Сколько вина можно пить христианину
Содержание статьи
Христиане и спиртное: если пить, то сколько, а если не пить, то почему
Христиане и алкоголь, насколько они пересекаются и насколько им стоит пересекаться? Вопрос, скорее, заключается не в том, можно ли, а в том, стоит ли. Мы собрали мнения, чтобы разобраться, стоит ли христианам употреблять алкоголь.
Александр Волков, пастор церкви «Высшее Призвание», (Уссурийск, Россия):
В последнее время снова оживилась дискуссия в соцсетях на тему МОЖНО ЛИ верующим употреблять спиртное? Например, вино или пиво? Мне кажется, что акцент изначально (не знаю, сознательно ли) ставится неправильно.
А почему, собственно, можно ли? А почему не НУЖНО ЛИ? Ведь это меняет всю картинку поднимаемого вопроса. Можно? Можно! А нужно?
Ведь апостол Павел высказался очень определенно: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мы позволительно, но не все назидает» (1Кор.10:23).
Если мы подумаем об этой стороне вопроса (нужно ли), то аргументов «против» будет намного больше. Почему человек выпивает? Хочет испытать чувство радости и успокоения. А как же мир и радость в Духе Святом? «Только в Боге успокаивайся, душа моя! Ибо на Него надежда моя» (Пс.61:6). А последствия? Это как ходьба по лезвию, как «русская рулетка». Неизвестно, чем именно для тебя закончится употребление спиртного!
Разве «можно» является для нас показателем того, что мы можем и должны что-то делать? Можно ли верующему ездить на мотоцикле на большой скорости без шлема? Можно! Но не нужно! И много других, подобных вещей!
Престон Спринкл, автор, спикер, доктор Нового Завета, профессор теологии, (Бойсе, Айдахо):
Иногда я слышу мнение, что пьющие христиане разрушают силу своего свидетельства о Христе. Честно говоря, я не понимаю, из каких умозаключений вытекает этот вывод. Одно дело, если вы свидетельствуете алкоголику или служите в мусульманском мире, но в большинстве случаев неверующие, которых я знаю лично, теряют интерес к вопросам веры, когда слышат наши категоричные «можно и нельзя», выдуманные современными верующими. Меня вряд ли удастся убедить, что если мой неверующий сосед увидит меня с бутылкой пива, он никогда не захочет услышать Благую весть из моих уст. В большинстве случаев Евангелие воспринимается гораздо охотнее, когда мы ломаем выдуманные стереотипы о христианстве и приглашаем своего соседа разделить с нами бутылку холодного пива.
Когда мы отказываемся от рукотворных завес, скрывающих свет Божьего Евангелия, вся слава Христа сияет гораздо ярче. Во многих случаях погибающий мир отвергает вовсе не Христа, а парафраз, пересказанный Его нерадивыми представителями. Некоторые не захотели слушать Евангелия, потому что были убеждены, что следование за Христом несовместимо с бутылочкой пива с сослуживцами по пятницам после работы. Если такова наша «благая весть» — настоящая красота евангельской вести затуманена нашим рукотворным «не пей никогда». На кресте был распят не директор Анонимных алкоголиков, и не воздержание от алкоголя дает нам вечную жизнь. Любое рукотворное, небиблейское добавление к Евангелию на самом деле мешает и оскорбляет истинное Евангелие.
Вера и Евгений Касевичи, пастора церкви «Dynamo», (Майями, Флорида):
В Евангелие от Луки 7:34 написано: «Пришел Сын Человеческий: ест и пьет; и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам». Это то, что говорили фарисеи об Иисусе и они бы зря этого не говорили, если бы не видели сами. Этого стереть из Библии нельзя.
С другой стороны, Библия называет пьянство — грехом. Как к этому относиться? Упиваться нельзя, пьянство — грех. Есть пьянство, а есть вино.
Проблема наша христианская в том, что мы не умеем устанавливать границы, и пытаемся все запретить.
