Пить можно всем знать надо только когда и с кем за что и сколько
Читать
*
Порой не знает даже бог Того, что слышал винный рог.
*
Здесь не вода, не молоко, не чай – Тех, кто не хочет, пить не заставляй.
*
Как хочешь пей – помалу иль помногу, Но так, чтоб к дому не забыть дорогу.
*
Тот пьет вино, кому запрещено, И тот, кто запрещает пить вино.
*
Мудрец порой глупеет, ваш пьет. Бывает, впрочем, и наоборот.
*
Ты льешь вино и пьешь, Как царь и повелитель, Постой, еще поймешь, Что ты его служитель.
*
Хвалю уменье пить вино. Для жизни, может быть, Ценней уменье лишь одно – Совсем вина не пить.
*
Пить можно всем, Необходимо только Знать: где и с кем, За что, когда и сколько?
*
За чье ни пил бы ты здоровье, Свое щадил бы ты здоровье!
НАДПИСИ НА ОЧАГАХ И КАМИНАХ
*
Куда бы ни был брошен ты судьбой, Его тепло ты унесешь с собой.
*
Беда тебе, кунак, Чье сердце не стучит. Беда тебе, очаг, Где пламя не горит.
*
И если мой огонь погас, Жалейте не меня, А тех, сидевших столько раз У моего огня.
*
Когда ногам тепло, И на душе светло.
*
Недаром начинаются С детства, с очага Сказки, что кончаются Гибелью врага.
*
Вернешься в свой аул – подарком от судьбы Покажется тебе дым из моей трубы.
*
Былые песни вспомнишь тут, У этого огня, И новые к тебе придут У этого огня.
*
Тепло родного очага теплей, Чем просто жар горящих в нем углей.
*
Вам так нигде не будет, кроме Как здесь, у очага в отцовском доме.
НАДПИСИ НА СВЕТИЛЬНИКАХ
*
Светильник сходен с сердцам: в самом деле Их надо засветить, чтобы горели.
*
Пусть мой не ярок свет, Невелика в нем сила, Но если солнца нет, И я – светило.
*
Во тьме он светит тьмущей, С него пример бери: Всем, за тобой идущим, Дорогу озари.
*
Иголку потерял, светильник засвети – Найдешь, быть может. Ты друга потерял, его трудней найти – Свет не поможет.
*
Дом, где светильник Ночь не засветила, Жилье слепого Или же могила.
*
Не видно ничего, Все сплошь покрыто тьмой. Иди на свет его – И ты придешь домой.
НАДПИСИ НА ПРИДОРОЖНЫХ КАМНЯХ
*
Дорога путников своих Так привечает: С усмешкой хитрой молодых Она встречает, С печалью стариков седых Вдаль провожает.
*
Гляди вперед, вперед стремись. И все ж когда-нибудь Остановись и оглянись На свой пройденный путь.
*
У всех дорог – а в жизни их немало – Один конец, хоть разные начала.
*
С собою, чтобы сократить пути, Товарища и песню захвати.
*
С любой дороги повернешь обратно, И лишь дорога жизни безвозвратна.
*
Нет, ничего не скрыто от дорог – Здесь смех звенел и слезы жгли песок.
*
Движение – вот способ, что на деле Людей порою приближает к цели.
*
Дороги нам спешат в любви помочь: Приводят к милым и уводят прочь!
НАДПИСИ НА КУБАЧИНСКИХ ЗОЛОТЫХ ИЗДЕЛИЯХ
*
Подарок наш на счастье молодым, Но это не калым и не приданое. Жених, любовью заплати калым, Любовь избранницы возьми в приданое!
*
Не рвись владеть ларцами золотыми И саблями чеканно-белыми! Мечтай владеть руками золотыми, Которые все это сделали!
*
Сколько весит, сколько стоит? – Неразумный интерес. Мерить красоту не стоит Ни на деньги, ни на вес.
*
Тайну кубачинского искусства Не ищите в нитках серебра. Носят тайну этого искусства В сердце кубачинцы-мастера.
*
Кто думает: работа наша мед, Пусть в Кубачи хоть на денек продет!
*
Не видевшие лета в крае гор, Внимательней вглядитесь в мой узор.
