После омовения можно пить воду
Содержание статьи
Условия малого омовения
Условиями малого и полного омовений являются:
1. Наличие чистой и пригодной для омовения природной воды.
2. Вода должна обтекать все моющиеся части тела.
3. Отсутствие на моющихся частях тела нечистот и таких веществ, которые изменяют цвет, вкус, запах чистой воды.
4. Отсутствие на омываемых частях тела какого-либо изолятора (лака, клея, краски и т. п.), препятствующего соприкосновению воды с кожей.
5. Необходимо осознавать обязательность данного омовения.
6. Необходимо знать, какие действия омовения являются обязательными (арканами), а какие желательными (сунна).
7. Для женщин обязательно находиться в состоянии чистоты от менструаций и послеродовых выделений.
8. Совершение малого омовения для больных, которые страдают беспрерывным недержанием мочи, газов, кала, и для женщины, находящейся в состоянии истихазы (кровь, выделяющаяся из матки женщины при болезни), необходимо только после наступления времени намаза.
Обязательные действия (арканы) омовения
Арканами, то есть обязательными элементами омовения, являются:
1. Намерение. Оно делается сердцем одновременно с началом мытья лица.
2. Мытьё лица.
3. Мытьё обеих рук, включая локти.
4. Поглаживание головы намоченными руками (масху).
5. Мытьё обеих ног, включая лодыжки.
6. Соблюдение вышеприведённой последовательности исполнения арканов омовения.
Обязательным является мытьё всех омываемых частей тела по одному разу.
Если исполнены все арканы омовения, то омовение считается действительным. Если же не исполнен хотя бы один из этих арканов, то омовение недействительно.
Желательные действия (сунны) омовения
Для увеличения вознаграждения желательно не ограничиваться только исполнением арканов, а по возможности исполнять суннаты.
С намерением выполнить сунны омовения желательно:
1. Направление в сторону Киблы при совершении омовения.
2. Применение сивака.
3. Произнесение перед омовением слова истиазы «Аузу…» и басмалы .
4. Предварительное трёхкратное мытьё кистей рук.
5. Полоскание рта и носа одновременно.
6. Мытьё всех омываемых частей тела выше обязательного (руки мыть до плеч, ноги – до колен).
7. Мытьё всех омываемых частей тела по три раза.
8. Мытьё сначала правой части тела (т. е. правой руки и правой ноги), затем – левой.
9. При поглаживании головы протереть всю голову.
10. Протирание ушей.
11. Протирание рукой омываемых частей тела во время мытья.
12. Разведение бороды, если она густая.
13. Разведение пальцев рук и ног при их мытье.
14. Омовение всех частей тела подряд, одну за другой (без перерыва между ними).
15. Чтение шахады до и после завершения омовения.
16. Выпить из оставшейся после омовения воды.
17. Не разговаривать во время омовения.
18. Желательно читать специальные молитвы в начале и в конце омовения и при мытье омываемых частей тела.
19. Прочитать дуа после омовения, глядя в небо, даже если вы слепой.
20. Не вытирать омытую часть тела (без причины).
Нежелательные действия при совершении омовения
Нежелательными действиями (караха) при совершении омовения являются:
1. Излишняя трата воды (желательно расходовать не более одного литра воды.
2. Омовение каждой части тела более или менее трёх раз.
3. Стряхивание воды с рук.
4. Похлопывание руками по лицу при его мытье.
5. Вытирание полотенцем.
6. Наливание воды при омовении другим человеком.
7. Ведение посторонних разговоров при омовении.
8. Совершение омовения в грязном месте, где на тело и одежду может попасть наджаса.
9. Глубокое полоскание рта и носа во время соблюдения поста.
Когда желательно обновить омовение
Обновить омовение желательно для любого обязательного намаза, после кровотечения – в частности из носа, после дремоты, рвоты, после громкого смеха в намазе, после поклёпа, сплетен, клеветы, лжи. А также после совершения любого греха, после умывания покойника, после перенесения покойного, после того как притронулся к усопшему, при гневе и при сомнении в нарушении омовения. Ибо по другим мазхабам в таких случаях омовение портится.