Игорь Колгарев, редактор журнала Слово Истины, публицист, писатель, художник, руководитель нескольких христианский веб-сайтов, (Москва, Россия):
Некоторые, желая угодить «и вашим, и нашим», считают, что те, кто не пьет, должны с равной лояльностью относиться к тем, кто пьет. Как будто могут быть равны те, кто грешит, и те, кто святится. Если мы внимательно обратимся к Писанию, то заметим, что оно очень последовательно выступает против пьянства.
«Вино — глумливо, сикера — буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен», — говорится в Притчах. И еще: «У кого вой? У кого стон? У кого ссоры? У кого горе? У кого раны без причины? У кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного. Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное, и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты» (Прит. 23:29-34). Разве можно не считать эти предупреждения серьезными?
Относимся ли мы с пренебрежением к тем, кто, будучи верующим, продолжает пить, как обвиняют нас некоторые? Мы спасены по милости Божьей, и многие из нас были пьяницами, но благодарение Богу, что Господь избавил нас от этих пут греха, державших нас в своих сетях. Мы покаялись перед Богом и отказались совсем от любого количества алкоголя, табака, наркотиков и прочих вещей, обычных для греховного мира, но чуждых самой новой природе возрожденного человека.
Апостол Павел пишет: «Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником… или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе» (1Кор. 5:11). Есть ли здесь пренебрежение к пьянице? Нет. Тут дается рекомендация, как показать другому христианину наше отрицательное отношение к греху, с которым живет тот, кто называет себя братом.
«Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно» (Лк. 21:34). Многие защитники пития пытаются показать, что там, где в Писании осуждается пьянство, так же рядом осуждается и объедение, и злоречие, и многое другое. «А поскольку, — считается ими, — отказаться от объедения и злоречия человеку никак невозможно, то и пить, выходит, можно». Однако, если мы верим Библии, то, скорее всего, действительно, для человека лучше не объедаться, не быть злоречивым, и, конечно же, не пить. Если что-то нам кажется в Библии «слишком строгим», это еще не значит, что оно недействительно. Может быть, это мы не слишком хотим слушаться Слова Божьего? Кстати, слова «объедение и пьянство», скорее всего, означают не два отдельных друг от друга вида греха, а одно и то же действие, пиршество, на котором люди пьют алкоголь и много едят, и при этом совсем не думают о Боге.
Геннадий Гололоб, проповедник церкви евангельских христиан-баптистов и автор многих книг, (Черкассы, Украина):
Сторонники «культурного» отношения к вину утверждают, что христианам, хотя и не рекомендуется употребление спиртного, но и не запрещено совсем. Иными словами, разрешено все, что не запрещено. Некоторые же из них заявляют, что мера ограничения в употреблении вина должна определяться не ссылкой на Библию, а здравым смыслом.
Конечно, защитники умеренного использования вина апеллируют к самой Библии. Так, в Ветхом Завете при исполнении ежедневных жертвоприношений использовалось вино (Исх. 29:40). Священникам вменялось есть все, что приносили израильтяне, включая вино (Числ. 18:12). И Иисус Христос в Новом завете ни разу не осудил употребление спиртного. Напротив, Он Сам его употреблял и даже умножил на свадьбе в Кане Галилейской (Ин. 2). У Него и репутация была «любителя выпить» (Мф. 11:19).
Писание осуждает не спиртное вообще, а его чрезмерное использование. В тексте Лк. 21:34 пьянство поставлено в один ряд с земными заботами и объедением, но никому в голову не придет запретить людям кушать и думать о житейских проблемах. Слова же Павла к Тимофею (1 Тим. 5:23) призваны умерить его личный трезвеннический пыл, а не якобы существовавшую в то время традицию воздержания от спиртного. Более чем вероятно, что большее медицинское назначение в древности придавалось елею, нежели вину (Ис. 1:6, Иак. 5:14).
Пьянство в античности было не просто широко распространено, но и поставлено на религиозную основу, как, например, поклонение богу вина — Вакху — вакханалии. Таким образом, у древних христиан было куда больше поводов для полного запрета, дабы даже случайно не быть принятыми за поклонников этого божка, то есть не подать и повода. Тем не менее, Иисус и авторы Нового Завета, такой идеи не проповедовали! Почему?
