После водки вы пили портвейн помилуйте да разве это можно делать

Водка плюс пиво… Неизвестное об известном

Водка плюс пиво…

Неизвестное об известном

«Однако! Я чувствую, что после водки вы пили портвейн! Помилуйте, да разве это можно делать!»

Михаил Булгаков, «Мастер и Маргарита»

Немного на свете людей, которые могут похвастать, что знают меру в спиртном. А вот тех, кто пусть и время от времени, но всё же явно перебирают «норму» — большинство. В этом, в общем-то, нет ничего удивительного: ну, выпил человек по какому-то приличествующему поводу или даже без особого повода — бывает…

Более странно другое: мало того, что человек мучается с похмелья, так и не всё помнит… Спрашивается, почему? Как утверждают люди бывалые, таких причин две. Первая: человек выпил слишком много. И вторая: смешал разные спиртные напитки. Парадоксально, но факт: не смотря на то, что в основе всех без исключений спиртных напитков этиловый, он же винный спирт, однако смешение таких напитков ничем хорошим не заканчивается. Даже смешение таких «сорокоградусных» напитков, как водка, коньяк или виски…

Еще хуже, если смешивают напитки из разных «весовых» категорий: водку с вином или пивом.

При этом следует знать, что производители водки не соревнуются между собой в крепости: почти все ее сорта имеют одну и ту же крепость – пресловутые сорок «градусов». И благодарить за это нужно великого русского химика Менделеева. Именно он еще в XIX веке научно обосновал *стандарт русской водки, который, как ни удивительно, стал и международным.

Совсем иная картина среди пивоваров. Ведь пиво, сваренное по традиционным рецептам, является слабоалкогольным напитком — его крепость не превышает четырех-пяти «градусов», если считать на содержащийся в нём этиловый спирт. Однако в продаже есть и более крепкие сорта, в которые добавляют спирт. То есть, по сути дела, крепкое пиво это «коктейль» из компонентов, которые не следует смешивать.

Сравните: в народе смешение неоднородных спиртных напитков — например, пиво с водкой или вина с водкой называют «ершом». И это не случайно: даже само название такого «коктейля» говорит само за себя. Это не тот случай, про который говорят: «дёшево и сердито», а гораздо худший вариант. После такого «ерша» может отказать не только память, но и ноги.

Но если не смешивать разные напитки в одном стакане, и, например, пить сначала пиво, потом вино или водку, то и из этого ничего хорошего не выйдет. Еще более каверзный и непредсказуемый вариант, когда пьют по «нисходящей» — то есть переходят от крепких напитков к более слабым. Почему так получается, никто объяснить не может, но, тем не менее, это так.

Что же касается пива, то не все пивовары являются добросовестными производителями. Сильная конкуренция между ними заставляет некоторых из них пускаться во все тяжкие. То есть — варить такие сорта пива, которые ударяют в голову с первой пол-литровой бутылки или банки и валят с ног после двух-трех литров того зелья.

Почему так происходит? Да потому, что в пиво добавлены «усилители» крепости, о которых сами пивовары скромно умалчивают. Сравните: и поныне те, кто гонят самогон на продажу, настаивают свою «акву виту» на махорке, каких-то ядовитых корешках и даже на птичьем помёте. Зачем они это делают? Всё просто: если после первого стакана начинают заплетаться ноги, значит, самогонка у какой-нибудь бабы Маши «ядрёная», и, стало быть, в следующий раз мужики придут именно к ней, а не к ее конкуренткам, выкуривающим корчемное вино по классической технологии.

Полезные советы:

1. Во время застолья не смешивайте разные сорта алкоголя — ибо ничего путного из этого не выходит. Если же этого избежать не удается, то «восходящий» вариант всё же лучше, чем «нисходящий».

2. Не пейте пиво вперемешку с водкой. Сочетание этих напитков может  привести к частичной потере памяти: мол, с кем пил и по какому поводу — вроде бы, помню, а вот чем закончился тот «сабантуй» — нет.

3. Не частите с тостами — никуда алкоголь со стола не денется.

4. Основательно закусывайте: пища, особенно жирная, — замедляет процесс усвоения алкоголя.

