Полное воздержание от пищи пить можно
Содержание статьи
б) Как следует питаться и о воздержании
Как следует питаться и о воздержании
Воздержание от пищи противоположно чревообъедению. Воздержание и пост необходимы для очищения души. Невозможно с насыщенным чревом воевать против духа блуда в мысли. Поэтому первый подвиг в борьбе со страстями заключается в том, чтобы обуздать чрево и поработить тело не только постом, но и бдением, и трудом, и чтением. Следует собирать в сердце страх геенны и желание Царства Небесного. Воздержание связано с духовными устремлениями человека. Например, некий юноша Георгий, отвергнув от себя всякие помыслы, плотские и мирские, так хотел сохранить в чистоте свою совесть, что ко всем вещам мира стал бесчувствен, даже не было у него желания есть и пить, и так долго пребывал он в посте.
Святые отцы не дали правила и образца воздержания, одинакового для всех, так как количество и качество пищи должно соответствовать здоровью, возрасту, навыкам и свойствам тела. Разные люди имеют различия в потребностях тела. Кому-то для поддержания силы необходимо много пищи, а кому-то мало, в зависимости от потребностей организма и привычек. Один человек съедает 650 граммов20 хлеба и остается голодным, а другой может съесть вдвое меньше и насытиться. Не все нуждаются в употреблении овощей, но и не все могут есть сухой хлеб. У всех же должно быть одно намерение — избегать множества видов и излишества пищи. Не должно насыщаться и привлекаться сладостью и изысканным вкусом особых яств. Ежедневное умеренное принятие пищи больше способствует чистоте, чем вкушение через 3-4 дня или до седмицы продолжающееся пощение. Одинаково вредят крайности с любой стороны — избыток поста и насыщение чрева, слишком продолжительное бдение и многоспание и тому подобное. От множества лакомств и изобилия пищи тело отягчается, ум становится склонным к греховным желаниям, но и от многого воздержания ум изнемогает и приводит душу к дряхлости. Некоторые без меры, сверх сил, постятся, а потом сверх меры и часто употребляют пищу. В таком случае сначала от чрезмерного голодания тело изнемогает и к духовному служению бывает лениво, а затем тело, отягощаемое множеством яств, вводит в душу уныние и расслабление. Некоторые, вначале победив чревобесие, потом были низвержены безмерным постом и впали в ту же страсть чревобесия из-за пришедшей от непомерного поста немощи. Искусный в духовной жизни авва Моисей, живший в пустыне Скит, нечто подобное испытал на себе. Некогда он настолько воздерживался, что забыл и желание пищи. Два и три дня ничего не вкушая, он совсем не хотел есть, и другим отцам пришлось уговаривать его принять пищу. В другой раз, по действу диавола, от очей аввы Моисея так сон отступил, что, много ночей пребывая без сна, молил он Господа, чтобы дал ему немного сна. Продолжительные голодание и бодрствование причинили авве Моисею больше бедствий, чем их может случиться от объедения и избытка сна.
Все крайности — и удаление от пищи и избыток в ней — приносят недуги. Болезни происходят как от голодания и трудов не по силам, так и от переедания. Поэтому святые отцы говорят о необходимости умеренного поста, чтобы победить чревобесие, гортанобесие и быть беспристрастным. Умеренный пост состоит в том, чтобы есть один раз в день, не насыщаясь. Разумное и умеренное принятие пищи приводит к телесному здоровью и не лишает благодати, если соблюдать следующее правило: вкушая какую-либо пищу и еще желая ее, нужно от нее воздержаться, еще не насытившись. И апостол Павел говорит: «Плоти угодия не творите в похоти» (Рим. 13, 14). Этим он не отвергает еды, необходимой для жизни, но запрещает стремление к сластолюбию. Для утоления голода и жажды достаточно хлеба и воды. Ради здоровья и крепости тела все прочее Богом человеколюбно даровано. Поэтому не надо ни от чего отказываться, отвергать то, что Бог сотворил добра зело (Быт. 1, 31). Полезно переменять виды пищи, не предаваясь невоздержанию и сластолюбию, но питаться с воздержанием один раз в день, употребляя все во славу Божию. Воздержание и перемена вида пищи каждый день способствуют телесному здоровью. Удерживаясь от сластолюбия, тело нужно беречь от болезней, чтобы оно помогало стяжать добродетели. Следует принимать пищу в зависимости от состояния тела. Когда тело здоровое, можно постепенно утомлять его, а во время болезни питать его лучше. Подвизающийся не должен совсем ослабеть телом, но ему надо иметь силы для подвигов, чтобы трудами телесными очищалась душа.