*
Узнают по голосу певца, По узору – златокузнеца.
НАДПИСИ НА СТОЛБАХ В САКЛЯХ
*
На этом столбе и для бурки твоей Место найдется. Он держит весь дом, и от бурки твоей Не прогнется.
*
Как ты, с трудом Он держит на плечах Весь этот дом: И крышу, и очаг.
*
Когда-то украшал он горы И тень бросал, к себе маня. Тебе нужна была опора, Он подал знак: «Руби меня!»
*
На теле моем нету ветвей, Есть гвозди. Туши на них повесьте скорей, Как грозди.
НАДПИСИ НА БАЛХАРСКИХ КУВШИНАХ
*
Самые прекрасные кувшины Делаются из обычной глины. Так же, как прекрасный стих Создают из слов простых.
*
Кувшину, брат, не подражай в одном: Не наполняйся до краев вином!
Источник
И яд, и мёд!: Разное
Уменье пить не всем дано,
Уменье пить, искусство.
Тот не умён, кто пьёт вино,
Без мысли и без чувства.
Оно несёт и яд, и мед,
И рабство и свободу.
Цены вину не знает тот,
Кто пьёт его как воду!
Омар Хайям.
Пить можно всем,
Необходимо только
Знать, где и с кем,
Когда и сколько.
Пить можно! И, даже, нужно!
Главное при этом не забыть мудрое предостережение врачевателя Парацельса: «Лишь мера определяет, быть веществу вредным или полезным».
Женщинам, как утверждают медики, один, а мужчинам два стакана красного вина в день. И в этом нет ни йоты дискриминации. Просто мы разные. И восприятие алкоголя отражается на женском и мужском организме по-разному.
И вообще, где она, мера?
У каждого своя, индивидуальная. Зависит она от многих причин.
Самая первая причина кроется в переносимости организмом алкоголя, а она, прежде всего, передаётся по наследству. И зачастую повышенная толерантность выпивке является предпосылкой к алкоголизму.
Вторая причина, определяющая меру каждого, зависит от пола. Женщине, как правило, надо вдвое меньшая доза.
Третья, это вес или масса тела. С этой точки зрения свою дозу можно рассчитать математически. А именно, 0,8г чистого алкоголя на килограмм веса.
Есть ещё одна, математически точная мера, определённая и установленная Всемирной Организацией Здравоохранения. И определяют её в единицах алкоголя.
1 единица алкоголя равна 10 мл чистого алкоголя.
Употребление более трёх единиц, в день, по нормам ВОЗ, вредно для взрослого организма.
Итак, давайте считать.
Банка пива 330мл. При крепости в 4-5% даёт 1,5 единицы алкоголя. Значит, дневная норма, по этим стандартам, не более двух банок.
Небольшой бокал вина примерно 150 мл, крепостью 10-12%, так же 1,5 единицы. И того не более трёхсот грамм вина в день.
Водка. В водочной стопке в 40 мл и крепостью 40%, всё те же 1,5 единицы. Значит безопасная доза, не более двух стопок в день. Чуть меньше 100 мл
Это то, что касается более или менее точных параметров личной нормы. Однако большое значение в переносимости выпитого играет конкретная ситуация. На сытый желудок, или при хорошей, обильной закуске, состояние опьянения наступает позже. После большего количества выпитого. Это можно объяснить тем, что выпивка, как бы растворяется в пище. И поступает в организм постепенно. Кстати, чем больше период времени, за который выпита та или иная порция вина, водки или пива, тем меньший вред организму она приносит.
Выпивка на холоде, так же пьянит меньше, так как часть алкоголя уходит на обогрев.
При сидячей работе, недомогании, усталости переносимость спиртного хуже. А вот при сильной психологической встряске она повышается. Как и при активной физической нагрузке.
Поэтому «рассчитывая» свою, личную норму выпивки, необходимо всё это учитывать. Однако мы чаще всего, делаем это по-другому. Лишь только начинает «развозить», после выпитого, решаем, хватит или нет. Но это в корне не верно. Алкоголь не сразу поступает в кровь и, зачастую, в этой стадии уже поздно.