Вино даже будет в вечности, поскольку Христу принадлежат слова: «Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Мф. 26:29). Он даже выбрал его в качестве символа Своей Крови для совершения Вечери Господней.
Вино в Библии восхваляется как дар Божий (Быт. 27:28; Втор. 8:7-10; Пс. 103:15; Еккл. 9:7; ср. Быт. 14:18), который веселит жизнь (Еккл. 10:19). Оно в качестве жертвы возлияния призвано сопутствовать радости совместной трапезы перед Господом (Втор. 14:26). Поскольку же иногда мера в употреблении вина превышалась (Ис. 28:7-8; Ам. 6:6), от подобного злоупотребления Библия настоятельно предостерегает (Притч. 20:1; 23:29-35; Еф. 5:18).
Иными словами, делают вывод защитники умеренного использования вина среди евангельских христиан, не нужно создавать проблемы там, где ее нет. Пользуйтесь вином, только в меру, и все будет хорошо, — говорят они.
Берт М. Фариас, автор, просветитель и основатель Holy Fire Ministries, (Уиндхемп, Нью Хемпшир, США):
Много лет назад в библейской школе один из моих самых уважаемых учителей привел пример злоупотребления христианскими свободами, который я никогда не забуду. Он рассказал, что однажды во время обеденного перерыва он и еще несколько пасторов были в ресторане, обедали и пили вино, в чем, кстати, я не вижу ничего противозаконного, потому что это часть многих культур сегодня.
На самом деле это и часть моей европейской/ португальской культуры и моего собственного воспитания. С раннего возраста я выпивал бокал вина на семейных обедах. Но вернемся к нашей истории. В ресторан входит женщина, молодая новообращённая, у которой были серьезные проблемы с алкоголем. Она замечает, что пасторы пьют вино за обедом. Поэтому она приходит к выводу, что это нормально и приемлемо, и снова начинает пить, и этот дух алкоголя опять завладевает её жизнью. Подумайте об этом. Мне бы очень не хотелось иметь такой груз на моей совести в Судный День.
Вот что Библия говорит об этом: «а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Матф. 18:6).
Это, друзья мои, положа руку на сердце, причина, по которой я больше не могу пить вино. Я выучил этот урок еще раз спустя годы, когда я служил в качестве служителя в Италии с некоторыми из моих учеников Библейской школы. Наши добрые итальянские хозяева предложили мне восхитительный напиток, который содержал алкоголь, который я воспринимал как часть их культуры. И вот, один из моих учеников сильно обиделся, когда я выпил. Он понимал и принимал культуру, но не мог принять, как мог его учитель пить алкогольный напиток. Вот в чем суть:
«Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим 14:21).
Любовь, а не знание, должна быть основным принципом, по которому живут христиане.
Быть камнем преткновения предполагает больше, чем просто огорчить или оскорбить другого. Это серьезное и умышленное преступление, которое ранит и ослабляет чужую совесть и может разрушить отношения со Христом. Христианская свобода всегда должна осуществляться в любви с целью укрепления других.
Сами по себе алкогольные напитки, которые включают вино, являются нейтральными в Библии, но, применимые к нашей жизни, могут приносить неприятности и разрушения больше, чем удовольствие, которое они могут доставить.
Юрий Сипко, пастор, экс-председатель Российского союза евангельских христиан-баптистов, (Москва, Россия):
Писание определяет верующих как священство: «и сами, как живые камни, будьте выстраиваемы как дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1Пет.2:5). «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1Пет.2:9).