5. Не обольщайтесь тем, что молодое сухое вино не бывает крепче, чем 9 — 12 «градусов». Этот напиток крайне коварен. Если его выпить достаточно много, то голова, вроде бы, остается ясной, язык не заплетается, а вот встать со стула может оказаться неожиданной проблемой: молодое вино почему-то ударяет именно по ногам. Странно, но столовые, а тем более — марочные сухие вина этим каверзным свойством не отличаются.

6. По возможности, избегайте спиртных напитков, которые крепче, чем водка — например, ром. Почему? Да потому что большинство россиян пьет его так же, как и водку — то есть полными стопками. А ведь ром значительно крепче водки, что и приводит к быстрому опьянению.

Анекдот в тему:

Мужик в баре:

— Мне, пожалуйста, десять стопок водки по пятьдесят грамм…

— Ну так и возьмите целую бутылку… — удивляется бармен.

— Нет, — упорствует клиент. — Нужно именно десять стопок.

Бармен выполняет необычную просьбу, ставит перед настырным мужиком десять рюмок с водкой и украдкой наблюдает за ним.

Тот же выливает водку из первой и последней рюмки, а вторую отправляет себе в рот.

— Не понял… — удивляется бармен. — Зачем же было тогда заказывать десять стопок?

— Всё просто, командир. Насколько я себя знаю, первая рюмка всегда идет плохо, а последняя бывает лишней.

Некоторые распространенные предрассудки, связанные с алкоголем:

Читайте также:  После фервекса можно пить алкоголь

Водка замерзает при температуре минус 40 градусов по Цельсию. Это не так: «сорокаградусная» водка замерзает при температуре — 28,9* С.

Другое же поверье — что водка горит, если в ней 40 или больше «градусов», недалеко от истины: водка или самогон крепостью менее 37,5 — 38,0 тех пресловутых «градусов» при комнатной температуре не горит. Поэтому самый популярный метод проверки самогона на крепость — путем его поджигания — достаточно точен.

Абсолютное большинство людей уверены, что если смешать литр чистого спирта (96*) и литр воды, то получится 2 литра водки крепостью 48 «градусов». Ничуть не бывало! Два литра водки не получится — ее будет заметно меньше. (При смешивании спирта с водой происходит так называемая контракция (объем полученного раствора как бы ужимается, причем довольно сильно) — это заметно даже на глаз. — Прим. авт.)

Почему мы так говорим?

Небольшие стеклянные или металлические стаканчики россияне традиционно называют стопками. Но при этом мало кто может вразумительно объяснить, почему стопками, а не как-то иначе? Отгадка проста: в древности мерное ведро (12,3 л) делили не на штофы, как в веке XIX, а на стопы, которых в ведре было, как и штофов, обычно 10. Каждая же стопа вмещала в себя 10 чарок или стопок емкостью в 123 мл. («Штоф» — Мера питей, кружка, по 8 или ныне по 10 на ведро; осьмериковый штоф содержит две бутылки или 16 чарок, десятириковый — 12 чарок. — Из Толкового словаря Владимира Даля.)

По схожей причине мы и поныне именуем трехлитровую банку четвертью. Почему? Да потому, что в дореволюционной России водочные бутылки (бутыли) имели емкость в 12,3 (мерное ведро), 6,15, 3,075 (четверть ведра), 1,23 (штоф), 0,615, 0,3075, 0,153, 0,123 и 0,0615 л. (Именно поэтому и в наше время трехлитровые банки или баллоны называют «четвертями». — Прим. авт.)

Мало кто задумывался, почему мы с досады или в отчаянии говорим: «Да гори оно огнем (синим пламенем)!» Скорее всего, происхождение этих поговорок связано с появлением в XV в. **«хлебного вина», которое действительно горело синеватым пламенем, если его поджечь.

Примечания к тексту:

*Стандарт русской водки… На этот счет в науке нет единого мнения: одни приписывают изобретение (1894 г.) «Московской особенной» водки нашему знаменитому соотечественнику, — другие это опровергают. Что же до россиян, не обремененных научными степенями, то они именно Менделеева считают «отцом» русской водки.

**Хлебное вино — до середины XVIII в. историческое название русской водки, которое именовали так потому, что обычно вырабатывали из ржи или пшеницы.

Виктор Аннинский,

2013 г.