Говорить о вреде, который приносит алкоголь, я думаю, не стоит. Это у многих на глазах, об этом пишут газеты, журналы и многочисленные антиалкогольные издания. Об этом снято множество фильмов, как художественных, так и документальных.
А вот публикации о пользе вина надо специально выискивать. Говорят об этом только вскользь, и в специальных изданиях. Это всё равно, если бы при назначении лекарства, врачи, в основном, делали бы упор на побочные явления, а не на лечебный эффект. А что такое опьянение, как не побочное действие алкоголя на организм.
Да возьмите тот же самый аспирин, который так в моде. Принимайте его не по таблетке, две, а десятками и более. Будет он него польза? Как тут ещё раз не вспомнить Парацельса: «Только доза определяет вред или пользу».
Между тем, вино не только не вредно, но и весьма полезно. Во время и в нужных дозах употреблённое оно становится и целебным.
Улучшает обмен веществ, солевой баланс, углеводистый и минеральный обменные процессы в организме.
Богато вино и витаминами, кислотами, эфирными маслами, сложными эфирами. По естественной радиоактивности близко к лечебным минеральным водам.
Обнаружены вещества, являющиеся естественными ловушками для шлаков, образующихся в процессе жизнедеятельности.
Употреблённое во время и в меру оно укрепляет кровеносные сосуды и противодействует развитию сердечно сосудистых заболеваний. В то время как перебор, наоборот ведёт к ним.
Вино уменьшает количество холестерина в крови, замедляет процесс старения тканей.
Недаром наибольший процент долгожителей наблюдается в странах развитого виноградарства виноделия. А в медицинском мире существует понятие средиземноморского эффекта. Заключается он в том, что в Италии, Франции и Испании, с их богатой холестерином кухней, казалось бы, должно быть большое количество сердечно сосудистых заболеваний. Однако наблюдается обратный эффект. Оно ниже, чем следовало ожидать. Объяснение простое. В этих странах сухое красное вино ежедневный напиток.
Вино — антимикробное! Многие, если не все микроорганизм гибнут в вине. Даже такие вредоносные как тиф и холера. А самым большим антибактериальным действием отличается сухое белое, разбавленное вино, смешанное с желудочным соком. За неимением под рукой, каких либо дезинфицирующих средств им можно с успехом пользоваться для обеззараживания ран.
Вино обладает тонизирующим, антистрессовым и антиаллергическим воздействием.
Полезно его употреблять при смене часовых поясов. То есть при дальних путешествиях.
Все вышеперечисленные, благородные качества вина, далеко не исчерпывают весь список. О них можно было бы говорить и говорить. Во всяком случае, не меньше, а даже больше, чем о побочном действии алкоголя.
Что же делать?
Ведь пьянство, разъедает не только отдельного человека, но и государство, общество. И, тем не менее, именно государство этому способствует. Слишком выгодно, с экономической точки зрения, его производство и поддержания высокой цены. А пропаганда и обучение искусству его употребления, только снизят экономический эффект от его продажи. Ни кто не хочет или не может подсчитать выгоды, которую получит общество при условии правильного его употребления.
Абигайл 06.03.2011.
Источник
èòü ìîæíî âñåì
Ïèòü ìîæíî âñåì
Çàìå÷àòåëüíîìó ïîýòó Äàãåñòàíà è Ðîññèè Ðàñóëó Ãàìçàòîâó èñïîëíÿåòñÿ 80 ëåò
Î Ðàñóëå Ãàìçàòîâå íàïèñàíî äîñòàòî÷íî ìíîãî êíèã è ñòàòåé, â êîòîðûõ
ðàññêàçûâàåòñÿ è äîêàçûâàåòñÿ, ÷òî âåëèêèé õóäîæíèê ñëîâà óæå íå òîëüêî
ÕÕ, íî è ÕÕI ñòîëåòèÿ ïðèíàäëåæèò íå òîëüêî Äàãåñòàíó, Êàâêàçó, Ðîññèè, íî
è âñåìó ìèðó. Ãàìçàòîâ ñòàë ïðèíàäëåæíîñòüþ íå òîëüêî øêîëüíûõ
õðåñòîìàòèé, íî è íàøåãî áûòà è íàøåãî áûòèÿ. Åãî çàìå÷àòåëüíûå «Æóðàâëè»
ñòàëè ïåñíåé íå îäíîãî ïîêîëåíèÿ ñîâåòñêèõ è ðîññèéñêèõ ëþäåé. Â ìèíóòû
îòäûõà â çàñòîëüå íå ðàç âñïîìèíàþòñÿ åãî èñêðîìåòíûå ýïèãðàììû, íàïðèìåð
òàêàÿ — ïîèñòèíå ñîïåðíè÷àþùàÿ ñ ìóäðîñòüþ ñàìîãî Îìàðà Õàéÿìà:
Ïèòü ìîæíî âñåì.