Безмолвствующему всегда следует чувствовать голод и не насыщаться. Когда отягчен желудок, ум помрачается и не в состоянии молиться напряженно и чисто, от воспарения многих снедей он клонится ко сну. И тогда во сне на ум нападают бесчисленные фантастические образы. Поэтому употребляющему усилия для безмолвной жизни достаточно в день около 300 граммов хлеба и от всех имеющихся продуктов следует вкушать понемногу, избегая пресыщения. Таким мудрым употреблением пищи можно удалиться от гордости и, благодаря за все Бога, не показать гнушения Божиими творениями, которые весьма прекрасны. Так поступают благоразумные. Немощным же верою и душою более полезно воздержание от пищи. Им и апостол повелел есть овощи (см. Рим. 14, 2).
Святые отцы многократно увещевают принимать пищу и питие умеренно, чтобы не повредиться от избытка. Когда ум не имеет зажигающей его сладости к живописанию греха, то пребывает без сладострастных мечтаний. Простая пища разрушает желание блуда. Большое же количество и множество видов пищи возжигают стрелы блуда. И не только вино опьяняет мысль, но и избыток воды и сытость от всяких снедей делают мысль отягченной и дремлющей. Но в случае телесной немощи можно дать телу то, чего требует немощь, а не чего хочет сласть, и тогда чистота сердца не повредится. Употребление пищи нужно настолько, насколько оно служит жизни, а не удовлетворению похоти. При этом можно различить три предела: воздержание, довольство и сытость. Воздержание выражается в ощущении голода и после вкушения пищи, довольство — в том, чтобы не голодать и не отягощаться, сытость же — в незначительном отягощении пищей. А кто выходит за пределы сытости, тот открывает дверь чревобесия, через которую входит блуд. Кто побеждается чревоугодием, должен раскаиваться, укорять себя и вновь начинать воздерживаться.
Если придется угощать друзей, то ради них можно принять пищу и второй и третий раз и не печалиться о нарушении обычного правила, поскольку в первую очередь надо исполнять закон любви. Случается, что и немощь телесная требует вкушать дважды и трижды. И об этом можно не скорбеть. В слове Божием сказано: «И всякое движущееся, еже есть живо, вам будет в снедь: яко зелие травное дах вам все» (Быт. 9, 3). И еще: «Не входящее во уста сквернит человека» (Мф. 15, 11). Удаляться от пищи есть дело произволения и труд душевный.
Из-за поста может возрастать тщеславие. Когда приходят братия или странники, тщеславие начинает подстрекать не нарушать устава поста. В таком случае хорошо бы оставить свой умеренный пост и съесть в два раза больше, чем обычно. Тем самым и бесовские начинания можно разрушить, и устав любви соблюсти, и тайну воздержания не обнаружить.
Вино веселит сердце человека (Пс. 103, 15), а инок обещал плакать и рыдать. Поэтому надо уклоняться от такого веселья, и тогда придет радость от духовных дарований. Кто же веселится вином, тот поживет со срамными помыслами и впадет во многие скорби. Праздники надо отмечать не винопитием, а обновлением ума и чистотою души. Объедение и пьянство только прогневляют Начальника Праздника. Вино может быть полезно только в немногих случаях: в старости, при телесной немощи и если надо спастись от сильного холода, но и тогда немного. В юности, в здравии и в тепле лучше вода. Но и ее надо стараться употреблять мало, поскольку жажда способствует целомудрию.