В таком случае предписание к священникам в книге Левит, имеет прямое отношение к христианам. «Вина и крепких напитков не пей ты и сыновья твои с тобой, когда входите в скинию собрания или приступаете к жертвеннику, чтобы не умереть. Это вечное постановление в роды ваши» (Лев.10:9). Можно заметить из этого текста и других, что терпимое отношение к употреблению спиртного, было вызвано некоторым снисхождением, как бы болеутоляющим средством для людей, утративших надежду: «Дайте сикеру погибающему и вино — огорченному душой: пусть он выпьет и забудет бедность свою и не вспомнит больше о своем страдании» (Прит.31:6,7). Сравните: «Не царям, Лемуил, не царям пить вино, и не князьям — сикеру, чтобы, напившись, они не забыли закона и не извратили суда всем угнетаемым» (Прит.31:4,5).
И до сего дня евангельские христиане-баптисты не употребляют алкоголь.
Для лечения по предписанию врача, спиртосодержащие препараты не возбраняются.
Что касается принятия стакана вина для аппетита, то этот прием очень коварен. Ведь ни один алкоголик не начинал со стакана водки. Он начинал иногда с пива, иногда с рюмки для аппетита. Как это у классика: «Я захотел выпить стопочку. Я выпил, и почувствовал себя другим человеком. И этот другой человек, тоже захотел выпить стопочку» …
Апостол Павел готов отказаться есть мясо, ради немощи брата. Я уверен в том, что в России, немощной России, даже заговаривать о употреблении алкоголя опасно. Ведь по данным статистическим, в России в год употребляется 15 литров алкоголя на душу населения. Между тем, по данным ВОЗ 8 литров на душу населения, это порог, за которым начинаются необратимые процессы вымирания нации.
Мы ответственны за здоровье и духа и души и тела. Ибо это Божий приказ своему народу. «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух, и душа, и тело во всей целости да сохранятся без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1Фесс.5:23).
INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!
Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!
Источник
Добрые христиане и вино
О Вине в Церкви и Священном Писании — традиции и мнения святых отцов. Сколько допустимо выпивать алкоголя православному христианину? Регламентируется ли порядок употребления вина церковным Уставом? Существует ли бес пьянства?
Рогатые попутчики
Нельзя сказать, что русский народ спивается, но немало людей отмечают праздники за рюмкой, заявляя, что выпить под Рождество, на Святках, на Крещенье — «святое дело» для добрых христиан. Однако в глубине души те же поклонники горячительных напитков понимают, что увлечение спиртным — явление нездоровое. Об этом говорят и народные преданья, одно из которых рассказала мне бабушка.
Это случилось в ночь перед Рождеством с её односельчанкой, колхозницей средних лет, женщиной жизнерадостной, не упускавшей повода крепко выпить. Времена были советские, атеистические, но православные праздники многие помнили и по-своему отмечали.
Церковь была на целый район одна, и наша героиня-колхозница, предпочла отметить Рождество не там, а с подругой из соседнего села, устроившей гулянку. Пропев под гармонь все частушки, разогревшись самогоном, колхозница отправилась в обратный путь. У неё было прекрасное настроение, а спиртное помогло забыть и про волков и про кабанов, которые могли сожрать прохожего, оставив только валенки.
Но вскоре началась позёмка, а затем и метель, поэтому, когда женщину нагнали сани, где сидели два мужика, и она услышала:
— Землячка, подвезти тебя?
Она согласилась. Сани летели по насту, мужики вели между собой разговор, впереди, на горке в сельских окнах зажглись лампы. Шло время и уж пора было бы въехать на знакомую улицу, но село, манившее огнями, нимало не приблизилось.
— Вот чудеса, как долго едем! — Удивилась колхозница. Мужики переглянулись между собой, захохотали и стали убеждать её, что всё в порядке, скоро прибудут на место.
Луна над головой поднялась выше, ветер стих, но ударил мороз и колхозница начала зябнуть.
— Когда же мы доберёмся? — Снова завела речь она.
Мужики опять переглянулись, захохотали и стали успокаивать женщину, что осталось совсем немного. Наконец несчастная совсем продрогла.
— Ей-Богу, от холода ноги отнимаются! Вот вам крест, слезу и пойду пешком. — Раздражённо сказала она. В тот же миг в лицо ударила волна дыма, исчезли мужики, лошадь и сани.