Íåîáõîäèìî òîëüêî
Çíàòü — ãäå è ñ êåì,
Çà÷åì, êîãäà è ñêîëüêî.
ß íå ëèòåðàòóðîâåä, ÷òîáû ðàçìûøëÿòü î òâîð÷åñòâå Ãàìçàòîâà. Ìíå
äîâîäèëîñü âñòðå÷àòüñÿ ñ Ðàñóëîì è áûòü î÷åâèäöåì ðîæäåíèÿ åãî
çàìå÷àòåëüíûõ, îñòðîóìíûõ âûñêàçûâàíèé, ñðàçó ñòàíîâèâøèõñÿ ëåòó÷èìè è
âõîäèâøèõ â êîïèëêó íàðîäíîãî þìîðà. Áîëåå 37 ëåò ÿ çíàêîì ñ ýòèì
çàìå÷àòåëüíûì ïîýòîì è ÷åëîâåêîì. Ìíîãèå ãîäû ëåòîì â ïîðó îòäûõà ìû
îòäûõàëè íà áåðåãó ìîðÿ ïî ñîñåäñòâó ñ äîìîì Ðàñóëà, â êîòîðîì îí ïðîâîäèë
ëåòî è, êîíå÷íî, ðàáîòàë. Êàçàëîñü, íåáîëüøîé äîìèê Ðàñóëà íå
ñîîòâåòñòâóåò ìàñøòàáàì åãî ïëàíåòàðíîãî ìûøëåíèÿ è òåñåí äëÿ åãî
ãëîáàëüíîãî òâîð÷åñêîãî âäîõíîâåíèÿ. Íî èìåííî â ýòîì äîìèêå ñîçäàâàëèñü
èçóìèòåëüíûå ñòðîêè, ñâîåé ïðîçðà÷íîñòüþ ìûñëè è îòòî÷åííîñòüþ ôîðìû
ñîïåðíè÷àþùèå ñ àëìàçîì. Âåñåëûé è îáùèòåëüíûé Ðàñóë íà ëþáûõ çàñòîëüÿõ è
âñòðå÷àõ — öåíòð âíèìàíèÿ îêðóæàþùèõ, äóøà ëþáîé êîìïàíèè. Ðàäèóñ äåéñòâèÿ
åãî îáàÿíèÿ îáøèðåí, ìàãè÷åñêàÿ ñèëà òàëàíòà, óìà, îñòðîóìèÿ èìååò âëàñòü
íàä âñåìè îêðóæàþùèìè.
Áûâàëî, Ðàñóë áðîñàë ðåïëèêè è â ìîé àäðåñ: ìîë, Àáäóëáàñèðîâ —
åäèíñòâåííûé, êòî íå õîäèò êî ìíå â ãîñòè è íå ïðèãëàøàåò ìåíÿ ê ñåáå. ×òî
âåðíî, òî âåðíî: íî ïðè÷èíîé òîìó áûëà îòíþäü íå êàêàÿ-òî ìîÿ ñêàðåäíîñòü
èëè çàìêíóòîñòü. Ïðîñòî ïîñëå çàñòîëüÿ ó Ðàñóëà ïîäíèìàëîñü àðòåðèàëüíîå
äàâëåíèå, âîçíèêàëè ïðîáëåìû ñî çäîðîâüåì, âåäü îí îòäàâàë ñåáÿ èñêóññòâî
çàñòîëüÿ ñ òîé æå ñòðàñòíîñòüþ è æàðîì, ÷òî è òâîð÷åñòâó. Ïîýòîìó åãî
áåñïîêîéíàÿ è çàáîòëèâàÿ Ïàòèìàò, êîòîðàÿ ÿâëÿåòñÿ ïîèñòèíå åãî
àíãåëîì-õðàíèòåëåì, ñòàðàëàñü ñòàòü íà ïóòè øóìíûõ äðóæåñêèõ êîìïàíèé è
çàñòîëèé, ñïðàâåäëèâî âèäÿ â íèõ ïðè÷èíó ëèøíèõ ïåðåãðóçîê ñâîåãî ìóæà.