Одно воздержание от пищи для чистоты души не много даст, если не присоединить и прочие добродетели. Особенно помогают смирение с послушанием, утомление тела и воздержание от сребролюбия, состоящее в том, чтобы не только не иметь богатства, но и не желать стяжать его. Также необходимо удаляться от гнева, печали, тщеславия, гордости. Все это вместе приводит к главной цели — чистоте души.
Оглавление
Источник
«Щи да каша – пища наша»: Как правильно поститься Великим постом
Великим постом многие из нас вспоминают об одном из средств, которое помогает очищать душу от страстей. Средство, известное каждому, ведь большинство из нас именно к нему сводит смысл и содержание поста. Это — пищевые запреты и ограничения, прописанные в Богослужебном Уставе, также именуемом «Типиконом», многостраничной книге, регламентирующей все стороны церковной жизни, а потому неслучайно созвучной Уставу воинскому.
В течение столетий постовые правила менялись, но в итоге в Православной Церкви (сначала в Ромейском Царстве — Византии, а затем и на Руси) был закреплён Иерусалимский Устав, довольно строгий и рассчитанный на монастырскую практику, но вместе с тем являющийся идеалом для всех православных христиан. Отступления от Устава в повседневной жизни неизбежны, но человек воцерковленный должен знать, что любые послабления в посте — это не правила, а исключения, которые важно согласовывать со своим духовником.
Но прежде чем мы перейдём к изложению этих «уставных» правил, напомним, почему же борьбу со страстями принято соединять с пищевыми ограничениями. Так, один из самых почитаемых святых V века от Рождества Христова, Святитель Лев Великий говорил о посте следующим образом:
Нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и, напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть…»
Речь идёт именно о том, что «изнеженное тело и тучная плоть» гораздо более склонны к любым другим страстям, а чревоугодие и пьянство разжигают в человеке многие другие греховные помыслы.
ОБЕД В ТРАПЕЗНОЙ ИОАННО-БОГОСЛОВСКОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ В СЕЛЕ ПОЩУПОВО ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА. ФОТО: АЛЕКСАНДР РЮМИН/ТАСС
Пищевые запреты и благословения Великого поста
Ну а теперь немного подробнее об уставных правилах начавшегося Великого поста. Для начала о том, что же вообще называется «постной пищей». Если говорить о посте во всей его строгости, то это полное воздержание от пищи, подобное тому посту, который соблюдал Сам Христос, постившийся в пустыне в течение 40 дней.
Конечно, мы далеки от этого, а потому Великим постом предписано воздерживаться от пищи только в течение его первого дня (понедельника, а в некоторых толкованиях Устава также и вторника первой седмицы, то есть недели). Помимо этого, от пищи воздерживаются в пятницу Страстной седмицы, которая не входит в Великий пост, но примыкает к нему. В этот день мы вспоминаем Страсти Христовы, Его Распятие и телесную смерть.
Что же касается «постной пищи», то это — не «мясо попостнее», то есть нежирное, а полное исключение продуктов животного происхождения («скоромных», не путайте со «скромными»). Сюда относятся мясо, яйца, молоко, а также содержащие их продукты. Более того, в Великий пост существует запрет даже на рыбные и другие морепродукты. Последние, согласно церковному Уставу, если соблюдать его во всей строгости, благословляются только в два праздника. Первый из этих праздников — Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье, в субботу накануне которого ещё нет разрешения на рыбу, но благословляется рыбная икра). Второй — Благовещение (однако в 2018 году этот праздник приходится на Великую субботу Страстной седмицы, а потому и в этот день установлен строгий пост).
А теперь по порядку. Более подробно о каждом дне великопостного календаря вы сможете прочесть в нашей ежедневной рубрике «Православный календарь», а пока — церковный Устав на каждый день Великого поста, начиная с 15 марта и заканчивая днями Страстной седмицы — до 1 мая включительно.
Фото: www.globallookpress.com
* * *
15 марта 2021 года: начало Великого поста. По Уставу — полное воздержание от пищи.