Случаи, когда особенно желательно находиться в состоянии омовения
В омовении желательно находиться всё время, особенно при чтении наизусть Корана и других религиозных книг, поминании Аллаха, чтении салавата, перед сном, при приёме пищи, посещении праведников и авлия. Кроме того, человек совершает омовение, собираясь посетить мечеть, нося религиозные книги, посещая кладбища или другие святыни (зияраты). При чтении из самого Корана обязательно находиться в омовении, ибо трогать Коран без омовения запрещается.
Что запрещается совершать тому, у кого нарушено омовение
Нарушившему омовение запрещено совершать намаз, суждатилавата (чтение Корана) и шукру (выражение благодарности), дотрагиваться до Корана, нести Коран и совершать таваф (обхождение вокруг Каабы).
Источник
Виды воды для омовения
Для того чтобы человек очистился от большого либо малого осквернения, ему необходимо использовать воду (в случае её отсутствия можно совершить таяммум).
Исламское право, основываясь на Священном Коране и Благородной сунне Пророка Мухаммада (с.г.в.), определяет несколько видов воды, благодаря которым можно очиститься от скверны:
1. Дождевая, талая либо снеговая вода. Разрешение использовать таковую содержится в тексте самого Корана:
«… Мы предоставили воду с неба очищенную» (25:48)
2. Вода долин
3. Вода рек и озёр
4. Вода из колодца.
5. Вода из источников.
6. Морская вода. По этому поводу Заключительный посланник Всевышнего Мухаммад (с.г.в.) сказал следующее: «Морская вода и мертвечина являются чистыми» (Ат-Тирмизи).
7. Вода, которая смешалась с каким-либо чистым веществом, не потеряв своих изначальных свойств. В качестве довода к этому положению приводится хадис из сборника высказываний Пророка Мухаммада (с.г.в.) Ибн Маджи о том, что Посланник Всевышнего (с.г.в.) попросил Ибн Мас’уда полить ему воду из кувшина с финиковым напитком для совершения тахарата. Он объяснил это тем, что финик сам по себе чистый, а потому смесь его с водой не приводит к порче последней.
Жидкости, которыми верующим не дозволено делать омовение:
1) Разнообразные напитки
2) Соки деревьев и прочих растений
3) Бульон
4) Вода, смешавшаяся с чем-нибудь чистым, но утратившая свои свойства
5) Вода, ранее уже использованная для гусля либо тахарата. Она хоть и считается чистой, но не признаётся очищающей.
Всевышний Творец даровал Своим рабам природно-чистую воду. В ситуациях, при которых в неё попадают нечистоты (наджас), она становится непригодной для совершения большого либо малого омовения. Именно поэтому в исламе вопрос сохранения воды чистой рассматривается весьма остро. Например, испражнение в стоячую воду запрещено. К тому же после сна рекомендуется мыть руки до того, как они будут опущены в сосуд с водой для омовения. Ведь непонятно, до чего дотрагивались руки человека во время сна.
Если нечистоты в минимальном количестве попадают на один конец пруда, размер которого составляет, как минимум, 5 на 5 метров, то использовать такую воду для омовения можно. Однако необходимо обязательно брать её из противоположного конца водоёма.
Если нечистоты попадают в текущую воду и её качество не меняется (например, не видно в ней остатков наджаса), то такая вода является пригодной как для большого омовения, так и для малого.
Если в водоёме погибает животное, обладающее полноценной системой кровообращения (птица, корова, волк, лиса), то такой источник считается осквернённым. Если же речь идёт о рыбе, земноводных либо насекомых, то водоём остаётся чистым и его вода пригодна для ритуального очищения мусульман.
Очищение колодцев
В этом вопросе есть несколько пунктов, каждый из которых необходимо расписать отдельно.
— Если внутрь колодца попадает труп или в нём утонет человек (равно как животное с него размером либо, как минимум, размером с собаку), то обязательно (ваджиб) выкачать всю воду из этого источника.
— Когда в описанной выше ситуации речь идёт о животном размером с кошку либо некрупную птицу (голубя), Шариат предписывает вычерпать 40 вёдер (но лучше – 50).
— Если в колодезной воде обнаружится труп мелкого животного (величиною в мышь), то достаточно выкачать 20 вёдер (желательно – 30).