Íî, ïðàâî, êîìïàíèè áåç Ðàñóëà — íå êîìïàíèè. Òîëüêî îí óìåë ñïëîòèòü
ëþäåé è áûòü èíòåðåñíûì ñîáåñåäíèêîì, íàõîäèòü íà âñå ñëó÷àè æèçíè
èðîíè÷åñêèå ðåöåïòû, ïîäáðàñûâàòü â êîñòåð òëåþùåãî ðàçãîâîðà îñòðûå
ðåïëèêè è çàæèãàòåëüíûå âûðàæåíèÿ, â íåñêîëüêèõ ñëîâàõ ñîçäàòü äðóæåñêèå
øàðæè…
Åãî øóòêè, êàçàëîñü áû, âñåì ñìûñëîì ñâîèì íàõîäèëèñü íà ïîâåðõíîñòè,
íî ïðè âíèìàòåëüíîì ðàññìîòðåíèè ñêâîçü ìíîãîñëîéíîñòü ìûñëè â íèõ ìîæíî
áûëî óâèäåòü íåîáû÷àéíóþ ãëóáèíó ìûñëè, êîòîðàÿ âëåêëà íå îäíî ïðî÷òåíèå.
«Ðåáÿòà, — ãîâîðèë îí èíîãäà íàì, íà÷àëüíèêàì, ïðèåõàâøèì èç öåíòðà, — ó
âàñ åñòü îãðîìíûå âîçìîæíîñòè áûòü ïëîõèìè, íî êàê âàì óäàëîñü îñòàòüñÿ
õîðîøèìè?!» Èëè åùå:»Äðóçüÿ, èìåéòå â ââèäó. Ðàñóë Ãàìçàòîâ íà äîðîãå íå
âàëÿåòñÿ!» Øóòêè Ðàñóëà ïåðåâîäèìû íà ëþáîé ÿçûê: êàê è åãî ïîýçèÿ. Åãî
ñëîâî ñòèðàåò ÿçûêîâûå áàðüåðû è îáúåäèíÿåò ëþäåé. Áëàãîäàðÿ ðóññêîìó
ÿçûêó. Ãàìçàòîâà óçíàëè âî âñåì ìèðå. Áëàãîäàðÿ Ãàìçàòîâó âî âñåì ìèðå
óçíàëè íåáîëüøîé Äàãåñòàí, ðàñïîëîæåííûé íà ñòûêå äâóõ êîíòèíåíòîâ —
Åâðîïû è Àçèè.
 ñåìèäåñÿòûå-âîñüìèäåñÿòûå ãîäû, óåçæàÿ â êîìàíäèðîâêó èëè â ãîñòè â
Ìîñêâó è äðóãèå ãîðîäà è îáëàñòè Ñîâåòñêîãî Ñîþçà (è îñîáåííî — çà
ãðàíèöó!), äàãåñòàíöû áðàëè ñ ñîáîé êðàñíóþ ðûáó è ÷åðíóþ èêðó, çíàìåíèòûé
äàãåñòàíñêèé êîíüÿê è îáÿçàòåëüíî êíèãè Ðàñóëà Ãàìçàòîâà. Êíèãè Ðàñóëà,
êîòîðûå òðóäíî áûëî äîñòàòü, øëè íàðàâíå ñ äðóãèì äåôèöèòîì íàøåé æèçíè,
ïîòîìó ÷òî áûëè íàñóùíûì õëåáîì íàøåé æèçíè. Ìû íå óäèâëÿëèñü, êîãäà
âûñøèå ìîñêîâñêèå ÷èíîâíèêè íåîæèäàííî îòâëåêàëèñü îò îáñóæäåíèÿ ïðîáëåì
ïîðîé ãîñóäàðñòâåííîé âàæíîñòè è çàäàâàëè íàì âîïðîñû î Ðàñóëå, êàê åìó
æèâåòñÿ, ïèøåòñÿ ëè, äàâíî ëè ìû ñ íèì âèäåëèñü…