Женщина огляделась — она сидела посреди реки, опустив ноги в полынью. Вот куда доставили пьяненькую попутчицу бесы!
Фото: Федор Лашков
Остатки хмеля мгновенно покинули колхозницу. В страхе стала она отползать от полыньи, не чувствуя заледеневших ног. Родное село и впрямь было близко — на берегу. Кое-как добралась до крайней избы и постучала. К счастью, ноги не отморозила, но они долго болели.
«Бес пьянства» или слабость воли?
В Священном Писании нет такой сущности, как «бес пьянства», представление о котором сложилось в народном сознании. На самом деле это олицетворение болезненной «страсти», которой поддался человек. «Страсть» — чрезмерное увлечение чем-либо, вредное душе и телу. Истинно верующий должен честно брать на себя ответственность за свои поступки. Если ты считаешь, что существует «бес пьянства», кто открыл ему двери в твоё сознание? Не ты ли сам?
С точки зрения христианства, алкоголь — это напиток, который может быть орудием тёмной силы, а может и не быть. Так же, как нож может быть обычным столовым прибором, но может стать орудием убийства.
Вино в Церкви и Священном Писании
В Священном Писании вино упоминается не раз. Некоторые считают, что порой термином вино там обозначается виноградный сок, например, имеет успех исследование адвентиста С.Баккиоки. Но такие рассуждения отдают ханжеством и доходят до вывода, что в Кане Галилейской Христос превратил воду не в вино, а в сок. В таком случае и причащались бы христиане не кагором с содержанием алкоголя 6-16 градусов, а соком «Сады Придонья». Ведь каждое слово в Священном писании имеет значение. И если вино, созданное Христом, распорядитель пира назвал лучшим, то так и следует понимать, видя в этом совет покупать доброе вино, а не напитки непонятного происхождения.
В Священном Писании о вине есть отзывы как позитивные, так и негативные. Есть предупреждения и обоснования, в каких случаях полезно вино. Позор пьяного Ноя, осмеянного сыном, и падение Лота, соблазнённого собственными дочерьми, недвусмысленно показывают опасность сильного опьянения. Оба персонажа, вначале выступающие как безусловно положительные герои, попадают впросак, напившись до беспамятства.
В то же время книга Притч рекомендует употреблять вино при болезни или в беде. «Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душою». Однако там же есть совет царям и князьям, отвечающим за свой народ, вовсе не пить вина, чтобы захмелев, они не забыли законы.
Стоит отметить, что в древние времена не было таких крепких напитков, как водка, да и вино порой разбавляли водой. Например, в той же книги Притч читаю, что Премудрость «растворила вино своё», неразумен «увлекающийся» вином и сикерой и не стоит быть среди «упивающихся».
Фото: монах Онуфрий (Поречный), сайт Соловецкого монастыря
Этот дар природы важен для христианской философии.
- Новый завет сравнивают с новым вином, которое способно разорвать «ветхие мехи».
- Гнев Господень называют нерастворённым вином, которое обессиливает человека.
- Вино причастия воплощает собой кровь Христову, пролитую за нас.
- В таинстве елеосвящения используют елей, смешанный с вином, так в древности исцеляли раны.
- Во время венчания молодожёны выпивают немного вина, что символизирует их счастливое единение.
Многое говорит о сложном сакральном значении этого напитка.
Старцы и священники о вине
Мнения святых подвижников и священников о вине не всегда схожи. Никто не приветствует его чрезмерное употребление, но есть те, кто советует выпивать умеренно, и есть те, кто советует вовсе отказаться от алкоголя.
Так святитель Тихон Задонский пишет: «Юным нельзя позволять пить ничего опьяняющего, потому что юные скорее привыкают, и чему научатся в юности, к тому и всю жизнь пристрастны будут», и в этом с ним согласится современная медицина. Но сколько подростков впервые попробуют алкоголь в эти зимние праздники. В проулке возле дома я порой вижу пустые небольшие бутылки — кто ещё будет пить в темноте, стоя в зимней слякоти, как не местные старшеклассники, чтобы не попасть на глаза взрослым? И это мальчики из хороших семей.
