отойти от их пределов после т?