Ó Ðàñóëà, êàê ó âñÿêîãî íàñòîÿùåãî ïîýòà, óäèâèòåëüíî çàáîòëèâîå
îòíîøåíèå ê ëþäÿì. Áóäó÷è ÷ëåíîì Ñîþçíîãî ïàðëàìåíòà, îí, ïîëüçóÿñü ñâîèì
âûñîêèì ïîëîæåíèåì, íåîäíîêðàòíî ñîäåéñòâîâàë ìíîãèì íàøèì ñåëàì è ðàéîíàì
â ïðèîáðåòåíèè àâòîìîáèëåé, òðàêòîðîâ, ëåñîìàòåðèàëîâ, êîðìîâ äëÿ ñêîòà. À
âåäü îí îáùàëñÿ ñ âûñøèì ðóêîâîäñòâîì ðåñïóáëèêè è ñòðàíû, íåîäíîêðàòíî
âñòðå÷àëñÿ ñ Õðóùåâûì, Ìîëîòîâûì, Ìèêîÿíîì, Áðåæíåâûì, Êîñûãèíûì,
Ôóðöåâîé, ëè÷íî äðóæèë ñ Øåâàðäíàäçå… «Âåçó÷åñòüþ» ñâîåé ñóäüáû îí
îáÿçàí òîëüêî ñåáå, ñâîåìó òàëàíòó, óïîðíîìó òðóäó. È ýòà «âåçó÷åñòü»
âûçûâàëà â ëþäÿõ íå ðåâíîñòü, êàê íåðåäêî áûâàåò â òàêèõ ñëó÷àÿõ, à
âñåîáùåå óâàæåíèå. Ñâèäåòåëüñòâîì òîìó òî, ÷òî ïî÷òè 35 ëåò Ðàñóë
èçáèðàëñÿ äåïóòàòîì Âåðõîâíîãî Ñîâåòà ÑÑÑÐ, íåîäíîêðàòíî áûë ÷ëåíîì
Ïðåçèäèóìà Âåðõîâíîãî Ñîâåòà. Ïîñëåäíåå î÷åíü ïðèìå÷àòåëüíî: â ýòîò âûñøèé
çàêîíîäàòåëüíûé îðãàí íàøåé òîãäàøíåé âåëèêîé äåðæàâû ñ íàñåëåíèåì 275
ìëí. ÷åëîâåê âõîäèëè ëèøü 15 ÷åëîâåê. È ñðåäè íèõ ïîýò — óðîæåíåö
ìàëåíüêîãî Äàãåñòàíà — Ðàñóë Ãàìçàòîâ!
Ó Ðàñóëà íåìàëî íàãðàä, îí ëàóðåàò Ëåíèíñêîé, Ãîñóäàðñòâåííûõ, ìíîãèõ
ìåæäóíàðîäíûõ, ìîëîäåæíûõ è äðóãèõ ïðåìèé, êàâàëåð ÷åòûðåõ îðäåíîâ Ëåíèíà
è ìíîæåñòâà äðóãèõ íàãðàä. Áîëåå ïîëâåêà (!) îí âîçãëàâëÿåò Ñîþç ïèñàòåëåé
Äàãåñòàíà — óíèêàëüíûé ñëó÷àé â íàøåé ëèòåðàòóðå! Êàê è íå ìåíåå
óíèêàëüíûì ÿâëÿåòñÿ ñàìî òâîð÷åñòâî Ðàñóëà: áóäü òî ïîýìà «Ãîðÿíêà»,
óäîñòîåííàÿ Ëåíèíñêîé ïðåìèè, íåîáûêíîâåííàÿ ïîâåñòü «Ìîé Äàãåñòàí», åãî
çíàìåíèòûé âåíîê ñîíåòîâ, ïåðåâåäåííûé Âëàäèìèðîì Ñîëîóõèíûì. Íå õî÷ó
ïðåóìåíüøàòü çàñëóãè íàøèõ ïèñàòåëåé è ïîýòîâ. Äàãåñòàí áîãàò òàëàíòàìè:
ýòî è íàøè êëàññèêè Ñóëåéìàí Ñòàëüñêèé, Ãàìçàò Öàäàñà (îòåö Ðàñóëà),