— При длительном нахождении трупа животного в воде, если он стал разлагаться (независимо от размера особи), следует в обязательном порядке (ваджиб) вычерпнуть всю воду.
Приступая к выкачиванию воды, в первую очередь надлежит убрать тело оказавшегося в колодце животного. Иначе смысла в выкачивании из колодца воды не будет никакого.
Для расчёта обычно берётся ведро стандартных размеров. Колодец признаётся выкаченным, когда набираемая за раз вода становится менее половины ведра. (Если происходит подпитка колодца из подземного источника, следует рассчитать примерный объём заполненного колодца и вычерпать именно столько воды для его очищения). По завершению этого процесса необходимо помыть ведро, верёвку, стенки внутри колодца и, по возможности, его дно. А выкачивающий воду человек также должен вымыть свои руки.
Если в колодце погибла мышь, и люди, не зная об этом, продолжали использовать его воду, то после выяснения случившегося требуется перечитать намазы за последние сутки, помыть все соприкасавшиеся с этой водой вещи. Если мышь начала разлагаться, то лучше перечитать молитвы за трое последних суток.
Вода, которая осталась после питья
— если воду попил человек или животное, чьё мясо разрешено к употреблению, то она является чистой;
— если воду испробовала кошка, курица, мышь либо хищная птица, то остаток воды допустимо применять для взятия омовения лишь при отсутствии чистой воды;
— если до ёмкости добралась свинья, собака либо хищный зверь, то эта вода становится непригодной для очищения верующего;
— если воду попил осёл, то ею можно сделать тахарат (вуду), но потом обязательно должен следовать таяммум.
Вода в сосуде, из которого попил человек, остаётся чистой только тогда, когда он притронулся к ней будучи трезвым, между его зубами не шла кровь или его рот не наполняла рвота. Если такой человек не сполоснёт прежде свой рот, использованная им вода будет нечистой, ею нельзя будет совершать малое либо большое омовение. Аналогично трактуется ситуация, когда кошка, съев мышь, сразу же принимается пить воду.
Источник
Омовение в исламе: гусль, тахарат, порядок их совершения
Омовение в исламском вероучении занимает особую роль, так как без него мусульманам нельзя совершать некоторые обряды поклонения. Под этим термином в исламе понимается процесс ритуального очищения, совершаемого верующими как минимум несколько раз в день.
Омовение бывает двух видов: малое («вуду», «тахарат»), а также полное («гусль»).
Тахарат
Малое омовение – разновидность ритуального очищения, выполняемая верующими регулярно и не требующая при его совершении полного обнажения.
В каких случаях необходимо совершать тахарат:
- перед тем, как приступить к совершению молитвы (намаза);
- перед чтением Священного Корана;
- перед началом обхода вокруг Каабы.
Процедура выполнения вуду:
1. Произнести намерение для совершения омовения: для того чтобы приступить к тахарату, человек должен иметь соответствующее намерение, которое он может проговорить про себя.
2. Сказать слова «Бисмилляхир-Рахманир-Рахим» («Именем Аллаха Милостивого и Милосердного»).
3. Вымыть кисти рук до запястий: верующий должен промыть трижды ладони обеих рук до запястий, в обязательном порядке промывая участки между пальцами (желательно начать с правой руки).
4. Прополоскать рот: после рук следует трижды хорошо прополоскать рот, причём воду желательно преподносить к губам правой рукой.
5. Промыть носовые пазухи: мусульманин должен трижды промыть нос, втягивая воду из правой руки и убирая выделения – левой.
6. Вымыть лицо: для этого достаточно трижды ополоснуть лицо, чтобы каждый раз на всю его поверхность (вплоть до ушей) попала вода.
7. Вымыть руки до локтей: каждая рука, начиная с правой, последовательно промывается со всех сторон по три раза от запястья до локтевого сгиба.
8. Протирание головы, шеи и ушей: влажными ладонями необходимо протереть волосы, при этом предписывается затронуть как минимум четверть головы (обычно протирают движением правой рукой от макушки ко лбу). После этого большие пальцы рук перемещают под мочки ушей, а указательными протирают ушную раковину и слуховой канал. В завершении данного этапа следует тыльной стороной ладоней пройтись по шее, плавно перемещая руки с задней её части к передней.