16-19 марта 2021 года: вторник-пятница первой седмицы Великого поста — сухоядение (неварёная растительная пища: хлеб, овощи, фрукты, семечки и орехи, причём как свежие, так и сушёные или мочёные, а также мёд).
20 и 21 марта 2021 года: суббота первой седмицы и первый воскресный день (Неделя 1-я) Великого поста — постная пища с растительным маслом (в том числе жареная и варёная, также в подобные дни для укрепления сил благословляется выпить немного вина).
22 марта 2021 года — память 40 мучеников Севастийских — небольшое послабление Великого поста — постная пища с растительным маслом (и соответственно, вином).
23 марта — 26 марта 2021 года: вторник-пятница второй седмицы Великого поста — сухоядение.
27 и 28 марта 2021 года: суббота второй седмицы и второй воскресный день (Неделя 2-я) Великого поста — пища с растительным маслом и вином.
28 марта — 2 апреля 2021 года: понедельник-пятница третьей седмицы Великого поста — сухоядение.
3 и 4 апреля 2021 года: суббота третьей седмицы и третий воскресный день (Неделя 3-я) Великого поста — пища с растительным маслом и вином.
5 и 6 апреля 2021 года: понедельник и вторник четвёртой седмицы Великого поста — сухоядение.
7 апреля 2021 года: великий двунадесятый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы — серьёзное послабление Великого поста — благословляются рыбные блюда, включая икру.
8 и 9 апреля 2021 года: четверг и пятницы четвёртой седмицы Великого поста — сухоядение.
10 и 11 апреля 2021 года: суббота четвёртой седмицы и четвёртый воскресный день (Неделя 4-я) Великого поста — пища с растительным маслом и вином.
12 и 13 апреля 2021 года: понедельник и вторник пятой седмицы Великого поста — сухоядение.
14 и 15 апреля 2021 года: среда и четверг пятой седмицы Великого поста — пища с растительным маслом.
16 апреля 2021 года: пятница пятой седмицы Великого поста — сухоядение.
17 и 18 апреля 2021 года: суббота пятой седмицы и пятый воскресный день (Неделя 5-я) Великого поста — пища с растительным маслом.
19-23 апреля 2021 года: понедельник-пятница шестой седмицы Великого поста — сухоядение.
24 апреля 2021 года: суббота шестой седмицы Великого поста (Лазарева Суббота) — на трапезе благословляется рыбная икра.
25 апреля 2021 года: шестой воскресный день великого поста — Неделя ваий (цветоносная, Вербное воскресенье), праздник Входа Господня в Иерусалим — на трапезе благословляется рыба.
26-28 апреля 2021 года: Великий Понедельник — Великая Среда Страстной седмицы — сухоядение.
29 апреля 2021 года: Великий Четверг — Воспоминание Тайной Вечери — пища без масла, но благословляется выпить немного вина.
30 апреля 2021 года: Великий Пяток Страстной седмицы — полное воздержание от пищи.
1 мая 2021 года: Великая Суббота Страстной седмицы — строгий пост, обычно сухоядение.
* * *
Фото: www.globallookpress.com
И здесь ещё раз сделаем оговорку, что эти строгие предписания выполняются далеко не всегда и всеми. В реальной церковной практике, в зависимости от жизненных обстоятельств того или иного человека, возможны различные послабления. Большинство православных мирян вместо строгого монастырского сухоядения допускают в будние дни и варёную пищу (варение без елея), некоторым благословляется и пища с растительным маслом. В исключительных же случаях бывают благословения и на более умеренное соблюдение поста (беременным и болящим, узникам и военнослужащим, учащимся и путешествующим). Но повторимся, всё это — не правило, а исключения из него. Уставное же правило, установленное Церковью в далёкой древности, изложено выше.