ïîêîëåíèå âîåííûõ è ïîñëåâîåííûõ ïèñàòåëåé è ïîýòîâ — Ýôôåíäè Êàïèåâ,
Êàìèëü Ñóëòàíîâ, Çàãèä Ãàäæèåâ è ìíîãèå-ìíîãèå äðóãèå. Âûðîñëà íîâàÿ
ïëåÿäà òàëàíòëèâûõ ìàñòåðîâ ïåðà — Ôàçó Àëèåâà, Àõìåäõàí Àáó-Áàêàð,
Íóðàòäèí Þñóïîâ… Ðàñóë — èç ýòîé áëåñòÿùåé ïëåÿäû, îí ïåðâûé â íåé. Åãî
òâîð÷åñòâî íåîòäåëèìî îò äåÿòåëüíîñòè êðóïíåéøèõ äåÿòåëåé ðîññèéñêîé
êóëüòóðû, òâîðèâøèõ âìåñòå ñ íèì â 50-90-å ãîäû ïðîøëîãî âåêà. Èõ
ñîòðóäíè÷åñòâî, òåñíûå òâîð÷åñêèå ñâÿçè äàëè ïðîèçâåäåíèÿ, ñòàâøèå
æåì÷óæèíàìè íàøåé êóëüòóðû. Èìåííî ñ ïîìîùüþ äðóçåé è êîëëåã Ðàñóëà —
ïîýòîâ Íàóìà Ãðåáíåâà, ßêîâà Êîçëîâñêîãî, Âëàäèìèðà Ñîëîóõèíà, Åëåíû
Íèêîëàåâñêîé — äåñÿòêè ïðîèçâåäåíèé ïîýòà áûëè ïåðåâåäåíû íà ðóññêèé ÿçûê
è âûøëè íà ìèðîâóþ àðåíó ê ÷èòàòåëÿì âñåé çåìëè. Âåñü ìèð îáëåòåëà
ïåñíÿ-ãèìí «Æóðàâëè», êîòîðàÿ áûëà ñîçäàíà â ñîäðóæåñòâå ñ çàìå÷àòåëüíûì
êîìïîçèòîðîì ßíîì Ôðåíêåëåì è ïåâöîì Ìàðêîì Áåðíåñîì. ßâëåíèåì íàøåé
êóëüòóðû ñòàë áàëåò «Ãîðÿíêà», ïîñòàâëåííûé â ñåìèäåñÿòûå ãîäû â
Ëåíèíãðàäñêîì ãîñóäàðñòâåííîì òåàòðå îïåðû è áàëåòà èì. Êèðîâà (íûíå —
Ìàðèèíñêèé òåàòð Ñàíêò-Ïåòåðáóðãà). Ðàñóë Ãàìçàòîâ äðóæèë ñ ïèñàòåëÿìè,
ñîñòàâèâøèìè ñëàâó ðóññêîé ëèòåðàòóðû, — Ìèõàèëîì Øîëîõîâûì, Íèêîëàåì
Òèõîíîâûì, Êîíñòàíòèíîì Ñèìîíîâûì, Àëåêñàíäðîì Òâàðäîâñêèì, Ñàìóèëîì
Ìàðøàêîì, êîìïîçèòîðàìè Äìèòðèåì Øîñòàêîâè÷åì, Àëåêñàíäðîé Ïàõìóòîâîé,
Äàâèäîì Òóõìàíîâûì. Ìíîãî ïðîèçâåäåíèé ñîçäàë îí â ñîäðóæåñòâå ñ
çàìå÷àòåëüíûì íàøèì êîìïîçèòîðîì Ìóðàäîì Êîæëàåâûì. Ïî-áðàòñêè îí äðóæèë ñ
òàäæèêîì Ìèðçî Òóðñóí-Çàäå, áåëîðóñîì Ïåòðîì Áðîâêîé, êàçàõîì Îëæàñîì
Ñóëåéìåíîâûì, áàøêèðîì Ìóñòàåì Êàðèìîì, ëèòîâöåì Ýäóàðäàñîì Ìåæåëàéòèñîì,