9. Очищение стоп ног: в заключении по три раза промываются ступни ног до щиколоток, включая участки между пальцами. Здесь так же приветствуется выполнять процедуру, начиная с правой ноги.
Немаловажно знать, что обязательными действиями (фард) тахарата будут следующие: мытьё лица, рук до локтей, протирание шеи, ушей и головы, мытьё ног. Обязательность именно этих этапов обусловлена тем, что именно они упомянуты в Священном Писании мусульман:
«О те, которые уверовали! Когда вы встаёте на намаз, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и умойте ваши ноги до щиколоток» (5:6)
Таким образом, после совершения вуду верующий пребывает в состоянии ритуальной чистоты, в котором он может совершать молитву, читать Коран и так далее. Это положение сохраняется до тех пор, пока верующий не совершит какое-либо действие, его нарушающее.
Что нарушает малое омовение:
- справление нужды, включая выход газов;
- потеря сознания;
- сон, за исключением случаев, когда человек дремлет сидя или стоя;
- выделение нечистот из тела человека в больших количествах (кровь, гной и т.д.);
- прикосновение непосредственно к половым органам (т.е. не через ткань);
- сильная рвота (при условии, что рвотные массы заполнили всю ротовую полость).
Гусль
Полное омовение – разновидность омовения, выполняемая в случае нахождения мусульманина в состоянии ритуального осквернения. В Коране Господь миров говорит нам:
«…Если вы осквернены, то мойтесь с головы до ног и очищайтесь…» (5:6)
Ситуации, при которых необходим ГУСЛЬ:
- после интимной близости (для ритуального осквернения достаточным будет соприкосновение половых органов, даже если семяизвержения не произошло);
- после семяизвержения, произошедшего не вследствие близости (например, если оно возникло по причине страстных ощущений в результате мыслей, или считающимся харамом просмотра изображений и видео с обнаженными телами, поллюции и т.д.);
- постменструальный период у женщин (во время месячных женщина пребывает в состоянии ритуального осквернения, в связи с чем в такие дни ей даже запрещено молиться и соблюдать пост. После завершения менструации женщинам следует совершить гусль);
- послеродовой период у женщин (по окончании послеродовых кровотечений так же предписывается выполнить полное омовение);
- после принятия ислама (после того, как человек произнёс шахаду и стал мусульманином, ему надлежит очиститься);
- смерть (перед погребением тело каждого мусульманина необходимо омыть)
Будучи в состоянии ритуального осквернения верующий не имеет права:
- читать и прикасаться к Священному Корану (если его текст полностью на арабском языке);
- выполнять намаз;
- посещать мечеть;
- совершать обход вокруг Каабы.
Порядок совершения полного омовения:
Намерение для совершения гусля: как и перед тахаратом, человек должен проговорить (можно мысленно) намерение;
Произнести «Бисмилляхир-Рахманир-Рахиим»;
Мытьё рук до запястий: промыть трижды руки до запястий, очищая при этом участки между пальцами (начать предпочтительнее с правой руки);
Мытьё половых органов: делать это следует тщательно, чтобы устранить все нечистоты, и желательно левой рукой;
Совершение всех действий малого омовения (вуду): при этом процедура мытья ладоней повторяется, а ступней ног откладывается до завершения гусля;
Обливание головы: необходимо совершить его трижды и так, чтобы все волосы на голове, включая бороду и усы, оказались смоченными от кончиков и вплоть до корней;
Обливание правой стороны тела: трижды и достаточным для этого количеством воды, но не допуская излишнего её расхода;
Троекратное обливание левой стороны тела;
Мытьё ног (включая участки между пальцами).
Как и тахарат, гусль содержит и обязательные, и желательные для совершения действия. Однако в отношении полного омовения в среде мусульманских правовых школ имеются некоторые расхождения. Если согласно ханафтскому мазхабу фардом при выполнении гусля считается полоскание рта, промывание носовой полости и обливание всего тела, то в шафиитском мазхабе – намерение, устранение нечистот и полное обливание.