«Приятный пост»
«Постимся постом приятным» — эти слова известной православной стихиры (богослужебного молитвенного песнопения) очень любят цитировать, вырывая из контекста. Нет, это не значит, что тем самым её смысл искажается. Конечно же, среди людей верующих никто и никогда не скажет, что пост, именуемый в святоотеческой литературе «Весной души», должен быть «неприятным». И в то же время нужно понимать, что же имел в виду автор этого глубокого и трогательного богослужебного текста. А для этого важно привести его полностью:
Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение пост истинный есть и благоприятный…»
На самом деле всё очень просто: любой пост, в первую очередь Великий, готовит нас к тому или иному значимому событию церковного года, очищая наши души борьбой с собственными страстями, молитвой и покаянием. Именно борьба со страстями, молитва и покаяние — это три самые главные составляющие каждого поста, которые призваны привести нас к соединению с Самим Богом в величайшем Таинстве Причастия, которое неслучайно с древности именуется «Трапезой Господней».
Подписывайтесь на канал «Царьград» в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Источник
Воздержание от пищи
Пищевое воздержание
Владимир Львович Леви — писатель, врач-психотерапевт и психолог, автор книг по различным аспектам популярной психологии. Кандидат медицинских наук. В своей книге «Разговор в письмах» он пишет о лечебно — профилактическом эффекте от пищевого воздержании.
Пищевое воздержание может быть частичным и полным. Многие века практиковались традиционные посты. Это время, когда запрещается или ограничивается употребление животных продуктов. Посты, в свою очередь, бывают более или менее строгими. Строгий пост предусматривает отказ от всякой животной пищи, чистое вегетарианство. Какой смысл, зачем? Очищение организма плюс упражнение воли.
Диетологи часто рекомендуют «разгрузочные» дни — фруктовые, молочнокислые и т. д. В некоторых же случаях назначается и периодический полный перерыв в еде, обычно на срок от 12 до 36 часов, максимум — до трех суток. Еще раз уточним: это не голодание, а лечебное воздержание от пищи, которое может иметь и просто профилактическое значение.
Вам, я думаю, после компетентной консультации будет полезен еженедельный «пищевой выходной» от 24 до 36 часов. Такой способ очистки организма, предельно естественный, применяется в амбулаторной практике очень давно и широко, с самыми разными целями и, кроме некоторых специальных случаев (язвенная болезнь, диабет), противопоказаний не имеет. При соблюдении правил дается нетрудно. Основной смысл: организм регулярно получает возможность отдохнуть от пищеварения (а это работа, и нелегкая!) и сосредоточиться на выведении обменно-пищевых шлаков. В результате облегчаются и налаживаются функции всех органов, прибавляются жизненные силы, возрастает активность и сопротивляемость всевозможным недугам.
Пищевой выходной (Семь главных моментов)
- Время и срок надлежит установить заранее. Можно, например, воздержаться от еды с 7 вечера до 7 вечера следующего дня, то есть от ужина до ужина (с пятницы на субботу, допустим), или с ужина до завтрака послезавтра (это будет уже около 36 часов).
- День «до» и день «после». День перед пищевым воздержанием и день после него предпочтительнее сделать строго постными, молочно-растительными. Почему? Потому что животная пища, особенно жирно-мясная, создает наибольшую шлаковую нагрузку. Лучше, если эта нагрузка будет и убавляться, и прибавляться постепенно (см. пункт 7).
- Предварительная очистка кишечника клизмой или легким слабительным (особенно, если есть склонность к запорам) преследует ту же цель — обеспечить внутреннюю очистку. Если воздержание продолжается более суток, то очищать кишечник каждые сутки, а еще лучше — по два раза.
- Очистительное питье. Часто и понемногу пить. За 24 часа выпивать не менее двух с половиной литров жидкости. Пить можно щелочную минеральную воду («Боржоми»), и просто кипяченую с добавлением лимонного сока или меда (половину чайной ложки на стакан), и водопроводную, если она там у вас хорошего качества. Зачем пить? Все затем же: помогать организму выводить скопившиеся отходы, промывать ткани.
- Не мешать! Во время пищевого воздержания желательно не принимать никаких лекарств. Очистка должна быть очисткой. Однако решать это надо, посоветовавшись с врачом.