êàëìûêîì Äàâèäîì Êóãóëüòèíîâûì, ãðóçèíîì Íîäàðîì Äóìáàäçå. Åãî ïåñíè
èñïîëíÿëè è èñïîëíÿþò Èîñèô Êîáçîí, Ëåâ Ëåùåíêî, Âàõòàíã Êèêàáèäçå, Ìóñëèì
Ìàãîìàåâ… Ïîýçèÿ Ãàìçàòîâà öåìåíòèðîâàëà äðóæáó íàðîäîâ íå òîëüêî
Ðîññèè, íî è âñåõ íàðîäîâ áûâøåãî Ñîâåòñêîãî Ñîþçà. Ïîìíèòñÿ, êàêîé
ïîïóëÿðíîé áûëà ïåñíÿ ýñòîíñêîãî ïåâöà Òûíèñà Ìÿãè íà ñòèõè íàøåãî Ðàñóëà
— «Ìàìà» ñ ïðîíçèòåëüíûì ðåôðåíîì:
Îïîçäàë ÿ, ìàìà, îïîçäàë,
Íå óñïåë ê òâîåé
ðóêå ïðèïàñòü ÿ…
Êàêèå õîðîøèå ñëîâà ñêàçàëè î Ðàñóëå åãî êîëëåãè! «Âîîáùå íèêàêîìó
óíûíèþ íåò ìåñòà â ýòîé æèçíåëþáèâîé äóøå, óìåþùåé äàæå ñêâîçü ñëåçû
ðàäîâàòüñÿ, áëàãîñëîâëÿòü, âîñõâàëÿòü, âîñõèùàòüñÿ», — ïèñàë î Ðàñóëå
Êîðíåé ×óêîâñêèé. À Àëåêñàíäð Òâàðäîâñêèé çàìåòèë: «Òàêîå ïîýòè÷åñêîå
ÿâëåíèå, êàê Ðàñóë Ãàìçàòîâ, íå óêëàäûâàåòñÿ â îáû÷íûå ñëîâà. Ýòî ÿâëåíèå
î÷åíü ñâîåîáðàçíîå è âåëè÷àâîå».
Çà ïîñëåäíèå ãîäû ñèëüíî èçìåíèëèñü âçãëÿäû íà òå èëè èíûå ÿâëåíèÿ,
÷åëîâå÷åñêèå öåííîñòè, â òîì ÷èñëå è íà ëèòåðàòóðó è èñêóññòâî. ×òî
ïîäåëàåøü, â êàæäûé èñòîðè÷åñêèé ïåðèîä ìåíÿþòñÿ ïðàâèëà íå òîëüêî
÷åëîâå÷åñêîãî îáùåæèòèÿ, íî è âçàèìîîòíîøåíèé ëþäåé. Ñíèçèëàñü òÿãà ëþäåé
ê ïîýçèè, íî íà ñòèõè Ãàìçàòîâà ýòà ãðóñòíàÿ òåíäåíöèÿ íå
ðàñïðîñòðàíèëàñü. Ðàñóë îñòàëñÿ ëþáèìûì è ÷èòàåìûì ïîýòîì íàðîäà. Çàâåðøàÿ
ýòè ñòðîêè, õîòåëîñü áû ïðîñèòü Àëëàõà äàðîâàòü íàøåìó Ðàñóëó çäîðîâüå. À
áóäåò çäîðîâüå, áóäåò åãî âûñîêèé äóõ, âäîõíîâåíèå — ñëîâîì, âñå òî, ÷òî
ðîæäàåò â Ïîýòå çîëîòûå è âå÷íûå ñòðîêè.
Ìàãîìåäòàãèð Àáäóëáàñèðîâ
Îöåíèòå ýòîò òåêñò! |
---|
5 áàëëîâ 4 áàëëà 3 áàëëà 2 áàëëà Êîììåíòàðèé: |
Îïóáëèêîâàíî â ïðèëîæåíèè ÐÃ «ÑÎÞÇ. Áåëàðóñü-Ðîññèÿ» îò 4 ñåíòÿáðÿ 2003 ã., No 35 (135).
Источник