Достоинства омовения
Совершать омовение верующим предписывается не только перед выполнением религиозных практик – состояние ритуальной чистоты должно быть присуще любому мусульманину практически постоянно. Тахарат и гусль в исламе считается благим делом, за выполнение которого полагается награда. Известный хадис Пророка Мухаммада (с.г.в.) гласит: «Если кто-то, пребывая в состоянии омовения, заново совершает его, тому Всевышний пишет 10 добрых дел» (ат-Тирмизи).
Кроме того, ритуальное очищение способствует стиранию грехов верующего, о чём говорится в следующем хадисе: «Когда мусульманин совершает омовение, то, омывая лицо, смывает все грехи, которые совершают глаза, омывая руки, смывает все грехи, которые он ими совершал, омывая ноги, смывает все грехи, которые он ими совершал, и таким образом человек станет чистым от грехов» (приводят Муслим и ат-Тирмизи).
Ещё одним достоинством омовения можно назвать тот факт, что оно способно ввести верующего в Рай. Посланник Аллаха (с.г.в.) однажды напутствовал: «Кто из вас совершит омовение, потом произнесёт слова шахады, для того откроются все восемь райских врат» (хадис от Муслима).
Источник
Правила совершения омовения
Шафиитский мазхаб
Первым условием намаза является нахождение человека в состоянии ритуальной чистоты. Согласно Шариату, ритуальное очищение (тахара) – это выполнение определенных обязательных действий, для того чтобы мусульманину стало дозволенным совершение намаза. Оно включает в себя:
1. Удаление нечистот (наджасы).
2. Совершение частичного омовения тела (вузуъ).
3. Выполнение полного омовения тела (гусль).
4. Очищение чистой землей (таяммум), если нет воды, а также в некоторых других ситуациях.
Воистину, изучение правил ритуального очищения и их выполнение соответствующим образом является одной из важнейших заповедей в религии. Потому что только при соблюдении всех этих правил можно добиться требуемой чистоты для намаза. В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) сказано: «Очищение – это ключ к намазу». Следовательно, кто пренебрегает очищением, тот пренебрегает и намазом.
Согласно Шариату, для ритуального очищения используется вода.
Разновидности воды
Вода подразделяется на три вида:
1. Вода чистая и очищающая: то есть чистая сама по себе и пригодная для очищения. Такая вода используется для совершения как полного, так и частичного омовения (т. е. она устраняет хадас ) и для удаления нечистот (наджасы). Это обычная природная вода, не изменившая свое название в результате смешивания с чем-либо, например: дождевая, морская, речная, родниковая, талая и колодезная.
2. Вода чистая, но не очищающая: то есть вода чистая сама по себе, но непригодная для ритуального очищения. Она не снимает хадас и не удаляет нечистоту. К такой воде относится:
а) вода, использованная для выполнения обязательного ритуального очищения: частичного омовения, полного омовения, а также для удаления нечистот и при этом не изменившая свои качества (вкус, цвет или запах). Если же качества воды изменились, то она нечистая (наджис).
б) вода, изменившаяся в результате попадания в нее чего-либо чистого (тахир). Если вода смешалась с каким-либо чистым веществом и при этом явно изменилась, то она непригодна ни для частичного омовения, ни для полного омовения, ни для удаления нечистот. Такой является, например, вода, в которую попало молоко или сахар, явно изменившие ее цвет, вкус или запах. Если же изменения воды незаметны – она пригодна для очищения. Исключением являются минеральные соли, которые не влияют на пригодность воды, используемой для очищения, даже если сильно изменяют ее качества. То есть, это соли, которые попали в воду из почвы. Но если соли мы добавляем в воду сами, то это делает воду непригодной.
3. Нечистая вода (наджис): Согласно богословско-правовой школе имама аш-Шафи‘ий, объем воды бывает большой и малый.
Малый объем – это меньше двух куллей.
Большой объем – два кулля и больше.
Два кулля равны примерно 216 литрам.
Если в малое количество воды попала непростительная наджаса, вода становится нечистой (наджис), даже если не изменилось ни одно из трех ее качеств – вкус, цвет, запах.
Простительной наджасой является мертвое насекомое, у которого не течет кровь, такое как муха, муравей и т. п. Например, если муха попала в воду и умерла в ней, вода остается чистой до тех пор, пока не изменится ее цвет, или запах, или вкус.