Буквально сегодня мне навстречу шли трое ребят лет 11-12, совещаясь, где бы купить пива…
Не забудьте ужесточить родительский надзор на время зимних каникул, когда дети теряют голову от безделья. Почему-то многим кажется, что именно их ребёнок будет вести себя безупречно, но нетрезвое окружение доводило до греха и взрослых.
Для пьяной компании характерно стремление уговорить выпить того, кто отказывается. У трезвенника, как правило, есть серьёзная причина, но друзья настаивают, и чтобы не обидеть ближних, человек опустошает рюмку. Если он склонен к хроническому алкоголизму, то срывается в запой, доходит до больницы. Зато угодил ближним.
Безусловно, каждый имеет право веселиться и праздновать, но при этом не забывать о законах Божеских и человеческих.
Наверное, такое происходило и в античные времена, поскольку апостол Тимофей советует человеку не пить, если он подаёт пример более немощному другу. «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14:21).
Монахи Афона собирают виноград
Я знала одного прекрасного человека и небездарного поэта, который успешно боролся с пристрастием к алкоголю, но однажды на литературном мероприятии, где он услышал немало комплиментов своему творчеству, поэт сорвался — он пил на фуршете и пил на обратном пути, в поезде. В купе с ним ехал друг, который усердно наполнял стаканы. С вокзала поэта привезли домой без сознания. В гробу он лежал с синим лицом.
«…Не от вина происходят гибельные пороки, но от развращенной воли, и происходящую от вина пользу уничтожает неумеренность», — писал Иоанн Златоуст.
«Не бесчести благословения плодов, не простирай до пресыщения пития, не нарушай соразмерности несоблюдением меры; пия вино, не пропивай ума, но помни, что Дух Божий соделывает начаток его Кровью Христовою, пользуйся им, как больной, который имеет нужду в его пособии, а не как неприятель, который обращает вино в оружие против всех, а паче против себя самого, падая от него в прах», — вторил Златоусту его ученик, преподобный Исидор Пелусиот.
Русские подвижники относились к вину более критически, чем святые Востока
Зная отечественный обычай «магарыча», когда за труд платят бутылкой, Иоанн Крестьянкин писал:
«Вы скажете, что сейчас все услуги покупаются за «маленькую» или за «поллитра». Но у вас, христиан, знающих, какое зло приносят в семью эти «поллитровки» и «маленькие», неужели никогда совесть не подсказывала, что мы даем вместо платы за услуги яд своему ближнему? Господи, прости нас, грешных! Мы почти поголовно виноваты в спаивании…».
Тихон Задонский приказывал штрафовать выпивающих семинаристов. Избегать хмельных напитков, особенно хлебных, советовал Игнатий Брянчанинов. Серафим Саровский желал, чтобы и запаха вина в его обители не было. Святитель Николай Японский рекомендовал заменять вино лимонадом. Большинство праведников склонялось к выводу, что если человек способен обойтись без спиртного, лучше пусть совсем не пьёт.
Сбор винограда на Афоне
Но поскольку большинство россиян далеки от монашеского идеала и всё равно наполняют бокалы за праздничным столом, им может быть интересно, сколько допустимо выпить православному человеку, с точки зрения церкви. В статье священника Даниила Сысоева я нашла такое пояснение:
«Количество и порядок употребления вина регламентирует церковный Устав. В Уставе говорится, что в определенные праздники употребляется вино в размере от одной до трех красовуль. Одна красовуля — это 125 граммов вина. Но когда определялась эта мера, виноградное вино было довольно густым и обычно его пили разбавленным, поэтому с водой получалось около 375 граммов».
К человеку, который понимает, что этого достаточно, не привяжутся «рогатые попутчики» на зимней дороге. Но разве ощущение праздника нельзя создать без бутылки, если есть культурные мероприятия, выходные в семейном кругу и Церковные праздники?
Протоиерей Алексий Лисняк о злоупотреблении алкоголем — рассказ из жизни
Источник