Количество отзывов:

Количество сообщений:

Количество просмотров: 575

© 11.01.2015г. Виктор Аннинский
Свидетельство о публикации: izba-2015-1229607

Рубрика произведения: Проза -> Другое

Источник

Читать

Два дня прошли кое-как. На третий же день страдавшая все это время бессонницей Анна Францевна опять-таки спешно уехала на дачу… Нужно ли говорить, что она не вернулась!

Оставшаяся одна Анфиса, наплакавшись вволю, легла спать во втором часу ночи. Что с ней было дальше, неизвестно, но рассказывали жильцы других квартир, что будто бы в № 50-м всю ночь слышались какие-то стуки и будто бы до утра в окнах горел электрический свет. Утром выяснилось, что и Анфисы нет!

Об исчезнувших и о проклятой квартире долго в доме рассказывали всякие легенды, вроде того, например, что эта сухонькая и набожная Анфиса будто бы носила на своей иссохшей груди в замшевом мешочке двадцать пять крупных бриллиантов, принадлежащих Анне Францевне. Что будто бы в дровяном сарае на той самой даче, куда спешно ездила Анна Францевна, обнаружились сами собой какие-то несметные сокровища в виде тех же бриллиантов, а также золотых денег царской чеканки… И прочее в этом же роде. Ну, чего не знаем, за то не ручаемся.

Как бы то ни было, квартира простояла пустой и запечатанной только неделю, а затем в нее вселились – покойный Берлиоз с супругой и этот самый Степа тоже с супругой. Совершенно естественно, что, как только они попали в окаянную квартиру, и у них началось черт знает что. Именно, в течение одного месяца пропали обе супруги. Но эти не бесследно. Про супругу Берлиоза рассказывали, что будто бы ее видели в Харькове с каким-то балетмейстером, а супруга Степы якобы обнаружилась на Божедомке, где, как болтали, директор Варьете, используя свои бесчисленные знакомства, ухитрился добыть ей комнату, но с одним условием, чтобы духу ее не было на Садовой улице…

Читайте также:  Можно ли пить алкоголь после гиалуроновой кислоты

Итак, Степа застонал. Он хотел позвать домработницу Груню и потребовать у нее пирамидону, но все-таки сумел сообразить, что это глупости, что никакого пирамидону у Груни, конечно, нету. Пытался позвать на помощь Берлиоза, дважды простонал: «Миша… Миша…», как сами понимаете, ответа не получил. В квартире стояла полнейшая тишина.

Пошевелив пальцами ног, Степа догадался, что лежит в носках, трясущейся рукою провел по бедру, чтобы определить, в брюках он или нет, и не определил. Наконец, видя, что он брошен и одинок, что некому ему помочь, решил подняться, каких бы человеческих усилий это ни стоило.

Степа разлепил склеенные веки и увидел, что отражается в трюмо в виде человека с торчащими в разные стороны волосами, с опухшей, покрытою черной щетиною физиономией, с заплывшими глазами, в грязной сорочке с воротником и галстуком, в кальсонах и в носках.

Таким он увидел себя в трюмо, а рядом с зеркалом увидел неизвестного человека, одетого в черное и в черном берете.

Степа сел на кровать и сколько мог вытаращил налитые кровью глаза на неизвестного.

Молчание нарушил этот неизвестный, произнеся низким, тяжелым голосом и с иностранным акцентом следующие слова:

– Добрый день, симпатичнейший Степан Богданович!

Произошла пауза, после которой, сделав над собой страшнейшее усилие, Степа выговорил:

– Что вам угодно? – и сам поразился, не узнав своего голоса. Слово «что» он произнес дискантом, «вам» – басом, а «угодно» у него совсем не вышло.

Незнакомец дружелюбно усмехнулся, вынул большие золотые часы с алмазным треугольником на крышке, прозвонил одиннадцать раз и сказал:

– Одиннадцать! И ровно час, как я дожидаюсь вашего пробуждения, ибо вы назначили мне быть у вас в десять. Вот и я!

Степа пощупал на стуле рядом с кроватью брюки, шепнул:

– Извините… – надел их и хрипло спросил: – Скажите, пожалуйста, вашу фамилию?

Говорить ему было трудно. При каждом слове кто-то втыкал ему иголку в мозг, причиняя адскую боль.

– Как? Вы и фамилию мою забыли? – тут неизвестный улыбнулся.