Если в большое количество воды попадает нечистота, не изменившая ни одно из трех ее качеств – вкус, цвет, запах, – то она остается чистой. А если изменилась хотя бы немного одно из этих качеств, то вода становится нечистой и непригодной для ритуальных очищений, согласно учению имама аш-Шафи‘ий.
О нечистотах
Наличие нечистот (наджаса) на теле, одежде или на месте совершения намаза делает намаз недействительным. Поэтому очищению от них необходимо уделять особое внимание.
Нечистотами, согласно Шариату, являются: кровь, гной, сукровица (жидкость желтоватого цвета, смешанная с кровью, а также гнойная кровянистая жидкость, вытекающая из нарывов, язв), рвота, алкоголь, моча, кал, мазью (почти прозрачная слизистая жидкость, выделяющаяся из полового органа при возбуждении), вадью (густая белая жидкость, иногда выделяющаяся после мочеиспускания или вследствие поднятия тяжести), собака, свинья, труп животного, его кости и шерсть. Не считаются нечистотами мертвые рыбы, саранча и человек.
Все, что отделяется от живого животного, рассматривается как мертвое, исключением являются волосы, шерсть, перья, слюна и пот животных, мясо которых можно употреблять в пищу, а также слюна и пот других живых животных, кроме собаки и свиньи и всего, что рождается у них. Отделенная кошачья шерсть – нечистая. Шерсть, отделенная от живых животных, мясо которых можно употребить в пищу, является чистой, а если от такого животного отделилась конечность (лапа) и оно осталось живым, то эта конечность – наджаса.
Живые животные (кроме собаки, свиньи и всего, что от них рождается) все чистые.
Нечистота бывают незаметная и заметная:
Незаметная нечистота – это та, которая утратила свой объем и качества – вкус, цвет, запах. Для очищения места, загрязненного такой нечистотой, необходимо, чтобы вода протекла по нему.
Заметная нечистота – это видимая нечистота, которая имеет объем и качества – вкус, цвет, запах. Очищая место, загрязненное подобной нечистотой, необходимо вначале удалить ее, а затем промыть это место водой до исчезновения ее вкуса, цвета и запаха.
Если моча мальчика в возрасте до двух лет по лунному календарю, который питается только материнским молоком, попала на что-либо, то это место достаточно сбрызгивать водой до тех пор, пока оно не намокнет. В данном случае протекание воды необязательно. Сказано в хадисе Пророка Мухаммада (мир ему и благословение): «При удалении мочи девочки загрязненное место необходимо промывать водой, а при удалении мочи мальчика достаточно лишь сбрызнуть водой». Моча маленькой девочки рассматривается, как моча взрослого человека.
Для удаления мочи надо поливать загрязненное место чистой, пригодной для очищения водой до полного исчезновения нечистоты и ее свойств – вкуса, цвета, запаха. В случае, если не удается удалить полностью цвет или запах (но не оба вместе), это считается простительным.
Нечистота от собаки и свиньи, например, моча, кал и слюна, удаляется семикратным промыванием, в том числе один раз водой, смешанной с чистой землей.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Очищение посуды, которую облизала собака, осуществляется семикратным промыванием водой, одно из которых смешано с землей». Желательно, чтобы промывание водой, смешанной с землей, не было последним из этих семи.
Заметная нечистота не становится чистым веществом. Исключением является обработанная и окрашенная, то есть дубленая кожа мертвого животного, кроме собаки и свиньи, а также вино, которое в результате брожения преобразовалось в уксус. Если же оно превратилось в уксус в результате добавления или попадания в него чего-либо, например, хлеба и т. п., то такой уксус не является чистым. Шкуры и шерсть животных, мясо которых можно употреблять в пищу, зарезанных по мусульманским ритуалам, чисты и без обработки.
О подмывании
Подмывание (по-арабски истинджа) – это обязательное удаление до полного очищения всех мокрых выделений из переднего и заднего проходов.
Выделения могут быть обычными (моча, кал) и необычными (мазью, вадью). Если человек испустил только кишечные газы, то подмывание необязательно. Неполное очищение от мочи является одной из причин мучения в могиле. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Оберегайте тело и одежду от попадания на них мочи, так как большинство мучений в могиле – из-за пренебрежительного отношения к очищению от нее».