- Поведение и настрой. Тем, кто не привык к воздержаниям от еды, кто боится их, у кого есть склонность к тревожным опасениям за свое здоровье, проводить «пищевой выходной» поначалу трудно. «А вдруг не выдержу, а вдруг упаду в обморок?..» Наконец, наступает момент, когда просто здорово хочется есть! (Правда, когда как: бывает, что и на второй — третий день особого аппетита не появляется).
Все это легко преодолимо, если сразу твердо поверить в необходимость и целебность разгрузки. Вы убедитесь сами: грамотно воздержаться от пищи сутки-двое не так уж тяжело, даже в рабочие дни, но лучше все-таки посвящать этому предвыходные и выходные.
Во время пищевых воздержаний и физические, и психические нагрузки должны продолжаться (да и куда от них деться!), но распределяться с особой гибкостью. И работать, и отдыхать стараться по принципу «часто и понемногу», интенсивных напряжений по возможности избегать. Но, в общем, движений может быть даже больше привычной нормы (я, например, в такие дни стараюсь как можно больше ходить пешком и прохожу по 16-20 километров). Равномерная ходьба с перерывами, разнообразная гимнастика несколько раз в день с неторопливыми, не слишком сильными движениями… Если же вы остаетесь дома, то следует особо заботиться о свежести воздуха.
Не бойтесь слабости и кратковременных недомоганий. В первые несколько воздержаний такие эпизоды возможны — это признак, что организм начинает усиленную самоочистку. Полеживайте только при явной слабости и неподолгу, а потом снова принимайтесь за дела. Если аппетит разыгрался чересчур ощутимо, не приближайтесь к едящим, не говорите о еде, устремляйте свои мысли на более возвышенные предметы. Если вы худы, то не страшитесь падения веса. Поначалу за 24 часа можно потерять около 1-1,5 килограммов. Но при регулярном правильном пищевом воздержании вы ничуть не похудеете, если не захотите этого; вес может даже увеличиться, причем не за счет переедания в другие дни (упаси Боже), а исключительно за счет лучшего усвоения пищи.
- Правильный выход. Уточняю, что такое «день после». Первая еда — фрукты, или пара помидоров, или арбуз, дыня, или стакана два свежего натурального фруктового сока. Или — немного овсянки… Пока все. Уверен, скромная эта трапеза покажется вам и отменно вкусной и сытной. Но, конечно, аппетит скоро возьмет свое. Вторая еда (через 3,5-4 часа) — картошка или каша (овсяная, гречневая, манная), снова фрукты или овощи, но уже побольше. Третья (еще через 4-5 часов) — опять каша или овощное блюдо, позволительно и немного творога. Если вы воздерживались от пищи только с вечера до вечера, то «восстановительный» ужин может состоять, скажем, из тарелки овсянки и стакана простокваши или кефира. Тогда следующая еда будет уже обычным завтраком.
Вот и все основное.
Положительное влияние «пищевых выходных» вы почувствуете сразу же, в тот же день, либо в «день после» и в дальнейшие. Но всего вероятнее, что ощутимые результаты появятся, когда эти «выходные» войдут в расписание вашей жизни, сделаются привычкой, даже потребностью. Она и будет знаком того, что организм принял очистку как свой естественный долг и право и наладил добросовестное выведение шлаков. Внутренняя чистота не приходит за один раз, ведь засоряем мы себя чем попало годы и годы…
Итак, еженедельно — «пищевой выходной»!
Если же вы на них не решитесь или выявятся какие-то непредусмотренные противопоказания, полезно систематически проводить разгрузку на соках, на двухдневной простокваше (сыворотке), яблоках, сухофруктах или арбузах. Придерживайтесь такого рациона 1-2 и даже 3 дня в неделю. Целесообразно, если нет непереносимости к молоку, проводить и чисто молочные дни. И здесь главное — последовательность, регулярность.
См.также: «Как грамотно есть.», «О пищевой совместимости.», «Как не надо кормить ребёнка.».
Источник: Владимир Львович Леви, «Разговор в письмах».
Источник