– Простите… – прохрипел Степа, чувствуя, что похмелье дарит его новым симптомом: ему показалось, что пол возле кровати ушел куда-то и что сию минуту он головой вниз полетит к чертовой матери в преисподнюю.

– Дорогой Степан Богданович, – заговорил посетитель, проницательно улыбаясь, – никакой пирамидон вам не поможет. Следуйте старому мудрому правилу – лечить подобное подобным. Единственно, что вернет вас к жизни, это две стопки водки с острой и горячей закуской.

Степа был хитрым человеком и, как ни был болен, сообразил, что раз уж его застали в таком виде, нужно признаваться во всем.

– Откровенно сказать, – начал он, еле ворочая языком, – вчера я немножко…

– Ни слова больше! – ответил визитер и отъехал с креслом в сторону.

Степа, тараща глаза, увидел, что на маленьком столике сервирован поднос, на коем имеется нарезанный белый хлеб, паюсная икра в вазочке, белые маринованные грибы на тарелочке, что-то в кастрюльке и, наконец, водка в объемистом ювелиршином графинчике. Особенно поразило Степу то, что графин запотел от холода. Впрочем, это было понятно – он помещался в полоскательнице, набитой льдом. Накрыто, словом, было чисто, умело.

Незнакомец не дал Степиному изумлению развиться до степени болезненной и ловко налил ему полстопки водки.

– А вы? – пискнул Степа.

– С удовольствием!

Прыгающей рукой поднес Степа стопку к устам, а незнакомец одним духом проглотил содержимое своей стопки. Прожевывая кусок икры, Степа выдавил из себя слова:

– А вы что же… закусить?

– Благодарствуйте, я не закусываю никогда, – ответил незнакомец и налил по второй. Открыли кастрюлю – в ней оказались сосиски в томате.

И вот проклятая зелень перед глазами растаяла, стали выговариваться слова, и, главное, Степа кое-что припомнил. Именно, что дело вчера было на Сходне, на даче у автора скетчей Хустова, куда этот Хустов и возил Степу в таксомоторе. Припомнилось даже, как нанимали этот таксомотор у «Метрополя», был еще при этом какой-то актер не актер… с патефоном в чемоданчике. Да, да, да, это было на даче! Еще, помнится, выли собаки от этого патефона. Вот только дама, которую Степа хотел поцеловать, осталась неразъясненной… черт ее знает, кто она… кажется, в радио служит, а может быть, и нет.

Вчерашний день, таким образом, помаленьку высветлялся, но Степу сейчас гораздо более интересовал день сегодняшний и, в частности, появление в спальне неизвестного, да еще с закуской и водкой. Вот что недурно было бы разъяснить!

– Ну, что же, теперь, я надеюсь, вы вспомнили мою фамилию?

Но Степа только стыдливо улыбнулся и развел руками.

– Однако! Я чувствую, что после водки вы пили портвейн! Помилуйте, да разве это можно делать!

– Я хочу вас попросить, чтоб это осталось между нами, – заискивающе сказал Степа.

Читайте также:  Какое спиртное можно пить после инфаркта

– О, конечно, конечно! Но за Хустова я, само собой разумеется, не ручаюсь.

– А вы разве знаете Хустова?

– Вчера в кабинете у вас видел этого индивидуума мельком, но достаточно одного беглого взгляда на его лицо, чтобы понять, что он – сволочь, склочник, приспособленец и подхалим.

«Совершенно верно!» – подумал Степа, пораженный таким верным, точным и кратким определением Хустова.

Да, вчерашний день лепился из кусочков, но все-таки тревога не покидала директора Варьете. Дело в том, что в этом вчерашнем дне зияла преогромная черная дыра. Вот этого самого незнакомца в берете, воля ваша, Степа в своем кабинете вчера никак не видал.

– Профессор черной магии Воланд, – веско сказал визитер, видя Степины затруднения, и рассказал все по порядку.

Вчера днем он приехал из-за границы в Москву, немедленно явился к Степе и предложил свои гастроли в Варьете. Степа позвонил в Московскую областную зрелищную комиссию и вопрос этот согласовал (Степа побледнел и заморгал глазами), подписал с профессором Воландом контракт на семь выступлений (Степа открыл рот), условился, что Воланд придет к нему для уточнения деталей в десять часов утра сегодня… Вот Воланд и пришел.