После того, как мочеиспускание прекратилось, для полного удостоверения в этом, желательно (сунна) выполнить истибра путем откашливания, сдавливания мочеиспускательного канала, приседаний и т. п. Истибра – это освобождение от оставшейся в мочеиспускательном канале мочи после прекращения ее выделения. Если человек знает, что выделение мочи не прекратилось, то он обязан избавиться от нее до конца.
Истинджа выполняется чистой, пригодной для очищения водой либо подтиранием камушками (тремя или одним, который имеет не менее трех граней), последнее при условии, что нечистоты не распространились за пределы прохода и не засохли. Если это произошло, то для очищения необходимо использовать воду.
Заменить камень может любой предмет, если он шершавый, плотный (не сыпучий), чистый (не загрязненный наджасой), непочетный. Например, бумажные салфетки. Гладкие предметы, такие как стекло, не годятся для этой цели. Почетный предмет, например, лист бумаги, содержащий информацию об Исламе и т. п., также нельзя использовать для удаления нечистот. При их удалении необходимо протереть загрязненное место не менее трех раз, до полного очищения. Если нечистоты не удалились за три раза, то следует протереть четвертый раз. Если после этого нечистота была удалена, то желательно протереть и пятый раз (чтобы количество было нечетным).
Выполняя истинджа, предпочтительно использовать сначала твердый предмет – камень или бумагу, а потом воду. Можно использовать и одно из них: или воду, или камень, но лучше использовать воду.
При справлении нужды в открытой местности, нельзя обращаться лицом или спиной в сторону Каабы. Это разрешено лишь в том случае, если впереди, не далее чем за три локтя (около 1,5 м) есть какой-либо предмет высотой не менее 2/3 локтя (около 35 см). Что касается мест, специально предназначенных для этой цели (туалеты), то в них не запрещено обращаться в сторону Каабы, но лучше этого не делать. Также нежелательно опорожняться под плодоносящими деревьями, потому что плод может упасть на нечистоты и испачкаться. Если же дерево принадлежит какому-либо чужому человеку, то опорожняться под ним (без разрешения) является грехом.
Также нежелательно опорожняться на дороге и в тени, где люди могут остановиться для отдыха, так как это может стать причиной проклятия. Посланник Аллаха s говорил: «Остерегайтесь двух проклятий». Его спросили: «О, Посланник Аллаха s, каких двух проклятий?» Он ответил: «Справлять нужду на дороге или в тени». Это правило также касается мест, где человек может согреться зимой под солнцем.
Говоря кратко, нужно избегать того, что создает неудобства для людей.
Нежелательно мочиться и опорожнять кишечник в норы, как в малые, так и в большие, потому что они могут быть жилищем джиннов, опасных зверей или других слабых живых существ. Также нежелательно разговаривать при справлении нужды. Запрещается мочиться в мечети, даже в сосуд. Нельзя вносить с собой в туалет предметы, на которых написаны имена Аллаха и Его Посланника s.
Желательно (сунна) перед входом в туалет просить защиты у Аллаха, произнося следующие слова:
«Бисмилляh, Аллаhумма инни а‘узу бика миналь-хубси валь-хабаис».
(Начинаю с именем Аллаха. О Аллах, я прошу у Тебя защиты от джиннов мужского и женского пола).
Заходить в туалет желательно с левой ноги, а выходить с правой, в отличие от того, как заходят в мечеть и выходят из нее. После выхода из туалета желательно произнести:
«Гуфранака, аль-хамду лилляhи-ллязи азhаба ‘анниль-аза ва ‘афани».
(Прошу у Аллаха прощения. Хвала Аллаху, который освободил меня от вреда и дал мне здоровье).
Хадас – причина, нарушившая ритуальную чистоту. Хадас бывает большим и малым. При большом хадасе необходимо совершить полное омовение тела, а при малом – частичное омовение тела (см. дальше).
Вода, использованная для выполнения полного или частичного омовений во второй и третий раз, является чистой и пригодной для ритуального очищения.
Следует отметить, что все молитвы, в том числе и читаемые в намазе, необходимо читать только на выдохе, то есть выдыхая воздух из легких.
Источник