Придя, был встречен домработницей Груней, которая объяснила, что сама она только что пришла, что она приходящая, что Берлиоза дома нет, а что если визитер желает видеть Степана Богдановича, то пусть идет к нему в спальню сам. Степан Богданович так крепко спит, что разбудить его она не берется. Увидев, в каком состоянии Степан Богданович, артист послал Груню в ближайший гастроном за водкой и закуской, в аптеку за льдом и…

Источник

Минутка ностальгии: напиток молодости нашей

  • Небольшие технические трудности. В ближайшее время мы появимся в сети и сайт станет чуточку лучше

Предлагаем вспомнить самый массовый советский алкоголь, объединявший все слои населения – от генералов и академиков до работяг и неформальной молодежи…

Cамые популярные марки портвейна и крепленых вин.

  • Именно 1 мая в СССР происходило открытие шашлычно-дачного сезона, а кое-кто открывал и купальный сезон. Ну, а какое открытие без напитков, бодрящих дух и веселящих разум?

    Любимым же напитком советских трудящихся был портвейн. Нет, не пиво, не водка и не коньяк, но именно крепленое вино, не имевшее никакого, впрочем, отношения к Португалии, но носившее гордое имя портвейна. Веничка Ерофеев в своей бессмертной поэме «Москва-Петушки» писал: «Мы жили душа в душу, и ссор не было никаких. Если кто-нибудь хотел пить портвейн, он вставал и говорил: «Ребята, я хочу пить портвейн». А все говорили: «Хорошо. Пей портвейн. Мы тоже будем с тобой пить портвейн».

    Советский народ любил и уважал портвейн, об этом свидетельствуют хотя бы данные статистики. В советское время в стране выпускалось ежегодно около 200 миллионов декалитров портвейна, тогда как на долю всех остальных видов вина (сухого, шампанского, марочного и т. д.) приходилось всего 150 миллионов декалитров.

  • — Портвейн завезли!

    Причем, портвейн любили абсолютно все слои населения. Одни пили дорогой «Массандровский» портвейн, сидя в большом кресле на даче у камина — а позволить себе дачу с камином в советское время могли только «выдающиеся советские и партийные деятели» либо не менее выдающиеся писатели, артисты и академики. Другие же брали «три топорика на троих» — дешевый портвейн «777» за 1 рубль — и распивали его где-нибудь в подворотне.

  • Номера, кстати, присваивались портвейну не просто так – эта традиция ведет свое начало еще с тех дореволюционных времен, когда в знаменитом Магараче — виноградно-винодельческом хозяйстве при Никитском ботаническом саде в Крыму стали выпускать первые опытные бутылки «Никитского крепкого вина» специально для императорской резиденции в Ливадии.

    Кроме номеров, более ничего от той эпохи в советском портвейне не осталось, ведь ради удешевления производства рецептура приготовления крепленых вин была радикально изменена. Вместо коньячного спирта в вино стали добавлять обычный зерновой спирт. Именно креплёные вина низкого качества — «Агдам», «Кавказ», «Золотистый» — получали в народе весьма звучные названия: «жушка», «чернила», «бормотуха» и «огнетушитель».

  • По стране ходило немало анекдотов об этом вине, например такой: «В СССР из всех наркотиков был легализован только портвейн. Его можно было купить в любом магазине. Однако правительство специально добавляло в портвейн ароматизаторы, которые делали невозможным принятие больше трёх, максимум пяти бутылок. Поэтому передозировки в СССР не было».

  • «Агдам» — еще одна легендарная марка азербайджанских виноделов.

  • Один из самых лучших сортов крепкого белого марочного вина типа портвейна. Изготавливается с 1936 года из винограда сортов Баян Ширей и Ркацители, который выращивают в Акстафинском районе Азербайджана. Награждено 4 золотыми и 5 серебряными медалями.

  • Продукция грузинских товарищей.

  • Крымские виноделы представляют… Именно в Крыму и был получен в 70-е годы позапрошлого века первый российский портвейн.

  • Среди регионов РСФСР более всего ценился портвейн из Ставрополья и Краснодарского края.

  • А это уже российские сорта

Источник: ussrlife.blogspot.com

Источник